Реферат: Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2
Название: Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оглавлениеВВЕДЕНИE 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА 5 1.1 Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности 5 1.2 Принципы анализа хозяйственной деятельности 7 1.3 Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация 9 1.4 Информационное обеспечение анализа 15 1.5 Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности 19 2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ИК «ЦЕРИХ КЭПИТАЛ МЕНЕДЖМЕНТ» 25 2.1 Краткая характеристика объекта исследования 25 2.2 Анализ хозяйственной деятельности 27 2.3 Вертикальный и горизонтальный анализ формы №1 34 2.4 Вертикальный и горизонтальный анализ формы №2 37 2.5 Анализ ликвидности баланса 39 2.6 Анализ платежеспособности предприятия 41 2.7 Анализ финансовой устойчивости предприятия 45 2.8 Анализ деловой активности 48 2.9 Анализ рентабельности 52 2.10 Оценка прочности финансового состояния 55 2.11 Анализ вероятности банкротства 56 2.12 Операционный анализ 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68 введениеЭкономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы. Каким образом и на основании чего деловые партнеры оценивают друг друга? Сегодня прошло время, когда об успешности деятельности какого-либо предприятия или организации судят по шикарным автомобилям, офису в центре города. На первое место становятся научные подходы при оценке надежности любой фирмы. Поэтому немаловажным становится проведение различных видов анализа. Анализ связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности, анализ коммерческого риска с сказываемым на него влиянием различных факторов. Наша задача проанализировать как результаты деятельности предприятия, так и экономические факторы, которые на них повлияют. После проведенного экономического анализа можно будет дать оценку финансового состояния предприятия. Финансовый анализ основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности. Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Объектом исследования является ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», которая является профессиональным участником рынка ценных бумаг. Основная цель и задача курсовой работы – проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». Структура курсовой работы состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части рассмотрены вопросы содержания, задач, принципов, видов, информационного обеспечения и структуры комплексного анализа хозяйственной деятельности. В теоретической части рассмотрены следующие вопросы: краткая характеристика объекта исследования, анализ хозяйственной деятельности, вертикальный и горизонтальный анализ формы №1 и №2, анализ ликвидности баланса, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, анализ деловой активности и рентабельности, оценка прочности финансового состояния, анализ вероятности банкротства и операционный анализ. Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили материалы книг под редакцией Шеремета, Прыкина, Любушина, Савицкой, а также широко использованы материалы интернет и методические указания Макуриной А. А. Известно, что теория хорошо познается только на практике. Поэтому, теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим материалом. Для этого будут использованы реальные материалы ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».. Отсюда еще одной задачей вытекает разработка на основе результатов анализа рекомендаций по улучшению финансового состояния анализируемого объединения. Объем курсовой работы 69 страниц, в том числе 18 таблиц, 21 рисунок, 2 приложения, 15 информационных источников. Использованы программные продукты Microsoft Word, Internet Explorer и Microsoft Excel. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА1.1 Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Предметом анализа хозяйственной деятельности (АХД) являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.[1] Содержание анализа хозяйственной деятельности как научной дисциплины вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Например, закон опережающего роста производительности труда в сравнении уровнем его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом предприятии и его подразделениях. В этой своей функции АХД является средством изучения действия экономических законов в конкретных условиях производства. Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5 – 10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения. К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Вместе с тем ряд экономистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Бухгалтерский учет выполняет очень существенные контрольные функции в момент регистрации, обобщения и систематизации информации о хозяйственных операциях и процессах. Это не исключает контроля и при проведении анализа хозяйственной деятельности. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа. Одной из основных функций анализа является изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности. Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники. Следующая функция анализа – оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности – также одна из функций АХД. Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой рекомендаций по их использованию.[2] 1.2 Принципы анализа хозяйственной деятельности Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам, которые накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, произведении и практическом использовании результатов анализа. Далее рассмотрим важнейшие из них. 1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. 2. Анализ должен носить научный характер, т. е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. 3. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов. 5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов. 6. Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается. 7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. 8. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь. 9. Один из принципов анализа – его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. 10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.[3] 1.3 Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности. Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования методик отраслевого анализа. По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. По функциональному признаку, по той роли и задачам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономическо-экологический, функционально-стоимостной, логический и другие виды анализа. