Отчет по практике: Отчет по практике 4
Название: Отчет по практике 4 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: отчет по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Современный банк – это магазин, который не производит продукты, а их продает (реализует), организует каналы дистрибуции (продаж), управляет отношениями с клиентами (потребителями, покупателями). Это утверждение в меньшей мере, конечно, можно отнести к российским банкам. Но это уже устоявшийся мировой стандарт банковской деятельности и ближайшая перспектива для национальной банковской системы России. В современных условиях даже для российских банков процесс управления рисками требует от руководства и владельцев банка организации деятельности таким образом, чтобы возникающие конфликты интересов у сотрудников и отделов банка были разрешены в пользу оптимального сохранения эффективности бизнеса банка. Цель учебно-ознакомительной практики – получение первого представления о своей будущей профессии менеджера; закрепление на основе собственного практического опыта основных теоретических положений, полученных в результате первых двух курсов обучения по своей будущей специальности. Объектом исследования в данной работе является акционерный коммерческий банк «Форштадт» (ЗАО). При выполнении отчета я буду опираться на данные текущей документации АКБ «Форштадт», личные наблюдения и некоторые источники теоретической информации (учебники). 1. Общая характеристика АКБ «Форштадт» (ЗАО). Акционерный коммерческий банк «Форштадт» (ЗАО) образован в 1992 г. и является крупнейшим региональным банком Оренбуржья и Уральского региона. Наименование Банка произошло от слова «FORSHTADT», что в переводе с немецкого означает «пригород, слобода». Сегодня банк «Форштадт» – один из самых динамично развивающихся банковских учреждений региона. Банк имеет Генеральную лицензию, лицензию на право проведения операций с драгоценными металлами и лицензии на право совершения операций с ценными бумагами дилерскую, брокерскую, депозитарную и на доверительное управление. Банк предоставляет широкий спектр банковских услуг: кредитование, операции с ценными бумаги, операции с монетами из драгоценных металлов, индивидуальные банковские сейфы, расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции, переводы, вклады, депозитные операции, эмиссия пластиковых карт. Масштаб бизнеса Банка стал качественно иным. Сегодня Банк принимает участие в реализации сложных проектов, которые существенно влияют на развитие регионального финансового рынка. На сегодняшний день Банк «Форштадт» активно развивает такие социально-значимые программы, как кредитование малого и среднего бизнеса. Банк является участником национальных программ «Доступное жилье – россиянам» и «Продовольственной программы». Банк активно работает с лизинговыми компаниями. Среднесписочная численность ЗАО «Форштадт» составляет 263 человека. По данным независимых рейтинговых агентств и контролирующих банковскую деятельность организаций, в 2008 году Банк Форштадт укрепил свои позиции на рынке кредитно-финансовых услуг. По данным «Эксперта РА» в «Рэнкинге российских банков по РСБУ по итогам 2008 года» Банк занимал следующие позиции: – 130 место по величине собственного капитала; – 186 место по величине активов. Согласно исследованиям Информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» Банк занимал: – 71 место в рейтинге «Банки по количеству пластиковых карт в обращении на 01.01.2009 года»; – 77 место в «Рейкинге банков по количеству собственных банкоматов по России (на 1 января 2009 года)»; – 36 место в рейтинге «Банки по доле карт, выпущенных в рамках зарплатных проектов в 2008 году»; – 32 место в рейтинге «Банки по объёмам выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 году». В рейтинге журнала «Эксперт-Урал» по величине активов по итогам 2008 года Банк занимает 16 место среди банков Уральского региона. В отчетном году Банк Форштадт лидировал среди региональных коммерческих банков Оренбуржья по размеру уставного капитала, объему собственных средств, валюте баланса и иным показателям. Таблица 1.1
Краткая характеристика предприятия
Продолжение таблицы 1.1 Основной целью ЗАО «Форштадт» является предоставление высококачественных банковских услуг, содействие развитию новых технологий отечественными предприятиями. Стратегическими целями ЗАО «Форштадт» являются: – совершенствование системы управления персоналом; – совершенствование технологий и автоматизация бизнес – процессов; – увеличение стоимости активов на долгосрочный период; – обеспечение высокого качества кадрового потенциала; – улучшения финансового положения и прирост значений основных показателей деятельности; – развитие филиальной сети и клиентской политики. Миссия АКБ «Форштадт»: ЗАО «Форштадт» - инвестиционный бутик, где клиент может приобрести финансовый продукт высочайшего качества и где ему предоставят великолепный сервис. Приоритетом Банка является качество обслуживания. ЗАО «Форштадт» стремимся сочетать точные банковские технологии с индивидуальным подходом к каждому клиенту. 2. Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Форштадт». Для более полной и качественной характеристики АКБ «Форштадт» проанализируем основные технико-экономические показатели его деятельности. Рассмотрим основные технико-экономические показатели в динамике за 2 года (таблица 2.1). Таблица 2.1 Динамика показателей деятельности АКБ «Форштадт» (ЗАО) за 2007-2008 гг. в млн. руб.
