Контрольная работа: Автоматизация банковской деятельности. Банкоматы и пластиковые карты
Название: Автоматизация банковской деятельности. Банкоматы и пластиковые карты Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Факультет Телекоммуникаций и измерительной техники Кафедра “Сети связи” Контрольная работа Вариант 20 Дисциплина: « Бизнес-процессы в телекоммуникации » Тема: “ Автоматизация банковской деятельности . Банкоматы и пластиковые карты Выполнил: Принял: ст. 3-курса доц. каф. Сети связи гр. ИССз-05-3 Золотарев В.А. Хлудеев С.Ю. Харьков 2008 1. Автоматизация банковской деятельности.
Информационные технологии играют решающую роль в реинжиниринге бизнеса и являются существенным конструктивным фактором его успеха. Однако неправильное использование информационных технологий может срывать реинжиниринг путём как старых способов мышления, так и прежних стереотипов поведения. Однако применение информационных технологий для реинжиниринга бизнеса требует индуктивного мышления - способности сначала увидеть эффективное решение, а затем искать проблемы, к которым оно применимо и о существовании которых фирма, возможно, и не подозревает. Учитывая то, что реинжиниринг, по сравнению с простой автоматизацией очень похож на инновационный процесс, на использование возможностей современных информационных технологий для совершенно новых целей, одна из главных задач при подготовке менеджеров заключается в изучении и осознании новых, неизвестных ранее возможностей технологий взамен хорошо известных. Принимая во внимание стремительность изменения информационных технологий и появление новых, на данный момент можно предложить следующие общие основные разделы современных информационных технологий: - технологии интеграции устройств и компьютерных систем (компьютер, факс, модем, телефон, сканер, принтер); - технологии телекоммуникаций (интеграции систем электронной почты, связи в глобальных корпоративных сетях, беспроводные средства связи); - WWW-технологии и технологии баз данных и знаний; - интерактивные видео-технологии и технологии обработки изображений; - технологии копирования, получения и размножения документации; - технологии моделирования, CASE технологии; - 7) технологии автоматического обнаружения и слежения; - 8) технологии высокопроизводительных компьютерных вычислений; - 9) обучение индуктивному мышлению. Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе. 2. Применение банкоматов для автоматизац и и розни чных операций . Банкоматы и торговые терминалы являются устройствами, обеспечивающими функционирование банковских систем самообслуживания на базе пластиковых карт. Банкомат (Automated Teller Machine, ATM) - это электронно-механическое устройство, предназначенное для выдачи наличных денег по пластиковым карточкам. Банкоматы принято делить на простейшие (cash dispenser) и полнофункциональные, выполняющие и другие операции: прием вкладов, выдачу справок о счетах, перевод денег и пр. В зависимости от предполагаемого места установки банкоматы делятся на уличные и внутренние (для помещений). Уличные банкоматы обычно встраиваются в стены зданий. Банкоматы любого типа включают процессор, дисплей с графическим монитором, клавиатуру для ввода информации, устройства для чтения/записи информации с пластиковой карты и на нее, а также для хранения (кассеты) и выдачи банкнот. Дополнительно банкоматы могут быть снабжены рулонными принтерами, устройствами приема денег и средствами безопасности. 3.Банкоматы. Банкоматы - стационарные устройства солидных габаритов и веса. Примерные размеры: высота - 1.5-1.8 м, ширина и глубина - около 1 м, вес -около тонны. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и на улице и работать круглосуточно. Банкоматы - банковские автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки – также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. Последнее весьма важно, поскольку банкомат является хранилищем наличных денег. На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме. Рис 1. Банкомат При выдаче денег из банкоматов по обратной связи, как правило, запрашивается так называемый PIN-код - личный 4 - 6-значный код владельца карточки, что служит дополнительной защитой от мошенников. Эта мера безопасности была введена, чтобы предотвратить рост числа краж по пластиковым картам. Дело в том, что при использовании карты с магнитной полосой ее достаточно просто скопировать, но, не зная PIN-кода, нельзя воспользоваться копией в банкомате. Использование банкоматов (или Automatic Teller Machine, АТМ) стали первой попыткой банков предоставить клиенту возможность работы со своим счетом в любое удобное для него время и практически из любого места. Сейчас