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью представления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной. Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Социально-экономический анализ проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционный деятельности субъектов хозяйствования. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и закачивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией. По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д. Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и др. Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.[4] 1.4 Информационное обеспечение анализа Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности АХД. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные) а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее.[5] Информационными источниками для расчета показателей и проведения анализа служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»,форма №3 «Отчет о движении капитала», форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность предприятий является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является одной из важнейших в системе национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Объяснить такое внимание к отчетности достаточно просто. Любая организация в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности. Основным же источником такой информации является финансовая отчетность. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования в той или иной форме. Форма №1 «Баланс предприятия». В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности. Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается «качество» прибыли. Форма №3 «Отчет о движении капитала» позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов. Форма №4 «Отчет о движении денежных средств». Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую. Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений. «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния. Чтение финансовой отчетности как один из методов финансового анализа используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации. При кажущейся на первый взгляд сложности она доступна не только профессионалам. Аналитики оценивают имеющуюся у них информацию с помощью методов, основанных на логических и учетных принципах. Выполняются технические операции, включающие расчет коэффициентов, преобразование информации для установления ее достоверности, оценки деятельности предприятия в целом, сопоставление статистических данных с данными других предприятий и прогнозирование будущих хозяйственных результатов. Так как подобные аналитические операции являются весьма трудоемким процессом, на помощь человеку приходят технические средства ЭВМ, которые дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов, сократить сроки анализа, добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности, решать многомерные задачи анализа, своевременно готовить управленческие решения и т.д. Для автоматизированной обработки экономической информации кроме самих ПЭВМ необходимы базы данных о хозяйственной деятельности организации, общие и частные методики анализа, общее и функциональное программное обеспечение, представляющее собой сложную систему. Так, общее программное обеспечение наряду с операционной системой и сервисными программами включает: системы программирования, инструментальные программные средства, прикладные программы. На базе общего программного обеспечения разрабатываются локальные и комплексные программы функционального обеспечения для решения конкретных аналитических задач. При наличии рынка готовых программных продуктов, отвечающих высоким требованиям, целесообразно обращаться к его услугам для организации компьютерного анализа хозяйственного анализа.[6] 1.5 Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает: 1. Анализ исходных условий деятельности предприятия. Перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность каждому предприятию необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.[7] 2. Анализ использования средств производства. Обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и наиболее полное и эффективное их использование - один из важнейших факторов увеличения объема производства промышленных предприятий. Структура анализа использования средств производства: анализ движения и состояния основных средств (ОС); анализ состояния ОС; анализ эффективности использования ОС; анализ использования оборудования. Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.[8] 3. Анализ использования предметов труда. Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества и экономное их использование. Структура анализа материальных ресурсов предприятия: анализ потребности в материальных ресурсах (МР); оценка эффективности использования МР; оценка качества планов МР.[9] 4. Анализ использования трудовых ресурсов. Важное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов – рациональное использование персонала. Персонал подразделяется на промышленно-производственный и непромышленный. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию. Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих. Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления: анализ использования рабочей силы; анализ производительности труда; анализ оплаты труда.[10] 5. Анализ объема производства и реализации продукции. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственных программ. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Этапы анализа производства и реализации продукции: 1 этап – анализ структуры производства и реализации продукции. Этот анализ чаще всего проводится по ассортиментным группам товаров. На этом этапе определяется удельный вес каждой из этих групп в общем объеме производства и реализации; 2 этап – анализ качества продукции (совокупность свойств и характеристик продукции обуславливающая не которые потребности клиентов). Существует три уровня качества продукции – уровень потребителя, уровень производителя, уровень государства. Качество продукции зависит от многих условий и факторов в зависимости от жизненного цикла товаров; 3 этап – анализ ритмичности производства. Определяется коэффициент ритмичности (равномерного выпуска продукции в объеме и ассортименте предусмотренном планом в соответствии с планом); 4 этап – анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции.[11] 6. Анализ себестоимости. Важнейший показатель экономической эффективности производства - издержки, т.е. себестоимость продукции. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Направления: анализ динамики себестоимости (сравнение темпов её динамики с выручкой от реализации); исследование структуры себестоимости. В условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные. Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название «директ-костинг»: поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства; относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные; методы деления затрат на постоянные и переменные. Направления анализа себестоимости: анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения; анализ затрат на 1 руб. товарной продукции; анализ себестоимости важнейших изделий; анализ прямых материальных и трудовых затрат; анализ косвенных затрат.[12] 7. Анализ прибыли и рентабельности. Прибыль и рентабельность - обобщающая оценка финансового состояния предприятия. Эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования, т.к. зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Анализ прибыли и рентабельности включает: исследование динамики показателей прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль); определение удельного веса каждого вида прибыли в выручке от реализации; сравнение темпов изменения каждого вида прибыли с темпами изменения выручки от реализации и затрат; анализ показателей рентабельности. В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая (включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств); налогооблагаемая (разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль); чистая (часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).[13] 8. Анализ финансового состояния предприятия. Финансовое состояние - способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Этапы анализа финансового: предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности; оценка надежности информации статей отчетности); оценка и анализ экономического потенциала организации (оценка имущественного положения – построение аналитического баланса-нетто, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ баланса, анализ качественных изменений в имущественном положении; оценка финансового положения – оценка ликвидности, оценка финансовой устойчивости); оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (оценка производственной (основной) деятельности; анализ рентабельности; оценка положения на рынке ценных бумаг).[14] Анализ финансового состояния предприятия включает: 1. Вертикальный и горизонтальный анализа бухгалтерского анализа; 2. Вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках; 3. Анализ ликвидности баланса; 4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия; 5. Анализ финансовой устойчивости; 6. Анализ деловой активности; 7. Анализ рентабельности; 8. Анализ финансовой прочности; 9. Анализ банкротства; 10. Операционный анализ. 2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ИК «ЦЕРИХ КЭПИТАЛ МЕНЕДЖМЕНТ» 2.1 Краткая характеристика объекта исследования Открытое акционерное общество Инвестиционная компания «Церих Кэпитал Менеджмент» ИНН 7716051506 организовано и зарегистрировано в качестве юридического лица 04 мая 1995 года. До 15.06.2000 г. Общество именовалось «Финансовая компания Траст Сервис. Общество не имеет филиалов, дочерних предприятий и обособленных подразделений, ведет самостоятельный баланс. Средняя численность организации за 2007 г. составила 49 человек. Органами управления Обществом являются: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор. Бухгалтерский учет сформирован исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Министерством финансов РФ. Таблица 2.1. Общие сведения об ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»
Уставный капитал Общества равен 12 000 0000 рублей и состоит из 300 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 40 рублей за акцию. В течение года величина уставного капитала не изменялась. ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом при наличии следующих лицензий: - лицензия на осуществление дилерской деятельности № 177-04046-010000 от 21.12.2000 (без ограничения срока действия); - лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 177-04359-000100 от 27.12.2000 (без ограничения срока действия); - лицензия на осуществление брокерской деятельности № 177-03996-100000 от 21.12.2000 (без ограничения срока действия); - лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 177-04091-001000 от 21.12.2000 (без ограничения срока действия). Доходы по видам деятельности отражены в отчете о прибылях и убытках. Существенные способы учетной политики: выручка от указанных видов деятельности признается следующим образом: - брокерская деятельность – дата составления отчета клиенту (ежемесячно или в момент закрытия договора); - дилерская деятельность – дата перехода прав собственности, указанная в выписке или уведомлении о совершении операции, в случае совершения сделки через организатора торгов – по дате сделки; - депозитарная деятельность – ежемесячно по отчету депозитария проведенных за месяц операциях; - возмещение расходов по договорам на обслуживание на фондовом рынке – ежемесячно на основании произведенных в течении месяца соответствующих расходов; - консультационная деятельность – дата подписания акта выполненных работ. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. В течении 2007 года Общество привлекало заемные средства в виде краткосрочных кредитов на общую сумму 120 000 тыс. руб. Кредиты погашены своевременно. 2.2 Анализ хозяйственной деятельностиИсточником информации для анализа хозяйственной деятельности является бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия за 2007 год, в частности: «Бухгалтерский баланс» - форма №1; «Отчёт о прибылях и убытках» - форма №2. Исходные данные для анализа производственной деятельности представлены в таблице 2.2, при этом производится расчет темпов изменения показателей с помощью базисного индекса. Базисный индекс рассчитывается по формуле 1 , (1) где I0 – базисный индекс показателя; П¢ - значение исследуемого показателя в отчетном периоде, тыс. руб.; П0 – значение исследуемого показателя в базовом периоде, тыс. руб. Среднее значение показателя определяется по формуле 2 , (2) где - среднее значение показателя в исследуемом периоде, тыс.руб.; П1 , П2 …Пn – значение показателя за соответствующий период, тыс. руб.; n – количество анализируемых периодов. Таблица 2.2. Динамика абсолютных показателей деятельности ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», тыс. руб.
