Курсовая работа: Учет материальных расходов в системе управленческого учета 2
Название: Учет материальных расходов в системе управленческого учета 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова Кафедра «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» на тему: «Учет материальных расходов в системе управленческого учета» Вариант 5 Москва 2011 Содержание Введение………………………………………………………….…………....….3 1 Состав материальных расходов…………………………………...………......5 2 Документальное оформление движения сырья и материалов……………...8 3 Методы контроля использования сырья и материалов в производстве…..12 3.1 Метод документирования………………………………………………......12 3.2 Метод партионного раскроя………………………………………….….....13 3.3 Метод партионного учета и контроля…………………………..…….…...13 3.4 Инвентарный метод……………………………………………….……..…14 4 Методы оценки отпущенных сырья и материалов…………………….…...15 4.1 Метод оценки отпущенных сырья и материалов по фактической стоимости…………………………….…………...………………………………………..….15 4.2 Метод оценки отпущенных сырья и материалов по средневзвешенной стоимости (Average cost - AVECO) ……………………………………………………..….16 4.3 Списание материалов методом Фифо……………………………….……17 5 Учет возвратных отходов………………………………………….………...18 6 Учет топлива и энергии на технологические цели………………….…..…18 Заключение……………………….……………………………………….……21 Практическая часть…………………………………………………………….22 Библиографический список……………………………………………………36 ВВЕДЕНИЕ При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля расходов на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.Основной задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Важнейшим аспектом содержания внутренних отчетов являются анализ и управление расходами. Материальные расходы являются одним из существенных видов расходов, произведенных налогоплательщиком при производстве и реализации продукции, товаров и(или) услуг. Планирование расходов - это процесс определения целей как организации в целом, так и ее отдельных подразделений в форме постановки производственных задач и средств для их выполнения. Учет расходов - важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияния на финансовые результаты, а также на величину расходов. Именно этими причинами обусловлен выбор темы курсовой работы. 1 Состав материальных расходов При определении объекта налогообложения налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы, в том числе на материальные расходы. [1] К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика: Сырье – предметы труда, ранее уже подвергшиеся воздействию труда и предназначенные для дальнейшей переработки. Различают первичное и вторичное сырье. К первичному сырью относятся добытая руда, хлопок-сырец, природный газ и так далее, вторичное сырье представляет собой пришедшие в негодность готовые изделия – металлолом, макулатура и другие. Материалы – это активы, которые изменяют форму, состав, состояние при изготовлении продукции, участвуют в сборке или производстве товаров на продажу. Стоимость материалов включается в себестоимость. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. Полуфабрикаты собственного производства – это продукты, изготовление которых закончено в одном или нескольких цехах, но подлежащие дальнейшей обработке в других цехах или в других организациях.[8] 2)На приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды. 3)На приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ. Они не амортизируются, а списываются. 7)Связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. При этом стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, включаемых в расходы [1]в данном случае без НДС), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг). Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются также: 2 Документальное оформление движения сырья и материалов Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами.[3] Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации. Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета. Предусматривается два вида первичных бухгалтерских документов: унифицированные первичные документы или первичные документы, разработанные организацией самостоятельно. [7] Таблица 2.1 Формы первичных учетных документов по учету материалов
Для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям применяется накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй -получателю материалов. Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и, сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований-накладных. Для распределения стоимости отпущенных в производство материалов по видам продукции и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них - по заказам (видам продукции) и статьям расходов. Выбытие материалов в результате их продажи оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных. При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная. Порядок вывоза и выноса с территории организации материалов, оформления пропусков на вывоз и вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материальных запасов устанавливаются организацией. В акте на списание материалов указывается: 1) наименование списываемых материалов и их отличительные признаки; 2)количество; 3) фактическая себестоимость; 4) установленный срок хранения; 5) дата (месяц, год) поступления материалов; 6) причина списания; 7) информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц. Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей. Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу и законности совершенных операций, а также правильности их оформления. В случаях обнаружения операций, не соответствующих законодательству РФ и правилам бухгалтерского учета, работник бухгалтерии, осуществляющий учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По недооформленным документам принимаются меры к их дооформлению, либо такие документы возвращаются соответствующим складам и подразделениям для надлежащего оформления. После проверки первичные документы таксируются (если таксировка ранее не была проведена), т.е. определяется сумма (денежная оценка) операций путем умножения количества материалов на учетную цену. В настоящее время применяются различные варианты учета материалов в бухгалтерской службе. Так, аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) может вестись на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. Аналитический учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета. Как правило, применяются два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей: 1) В бухгалтерской службе ведутся карточки количественно-суммового учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. В этих карточках ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. Используя данные этих карточек, бухгалтерская служба ежемесячно составляет оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. В оборотных ведомостях указываются: 1) номенклатурный номер материала (в случае его наличия); 2) наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); 3) единица измерения; 4) цена; 5) остаток на начало месяца — количество и сумма; 6) приход за месяц - количество и сумма; 7) расход за месяц - количество и сумма; 8) остаток на конец месяца - количество и сумма. В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). Группировка материалов по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений; 2) карточки аналитического учета бухгалтерской службой не ведутся. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости составляются так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений. При использовании второго варианта работа по учету материалов является менее трудоемкой, так как в данном случае не требуется ведение карточек аналитического учета. Несмотря на это обстоятельство, учет материалов с использованием оборотных ведомостей все равно требует больших затрат времени и труда. Более целесообразным в практике учета материалов считается использование сальдового метода. Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и синтетических счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом, как правило, исходя из учетных цен. Материально ответственные лица складов и подразделений ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в некоторых случаях и суммовой учет. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяется правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек -(книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе. На основании сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый. Оборотный и сальдовый методы учета применяются, как правило, при ведении учета вручную. При автоматизированном учете материалов, т.е. обработке первичных учетных документов с использованием средств вычислительной техники, все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах, для бухгалтерской службы и склада (подразделения). Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов. Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и расходу материалов. Указанные ведомости могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно. В указанных ведомостях подсчитываются (формируются) итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения). Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами). Кроме сводной ведомости движения материалов организация может составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой указываются корреспондирующие синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости от направления их использования. Ведомость распределения материалов составляется в стоимостном выражении. Как правило, формирование указанной ведомости осуществляется производственной группой (отделом) бухгалтерской службы. При бухгалтерском учете материалов с использованием средств вычислительной техники данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться. 3 Методы контроля использования сырья и материалов в производстве Контроль за движением сырья и материалов в производстве осуществляют при помощи четырех основных методов: документирования, партионного раскроя, партионного учета и контроля, инвентарного метода.[8] 3.1 Метод документирования Метод документирования в разной степени используется на всех промышленных предприятиях. Он основан на оформлении отдельным документом каждого случая отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий. Например, при замене одного вида сырья и материалов другими, при расходовании сырья и материалов сверх лимита и т.д. Отклонения от норм документируются специальными требованиями на дополнительный отпуск, на замену и т.