Основные изменения финансовых показателей по итогам 2008 года: 1) Увеличение собственных средств Банка относительно начала года на 114 млн. рублей (или на 6%). 2) Увеличение валюты баланса Банка относительно начала года на 2 249 млн. рублей (или на 24%), привлеченных ресурсов – на 231 млн. рублей (или на 4%), работающих активов – на 364 млн. рублей (или на 5%), доходов Банка – на 1380 млн. рублей (или на 48,3%). 3) Как следствие охватившего реальный сектор экономики финансового кризиса - снижение показателя балансовой прибыли Банка относительно уровня 2007 г. на 36% или на 90 млн. рублей. 4) Рост резервов на возможные потери по активам за 2008 год составил 402 млн. рублей или 226,7 %. 3. Организационная структура управления Кредитная организация – банк – может быть создана на основе лю бой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и КО, располагающие средствами, необходимыми для внесения в ус тавный капитал. Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от следующих факторов: – законодательство; – размер банка и масштабы его деятельности; – юридический статус (реализация отношений собственности); – специализация или универсализация деятельности. В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейноштабная. Они базируются на двух основных принципах: – субординация – инстанции органов управления, принимающих решения; – функциональная направленность деятельности – разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях. Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций: кредитные, расчетные, кассовые, вексельные, фондовые (с ценными бумагами), межбанковские, иностранной валютой, комиссионные (посреднические) и др. Организационная структура АКБ «Форштадт» (ЗАО) представлена на рис 3.1. Состав персонала ЗАО «Форштадт» представлен руководителями, специалистами, служащими и рабочими. Состав персонала Банка рассмотрим подробнее в таблице 3.1. Таблица 3.1 Структура персонала ЗАО «Форштадт» в 2007 – 2008 гг., чел.
Из данных таблицы мы видим, что абсолютное отклонение положительно, это говорит о том, что ЗАО «Форштадт» по мере расширения своей филиальной сети и укрепления своих позиций на рынке, осуществлял активный найм всех видов категорий персонала. Говоря о темпе роста, можно также заметить, что он увеличился, т.е. и здесь мы можем заметить активное расширение и укрепление Банка. 4. Документы, регламентирующие деятельность предприятия. В данном разделе мы рассмотрим отдел бухгалтерского учета и отчетности (ОБУО), изучим основные документы, регламентирующие деятельность этого отдела. Управление ЗАО «Форштадт» осуществляется в соответствии с его уставом. Высшим органом управления Банком является общее собрание акционеров. Оперативное руководство админстративно-хозяйственной, коммерческой деятельности осуществляется через аппарат управления, который организует всю работу, координирует и контролируют деятельность внутренних звеньев организации, ведет бухгалтерский учет, составляет установленную отчетность и представляет ее соответствующим органам. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером (см. рис.4.1)
Рис.4.1 Структура бухгалтерии В деятельности Банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников. Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках: 1) формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности. 2) контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников. 3) обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах. Принципы бухгалтерского учета в банках, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденном Министерством финансов РФ 20 марта 1992 г. Рассмотрим документы регламентирующие деятельность структурного подразделения. Положение о подразделении – документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, группы) – это задачи, функции, права, ответственность. Рассмотрим положение об отделе бухгалтерского учета и отчетности Дополнительного офиса «Орский» АКБ «Форштадт», которое включает в себя: 1) Общие положения: – отдел бухгалтерского учета и отчетности Дополнительного офиса «Орский» является структурным подразделением Акционерного коммерческого банка «Форштадт» (закрытого акционерного общества); – руководство отделом бухгалтерского учета и отчетности осуществляет главный бухгалтер; – главный бухгалтер подчиняется начальнику Дополнительного офиса «Орский» АКБ «Форштадт» и выполняет функции на основании должностной инструкции; – работники отдела бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру и выполняют свои функции на основании должностной инструкции. 2) Основные задачи: – правильно, качественно и своевременно выполнять операции бухгалтерского учета Дополнительного офиса «Орский»; – соблюдать очередность платежей и осуществлять точные своевременные операции при оплате платежных документов по счетам клиентов; – качественно и своевременно составлять отчетность; – выписывать расходные и приходные кассовые ордера, вести кассовые журналы; – соблюдать этику поведения в коллективе, вежливость обращения с клиентами и коллегами по работе; – соблюдать правила внутреннего распорядка, трудовую дисциплину. 3) Функции отдела: – участвует в разработке документов, принимаемых ДО «Орский»; – обеспечивает сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив; – обеспечивает сохранность денежных средств и материальных ценностей; – контролирует исполнение сметы расходов на содержание ДО «Орский» АКБ «Форштадт». 4) Ответственность: – работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ; – за причиненный ущерб работники несут материальную ответственность в соответствии с законодательством РФ; В целях чёткого разграничения функциональных обязанностей разрабатывались должностные инструкции специалистам и служащим. Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность. Рассмотрим должностную инструкцию бухгалтера, которая включает в себя: 1) Общие положения: – бухгалтер относится к категории специалистов предприятия; – бухгалтер непосредственно подчиняется главному бухгалтеру или руководителю соответствующего подразделения бухгалтерии; – назначение на должность и освобождение от должности бухгалтера производится приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера. 2) Функции: – осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета; – учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; – начисление и перечисление платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды; – отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей; – подготовка данных по участкам бухгалтерского учета для составления отчетности. 3) Обязанности: 3.1) Знать: – руководящие и нормативные документы, касающиеся организации бухгалтерского учета и составления отчетности; – формы и методы бухгалтерского учета в организации, план и корреспонденцию счетов; – организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета, порядок оформления и отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственных средств и их движения; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 3.2.) Выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.). 3.3) Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. 3.4.) Составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявлять источники образования потерь и непроизводственных расходов, подготавливать предложения по их предупреждению. 3.5.) Производить выплату заработной платы работникам, другие отчисления средств на материальное стимулирование работников организации. 4) Права: – требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей; – вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями; – знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности; – в пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению; – запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера у сотрудников организации информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей. 5) Ответственность: – ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией; – нарушение внутреннего распорядка предприятия. 5. Документооборот АКБ «Форштадт». Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении. В ЗАО «Форштадт» существует правильный и рационально организованный документооборот, что повышает эффективность работы аппарата управления организации. Документы ЗАО «Форштадт» можно разделить на входящие, внутренние и исходящие.
