Реферат: Информация на рынке ценных бумаг 2
Название: Информация на рынке ценных бумаг 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение 3 1. Основные источники информации на рынке ценных бумаг 5 2. Система раскрытия информации на рынке ценных бумаг 14 3. Сравнительная характеристика информационных агентств 25 Заключение 33 Список использованных источников 36 Приложение ВведениеГлавным условием успеха деятельности на рынке ценных бумаг является наличие оперативной и достоверной информации. Рынок ценных бумаг является одним из главных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, размер заимствований с фондового рынка по сравнению с банковским кредитованием постоянно растет в последнее десятилетие в развитых странах. Под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т.п. Качество предоставляемых услуг на рынке ценных бумаг тесно связано с его финансовым состоянием, которое определяется возможностью участников фондового рынка: эмитентов публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг, владельцев эмиссионных ценных бумаг и профессиональных участников рынка ценных бумаг оперативно принимать правильные управленческие решения. Результативность данных решений зависит от системы сбора информации, а также от доступности и полноты информации для проведения анализа финансовых показателей деятельности компании, принятия инвестиционных решений и осуществления профессиональной деятельности. В ходе принятия инвестиционных решений на рынке ценных бумаг используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний. Важную роль в этом деле играет аналитический журнал "Рынок ценных бумаг", освещающий развитие комплекса аналитических продуктов, охватывающих различные составляющие инфраструктуры рынка ценных бумаг. К другим популярным источникам финансовой информации в России относятся: "Эксперт", "Коммерсант-Ъ", "Ведомости". Информационная прозрачность является фундаментальным принципом функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и прежде всего самих владельцев ценных бумаг. Участники фондового рынка в законодательном порядке обязаны раскрывать информацию о себе и деятельности, непосредственно связанной с ценными бумагами. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов. Полное раскрытие информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги. Целью работы является анализ системы сбора и распространения информации на рынке ценных бумаг. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: 1. Дать характеристику основным источникам информации на рынке ценных бумаг; 2. Рассмотреть систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг; 3. Дать сравнительную характеристику информационных агентств. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений. 1. Основные источники информации на рынке ценных бумагРынок ценных бумаг можно определить как совокупность правовых и экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг[24, с.245]. Ценная бумага –это денежный документ, удостоверяющий существенное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ. Любая ценная бумага может продаваться и покупаться. С продажей ценной бумаги все права, обязательства и отношения переходят к ее новому владельцу. К такому же результату приводят акты мены, дарения или завещания (после того, как завещание вступит в силу). Частичная передача прав, обозначенных в ценной бумаге, не допускается [21, с.27]. Под обращением ценных бумаг понимается их купля - продажа между участниками рынка ценных бумаг, приводящая к смене собственников ценных бумаг. Ценные бумаги являются товаром, который обращается на рынке ценных бумаг. К функциям фондового рынка относятся: перераспределение прав собственности (купля-продажа долевых ценных бумаг, удостоверяющих права их владельцев на участие в управлении предприятием); спекулятивные операции (возможность перепродажи ценных бумаг, наличие ликвидного вторичного рынка); покрытие бюджетного дефицита (рынок государственных ценных бумаг). Рынок ценных бумаг выполняет и информационную функцию, т.е. обеспечивает общество сведениями о движении свободных капиталов и способствует принятию инвестиционных решений [21, с.28]. В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться, как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты путем продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченных коммерческих целей. Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту безразлично в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам [25, с.147]. В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный или "уличный") рынки ценных бумаг. Организованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке. На внебиржевом рынке осуществляется также обращение ценных бумаг компаний, не включенных в биржевые списки. Внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную телекоммуникационную сеть, объединяющую участников торговых операций и обеспечивающую предоставление им необходимой информации для заключения сделок. "Уличный" или внебиржевой вторичный, рынок ценных бумаг представлен различными формами: торговля в офисах дилеров, через фондовые магазины, с использованием электронных торговых систем и т.д. На внебиржевом рынке обращается огромное количество выпусков ценных бумаг, которые по различным причинам не могут обращаться на фондовых биржах: небольшие по объему выпуски ценных бумаг; выпуски акций с целевой ориентацией, т.е. предназначенные для ограниченного круга инвесторов; выпуски акций нередко вполне солидных компаний, которые не дотягивают до критериев, являющихся обязательными для допуска к торгам на фондовой бирже. Торговля происходит стихийно. Информация о совершенных сделках не фиксируется. На компьютеризированном внебиржевом рынке торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников. Данный тип рынка характеризуется: отсутствием физического места, где встречаются продавцы и покупатели и полной автоматизацией процесса торговли. Под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т.п. [20, с.223]. Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: продавцы; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля. Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг. Инвесторы - это те, кто вкладывают (инвестируют) свой реальный капитал в ценные бумаги. Фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Эмитенты - это государство, коммерческие предприятия и организации. Инвесторы - это население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств. Фондовые посредники - это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами. Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать: организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка); расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры); депозитарии; регистраторов; информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка. Различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию) [20, с.225]. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней и подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами, принятыми в каждой стране с рыночной экономикой. К общедоступной информации относятся, прежде всего, проспекты эмиссии, годовые и ежеквартальные отчеты компаний, сообщения о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. В международной практике в распоряжении компаний-эмитентов находятся также такие средства коммуникации, как ежегодные собрания акционеров, специальные брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании, специальные брошюры-руководства для инвесторов с необходимой для принятия инвестиционных решений информацией, видеоотчеты, специальные медиа-выпуски, специальные встречи и мероприятия. Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация. Это может быть информация о состоянии дел компании, не получившая еще открытой огласки. Например, ответственные работники компании знают о том, что состоится поглощение их компании, или о том, что последний отчет о доходах будет значительно отличаться от ранее сообщавшейся информации. В соответствии с законодательством многих стран лицо, имеющее доступ к закрытой информации (инсайдер) не имеет права осуществлять торговые операции на ее основе. Обычно инсайдерами обозначают директоров, ответственных работников, а также других служащих компании, которые в силу своего служебного положения могут иметь доступ к информации, являющейся конфиденциальной (внутренней, закрытой) и способной принести им выгоду. С юридической точки зрения это определение расширено за счет включения родственников и иных лиц, которые могут получить прибыль от использования внутренней информации о компании. Внутренняя (инсайдерская) информация не может быть получена в результате анализа опубликованной информации, она известна только инсайдерам и может повлечь за собой изменение цен на ценные бумаги компании, если станет всеобщим достоянием [20, с.225]. Информацию для инвесторов можно сгруппировать таким образом, чтобы каждый из видов относился к одной из важных сторон процесса инвестирования. Экономическая и общеполитическая информация характеризует общий фон, а также предоставляет фактический материал для прогнозирования тенденций в экономике, политике и социальной сфере в масштабах страны и всего мира. Такая информация нужна всем инвесторам, так как она лежит в основе оценки самой среды, в которой принимаются решения. Информация о состоянии отрасли или компании характеризует фактическую картину и прогнозные данные о развитии отрасли или компании. Она используется инвесторами для оценки хода дел в отрасли или в компании. Поскольку эта категория информации относится к компании, постольку она наиболее ценна, прежде всего, при вложении капитала в акции, облигации и опционы. Эта информация, наравне с общеэкономической, используется специалистами для проведения фундаментального анализа, для оценки инвестиционной (внутренней) стоимости акций. Информация о различных финансовых инструментах обеспечивает данные для прогнозирования поведения других (кроме акций, облигаций и опционов) ценных бумаг (например, инвестиционных паев), а также различных вложений в реальные активы. Информация о ценах содержит текущие котировки цен на различные финансовые инструменты, курсы ценных бумаг, а также статистические данные о динамике цен на данные инструменты за последнее время. Информация о стратегиях индивидуальных вложений состоит из рекомендаций по поводу вариантов инвестиционной стратегии или по поводу отдельных операций с финансовыми инструментами. Эта информация уже носит аналитический характер [20, с.226]. Чтение финансовой информации, умение интерпретировать ее, находить необходимые показатели для обоснованных оценок и принятия инвестиционных решений является одним из основных навыков инвестора. Важным ориентиром для инвесторов являются кредитные рейтинги, главная цель которых заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги (облигации, государственные ценные бумаги, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, а также в привилегированные акции, поскольку эмитент несет по ним фиксированные обязательства по выплате дивидендов). Кредитные рейтинги способствуют увеличению прозрачности рынка и повышению его эффективности. Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынка, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание. В зависимости от целей, преследуемых на рынке ценных бумаг, его участники используют различные источники информации, которые отличаются направленностью подачи материала, степенью детализации и оперативности и качеством и профессионализмом его предоставления [20, с.227]. В ходе принятия инвестиционных решений используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний. Всех производителей информационной продукции на российском рынке биржевой и финансовой информации можно разделить на несколько групп. К первой группе относят: - поставщиков финансовой информации - финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную биржевую и другую информацию: например, компании, специализирующиеся на предоставлении котировок реального времени по Интернету: Межбанковский финансовый дом (www.mfd.ru), Агентство "Финмаркет" (www.quotes.ru) и брокерские фирмы, имеющие свои собственные аналитические службы: "Алор"(www.alor.ru), "Атон-Лайн" (www.aton.ru), "Церих" (www.zerix.ru); - государственные органы управления, такие как Министерство финансов РФ; Центробанк (www.cbr.ru), статистические службы (www.gks.ru), Федеральная служба по финансовым рынкам (www.fcsm.ru); - банки, биржи [19, с.4]. Вторую группу составляют информационные, консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений, например, Агентство экономических новостей (ЭН), Международное агентство финансовой информации (МАФИ), агентство "Прайм", агентство "Анализ, консультации и маркетинг" (АК&М), "Росбизнесконсалтинг" (КВС), Экономическое информационное агентство "Рейтинг" (Рейтинг ЭИА), Консультационное агентство "Скейт-Пресс", 000 "МФД-ИнфоЦентр", Федерация фондовых бирж России (ФФБР), Агентство коммерческих новостей "Коминфо", Агентство экономических новостей "Пал Информ", АО "Инсайт", АО "Нефтехим", "Сетевая служба новостей", АО "ИКС-МИР", НПФ "Мастак", "ТВ-Информ-Би", "Руссика" и др. А также крупнейшие службы финансовых, политических, экономических, светских и других новостей и информации о товарных, денежных и других рынках: на английском языке - CNN (финансовый сайт службы - wwwcnnfn.com), Reuters (www.reuters.com), Bloomberg (www.bloomberg.com) и др. На русском языке - Росбизнесконсалтинг (www.rbc.ru), АК&М (www.akm.ru), ПРАЙМ-ТАСС (www.prime-tass.ru), РИА Новости (www.rian.ru), Интерфакс (www.interfax.ru); Третью группу образуют издательские дома, газетные объединения и информационные службы, такие как "Финансовая газета", издательский дом "КоммерсантЪ", газета "Экономика и жизнь", агентство "ИТАР-ТАСС"; журнал "Рынок ценных бумаг" (www.rcb.ru), журнал "Валютный спекулянт" (www.spekulant.ru), деловой еженедельник "Эксперт" (www.expert.ru) или агентство деловой информации "Экономика и жизнь" (www.akdi.ru) и др.