Графическая интерпретация динамики абсолютных показателей выручки предприятия, стоимости основных средств, стоимости оборотных средств, себестоимости и прибыли от продаж приведена на рис. 2.1 Рис. 2.1 Динамика абсолютных показателей ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Из графика динамики абсолютных показателей видно, что в исследуемом периоде, характеризующим деятельность ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», себестоимость продукции и прибыль (в рассматриваемом случае убыток) находились в прямо пропорциональной зависимости. Себестоимость относительно базового периода увеличилась в 0,4 раза. Это произошло за счет увеличения материальных затрат, прочих затрат и затрат на оплату труда. Несмотря на увеличение выручки в четвертом квартале на 8% относительно первого квартала, убыток от продаж увеличился в 5 раз. Стоимость основных средств увеличилась в 4,5 раза за счет приобретения и введения в эксплуатацию нового оборудования. Стоимость оборотных активов изменялась за счет дебиторской задолженности: постепенно росла в течении года (в четвертом квартале она в 0,5 раз больше по сравнению с первым). Увеличение дебиторской задолженности объясняется за счет задолженности перед прочими дебиторами. Далее необходимо проанализировать уровень и динамику относительных показателей. Проведем, прежде всего, анализ структуры себестоимости, данные для которого представлены в табл. 2.3. Структура затрат характеризует удельный вес каждого экономического элемента в общей сумме затрат. Удельный вес затрат в составе себестоимости определяется по формуле: Yi = Ci / ∑Ci, (3) где Yi – удельный вес в составе себестоимости; Ci – величина элемента себестоимости; ∑Ci – общая сумма затрат на производство продукции. Результаты расчета относительных величин структуры представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3 Динамика структуры себестоимости
Рис. 2.2 Динамика структуры себестоимости Графическая интерпретация изменений структуры себестоимости, представлена на рис. 2.2. Анализируя структуру себестоимости по элементам, можно сказать, что на данном предприятии наиболее весомой частью в структуре себестоимости являются затраты на оплату труда. На рисунке 2.2 видно, что они уменьшились по отношению к базовому периоду на 13%. Доли затрат на оплату труда и материальных затрат сравнялись в сумме к третьему периоду, но наблюдается некоторое снижение материальных затрат к четвертому периоду. Также можно отметить тот факт, что в составе себестоимости произошло увеличение прочих затрат по отношению к базовому периоду на 16%. Для оценки эффективности текущих затрат рассчитываем показатель удельных текущих затрат по формуле: , (2.2.4) где Се – себестоимость работ, руб.; Q - объем работ, руб. Если величина показателя удельных текущих затрат меньше 1, то это свидетельствует о прибыльной деятельности организации, и, наоборот. Если текущие затраты больше 1, то деятельность организации убыточна. Данные расчета показателей удельных текущих затрат и других показателей эффективности деятельности предприятия приведены в табл. 2.4 и представлены на графике 2.3. Рис. 2.3 Динамика удельных текущих затрат Структура затрат была оптимальной в первом периоде, так как удельные текущие затраты были наименьшими. Затем они стали увеличиваться. Величина удельных текущих затрат больше 1, что свидетельствует о убыточной деятельности организации. Таблица 2.4 Динамика показателей эффективности ресурсов и затрат
Рис. 2.4 Динамика абсолютных показателей ОАО ИК «ЦКМ» Рис. 2.5 Динамика абсолютных показателей ОАО ИК «ЦКМ» Рис. 2.6 Динамика абсолютных показателей ОАО ИК «ЦКМ» При рассмотрении относительных показателей можно сделать следующие выводы: во втором квартале трудоемкость увеличилась по отношению к первому кварталу, но наблюдается ее снижение в третьем и четвертом периодах, что свидетельствует о повышении производительности труда. Рост производительности труда происходит за счет внедрения усовершенствованного оборудования, автоматизации производственных процессов, улучшения организации труда. Что касается фондоемкости по оборотным средствам, то можно сказать, что наблюдается ее колебание: она увеличивается ко второму периоду и уменьшается к третьему, затем снова значительно увеличивается к четвертому периоду относительно первого на 42%. Материалоемкость увеличивается во втором и третьем периодах в связи с увеличением затрат на производство электроэнергии. Фондоемкость по основным средствам увеличилась в 4,4 раза, так как были приобретены дополнительные машины, новое оборудование, стоимость которых увеличилась. Зарплатоемкость увеличилась во втором квартале, и произошло ее снижение в последующих двух периодах, но эти изменения незначительны. Численность работников к концу года не изменилась. К четвертому периоду убыток от продаж и затраты увеличились, поэтому рентабельность снизилась. 2.3 Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 1 Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность. Вертикальный анализ исследует структуру баланса: актив и пассив. За 100% принимается показатель «Валюта баланса» в каждом периоде. Структура чаще всего определяется в %. Таблица 2.5 Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Изучив вертикальный анализ баланса, можно сделать вывод, что основная часть в структуре актива принадлежит оборотным активам (99%) за счет имеющихся прочих оборотных активов, которые во 2 квартале составляли 85%, а к 3 и 4 кварталам наблюдается постепенное их снижение до 68%. Второе место по значимости в структуре оборотных активов занимают денежные средства от 11 до 32%, их резкое снижение произошло во 2 квартале. На прочие внеоборотные активы и основные средства приходится меньше 1%. В структуре пассива краткосрочные обязательства занимают до 77%, в частности, этот процент приходится полностью на краткосрочную кредиторскую задолженность. Капитал уставной, добавочный, резервный составляет около 7% на протяжении трех кварталов, но наблюдается его снижение в 4 квартале. Что касается нераспределенной прибыли, то наблюдается ее уменьшение на 1% только в четвертом квартале с 4% до 3%. Происходит увеличение доли долгосрочных обязательств к четвертому кварталу 2007 года на 4%, главным образом за счет снижения капитала (с 7% до 4,5%). Горизонтальный анализ предполагает исследование каждой позиции отчетности в динамике. Этот анализ может проводится двумя способами: базисным (за 100% принимается значение в первом периоде, сравнение происходит с первым периодом) и цепным (каждый последующий период сравнивается с предыдущим). Рассмотрим горизонтальный анализ баланса предприятия, помещенные в табл. 2.6. Таблица 2.6 Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса
В балансе наблюдается тенденция увеличения к концу отчетного периода на 54,14%. В структуре активов предприятия это произошло за счет увеличения внеоборотных активов на 163%, что вызвано увеличением основных средств в 4,5 раза. Прочие внеоборотные активы постепенно увеличивались на протяжении всего исследуемого периода, и в итоге увеличились на 4% к концу отчетного периода. В оборотных активах изменения происходят с увеличением к последнему периоду запасов на 657% и дебиторской задолженности на 210%. При этом денежные средства резко снижались во втором и третьем квартале до 70%, но к концу отчетного года увеличились на 4%. Прочие оборотные активы постепенно в течении всего отчетного периода увеличились до 68%. Пассив баланса увеличивается за долгосрочных и краткосрочных обязательств. В динамике долгосрочных обязательств наблюдается резкий перепад: увеличение их доли в четвертом периоде на 101%. Такой же вывод можно сделать и по краткосрочной кредиторской задолженности. Она увеличилась к четвертому кварталу на 52,5%. Доля капитала в течении всего исследуемого периода не изменялась. Нераспределенная прибыль увеличилась на 28%. 2.4 Вертикальный и горизонтальный анализ формы №2 Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия. При горизонтальном анализе за 100% принимается значение 1 показателя в первом периоде. В вертикальном анализе за 100% принимается показатель выручки от реализации в каждом периоде. Таблица 2.7 Анализ состава и структуры прибыли
По результатам анализа состава и структуры прибыли можно сделать следующие выводы: убыток от продаж резко увеличивается по сравнению с первым периодом. Наибольший убыток от продаж предприятие получило в 4 квартале – 8075 тыс. руб. А в 1 квартале он составлял – 1379 тыс. руб. Операционные доходы в 4 квартале по сравнению с 1 кварталом увеличиваются в 4,5 раза (16368 тыс. руб.). Операционные расходы максимально увеличились к 4 периоду в 4,4 раза, и были равны 4762 тыс. руб. Внереализационных расходов и доходов предприятие в рассматриваемом периоде не имеет. Таким образом прибыль в первом периоде составила 1203 тыс. руб., во втором – 2440 тыс. руб., в третьем – 8070 тыс. руб., в четвертом – 3531 тыс. руб. Из этого следует, что прибыль была максимальной в 3 квартале 2007 года. Таблица 2.8 Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Основную часть в структуре выручки занимает управленческие расходы, которые увеличились в 4 квартале на 45% по сравнению с 1 кварталом. Убыток от продаж увеличивается: во 2 квартале почти в 5,5 раз, в 3 квартале более чем в 5 раз, в 4 квартале - в 6,5 раз по отношению к 1 периоду. Происходит увеличение общих затрат со 108% до 145%. Чистая прибыль имеет тенденцию к колебанию от 7% в 1 квартале до 48% в 3 квартале, во 2 и 3 кварталах она составляла 17%. В табл. 2.9 приведен горизонтальный анализ отчета о прибыли. Таблица 2.9 Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
В большинстве статей отчета наблюдается тенденция снижения к 4 периоду. Максимальный прирост наблюдался в выручке от продаж – 8% к 4 периоду, но при этом увеличиваются и управленческие расходы в 1,5 раза. Прибыль от продаж снизилась на 486%. Операционные доходы к 4 кварталу увечились на 347% по сравнению с 1 кварталом, но при этом операционные расходы увеличились на 342%. Прибыль от обычной деятельности увеличилась на 194% к 4 кварталу. Чрезвычайные доходы снизились до 0 к 4 кварталу, при этом чрезвычайные расходы увеличились на 1870% к 3 кварталу и на 1195% к 4 кварталу по сравнению с 1 периодом. Что касается чистой прибыли, то наблюдается ее резкое увеличение на 522% в 3 квартале, к 4 кварталу она снизилась относительно 3 квартала на 368% и увеличилась относительно 1 квартала на 154%. 2.5 Анализ ликвидности баланс а Показатели ликвидности призваны продемонстрировать степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Смысл этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей предприятия и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей. Таблица 2.10 Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса оценивает 4 балансовые пропорции, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия. Оценка быстрореализуемых активов – плохо, следовательно можно сделать вывод, что недостаточно быстрореализуемых активов (краткосрочных финансовых вложений и денежных средств) для покрытия наиболее срочных обязательств (кредиторской задолженности). В результате возникает платежный недостаток, который увеличивается к четвертому периоду. В 1 квартале было также недостаточно медленно реализуемых активов, чтобы покрыть долгосрочные пассивы, но в последующих периодах ситуация нормализуется. Что касается дебиторской задолженности, то она покрывает и превышает краткосрочные обязательства. Таким образом баланс можно признать частично ликвидным. 2.6 Анализ платежеспособности предприятия Платежеспособность – способность предприятия отвечать по своим обязательствам и уплачивать проценты по ним. Ликвидность – способность некоторых видов материальных ценностей обращаться в денежную форму без потери своей балансовой стоимости. Коэффициенты платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми средствами. Высокое значение данных коэффициентов свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия, низкое – о возможных проблемах с денежной наличностью и затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень большое значение свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы. Таблица 2.11 Анализ ликвидности и платежеспособности
Рис. 2.7 Коэффициенты платежеспособности и ликвидности Рис. 2.8 Чистый оборотный капитал Рис. 2.9 Качественная характеристика платежеспособности и ликвидности Рис. 2.10 Качественная характеристика платежеспособности и ликвидности Оценка платежеспособности и ликвидности позволяет сделать вывод о том, в какой степени предприятие способно обеспечивать свои краткосрочные обязательства. Как видно на рисунке 7 коэффициент текущей платежеспособности и ликвидности увеличивается в 3 и 4 периоде, ко 2 периоду наблюдается небольшое снижение. Данный коэффициент выше рекомендуемого значения, можно сделать вывод, что оборотные активы превышают краткосрочную задолженность во всех четырех периодах, т.е. краткосрочная задолженность может быть полостью погашена за счет оборотных активов. Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности изменяется аналогично коэффициенту текущей платежеспособности и ликвидности. Поэтому в этих периодах краткосрочные обязательства могут быть покрыты за счет дебиторской задолженности, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Коэффициент абсолютной платежеспособности и ликвидности во всех периодах соответствует рекомендуемым значениям. Так как значения этого коэффициента очень высокие, можно сделать вывод о не выгодном вложении средств в оборотные активы. Следовательно, по количественным показателям предприятие признается платежеспособным и ликвидным. Чистый оборотный капитал (см. рисунок 2.8) увеличивается от периода к периоду, особенно заметно его увеличение произошло в 4 квартале, он при этом остается положительным во всех четырех периодах. Это увеличение обусловлено более медленными темпами увеличения краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами. Наблюдается положительная динамика коэффициента соотношения денежных средств и ЧОК. Но при этом он показывает, что доля денежных средств в ЧОК предприятия достаточно мала во 2 квартале и составляет всего лишь 4%. Доля запасов в ЧОК имеет положительную динамику, поскольку, как видно на рисунке 9, ее значение не приближается к 1. Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной задолженности не достигает рекомендуемых значений. Так как запасы увеличились к 4 периоду в 5 раз, то могут покрыть краткосрочную задолженность только на 0,0003% по сравнению с 0,0006% в 1 периоде. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что предприятие рассчитывается по своим обязательствам хуже, чем рассчитываются по обязательствам перед ним. Для более оптимального соотношения, проводится работа по снижению кредиторской задолженности при наращивании дебиторской задолженности. Предприятие можно признать частично платежеспособным и ликвидным. 2.7 Анализ финансовой устойчивости Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, отражая способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Таблица 2.12 Расчет показателей финансовой устойчивости
Рис. 2.11 Показатели финансовой устойчивости Рис. 2.12 Показатели финансовой устойчивости Рис. 2.13 Показатели финансовой устойчивости Рис. 2.14 Показатели финансовой устойчивости Коэффициент автономии уменьшается постепенно во всех четырех периодах, как видно на рисунке 2.12 и не превышает рекомендуемые значения. Он показывает, что доля собственного капитала во всех источниках финансирования предприятия составляет в 1 квартале – 10,5%, в 4 квартале – 7,5%. Коэффициент заемного капитала соответственно увеличивается. И в 4 периоде активы предприятия сформированы в основном за счет заемных средств на 92,5%. Мультипликатор собственного капитала показывает соотношение всех средств, авансируемых в деятельность предприятия, и собственного капитала. Мультипликатор достигает нормы только в 3 квартале. Анализируя динамику этого показателя, можно сделать вывод о том, что на предприятие происходит постепенное увеличение заемного капитала, активы все более формируются за его счет. Коэффициент финансовой зависимости показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 рубль собственного капитала. Коэффициент увеличился к 4 периоду в 1,5 раза. Если в 1 квартале на 1 руб. собственного капитала предприятие привлекало 8,5 руб. заемных средств, то в 4 периоде оно привлекает уже около 12,3 руб. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости показывает степень независимости предприятия от краткосрочных источников финансирования. Независимость ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» в значительной степени низка. Во 2 квартале она всего 22% с небольшим увеличением к 4 кварталу – 23,8%. Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает, какая часть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных средств. Так как данный коэффициент равен от 19 до 26, то можно сделать вывод, что предприятие остро нуждается в долгосрочных займах и кредитах и активно использует их. Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций имеет тенденцию увеличения, т.е. все больше инвестированного капитала вкладывается в основные средства (до 3,4% в 4 квартале). Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, что доля собственных оборотных средств в оборотных активах увеличивается, что видно на рисунке 2.11. Это является улучшением финансового состояния предприятия, но незначительным. Небольшое снижение этого показателя наблюдается в 4 периоде. Коэффициент маневренности находится значительно выше нормы во всех периодах, что свидетельствует о том, что у предприятия довольно широкие возможности для финансового маневрирования, так как доля собственного капитала, инвестированного в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия достаточно высока. Анализ финансовой устойчивости показывает, что в целом предприятие финансово зависимо от внешних источников финансирования. Это предприятие является финансово неустойчивым. Этот анализ позволяет оценить эффективность использования своих средств. Показатели деловой активности позволяют оценить предприятие с точки зрения платежеспособности, т. е. говорят о том, как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как предприятие использует свои активы для получения доходов и прибыли. Таблица 2.13 Показатели деловой активности
Рис. 2.15 Показатели деловой активности Рис. 2.16 Показатели деловой активности Рис. 2.17 Показатели деловой активности Рис. 2.18 Анализ деловой активности Рассчитав анализ динамики показателей, видно, что оборачиваемость активов низкая и незначительно увеличивается только к 3 периоду. Из этого следует, что активы используются не достаточно эффективно. Оборачиваемость запасов имеет очень низкий показатель, равный 0, который не улучшается на протяжении всего периода исследования (см. рисунок 2.16). Это означает, что скорость реализации запасов равна 0. Показатели фондоотдачи также снижаются. Если в 1 квартале на 1руб. основных средств приходится 6,4 руб. выручки, то в 4 квартале всего 1,5 руб. Скорость обращения дебиторской задолженности снизилась в 3 раза к 4 периоду. Следовательно к этому периоду увеличивается время оборачиваемости и принимает более неблагоприятное для предприятия значение. Для взыскания дебиторской задолженности в 4 квартале необходимо 3350 дней. Оборачиваемость запаса является не эффективным, т. к. за исследуемый период его использование не наблюдалось. Операционный цикл увеличивается, что является отрицательной тенденцией. В 4 квартале составляет 3350 дней. Скорость оборота готовой продукции остается на протяжении всего исследуемого периода равной 0 (см. рисунок 2.18). Из динамики оборачиваемости оборотного капитала прослеживается тенденция постепенного убывания. Только в 3 периоде прослеживается небольшое увеличение оборачиваемости оборотного капитала (см. рисунок 2.17). Оборачиваемость собственного капитала имеет тенденцию увеличения, но только к 3 и 4 периодам (после резкого спада во 2 периоде), данный показатель достиг уровня 1 периода. Оборачиваемость общей задолженности аналогично оборачиваемости оборотного капитала постепенно снижается (см. рисунок 2.17), однако это является положительной тенденцией, то есть все меньше оборотов необходимо для покрытия всех обязательств предприятия. В 4 периоде показатель имеет наиболее оптимальное значение около одного оборота. Оборачиваемость привлеченного финансового капитала равен 0, поэтому динамику проследить невозможно. Большинство показателей в первом квартале принимают свои лучшие значения, следовательно, можно сделать вывод о том, что в данном случае можно судить о наличии фактора сезонности в деятельности предприятия. 