Реферат: Антимонопольные органы их задачи и функции
Название: Антимонопольные органы их задачи и функции Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Хозяйственное право» Вариант 4 Студентки 3 курса Факультет: Менеджмент и маркетинг Специальность: Менеджмент организации № 05ммб03279 Савенковой Е.И. Преподаватель: Ивкин С.А. Калуга – 2008 1. Антимонопольные органы их задачи и функции Государство косвенно влияет на конкуренцию и монополию с помощью денежно кредитной и налоговой политики: распределение гос. заказов, создание условий для инвестиций, а так же с помощью законодательства. У свободной конкуренции существуют 2 препятствия: · Недобросовестная конкуренция · Монополия Само понятие монополия это слово греческого значения которое означает «продаю один». Понятие монополия отражает концентрацию капитала, производства, торговли, в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Искусственные монополии образуются в виде картелей, синдикатов, трестов и концернов. В 17 веке в Англии были приняты первые законы, котщрые нарушили монополию на городскую торговлю. Во второй половине 19-го века в странах западной Европы принимаются законы о недобросовестной конкуренции, однако наиболее успешно борьба с монополиями шла в США, в 1890 был принят известный АНТИ ТРЕСТОВСКИЙ закон. Закон запретил тайный сговор между компаниями, а так же различные соглашения. Ограничения распространялись на все виды рынков и предпринимательской деятельности. За нарушение этого закона заключение до одного года или высокий денежный штраф. В настоящее время антимонопольное законодательство успешно действует в странах ЕС. Правовые основы Российскому законодательству об ограничении монополий были заложены: 1. Конституцией 1993 года, в статье 94 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и не добросовестную конкуренцию, Ст. 74 запрещает на территории РФ установление таможенных границ пошлин и иных сборов препятствующих свободному перемещению товаров и услуг. 2. Федеральный закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. 3. Федеральный закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг - это закон от 23 июня 1999 года. Согласно законодательству за реализацией этих норм возлагается на государственные антимонопольные органы. В раскрытия содержания не добросовестной конкуренции законодательство выделяет 3 признака: 1. Действия хозяйствующих субъектов направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности 2. Предпринимательская деятельность которая противоречит действующему законодательству и обычаям делового оборота 3. наступление вредных последствий в результате действий хозяйствующих субъектов. Закон о конкуренции в статье 5 относит к запрещенным 5 форм не добросовестной конкуренции: 1. Распространение ложных, не точных или искаженных сведений способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации 2. Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, метода изготовления, потребительских свойств и качеств товаров. 3. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. 4. Продажа товаров с незаконным использование результатов интеллектуальной деятельности. 5. Получение использование, разглашение научно-технической производственной и торговой информации без согласия его владельца. Монополистическая деятельность - это противоречащая анти монопольному законодательству действие или бездействие хозяйствующих субъектов органов исполнительной власти, местного самоуправления, направленные на не допущения ограничения или устранения конкуренции. От недобросовестной конкуренции монополистическую деятельность отличает ряд важных моментов: 1) Оценка монополистической деятельности производится только с позиции норм права; 2) Значительно расширен состав субъектов монополистической деятельности; 3) Монополистическая деятельность может проявляться не только в действии но и бездействии; 4) Для квалификации монополистической деятельности не требуется наличие вредных последствий; 5) Монополистическая деятельность может осуществляться в самых разных вариантах. Законодательство выделяет несколько видов монополистической деятельности: 1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке. Как правила смысл злоупотребления состоит в манипулировании монопольными ценами; 2. Согласование действий хозяйствующих субъектов направленных на ограничение конкуренции. Поддержание высоких тарифов, скидок, доплат и наценок, снижение цен на аукционах и торгах, раздел рынка по территориальному принципу, отказ от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями; 3. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов, органов местного самоуправления направленные на ограничения конкуренции; 4. Согласованные действия государственных органов направленные на ущемления прав хозяйствующих субъектов. Участие должностных лиц предпринимательской деятельности. Статья 11 федерального закона об основах государственной службы запрещает должностным лицам иметь в собственности предприятия самостоятельно или через представителя голосовать принадлежащими им акциями, занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов.