[19, с.4]. Основным источником информации для акционеров являются ежеквартальные отчеты, которые эмитенты (публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг) обязаны регулярно представлять в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). В ежеквартальном отчете содержится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Именно на основе квартальных отчетов сформированы крупнейшие базы по эмитентам — база ФСФР, Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), Российской торговой системы (РТС) и др. Эта крупнейшая база эмитентов содержит информацию о выпусках ценных бумаг, существенных событиях и квартальных отчетах эмитентов. Все отчеты представлены в формате электронной анкеты. Электронная анкета - это форма подачи данных квартального отчета; она содержит сведения по органам управления, крупнейшим акционерам, основной деятельности, финансам, ценным бумагам эмитента и пр. База эмитентов и выпусков ценных бумаг регионального отделения ФСФР в Центральном федеральном округе размещена на сайте www.mosfund.ru. Сервер содержит ежеквартальные отчеты эмитентов Центрального федерального округа. Вышеперечисленные базы ФСФР не являются исчерпывающими, в них может отсутствовать последняя информация по многим крупнейшим эмитентам России. Поэтому в дополнение к ним обычно используют данные Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы. Подборка новостей о конкретном эмитенте акций является самым быстрым и удобным способом узнать, как обстоят дела в компании. Обычно доступ к таким архивам платный. Хотя на сайте РБК в разделе "Карта фондового рынка" — http://map.rbc.ru есть бесплатный архив, в котором, выбрав любого эмитента, можно получить список всех новостей о нем за последние годы. Таким образом, на каком бы рынке не совершали операции те или иные участники рынка ценных бумаг, информация остается важным источником для совершения сделок/операций с любыми финансовыми активами. Надо отметить, что важным критерием является достоверность и общедоступность информации, что способствует совершению наиболее рациональных, доходных сделок-операций. Исходя из этого различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию). Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами. Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация. 2. Система раскрытия информации на рынке ценных бумагОдним из важнейших условий нормального функционирования фондового рынка любой страны является полное и своевременное раскрытие информации его участниками. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов. Российский рынок ценных бумаг опирается на законодательное регулирование системы раскрытия информации. В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". В соответствии со ст.30 Закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается "обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение" [20, с.234]. В соответствии со ст. 92 Закона "Об акционерных обществах" открытое общество обязано опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В статье 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусматриваются требования по раскрытию информации к следующим трем группам участников фондового рынка: - эмитентам публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг; - владельцам эмиссионных ценных бумаг; - профессиональным участникам рынка ценных бумаг [3]. Эмитентом ценных бумаг должна раскрываться информация, касающаяся этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, а также финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Информация о финансово-хозяйственной деятельности публикуется в форме ежеквартального отчета по ценным бумагам и сообщений о существенных событиях и действиях. Информация о существенных фактах и сообщения об этапах эмиссии должны раскрываться: - в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг - в течение одного дня с момента наступления существенного факта; - в сети Интернет - в течение трех дней с момента наступления существенного факта; - в Приложении к Вестнику ФСФР России - в течение пяти дней с момента наступления существенного факта; - в иных средствах массовой информации - в соответствии с "Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" [11]. Необходимость публикаций в печатных средствах массовой информации возникает у эмитента при сообщении о существенных фактах его деятельности (сообщение публикуется в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента), а также в ходе эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки (информация раскрывается в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров). Проспект эмиссии должен быть представлен компанией, которая впервые предлагает свои ценные бумаги публичным инвесторам, т.е. выпускает их на первичный рынок. Эмитент, желая убедить первичных инвесторов в покупке ценных бумаг, заинтересован предоставить всю требуемую информацию. Кроме того, первичное размещение ценных бумаг обычно проводится профессиональным андеррайтером. Понятно, что андеррайтер очень заинтересован в тщательном изучении компании, чтобы полностью понять риски и перспективы инвестирования в компанию. В то же время, по финансовым соображениям, андеррайтер стремится не допустить разочарования инвестора в эмитенте, а также не навредить своей собственной репутации и финансовому благополучию. В России требования к содержанию информации, раскрываемой в проспекте эмиссии, совпадают с международной практикой раскрытия информации в этой области. В приложении 1 представлена информация, содержащаяся в проспекте эмиссии. После регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан раскрывать текущую информацию о своих ценных бумагах и своей деятельности в виде: ежеквартального отчета (не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала) эмитента и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать данные о деятельности эмитента за текущий квартал: бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец квартала; факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков более чем на 20 процентов; данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов. Кроме того, ОАО в обязательном порядке должно публиковать следующие документы: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества, соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала, количество акционеров, информацию о держателе реестра акционеров " [14, с.4]. Второй группой лиц, раскрывающих информацию на фондовом рынке, являются владельцы эмиссионных ценных бумаг. Закон "О рынке ценных бумаг" обязывает владельца раскрывать информацию о своих правах на ценные бумаги эмитента в случаях, если он вступил во владение 20 процентами (и более) любого вида ценных бумаг эмитента, а также, если его доля владения любого вида эмиссионных ценных бумаг увеличилась, либо понизилась до уровня, кратного каждым 5 процентам свыше 20 процентов данного вида ценных бумаг. Владелец обязан раскрыть информацию (которая включает: имя или наименование владельца, наименование эмитента, количество и регистрационный номер данного вида ценных бумаг) не позднее пяти дней после соответствующих действий путем уведомления ФСФР [14, с.4]. Кроме того, Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает случаи, когда профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан раскрыть информацию, содержащую наименования профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену и количество ценных бумаг. Это происходит в случае, если профессиональный участник в течение квартала совершил сделки с одним видом ценных бумаг одного эмитента количеством, превышающим 