Реферат: Современное антикоррупционное законодательство
Название: Современное антикоррупционное законодательство Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно–технологической политики и образования ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» Современное антикоррупционное законодательство. Выполнил: Руденко И. В. ст 22 гр. ИЗКиП Проверил: Фастович Г. А. Красноярск 2009Содержание: 1. понятие коррупции………………………3 2. коррупция – неизбежное зло?...................6 3. антикоррупционное законодательство….9 4. что я думаю по этому поводу…………...12 5. список литературы……………………….13 Понятие коррупции Коррупция – социальное явление, заключаемое в покупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а так же общественных и политических деятелей. Все мы сталкиваемся рано или поздно с коррупцией в органах государственного аппарата. Особенно в органах МВД. Что ни говори, а моя милиция меня бережет! Это довольно печально, на мой взгляд. И неправильно. В современном демократическом государстве ее быть не должно. Вот совсем не утешительные данные социологического опроса: Как я говорила – наша служба и опасна и трудна. Взятки, презенты… мы и сами виноваты в коррупции – иногда хочется обойти очередь, или быстрее права получить… и мы сами тащим всякие подарки бюрократам, которые не имеют сил отказаться. Коррупция: неизбежное зло?В последние годы стало «общим местом», что российское государство и общество насквозь поражены коррупцией, что это главный тормоз на пути развития страны. Высказываются и такие идеи, что без коррупции не обойтись, что она обеспечивает слаженную работу всех государственных и общественных механизмов и, тем самым, не только неизбежна, но и необходима. Как обстоит дело на самом деле? Какая из двух приведенных, «крайних», точек зрения ближе к истине с позиции общественного мнения? Исследование показало, что, по мнению опрошенного населения, в современной России в наибольшей степени поражены коррупцией такие сферы и институты, как власть на местах (на нее указали 40,9% респондентов), правоохранительные органы (33,8%), все общество в целом (27,1%). Не мало и тех, кто относит к наиболее коррумпированным судебную систему (22,0%), крупный бизнес (18,5%), федеральное правительство (17,2%), медицину и образование (17,7%), военкоматы (14,8%). Редко в качестве наиболее пронизанных коррупцией отмечают индустрию развлечений, эстраду (7,3%), политические партии (3,4%), парламент (3,2%), средства массовой информации (2,3%). То есть к самым коррумпированным население относит те сферы и институты, с которыми им чаще всего приходится иметь дело, – с местной властью, правоохранительными органами и т. п. Или же с теми, кто «по определению» не может не быть коррумпированным, имеются в виду правительство и крупный бизнес, наличие «неформальных» связей между которыми собственно и считается основой и главным проявлением коррупции. Опрошенные нами представители бюрократии выстраивают несколько иную иерархию коррумпированных сфер и институтов. На первое место они ставят правоохранительные органы (34,2%), видимо, имея в виду прежде всего работников ГАИ, с которыми чаще всего в этой сфере сталкиваются. Второе место практически поделили: общество в целом, федеральная власть и местная, крупный бизнес (21,4 –24,9%). Отметим, что опрошенные чиновники, также как и население, реже всего отмечают в этом списке политические партии, парламент, СМИ и индустрию развлечений (5,1–8,6%) (см. рис. 49). Сферы и институты в современной России, в наибольшей степени пораженные коррупцией (в %) (допускалось до трех ответов)
Как видно, коррупция проникла во все сферы жизнедеятельности. Везде нужно сунуть «на лапу». Неужели спасения нет??? Да нет, есть. Сами чиновники создают акты, законы против себя же. Парадокс… Антикоррупционное законодательство. Распространенный в мировой юридической практике термин "антикоррупционные стандарты" (anticorruption standards) означает определенный набор основополагающих, официально закрепленных правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие конкретные виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничить коррупционные процессы в ней, позволить своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия. Коррупция в любой сфере современной общественной жизни способна девальвировать все усилия по формированию гражданского общества и правового государства. Уголовное судопроизводство принято считать индикатором уровня демократического развития общества, степени цивилизованности взаимоотношений личности и государства: именно в уголовном процессе они складывается в экстремальных условиях, когда допускается и реально осуществляется наиболее интенсивное вторжение носителей государственно-властных полномочий в сферу основных прав и свобод человека. Последнее дает основания для двух выводов: во-первых, продажность