Реферат: Коммерческий банк как элемент кредитной и банковской системы государства

Название: Коммерческий банк как элемент кредитной и банковской системы государства
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Содержание:

Введение.

1. Понятие и структура кредитной системы.

2. Коммерческий банк как элемент кредитной системы.

3. Понятие и структура банковской системы.

4.Двухуровневая банковская система, состав банковской системы современной России.

5.Основные направления деятельности ЦБ РФ как ведущего звена банковской системы.

6.Взаимоотношение ЦБ РФ с коммерческими банками.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение.

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Они возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

Сейчас они составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач для экономического развития России.

1. Понятие и структура кредитной системы.

Современна кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

Различают два понятия кредитной системы: 1) со­вокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокуп­ность кредитно-финансовых учреждений, аккумулиру­ющих свободные денежные средства и предоставля­ющих их в ссуду (институциональная форма).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государ­ственным, международным кредитом. Всем этим ви­дам кредита свойственны специфические формы от­ношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институ­циональном) понимании. Ведущим звеном институ­циональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система — более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

Вообще говоря, кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, то есть небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

В этой связи следует различать депозитные и недепозитные финансовые учреждения. Первые аккумулируют ресурсы путем приема денежных средств в форме открытия депозитных счетов; последние с целью привлечения сбережений продают страховые полисы, принимают пенсионные взносы, занимаются продажей ценных бумаг и др. Это — компании, которые страхуют жизнь и имущество, частные пенсионные фонды, пенсионные фонды штатов и местных органов власти, финансовые, инвестиционные компании, взаимные фонды денежного рынка.

Страховые компании с целью привлечения финансовых средств продают страховые полисы, а потом вкладывают их в ценные бумаги компаний и государства, предоставляют этим субъектам кредиты. Пенсионные фонды аккумулируют средства в основном из взносов работников в фонды социального страхования. Среди них различают фонды, неинвестирующие свои средства в ценные бумаги и инвестирующие, и кроме традиционных источников выплаты пенсий получающие еще часть средств на эти цели из инвестиций в ценные бумаги. Существуют также фонды, управляемые страховыми компаниями, предприятиями, или по их доверенности — банками. Инвестиционные компании привлекают средства путем выпуска акций, их продажи мелким акционерам и покупки ценных бумаг промышленных компаний различных отраслей промышленности.

Закономерностями развития кредитной системы в современных условиях являются усиление роли небанковских финансово-кредитных институтов, их сращивание с промышленными, торговыми, транспортными компаниями, процесс транснационализации их деятельности, усиление конкурентной борьбы между ее основными субъектами и др.

2.Коммерческий банк как элемент кредитной системы.

Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций (универсальные и специализированные); по территориальному признаку (международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые).

Основными функциями банков являются: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных орудий обращения (кредитных денег); осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская деятельность; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики заключается в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков. Однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенные в банке.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению средств и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантии служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений. Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить будущих вложений.

Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка получает развитие такая функция, как посредничество в операциях с ценными бумагами, банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантией по их размещению в пользу третьего лица, куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги “цены продавца” и “цены покупателя”, по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банков, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ дающей право на совершение операции с привлечением средств граждан.

Коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции и сделки: 1) привлекают вклады и предоставляют кредиты по согласованию с заёмщиком, 2) ведут расчёты по поручению клиентов и банков – корреспондентов и их кассовое обслуживание, 3) открывают и ведут счета клиентов и банков корреспондентов, в том числе иностранных, 4) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка, 5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги, осуществляют иные операции с ними, 6) выдают поручительство, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, 7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную и иностранную валюту, 8) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них, 9) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады, 10) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции), 11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.

3.Понятие и структура банковской системы.

Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, банковскую инфраструктуру и банковский рынок. Понятие банковская система является ключевым в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

Современный банк представляет собой предприятие, которое специализируется на организации доходного оборота ссудных капиталов.

Банк выполняет следующие основные функции:

- аккумулирует (привлекает) временно свободные денежные средства;

- участвует в денежном обороте;

- посредничает в осуществлении платежей;

-посредничество в кредите;

-создание кредитных средств обращения;

-посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами).

Банковская система включает:

- действующие банки;

-кредитные учреждения,

-организации выполняющие некоторые банковские операции, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры, фирмы по аудиту банков и т.д.).

