Реферат: Развивающие занятия для детей раннего возраста
Название: Развивающие занятия для детей раннего возраста Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||
Программа коррекционной (развивающей) работы с детьми дошкольного возраста. Модель: общая . 1. Цель коррекционной (развивающей) работы: развитие познавательных процессов, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков 2. Задачи коррекционной (развивающей) работы: > развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; > развитие внимания, восприятия, речи, воображения; > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; > развитие игровых навыков, произвольного поведения. 3. Форма работы с ребёнком, детьми: индивидуальная, групповая 4. Методики и техники коррекционной (развивающей) работы: • Для работы с ребёнком на занятиях 5. Время, необходимое для реализации программы коррекционной (развивающей) работы. 7 занятий, в течение трех недель. 6. Частота встреч (занятий) с детьми – 3 раза в неделю. Длительность каждого занятия:
7. Содержание коррекционных (развивающих) занятий. План-схема занятий цикла включает для каждого занятия: Тему занятия. Задачи занятия. Оборудование занятия. Ход занятия (перечень игр, упражнений, этюдов, заданий для детей). План-схема занятийЗанятие 1 Тема: « БОЖЬЯ КОРОВКА» Задачи: > создание положительного эмоционального настроя в группе; > развитие умения действовать соответственно правилам игры; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; > развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); > развитие внимания, речи и воображения. Материалы: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). Ход занятия ■- Приветствие. ■ Упражнение на определение цвета, формы и величины игрушки. ■ Упражнения «Поймай божью коровку» (Развитие координации движения). ■ Рассказ потешки. ■ Упражнение на дыхание. ■ Упражнение «Покажите и назовите части тела». ■ Игра «Божьи коровки и ветер». ■ Упражнение на определение величины парных игрушек ■ Рисование на заготовленных шаблонах. Занятие 2 Тема: « МЯЧИКИ» Задачи: > развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; > развитие ориентации в собственном теле; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие зрительного восприятия, речи и воображения. Материалы : большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). Ход занятия ■ Приветствие. ■ Групповая игра «Сравни мячики». ■ Игра «Ветерок» с использованием музыки. ■ Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу. ■ Чтение потешки. ■ Игра в парах «Поймай мяч». ■ Рисование мячей.. На повторных занятиях детям предлагается: найти на ощупь в мешочке большой или маленький «мячики» (подбираются шарики, которые умещаются в ладошке ребенка); скатать из пластилина большой и маленький мячики.
Занятие 4 Тема: « МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» Задачи: > снятие эмоционального напряжения и агрессии; >снижение излишней двигательной активности, импульсивности; > обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения. Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы). Ход занятия Приветствие. ■ Упражнения на определение формы, цвета и размера. ■ Упражнения на развитие чувства ритма под музыку. ■ Групповая игра «Лопнул пузырь». ■ Групповая игра «Полет мыльных пузырей» ■ Игра в паре «Не урони пузырь». ■ Игра «Полетай на « мыльном пузыре» Занятие 5 Тема: « МИШКА» Задачи: > сплочение группы, развитие эмпатии; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; > развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения. Материалы: игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон). Ход занятия Приветствие. ■ Упражнение «Знакомство с Мишкой» ■ Ролевая игра «Медвежонок» ■ Рассказ стихотворения с выполнением упражнений. ■ Игра «Разбуди Медвежонка». ■ Упражнение «Раскрась баночку с медом».
Занятие 6 Тема: «НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА» Задачи: >преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; > формирование положительной самооценки; > развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; > развитие слухового внимания, быстроты реакции; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие чувства юмора, речи и воображения. Материалы: игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки. Ход занятия ■ Приветствие. ■ Групповая игра «Непослушные мышата» ■ Упражнение «Закончи предложение». ■ Игра «Не шумите, не скачите» ■ Игра «Не будите маму-Мышку» ■ Игра «Мышки и часы».
Занятие 5 Тема: « КОЛОБОК» Задачи: > сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; > снятие страхов перед сказочными героями; > развитие общей и мелкой моторики, координации движений; > развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. Материалы: куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч. Ход занятия ■ Приветствие. ■ Инсценировка (с помощью игрушек) сказки «Приключения Колобка». ■ Отгадывание загадок. ■ Игра в прятки . ■ Игра «Спрячь колобка» с определением величины предметов. ■ Гимнастические упражнения. ■ Упражнение по определению предметов на ощупь. ■ Игра «Кто дольше промолчит» ■ Хоровод. На повторных занятиях детям предлагается: раскрасить дорожку, по которой катился колобок ; скатать колобков из желтого пластилина. Занятие 6 Тема: « КОТЯТА» Задачи: > формирование положительной самооценки; > развитие стремления сопереживать, помогать, поддержи¬вать друг друга; > снятие мышечного напряжения; > развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и ра¬дость); > развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; > развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле? > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. Материалы: магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов. Ход занятия ■ Приветствие. ■ Игра «Кто с вами разговаривает» ■ Игра «Умей защищаться» ■ Игра на определение цвета. ■ Игра «Поймай бабочку» ■ Игра «Помоги маме». 8. Включение в коррекционную (развивающую) работу других лиц (родителей, педагогов). Определить основные цели и направления работы с педагогами и родителями ребёнка. 9. Рекомендованная литература, из которой берутся игры, упражнения, этюды, задания для занятий с детьми.:
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2004. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит+. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – 480 с.: ил. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9 Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий Автор: Шарохина Валентина Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. РоньжинаА.С. Потешки,стишки,песенки
|