Реферат: Применение информационных технологий в принятии управленческих решений на предприятии
Название: Применение информационных технологий в принятии управленческих решений на предприятии Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И КОММЕРЦИИ КАФЕДРА ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Управленческие решения» НА ТЕМУ: «Применение информационных технологий в принятии управленческих решений на предприятии». Нижний Новгород 2010 год Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава I. Теоретический аспект проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. Принятие решений и информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Содержание и стадии процесса принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . 5 2. Информационное обеспечение менеджмента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации . . . . . . . . . . . . 9 3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 4. Роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Глава II. Анализ принятия решений по данной проблеме на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1. Характеристика предприятия УСЗН Советского района г. Нижнего Новгорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2. Анализ выявленных проблем на УСЗН Советского района г. Нижнего Новгорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Глава III. Рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Введение Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д. Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами и т.п. Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы. Так же неотъемлемой частью любого процесса является информация. Она требуется для принятия любого решения, при том, чем сложнее решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и своевременной. На основании вышесказанного проблему можно сформулировать так: необходимость обеспечения (поддержки) принятия решений информацией, которая должным образом отобрана, обобщена, систематизирована и проанализирована, то есть пригодна для принятия правильного и обоснованного решения в каждой конкретной ситуации. Одной из задач данной работы является выбор наилучшего источника получения информации. Выяснение достоинств и недостатков существующих методов решения подобных проблем и нахождение возможных путей их совершенствования. Объектом управления является структура анализируемого предприятия. Субъектом управления – УСЗН Советского района г. Нижнего Новгорода. Предметом является изложенная выше проблема. Глава I Теоретический аспект проблемы.
1.1.Содержание и стадии процесса принятия решений Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня, включающий: · выработку и постановку цели; · изучение проблемы на основе полученной информации; · выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; · обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); · выбор и формулирование оптимального решения; · принятие решений; · конкретизация решения для его исполнителей. Принятие УР – это выбор альтернативы ради достижения целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции. Принятию УР предшествует разработка УР, включающая анализ, прогнозирование, формирование, оптимизацию, экономическое обоснование множества допустимых альтернатив достижения поставленной цели. Будем считать процесс принятия решений, состоящим из следующих укрупненных этапов: 1) постановка задачи; 2) формирование вариантов решения; 3) выбор оптимального решения. Принятие решений происходит при следующие условиях: • наличие цели; • наличие альтернативных вариантов решений; • наличие факторов, ограничивающих решения и касающихся: 1) экономических ресурсов (время, финансы, трудовые ресурсы, производственные возможности); 2) технических требований или условий (например, технические характеристики объектов: габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и др.); 3) социальных, нравственно-этических требований. Таким образом, задача принятия решений возникает в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения. Функции УР проистекают из задач, стоящих перед менеджером. При разработке УР для решения проблемы менеджер должен отвечать на следующие вопросы: • для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); • что делать (какие новые потребности удовлетворять, либо на каком новом качественном уровне удовлетворять старые потребности); • как делать (какую технологию использовать); • с какими затратами; • в каком объеме; • в какие сроки; • где делать (в каком месте, в каком производственном помещении и т.д.); • кому поставлять товар и по какой цене; • что получат инвестор, производитель, потребитель и общество в целом. Эффективность управления, в общем случае, определяется двумя основными факторами: 1) качеством разработанного и принятого решения; 2) качеством реализации принятого решения. Считается, что качество принимаемых решений является среди этих факторов определяющим. Развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающий объем, сложность и неопределенность информации делают процесс выработки и принятия УР тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути деятельности. Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения. На стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения. На стадии принятие решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляются контроль за ходом его выполнения; вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованным, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку АСУ, что потребовало создания нового математического аппарата и экономическо-математических методов.
