Реферат: Методические указания для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Название: Методические указания для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЯТИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита» «Аудит» Программа курса, темы курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Пятигорск 2004 год Составитель: Ст. преподаватель Томашевская Надежда Александровна Рецензент: доц., к.э.н. Д.В.Маслова Содержание: Цели и задачи курса……………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………. Цели и задачи курса. Аудиторская деятельность призвана проанализировать состояние бухгалтерского учета на предприятии, выявить скрытые резервы роста, оценить полноту, правдивость и реальность и достоверность бухгалтерского баланса и прочих отчетных документов предприятия. Ревизионные службы ставят своей целью проверку ведения хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством, контроль за сохранностью и эффективностью использования активов посредством действий, включающих инвентарные проверки имущества и обязательств, изучение ведения бухгалтерских документов, отражающих формирование затрат, финансовых результатов и прочих важнейших показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Целью данного курса является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в базовых курсах бухгалтерского учета и налогообложения, изучение основополагающих нормативных документов, регламентирующих практические аспекты бухгалтерского учета и налогообложения, аудиторских стандартов и правил. В программе курса изучение методик проведения проверок основных хозяйственных показателей - себестоимости, прибыли, ревизии денежных средств и состояния расчетов, взаимосвязи отдельных бухгалтерских регистров, первичных документов и отчетных форм. В процессе обучения используются лекционные и практические занятия. Практические занятия посвящены решению задач по методике бухгалтерского учета конкретных учетных ситуаций, связанных с отражением результатов инвентаризаций, налоговых проверок, вариантов применяемых учетных методик, взаимосвязи и контрольным функциям основных бухгалтерских регистров. Самостоятельная работа студентов заключается в дополнительном изучении факультативных вопросов курса, написании рефератов и их защите перед аудиторией. В курсе используются следующие методы контроля - устный опрос, контрольные работы, решение задач у доски. После изучения курса, студент должен иметь четкое представление о действующих нормативных документах и аудиторских стандартах, способах планирования и проведения аудиторских и налоговых проверок. Уметь использовать контрольные возможности журнально-ордерной формы учета и понимать взаимосвязь между отдельными учетными регистрами. Уметь организовать и провести проверку состояния бухгалтерского учета на предприятии составить аудиторское заключение. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНпреподавания дисциплины “ Аудит”для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Программа курса Тема 1. Понятие, цели и организация аудиторской деятельностиПонятие аудиторской деятельности. Внешний и внутренний аудит. Обязательный и инициативный аудит. Правовые основы аудиторской деятельности. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью, в проведении аудиторских проверок конкретного экономического субъекта. Основные задачи и функции аудитора. Права, обязанности и ответственность аудитора. Основные критерии (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта, деятельность которого проверяется. Тема 2. Независимый аудиторский контроль: задачи и основныенаправления деятельности.Законодательная основа аудиторской деятельности. Аудиторские правила и стандарты. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности: цели и методы проведения проверок. Методы проверки (сплошной, выборочный метод, комплексная, целевая проверка, экспертная проверка и.т.д.). Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности, оценка платежеспособности и финансового состояния. Консультирование по вопросам налогообложения. Аудиторские проверки по поручению следственных органов, особенности организации и методов их проведения. Судебно-бухгалтерская экспертиза. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки. Аудиторские доказательства. Тема 3. Виды аудиторских услугАудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности: цели и методы проверок. Выбор и причины выбора метода проверки (сплошной, выборочный метод, комплексная, целевая проверка, экспертная оценка). Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности, оценка платежеспособности и финансового состояния. Консультирование по вопросам налогообложения и права, компьютерной обработки данных. Аудиторские проверки по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Особенности организации и методы их проведения. Тема 4. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки. Юридические документы экономического субъекта, его деловая переписка и внутренние документы. Экспертиза заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству и выполнению условий. Документы бухгалтерского учета и отчетности. Проверка бухгалтерских и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, а также взаимосвязи и соответствие данных аналитического, синтетического учета и отчетности. Тема 5. Аудиторская поверка учета денежных средств, ценных бумаг, расчетных и кредитных операций. Задачи проверки и источники информации. Проверка кассовых операций по счетам в банках. Проверка ценных бумаг и бумаг строгой отчетности. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами. Проверка расчетов с бюджетом, органами социального обеспечения и медицинского страхования, внебюджетными фондами и других денежных операций. Проверка долгосрочности и краткосрочности займов. Тема 6. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами. Цели проверки и источники информации. Проверка наличия средств и операций по их движению, а также правильности их оценки и переоценки, начисления амортизации, проведения ремонта и модернизации. Особенности проверки операций по движению нематериальных активов. Тема 7. Аудиторская проверка операций, связанных с производственными запасами, товарами и другими материальными ценностями. Цели проверки и источники информации. Инвентаризация ТМЦ. Проверка операций по движению производственных запасов и товаров. Проверка правильности стоимостной оценки ценностей при их поступлении и выбытии. Проверка соблюдения принятой учетной политики при операциях с ТМЦ. Проверка правильности документального отражения данных операций. Особенности проверки товаров в оптовой и розничной торговле. Тема 8. Аудиторская проверка производства, калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), её реализации и формирования финансовых результатов. Цели проверки и источники информации. Проверка правильности учета затрат в целях управленческого учета. Методы проверки учета затрат, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг, в зависимости от способа исчисления себестоимости. Контроль за формированием себестоимости в целях налогообложения. Проверка правильности отнесения затрат на основное, вспомогательное и незавершенное производство. Проверка правильности документального оформления внутренних производственных процессов. Контроль и анализ правильности распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Особенности формирования и распределения затрат в торговых предприятиях. Проверка достоверности отражения финансовых результатов. Тема 9. Аудиторская поверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, правильности начисления уплаты налогов и иных платежей. Цели