Курсовая работа: Повышение эффективности внешней торговли предприятия
Название: Повышение эффективности внешней торговли предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет Курсовая работа
по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»на темуПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выполнил студент Проверил Магнитогорск, 2007Содержание
Введение
Основная часть1. Пути и факторы, определяющие эффективность функционирования системы внешнеторговой деятельности крупного производственного комплекса2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 3. Организация внешнеторговой деятельности крупного производственного комплекса
Заключение Список использованной литературы Введение Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач, вследствие чего проблема повышения эффективности внешнеэкономической, и в частности, внешнеторговой деятельности предприятия, является актуальной . Включаясь во внешнюю торговлю, предприятие решает следующие задачи:· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев. Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Основной формой внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность. Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов. В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций: 1. Экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны. 2. Импортная операция – это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну. 3. Реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара. 4. Реимпортная операция – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.1. Пути и факторы, определяющие эффективность функционирования системы внешнеторговой деятельности крупного производственного комплексаВ современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности, предприятие является основным звеном внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке, а также полностью несет ответственность за результаты своей деятельности. В этой связи предприятия остро нуждаются в налаживании собственной эффективной системы управления внешнеторговой деятельностью, которая была бы адекватна современным требованиям и условиям, учитывала динамику конъюнктуры международного и внутреннего рынков, основывалась на принципах адаптивности и обеспечивала достаточную гибкость и быстродействие в принятии решений. Для систематизации и анализа внешнеторговой деятельности производственно-экономических систем, функционирующих в рыночных, т.е. в изменяющихся условиях реализации целей своего существования и развития, целесообразно выделить определяющие составляющие (доминанты), оказывающие влияние на систему внешнеторговой деятельности предприятий. Доминанты внешнеторговой деятельности предприятия определяются, прежде всего стратегическими и тактическими целями функционирования предприятия, которые в отдельно взятые периоды времени чаще всего не совпадают. Так как стратегическая цель создания и поддержания конкурентного преимущества, роста прибыли и обеспечения необходимых доходов для тех, кто приобретает акции предприятия, как правило, далеко не совпадает, например, с тактической целью обеспечения требуемого уровня продаж на определенном рынке или завоевания определенной ниши рынка, то и доминанты системы внешнеторговой деятельности предприятия, требуют разделения на стратегические и тактические. Стратегические доминанты - это составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеторговой деятельности предприятия при реализации стратегических целей его функционирования, а тактические доминанты - это основные составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеторговой деятельности предприятия при реализации тактических целей его функционирования. Таким образом, стратегические доминанты влияют на достижение долгосрочных целей внешнеторговой деятельности предприятия, а тактические - краткосрочных целей. В свою очередь, стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности определяются влиянием как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия. К внешним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся: - внешнеторговая политика государства - экспортера; - мировая хозяйственная ситуация; - политическая, экономическая и маркетинговая ситуация в странах, входящих в зоны внешнеторговой деятельности предприятия. Основной особенностью внешних факторов является их инвариантность по отношению к стратегической и тактической деятельности предприятия. Нарушение инвариантности, т.е. оказание воздействия на структуру и степень влияния внешних факторов связаны с огромными затратами предприятия и под силу только мощнейшим производственно-экономическим системам, поддерживаемым протекционистской политикой государства. Поэтому при построении системы управления внешнеторговой деятельностью предприятия, внешние факторы будем считать условно инвариантными по отношению к деятельности предприятия, предполагая, что их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений. К внутренним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся: - организационная структура предприятия; - информационное обеспечение внешнеторговой деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации); - качество макроэкономического анализа ситуации в стране- экспортере; - способность к качественному анализу конъюнктуры рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять обнаруженные потребности в продукции, услугах; - способность к эффективной производственной диверсификации; - необходимый уровень адаптивных качеств, позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая, ресурсная, организационная