Реферат: Теория политической системы
Название: Теория политической системы Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
. Теория политической системы 6.1. Общие подходы и основные положения теории систем Современная теория политической системы базируется на общей теории систем, автором которой стал австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи (1901-1972). С точки зрения Берталанфи, экономические, социальные и политические процессы могут быть представлены как сложный агрегат (то есть конструкция, состоящая их разнородных компонентов) и отношения с собственной системой управления и обратной связью , обеспечивающей взаимодействие с окружающей средой. Берталанфи был убежден, что «социальные явления должны рассматриваться как системы», а «единственным путем изучения организации является изучение ее как системы». Выделяют четыре основных признака системы : - система состоит из элементов (простая система) или компонентов (сложная система), которые, в свою очередь, состоят из элементов или компонентов; - все элементы системы взаимосвязаны (отношениями, коммуникациями, другими видами соединений) и взаиморасположены, то есть каждый обладает собственным статусом и ролью в данной системе, включен в иерархию; - система обладает собственными системными свойствами, не сводимыми к свойствам составляющих ее элементов или, иначе система «больше» суммы частей, система консумматорна; - система взаимодействует с окружающей средой (открытая система). Не взаимодействующая со средой система (закрытая система) представляет собой крайний случай и теоретически системой считаться уже не может. Из этих признаков вытекает и самая общая классификация систем : - открытые и закрытые, - простые и сложные, - статические и динамические (изменяющиеся во времени), - жесткие и гибкие, - механические (состоящие из неживой материи) и органические (живые). По управляемости системы дифференцируются на - неуправляемые, - управляемые - и самоуправляющиеся (системы автоматического управления). САУ подразделяются на - системы с жесткой и гибкой, - положительной и отрицательной обратной связью. По сферам применения системного анализа разделяют - экономические, - политические, - социальные, - культурные и др. системы. Политическая система может быть охарактеризована как открытая, сложная, динамическая, органическая, достаточно гибкая система с гибкой обратной связью . Это самоуправляющаяся система, которая сама служит управляющей подсистемой общества. 7.2. Социально-кибернетическая модель политической системы Д.Истона В теорию политики системный анализ ввел Дэвид Истон (1917). Работы: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) и др. Адаптировал основные принципы и методы системного анализа, принятые в естествознании, к изучению политической жизни и разработал понятийный аппарат системного анализа в политологии. Д.Истон исходил из представлений о политической жизни, как подсистеме общества среди других подсистем (экономика, культура, социальная структура), находящейся в общей окружающей среде – природе. Система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения, - суммирующие все поступающие извне импульсы – входы (inputs) - и суммирующие все выходящие воздействия на окружающую среду – выходы. Окружающая среда политической системы включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие. Интрасоциетальная среда , в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем. Социальная система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии и др. Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Политическая система реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы. Любые импульсы носят социальный характер , то есть выраженный социализированным индивидом или группой. По отношению к политической системе импульсы могут быть двух типов: требования и поддержка . Импульсы-требования бывают следующих видов: - импульсы, касающиеся распределения благ и услуг (заработной платы, условий труда, образования, здравоохранения и др.); - импульсы, касающиеся регулирования поведения (безопасности, протекционистской политики); - импульсы, касающиеся коммуникации и информации (свободный и равный доступ к информации и др.). Импульсы-поддержки выражаются в: - соблюдении гражданами законов; - активном участии в политической жизни; - лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации; - оказании услуг и материальном финансировании политической системы (исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Импульсы-требования и импульсы-поддержки , поступающие на вход , перерабатываются политической системой в сигналы выхода или получают вид: - создания законов и норм; - распределения ценностей и услуг; - регулирования поведения и взаимодействия в обществе. Сигналы выхода или политические выходы оказывают определенное воздействие на окружающую среду - - граждан данной страны, - соседних стран, - мировое общественное мнение, - которая, в свою очередь реагирует на решения политической системы, посылая на ее вход новые импульсы. Так образуется контур обратной связи , играющий важную стабилизирующую роль и помогающий системе снять напряжение, вызванное импульсами окружающей среды. Д.Истон рассматривал политическую систему - с одной стороны как определенную структуру власти, - с другой - как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью. 7.3. Структурно-функциональная концепция политической системы Методология структурно-функционального анализа создавалась в 1930-50 гг. усилиями, в первую очередь социологов, лингвистов и антропологов на основе двух методов -структурализма и функционализма . Метод структурализма носит универсальный характер и применяется не только для изучения примитивных, но и цивилизованных обществ. Он нашел применение не только в антропологии, но и в других науках, в том числе политологии. Французский антрополог Клод Леви-Стросс (1908) , изучая первобытные племена в бассейне Амазонки, сформулировал структурный метод , заключающийся в анализе структур мышления и социальных отношений, в том числе отношений по поводу власти. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) – лауреат Нобелевской премии по экономике (1997) - в 1949 г. опубликовал книгу «Парадигмы для функционального анализа», выводами из которой воспользовались представители разных наук, в том числе и политических. Мертон сформулировал три постулата функционализма :