активно развиваются системы “банк-клиент”, однако, для частных лиц банкоматы еще долго будут единственным средством удаленного доступа в банк. В общем случае банкомат представляет собой устройство, которое выполняет следующие типовые финансовые операции: - выдачу наличных денег с различных счетов (текущего, срочного и со счета по кредитным карточкам); - прием вкладов на текущий, срочный и др. счета; - перевод денег с текущего на срочный и, наоборот, со счета КК на текущий; - платежи: списание с текущего или срочного счетов, наложенные платежи. Использование банкоматов требует больших инвестиций, поэтому их используют только крупные банки. Показателем для оценки эффективности использования банкоматов можно считать количество используемых пластиковых карточек на один банкомат. Для наиболее популярных сетей банкоматов в Англии, США этот показатель составляе т 2-4 тыс. карточек/банкомат. При этом каждый банкомат в среднем используется 1000 раз в неделю или около 150 раз в день. В большинстве случаев (67%) банкоматы доступны с улицы а в 24% случаев банкоматы устанавливаются непосредственно в помещениях банков. Обычно банкомат состоит из: - персонального компьютера (обычно ПК с процессором i286 или i386); - монитора или специального табло; - клавиатуры (цифровой и функциональной); - специального "узкого" принтера для выдачи квитанций о проведенных операциях; - устройства считывания с пластиковых КК; - хранилища денежных единиц различных номиналов и соответствующие механизмы проверки их подлинности, счета и подачи. Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Кроме того, необходимо специальное прикладн ое ПО для управления работой всех блоков и телекоммуникационное оборудование для подсоединения к компьютерной сети. Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line. При работе в off-line режиме, банкоматы не связаны с центральной БС в режиме реального времен и и работают не зависимо (реализуется режим отсроченных платежей). Обычно банкоматы, работающие в этом режиме, фиксируют (записывают) информацию о п роведен ной операции в своей памяти и на специальной магнитной полоске КК (например, на обратн ой стороне КК). Банкомат, работающий в режиме off-line, обслуживает специальный сотрудник - кассир банка, который п ериодиче ски вручную заполняет банкомат наличностью, а также вносит в память банкомата данные о просроченных платежах, счетах, утерянных карточках и др. В более современных системах такая информация закладывается в банкомат периодически в специальном сеансе связи банкомата по коммутируемым или выделенным линиям связи с центральной базой данных банка. Другой режим работы банкомата - on-line. В этом случае банкоматы связаны с БС напрямую по коммутируемым или выделенным телефонным каналам с использованием различных протоколов (часто используется протокол пакетной передачи данных Х.25). Если банкомат работает в этом режиме, он может выдавать клиенту сп равки о текущем состоянии его счета. Использование банкоматов в данном режиме требует надежной телекоммун икационной среды и значительных вычислительных ресурсов БС. В таком случае в БС должна быть п редусмотрена возможность работы с сетью банкоматов в режиме on-lin e .
Способы построения сети банкоматов : При использовании банкоматов необходимо выбрать один из двух вариантов организации телекоммуникационной среды: - обслуживание собственной сети банкоматов; - участие на долевых началах в эксп луатации уже существующей сети, которая используется совместно несколькими банками. При использовании собственной сети банк имеет полный контроль над этой сетью и предоставляемыми услугами. Недостатком такого п одхода являются достаточно большие затраты на создание и эксп луатацию сети. Практика создания телекоммуникационной среды с применением банкоматов п оказывает, что более выгодным для банков является построение общих сетей банкоматов и объединение уже существующих сетей. Результатом этого становится стандартизаци я кредитных карточек, от которой выигрывают в конечном счете все - и банк и его клиенты. Несмотря на стремительное развитие таких средств удаленного доступа в банк, как Internet и специализированные системы "банк-клиент", банкоматы по-прежнему играют важную роль в этой области. Популярные модели банкоматов : Рассмотрим различные модели банкоматов на примере конфигураций банкоматов фи рмы DE C. (Табл. 1) Таблица 1.Популярные модели банкоматов