2.9 Анализ рентабельности Показатели рентабельности характеризуют эффективность видов деятельности или эффективность использования ресурсов предприятия. Показатели данной группы, как и показатели деловой активности, интересуют всех пользователей. Таблица 2.14 Показатели рентабельности
Рис. 2.19 Показатели рентабельности Рис. 2.20 Показатели рентабельности Рис. 2.21 Рентабельность инвестированного капитала Показатели рентабельности характеризуют эффективность видов деятельности или эффективность использования ресурсов предприятия. Рентабельность активов в динамика увеличивается с незначительным снижением в 4 квартале, как видно на рисунке 2.19, это показывает, что активы предприятия используются эффективно. Рентабельность собственного капитала свидетельствует о том, что собственный капитал используется эффективно и средства, вложенные в предприятие, окупаются. Рентабельность собственного капитала при резком увеличении в 3 квартале также резко снижается к 4 кварталу (см. рисунок 2.19). Поскольку предприятие несет убытки, то показатели рентабельности экономически определять нецелесообразно, и предприятие будет характеризоваться как убыточное. Рентабельность инвестированного капитала свидетельствует о том, что инвестируемый капитал используется не эффективно, так как в 3 периоде этот показатель достигает значения, равного -50% (см. рисунок 2.21). Таким образом, показатель рентабельности предприятия характеризует его производственную деятельность как неэффективную. Так же не эффективной является и сбытовая политика. Факторный анализ рентабельности собственного капитала (модель Дюпона) выявил то, что рентабельность продаж имела максимальное значение в 3 квартале, но к концу года происходит ее снижение, хотя в сравнении с 1 периодом рентабельность продаж выросла почти в 3 раза. Это говорит о том, что предприятию необходимо увеличить скорость оборота капитала за счет роста цен либо путем снижения себестоимости продукции (в нашем случае за счет снижения управленческих расходов). Рентабельность собственного капитала имеет тенденцию к снижению, что отражается отрицательно на деятельности предприятия. В целом можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на рентабельность собственного капитала оказывает рентабельность продаж. 2.10 Оценка прочности финансового состояния Таблица 2.15 Оценка финансовой прочности
В соответствии с таблицей запас прочности на предприятии имеется, т. к. финансовые источники значительно превышают запасы предприятия. Таблица 2.16 Характеристика финансового состояния
На протяжении четырех периодов состояние предприятия можно оценить как абсолютно устойчивое, т. к. запасы предприятия меньше суммы собственных оборотных средств и краткосрочных кредитов. 2.11 Анализ вероятности банкротства Этот анализ позволяет выявить угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Таблица 2.17 Анализ банкротства
На протяжении всего 2007 года предприятие демонстрирует высокий риск банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты. Таблица 2.18 Операционный анализ
Выручка от реализации принимает максимальное значение в 4 периоде, однако в 1 и 3 периодах она также достаточно высока. Темп изменения показателя равен 1. Динамика переменных затрат не устойчива. Происходят увеличение на протяжении исследуемого периода. Переменные затраты составляют неосновную часть выручки, при этом их доля в выручке увеличивается. Валовая маржа во всех четырех периодах ниже постоянных затрат, что свидетельствует об отсутствии прибыли, т.е. величины валовой маржи не хватает не только на формирование прибыли, но и на покрытие постоянных издержек. Динамика валовой маржи имеет тенденцию спада, такая же тенденция наблюдается по отношению к прибыли. Прибыль уменьшается в 4 периоде почти в 6 раз по сравнению с 1 периодом. Сила воздействия операционного рычага свидетельствует о том, что максимальный предпринимательский риск имел место в течение всего года, хотя стоит отметить, что в 1 периоде он был минимальным. Но минимальный предпринимательский риск был вследствие того, что показатели прибыли, выручки и переменных затрат в 1 периоде были значительно ниже по сравнению с остальными кварталами. Порог рентабельности, т.е. безубыточное производство увеличивается на протяжении всего периода исследования и больше реальной выручки, что является отрицательным результатом. Запас финансовой прочности имеет тенденцию спада к 4 периоду по сравнению с 1 периодом. В соответствии с таблицей 2.18 наиболее оптимальным может быть признан 1 квартал, т. к. убыток в данном периоде наименьший, чем в остальных периодах. Также доли постоянных затрат ниже, чем в остальных периодах и предпринимательский риск намного меньше. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» было выявлено, что данное предприятие демонстрирует высокий риск банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты. Наблюдается тенденции постепенного изменения абсолютных показателей в сторону увеличения. Наиболее сильно изменяются стоимость основных средств и прибыль от продаж. Численность стабильна на протяжении всего года, а оборотные средства увеличиваются. Основную часть себестоимости составляют затраты на оплату труда. Доля амортизационных отчислений имела наибольший удельный вес в 1 квартале. Наиболее оптимальным кварталом, с точки зрения затрат может быть признан 1, т. к. в данном периоде удельные текущие затраты минимальны. Величина удельных текущих затрат больше 1, что свидетельствует о убыточной деятельности организации. Положительной тенденцией является рост производительности труда при неизменной численности. Наблюдается отрицательная тенденция в изменении рентабельности продаж и производства в 4 квартале, что говорит об неэффективности производственной и сбытовой деятельности, но вместе с этим в 1 квартале производство наиболее рентабельно. Рентабельность производства аналогично изменяется с