100 процентов общего количества данных ценных бумаг, либо совершил единовременную сделку с ценными бумагами, количеством, превышающим 15 процентов общего количества указанных ценных бумаг. Профессиональные участники обязаны уведомить ФСФР не позднее пяти дней после завершения соответствующего квартала или после соответствующей операции. Также профессиональные участники рынка ценных бумаг в случае предложения и (или) объявления цен покупки - продажи эмиссионных ценных бумаг обязаны раскрыть имеющуюся у них общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у них этой информации. Имеющаяся у профессионального участника информация предоставляется в случае, если обстоятельства дела, поведение лица, обратившегося к данному профессиональному участнику, и иные факторы свидетельствуют об отсутствии такой информации у обращающихся лиц [14, с.5]. Так, инвестиционные компании и брокерские фирмы, на основании требований по защите прав и законных интересов инвесторов, обязаны предоставлять информацию о своих операциях с ценными бумагами; депозитарии и регистраторы - о хранящихся и/или учитываемых ценных бумагах, а эмитенты - о существенных событиях, относящихся к выпускам и условиям обращения ценных бумаг. Часть этой информации должна являться общедоступной любому заинтересованному лицу, а другая часть информации - только акционерам, остальное контролирующим органам. Обязанностью организатора торговли на рынке ценных бумаг является раскрытие следующей информации (а также предоставление ее любому заинтересованному лицу): о правилах допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правилах допуска к торгам ценных бумаг; правилах заключения и сверки сделок; правилах регистрации сделок; порядке исполнения сделок; правилах, ограничивающих манипулирование ценами; расписании предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; списке ценных бумаг, допущенных к торгам. О каждой сделке, заключенной организатором торговли любому заинтересованному лицу, предоставляется следующая информация: о дате и времени заключения сделки; наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки; государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, а в случае, если выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежал государственной регистрации, его идентификационном номере; цене одной ценной бумаги; количестве ценных бумаг, по которым совершены сделки. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения уведомить ФСФР о включении в список ценных бумаг, допущенных к торгам, либо об исключении ценных бумаг из котировального списка. В большинстве случаев обязательное раскрытие информации о компании осуществляется путем требования публичного допуска к следующим документам и регулирования формы и метода использования этих документов: учредительные документы и другая регистрационная информация, проспект эмиссии или другие документы по эмиссии, заявки на листинг ценных бумаг на биржах или внебиржевых торговых рынках, обращения за доверенностями к акционерам в связи с годовыми собраниями акционеров, годовая и промежуточная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с рекомендуемыми стандартами бухгалтерской отчетности и проверенная независимыми аудиторами. В дополнение большинство крупнейших компаний добровольно раскрывают дополнительную информацию в форме общения с акционерами (годовой отчет и др.) [14, с.6]. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5.03.1999 г. № 46-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает требования к предоставлению информации эмитентами и другими участниками фондового рынка инвестору в связи с обращением ценных бумаг. Действие закона направлено на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, в том числе [4]. Требования к раскрытию информации и вопросы их реализации также содержатся в ряде нормативных документов, утвержденных Федеральной службой по финансовым рынкам, таких как: - приказе Федеральной службы по финансовым рынкам "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н, который регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам; - распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг "Об утверждении Порядка распространения информации о ценных бумагах" от 17.02.1998 г. № 133-р, которое устанавливает порядок заключения договоров о распространении информации между организациями, обязанными раскрывать информацию и ФСФР России; - приказе Федеральной службы по финансовым рынкам "Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" от 22.06.2005 г. №5-23/пз-н, которое устанавливает порядок и сроки раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также требования к содержанию раскрываемой информации, в том числе требования к расчету доходности инвестиционной деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда. Сроки и правила раскрытия информации регламентированы Положением ФСФР России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденным Приказом № 06-117/пз-н, от 10.10.2006 г. (в ред. от 23.04.2009 № 09-14/пз-н)[11] и приведены в приложении 2. Согласно Положению, субъекты раскрытия информации обязаны в строго установленные сроки раскрывать информацию путем опубликования в Ленте новостей одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг и путём её размещения на странице в сети Интернет. В этом случае основными способами раскрытия информации являются ее размещение, как на сервере раскрытия информации ФСФР, так на сайтах самих акционерных обществ (эмитентов) и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный ФКЦБ России 4 апреля 2002 г., рекомендует акционерным обществам размещать на своем сайте текст устава и изменений в него, ежеквартальные отчеты, проспекты эмиссии, аудиторские заключения, информацию о существенных фактах, а также информацию, касающуюся проведения общих собраний акционеров и важнейших решений совета директоров. Перечень информации, раскрываемой на сайте общества, рекомендуется определить в Положении об информационной политике общества. На сайте общества также рекомендуется размещать информацию о стратегии развития общества. Одним из важнейших звеньев федеральной системы раскрытия информации является деятельность распространителей информации на рынке ценных бумаг, информационных агентств, уполномоченных ФСФР РФ, осуществлять функции по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. В настоящее время уполномоченными ФСФР России на распространение информации являются информационные агентства ЗАО "Анализ, консультации и маркетинг" ("АКМ"), Автономная некоммерческая организация "Ассоциация защиты информационных прав инвесторов" (АНО "АЗИПИ"), ЗАО "Интерфакс", ЗАО "Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС" (ЗАО "АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"), ЗАО "Система комплексного раскрытия информации и новостей" (ЗАО "СКРИН") [27]. Эти агентства предоставляют информацию: о держателях реестра акционеров (регистраторах); эмитентах корпоративных ценных бумаг: о выпусках ими ценных бумаг, сопутствующим выпускам документах, квартальных отчетах, прочих существенных событиях, которые могут повлиять на положение акционеров; лицензиях профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокеров, дилеров, депозитариях, регистраторах, компаниях