Вывод : все происходящие в обществе социальные явления и процессы должны быть функциональны , то есть должны способствовать его - выживанию, - адаптации к окружающей среде - и развитию. То, что не функционально или дисфункционально постепенно отмирает. Главной задачей функционального анализа становится определение и описание функций изучаемого феномена. Американский политолог Габриэль Алмонд (1911) в работе «Политика развивающихся регионов» (1971) не только дополнил и развил взгляды Истона, но и применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы. Г.Алмонд рассматривал политическую систему как совокупность функций всех структур, составляющих ее: 1. Законодательная, 2. Исполнительная, 3. Судебная ветви власти, 4. Чиновничество, 5. Политические партии, 6. Другие группы давления. Каждый элемент этой системы выполняет определенные функции в интересах всей системы и способствует ее адаптации и эффективной деятельности. Г.Алмонд подразделил функции на три группы исходя из места, которое соответствующие структурные элементы занимают в системе. В первую группу вошли функции входа или функции процесса, которые реализуют партии, законодательные органы, исполнительные органы, чиновничество и суды. Это: - артикуляция интересов, то есть высказывание интересов гражданами; - агрегация интересов, то есть объединение интересов граждан исходя из их разрозненных и расплывчатых высказываний, требований, запросов и т.д. в программы политических партий или правительства; - определение политического курса; - осуществление политического курса; - выполнение судебных решений. Во вторую группу вошли функции системы , то есть такие, которые определяют, сохранится ли система тождественной самой себе или изменится настолько, что станет иной политической системой. Это функции: - политической социализации - -политического рекрутирования, то есть отбор людей для политической деятельности и занятия государственных должностей; - политической коммуникации, то есть движение политической информации в политической системе и обществе в целом. Третью группу составляют функции выхода или функции воплощения политического процесса: - функция политического курса, то есть воздействие проводимой правительством политики на общество в целом и на экономику и культуру в частности; - регулирование поведения; - извлечение ресурсов (в форме налогов, сборов и т.д.); - распределение благ и услуг (между различными группами населения). Другой вариант функций политической системы Габриэль Алмонд сформулировал вместе с Сиднеем Вербой, отталкиваясь от потребностей системы и необходимости сохранения ее тождественности . Это функции: - политической социализации , которая служит сохранению «образца» политической системы, а людям позволяет следовать ценностям и нормам данного общества, проявлять лояльность к существующей власти; - адаптации к внутренней и внешней среде, которая проявляется как отбор лидеров; - реагирования , с помощью которого система отвечает на поступающие снаружи и изнутри сигналы. С помощью этой функции система приспосабливается к изменениям; - экстракции , то есть получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из природы, экономики и т.д.); - регулирования , то есть осуществление политической системой управления обществом, которое осуществляется через введение правил и норм и контролем за их выполнением. Российские теоретики политики Ф.А.Бурлацкий и А.А.Галкин выделили три функции политической системы, а именно: - определение целей и задач общества; - мобилизация ресурсов; - легитимизация действующей власти. 7.4. Информационно-коммуникативная модель политической системы Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем (1912-1992). В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представлении о политической системе, как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей. К.Дойч разбил процесс на четыре последовательно расположенные блока – субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом. В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды - из разных источников: - государственных и общественных, - официальных и неофициальных, - открытых и закрытых. Здесь производится отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве - ценностями, - традициями - и нормами и отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или в центр принятия решения. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решения , то есть - исполнители, которые не только выполняют решения, - но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы - подают на вход системы сигнал обратной связи . Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит - от количества и качества поступающей информации, - от состояния ее коммуникационных сетей. В политическую систему должна поступать - внешняя информация - необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, - внутренняя информация - о состоянии и динамике изменений самой системы. Целью политической системы, по Дойчу, является обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. Влияют следующие движущие силы: - информационная нагрузка на систему (масштаб правительственных программ, скорость изменений, заложенных в этих программах); - запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования; - величина приращения реакции самой системы на изменения - чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели; - способность системы к упреждению - готовность решать новые проблемы. К.Дойч вывел три закономерности:
В демократических государствах – нет искусственных препятствий для производства, передачи и использования информации, источниками которых могут быть - секретные службы, - цензура, - ограничения свободы слова, собраний, - ограничения деятельности партий, общественных организаций, - ограничения деятельности средств массовой информации. В недемократических странах - ниже информированность граждан, - ниже скорость передачи информации, ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры, - выше скорость распространения и большее количество слухов. Слухи - - частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации, - но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе. 7.5. Культурологический подход к исследованию политических систем В основе понимания политики - культурные характеристики: - определенные нормы, - ценности и - образцы действий, определяющие поведение людей и функционирование учреждений и организаций, всей политической системы. По мнению Чарльза Эндрейна , политическая система структурно состоит из трех частей:
У Ч.Эндрейна тип политической системы определяет структура, в которой формирующую роль играет политическая культура. Именно культурные ценности играют определяющую роль в «производстве политик», то есть в выработке и воплощении в жизнь решений, влияющих на общество в целом. - главной функции всей политической системы. 7.6. Альтернативные концепции политической системы Неоинституциональный подход В центре исследования политики - государство, как базовый политический институт. Основной тезис - в политической реальности, в законах и конституциях, в международных правовых документах речь идет о государствах, а не о политических системах. Неоинституционалисты (У.Розенау, Н.Пуланзас, М.Манн) под институтом понимали не только государственное учреждение, но определенный набор, систему норм и правил, регулирующую поведение людей в данной области. Государственные институты они подразделяли на составные части и представляли их как некую политическую систему. Неоинституционалисты акцентировали внимание также на негосударственных образованиях – группах давления, корпорациях, клиентелах, оказывающим воздействие на политику. Полевой подход Политическое поле, по представление П.Бурдье , это место, где в конкурентной борьбе между представителями различных политических сил рождается политическая продукция : проблемы, программы, события, комментарии, концепции, теории. Агентами политического поля выступают профессиональные политики, журналисты, политические комментаторы и теоретики, которые являются производителями политической продукции . Рядовые граждане, не имеющие необходимого свободного времени и культурного капитала, остаются потребителями политического поля . Пространство политического поля составляет две оси координат: - экономический и культурный капитал; - объем капитала. Положение социальной группы в политическом пространстве зависит от накопленных ресурсов, в первую очередь образовательных и финансовых. Такое положение, которое включает социальные, биологические свойства личности (социальной группы), ее социальный статус, экономическое положение, образование и доступ к информации П.Бурдье называет габитусом . Габитус, включая социальное положение, отражает в то же время положение личности или социальной группы в политическом пространстве. С помощью этого понятия Бурдье осуществляет дифференциацию политического поля: совокупность габитусов всех социальных групп общества и образуют политическое пространство . Другие авторы-сторонники полевого подхода рассматривают одновременно несколько полей - социальное, электоральное, политическое парламентское поля . Полевой подход расширяет политическое пространство, включая туда фактически всех избирателей. Сильная сторона - многоуровневая дифференциация граждан на нескольких полях и по нескольким переменным. Слабая сторона - отсутствие представлений о процессах политического управления, которые хорошо просматриваются во всех схемах политических систем. 7.7. Структура и функции политической системы Современные политологи под политической системой понимают «совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп ». В структуру политической системы включаются: - государство - правительства, парламенты, высшую судебную власть и их органы, то есть государственную бюрократию; - негосударственные организации - партии, группы давления, средства массовой информации; - реже – все группы интересов; - еще реже – все избиратели. Политическая система чаще всего рассматривается как совокупность взаимодействующих подсистем . А.И.Соловьев : институциональная, нормативная, информационная. МГИМО : институциональная, нормативная, информационная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая, структурная. Б.А.Исаев: - политические институты , понимаемые как учреждения и организации как государственного, так и общественного и смешанного характера, которые отражают интересы социальных групп общества и составляют костяк, «скелет» политической системы; - политические и правовые нормы , включающие нормы конституции и законов, регулирующих взаимоотношения государственных институтов, политических партий, общественных организаций, регламентирующих функционирование политической системы; - политические отношения и коммуникации , понимаемые те только как отношения между институтами, но и отношения между всеми субъектами и объектами политического процесса, осуществляемые по определенным каналам - коммуникациям; - политическое сознание и информация , как идеальное и абстрактное отражение всех реальных политических процессов, включающее научное знание, обыденное знание, общественное мнение, идеологии, информацию, как результат работы СМИ, пресс-бюро всех политических институтов, PR агенств и т.