гибкость предприятия, как производственно-экономической системы); - обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности товара, требуемого для существующих и перспективных сегментов рынка; - способность производственно-экономической системы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении и приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов; - способность обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия посредством наиболее рационального использования его инвестиционного потенциала; - организация четкой синхронизации работы организационных, производственных и транспортных звеньев предприятия при выполнении экспортных заказов; - принципы и формы работы специалистов в сфере внешнеторговой деятельности. Внешние и внутренние факторы формируют доминанты внешнеторговой деятельности предприятия. Анализ вышеперечисленных факторов позволил определить общую структуру для стратегических и тактических доминант внешнеторговой деятельности предприятия, которая включает следующие составляющие: 1. Потенциал зарубежного рынка. Эта составляющая прежде всего характеризуется объемами возможных продаж предприятиями - экспортерами, а также показателями темпа изменения емкости зарубежного рынка. 2. Внешнеторговая политика стран-экспортеров и стран импортеров. Эта составляющая характеризуется параметрами экспортно-импортных барьеров, законодательной средой, политическими факторами. 3. Конкурентное преимущество предприятия, которое определяется факторами, сформировавшимися в стране базирования предприятия и отражает продуктивность использования всех видов ресурсов. Продуктивность использования ресурсов прямо связана со снижением издержек производства, с одной стороны, и с увеличением адаптивных качеств функционирования предприятия, с другой стороны. 4. Система, обеспечивающая возможность своевременного и адекватного отражения ситуаций, складывающихся на внешнем рынке. Эта система включает сканирование и мониторинг внешнего рынка, а также прогноз вкладывающихся ситуаций. 5. Система синхронизации работы всех звеньев предприятия по обеспечению эффективности исполнения экспортных функций. Эта составляющая является специфической и характерна для производителей - экспортеров, являющихся крупными промышленными комплексами. Исполнение экспортного заказа, как правило, связано с четким выполнением и согласованием графиков производства, формирования, транспортировки и доставки точно в срок экспортной поставки продукции. Не вызывает сомнения, что принятие решений в области управления внешнеторговой деятельностью требует прежде всего активного маркетингового типа мышления. Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции с тем, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Применение данной философии действия предполагает 2 направления активности фирмы: 1) Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепции эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. Таков круг задач стратегического маркетинга. 2) Организация сбыта, продаж и политики коммуникаций для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличительных качеств товара при снижении издержек на поиск покупателей. Такова роль операционного маркетинга. Оба эти подхода дополняют друг друга и находят свое конкретное воплощение в рамках маркетинговой политики фирмы. Операционный маркетинг - это активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки. Это классический коммерческий процесс получения заданного объема продаж путем использования тактических средств, относящихся к товару, сбыту, цене и коммуникации. Основная цель операционного маркетинга - генерация доходов от продаж, то есть целевой оборот. Это означает "продавать" и получать заказы на закупку путем использования наиболее эффективных методов продаж при одновременной минимизации издержек. Цель достижения определенного объема продаж трансформируется в производственную программу для отдела операций и в программу хранения и физического сбыта для отдела продаж. Таким образом, операционный маркетинг является определяющим элементом, который непосредственно влияет на краткосрочную рентабельность фирмы. Активность операционного маркетинга - решающий фактор в деятельности фирмы, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена. Любой товар, обладающий даже превосходным качеством, должен иметь цену, приемлемую для рынка, быть доступным в сбытовой сети, приспособленным к привычкам целевых потребителей, и иметь коммуникационную поддержку, способствующую продвижению товара и подчеркивающую его отличительные качества. Итак, операционный маркетинг - это коммерческий рычаг фирмы, без которого даже наилучший стратегический план не может привести к удовлетворительным результатам. Однако очевидно, что без солидной стратегической базы абсолютно рентабельного операционного маркетинга не бывает. Стратегический маркетинг - это прежде всего анализ потребностей физических лиц и организаций. Роль стратегического маркетинга заключается в прослеживании эволюции заданного рынка и выявлении различных существующих либо потенциальных рынков или их сегментов на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении. Выявленные товарные рынки представляют собой экономические возможности, привлекательность которых следует оценить. Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием "потенциал рынка", а динамически характеризуется длительностью своего существования, или "жизненным циклом". Для конкретной фирмы привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности, иными словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники. Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживает конкурентное преимущество либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников, либо в силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущества по издержкам. Таким образом, рост стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности, т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочные горизонты; задачей его является уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля. Необходимо отметить, что структура стратегического плана должна быть тесно увязана с операционным маркетингом. Операционный маркетинг делает акцент на таких переменных как цена, система сбыта, реклама и продвижение товара, в то время как стратегический маркетинг направлен на выбор товарных рынков, на которых фирма обладает конкурентным преимуществом, и на прогноз общего спроса на каждом из целевых рынков. Исходя из этого прогноза, операционный маркетинг устанавливает цели по завоеванию доли рынка, а также маркетинговых бюджет, необходимый для их достижения. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего рынка и внешнего рынка нет. И в том, и в другом случае используются разнообразные методы, средства, приемы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо. Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами- производителями товара и преобладанием "рынка покупателя", т.е. заметным превышением предложений над спросом. Изучение внешних рынков, их возможностей, более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников. Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля над работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования и сбыта, деловой деятельности, рекламы. Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов и др. Существуют и многие другие отличия международного маркетинга. Характер, формы и методы маркетинговой деятельности будут зависеть от вида товара. Исследование рынка является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов. Можно выделить следующие основные разделы маркетингового исследования рынка для внешнеторговой деятельности: 1. Изучение спроса. Первостепенное значение имеет выявление потребности в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения потребностей в товаре. 2. Изучение предложения. В анализе предложения товара большое значение имеет количественная оценка товаров на местном рынке, импорта и экспорта товара, изменения его запасов. Предложение товара количественно оценивается как сумма местного производства и импорта товаров за вычетом его экспорта и с учетом изменения его запаса на складах. 3. Для определения предложения товара на конкретном рынке и выработки маркетинговой стратегии предприятия важную роль играет изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов. - объем и доля продаж фирмы-конкурента на изучаемом рынке, что позволяет оценить прочность позиции конкурента на рынке; - характеристика выпускаемой фирмой продукции, ассортиментная политика, цена, факторы конкурентоспособности, практика использования товарных знаков, упаковки и других составляющих товара в реальном исполнении; - виды и характер предлагаемых фирмами-конкурентами услуг, которые сопровождают покупку товара; - практика товаропродвижения и сбытовая политика; - применяемые формы и методы рекламной деятельности и стимулирования продаж, расходы на эти цели; - инновационная деятельность, производственная и техническая политика, уровень издержек производства и пути их снижения; - финансовое положение каждой конкурирующей фирмы и ее способность защищать и удерживать свои позиции на рынке, платежеспособность и способность к расширению мощностей и организации нового производства. 4. Изучение условий работы на конкретном рынке товара. Наряду с изучением деятельности фирм-продавцов и фирм-покупателей особенно важен анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товаропродвижения и каналов распределения товара, правовых вопросов, торгово-политических условий и др. 5. Изучение коммерческой практики предполагает выяснение специфических вопросов договорной практики, сложившейся на данном рынке, типовых контрактов, разработанных объединениями предпринимателей, биржевых контрактов, практики и условий проведения торгов, аукционов в случае такой формы торговли товаром. - Создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок. Такой способ работы оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы в том, что предприятие - экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке. - Использование не зависимых торговых сбытовых посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а , может быть, создание ее и не эффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами. Которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. - Производство продукции (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода некорректных ограничений, а также экономию производственных затрат. Изучение правовых вопросов - один из важнейших вопросов исследования условий рынка. Для успешной и эффективной работы необходимо знать законы по вопросам страхования и перевозкам различными видами транспорта; законы , регулирующие правовое положение деятельности фирм, в том числе иностранных; законы об охране промышленной собственности, патентование изобретений, регистрация товарных знаков; общепринятые в стране импорта способы разрешения судебных споров по международным коммерческим сделкам и др. 6. Исследование потенциальных возможностей фирмы. При работе на внешнем рынке