проверки и источники информации. Проверка соблюдения трудового законодательства. Проверка расчетов по оплате труда, а также по прочим операциям с персоналом. Проверка правильности расчетов по внебюджетным платежам. Тема 10. Аудит правильности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Цели и задачи проверки и источники информации. Правила проведения контрольных проверок налоговыми органами. Проверка правильности начисления и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Проверка правильности авансовых платежей. Особенности проверки правильности налогообложения операций с основными средствами. Контроль за начислением внебюджетных социальных платежей и правомерность включения их в себестоимость. Проверка правомерности использования экономическими субъектами льгот по налогам и внебюджетным платежам. Тема 11. Аудиторский анализ финансового состояния экономического субъекта на основе баланса и отчетных форм. Цели анализа и источники информации. Анализ ликвидности баланса. Анализ платежеспособности и финансового состояния. Анализ балансовых коэффициентов. Система критериев оценки структуры баланса. Тема 12. Аудиторское заключение. Контроль качества аудиторской проверки. Виды аудиторских заключений. Составление аудиторского заключения, его структура. Выбор вида аудиторского заключения в зависимости от результатов аудиторской проверки. Оценка влияния выявленных нарушений на достоверность учетных и отчетных данных экономического субъекта. Ответственность аудитора за результаты проверки. Контроль за уровнем качества аудита. Права экономического субъекта по возмещению ущерба, понесенного в связи с неквалифицированными действиями аудитора. Общие указания к написанию курсовой работы Студенты очной и заочной формы обучения специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» выполняют курсовую работу по курсу «Аудит», что является важной составной частью учебного процесса. Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению положений теории и практики аудиторского контроля, исследованию, вырабатывает навыки обобщения материала, умение делать выводы и предложения, помогает правильному применению законодательных норм в области контроля практической деятельности. В процессе написания курсовой работы студент должен проявить высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки в области контроля финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, экономики предприятий, способность применять теоретические знания для успешного решения вопросов выдвигаемых практикой, умение проводить научные исследования, подбирая и обрабатывая соответствующий практический материал, используя законодательство РФ, литературные источники. Тему курсовой работы следует с учетом интереса к определенным вопросам курса и компетенции в них. Для студентов заочной формы обучения целесообразен выбор темы курсовой работы отвечающей актуальным проблемам и практическим интересам тех предприятий, где они работают. Выбранная тема курсовой работы согласовывается с преподавателем-лектором. Тема курсовой работы рассматривается студентом в последствии может стать составной частью выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Написанию курсовой работы должно предшествовать глубокое изучение законодательных и других нормативных актов по вопросам аудита финансового-хозяйственной деятельности предприятий. После изучения законодательной и нормативной базы, литературных источников, составляется план курсовой работы, который согласовывается с преподавателем кафедры. Структура содержание курсовой работы Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание нормативных актов, учебников и других источников не допускается. Должен быть творческий подход к излагаемому материалу курсовой работы. Работа должна быть написана экономически грамотно, логически последовательно, доходчиво. Студент должен уметь разрабатывать по анализируемым в курсовой работе проблемам свои предложения, базирующиеся на обобщении практики контроля за совещанием хозяйственных операций, порядком формирования налогооблагаемой базы и методов начисления налогов, а также обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко логично излагать свои мысли. Структура курсовой работы должна включать: - титульный лист - содержание - введение - основная часть - заключение - список используемой литературы - приложение (письмо, обязательство, договор, аудиторский отчет, заключение) Во введении дается обоснование выбранной темы, и перечень вопросов раскрывающих основное содержание темы и проблемы. Целесообразно показать экономические значение рассматриваемой проблемы и степень ее разработанности. В конце вводной части могут быть даны основные характеристики объекта исследования по материалам, которых пишется курсовая работа. Основную часть работы рекомендуется формировать из трех разделов. Каждый раздел в свою очередь делится на два-три параграфа. Первый раздел курсовой работы носит теоретический (методологически) характер. В ней может освещаться история аудита, рассматривается законодательная и нормативная база теоретическое обоснование поставленного вопроса или проблемы, особенности влияния контроля в условиях рыночной экономики и перспективы развития аудита в РФ. При освещении определенного вопроса по аудиторской проверке в курсовой работе, излагается установленный законом, положением, инструкцией порядок учета и налогообложения. Во втором разделе дается раскрытие конкретного содержания аудита на конкретном примере, конкретной организации или отросли. Для этого могут использоваться данные бухгалтерского учета. По этим данным оценивается соответствие совершенных операций нормативными, законодательным актом. Обобщение информации о правонарушениях предыдущих проверок. Если курсовая работа посвящена теоретическим вопросам аудита, то большое внимание уделяется освещению фактического процесса формирования и принципов построения системы контроля. К изложению вопросов второго раздела курсовой работы студент подходит творчески. В третьем разделе на базе исследования проведенных в первых двух разделах, разрабатываются предложения по совершенствованию аудиторского контроля, конкретного раздела учета. Желательно, чтобы выводы, заключения, предлагаемые решения базировались на конкретных материалах и примерах на бухгалтерской (финансовой), отчетности, сопровождались применением рабочих документов, таблиц, расчетов, ведомостей. Третий раздел обычно завершается обобщением выявленных возможностей по совершенствованию контроля. В заключении курсовой работы делается краткое изложение основных этапов исследования, предложений, краткие выводы и формулировки важнейших практических предложений по рассматриваемым в курсовой работе вопросам. Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком, проведенные исследования-обоснованными, результаты исследования - практически значимыми и направленными на совершенствование практики, проведения контроля, повышение его эффективности. Требования к выполнению курсовой работы. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению. Работа должна иметь титульный лист установленного образца, приведенного в приложении, а также содержание с указанием разделов подразделов и страниц. В содержании и в самой работе ,введение, заключение, список используемой литературы, приложения даются без нумерации. Наименование разделов и подразделов должно иметь собственную нумерацию. При этом, наименование разделов и подразделов и других частей работы в содержании и в тексте работы должны быть оформлены одинаково. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовальности по соответствию с заголовками в содержании не допускается. Деление основной части работы на разделы и подразделы должно осуществляться с учетом логической последовательности и взаимосвязанности прилагаемого материала. В тоже время, каждый подраздел должен иметь самостоятельное значение, а его содержание соответствовать названию. Для порядковой нумерации разделов работы используются арабские цифры. Подразделы нумеруются двумя группами цифр, каждая из которых отделяется точкой. По тексту работы и в сносках могут использоваться только общепринятые сокращения. Иллюстрированный материал помещается по тексту работы перед их текстовой характеристикой и ссылкой на него. Таблицы, схемы, графики и т.д. должны иметь свои порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, без указания знака «№». Материал, предоставленный в таблицах должен быть понятен и иметь экономический смысл. При необходимости в таблицах дают сноски на информационный источник. Курсовую работу не следует перегружать цитатами. Каждая цитата должна иметь библиографическую сноску. Все сноски можно указать внизу той страницы, к которой они относятся. Сноска на источник в конце текста страницы отделяется от текста горизонтальной чертой. Список используемой литературы начинается с законодательных актов, постановлений Правительства РФ, инструктивного и методического материала. Затем указывают специальную литературу в строго алфавитном порядке. В конце курсовой работы приводятся приложения в виде форм первичных документов аудита, бухгалтерского учета и отчетности, расчетов, таблиц. На каждом из них в правом углу пишется слово « Приложение» и проставляется порядковый номер. Курсовая работа должна быть предоставлена на стандартных белых листах в отпечатанном или рукописном (разборчиво) виде, объем работы 30-35 страниц. Каждая страница должна иметь поля на листе формата А4 (210-297мм) левое поле-2,5см, верхние и нижние поля – 2см, правое поле- 1,5см. Междустрочный интервал - одиночный, размер шрифта приравнен к -14. Times New Roman. Текст печатается на одной стороне. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется). Нумерация страниц сквозная. Цифру соответствующую порядковому номеру страницы, проставляется по центру верхнего поля между знаками «тире» или в правом верхнем углу страницы. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы (на подразделы это не распространяется, введение, заключение, список используемой литературы также начинается с новых страниц). В процессе подготовки курсовой работы студенту оказываются консультации со стороны научного руководителя. Научным руководителем является преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» ведущий занятия по курсу «аудит». Выполненная курсовая работа сдается для регистрации в деканат РГТЭУ за неделю до начала сессии. После регистрации в деканате работа передается методистам на кафедру для проверки. Научный руководитель проверяет работу и даст заключение о допуске работы или ее недопуске. Защита курсовой работы осуществляется непосредственно экзаменатору до сдачи экзамена по курсу «аудит». На защите студент в краткой форме излагает содержания работы, дает обоснование сделанных выводов и предложений по рассматриваемой теме. При неудовлетворительной защите работы защищается повторно с учетом сделанных замечаний. Темы курсовых работ по дисциплине «Аудит» для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» Раздел 1: Теоретические основы аудита.
Раздел 2: Общая технология аудиторской проверки.
Раздел 3: Аудит документов и расчетов.
Раздел 4: Методика аудиторских проверок.
Темы курсовых работ классифицированы по вариантам в соответствии с номером зачетной книжки студента. При согласовании с руководителем тема курсовой работы может быть изменена. Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
Вариант 4:
Вариант 5:
Вариант 6:
Вариант 7:
Вариант 8:
Вариант 9:
Вариант 10:
Примечание: При написании курсовой работы на любую избранную Вами тему, необходимо осветить такие вопросы: - история возникновения аудита вообще и в России. - сущность, цели и задачи аудита.
- привести пример двух-трех ситуаций (типичных ошибок) по аудируемой теме. - составить договор на оказание аудиторских услуг с предприятием на базе, которого будите писать курсовую работу.
- на
основании
материала
проведенного
аудита составить Экзаменационные вопросы:
Источники информации.
Список рекомендуемой литературы. Нормативные документы.
Учебная литература.
Дополнительная литература
Приложение № 1 Примерный план составления содержания курсовой работы. Содержание Введение ____________________________________________________________3
1.1 Нормативная база по расчетам с бюджетом ________________________19 1.2 Источники получения доказательств ______________________________20 1.3 Определение эффективности внутрихозяйственного контроля_________22
ООО «Элегия»____________________________________________________26 Заключение ______________________________________________________30 Список используемой литературы ___________________________________32 Приложение № 2 Письмо-обязательство аудиторской фирмы, являющееся одновременно сопроводительным письмом к договору на проведение аудиторской проверки ООО «Сириус» Генеральному директору И. И. Иванову В соответствии с Вашим предложением о проведении аудита бухгалтерской отчетности ООО «Сириус» за 2002 год направляем Вам договор на проведение аудиторской проверки. Считаем своим долгом отметить, что аудит будет проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г., Правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменных аудиторских стандартов, планом и программой аудита. Целью аудита будет являться выражение мнения нашей организации о достоверности бухгалтерской отчетности ООО «Сириус» за 2002 год во всех существенных аспектах. По результатам аудита Вам будет представлен конфиденциальный отчет, содержащий замечания по всем выявленным в ходе аудита ошибкам, недостаткам, нарушениям и рекомендации по их устранению, а также представлено официальное аудиторское заключение. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ввиду выборочного характера проверки и других свойственных аудиту ограничений уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности не может быть абсолютной. Оценка возможного при выражении мнения аудиторского риска будет приведена в плане аудита, экземпляр которого будет Вам своевременно предоставлен. Просим Вас вернуть в наш адрес один экземпляр договора на аудиторскую проверку, подписанный с Вашей стороны, или направить в наш адрес Ваши замечания по его содержанию. Приложение: Договор на проведение аудиторской проверки — 2 экз. Директор аудиторской фирмы Подпись Аудит движения материально-производственных запасов Цель аудита — выяснение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам. Исходя из поставленных целей аудит решает следующие задачи: ознакомится с учетной политикой предприятия в части организации учета материальных ценностей и ее соответствия нормативным документам и законодательству; проверяет соблюдение порядка документального оформления и бухгалтерского учета операций по заготовлению, поступлению и отпуску материалов, его соответствие действующим нормативным актам; устанавливает соблюдение нормативов запасов материальных ценностей и наличие контроля за их сохранностью в местах хранения и на всех этапах их движения; выясняет правильность оценки и соответствие израсходованных на производство материалов установленным нормам (внутрихозяйственным и государственным); контролирует обоснованность отражения в учете операций по отпуску материалов на непроизводственные цели, для реализации списанных на недостачи и потери; устанавливает правильность отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета и в аналитическом учете, использует информацию для управления материальными запасами; анализирует состав и обоснованность затрат, связанных с созданием и хранением материальных ценностей. Ориентируясь на задачи, поставленные перед аудитом и возможные типичные ошибки в учете материальных ценностей, такие как отклонения от учетной политики и мошенничество, неправильное оформление документов по приходу и расходу материальных ценностей, нерегулярная сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах, несоблюдение правил налогообложения по операциям с материалами и другие, аудитор составляет программу. При ее подготовке необходимо использовать базовые нормативные и законодательные документы, касающиеся учета материально-производственных запасов; разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта; результаты осмотра материальных складов и снабженческо-заготовительных служб, бесед и консультаций с привлеченными специалистами; итоги предварительно проведенных аналитических процедур (табл. 8.2). Особое значение при составлении программы имеет правильный выбор источников информации, которые должны обеспечить получение достаточного количества качественных аудиторских доказательств для выражения мнения о надежности и качестве системы бухгалтерского учета материалов. При этом необходимо соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) при проверке материалов являются первичные документы: Приказ «Об учетной политике организации», договоры поставки товарно-материальных ценностей, доверенности, журнал учета выданных доверенностей, приходные ордера, акты приемки материалов, карточки складского учета и оборотные (сальдовые) ведомости, лимитно-заборные карты, товарно-транспортные накладные, требования-накладные, счета-фактуры, накладные на отпуск материалов на сторону, акты на списание расхода материалов и недостач, сличительные ведомости, акты закупки, реестры приемки-сдачи документов и др. Наряду с этим используются регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга, журналы-ордера (№ 6 по дебету счетов 10, 12; № 10 по кредиту счетов 10, 12), ведомости учета материалов на складах (ф. № 10), сводные ведомости по расходу материалов, ведомости незавершенного производства, бухгалтерская отчетность (баланс-форма № 1, приложение № 5, форма № 2). В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, поэтому в программе целесообразно определить рабочие документы аудитора, имеющие значение для составления аудиторского отчета. Необходимо также предусмотреть виды аудиторских процедур, главные направления и методы выявления ошибок и недостатков (см. табл. 8.2). Исходя из программы проверки аудитор знакомится с учетной политикой предприятия в части организации учета материалов и надежностью системы учета. Например, учетная политика организации должна предусматривать рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов, порядок проведения инвентаризации ценностей, методы оценки материально-производственных запасов по их видам, правила документооборота и технологию обработки документов по движению материалов, стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог, и другие решения, необходимые для организации снабженческо-заготовитель-ной деятельности. Если организация допускала изменения учетной политики, то аудитору необходимо выяснить последствия, оказавшие существенное влияние на движение материальных ценностей или финансовые результаты, отметить причины нарушений и при необходимости внести корректировки в бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. При этом устанавливается, имеется ли в организации рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий ведение счетов производственных запасов (10, 11, 14, 15, 16, 19). В соответствии с принятой на предприятии учетной политикой операции процесса заготовления производственных запасов отражают с использованием или без счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При открытии субсчетов к счету 10 «Материалы» предприятие может самостоятельно определять перечень необходимых субсчетов, сокращать их перечень, расширить, изменить. При необходимости предприятие может предусмотреть субсчета и к счетам 15 и 16. Проверяется соответствие применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам. Аудитор на выборку осуществляет формальную и юридическую проверку правильности оформления первичных учетных документов. При этом обращается внимание на наличие утвержденного руководителем перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; правильность и полноту заполнения обязательных реквизитов в документах; обоснованность внесения исправлений в документах; сомнительные неоговоренные подчистки, дописки и помарки в документах; правильность таксировки и подсчета соответствующих итогов в документах; точность записей документов в учетные регистры; наличие графиков документооборота материальных ценностей, утвержденных приказом руководителя организации. Выявленные в первичных учетных документах нарушения записываются в рабочие документы аудитора, а на документы, вызывающие сомнения, делают ксерокопии (табл. 8.3). Если в документах по движению материалов недостает необходимых для учета реквизитов, следует каждый документ в индивидуальном порядке рассмотреть на предмет правомерности принятия его к бухгалтерскому учету. Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также документации для внутренней бухгалтерской отчетности, могут утверждаться самой организацией. При этом обращается внимание на правила документооборота и технологию обработки сопроводительных документов на материалы. Документы должны регистрироваться работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1) и проверяться с точки зрения соответствия их условиям поставки, предусмотренным договором (ассортимент, цена, количество, способ и сроки отправки и др.). При несоблюдении договоров поставки составляют коммерческие акты к поставщикам или транспортным организациям. При поступлении материалов могут возникать их недостачи или излишки из-за повреждения тары и упаковки, недовложения или излишнего вложения материалов, пересортицы, понижения сортности и порчи ценностей. Проверенные сопроводительные документы предприятие акцептует и делает отметку о выполнении договора поставки, затем их передают для оплаты в бухгалтерию. Если материалы получены со складов поставщиков, то аудитору необходимо проверить соблюдение правил оформления, выдачи, регистрации и использования доверенностей. Доверенность должна иметь подписи руководителей, печать, срок действия, наименование ценностей к получению, регистрироваться в журнале регистрации выданных доверенностей (ф. № М-3), выдаваться под расписку и иметь в журнале отметку об использовании. При отсутствии отметок в журнале выясняют причины и при необходимости проводят встречную сверку с поставщиками или потребителями. Аудитору также необходимо обратить внимание на порядок выписки приходных ордеров на поступающие ценности (ф. № М-4), их нумерацию, наличие штампов на документах поставщика при приемке ценностей без приходных ордеров. Изучается правильность оприходования материалов, требующих перевода из одних единиц измерения в другие или отражаемых в документах одновременно в двух единицах измерения. Целесообразно сопоставлять количество и сортность поступивших материалов по счетам-фактурам с показателями спецификаций, ярлыков поставщиков, транспортными документами, а по документам, вызывающим сомнение, провести встречную проверку с поставщиками и банком. Пристального внимания должны заслуживать акты приемки материалов, по которым отказано в удовлетворении исков из-за нарушения правил