2.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение) – отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное). В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. В деятельности крупных фирм, в особенности имеющих множество филиалов в далеко удаленных местах, передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требуемых принятыми оперативными решениями. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования: · краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; · удовлетворение потребностей конкретных управляющих; · точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений. Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессах принятие решений экспертных технологий. Получаемая информация о ситуации принятия решений должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения. Целесообразным при получении и обработке информации о ситуации принятие решений является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решений. Виды информационных технологий При организации сбора и регистрации данных по принципу последовательных решений могут применяться различные виды информационной технологии: 1) сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на терминале; 2) получение свободного документа, использование машиносчитывающего носителя информации (например, дискеты), обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах. Решение вопросов внедрения новых технологий требует комплексного, разностороннего подхода. Важно не только исследовать технико-экономические и организационные аспекты проблемы, но и учитывать влияние внедрения новых технологий на положение работника в производственном процессе. В частности, требуется анализ трудовых функций работника, его образа действия, навыков, способностей, условий труда. Представляют большую трудность оценить трудовые и социально-экономические факторы. Технология информационной деятельности предполагает: создание системы записей (цифровой и текстовой информации) с применением средств компьютерной техники; использование форм как носителей информации; формирование базы данных; создание пакетов прикладных программ. Количество и качество информации В экономике возникают, распространяются и развиваются три основных информационных потока: · информация, которая существует в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции; · информация, отражающей человеческие профессиональные знания, частично фиксируемые в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом в виде производственных навыков и приемов.; · информация по искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным производством, по вопросам завоевания рынков сбыта при производстве даже высококачественной продукции. Количество информации . С обыденной точки зрения количество информации мало связано с длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение принимается и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков алфавита или число страниц текста принято как эталон количества информации, например в полиграфии. В технических информационных системах каждый новый сигнал требует ресурсов для своего отображения. Поэтому длина сообщений есть мера количества информации, чтобы измерить информационный сигнал, следует выбрать этот эталон. Он обоснован стремлением свести весь алфавит технического языка к двум знакам: точка, тире; закрыто, открыто; красный, зеленый; да, нет; "1" и "0". Чтобы закодировать буквы, числа и иные символы, нужны последовательности "1" и "0", называемые двоичными числами. В виде эталона информации в технических системах используются восьмиразрядные двоичные числа, называемые байтами. И вводится простое правило измерения количества информации – количество байтов для представления текста равно числу знаков естественного языка этого текста. Одна единица информации – байт – состоит из восьми двоичных единиц, иначе называемых битами. Поэтому практически в технических информационных системах используются два равноправных эталона количества информации – бит и байт. Качество информации. Этот показатель является важным, но неоднозначным. Одна и та же информация имеет различные значения (ценность) для одного и того же человека, но в разное время или для нескольких людей. Вообще информация со временем не сохраняет, как правило, свою ценность, хотя есть знания как бы постоянной значимости (например, фундаментальные законы природы, дни рождения…). Выделяя из общего потока актуально полезную информацию, способствующую принятию решений и достижению поставленных целей, посредством когнитивного (смыслового) фильтра специалиста, оценивающего информацию, предприниматель устанавливает границы возможностей по реализации своей предпринимательской идеи. Сегодня в дополнение к высокой производительности машин электронное распространение знаний обеспечивает высочайшую гибкость, программную перестраиваемость производства, возможность эффективного изготовления малых серий и оперативного выполнения сложных индивидуальных заказов. Базы данных. На предприятиях в компьютерном виде накапливается и сохраняется информация о проектах, выполняемых данным предприятием; о деталях, блоках, узлах, компонентах, используемых в проектах; о поставщиках и складах, где размещаются детали; о служащих и отделах, которые являются исполнителями проектов. В таких базах данных могут быть записаны любые информационные массивы, и по аналогии базы данных можно считать электронными библиотеками. Такие электронные библиотеки обеспечивают совершенно новые информационные возможности: возможности выбирать факты и фрагменты текста, а не книги (журналы) целиком. В машине нет "полок", поэтому возможно прямо заглянуть внутрь книги и вывести на экран дисплея (монитора) только ту часть книги, которая интересна пользователю. Экспертные системы. Важным шагом в развитии информационных систем является построение экспертных систем. Экспертная система должна задавать вопросы пользователю, производить оценку ситуации и получать решения, представляемое в каком-либо виде пользователю. Кроме того, от экспертной системы могут потребоваться демонстрация способа, которым получено решение, и его обоснование. Экспертная система моделирует мыслительный процесс человека-эксперта, который является специалистом по решению определенного типа проблем. С помощью экспертных систем решаются задачи, относящиеся к классу формализованных, слабоструктурированных задач. Алгоритмизированное решение таких задач или не существует в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них, или же такие решения неприемлемы на практике в силу сложности разрешающих алгоритмов. Основная разница между информационно-поисковой и экспертной системами заключена в том, что первая осуществляет поиск имеющейся в ней информации по заданной теме, а вторая – логическую переработку информации с целью получения новой информации, которая в явном виде в нее не вводилась. При этом на основе базы знаний машины автоматически определяются не только факты, как в базе данных, но генерируются новые знания путем логического вывода. Экспертные системы способны в сложных ситуациях дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку, ориентацию), помогать предпринимателю или специалисту принять обоснованное решение. Экспертная система может создаваться для какого-либо конкретного пользователя, и тогда при ее создании учитываются специфические требования заказчика, его вкус и наклонности. К таким системам можно отнести различные автоматизированные рабочие места. Структурно-экспертные системы содержат подсистемы логического вывода, базы знаний и интеллектуальных интерфейс – программы "общения" с машиной. Базы знаний – это свод эмпирических правил истинности заключений (высказываний) по данной теме (проблеме); базы эмпирических данных и описания проблем, а также вариантов их решений.