исследование потенциальных возможностей предприятия имеет целью оценить его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке. Оно включает в себя, прежде всего, анализ текущих результатов хозяйственной деятельности предприятия, анализ конкурентоспособности продукции, а также анализ конкурентоспособности фирмы. - анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара в качестве базы для сравнения; - определение набора сравниваемых параметров; - расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представленным для данного рынка. завоевавшим наибольшее число покупательских предпочтений. При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товара исходят из того, что часть параметров характеризует потребительные свойства товара (его потребительную стоимость), а другая часть - его экономические свойства (стоимость). Потребительные свойства каждого товара, из которых складывается его полезный эффект. Определяются набором "жестких" и "мягких" потребительных параметров. "Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики , заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются технические, которые в свою очередь подразделяются на параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), эргономичности, а также параметры соответствия международным и национальным стандартам. Нормативам, законодательным актам и т.д. - все это регламентируемые параметры. "Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе такими, у которых "жесткие" параметры в значительной степени схожи, возрастает значение "мягких" параметров, придающих товарам своеобразие и привлекательность. Данная тенденция имеет место не только в случае товаров массового спроса, но и на рынках товаров производственного назначения. Определение набора потребительных параметров товара - ключевой момент анализа его конкурентоспособности. Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на первый план те, которые имеют наибольшую значимость ("вес") для потребителя. Определение "веса" каждого параметра поручают сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией. Для уточнения выработанной ими позиции получают дополнительные сведения одним из "полевых" методов исследования рынка. Обладающие наибольшим "весом" параметры (приоритетные с точки зрения конкурентоспособности) в первую очередь становятся объектами тщательного исследования. Такой подход не исключает анализ второстепенных параметров, тем более, что в ряде случаев именно они могут оказаться весьма важными для рыночного успеха товара. Величины экономических параметров определяются ценой изделия (С1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), обучение персонала (С4), эксплуатацию (С5), ремонт (С6), техническое обслуживание (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д.. В совокупности эти расходы составляют цену потребления (С) - объем средств, нужных потребителям в течение всего срока службы товара: C=C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9 …+Cm=Σmi=1Ci (1), где слагаемые (экономические параметры) и их конкретные значения индивидуальны для каждого товара. Цена потребления представляет собой один из важнейших показателей конкурентоспособности уже хотя бы потому, что сумма затрат, связанных с эксплуатацией изделий, значительно превосходит покупную цену. Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности предназначенного для экспорта товара, основан на сравнении его параметров с параметрами существующего (или разрабатываемого) товара, наиболее полно отражающими потребности покупателей. Информацию о характере требований покупателей дают рыночные исследования. Такая информация может быть прямой, как результат целенаправленного сбора соответствующих сведений, и косвенной - позволяющей получить необходимые сведения по размерам сбыта и доле рынка наиболее конкурентоспособных, т.е. соответствующих потребительским запросам, товаров. Косвенная информация очень важна, так как содержит элемент обобщения. Кроме того, она более доступна и более приемлема для предприятия - экспортера, не имеющего на внешнем рынке специализированных информационных служб. Поэтому именно на ней следует сконцентрировать внимание, выбрав в качестве образца для дальнейшего сравнительного анализа товар, превалирующий на данном рынке. Чтобы оценить соотношение параметров нашего изделия и параметров образца, необходимо эти данные количественно определить. Каждый "жесткий" параметр имеет определенную величину, выраженную в некоторых единицах - кВт, мм и т.д. По этой величине покупатель видит, насколько свойство изделия. Выраженное данным параметром, удовлетворяет его потребность. Степень удовлетворения выражают в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Аналогичный расчет проводят по всем количественным параметрам, получая для каждого параметрический индекс. Параметрические индексы можно определить и для "мягких" параметров, которые труднее поддаются количественной характеристике. Для этого используют органолептические методы, т.е. субъективное восприятие человеком некоторого свойства объекта и выражения результата в цифровой (бальной) форме. Более точна оценка группы экспертов, ориентирующихся не столько на эмоциональное восприятие товара, сколько на свой опыт внешнеторговой работы и понимание (часто интуитивное) роли того или иного свойства в удовлетворении потребности. Эти методы называют квалиметрическими. Обобщая полученные мнения, строят общую количественную оценку "мягкого" параметра, которую соотносят с подобной оценкой соответствующего параметра товара фирмы-конкурента. Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительными свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса In, который рассчитывается по формуле: In=Σnj=1aij (2), где n - число анализируемых количественных параметров; Следует иметь в виду, что ни ij , ни In не должны превышать 100%, так как потребность, удовлетворенная более чем на 100% - это экономически нецелесообразная растрата ресурсов, не имеющая значения для потребителя. После расчета параметрических индексов и "весов" каждого экономического параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Iэ), который выглядит следующим образом Iэ=Σmi=1aiji (3), где m - число анализируемых экономических параметров, Сводные индексы конкурентоспособности по потребительным и экономическим параметрам In и Iэ дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу. Этот показатель отражает различие между потребительными эффектами сравниваемых товаров: K=In ⁄ Iэ (4) Если К *1, анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К *1 - уступает, если К = 1 - находится на одинаковом уровне. Наша задача - получить К *1. Это можно сделать . целенаправленно увеличивая In и уменьшая Iэ, улучшая соответствующие потребительные и экономические параметры изделия. Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы. Однако это понятие шире и включает большой комплекс характеристик, определяющих экономическое положение предприятия на конкретном рынке товаров. На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы: - уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства; - коммерческие условия продаж. применяемые фирмой (возможность различного рода скидок, коммерческого или потребительского кредита, разнообразие форм расчетов и способов платежа, возможность применения товарообменных операций и др.); - легкодоступность и удобство приобретения товара покупателями, что достигается созданием соответствующей требованиям рынка сбытовой сети, организации доставки, технического обслуживания продукции, в т.ч. гарантийного и послегарантийного, объемом предоставляемых послепродажных услуг и т.д. ; - эффективность проведения рекламных мероприятий (предоставление необходимых сведений о товаре и фирме, демонстрация изделий в действии на выставках и ярмарках, воздействие средствами "public relations"); - возможности и применяемые методы ценовой конкуренции (улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки, стимулирования продаж и др.); - уровень поддержки и содействия. получаемых фирмой со стороны национальных государственных органов и общественных организаций (гарантии кредитов, страхование, освобождение от налогов, сборов, предоставление экспортных субсидий или льгот, обеспечение информацией о конъюнктуре рынков и т.д.). Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов. В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходимы для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью - это важнейшая задача менеджмента внешнеторговой деятельности предприятия. Для установления наиболее оптимальной структуры экспорта предприятий и принятия обоснованных решений в области управления внешнеторговой деятельностью особое значение имеет оценка эффективности планируемых внешнеторговых операций. Наибольшее распространение в экономической литературе получили показатели эффективности торговли отдельными товарами (или их однородными группами). В хозяйственной практике используются показатели валютной эффективности экспорта (импорта) товаров, которые строятся на основе сопоставления величин валютной выручки (расходов) и внутренней стоимости экспортируемых (импортируемых) товаров, а также и показатели абсолютной эффективности, выявляющие экономию общественного труда (чистый доход) от экспорта и импорта. Вместе с тем выработка оптимальной экспортной стратегии предполагает учет большего числа факторов, влияющих на конечные результаты внешнеторговой деятельности. В подразделе 3.4 настоящей работы предложен комплексный методический подход к моделированию экспортной стратегии предприятия, учитывающих основные факторы, обуславливающие эффективность управления внешнеторговой деятельностью. Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов. В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходимы для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью - это важнейшая задача менеджмента внешнеторговой деятельности предприятия. Для установления наиболее оптимальной структуры экспорта предприятий и принятия обоснованных решений в области управления внешнеторговой деятельностью особое значение имеет оценка эффективности планируемых внешнеторговых операций. Наибольшее распространение в экономической литературе получили показатели эффективности торговли отдельными товарами (или их однородными группами). В хозяйственной практике используются показатели валютной эффективности экспорта (импорта) товаров, которые строятся на основе сопоставления величин валютной выручки (расходов) и внутренней стоимости экспортируемых (импортируемых) товаров, а также и показатели абсолютной эффективности, выявляющие экономию общественного труда (чистый доход) от экспорта и импорта. Вместе с тем выработка оптимальной экспортной стратегии предполагает учет большего числа факторов, влияющих на конечные результаты внешнеторговой деятельности. В подразделе 3.4 настоящей работы предложен комплексный методический подход к моделированию экспортной стратегии предприятия, учитывающих основные факторы, обуславливающие эффективность управления внешнеторговой деятельностью. 2. Моделирование экспортной стратегии предприятия