д. Чаще всего в отечественной литературе встречается следующая типология подсистем политической системы: 1) институциональная; 2) информационно-коммуникативная; 3) нормативно-регулятивная. Определение: Под политической системой понимается комплекс политических институтов, учреждений, организаций и отношений между ними, регулируемый политическими и правовыми нормами, традициями, обычаями, функционирующий на основе политических интересов, идей, концепций, теорий, взглядов, эмоций и чувств. Функции политической системы по Г.Алмонду . Все системы выполняют два базовых набора функций: 1) Функции «ввода»: - политическая социализация и привлечение к участию; - артикуляция интересов; - агрегирование интересов; - политическая коммуникация; 2) Функции «вывода»: - разработка норм-законов; - применение норм; - контроль над соблюдением норм Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» — прерогатива правительства. Политическая система, по нашему мнению, выполняет в обществе следующие функции : - формирование внутренней и внешней политики; - политическое руководство и управление обществом в экономической, политической, социальной и др. сферах; - регулирование и гармонизация общественных отношений между социальными группами, партиями, организациями, гражданами; - обеспечение экономических, политических, гражданских прав; - организация выборов, переформирование органов власти; - передача политических традиций, поддержание преемственности политической жизни общества; - реакция на общественное мнение; - совершенствование законодательства; - корректировка, реформа самой политической системы; - поддержание диалога с гражданским обществом. 7.8. Типология политической системы Вопрос типологии один из самых сложных в теории политических систем. Можно назвать три причины создавшегося положения: - Во-первых, существует несколько различных точек зрения на само определение политической системы; - Во-вторых, сложилось несколько принципиальных подходов типологизации и число их все возрастает; - В-третьих, политическую систему порой отождествляют с политическим режимом, чем еще более умножают разнообразие типов политических систем. Политическая система представляет собой, прежде всего, комплекс политических институтов. Поэтому при изменении характера власти или отношения правительства к тому или иному институту меняется не система в целом, а режим - способ функционирования системы. По этой логике в современном мире, одной из характерных черт которого является переход от тоталитаризма к демократии, существуют два основных типа политических систем: - демократическая - и тоталитарная. Типология политических систем Г.Алмонда В основу типологизации положен комплексный, интеграционный критерий, который включает - учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, - но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. В качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков он рассматривает степень соответствия политических идеалов , на которые было сориентировано общество, со сложившимися в нем основными формами организации власти . На этом основании Габриэль Алмонд выделил следующие политические системы: - англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австрия); - континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия); - доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия); - тоталитарные политические системы. Политические системы англо-американского типа : - нормы и ценности политической культуры разделяется большинством общества и государственными институтами (свобода личности, рост благосостояния, индивидуальная безопасность); - противоречия между группами открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками; - существует четкая дифференциация политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев; - обеспечено господство легальных форм политической борьбы, что предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом. Политические системы континентально-европейского типа : - наличие менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов; - общества более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных гражданских традиций, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть; - типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция; - политическая стабильность достигается путем более острого и сложного взаимодействия субъектов. Политические системы доиндустриального и частично индустриального типа: - высокая эклектичность политической культуры - традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу; - ориентация граждан на лидера, а не на программные цели правительства; - исполнительные органы власти постоянно превышают полномочия, беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры; - права и свободы граждан существенно ограничены; - авторитарные формы организации власти, практикующие жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений. Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии): - идеологическая и административная монополия власти над обществом; - власть предельно централизована, политические роли принудительны, насилие является основным способом взаимодействия государства и общества; - политическое участие граждан имеет скорее ритуальный и декоративный характер; - достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.
|