Рис.1. Классификация информационных технологий Из всего обилия компьютерных информационных систем я рассмотрю два типа: - управленческие информационные системы (MIS), - системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system). В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются. Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована. Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом. DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе. Следовательно, DSS часто интегрирует экономико-математические модели как первичные элементы системы. Различия MIS и DSS представлены в ниже приведенной таблице: Таблица 1. Различие MIS и DSS
Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями. Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку «кооперативного» решения. Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом, идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных. Развитие таких систем - экспертные системы. Это компьютерные программы, включающие базы знаний по частным проблемам и механизмы взаимодействия элементов этих баз - по сути интеллектуальные DSS.
База знаний включает в себя большую сумму знаний относительно проблем, «запомненных в системе». Исследователи находят, что использование этой массы знаний более эффективно, чем использование специальных решающих процедур. Экспертные системы являются консультантами в принятии решений, т.к. содержат факты, знания и правила, которые взаимодействуют в проблемной области. Рис. 3. Пример общей структуры экспертной системы классификации на основе правил.
Выгоды оперирования реальным знанием и способности экспертных систем ведут к созданию и использованию систем с искусственным интеллектом. Центральным моментом искусственного интеллекта является использование более эвристики (или правил перебора), чем алгоритмов обработки информации. Эвристика включает инструкции, правдоподобные аргументы или правила перебора для принятия решений и таким образом отражает человеческое поведение точнее, чем алгоритмы. Другой важной характеристикой систем с искусственным интеллектом является то, что они оперируют символами так же хорошо, как числами. Экспертные системы с искусственным интеллектом находят применение в планировании, управлении производством, обслуживании оборудования, т. е. в областях, где решения в области управления не могут полностью основываться на алгоритмах.
Управленческие решения на предприятии охватывает все стороны его деятельности: подготовку производства, собственно производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. Основная задача управления – координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия. С информационной точки зрения стержнем является система подготовки принятие решений (СППР), хотя архитектурно – это надстройка над оперативными информационными системами, используемыми на предприятии. Цель разработки и внедрения СППР – информационная поддержка оперативных возможностей и комфортных условий для высшего руководства и ведущих специалистов для принятия обоснованных решений, соответствующих миссии предприятия, а также его стратегическим и тактическим целям. Основой такой системы являются: · доставка статистических данных и информации аналитического и сводного как из внутренних, так и из внешних источников для экономических и финансовых оценок, сопоставление планов, разработка моделей и составление прогнозов в бизнесе; · формирование и эксплуатация во взаимодействии с руководством соответствующей системы информационных, финансовых, математических и эвристических моделей экономических и финансовых процессов. Концептуальное решение поставленной проблемы должно базироваться на обеспечении доступа к данным и информации и формировании адаптивной системы моделей бизнеса. При этом необходимо обеспечить: · доступ к данным внутренних и внешних источников информации, использующих серийно выпускаемые базы данных; · управление данными и информации в разнородных (многоплатформных) комплексах, что позволяет обеспечить их открытость (локализуемость, мобильность и интераперабельность); · хранение данных и информации в унифицированных форматах, пригодных для дальнейшего анализа, синтеза и представления, включая модели "что, если?"; · анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий; · представление информации в виде диаграмм, графиков географических карт в форме, интуитивно понятном и удобном руководству для выработки решений. Таким образом, целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе оперативного стратегического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает постоянное проведение прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, предоставляемых продуктов и услуг, обслуживаемых клиентов, состояния рынков и условий конкуренции на них. Информационная поддержка управленческой деятельности. Одним из основных отличий аналитической от оперативной обработки данных является не столько большой объем обрабатываемых данных, сколько необходимость поддерживать обработку произвольных, заранее не регламентированных запросов из различных источников информации. Глава II Анализ принятия решений по данной проблеме на предприятии. 