10 – 15 % Рис. 5.1 Распределения потока входящих документов Документопоток внутренних документов, то есть создаваемых внутри организации и передаваемых из одного подразделения в другое (приказы, распоряжения, инструкции руководства, служебные записки, акты и т.д.) Документопоток исходящих документов — информация, направляемая во внешний мир (письма и ответы на письма, договоры, отчеты, контракты, пресс-релизы и т.д.)
Рис. 5.2 Работа на предприятии с входящими документами Теперь представим схему работы на предприятии с исходящими документами (см. рис. 2.3.) Рис. 2.3 Работа на предприятии с исходящими документами Основу документооборота ЗАО «Форштадт» отражают такие организационные документы, как устав, положения, приказы о распределении обязанностей, организационная структура учреждения, а в инструкции по работе с документами они закрепляются вторично. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время Акционерный коммерческий банк «Форштадт» (ЗАО) является одним из ведущих коммерческих банков в Оренбургской области и предоставляет полный перечень банковских услуг. Ключевая деятельность состоит в проведении корпоративных банковских операций, торговом финансировании, обслуживании субъектов малого и среднего бизнеса и физических лиц, операции с валютой, а также предоставлении услуг по кредитным и платежным карточкам. Банк имеет широкую диверсифицированную клиентскую базу, включающие многие ведущие промышленные компании региона. Преследуя достижения поставленных целей, банк уделяет большое внимание сбалансированности активов и пассивов. В результате перегруппировки активов возрастает величина более доходных активов. При этом банк поддерживает достаточный уровень ликвидности, позволяющий своевременно исполнять свои обязательства перед клиентами. В данной работе была отражена общая характеристика предприятия, проанализированы основные технико-экономические показатели, изучена организационная структура управления ЗАО «Форштадт», изучены основные документы, регламентирующие деятельность банка и виды входящей, исходящей документации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник/ В. Р. Веснин,. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2005. – 504с. – (Рек. УМО) . – Библиогр. : с. 485-495. - ISBN 5-482-00077-Х. 2. Глухов, В. В. Менеджмент : учебник / В. В. Глухов. - СПб. : Питер, 2004. - 326 с. - ISBN 5-7571-0004-4. 3. Иванова, Т. Ю. Теория организации : учебник/ Т. Ю. Иванова,. - М.: КНOНУC, 2006. - 384 с. - (Доп. УМО). - ISBN 5-85971-205-7. 4. Ильенкова, С.Д. Основы менеджмента : Учеб-практ.пособие/ С.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов. – М.:МЭСИ,1998. – 179с. – (Рек. УМО).- ISBN 5-876-00054-Х. 5. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента : Учеб.пособие/ Н.И. Кабушкин. – 4-е изд. – Мн.: Новое знание,2001. – 336с. – (Рек.М-вом образов.РФ). ISBN 5-656-06574-6. 6. Казначевская, Г. Б. Менеджмент / Г. Б. Казначевская – Ростов н/Д : «Феникс», 2000. – 352 с. – ISBN 5-222-01464-9. 7. Кузнецов, Ю.В. Менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. Ю.В.Кузнецов. В.И. Подлесных. – СПб. :Бизнес-пресса, 2001. – 432с. – (Рек. М-вом образов. РФ). – ISBN 5-86771-980-8. 13. Парахина, В. Н.Теория организации : Учеб. пособие/ В. Н. Парахи:на., Т. М. Федоренко,. -Изд. 3-е; стер. -М.: КНОРУС, 2007. – 296 с. - (Рек. УМО). - ISBN 5-85971-6702; 14. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник/З. П. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2001.-378 c.- ISBN 5-86451-143-2. 15. Управление организацией : учебник / под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 669 с. - ISBN 5-86225725 16. Управление персоналом организации : учебник/ под ред. А.Я. Кибанова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 638с. – (Серия «Высшее образование)- ISBN 5-16-000315-0 |