по управлению активами ПИФ, специализированных депозитариев ПИФ; квалификационных аттестатах специалистов фондового рынка; паевых инвестиционных фондах; штрафах, когда-либо наложенных на тех или иных юридических лиц, должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Этой же задаче посвящен сервер системы комплексного раскрытия информации СКРИН "Эмитент" (www.skrin.ru), созданный Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). В системе СКРИН "Эмитент" раскрывается информация исключительно об эмитентах. На этом сервере детально представлена информация по каждому эмитенту, данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, история выпусков ценных бумаг, дивидендная история, сведения о реестродержателе, арбитражные сведения, новости эмитента. Кроме этого в системе представлены ежедневные и еженедельные аналитические материалы от профессиональных участников рынка ценных бумаг и СКРИН, обзоры промышленных предприятий и отраслей от профессиональных участников рынка ценных бумаг и СКРИН, статистика по важнейшим индикаторам финансового рынка - международным фондовым индексам, курсам валют, ценам на нефть и пр. Раскрытие информации акционерными обществами можно классифицировать по различным основаниям: форме, способам и т.д. Из форм раскрытия информации можно выделить: устав, годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, список аффилированных лиц. Способами раскрытия информации являются: Интернет, Лента новостей, печатные СМИ. Отсутствие раскрытия информации или неравномерность ее раскрытия во времени являются основой инсайдерской торговли. Обычно инсайдерской считается необщедоступная важная информация о компании, которая стала известна определенному лицу в силу его служебного положения, управленческих полномочий или иных особых отношений с компанией. В случае раскрытия эта информация может повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании либо, по меньшей мере, считаться важным фактором для инвесторов при принятии решения о покупке или продаже ценных бумаг компании. Торговля с использованием инсайдерской информации подрывает доверие инвесторов к ценным бумагам, что самым негативным образом отражается на финансовом рынке в целом, а через него и на всем инвестиционном процессе. Примеров использования в России инсайда множество, и большинство экспертов оценивают российский рынок как преимущественно инсайдерский. В период 2000-2005 годов в прессе упоминались акции практически всех крупнейших российских эмитентов. Предположения об использовании инсайдерской информации высказывались в отношении бумаг РАО "ЕЭС России", "Газпрома", "Лукойла", "Сибнефти", "Мосэнерго", "Татнефти", "Автоваза" и др. Но самым ярким примером стал "Юкос". Другими примерами являются эпизоды с присвоением России рейтингов со стороны международных агентств (Мооdу's - в октябре 2003 года, повышение рейтинга агентством S&P в январе 2004г.). Использование инсайдерской информации для манипулирования ценами на отечественном фондовом рынке становится все более серьезной проблемой для всех участников рынка. В последнее время в ряде стран были ужесточены законы об инсайдерской торговле: введены различные меры, начиная с ужесточения мер наказания за совершение инсайдерских сделок, а также более строгие правила отчетности лиц, обладающих инсайдерской информацией и квалифицируемых в качестве инсайдеров. Принятие закона об инсайдерской торговле является одним из базовых условий цивилизованного рынка. В сентябре 2010 года Госдумой приняты поправки в закон "О рынке ценных бумаг", направленные на совершенствование правовых условий раскрытия эмитентами и иными профучастниками рынка информации о ценных бумагах. Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг. Новая редакция законопроекта относит к существенным фактам наряду с прочими такие важные события, как появление у эмитента признаков банкротства, размещение облигаций за пределами страны, появление лиц, получивших прямой или косвенный контроль над эмитентом, получение эмитентом прямого или косвенного контроля над третьими лицами, а также годовые, ежеквартальные и промежуточные сводные бухгалтерские, консолидированные финансовые отчеты, приобретение или отчуждение голосующих акций эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента, эмитентом и подконтрольными эмитенту организациями. Всего определяется 50 существенных фактов, тогда как ранее было 13 существенных фактов[26]. При этом законопроект предусматривает возможность освобождения от обязанности раскрывать информацию. Так, лицо может быть освобождено от обязанности раскрывать информацию о своей деятельности в случаях, если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, или если число акционеров эмитента не превышает 500 [26]. Одним из главных положений законопроекта является определение контролирующего лица, то есть юридического или физического лица, которое имеет прямой или косвенный контроль над эмитентом, а, следовательно, может влиять на его деятельность и принимаемые решения. Введение понятия контролирующего лица, а также обязанности раскрывать бенефициаров, контролирующих и подконтрольных лиц, призвано снизить риск недружественных поглощений. Принятие законопроекта позволит снять ограничения, действующие в настоящее время, на владение более 20% в капитале фондовой биржи. Процесс слияния ММВБ и Фондовой биржи ММВБ планируется завершить до конца 2011 года. Это может стать значимым событием и большим шагом на пути создания Международного финансового центра [26]. Таким образом, в доведении необходимой информации до мелкого инвестора обычно задействована целая цепочка различных участников системы раскрытия информации. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" предусматриваются требования по обязательному раскрытию информации к трем группам участников фондового рынка: эмитентам публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг; владельцам эмиссионных ценных бумаг; профессиональным участникам рынка ценных бумаг. 3. Сравнительная характеристика информационных агентствОсновой работы на рынках ценных бумаг является наличие доступа в режиме реального времени (on-line) к данным по различным финансовым инструментам (цены, котировки, ставки и т.д.), которых в целом по всему миру насчитывается несколько тысяч, а также к деловым, экономическим и политическим новостям, влияющим на текущую конъюнктуру. Сегодня в мире действуют более 50 информационных агентств - телекоммуникационных служб финансовой информации, наиболее известными из которых являются следующие агентства: Рейтер (Reuters); Блумберг (Bloomberg); концерн Доу Джонс (Dow Jones); компания СиКуДжи Интернешнл (СQG International); Тенфор (Tenfore); Найт-риддер файнэншл (Knight-ridderFinancial); АйСиВи (ICV) и ряд других, причем первые пять из них работают и на территории СНГ [23, с.14]. Наиболее распространенными услугами на рынке финансовой информации являются: предоставление оперативной информации по финансовым рынкам, в т.ч. рынкам ценных бумаг; аналитические исследования на финансовых, в т.