рентабельностью продаж. Структура актива баланса достаточно стабильна на протяжении всего года: основную его часть составляют оборотные активы – 99%. Пассив на 77 % состоит из краткосрочных обязательств, в частности из краткосрочной кредиторской задолженности. Происходит увеличение доли долгосрочных обязательств, главным образом за счет снижения капитала с 7% до 4,5%. В балансе наблюдается тенденция увеличения к концу отчетного периода на 54,14%, за счет увеличения доли оборотных активов и краткосрочных обязательств. Основную часть в структуре выручки занимает управленческие расходы, которые увеличились в 4 квартале на 45% по сравнению с 1 кварталом. Убыток от продаж увеличивается: во 2 квартале почти в 5,5 раз, в 3 квартале более чем в 5 раз, в 4 квартале - в 6,5 раз по отношению к 1 периоду. В целом структура отчета о прибылях и убытках достаточно стабильна. Баланс предприятия ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» может быть признан частично ликвидным, т. к. в течение всего года быстрореализуемые активы не покрывают наиболее срочные обязательства. По количественным показателям предприятие может быть признано частично платежеспособным, т. к. его краткосрочные обязательства превышают денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Происходит увеличение доли заемного капитала во всех источниках финансирования ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». Если в 1 квартале на 1 руб. собственного капитала предприятие привлекало 8,5 руб. заемных средств, то в 4 периоде оно привлекает уже около 12,3 руб. Также доля собственных оборотных средств в оборотных активах уменьшается, что является ухудшением финансового состояния предприятия. На протяжении всего года ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» находится в значительной финансовой зависимости. По показателям деловой активности можно судить о наличии сезонного характера работ в 3 квартале, т. е. в июле, августе, сентябре. По показателям анализа рентабельности можно сделать вывод, что активы и собственный капитал используются эффективно; но при этом неэффективной является производственная и сбытовая политика, и ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» необходимо пересмотреть цены или усилить контроль за управленческими расходами. Запас прочности на предприятии имеется и его можно оценить как абсолютно устойчивое. Также на протяжении всего 2007 года предприятие демонстрирует высокий риск банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты. Выручка от реализации принимает максимальное значение в 4 квартале. Динамика переменных затрат не устойчива. Переменные затраты составляют основную часть выручки. Валовая маржа во всех четырех периодах ниже постоянных затрат, что свидетельствует об отсутствии прибыли, т.е. величины валовой маржи не хватает не только на формирование прибыли, но и на покрытие постоянных издержек. Сила воздействия операционного рычага свидетельствует о том, что максимальный предпринимательский риск имел место в течение всего года, хотя стоит отметить, что в 1 периоде он был минимальным. Порог рентабельности, т.е. безубыточное производство увеличивается на протяжении всего периода исследования и больше реальной выручки, что является отрицательным результатом. С точки зрения оптимального значения между издержками, объемом производства и прибыли может быть признан 1 квартал. Таким образом, для улучшения состояния предприятия можно порекомендовать: усовершенствовать производственную и сбытовую политику; пересмотреть цены или усилить контроль за управленческими расходами; продолжать тенденцию снижения краткосрочных обязательств, при этом увеличивая долю краткосрочных финансовых вложений денежных средств; необходимо повышать рентабельность продаж и рентабельность производства (путем снижения управленческих расходов и себестоимости). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник/ Под ред. М. И. Баканова, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 536 с. 2. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа / Л. Е. Басовский. – М.: Инфа-М, 2001. – 222 с. 3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Т. Б. Бердникова. – М.: Инфа-М, 2004. – 215 с. 4. Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 304 с. 5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с. 6. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. П. Любушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с. 7. Савицкая Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с. 8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое издание, 2002. – 704 с. 9. Савицкая Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с. 10. Осмоловский В. В. Теория анализа хозяйственной деятельности / В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русин. – Мн.: Новое знание, 2004. – 654с. 11. Прыкин Б. В. Экономический анализ предприятия / Б. В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 360 с. 12. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия / Л. В. Прыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с. 13. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 273 с. 14. http://www.aup.ru 15. http://www.cfin.ru Бухгалтерский баланс, тыс. руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Отчет о прибылях и убытках
[1] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое издание, 2002. – С 8, 24. [2] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое издание, 2002. – С 26. [3] Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник/ Под ред. М. И. Баканова, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С 24. [4] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое издание, 2002. – С 11. [5] Савицкая Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2004. – С 193. [6] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С 204. [7] Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия / Л. В. Прыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С 342. [8] Савицкая Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2004. – С 256. [9] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С 206. [10] Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. П. Любушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С 254. [11] Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С 156. [12] Басовский Л. Е. Теория экономического анализа / Л. Е. Басовский. – М.: Инфа-М, 2001. – С 78. [13] Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С 158. [14] Осмоловский В. В. Теория анализа хозяйственной деятельности / В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русин. – Мн.: Новое знание, 2004. – С 451. |