Для осуществления своих функций антимонопольные органы наделены определенными полномочиями. Они в праве давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания: - о прекращении нарушения законодательства, - о восстановлении первоначального положения, - о принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров противоречащих законодательству, - о перечислении в федеральный бюджет прибыли полученной в результате нарушений антимонопольных законов. Антимонопольные органы в праве принимать решении о наложении штрафов на коммерческие и не коммерческие организации, административных взысканий на руководителей предприятия, граждан и должностных лиц. Полномочия антимонопольных органов дополняются правом на получение необходимой информации. Наиболее важной функцией антимонопольных органов является государственный контроль за созданием реорганизацией коммерческих юридических лиц. За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольные законодательства, предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В уголовном кодексе статья 178 запрещает монополистические действия, связанные с установлением монопольно высоких или монопольно низких цен, разделы рынка, ограничения доступа на рынок, устранение с него других хозяйствующих субъектов. Наказанием является штраф в размере от 200 до 700 рублей или лишение свободы до 7 лет. Гражданско-правовая ответственность наступает в виде взыскания убытков, они могут быть представлены решениями государственных органов, неисполнением обязательств. Административная ответственность за нарушения устанавливается новым кодексом об административных правонарушениях. Антимонопольные полномочия рассматривают 3 группы дел: · Административные правонарушения, допущенные должностными лицами, направленные на не законное ограничение свободы торговли; · Дела, связанные с невыполнением предписаний административных органов. Штрафы: должностные лица (от 40 до 50 МРОТ); · Не предоставление в антимонопольные органы необходимой информации, либо предоставление заведомо не достоверных сведений. 2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные напрвления инвестиционной политики государства. Согласно законам РСФСР от 26 июня 1991г. " Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и от 4 июля 1991 г. " Об иностранных инвестициях в РСФСР" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и Государства. Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление им налоговых и таможенных льгот. Защита инвестиций гарантируется законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы; б) инвестиции не могут быть реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы. К сожалению, стоит отметить, что данная норма закона в некоторой степени является декларативной. До недавнего времени согласно ст. 36 Закона об иностранных инвестициях иностранные инвесторы могли приобретать государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта статья была отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России № 2288. Также в соответствии с Инструкцией ЦБР от 16 июля 1993 г. № 16 нерезиденты осуществляют все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях со специальных инвестиционных рублевых счетов типа "И". Но до сих пор не выработан механизм продажи валюты на внутреннем валютном рынке с целью зачисления рублевой выручки на эти счета. В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Правовые основы инвестиционной деятельности на территории России определяются несколькими законодательными актами: · ГКРФ; · Закон об инвестиционной деятельности в РФ. В редакции от 10 января 2003 г.; · Федеральный закон об инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений; · Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ. От 25 июля 2002 г.; · Федеральный закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от 24 декабря 2002г. Согласно этим законам все инвесторы должны иметь равные права на осуществление инвестиционной деятельности. А именно: 1) самостоятельно определять объемы и направления инвестиций; 2) заключать договоры субъектами инвестиционной деятельности; 3) владеть, пользовать и распоряжаться объектами и результатами инвестиций; 4) Передавать свои права на осуществление инвестиций в установленном законом порядке; 5) контролировать целевое использование инвестиций; 6) объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений. Согласно законодательству РФ субъекты инвестиционной деятельности обязаны: I. Иметь лицензию и сертификат на право осуществления своей деятельности. II. Соблюдать установленные законодательством нормы и регламенты. III. Использовать средства направленные на инвестиции по целевому назначению. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает: 1. гарантирование прав инвесторов; 2. предоставление субъектом информации о деятельности льготных условий пользования землей и другими ресурсами; 3. создание и развитие информационно-аналитических центров, публикующих рейтинги инвестиционных проектов; 4. принятие антимонопольных мер; 5. расширение возможностей использования залога при осуществлении кредитования; 6. развитие финансового лизинга; 7. предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета; 8. разработка и утверждение технических регламентов и стандартов, а также осуществления контроля их соблюдения; 9. вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности. Гарантией прав субъектов инвестиционной деятельности включает в себя: - обеспечение равных прав при осуществление инвестиционной деятельности; - гласность и открытость в обсуждении инвестиционных проектов; - право обжалования в судебном порядке решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц; - защита капитальных вложений. С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике - финансовое участие государства в Частных инвестиционных проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств. Началась разработка нового направления в инвестиционной деятельности. Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 введено понятие финансового лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.
|