ч. фондовых рынках; финансовые консультации начинающим компаниям; анализ портфелей ценных бумаг; рейтинговые экспертизы ценных бумаг и публичных компаний. На отечественном рынке биржевой и финансовой информации в настоящее время действует более 40 российских и несколько международных информационных агентств, которые предоставляют информацию в режиме реального времени и осуществляют мониторинг более 100 ежедневных и еженедельных изданий, а также радио и телевизионных программ. Некоторые фирмы предоставляют сведения о коммерческих банках, имеющиеся в Центральном банке России. Глобальная электронная сеть Интернет представляет собой гигантское хранилище информации. Активную роль в формировании внутренней информационной среды России играют отечественные телекоммуникационные системы - информационные агентства, специализирующиеся на внутреннем фондовом рынке такие как: "AК&М", "АЦФИ", "Финмаркет", "РосБизнесКонсалтинг", "МФД-Инфоцентр", "Прайм-ТАСС", "Интерфакс", "ИТАР ТАСС", "Скейт-пресс" и другие [23, с.15]. Основными клиентами телекоммуникационных служб финансовой информации в России являются коммерческие банки, брокерские и дилерские компании, крупные производственные компании, пенсионные фонды, страховые компании, информационные агентства, некоторые государственные структуры и др. Основным продуктом служб финансовой информации информационных агентств является информационный поток, состоящий из набора "информационных страниц" и включающий два основных компонента: - текущие котировки финансовых инструментов (цены на долговые обязательства, депозитные сертификаты, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги), поступающие в режиме реального времени и формируемые на основе сети контрибуторов — поставщиков финансовой информации (биржи, банки, брокерские компании, альтернативные информационные службы и т.п.); - блок финансово-экономических, деловых, политических и светских новостей, комментариев и аналитических материалов (в основном в телексной, голосовой и телевизионной форме), получаемых от собственной корреспондентской сети либо приобретаемых у независимых информационных агентств на договорной основе[23, с.15]. Рассмотрим информационно-аналитические агентства за рубежом. Агентство Рейтер (Reuters) занимает традиционно прочные позиции в Европе и Америке. Предоставляемые им услуги достаточно дороги и являются эталоном качества. Корпорация Доу Джонс (Dow Jones) - крупнейший поставщик финансовой информации, контролирует более 60% мирового рынка информационных услуг, имеет американские корни, сохраняя там ведущие позиции. Корпорация Доу Джонс известна своими изданиями "Уолл Стрит Джорнел" (The Wall Street Journal) и "Бэрронс" (Barrons), она владеет несколькими телевизионными каналами. Для формирования блока новостей она использует корреспондентскую сеть "Ассошиэйтед пресс" (Associated Press), сотрудничает с "Франс пресс" (France Press), "Киото ньюс" (Kyoto News), VWD и другими ведущими агентствами, а в России получает информацию от агентства "Прайм" и "Интерфакс"[23,с.14]. Международная информационная система Тенфор (Tenfore) является спутниковой системой финансово-экономической информации, действующая в России с 1993 г. и строящей свою политику по принципу "достаточности информации", исходя из реальных потребностей и возможностей российских пользователей. Информационное агентство Блумберг (Bloomberg) является сравнительно молодой и мобильной американской компанией, освещающей все ключевые аспекты мирового финансового и фондового рынков, предоставляя, в том числе, всевозможную статистику по рынкам акций, валюты, залоговых ценных бумаг, индексам, рынкам муниципальных, корпоративных, правительственных облигаций, еврооблигаций, облигаций внешнего государственного долга и т.д., но делает это более подробно, что определяет основной круг пользователей. Ими являются корпорации-эмитенты, посреднические финансовые учреждения и институциональные инвесторы в лице менеджеров по инвестициям и управлению средствами и активами. Ведущие позиции компании обеспечила применяемая ею прогрессивная технология: открытые базы данных, содержащие большой объем информации (вплоть до информации по каждому эмитенту, включая текущее финансовое состояние и историю), в сочетании с качеством и скоростью доставки сообщений. Самыми известными информационно-аналитическими агентствами, работающими на российском фондовом рынке, предоставляющими информацию в сети Internet и пользующиеся хорошей репутацией в инвестиционном сообществе, являются "AK&M", "РосБизнесКонсалтинг", "Финмаркет". Спектр оказываемых ими услуг примерно одинаков. Это текущие новости, информация по ценам различных инструментов финансового рынка (акции, облигации, векселя, кредитные ставки, валютные курсы), аналитические обзоры различных сегментов рынка, обзоры состояния национальной экономики и мировых финансов. При этом достаточно много информации предоставляется в режиме свободного доступа. Но есть и индивидуальные особенности, присущие каждому из них. Информационно-аналитическое агентство "Финмаркет" (http://www.finmarket.ru/) предоставляет широкий спектр информации, основанной на статистическом анализе цен инструментов финансового и фондового рынка: много графиков, отражающих общие рыночные тенденции (средневзвешенные ставки, доходность, динамика индексов, объемные характеристики и т.д.). В режиме свободного доступа по фондовому рынку приводятся сравнительные графики относительного изменения рыночных цен наиболее ликвидных акций, технический анализ ценных бумаг, графики индексов, ежедневные и еженедельные обзоры, подготовленные аналитиками некоторых инвестиционных компаний. Также бесплатно предоставляются обзоры отдельных сегментов финансового рынка, макроэкономические обзоры. Кроме того, ежемесячно обновляются официальные статистические данные по макроэкономическим показателям (производство, внешняя торговля, финансы), по всем основным параметрам и индексам (ВВП, платежный баланс, индексы цен, исполнение бюджета и т.д.). В платном режиме можно получить доступ к ценам на основных биржах (ММВБ, МФБ, РТС), а также информацию о внебиржевых ценах на все финансовые инструменты и ленту новостей [23, с.16]. Агентство "РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru/) в свободном доступе предоставляет некоторые текущие новости, обзорные аналитические статьи общеэкономического характера, комментарии инвестиционных компаний о текущем состоянии финансового рынка. За плату можно получить доступ к хорошо организованным лентам новостей, в режиме реального времени проследить за котировками всех инструментов на крупнейших российских биржах, в том числе и региональных. Агентство предоставляет рейтинги операторов рынка акций, информацию о курсах российских акций на биржах мира, сведения о мировых валютных, фондовых и товарных рынках. Агентство "РосБизнесКонсалтинг" отличается наличием мощной собственной аналитической службы и ориентацией на публикацию уже переработанного аналитического продукта агентство "AK&M" (http://www.akm.ru/). Основным продуктом компании является база данных AK&M-List, которая состоит их шести относительно самостоятельных блоков: брокеры, эмитенты, текущие котировки, информация о выпуске ценных бумаг, финансовая информация, новости. База данных содержит сведения более чем о 2000 эмитентов, включает их текущие и