оприходования грузов, сроков оформления документации, несвоевременного предъявления претензий, преждевременного использования в производстве материалов, по которым предъявляются претензии, завышения в актах размера недостач и порчи. Обращается внимание на обоснованность и реальность сумм, числящихся в пути, по учетным регистрам и журналу учета поступающих грузов. Подтверждаются ли эти суммы счетами-платежными требованиями, железнодорожными накладными и другими транспортными и сопроводительными документами поставщиков, не отражаются ли в составе товаров в пути недостачи и хищения сверх установленных сроков пробега грузов, не скрываются ли в составе материалов в пути недостачи и хищения сверх норм убыли, а также претензионные суммы по расчетам с поставщиками. Особое внимание аудиторов обращается на неотфактурованные поставки, т. е. поступление материалов без счета-фактуры поставщиков или имеющие расхождения с данными сопроводительных документов (недостача, излишек, пересортица). На такие ценности составляется акт о приемке материалов (ф. № М-7), одновременно служащий приходным документом и основанием для уточнения расчетов с поставщиками. Наряду с этим должно быть обращено внимание на оформление материалов, поступающих на конкретный объект (цех), минуя центральный склад. На таких документах должна быть отметка «Транзит», а перечень материалов, завозимых транзитом непосредственно в производственные подразделения, оформлен приказом (распоряжением). Некоторые особенности имеет оформление однородных грузов (песок, уголь и др.). При их поступлении несколько раз в течение дня составляется один приходный ордер за весь день. На его обратной стороне делают отметку о каждой отдельной приемке с подсчетом общего итога за день. Аудитор обязан проверить, как соблюдаются эти правила. Следует также обратить внимание на правильность оформления внутреннего перемещения материальных ценностей. Накладными на внутреннее перемещение материалов (ф. № М-11) обычно оформляется возврат неизрасходованных в производстве материалов, получение отходов и материальных ценностей от списания инвентаря и ликвидации основных средств. Такой же документ составляется при передаче материальных ценностей одним материально ответственным лицом под отчет другому, сдаче на склад материалов, изготовленных или переработанных вспомогательными (подсобными) цехами. Нередко при осуществлении таких операций скрываются излишки или недостачи, не полностью учитывается налогооблагаемый оборот по реализации ценностей, занижается стоимость оприходованных материалов. В процессе аудита обращается внимание на товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение. К ним относят материальные ценности, по которым организация на законных основаниях отказалась от оплаты: товары не заказывались; досрочная поставка материалов без согласия предприятия, поставка некачественной продукции; получение от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты и другим причинам. Аудитору необходимо проверить основание для приемки материалов на ответственное хранение и обоснованность их оценки. Материалы должны оцениваться в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах или в счетах платежных требованиях, они должны оформляться сохранными расписками или платежными требованиями поставщика с письменным обоснованием отказа предприятия от акцепта и оплаты счета. На фактически поступившие материалы выписывают приходный ордер (акт о приемке материалов по ф. № М-7), на который ставят штамп «Ответственное хранение». Аналогичным порядком проверяются материалы, принятые в переработку (забалансовый счет 003). Обращается внимание на порядок их оформления (квитанции, приемные накладные, договоры, акты), точность характеристики, указание количества и цены, соблюдение правил аналитического учета. При этом следует учитывать, что заказчик оплачивает лишь стоимость переработки материалов по установленным расценкам или калькуляции, прилагаемой к первичному документу. В центре внимания аудитора должно находиться приобретение производственных запасов подотчетными лицами. Подотчетное лицо обязано передавать материальные ценности, приобретенные за наличные деньги в магазинах, на рынках, у других предприятий и у населения, заведующему складом, который выписывает приходные ордера в обычном порядке. Аудитору необходимо проверить достоверность и обоснованность авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей. К нему должны быть приложены оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазина, квитанции приходного кассового ордера (при покупке у другого предприятия), акт (справка), если покупка сделана у населения на рынке. В акте должны подробно излагаться: содержание хозяйственной операции с указанием даты, количества и цены материальных ценностей. Форма акта разрабатывается самим предприятием и утверждается руководителем предприятия. Целесообразно, чтобы в организации был список лиц, оформленный приказом, которым разрешено приобретение ценностей. Аудитор должен проверить соблюдение этих правил выдачи и расходования подотчетных сумм на закупки. При этом устанавливается, своевременно ли представляются авансовые отчеты и возвращаются неизрасходованные суммы; не выдавались ли авансы при наличии задолженности по ранее полученным суммам; не выплачивались ли деньги в завышенных размерах для скрытого авансирования в личных целях. Проверяя авансовые отчеты, выясняют правильность оформления и достоверность прилагаемых документов, законность приобретения ценностей. Следует учитывать возможные выписки бестоварных документов на закупку ценностей, канцелярских и хозяйственных товаров. Для выявления нарушений используют приемы фактической, встречной и нормативной проверок — это сканирование. Первичные документы проверяют во взаимосвязи с учетными регистрами. Для этого записи в Главной книге сверяют с журналом-ордером № 7 и ведомостью № 7, авансовыми отчетами и оправдательными документами к ним. Результаты проверки могут быть оформлены в рабочем документе аудитора (см. табл. 8.3). При осуществлении проверки необходимо учитывать возможные нарушения и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства. Примером таких нарушений могут быть включение в себестоимость продукции оплаты материальных ценностей непроизводственного назначения или материалов, приобретенных в другие отчетные периоды; необоснованное выделение расчетным путем и отнесение к возмещению бюджетом суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным у организаций розничной торговли и населения; неверное определение ставки и суммы НДС по горюче-смазочным материалам, приобретаемым за наличный расчет, и др. Важный этап аудиторской проверки — проверка организации складского и аналитического учета материалов, их сохранности. Аудитор проверяет наличие приказов на прием в штат материально ответственных лиц и согласование их с главным бухгалтером, а также договоров о полной материальной ответственности. Для установления квалификации материально ответственных лиц знакомятся с результатами и качеством материалов инвентаризаций. Выясняется соблюдение сроков представления первичных документов складов в бухгалтерию предприятия по реестру (ф. № М-13), обоснованность и своевременность записи и подсчета оборотов и сальдо в карточках складского учета заведующим складом. Карточки складского учета (ф. № М-12) должны регистрироваться в специальном реестре бухгалтерией и выдаваться заведующему складом под расписку. Выведенные остатки заведующим складом из карточек переносятся в книгу складского (сальдового) учета (ф. № М-14), а бухгалтерия должна проверять правильность и полноту записей в карточках складского учета, сверяя