1. Характеристика предприятия. Полное наименование организации: «Территориальный орган департамента социальной защиты населения труда и занятости Нижегородской области. Управление социальной защиты населения Советского района города Нижнего Новгорода» (далее именуемое УСЗН Советского района). Данная организация расположена по адресу г. Н.Новгород, площадь Советская, дом 1. Заместитель главы администрации города, глава администрации района - Золотницкая Вера Степановна. Начальник управления социальной защиты населения - Кузнецов Валерий Григорьевич. Основной задачей Администрации района является обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления и иных полномочий, определённых правовыми актами городской Думы и главы города Нижнего Новгорода. Управление по труду и социальной защите населения является структурным подразделением администрации Советского района города Нижнего Новгорода, осуществляющим управление в области труда и социальной защиты населения, а также контроль за соблюдением федерального и областного законодательства на территории Советского района города Нижнего Новгорода. А так же Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством, Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом города Нижнего Новгорода, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также настоящим Положением. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств городского бюджета. Управление непосредственно курируется заместителем главы Администрации Советского района города Нижнего Новгорода по социальным вопросам, и подведомственно департаменту по труду и социальной защите населения администрации города Нижнего Новгорода. Управление может заключать договоры по доверенности администрации района, имеет смету расходов, бюджетные и иные счета в банке, печать с изображением герба и со своим наименование, штампы и бланки. А так же Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с департаментом по труду и социальной защите населения администрации города Нижнего Новгорода, организациями и жителями района по вопросам, отнесенным к его компетенции. Структура Администрации Советского района города Нижнего Новгорода: Во главе всего стоит глава Администрации. Сама Администрация состоит из 4 отделов, в которых располагаются: 1. Первый заместитель главы администрации, управляющий районным хозяйством. Под его руководством такие отделы как управление коммунального хозяйства и благоустройства (он подразделяется на отдел коммунального хозяйства, отдел благоустройства), управление жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и строительства (подразделяется на отдел жилищного фонда, отдел инженерной инфраструктуры), отдел по учету и распределению жилья, отдел жилищных субсидий. 2. Заместитель главы администрации по экономике, промышленной политики и предпринимательству. Под его руководством: отдел экономики, промышленности и планирования, отдел защиты прав потребителей, управление развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг (он в свою очередь делится на отдел торговли и бытового обслуживания, сектор предпринимательства), сектор информационного обеспечения и муниципальной статистики. 3. Заместитель главы администрации по организационной работе. Под его руководством отдел по правовой работе, отдел организационной работы и взаимодействия с СОС, сектор кадровой службы, отдел документационного обеспечения, контроля и работы с обращениями граждан, управление делами (он делится на отдел технического и материального обеспечения, служба оперативных дежурных, ЦБ администрации и учреждения культуры). 4. Заместитель главы администрации по социальным вопросам. Под его руководством управление по труду и социальной защите населения, управление образования и социально-правовой защиты детства, отдел здравоохранения, отдел по работе со школами и дошкольными учреждениями, отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и защите их прав, отдел культуры и досуга населения, отдел по физической культуре и спорту, отдел по труду. Управление социальной защиты населения Советского района: - проводит прием документов для начисления жилищных субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги; - организует учет и обеспечение льготных категорий граждан документами, дающими право на льготы; - ведет прием документов на оформление адресной социальной помощи, социальных выплат, пособий и компенсаций, даются консультации по вопросам выплаты "обманутым вкладчикам"; - оказывает содействие в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; - проводит работа, направленная на социальную поддержку семьи, женщин и детей, организуется каникулярный отдых и оздоровление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств областного бюджета. Управление может заключать договоры по доверенности администрации района, имеет смету расходов, бюджетные и иные счета в банке, печать с изображением герба и со своим наименование, штампы и бланки. Управление социальной защиты населения Советского района (далее именуемое - Управление) подчиняется департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и ответственно перед ним за выполнение возложенных на Управление полномочий. Так же Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации и со своим наименованием штампы и бланки установленного образца, а также лицевой счет в органе казначейства, иные счета, открываемые по согласованию с министерством финансов Нижегородской области. Экономическая прибыль предприятия направлена не на получение прибыли, а на удовлетворение социальные потребности граждан. 