POS - терминалы Средством, обеспечивающим расчеты в магазине с помощью пластиковых карточек, служат торговые терминалы. Простейшими из них являются механические устройства для прокатки рельефной части пластиковой карты и получения специального чека (слипа), который подписывает клиент. В торговых терминалах PIN-коды обычно не применяют ввиду небольших списываемых сумм. POS-терминалы, или торговые терминалы, предназначены для обработки транзакций при финансовых расчетах с использованием пластиковых карточек с магнитной полосой и смарт-карт. Использование POS-терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию карточки и существенно уменьшить время обслуживания. Возможности и комплектация POS-терминалов варьируются в широких пределах, однако типичный современный терминал снабжен устройствами чтения как смарт-карт, так и карт с магнитной полосой, энергонезависимой памятью, портами для подключения ПИН-клавиатуры, принтера, соединения с ПК или с электронным кассовым аппаратом. Кроме того, обычно POS-терминал бывает оснащен модемом с возможностью автодозвона. POS-терминал обладает "интеллектуальными" возможностями - его можно программировать. Все это позволяет проводить не только on-line авторизацию карт с магнитной полосой и смарт-карт, но и использовать при работе со смарт-картами режим off-line с накоплением протоколов транзакций. Последние во время сеансов связи передаются в процессинговый центр. Во время сеанса связи POS-терминал может также принимать и запоминать информацию, передаваемую ЭВМ процессингового центра. Подобным образом может осуществляться перепрограммирование POS-терминалов. Стоимость POS-терминалов в зависимости от комплектации, возможностей, фирмы-производителя может меняться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, однако обычно не превышает полутора - двух тысяч. Размеры и вес POS-терминала сопоставимы с аналогичными параметрами телефонного аппарата, а зачастую бывают и меньше. 2. Пластиковые карты Простейшим видом пластиковых карт является магнитная карта. Эта пластиковая карточка, соответствующая спецификациям ISO, имеет на обратной стороне магнитную полосу с информацией объемом около 100 байт, которая считывается специальным устройством. Такие магнитные карточки широко используются во всем мире в качестве кредитных (VISA, MasterCard, Eurocard и т. д.), а также как дебетовые банковские карточки в банкоматах. Магнитная полоса карточки имеет, как правило, три дорожки; в финансовой сфере в основном используют вторую. На ней постоянно хранится информация, включающая номер карты или банковского текущего счета, имя и фамилию владельца, срок годности карты (даты начала и конца срока). На магнитной полосе финансовой информации о состоянии счета владельца карты нет. Рис 1. Примеры пластиковых карт. - Visa-card – классическая кредитная карта; - Maestro – card - классическая кредитная-депозитная карта; - НСМЄП – карта со встроенным чипом памяти; - Внутрибанковская карта Существует два режима работы с магнитными картами. В режиме on-line устройство (торговый терминал, электронная касса, банкомат) считывает информацию с магнитной карты, которая по телефонной сети или спецканалу связи передается в центр авторизации карт. Здесь полученное сообщение обрабатывается, а затем в процессинговом центре со счета владельца карты либо списывается сумма покупки (дебетовые карты), либо на сумму покупки увеличивается долг владельца карты (кредитные карты). При этом, как правило, проверяется следующее: не является ли карта утерянной или украденной, достаточно ли средств на счете владельца (для дебетовых карт), не превышен ли лимит кредита (для кредитных). В режиме off-line информация о покупке, сделанной владельцем карточки, никуда не передается, а хранится в торговом терминале или электронной кассе. Для печати чеков используются специальные устройства ручной прокатки, дублирующие выгравированную на карточке информацию о ее владельце. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования. Поскольку спрос на БС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и ПО предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к БС - обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети (например Internet). Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа. Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты. Список источников
1) Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М: Наука, 1997. Винн Р., Холден К. Введение в прикладной эконометрический анализ. - М.: Финансы и статистика, 1998. 2) И. Аглицкий. Автоматизация управления предприятиями: новые решения // Финансовая газета, №15/2001. 3) Компьютерные технологии для малого бизнеса. // Бухгалтер и Компьютер, №4/2000. 4) Автоматизация расчётных операций банков и фондовых бирж. Под. ред. А. С. Кузнецова. -М., 1996. Интернет-ресурсы - http://www.grsu.grodno.by/~littc/html/confer/publ/98/MEO_98/conf_3.htm - http://www.dtpress.ru/mp/2000/06/18.htm |