В практике экономического анализа достаточно широко применяются показатели эффективности торговли отдельными товарами (или их однородными группами). В частности, показатели валютной эффективности дают возможность получить относительную (сравнительную) оценку выгодности торговли тем или иным товаром (или группой товаров) путем сопоставления валютной эффективности всех экспортируемых товаров. Затем строятся таблицы (шкалы) относительной эффективности, в которых экспортируемые товары располагаются в соответствии с убыванием показателя их валютной эффективности. Шкала дает необходимый исходный материал для планирования и улучшения структуры внешнеторгового оборота. Показатель валютной эффективности экспорта, используемый для перспективного обоснования включения того или иного товара в экспортный план, рассчитывается по формуле: Kвал=B ⁄ Cэкс+ tэкс (5), где Квал - коэффициент валютной эффективности экспорта товара границы В данном показателе находит количественное выражение величина валютной выручки, которую предприятие получает в расчете на единицу народнохозяйственных затрат при экспорте конкретного товара. Поскольку показатели валютной эффективности экспорта различных товаров используются в практике внешнеторгового планирования только в сравнении между собой, то в целях обеспечения их сопоставимости внешнеторговые цены товаров приводятся к единому фрахтовому базису FOB или франко-сухопутная граница государства. Главная цель анализа эффективности экспорта выявить объективные возможности наиболее рационального участия в международном разделении труда, определить на перспективный период оптимальную структуру экспортного производства. Поэтому в расчетах обычно используют прогнозные данные о внешнеторговых ценах и народнохозяйственных издержках. Однако содержательную экономическую информацию дают показатели, опирающиеся на фактические значения валютных цен и затрат. Они особенно важны при построении и анализе отчетных таблиц (шкал) относительной (валютной) эффективности экспорта. Следует отметить, что использование показателей валютной эффективности внешней торговли наталкивает на ряд ограничений. Во-первых, они пригодны лишь для анализа вариантов экспорта по отдельному рынку и не дают возможности сопоставлять валютную эффективность товаров на различных рынках, так как инвалютные цены и конкретные условия, в которых реализуются товары на различных рынках, различны. В этой связи, для обеспечения сопоставимости валютной эффективности необходим учет реальной ценности различных валют. Во-вторых, показатели валютной эффективности не дают ответа на вопрос: действительно ли экономятся затраты труда в результате внешней торговли и какова абсолютная величина этой экономии? Для преодоления отмеченных недостатков расчеты коэффициентов валютной эффективности экспорта и импорта дополняются расчетами показателей абсолютной эффективности. Показатель абсолютной эффективности экспорта исчисляется по формуле Кабс=В ⁄ Зэкс+ V (6) где Кабс - коэффициент абсолютной эффективности экспорта; народнохозяйственную ценность иностранной валюты, приобретаемой в данном рынке (или валютной зоне); Полные затраты предприятия на экспорт товара (Зэкс) включают в себя производственную себестоимость экспортного товара (Сэкс) и весь комплекс затрат, связанных с выполнением внешнеторговой операции (Тэкс). В числе затрат, связанных с осуществлением внешнеторговой операции необходимо выделить следующие возможные статьи: стоимость фрахта и страхования до порта (аэропорта и т.д.); стоимость погрузки товаров на борт (если она не входит в оплату за перевозку); экспортные пошлины, лицензии; стоимость перевозки от порта (аэропорта) до станции назначения; страховые расходы от порта (аэропорта) до станции назначения; стоимость разгрузки (если она не входит в плату за перевозку); стоимость фрахта и страхования от порта назначения до конечного пункта доставки; таможенная пошлина; акциз; НДС; оплата таможенных процедур; оплата терминала; услуги таможенного брокера; сертификация; заключение ТПП; хранение на таможенном складе и др. Поскольку валютный курс (V) характеризует реальную ценность валюты, выручаемой на том или ином внешнем рынке в валюте национальной, то умножение его на внешнеторговую цену экспортного товара дает общую сумму экономического эффекта (в гривнях), которую можно получить при продаже на рассматриваемом рынке конкретного товара. Таким образом, в показателе абсолютной эффективности экспорта сопоставляется общая величина полезного эффекта, которая может быть получена при экспорте товара, с реальными народнохозяйственными издержками, необходимыми для его производства и экспорта. Очевидно, что если величина показателя Кабс 1, то экспорт товара экономически целесообразен, а если Кабс < 1, то экспорт товара приведет не к дополнительной экономии, а потерям. Величина абсолютного эффекта от экспорта отдельного товара (Эабс) может быть определена по формуле (обозначения прежние): Эабс=В·V-Зэкс (7) Естественно, что чем больше этот показатель, тем эффективнее расширение экспорта рассматриваемого товара. Оценивая экономическую эффективность экспорта, практический интерес представляет сопоставление показателя абсолютной эффективности экспорта Кабс с показателем эффективности продажи этого товара на внутреннем рынке (Квн), который рассчитывается по формуле Квн=Оэкс⁄ Сэкс (8) где Квн - коэффициент эффективности продажи экспортного товара на внутреннем рынке; Понятно, что экспорт соответствующего товара является для предприятия экономически выгодным, если Кабс>Квн. Таким образом, показатели