2. Анализ выявленных проблем на УСЗН Советского района г. Нижнего Новгорода. В настоящее время в области управления городским хозяйством происходят значительные изменения, связанные с приходом новых информационных технологий. По мере их внедрения в муниципальных службах пропорционально увеличивают затраты на поддержку в актуальном состоянии хранящихся локально баз данных, непрерывно растущих в числе и объеме. Возрастают и финансовые затраты на разработку программных приложений, оперирующих с данными базами. Необходимо выбрать наиболее достоверные информационные технологии и при этом меньше по финансовым затратам. В Управлении социальной защиты населения Советского района г. Нижнего Новгорода большая часть информации и программных компонентов для доступа к ней не являются локально - значимыми, а представляют интерес для многих пользователей в различных муниципальных службах. Унификация интерфейсов на уровне городского хозяйства предусматривает создания единой стратегической концепции развития общегородской системы информационного обмена, опирающейся на современный уровень развития аппаратных и программных средств вычислительной техники, электронных коммуникаций. Вычислительные ресурсы, имеющиеся в различных муниципальных службах, имеют много общего. Условно их можно разбить на несколько групп. 1. Сетевое техническое обеспечение. В настоящее время для работы муниципальной информационной системы используется локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая объединяет информационные ресурсы подразделений Администрации города. ЛВС построена по стандарту Ethernet 10BASET. 2. Системное программное обеспечение. Для решения задач информатизации в подразделениях Администрации города используются различные ОС. При дальнейшем развитии муниципальной системы будет отдаваться предпочтение ОС Windows NT Workstation и Server, Unix. 3. Прикладное программное обеспечение. Выбор программного обеспечения, определяется производительностью и типом компьютеров, используемых в муниципальных службах. Программное обеспечение позволяет организовать локальное делопроизводство в муниципальных службах. 4. Нормативная база документов. Широко распространены несколько справочно - информационных систем для работы с нормативными документами. Результаты анализа таких систем, как "Гарант", "Консультант Плюс", "Дело и Право", а также "ЮСИС", подтолкнули нас к выбору системы "ЮСИС". Для нас важно использование и других юридических систем ("Гарант", "Консультант Плюс"), а также ресурсов "Internet", что позволяет получить более оперативный доступ к правовым документам. 5. Автоматизированная информационно-поисковая система "Население". Между Администрацией города и областным УВД заключен договор о техническом сотрудничестве по созданию этой системы. Она включает в себя подсистемы АСБ (адресно - справочное бюро), ЗАГС и другие источники данных о населении. АСБ содержит сведения на все взрослое (с 16 лет) население города и области. 6. База данных по субъектам предпринимательской деятельности. Одним из важных направлений для Администрации города является создание базы по субъектам предпринимательской деятельности. К субъектам относятся предприятия, учреждения, организации и предприниматели. 7. База данных по муниципальной собственности. В Департаменте муниципального имущества и потребительского рынка разработана справочно-информационная система реестра муниципального имущества, а также система для автоматизации расчетов по договорам аренды муниципального имущества. Все эти вычислительные ресурсы играют большую роль в деятельности УСЗН Советского района г. Нижнего Новгорода. Но главной проблемой , которая рассматривается в моей курсовой, является необходимость обеспечения (поддержки) принятия решений информацией, которая должным образом отобрана, обобщена, систематизирована и проанализирована, то есть пригодна для принятия правильного и обоснованного решения в каждой конкретной ситуации. УСЗН Советского района очень ответственная организация, отвечающая за социальное благополучие граждан всего района. Малейший недочет может привести к плохим последствиям не только для УСЗН, но и для граждан района. Информация, поступаемая в УСЗН должна быть достоверной, проанализированной и точной. В современном мире очень много технологий, позволяющих обработать информацию, систематизировать ее. Используемые в УСЗН технологии не всегда могут дать 100% точность. Т.