их с данными сальдовой книги. При этом аудитору необходимо учитывать, что для рациональной организации учета важно применение номенклатуры-ценника, четкая система документооборота, строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей, компьютеризация складского учета. Следует установить, выполняются ли требования, предъявляемые к организации учета материальных ценностей: склады предприятия должны быть специализированы, а на каждый вид материалов выписываться ярлыки; для легковоспламеняющихся и материалов открытого хранения создают специальные условия хранения; все склады обеспечивают весоизмерительными и другими аналогичными приспособлениями; устанавливают пропускную систему и режим ввоза и отпуска материалов. Обращают внимание на условия хранения закупленного сырья и материалов. Известно, что на некоторых предприятиях возникают потери от ухудшения качества материалов; составляются фиктивные акты на порчу сырья и отходы; необоснованно списывают недостачи одних видов сырья за счет излишков других; неверно указывают условия, время и сроки хранения ценностей для необоснованного списания естественной убыли. Для выявления указанных нарушений рекомендуется анализировать движение ценностей на момент инвентаризации или неотчетные данные, выяснять сроки хранения сырья, применять методы встречной и взаимосвязанной проверки документов. Существенный момент аудиторской проверки - выяснение обоснованности оценки материально-производственных запасов. В соответствии с действующими нормативными актами материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Аудитору необходимо выяснить обоснованность формирования фактической себестоимости, под которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактические затраты могут включать суммы, уплачиваемые поставщику; таможенные пошлины и невозмещаемые налоги; информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой ценностей; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации; затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию и иные затраты. При этом отмечают возможные случаи незаконного включения в фактические затраты общехозяйственных и иных аналогичных расходов, непосредственно не связанных с приобретением материалов. Необходимо установить, существует ли на предприятии классификация затрат, связанных с созданием и хранением материалов (например, по компонентам затрат, по отношению к объему поставок, по видам работ, по местам возникновения затрат и др.). Анализируют смету затрат на приобретение и использование материалов. Основной целью сметы должно быть максимальное удовлетворение запросов производства по выполнению производственной программы при минимальных затратах на материалы. Нормальным показателем затрат на запасы является удержание на минимальном уровне ежегодной общей суммы затрат на обеспечение запасов. Суммарные капиталовложения в запасы должны быть наилучшими или самыми выгодными по объему в существующих условиях. Проверяя оценку МПЗ, необходимо учитывать особенности определения фактической себестоимости их при поступлении из различных источников: при изготовлении силами организации (затраты на производство); внесении в счет вклада в уставный капитал (исходя из денежной оценки, согласованной с учредителями); получении организацией безвозмездно (исходя из их рыночной стоимости); приобретении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами (исходя из стоимости на аналогичные товары); находящиеся в организации некачественные материалы (по цене возможной реализации); не принадлежащие организации и числящиеся на забалансовом учете (в оценке, предусмотренной в договоре). Также изучается правильность оценки отдельных видов материально-производственных запасов при их отпуске в производство или ином выбытии. В течение отчетного года организация может использовать один из следующих методов: по себестоимости каждой единицы; средней себестоимости; себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО). В некоторых случаях организации производственные запасы могут отражать в учетных (плановых) ценах, зафиксированных в номенклатуре-ценнике. В конце месяца специальным расчетом определяют отклонения фактической себестоимости заготовленных материалов от их стоимости по учетным ценам (ф. № 10, 10-А). Найденное таким образом процентное соотношение распространяется на стоимость производственных запасов, израсходованных в течение месяца в оценке по учетным ценам. Это позволяет исчислить сумму отклонений фактической себестоимости от учетной цены, приходящуюся на израсходованные материалы, и их фактическую себестоимость для списания по направлениям расходования (центрам затрат). Аудитору необходимо проверить правильность таких расчетов. Важным направлением проверки является установление соответствия остатков по синтетическим счетам 10, 11, 14, 15, 19, отраженным в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и бухгалтерского баланса. Если сальдо не тождественны, следует выяснить причины и проанализировать, привело ли существенное искажение в бухгалтерском учете к занижению или завышению налоговой базы на имущество, и сделать соответствующий пересчет. Проверка проводится по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам Главной книги. Если показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могут быть проверены по данным Главной книги, аудитором используются соответствующие регистры аналитического учета. В тех случаях, когда в бухгалтерском балансе показатель представляет собой сумму сальдо по нескольким счетам (например, статья «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности») или субсчетам (счет 10 «Материалы»), аудитору следует проверить правильность суммирования остатков. Также проверка проводится путем сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета. При применении в организации журнально-ордерной формы учета, когда дебетовые и кредитовые обороты, а также остатки по дебету счетов приводятся в разных регистрах (журналы-ордера, ведомости), в рабочем документе аудитора по реквизиту «Регистр синтетического учета» приводятся две позиции: «Журнал-ордер №», «Ведомость №». В ходе проверки сопоставляются остатки и обороты по счетам синтетического учета, субсчетам и счетам аналитического учета. Проверка может осуществляться выборочно, что определяется на этапе планирования аудита. Результаты проверки обобщаются в рабочем документе аудитора (табл. 8.4). Важным направлением аудита является проверка соблюдения правил классификации объектов бухгалтерского учета и обоснованности бухгалтерских проводок, которая осуществляется в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. При этом изучается обоснованность использования при поступлении материалов счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Особо проверяется корреспонденция по счету 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», на котором учитываются средства в обороте со сроком использования менее 12 месяцев. При этом первостепенное значение имеет выяснение аудитором правильности определения срока службы предметов в зависимости от характера и условий деятельности проверяемой организации, отражение этих требований в учетной политике. Кроме того, изучаются субсчета счета 10, которые имеют специфику в учете материалов: топливо (учет нефтепродуктов по талонам, оприходование бензина в тоннах, а отпуск в литрах, определение к зачету НДС по горюче-смазочным материалам); запасные части (выдача новых запасных частей по требованию в обмен на изношенные, списание в расход запасных частей непосредственно на издержки производства или за счет ремонтного фонда, учет автомобильных шин в запасе или обороте, учет запасных