Квал, Кабс, Квн, Эабс целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной (по критерию Эабс max, Квал max и при условии Кабс > Квн, Кабс 1), а также при анализе внешнеторговой деятельности предприятия за прошедший период и при планировании внешнеторговой деятельности на предстоящий период. Следует отметить, что существуют случаи, когда "жесткие" критерии оценки эффективности внешнеторговой деятельности следует несколько "смягчить". Так, экспорт отдельных товаров может увеличиваться и в условиях снижения показателей валютной эффективности, вызванного как ростом затрат на производство, так и возможным снижением внешнеторговых цен на него. Не всегда справедливо для предприятий, функционирующих в экономической системе, переживающей времена тяжелого кризиса, и жесткое ограничение Кабс >Квн. Например, если эффективность продаж товара на внутреннем рынке выше, чем на внешнем, то отсутствует достаточный платежеспособный спрос, то субъект хозяйствования вполне обоснованно отдаст предпочтение поставкам на экспорт, а не сворачиванию и остановке производства. Более того, в некоторых ситуациях для предприятия представляет целесообразность экспорт товаров даже при условии, если временно показатель Кабс меньше 1 (естественно, если возникающие при этом убытки, могут быть покрыты за счет реализации других видов продукции. Например, мировой опыт торговли продукцией черной металлургии подтверждает "синусоидальные" тенденции как в ценах на реализацию металла, так и прибыльности этого производства. Довольно часты в торговле черным металлом периоды, когда его производство становится нерентабельным или рентабельность близка к нулю. Однако, вспышки деловой активности и торговли металлопродукцией в отдельные годы, позволяет компенсировать потери предыдущих и будущих периодов. Исходя из вышеизложенного и с учетом конкурентной борьбы на рынке металлопродукции, необходимо обратить внимание на то, что уход с рынка в случае недостаточной прибыльности продаж, в конечном итоге приведет к полному закрытию предприятия, так как сокращение объемов производства автоматически ведет к росту себестоимости за счет условно-постоянных расходов на 1 тонну продукции, которая находится в производстве. Возвращение на рынок, который "пойдет вверх" потребует дополнительных затрат, связанных с текущими ценами фирм уже присутствующих на этих рынках. Поэтому, если и удастся получить достаточные объемы продаж на данном рынке, то конечная эффективность будет заметно ниже, чем у тех фирм которые на этом рынке работают традиционно. Оптимальная программа экспорта предприятия может быть определена при помощи экономико-математической модели, которая имеет вид: Ограничения производственной мощности предприятия: Ограничения, связанные с платежным балансом: Ограничения на емкость рынков: Ограничения, связанные с удовлетворением необходимого импорта продукции j-го вида: Критерий эффективности F задачи может иметь различные модификации с учетом ранее приведенных показателей валютной и абсолютной эффективности: F = f (Квал,Кабсx,p) (16) Расчет оптимального объема и структуры экспорта путем решения задачи позволяет учесть необходимые маркетинговые и ресурсные ограничения и максимизировать прибыль предприятия от экспортно-импортной деятельности. 3. Организация внешнеторговой деятельности крупного производственного комплексаВ современных условиях демонополизации внешнеторговой деятельности крупный промышленный комплекс - основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. Для эффективного управления внешнеторговой деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеторговой деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать. Наибольший опыт управления внешнеторговой деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях Министерства внешнеэкономических связей (далее ВТО) . Ведущей структурной единицей ВТО является фирма , работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо группе стран. Возглавляют фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей. Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно разделить на три группы: 1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование: 2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом: 3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений: отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения; отдел АСУ (ВЦ) - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их; отдел кадров - вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников; отдел загранкомандировок - оформление командировок за границу; канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки; административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа; юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам претензий и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение деятельности ВТО; протокольный отдел - выполняет поручения руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями. Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняется непосредственно директору ВТО, выполняя в целом те же функции. Создание такой разветвленной структуры управления В Э Д характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеторговой деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы. На разных предприятиях в зависимости от специфики и масштабов деятельности в организации внешнеэкономических связей принимают участие различные отделы и службы, но, как правило, основные функции в этой сфере аккумулирует отдел внешнеэкономических связей (далее ОВЭС): 1. Научно-техническое сотрудничество и внешние связи.