п. При отпуске немерных, некондиционных материалов отклонения выявляются непосредственно в документах на отпуск материалов в производство. 3.2 Метод партионного раскроя Метод партионного раскроя применяется при отпуске материалов по весу и в измерении по площади. Метод состоит в том, что на каждую партию материалов, которые отпускаются на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В листе указывают количество поданного к рабочему месту материала, количество деталей и отходов, которое должно получиться из данных материалов, и фактически полученные детали или заготовки и отходы. Для расчета результатов раскроя фактически полученное количество деталей сравнивают с нормативным количеством. Экономия или перерасход материалов определяются при сопоставлении фактического количества потраченного материала с нормативным расходом. Подобные расчеты производят и по отходам. В раскройном листе отмечают причины обнаруженных отклонений и работников, ответственных за раскрой материалов. Метод партионного раскроя применяется в машиностроении, мебельной, отраслях легкой промышленности, иногда в мясной и молочной отраслях. 3.3 Метод партионного учета и контроля Метод партионного учета и контроля основан на формировании партий сырья и материалов, однородных по технологическим параметрам. Партии формируются путем отбора соответствующих видов сырья и материалов и отдельного их хранения в специально предназначенных местах, при этом каждой партии присваивается свой учетный признак. Признаком может служить номер партии, наименование материала и т.д. Выбранный признак партии в дальнейшей работе указывается во всех учетных первичных документах по израсходованным в производстве материальным ценностям, чтобы относить сырье и материалы прямым путем на соответствующие виды продукции, работы или услуги. При компьютеризированном производственном учете в первичных документах также указывают код работников, принимающих решение по отбору сырья и материалов для конкретной партии. В процессе использования сырья и материалов определенных партий составляются оперативно-производственные и ежемесячные производственные отчеты, а также сводные технические отчеты использования сырья и материалов в производстве. Метод партионного учета и контроля за использованием сырья и материалов применяется в организациях химической, нефтехимической, фармацевтической, пищевой промышленности, на предприятиях черной и цветной металлургии. 3.4 Инвентарный метод Инвентарный метод применяется для определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Он основан на регулярной инвентаризации остатков неизрасходованного сырья и материалов - по истечении смены, суток, декады, месяца или другого периода. Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера изготавливаемой продукции, периода изготовления и других условий. Фактический расход сырья и материалов на производство исчисляют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода. При умножении выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов получают нормативный расход сырья и материалов. По каждой калькуляционной группе сравнивают фактический расход сырья и материалов с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые впоследствии распределяют по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативам. Определяют причины и инициаторов отклонений. Организации разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников по ним в целях системного анализа отклонений от норм. Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов широко применяется в пищевой, химической промышленности, металлургии, электроэнергетическом комплексе. Метод инвентаризации трудоемок и требует хорошей организации учета, выработки деталей по операциям, на которых расходуются материалы. По истечении каждого месяца в цехах составляют отчеты о расходе сырья и материалов с указанием нормативных и фактических расходов материалов по каждому виду продукции или на несколько видов продукции. Здесь же дают объяснения причин перерасхода или экономии по материалам. На основании отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету отдельно ведомости (машинограммы) распределения материалов. Расход сырья и материалов отражается в ведомостях по каждому аналитическому счету в составе синтетических производственных счетов. 4 Методы оценки отпущенных сырья и материалов. В бухгалтерском учете организациям предлагается на выбор три способа оценки отпущенных материалов (сырья) в производство. Выбор остается за руководством организации. 1) Метод оценки отпущенных сырья и материалов по фактической стоимости. 