Банковская система является основной составной частью кредитной системы, которая входит в экономическую систему страны. Таким образом, банковская система активно взаимодействует с другими звеньями общественно хозяйственного механизма:

- бюджетной системой

- налоговой системой

- системой ценообразования.

Различают одноуровневую и двухуровневую банковскую систему. Об одноуровневой банковской системе говорят в случае, когда в государстве нет центрального банка или все банки функционируют как центральные. Такой тип банковской системы не характерен для рыночной экономики. Для развитой экономики характерна двухуровневая банковская система, первый ярус которой составляет центральный банк, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения. Подобная банковская система учитывает свободу предпринимательства, с одной стороны, и позволяет контролировать деятельность коммерческих банков, с другой стороны.

4. Двухуровневая банковская система. Состав банковской системы современной России.

В действующем законодательстве закрепле­ны основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направ­ленность их деятельности.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень бан­ковской системы выполняет функции денежно-кредитного регули­рования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необ­ходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правитель­ством РФ, представительными и исполнительными органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, государ­ственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юри­дическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Бан­ка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и органи­зациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Бан­ком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Митральным банком находит свое отражение в том, что в РФ ор­ганом банковского регулирования и надзора является Централь­ный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Феде­ральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Гер­мании, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и от­четности для кредитных организаций, предельные величины рис­ков и другие нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанков­ских кредитных организаций. Банк России выступает лицензиру­ющим органом по отношению к кредитным организациям: выда­ет и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разре­шения на открытие заграничных филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банков­скими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и дол­госрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специ­ализация банков по видам их операций.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является по­лучение прибыли. Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения при­были как основной цели своей деятельности на основании специ­ального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные зако­нодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систе­му, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в со­став банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные со­юзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).

5. Основные направления деятельности ЦБ РФ как ведущего звена банковской системы.

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Феде­рального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соот­ветствии с которым уставный капитал и иное его имущество являются федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряже­нию своим имуществом, включая его золотовалютные резервы. Он подотчетен Государственной Думе.

Банк России обладает экономической и политической независи­мостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах.

Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуще­ствляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами иму­щества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по его обязатель­ствам.

Политическая независимость Банка России проявляется в отсут­ствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а так­же в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Поли­тическая независимость Банка России выражается и в том, что фе­деральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также прини­мать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)».

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, зак­репленные в Законе - «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функциониро­вания платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган моне­тарной власти, орган банковского регулирования и надзора и рас­четный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет сле­дующие функции:

• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• организует и осуществляет валютное регулирование и конт­роль в соответствии с законодательством РФ;

• принимает участие в разработке прогноза платежного балан­са и организует составление платежного баланса РФ;

• осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономи­ки РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответ­ствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кре­дитных организаций Банк России выполняет следующие законо­дательно закрепленные за ним функции:

• принимает решение о государственной регистрации кредит­ных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их дей­ствие и отзывает их;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций и банковских групп;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организаци­ями в соответствии с федеральными законами;

•является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

• устанавливает правила проведения банковских операций, бух­галтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельно­сти по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и от­зыв разрешений им на проведение данных операций.

Как расчетный центр банковской системы Банк России игра­ет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойно­го функционирования последней он выполняет следующие функ­ции:

• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи­зует наличное денежное обращение;

• определяет порядок осуществления расчетов с международны­ми организациями, иностранными государствами, а также с юриди­ческими и физическими лицами.

Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по пору­чению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются орга­низация исполнения и исполнение бюджетов.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой де­ятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по воп­росам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России долж­ны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в поряд­ке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иност­ранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ста­вок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтер­ского учета и отчетности для Банка России.

6. Взаимоотношение ЦБ РФ с коммерческими банками.

Здесь следует отметить, что действующим законодательством о банках и банковской деятельности установлено, что кредитные организации, то есть КБ в нашем случае не отвечают по обязательствам государства и ЦБ в своей деятельности, равно как и государство и ЦБ не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Может быть за исключением случая, когда вышел закон Государственной думы о гарантировании возвратов вкладов. В этом случае, банки должны все-таки резервы создавать, и при отсутствии возможностей за счет резервов погашать свои обязательства.