к. не все используемые вычислительные ресурсы обновлены, не так много специалистов занимающихся именно этим вопросом и решением проблемы. Глава III Рекомендации В УСЗН много различных информационных технологий, которые используются для получения информации. Но главной проблемой является то, что не вся получаемая информация из данных источников может быть достоверной. Для того чтобы взяться за проблему, начать ее исследовать и сводить к нулю необходимо рассмотреть управленческое решение как процесс, состоящий из трех этапов: На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники. Тем самым информационные технологии в принятии управленческого решения играют значимую роль: они помогаю в десятки раз сократить работу групп и тем самым выделить время на решение более серьезных проблем в организации. Далее необходимо принять решение о выборе лучшей технологии получения информации. Руководителю необходимо определить наилучшую технологию получения информации. Для этого издать приказ для определенного структурного подразделения, отвечающего за эти вопросы. Приказ (письменный или устный) — это решение руководителя, обличенного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде. Провести изучение различных информационных технологий и на основании сделанных исследований выбрать наиболее достоверный источник получения информации. Руководству я бы порекомендовала закупить новое оборудование с целью изучения их в работе данной организации и дальнейшим решение в использовании или нет этого оборудования на предприятии. Руководителю необходимо дать распоряжение. Распоряжение — это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации. Так же руководителю рекомендуется дать распоряжение о введение новых информационных технологий с целью изучения их в работе данной организации и дальнейшим решение в использовании или нет этого оборудования на предприятии. Так же я бы посоветовала руководству УСЗН Советского района заключить договор с Администрациями города о сотрудничестве в плане информирования событий, происходящих на территории того или иного района. Это позволит УСЗН Советского района быть в курсе всех событий, нововведений. Заключение На основании всего, сказанного выше можно сделать такой вывод: поставленная проблема, то есть обеспечение процесса принятия решения информацией, которая отвечает всем требованиям – вполне решаема. В настоящее время эта проблема решается с помощью использования современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных, экспертных систем и систем подготовки принятия решений. Принципы создания, функции и принципы работы этих систем описаны в работе. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Внедрение описанных выше систем требует достаточно больших вложений, но они, несомненно, с лихвой окупаются. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, кто владеет ситуацией, тот владеет всем. Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы имеет и свои недостатки. Одним из таких недостатков является необходимость получения новых знаний руководителями для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени. С другой стороны полная автоматизация процесса принятия решений порождает много проблем социального плана, в частности это приводит к сокращению времени, которое затрачивается на общение с другими людьми. А это, с точки зрения психологии, плохо влияет на психологическое состояние человека и снижает его желание работать в подобном режиме, и, следовательно, к уменьшению эффективности работы. Но в современном мире все привыкли к подобному ритму работы и жизни, и сейчас эта проблема не играет большой роли. Список литературы 1) Абчук В. А. Менеджмент; СОЮЗ; СПб. — 2002. 2) Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Світ»,1995. 3) Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Изд-во «Триада.Лтд»,1996. 4) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - М.: Фирма «Гардарика»,1996. 5) Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: Контакт, - 1994. 6) Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское объединение ЮНИТИ, 1995. 7) Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 1990. 8) Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие; Мисанта; Мн. — 2003. 9) Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 1996. 10) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента; Новое знание; Мн. —2001. 11) Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997. 12) Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. 13) Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург ИД «МиМ», 1997. 14) Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. Москва, 1992. 15) Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 1989. 16) Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 1996. 17) Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997. 18) Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 1991. 19) Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. Киев: Политиздат Украины, 1990. 20) Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург, 1993. 21) Седегова Р.С. Основы менеджмента и маркетинга; Вышэйшая школа; Мн. — 1995. 22) Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.:«Акалис», 1996. 23) Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-синтез»,1997. 24) Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.:«Интел-Синтез», 1997. 25) Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996. |