ретроспективные балансы. Являясь также крупнейшей внебиржевой площадкой рынка акций, "AK&M" ведет статистику цен и рассчитывает собственные индексы, которые являются наиболее репрезентативными на российском рынке (особенно отраслевые индексы). На сайте представлены только собственные разработки, выполненные с использованием методов финансового анализа. Здесь можно получить отраслевые обзоры, содержащие расчеты ключевых коэффициентов (P/E, P/Sales и др.) для отраслей и компаний, количественные оценки риска, ликвидности и рыночной устойчивости, рассчитанные статистическими методами [23, с.16]. Оформив подписку на получение информации, инвестор имеет возможность знакомиться со свежими отраслевыми обзорами, получить доступ к качественной ленте новостей, ценам на акции на ММВБ, МФБ и площадке "AK&M", а также материалы уникальной БД, не имеющей аналогов на российском рынке. Эта БД содержит полную информацию о конкретных предприятиях-эмитентах, их финансовой отчетности, состоянии производства и корпоративных событиях. Агентство "Интерфакс" (http://www.interfaks.ru) предоставляет оперативные дневные новости. На его сайте в бесплатном режиме большинство из этих новостей дублируется, но с 30-минутной задержкой. Информационное агентство "Финмаркет" формирует ежедневный информационный поток по всем секторам рынка (денежному, валютному, рынку государственных и корпоративных ценных бумаг), поставляет информацию с ведущих торговых площадок Москвы в режиме реального времени, экономические и финансовые новости, осуществляет статистический мониторинг внебиржевого рынка, предоставляет аналитические обзоры и многое другое. Агентство предлагает инвесторам, заинтересованным в активной работе на рынке акций, информационную систему "Финмаркет - Фондовый портал" - специализированный информационный пакет, содержащий всю информацию о фондовом рынке России в режиме реального времени[23, с.17]. В последнее время наблюдается тенденция к сближению позиций передовых служб финансовой информации в части выработки единых стандартов и предоставление конкурирующим фирмам данных о внутренней структуре информационного потока с целью обеспечения его приема на их аппаратуре, а также повсеместный переход от жесткого экранно-ориентированного формата потока данных (информационные страницы в виде телетекста, первоначально рассчитанные на визуальное восприятие) к более гибкой, записе-ориентированной структуре информации, позволяющей создавать в реальном времени синтетические информационные окна, формировать собственные базы данных и осуществлять доступ к удаленным архивам. Эти тенденции проявляются и в России, причем уровень подачи информации по российскому рынку приближается к мировым стандартам. Отечественная система Stock Navigator фирмы "Диасофт" является информационно-справочной системой поддержки операций с ценными бумагами, хранящей в систематизированном виде подробные сведения о субъектах и объектах фондового рынка. В качестве другого примера можно указать БД "Ценные бумаги и приватизация", созданную и поддерживаемую Ассоциацией развития банковских технологий (АРБТ). Таким образом, на сайтах перечисленных выше информационных агентств можно собрать полную информацию, в которой нуждаются инвесторы, включая технический анализ цен на ценные бумаги и прогнозы макроэкономического и политического характера. Государства, национальные экономики, международный бизнес находятся сегодня под влиянием оценок рейтинговых агентств[17, с.8]. Инвестиционная деятельность компании целиком и полностью связана с рейтинговыми оценками, характеризующими инвестиционные риски. Рейтинги долговых обязательств и активов, рассчитываемые и регулярно публикуемые рейтинговыми агентствами, используются как ориентир при анализе или описании экономической ситуации в стране или в отдельной компании, и особенно при принятии финансовых решений (например, о покупке (продаже) активов или предоставлении кредита). Сфера использования рейтингов охватывает международные экономические организации, кредитные организации, аналитические институты, частных инвесторов. Рейтинги присваиваются заемщикам или выпускам ценных бумаг и представляют собой унифицированные коды, указывающие на степень способности заемщика выполнять обязательства по уплате процентов, дивидендов и погашению основных сумм. Рейтинг страны является показателем минимального кредитного риска в данной стране. В зависимости от оценки перечисленных показателей присваиваются следующие типы рейтингов обязательствам и перспективам вложения в ценные бумаги средств инвесторов (по убыванию привлекательности) (табл. 3.1 ). Таблица 3.1
В отрасли доминирующее положение занимают агентства Moody's, Standard & Poor's и Fitch IBCA. Агентство Moody's публикует долгосрочные рейтинги для различных активов со шкалой ААА, АА, А, ВАА, ВА, В, САА, СА, С (по убыванию) в зависимости от следующих параметров: степень краткосрочного и долгосрочного риска для инвестора; степень уверенности в выплатах процентов и основной суммы долга; наличие гарантий (и их надежность); прогнозируемая динамика для данного актива; вероятность отказа эмитента от обязательств по данному активу полностью или частично [17, с.10]. Кроме того, агентство присваивает эмитентам ценных бумаг краткосрочные индексы Prime (со шкалой Prime-1, Prime-2, Pri-me-3, Not Prime), которые дают им характеристику по целому ряду параметров (позиция на рынке, прибыльность, уровень капитализации, доступ к источникам финансирования и др.). Агентство Fitch IBCA публикует долгосрочные и краткосрочные рейтинги для различных типов активов со значениями от ААА до DDD с учетом следующих вероятностей: выплата процентов по долгу; выплата основной суммы долга; выплата этих сумм в полном объеме (присоединяется второй индекс F); выплата в надлежащий срок (присоединяется третий индекс). Таким образом, самым благоприятным значением рейтинга будет ААА / F1+[17, с.10] Роль рейтинговых агентств как институтов, подкрепляющих организацию кредитного процесса, является важной и уникальной. Услуги рейтинговых агентств значительно упрощают и унифицируют процедуру определения кредитного риска, которая иначе требовала бы большей индивидуальной работы в каждом случае, и позволяют инвесторам в зависимости от их целей оперативно ориентироваться на рынках ценных бумаг. Таким образом, услуги рейтинговых агентств способствуют ускорению оборота капитала на финансовых рынках, а также повышению степени безопасности в современных финансовых системах. Таким образом, большое количество информационных агентств свидетельствует об их необходимости и важности в сфере раскрытия информации о рынке ценных бумаг в целом. Сегодня в мире действуют более 50 информационных агентств. Самыми известными являются: Рейтер (Reuters); Блумберг (Bloomberg); концерн Доу Джонс (Dow Jones); компания СиКуДжи Интернешнл (СQG International); Тенфор (Tenfore); Найт-риддер файнэншл ( Knight-ridderFinancial); АйСиВи (ICV) и ряд других, причем первые пять из них работают и на территории СНГ. ЗаключениеНа основе всего вышеизложенного, сделаем выводы по работе. Ценная бумага –это денежный документ, удостоверяющий существенное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ. Под обращением ценных бумаг понимается их купля - продажа между участниками рынка ценных бумаг, приводящая к смене собственников ценных бумаг. Ценные бумаги являются товаром, который обращается на рынке ценных бумаг. В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный или "уличный") рынки ценных бумаг. Организованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке. Различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию). Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами. Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация. Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынка — оптовики, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание. В зависимости от целей, преследуемых на рынке ценных бумаг, его участники используют следующие наиболее распространенные источники экономической и общеполитической информации: специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" предусматриваются требования по обязательному раскрытию информации к трем группам участников фондового рынка: эмитентам публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг; владельцам эмиссионных ценных бумаг; профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Из форм раскрытия информации акционерными обществами можно выделить: устав, годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, список аффилированных лиц. Способами раскрытия информации являются: Интернет, Лента новостей, печатное СМИ. В сентябре 2010 года приняты поправки в закон "О рынке ценных бумаг", направленные на совершенствование правовых условий раскрытия эмитентами и иными профучастниками рынка информации о ценных бумагах. Увеличено с 13 до 50 число существенных фактов и предусматривается возможность освобождения от обязанности раскрывать информацию, если число акционеров эмитента не превышает 500. Сегодня в мире действуют более 50 информационных агентств. Самыми известными являются: Рейтер (Reuters); Блумберг (Bloomberg); концерн Доу Джонс (Dow Jones); компания СиКуДжи Интернешнл (СQG International); Тенфор (Tenfore); Найт-риддер файнэншл (Knight-ridderFinancial); АйСиВи (ICV) и ряд других, причем первые пять из них работают и на территории СНГ. Наиболее распространенными услугами на рынке финансовой информации являются: предоставление оперативной информации по финансовым рынкам, в т.ч. рынкам ценных бумаг; аналитические исследования на финансовых, в т.ч. фондовых рынках; финансовые консультации начинающим компаниям; анализ портфелей ценных бумаг; рейтинговые экспертизы ценных бумаг и публичных компаний. На отечественном рынке биржевой и финансовой информации в настоящее время действует более 40 российских и несколько международных информационных агентств. Активную роль в России играют отечественные информационные агентства, специализирующиеся на внутреннем фондовом рынке такие как: "AК&М", "АЦФИ", "Финмаркет", "РосБизнесКонсалтинг", "МФД-Инфоцентр", "Прайм-ТАСС", "Интерфакс", "ИТАР ТАСС", "Скейт-пресс" и другие. Основными клиентами телекоммуникационных служб финансовой информации в России являются коммерческие банки, брокерские и дилерские компании, крупные производственные компании, пенсионные фонды, страховые компании, информационные агентства, некоторые государственные структуры и др. Среди рейтинговых агентств доминирующее положение занимают агентства Moody's, Standard & Poor's и Fitch IBCA. Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г.-Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.02.2010 2. Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.02.2010 3. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ " 6 декабря 2007 г.( с последующ. изм)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010 4. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 6 декабря 2007) -Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.02.2010 5. Об акционерных обществах: федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 6. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 7. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг: федеральный закон № 9-ФЗ от 9 февраля 2009 года- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 8. О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг: постановление ФКЦБ РФ от 09.01.1997 №2- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.072.2010 9. О внесении изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: приказ ФСФР России № 06-117/пз-н" от 10 октября 2006 года- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07. 2010 10. О методических рекомендациях по исполнению эмитентами эмиссионных ценных бумаг обязанности осуществлять раскрытие информации путем ее опубликования (опубликования текстов документов, содержащих подлежащую раскрытию информацию) в сети ИНТЕРНЕТ: информационное письмо от 16 сентября 2010 г.- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 11. О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (в ред. от 23.04.2009 № 09-14/пз-н)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 12. Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации": приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2005 г. № 05-23/пз-н (с изм. от 17 июня 2008г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 13. О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения: Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 2.07.2010 14. Вавулин Д.А. Новый порядок раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества /Д.А. Вавулин, В.Н. Федотов // Право и экономика – 2009-№ 8 15. Горохов А.А. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах // Право и экономика – 2009-№ 7 16. Ефремов А. Административная ответственность на рынке ценных бумаг: новый закон и судебная практика // Корпоративный юрист – 2009-№ 8 17. Зарипов И.А. О рейтинговых агентствах в современной экономике // Финансовый менеджмент в страховой компании – 2007-№ 4 18. Иванова Е.В. Ценные бумаги как биржевой товар // Инвестиционный банкинг – 2008-№ 4 19. Кондратьева В. Раскрытие информации эмитентами. Новая версия. Часть вторая /В. Кондратьева, С. Савчук // Акционерный вестник – 2008-№ 7-8 20. Рынок ценных бумаг (технический анализ): Учеб. пособие / Гаврилов А. Е., Логинова В. А. Баянова Ю. А., Смелова Т. А. / ВолгГТУ, Волгоград, 2008. 21. Рынок ценных бумаг/ Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. -М.: Финансы и статистика, 2008. 22. Смирнов И.Е. Каким быть закону об инсайдерской информации // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии- 2009-№ 5 23. Сребник Б.В. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и ее виды // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет – 2009-№ 4 24. Царихин К.С. Рынок ценных бумаг: Учебно-практическое пособие. В 4 частях. Часть I. - М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2009. 25. Ценные бумаги / Под ред. В.И. Колесникова, B.C. Торкановского. - М.: Финансы и статистика, 2009. 26. Госдума приняла поправки в закон "О рынке ценных бумаг" [Электронный ресурс] -Режим доступа- http://www.rg.ru/2010/09/24/bumagi-anons.html . 24.09.2010. 27. Сайт ФСФР [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/ Приложение 1 Требования к раскрытию информации при первичном размещении ценных бумаг
Приложение 2 Сроки и правила раскрытия информации [11]
|