Реферат: Зачем быть вежливым
Название: Зачем быть вежливым Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Конспект по риторике: "Зачем быть вежливым?"
Цели занятия : учить использовать вежливые обороты; объяснить детям, что вежливость помогает общению; развивать связную диалогическую речь. Материалы к занятию: иллюстрации осеннего леса, шапочки-костюмы: мышь, кот, белка, заяц; аудиокассета “Звуки леса” Ход занятия. – Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в осенний лес. (Ответы детей) – Почему так нужно одеваться? – Когда придём в лес, как будем себя вести? (Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться. Чтобы попасть в лес, мы произнесём заклинание: Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук Ри-ри-ри- дверь скорее отвори! – Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить? (Варианты ответов детей) – Попробуем иначе произнести волшебные слова Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры, Ти-ти-ти- разрешите нам войти. (Включить фонограмму звуков леса, открыть доску с изображением осеннего леса.) – Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. А давайте сегодня поговорим о вежливости, зачем нужно быть вежливым. – Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь нам придет старичок – Боровичок. – Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Картинка Старичка-Боровичка). Может быть, он знает дорогу, по которой мы должны идти? Давайте попросим его нам помочь. Разыгрывание диалога в парах. – А как бы вы повели себя в данной ситуации? – Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь…) Дети делятся на пары. – Ребята, представьте, что один из вас – Боровичок, другой – спрашивает его дорогу. С какими словами вы обратитесь к Боровичку, Что ответит Боровичок? (дети делятся на пары, под руководством педагога проводят диалог) – А хотите узнать, что на самом деле ответил Боровичок? (говорит педагог) – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия. Физминутка. Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды. По тропинке в лес пойдём, И грибов мы наберём. Раз – грибок, два – грибок Мы положим в кузовок. Анализ диалогов. Что же помогло найти общий язык с Боровичком? (Вежливые слова.) – Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо? (Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться) Работа с текстом. – Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым? А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь. В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история. Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда? Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея. Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. “Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!” И, присев на задние лапки, заяц сказал: – Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатинку. – Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. – Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног. Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: – Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти! – Ответьте на вопрос: что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись? – Всегда ли нужно быть вежливым? Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми. Минисценки. Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются. Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми. – Эй, привет соседка мышка! Может, в гости пригласишь? – Извини, голубчик кот, Очень узкий в норку вход! – Хочешь, белка, на тележке Подвезём твои орешки? – Ну, конечно же, спасибо! Вы мне очень помогли бы. – Дайте капусты кочанчик другой! – Разве так просят? Подумай, косой! – Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка.- И, если можно, с большой кочерыжкой. – Вот молодец, ему лапу пожали И самых вкусных кочанчиков дали… Итог занятия – Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям? – Для чего нужно быть вежливым? – Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного. |