чиновника в судебной и правоохранительной сферах - это реальная угроза демократическому устройству общества, а во вторых, степень коррумпированности уголовного судопроизводства - это один из наиболее точных показателей коррумпированности всего общества. Искоренение коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества. В этой связи, должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу. Такой основой может служить только федеральный закон . Проект федерального закона «О противодействии коррупции» является модернизированным вариантом проекта закона «О борьбе с коррупцией», который впервые был разработан рабочей группой Верховного Совета Российской Федерации в 1992 г., и в дальнейшем (вплоть до 2000 г.) многократно принимался российским Парламентом и отклонялся Президентом Российской Федерации. После отклонения 13 июня 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации данный законопроект был переименован (новое название «О противодействии коррупции») и из него исключена статья, регламентировавшая проведение парламентского расследования. После чего в нарушение Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (т.е. до истечения шестимесячного срока) данный законопроект был вновь внесен в Государственную Думу как новый. В России сегодня немногим больше полутора тысяч федеральных законов. Но среди них – ни одного, в котором бы содержалось понятие «коррупция»! 10 лет в России пытаются принять закон о борьбе с коррупцией. Если весь пар выпускается в свисток, а борьба с коррупцией – в разговоры, значит, это выгодно определенным кругам. В то же время, в каждом новом законе уже есть поле для мздоимства. К сожалению, наряду с маленькой зарплатой и прежней традицией давать взятки, которые стали нормой жизни для большинства, наши законы – одна из главных предпосылок роста коррупции в стране. Здесь есть три опасности в самом нормотворчестве : первая – дешевизна законотворчества, вторая – неконкретность законов, третья – в том, что нормы, устанавливающие наказание за взятки, сами новые взятки и порождают. Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» был разработан летом 2000 г. группой российских специалистов как принципиально новый документ (в первоначальном наименовании «Основы антикоррупционной политики») и не имел на тот период зарубежных и международных аналогов. После проведения всесторонней экспертизы и доработки проект федерального закона «Основы антикоррупционной политики» был внесен 5 июня 2001 г. в Государственную Думу группой из шести депутатов, но вскоре был возвращен инициаторам Комитетом Государственной Думы по безопасности как не имеющий финансово-экономического обоснования. Данное решение было принято, несмотря на то, что в пояснительной записке к проекту обосновывались незатратный характер предлагаемого закона и отсутствие необходимости давать финансово-экономическое обоснование проекту. Проект был возвращен инициаторам уже после того, как Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией официально обратилась в Европейскую Комиссию Евросоюза с ходатайством о проведении международной экспертизы данного законопроекта. Не стоит забывать, что подготовка закона в Госдуме стоит 4 тысячи рублей. Нужно собрать группу специалистов, не один месяц проводить экспертизы, мониторинг... В результате, за такую цену получают, как правило, либо дешевый и слабый продукт, либо поручают подготовку чиновникам ведомства, а уж они-то создают закон под себя.
На мой взгляд, коррупция не искоренима. И если однажды федеральные законы начнут действовать, то даже это не остановит наших «многоуважаемых хапуг», они просто станут осторожнее. Да и не в наших интересах отмена взяток, а то пол страны будут учиться в училищах, и ездить без прав, в автобусе к примеру… простаивать длинные очереди в больницы и всякие государственные учреждения, пытаясь получить разрешения, отказы… Сейчас практически все решают деньги, и у кого их много, тот и прав. Нужна система, где главное – не уголовные санкции за коррупцию, а ее предупреждение, не только усилия федеральной власти, но и органов власти на местах с участием общества. Законопроект «Основы законодательства об антикоррупционной политике» позволяет ввести такую систему, где предлагается установить на уровне антикоррупционных стандартов правила для депутатов, обязательные при подготовке законов, в том числе запрет на принятие правовых актов без антикоррупционной экспертизы. Тогда нормотворчество станет в этом смысле безопасным, а законы будут заставлять чиновников действовать в интересах граждан и общества, а не в своих собственных.
Список литературы: 1. материалы ВЦИОМ, 19 сентября 2008 http://polit.westsib.ru/text/read/3412?obzor 2. www.anti-corr.ru 3. учебник для вузов «Правоведение» под редакцией Б. И. Пугинского. 4. вырезка из газеты, статья: «Коррупция берет верх». |