Реферат: Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции Структура поведение - результат
Название: Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции Структура поведение - результат Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Новосибирский государственный Технический Университет Бердский филиал
Расчетно – графическая работа по дисциплине: «Экономика отраслевых рынков». На тему: Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции «Структура – поведение - результат».
Выполнила: студентка 4 курса, группы ЭУБ-62 Буховец О.С. Проверил: Гильмундинов В.М.
Бердск 2009 Россия — одна из ведущих стран по добыче нефти. Здесь сосредоточено 13 % от общего объема ее мировых запасов. Из добываемых в стране 9,82 млн. баррелей нефти в сутки экспортируется около 4,3 млн. — по этому показателю Россия занимает второе-третье место в мире. Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн. тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта . На долю нефтяников приходится почти 10 % общего объема промышленного производства страны — в силу высокой конкурентоспособности продукции нефтекомпаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть. По оценкам Минэнерго, в 2009 году добыча нефти в России составит 483млн тонн. Однако, по прогнозам самих нефтяников, добыча нефти в России возрастет до 503 млн. т. Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 5 вертикально интегрированных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» , ОАО «ТНК-BP», ОАО «Газпром» и ОАО «Татнефть». На примере которых будет проводится анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции «структура-поведение- результат». Продуктовые границы рынка- заменителями нефти в являются солнечная энергия, топливо из угля, газ и биотопливо. Пространственные границы – нефть является транспортабельным сырьем и реализация может осуществляться как на всей территории страны так и за ее пределами, но для удобства проведения анализа за географические границы исследуемого отраслевого рынка по умолчанию примем Российскую Федерацию. Временные границы- период с 2005 по 2008 годы. Отраслевые границы- рассмотрены компании «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «ТАТНЕФТЬ», «ГАЗПРОМ», «ТНК». Концепция «структура-поведение- результат» Базовые условия: 1. Со стороны предложения- сырье(природные углеводороды, извлекаемые из недр земли) .Технологии, используемые в добыче нефти , включают сбор нефти и сопутствующих ей газов и воды на поверхности, их разделение, удаление минеральных солей из нефти, обработка пластовой воды, сбор попутного нефтяного газа. Длительность добычи(зависит от геологической структуры месторождения) 2. Со стороны спроса- перекрестная эластичность спроса(спрос варьируется в зависимости от наличия альтернативного источника энергии для того или иного пользователя. Такие нефтепродукты, как керосин и мазут, достаточно часто ведут себя независимо от рынка нефти, так как являются менее эластичными товарами, чем бензин и дизельное топливо (хотя, конечно, тепло и электроэнергия мазутных ТЭЦ могут быть заменены на более дешевые тепло и энергию, например, газовых станций)). Темпы роста рынка нефти за последние годы практически не меняются . На структуру рынка влияют такие базовые условия как длительность и затратность производства а также используемые технологии. Например повышение транспортных затрат или переход на более сложные технологии производства увеличивают экономические барьеры входа на рынок, следовательно меняется количество производителей в отрасли. Структура рынка. Рассматриваемая отрасль очень прибыльна и барьеры входа на нее крайне высоки. Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, пытающийся заняться бизнесом в нефтяной отрасли, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры и степень криминализации экономики. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами. Структура издержек: издержки складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки. Рассмотрим доли предприятий на рынке нефти. Таблица 1. Объем добычи нефти в России (млн.барр.).
Таблица 2. Объем добычи нефти и чистая прибыль крупнейших российских нефтяных компаний.
Рис 1. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2005 год. Рис 2. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2006 год. Рис 3. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2007 год. Рис 4. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2008 год. На рынке действует 110 фирм, доля 5 нам известна, доля остальных составляет: В 2005 году: 36,3/105=0,35% В 2006 году: 37,4/105=0,36% В 2007 году: 35,3/105=0,34% В 2008 году: 32/105=0,3% Имея представленные данные можно рассчитать индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана: Из полученных результатов видно что рынок является умеренно концентри-рованным. Т.к. на рынке имеется относительное небольшое число нефтяных компаний (110) и большое количество покупателей то можно сделать вывод что данный рынок олигополистический. Структура рынка влияет на на поведение компаний, исходя из того сколько фирм имеется на рынке и какова дифференциация продукции компании выбирают для себя стратегии и тактику. Поведение компаний. Несмотря на существование товаров заменителей, нефть на сегодня важнейший энергоресурс ,поэтому компании договариваясь могут устанавливать цены много выше себестоимости, но т.к. сейчас политика правительства проводит мероприятия с целями предотвращения сговоров нефтяных компаний то появляется ценовая конкуренция и тогда стратегии ценообразования в нефтяном секторе зависят от цен конкурентов и ожидаемой прибыли с учетом факторов, влияющих на спрос на нефтепродукты и на себестоимость. Маркетинговая стратегия российских компаний заключается в экспансии на просторы ближнего и дальнего зарубежья: они приобретают в собственность нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, сбытовые структуры, а также участвуют в совместных проектах по освоению углеводородных ресурсов. Результативность отрасли зависит от поведения компаний в таких вопросах, как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инвестиции в производственное оборудование, тактика решения юридических вопросов (например, в обеспечении патентных прав) и т.д. Поведение в свою очередь зависит от структуры соответствующего рынка, характеризующейся численностью и распределением продавцов и покупателей, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм. Результативность. Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта. Эффективность деятельности компаний можно увидеть на сравнительной диаграмме. Рис.5. Рентабельность по EBITDA крупнейших нефтяных компаний в период с 2005 по 2008 год. Как видно из диаграммы наибольшая рентабельность в 2005 году была у Роснефти и составляла 29,4%, однако в 2006 году картина изменилась и на первое место вышел Газпром с рентабельностью в 25,9%, но в 2007 году выросла рентабельность Роснефти до 29% и заняла лидирующее положение. В 2008 году на первом месте по рентабельности оказались Газпром и ТНК-ВР с 26%. Такая динамика показателей рентабельности существует из за того, что в разные периоды расходы и доходы компаний могут меняться в связи с разработкой новых месторождений которая увеличивает расходы, или покупка акций других предприятий которая приносит прибыль. Говоря о техническом состоянии компаний можно сказать, что на сегодня нефтяные предприятия не располагают современными техническими средствами для разработки трудноизвлекаемых запасов и эксплуатации месторождений, находящихся в поздней стадии. Основные фонды нефтепромыслов имеют большую изношенность и требуют своего обновления, прежде всего технологического оборудования и нефтепромысловых коммуникаций. Рост добычи нефти происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий. Основными направлениями научно-технического прогресса в добыче нефти являются: создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти, совершенствование существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи. НТП позволит не только увеличить объемы добычи нефти , но и поднять его качество. Но для осуществления этих проектов потребуются огромные инвестиции, которые преимущественно осуществляет государство. Используемые источники 1. www.gazprom-neft.ru 2. www.tnk-bp.ru 3. www.rosneft.ru 4. www.lukoil.ru 5. www.tatneft.ru 6. www.rating.rbc.ru |