Тем же законодательством предписано, что федеральные органы субъектов РФ, местных органов власти ни в коей мере не могут вмешиваться в деятельность КБ за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом.

КБ, в соответствии с действующим законодательством, не взирая ни на какие давления не могут заниматься теми операциями или видами деятельности, которые не предусмотрены его учредительными документами или соответственным законодательством. КБ должны действовать строго в соответствии с банковским законодательством, своим уставом, учредительным договором, решением собрания учредителей банка и так далее.

В то же время КБ в процессе своей деятельности обязаны регистрировать в ЦБ в установленном законом порядке изменения величины уставного капитала (после утверждения собранием пайщиков или акционеров), наименование банка, создаваемые подразделения (филиалы, отделения, представительства банка), изменения юридического или почтового адреса, изменения состава участников банка (при каждом выпуске, при новой эмиссии). Если банк изменяют форму собственности, то есть переходит из состава паевого в состав акционерного, он тоже должен перерегистрироваться. Любые реформирования КБ: слияние, разделение, присоединение, выделение – также регистрируется в установленном порядке в ЦБ. Все эти изменения, требующие регистрации в ЦБ, осуществляются ЦБ в месячный срок. В месячный срок ЦБ должен принять решение о перерегистрации того или иного изменения в деятельности банка и его реформирования.

Кроме того, КБ должны представлять отчетность о своей деятельности и соответствующую документацию в установленные сроки в ЦБ по месту его обслуживания.

Если КБ имеет в своей собственности более 50% голосов акций или долей другого банка, то в данном случае он обязан представлять в ЦБ в установленном порядке и консолидированную отчетность. То есть не только отчетность о своей деятельности, но и общую отчетность с тем банком, у которого он обладает более 50% акций. В консолидированный отчет включается консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках.

ЦБ устанавливает также для КБ форму, сроки и порядок публикации его отчетности по итогам годовой деятельности. Это так называемая форма публикуемого баланса и отчета о прибылях и убытках, которые должны быть обязательно перед публикацией подтверждены проверкой внешнего аудита с указанием аудиторской фирмы, которая подтверждает достоверность публикуемого в данном балансе и отчета о прибылях и убытках.

КБ имеет право на любые решения ЦБ или его бездействие, подавать в суд или в арбитраж в порядке, установленном Федеральным Законом, то есть он имеет право получить судебное решение о правомерности действия ЦБ.

КБ имеет право обращаться в ЦБ с различными заявлениями, запросами к руководству ЦБ, к отдельным подразделениям, получать ответы на них. Для этого существует месячный срок, то есть если в месячный срок не получен ответ, значит, он имеет право обращаться в судебные органы.

Заключение.

В работе утверждается, что банковская система представляет собой двухуровневую конструкцию, состоящую из центрального банка и коммерческих банков. Каждый из этих уровней имеет свою совершенную и четко функционирующую организационно-управленческую структуру, что позволяет кредитным учреждениям успешно взаимодействовать как между собой, так и с центральным банком государства.

Центральный банк (ЦБ), или «банк банков», - это центр кредитной системы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы.

Коммерческий банк – это негосударственное кредитное учреждение, специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают другие операции, которые не противоречат законодательству и предусмотрены их уставами. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в валюте. В то же время закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере торговли материальными ценностями, материального производства, всех видов страхования.

Банковская система продолжает развиваться и совершенствовать технологии проведения банковских операций.

Список использованных источников и литературы.

1. Воронин, В.П. Деньги, кредит, банки./В.П.Воронин, С.П.Федосова. – М.: Юрайт - Издат, 2002. - 269с.

2. Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело./под редакцией И.Т.Балабанова.- СПб.: Питер, 2003. - 256с.

3. Шестоков, А.В. Банковская система РФ./ А.В. Шестоков. – Изд.: МГИУ, 2006.

4. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов./ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др. / Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Иода, Е.В. Основы организации деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. / Е.В. Иода, И.Р. Унанян . ― Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003.

6. Литовченко,В. П. Финансы: Учебник./ Под ред. В. П. Литовченко. ― М.: «Дашков и Ко », 2006.

7. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело./ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М., 2006.

8. Свиридов, О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление»./ О.Ю. Свиридов. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002.

9. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «Ось-89», 2008.

10. Макеев, С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика./ С.Р. Макеев. - М.: Экономистъ, 2005.