2) Метод оценки отпущенных материалов по средневзвешенной стоимости (Average cost) 4.1 Метод оценки отпущенных сырья и материалов по фактической стоимости. По фактической стоимости каждой единицы оцениваются материалы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), а также материально-производственные запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Данный метод применяется только в исключительных случаях. Однако данным методом могут воспользоваться и организации, имеющие небольшую номенклатуру материалов. Указанный выше метод означает, что предприятие оценивает каждую единицу материалов, списываемых (передаваемых) в производство, по их фактической себестоимости. При этом следует напомнить, что формирование стоимости материалов на предприятии (независимо от выбранного метода оценки стоимости отпускаемых (списываемых) материалов в производство) может осуществляться двумя путями: 1) все затраты, связанные с приобретением (получением) материалов, отражаются на счете 10 «Материалы» (по каждой партии сырья и материалов); 2) затраты, связанные с приобретением материалов собираются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а на счете 10 отражаются по планово-учетным ценам. Однако и в первом, и во втором случае стоимость материалов, отраженная на счете 10, будет считаться их фактической себестоимостью, исходя из которой и будет производиться оценка передаваемых в производство материалов. 4.2 Метод оценки отпущенных материалов по средневзвешенной стоимости (Average cost - AVECO) Большинство предприятий применяют при отпуске материалов на производственные цели метод оценки по средневзвешенной стоимости, которая определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) материалов на их количество. При методе AVECO стоимость каждой единицы определяется из средневзвешенной стоимости единиц на начало периода и из стоимости единиц, приобретенных или произведенных в течение периода. Средняя может быть вычислена на периодической основе, или по ходу каждой дополнительной поставки (непрерывный учет), в зависимости от учетной политики, принятой на предприятии. Формула AVECO:
Непрерывно взвешиваемая средняя рассчитывается после каждой поставки. Этот метод используется для оценки всех последующих отпусков материалов до следующей поставки. Периодически взвешиваемая средняя предполагает, что отпуск ТМЗ в течение периода оценивается по средней из всех цен периода и рассчитывается только в конце периода. 4.3 Списание материалов методом ФИФО Данный метод предполагает, что запасы используются в том порядке, в котором они были приобретены. Себестоимость запасов на конец периода отражают последние по сроку покупки, а произведенная продукция (отпущенные материалы) соотносится с более ранними покупками. Метод ФИФО основан на допущении, что материалы используются в течение определенного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало этого периода. При применении подобного метода вновь поступившая партия однородных материалов отражается в учете как самостоятельная группа независимо от того, числятся ли уже такого рода материалы в учете. В данном случае делается предположение, что для производственных целей отпущены материалы из самой первой поступившей на склад партии. Если количество материала в первой партии меньше израсходованного, то списываются материалы из второй партии, и так далее. Расчет стоимости списанных в производство материалов можно произвести двумя путями: 1) сначала определить среднюю стоимость материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода. Расчет при этом производится по стоимости последних по времени приобретений. Затем, полученную сумму необходимо вычесть из общей стоимости всех материалов; 2) производить расчет, исходя из стоимости первых по времени закупок материалов, а при их недостаточности — вторых, третьи и т.д. 5 Учет возвратных отходов. Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).При этом предусмотрено, что не относятся к возвратным отходам остатки ТМЦ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья для производства других видов товаров и услуг, а также попутная(сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.[1]:Возвратные отходы оцениваются в следующей порядке:1)По пониженной цене исходного материального ресурса(по цене возможного использования), если эти отходы могут использоваться для основного или вспомогательных производств, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции)2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.Их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований - накладных). Учет наличия и движения возвратных отходов (обрубков, обрезков, стружки и т.д.) осуществляется на счете 10 «Материалы», на субсчете 10-6 «Прочие материалы». Если же отходы производства и вторичные материальные ценности используются как твердое топливо, их надо учитывать на субсчете 10-3 «Топливо». В случае продажи возвратных отходов на сторону для отражения операций по продаже используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». 6 Учет покупных изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера. Полуфабрикат — продукт труда, который должен пройти одну или несколько стадий обработки, прежде чем стать готовым изделием. Различают полуфабрикаты своего производства, также полуфабрикаты, получаемые со стороны, покупные.К покупным полуфабрикатам относятся изделия, получаемые в результате производственной кооперации. Например, на машиностроительных заводах к ним относятся отливки, поковки, детали и узлы машин, получаемые со специализированных металлургических и машиностроительных заводов.На субсчете 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»- учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции(41«Товары»). Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10.2« Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».Работы(услуги)производственного характера - это выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств.Сюда относятся также транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада и цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).[10]Расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В дальнейшем эти расходы списываются на счета учета реализации продукции (работ, услуг) по основной деятельности. Списание этих расходов отражается в учете по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90–2 «Себестоимость продаж») в корреспонденции с кредитом счета 26 «Общехозяйственные расходы». 7 Учет топлива и энергии на технологические цели. Учет топлива и энергии - учет расходования топлива и энергии в стоимостномвыражении. В отличие от учета сырья и материалов, включение в состав материальных затрат расходов по оплате электроэнергии и тепла происходит по мере их потребления или расчетов с организациями-поставщиками. Эти расходы отражаются по статье «Топливо и энергия на технологические цели». При распределении энергетических затрат на единицу продукции используют те же методы, что и при распределении использованных материалов.[10] Списание затрат на технологические цели по этой статье отражают записью: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а при списании использованного топлива: дебет 20 «Основное производство», кредит 10 «Материалы», субсчет« Топливо». При расходовании топливно-энергетических ресурсов на содержание оборудования, а также на хозяйственные цели делают запись: дебет 25 «Общепроизводственные расходы» (26 «Общехозяйственные расходы»), кредит счета 10 «Материалы» (23 «Вспомогательные производства, » 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»), а по окончании месяца затраты, собранные на счетах 25 и 26, распределяют пропорционально произведенной продукции. Заключение Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам и размерам.Номенклатура и ассортимент потребленных материалов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции. Чем шире номенклатура продукции, тем шире номенклатура потребляемых материальных ресурсов.Материальные ресурсы - это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполненных работ.Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства.Материальные затраты обладают учетными функциями, являются элементомсебестоимости, регулируют величину налогооблагаемой прибыли и доходность.Руководители фирмы (структурных подразделений), осуществляющие производственную деятельность, должны постоянно следить за соблюдением нормативов, за динамикой фактических удельных расходов, так как материальные затраты занимают высокий удельный вес в общих затратах на производство, а следовательно, эти затраты существенно влияют на величину получаемой прибыли.Отсюда следует, что экономия материалов является важнейшим фактором повышения эффективности производства.Без правильной организации учета и контроля за их использованиемневозможно обеспечить и контроль за эффективностью деятельности всего предприятия и ,следовательно,обеспечить его рост и процветание в будущем.Практическая часть (вариант 5) Таблица 5.1 Рабочий план счетов.
Таблица 5.2 Начальные остатки на счетах синтетического учета
Таблица 5.3 Журнал хозяйственных операций
Таблица 5.4 Себестоимость продукции
Таблица 5.5 Шахматная ведомость
Продолжение таблицы 5.5
Таблица 5.6 Оборотная ведомость по счету 20
Таблица 5.7Оборотная ведомость по счету 23 Таблица 5.8 Оборотная ведомость по счету 25-1
Таблица 5.9 Оборотная ведомость по счету 25-2
Таблица 5.10 Оборотная ведомость к счету 26
Таблица 5.11 Оборотная ведомость по счету 28
Таблица 5.12 Оборотная ведомость по счету 43
Таблица 5.13 Сводная таблица
Расходы на производство по экономическим элементам
Таблица 5.14 Расходы на производство продукции по калькуляционным статьям расходов
Таблица 5.15 Расчеты отчисление в фонды
Таблица 5.16 Отнесение з/п рабочих-сдельщиков на калькулируемые группы продукции
Таблица 5.17 Основная и дополнительная з/п рабочих повременщиков
Таблица 5.18 Отнесение з/п рабочих на калькулируемые группы продукции
Таблица 5.19 Остатки незавершенного производства на начало месяца
Таблица 5.20 Выписка из ведомости распределения расхода материалов и з/п
Таблица 5.21 Перераспределение косвенных расходов.
Таблица 5.22 Фактическая себестоимость
Таблица 5.23 Скорректированная калькуляция
Вывод : Основываясь на данных скорректированной калькуляции, можно сделать вывод, что нижний предел цены может быть установлен на уровне 18587 руб., а верхний—на уровне 25646 руб., с диапазоном 7059 руб. Таким образом, если наш заказ не продается, то цену можно понизить до минимальной, т.е. до 18587 руб. Библиографический список 1) Налоговый кодекс РФ.(действ. ред.) 2) Статья 221 Трудового кодекса Российской «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» (действ.ред.) 3) Статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09. 2010 года) 4) Статьи 14, 17 Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»(ред. от 09.05. 2005 г) 5) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н (ред от. 24.12.2010 г.) 6) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н (ред. от 25.10.2010) 7) Постановление Госкомстата от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».(ред. от 21.01. 2003 г) 8) Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 20119) http://www.glavbukh.ru/ 10) http://www.finansmag.ru/ |