частей по видам и номерам); тара (инвентарная тара, учитываемая в составе основных средств, и тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, тара, включаемая в отпускную цену или относимая на коммерческие расходы, и др.); строительные материалы (учет материалов открытого хранения, отдельный учет строительных материалов, конструкций и деталей, обособленный учет заготовительно-складских расходов). Выбытие материалов (продажа, списание, передача безвозмездно) должна проверяться аудитором путем изучения бухгалтерских проводок: Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч.10 «Материалы», а конечный финансовый результат от выбытия материалов - Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки». Снижение стоимости материалов проверяется аудитором по данным счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Этот счет является контрарным и предназначен для уточнения оценки материалов на отчетные данные, когда фактическую себестоимость изготовления (приобретения) материалов сравнивают с текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). Такое сопоставление проводят по испорченному сырью и материалам, также, если запасы полностью или частично морально устаревают или рыночные цены на них устойчиво снижаются. Сопоставление фактической себестоимости с текущей рыночной стоимостью проводят по каждому номенклатурному номеру. На суммы снижения стоимости материалов образуются резервы за счет прибыли отчетного года: Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Когда фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыночной стоимости, в качестве балансовой оценки материалов принимается фактическая себестоимость. Если текущая рыночная стоимость ниже фактической себестоимости, то материалы показывают в балансе по текущей рыночной стоимости, а в отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения стоимости запасов. Особое внимание уделяется счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». При этом выявляют возможные случаи необоснованного отнесения сумм НДС для зачета бюджетом (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам») при изготовлении льготируемой продукции, а также приходящихся на материалы, используемые предприятием для непроизводственных целей. Нарушения, выявленные при совершении операций с материальными ценностями, оформляются рабочим документом аудитора (табл. 8.5). При необходимости аудитор может проанализировать всю систему организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации (например, использование ПЭВМ, а также наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации и оформлению движения материальных ценностей на складах и т.п.). Таблица 8.2 Программа аудита материально-производственных запасов
Общие указания к написанию курсовой работы Студенты очной и заочной формы обучения специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» выполняют курсовую работу по курсу «Аудит», что является важной составной частью учебного процесса. Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению положений теории и практики аудиторского контроля, исследованию, вырабатывает навыки обобщения материала, умение делать выводы и предложения, помогает правильному применению законодательных норм в области контроля практической деятельности. В процессе написания курсовой работы студент должен проявить высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки в области контроля финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, экономики предприятий, способность применять теоретические знания для успешного решения вопросов выдвигаемых практикой, умение проводить научные исследования, подбирая и обрабатывая соответствующий практический материал, используя законодательство РФ, литературные источники. Тему курсовой работы следует с учетом интереса к определенным вопросам курса и компетенции в них. Для студентов заочной формы обучения целесообразен выбор темы курсовой работы отвечающей актуальным проблемам и практическим интересам тех предприятий, где они работают. Выбранная тема курсовой работы согласовывается с преподавателем-лектором. Тема курсовой работы рассматривается студентом в последствии может стать составной частью выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Написанию курсовой работы должно предшествовать глубокое изучение законодательных и других нормативных актов по вопросам аудита финансового-хозяйственной деятельности предприятий. После изучения законодательной и нормативной базы, литературных источников, составляется план курсовой работы, который согласовывается с преподавателем кафедры. Структура содержание курсовой работы Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание нормативных актов, учебников и других источников не допускается. Должен быть творческий подход к излагаемому материалу курсовой работы. Работа должна быть написана экономически грамотно, логически последовательно, доходчиво. Студент должен уметь разрабатывать по анализируемым в курсовой работе проблемам свои предложения, базирующиеся на обобщении практики контроля за совещанием хозяйственных операций, порядком формирования налогооблагаемой базы и методов начисления налогов, а также обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко логично излагать свои мысли. Структура курсовой работы должна включать: - титульный лист - содержание - введение - основная часть - заключение - список используемой литературы - приложение (письмо, обязательство, договор, аудиторский отчет, заключение) Во введении дается обоснование выбранной темы, и перечень вопросов раскрывающих основное содержание темы и проблемы. Целесообразно показать экономические значение рассматриваемой проблемы и степень ее разработанности. В конце вводной части могут быть даны основные характеристики объекта исследования по материалам, которых пишется курсовая работа. Основную часть работы рекомендуется формировать из трех разделов. Каждый раздел в свою очередь делится на два-три параграфа. Первый раздел курсовой работы носит теоретический (методологически) характер. В ней может освещаться история аудита, рассматривается законодательная и нормативная база теоретическое обоснование поставленного вопроса или проблемы, особенности влияния контроля в условиях рыночной экономики и перспективы развития аудита в РФ. При освещении определенного вопроса по аудиторской проверке в курсовой работе, излагается установленный законом, положением, инструкцией порядок учета и налогообложения. Во втором разделе дается раскрытие конкретного содержания аудита на конкретном примере, конкретной организации или отросли. Для этого могут использоваться данные бухгалтерского учета. По этим данным оценивается соответствие совершенных операций нормативными, законодательным актом. Обобщение информации о правонарушениях предыдущих проверок. Если курсовая работа посвящена теоретическим вопросам аудита, то большое внимание уделяется освещению фактического процесса формирования и принципов построения системы контроля. К изложению вопросов второго раздела курсовой работы студент подходит творчески. В третьем разделе на базе исследования проведенных в первых двух разделах, разрабатываются предложения по совершенствованию аудиторского контроля, конкретного раздела учета. Желательно, чтобы выводы, заключения, предлагаемые решения базировались на конкретных материалах и примерах на бухгалтерской (финансовой), отчетности, сопровождались применением рабочих документов, таблиц, расчетов, ведомостей. Третий раздел обычно завершается обобщением выявленных возможностей по совершенствованию контроля. В заключении курсовой работы делается краткое изложение основных этапов исследования, предложений, краткие выводы и формулировки важнейших практических предложений по рассматриваемым в курсовой работе вопросам. Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком, проведенные исследования-обоснованными, результаты исследования - практически значимыми и направленными на совершенствование практики, проведения контроля, повышение его эффективности. Требования к выполнению курсовой работы. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению. Работа должна иметь титульный лист установленного образца, приведенного в приложении, а также содержание с указанием разделов подразделов и страниц. В содержании и в самой работе ,введение, заключение, список используемой литературы, приложения даются без нумерации. Наименование разделов и подразделов должно иметь собственную нумерацию. При этом, наименование разделов и подразделов и других частей работы в содержании и в тексте работы должны быть оформлены одинаково. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовальности по соответствию с заголовками в содержании не допускается. Деление основной части работы на разделы и подразделы должно осуществляться с учетом логической последовательности и взаимосвязанности прилагаемого материала. В тоже время, каждый подраздел должен иметь самостоятельное значение, а его содержание соответствовать названию. Для порядковой нумерации разделов работы используются арабские цифры. Подразделы нумеруются двумя группами цифр, каждая из которых отделяется точкой. По тексту работы и в сносках могут использоваться только общепринятые сокращения. Иллюстрированный материал помещается по тексту работы перед их текстовой характеристикой и ссылкой на него. Таблицы, схемы, графики и т.д. должны иметь свои порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, без указания знака «№». Материал, предоставленный в таблицах должен быть понятен и иметь экономический смысл. При необходимости в таблицах дают сноски на информационный источник. Курсовую работу не следует перегружать цитатами. Каждая цитата должна иметь библиографическую сноску. Все сноски можно указать внизу той страницы, к которой они относятся. Сноска на источник в конце текста страницы отделяется от текста горизонтальной чертой. Список используемой литературы начинается с законодательных актов, постановлений Правительства РФ, инструктивного и методического материала. Затем указывают специальную литературу в строго алфавитном порядке. В конце курсовой работы приводятся приложения в виде форм первичных документов аудита, бухгалтерского учета и отчетности, расчетов, таблиц. На каждом из них в правом углу пишется слово « Приложение» и проставляется порядковый номер. Курсовая работа должна быть предоставлена на стандартных белых листах в отпечатанном или рукописном (разборчиво) виде, объем работы 30-35 страниц. Каждая страница должна иметь поля на листе формата А4 (210-297мм) левое поле-2,5см, верхние и нижние поля – 2см, правое поле- 1,5см. Междустрочный интервал - одиночный, размер шрифта приравнен к -14. Times New Roman. Текст печатается на одной стороне. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется). Нумерация страниц сквозная. Цифру соответствующую порядковому номеру страницы, проставляется по центру верхнего поля между знаками «тире» или в правом верхнем углу страницы. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы (на подразделы это не распространяется, введение, заключение, список используемой литературы также начинается с новых страниц). В процессе подготовки курсовой работы студенту оказываются консультации со стороны научного руководителя. Научным руководителем является преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» ведущий занятия по курсу «аудит». Выполненная курсовая работа сдается для регистрации в деканат РГТЭУ за неделю до начала сессии. После регистрации в деканате работа передается методистам на кафедру для проверки. Научный руководитель проверяет работу и даст заключение о допуске работы или ее недопуске. Защита курсовой работы осуществляется непосредственно экзаменатору до сдачи экзамена по курсу «аудит». На защите студент в краткой форме излагает содержания работы, дает обоснование сделанных выводов и предложений по рассматриваемой теме. При неудовлетворительной защите работы защищается повторно с учетом сделанных замечаний. Темы курсовых работ по дисциплине «Аудит» для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» Раздел 1: Теоретические основы аудита.
Раздел 2: Общая технология аудиторской проверки.
Раздел 3: Аудит документов и расчетов.
Раздел 4: Методика аудиторских проверок.
В данном разделе методических рекомендаций по написанию курсовых работ студенту предоставляются темы курсовых работ. Темы курсовых работ классифицированы по вариантам в соответствии с номером зачетной книжки студента. При согласовании с руководителем тема курсовой работы может быть изменена. Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
Вариант 4:
Вариант 5:
Вариант 6:
Вариант 7:
Вариант 8:
Вариант 9:
Вариант 10:
Примечание: При написании курсовой работы на любую избранную Вами тему, необходимо осветить такие вопросы: - история возникновения аудита вообще и в России. - сущность, цели и задачи аудита.
- привести пример двух-трех ситуаций (типичных ошибок) по аудируемой теме. составить договор на оказание аудиторских услуг с предприятием на базе, которого будите писать курсовую работу.
- на
основании
материала
проведенного
аудита составить Экзаменационные вопросы:
Источники информации.
Список рекомендованной литературы. Нормативные документы.
Учебная литература.
Дополнительная литература
Приложение 1: Примерный план составления содержания курсовой работы. Содержание Введение _______________________________________________3
1.1 Нормативная база по расчетам с бюджетом _______________19 1.2 Источники получения доказательств ____________________20 1.3 Определение эффективности внутрихозяйственного контроля _______________________________________________________22
ООО «Элегия» _________________________________________26 Заключение ____________________________________________30 Список используемой литературы _________________________32 Письмо-обязательство аудиторской фирмы, являющееся одновременно сопроводительным письмом к договору на проведение аудиторской проверки ООО «Сириус» Генеральному директору И. И. Иванову В соответствии с Вашим предложением о проведении аудита бухгалтерской отчетности ООО «Сириус» за 2002 год направляем Вам договор на проведение аудиторской проверки. Считаем своим долгом отметить, что аудит будет проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г., Правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменных аудиторских стандартов, планом и программой аудита. Целью аудита будет являться выражение мнения нашей организации о достоверности бухгалтерской отчетности ООО «Сириус» за 2002 год во всех существенных аспектах. По результатам аудита Вам будет представлен конфиденциальный отчет, содержащий замечания по всем выявленным в ходе аудита ошибкам, недостаткам, нарушениям и рекомендации по их устранению, а также представлено официальное аудиторское заключение. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ввиду выборочного характера проверки и других свойственных аудиту ограничений уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности не может быть абсолютной. Оценка возможного при выражении мнения аудиторского риска будет приведена в плане аудита, экземпляр которого будет Вам своевременно предоставлен. Просим Вас вернуть в наш адрес один экземпляр договора на аудиторскую проверку, подписанный с Вашей стороны, или направить в наш адрес Ваши замечания по его содержанию. |