2. Протокол:
3. Аналитические исследования
, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования: анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания; 4. Изучение рекламной деятельности: разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции. 5. Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции: · заключение и продление договоров, оформление контрактов; · переговоры с потенциальными потребителями; · ведение сбыта по регионам; · работа с сервис - центрами, обеспечение их запасными частями. Среди способов представления своей продукции и поиска клиентов можно выделить: 1. Участие в выставках и ярмарках. При выборе нужной выставки необходимо руководствоваться критериями отбора, такими, как популярность выставки, место и время ее проведения, реклама, цена и др. 2. Рассылка писем по адресам каталогов. В специальных источниках можно отыскать множество предприятий, которые могут быть заинтересованы и нуждаются в продукции, учитывая их производство и место нахождения. Письма печатаются на фирменных бланках предприятия. Необходимо уделить внимание стилистике письма: предпочтительно обращаться лично, письма не должны быть безликими и однотипными. В этом большой шанс привлечь к письму внимание получателя. Нужно заметить, что эта работа не всегда эффективна, занимает немало времени и не дает гарантий на получение ответа. 3. Телефонные звонки и переговоры с возможными покупателями. Это более дорогое, но более быстрое мероприятие, чем рассылка писем по аналогичным адресам. Сюда можно отнести также телексы и факсы. 4. Объявления в газетах. Это дорогая реклама, нет гарантий в том, что эти затраты окупятся, но есть возможность привлечь к себе внимание значительного числа потенциальных покупателей.
Заключение В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности, предприятие является основным звеном внешнеэкономического комплекса страны. Для систематизации, анализа и повышения эффективности внешнеторговой деятельности производственно-экономических систем, функционирующих в рыночных, т.е. в изменяющихся условиях реализации целей своего существования и развития, выделены определяющие составляющие (доминанты), оказывающие влияние на систему внешнеторговой деятельности предприятий. К внешним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся: - внешнеторговая политика государства - экспортера; - мировая хозяйственная ситуация; - политическая, экономическая и маркетинговая ситуация в странах, входящих в зоны внешнеторговой деятельности предприятия. К внутренним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся: - организационная структура предприятия; - информационное обеспечение внешнеторговой деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации); - качество макроэкономического анализа ситуации в стране- экспортере; - способность к качественному анализу конъюнктуры рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять обнаруженные потребности в продукции, услугах; - способность к эффективной производственной диверсификации; - необходимый уровень адаптивных качеств, позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая, ресурсная, организационная гибкость предприятия, как производственно-экономической системы); - обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности товара, требуемого для существующих и перспективных сегментов рынка; - способность производственно-экономической системы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении и приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов; - способность обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия посредством наиболее рационального использования его инвестиционного потенциала; - организация четкой синхронизации работы организационных, производственных и транспортных звеньев предприятия при выполнении экспортных заказов; - принципы и формы работы специалистов в сфере внешнеторговой деятельности. Список использованной литературы 1 Внешнеторговый оборот России за 2006 год //Внешняя торговля. –2007. -№1.–с. 60.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко.–Новосибирск, 2002.3 Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П.Фаминского. – М.: Республика, 2004.4 Гражданский кодекс РФ.5 Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в РоссийскойФедерации. –СПб.: Политехника, 1997.6 Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. –М., 2004.7 Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства //Проблемы прогнозирования. –200. -№ 5. –с.88-99.8 Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. –М.:Международные отношения, 2004.9 Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. – М.: БЕК, 1997.10 Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.:ЮНИТИ, 1995.11 Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России //Внешняяторговля. –1996. -№4. –с.8-12.12 Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. –М.: Финансы и статистика, 2003. |