Реферат: Совершенствование управления операций с денежными средствами
Название: Совершенствование управления операций с денежными средствами Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Принципы организации денежных расчетов в Российской Федерации 5 1.1. Порядок осуществления безналичных расчетов ...............................................5 1.2. Организация расчетов наличными....................................................................10 1.3. Организация валютных операций в России .....................................................16 2. Организация денежных расчетов на ЗАО «Меха севера» 24 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.....................24 2.2. Организация кассовых операций ......................................................................26 2.3. Организация операций на расчетном счете .....................................................29 3. Совершенствование управления операций с денежными средствами 31 3.1. Организация аудиторской проверки операции с денежными средствами....31 3.2. Аудит учета денежных средств в кассах организации ...................................36 3.3. Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках ...................................................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50 ВВЕДЕНИЕДенежные средства представляют собой остатки средств в российской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также платежных и денежных документах. Денежные средства, необходимые для обеспечения единства производства и обращения, опосредствуют смену форм движения авансированного капитала из денежной в товарную и из товарной в денежную. Движение финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) осуществляется в форме денежных потоков. Для стратегического управления предприятием важен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина денежного потока, интенсивность его движения в течение года. Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы, и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором – их приток. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передастся путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами существенно ограничено. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Таким образом, актуальность данной курсовой работы вызвана той ролью, которую играют вопросы организации денежных расчетов в деятельности любого хозяйствующего субъекта. Объектом исследования данной работы является действующее законодательство в области хозяйственного и финансового права. Предмет исследования – это формы наличных и безналичных расчетов. Ставятся задачи: - дать понятие денежных расчетов, безналичных расчетов и расчетов наличными; - проанализировать нормативную базу организации денежных расчетов; - рассмотреть принципы и формы безналичных расчетов; - изучить вопросы применения контрольно-кассовой техники; - рассмотреть понятия лимита кассы и предела расчетов наличными; - выявить степень ответственности за нарушение кассовой дисциплины; - охарактеризовать организацию денежных расчетов на конкретном предприятии. 1. Принципы организации денежных расчетов в Российской Федерации1.1. Порядок осуществления безналичных расчетовТермин «безналичные расчеты» употребляется обычно в двух значениях. В широком смысле значение данного термина понимается как процесс погашения денежных обязательств без применения наличных денег. Иное значение – узко юридическое, которое может быть истолковано как «правовые отношения, предпосылкой возникновения которых является право требования владельца счета к обслуживающему его банку о перечислении с указанного банковского счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также корреспондирующая данному праву обязанность банка» 1 . Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Выделяют следующие принципы организации безналичных расчетов на предприятии 2 : 1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть, дано: - в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт); - путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств. 2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. 3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. 4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению. Какие-либо ограничения со стороны банка по выбору форм расчетов не допускаются. 5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электроном видах. Расчетные документы должны содержать: наименование расчетного документа и код формы; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета в банке; наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских счетов банков; наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика; назначение платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; очередность платежа; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях). Правовое регулирование проведения безналичных расчетов осуществляется главой 46 «Расчеты» ГК РФ и банковскими правилами. Правила безналичных расчетов установлены Положением ЦБ РФ от 12.04.2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ» (ред. от 02.05.2007). Данное положение применяется только для регулирования безналичных расчетов между юридическими лицами и не распространяется на безналичные расчеты с участием физических лиц. Наиболее часто используемыми формами безналичных расчетов являются: - расчеты платежными поручениями; - расчеты чеками; - расчеты по аккредитиву; - расчеты по инкассо. Однако предусматривается, что расчеты могут проводиться и в других формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также обычаями делового оборота 3 . Безналичные расчеты осуществляются через банки, в которых юридические лица имеют банковские счета. В некоторых случаях в безналичных расчетах участвуют банки, в которых отсутствует счет юридического лица, осуществляющего платежи, либо лица, получающего платеж (например, инкассо, чеками). В настоящее время использование банковского, в том числе расчетного, счета регулируется гл. 45 ГК РФ и отдельными статьями Налогового кодекса РФ. Операции по банковскому счету осуществляются на основании договора банковского счета, заключаемого предприятием с кредитной организацией. В договоре банковского счета должны содержаться следующие основные условия: - предмет договора; - перечень осуществляемых банком операций; - размеры и порядок взимания банком платы за расчетно-кассовое обслуживание; - размер процентов, уплачиваемых банком клиенту за пользование денежными средствами, находящимися на его счете; - более короткие, чем это установлено действующим законодательством, сроки выполнения операций по счету; - случаи списания со счета клиента средств без его распоряжения (в дополнение к установленным законодательством); - ответственность сторон за нарушение условий договора банковского счета (в том числе за нарушение сроков проведения платежей по счету); - случаи ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению; - перечень документов, удостоверяющих права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета; - возможность удостоверения прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи; - случаи и порядок расторжения договора банковского счета. Списание денежных средств со счета клиента осуществляется на основании расчетных документов, которые составляются в соответствии с банковскими правилами. По общему правилу расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки 4 . Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе, а также представлять собой электронный платежный документ. Расчетные документы в бумажном виде оформляются на бланках, форма которых унифицирована и включена в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011–93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Количество копий представляемого в банк расчетного документа должно быть достаточным для всех участников расчетов, а также определяться правилами конкретного банка. Предприятиям и организациям, осуществляющим безналичные расчеты, предоставлено право отзыва расчетных документов. Для этого необходимо представить в банк заявление в двух экземплярах, составленное в произвольной форме, с указанием всех необходимых реквизитов. Согласно ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе выбрать и закрепить в договоре такие формы, как расчеты платежными поручениями, чеками, по аккредитиву и по инкассо. 1.2. Организация расчетов наличнымиОсновные положения о деньгах и о видах расчетов в Российской Федерации сформулированы Гражданским кодексом РФ, поскольку деньги являются объектом гражданского оборота (как вид имущества). В то же время ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости российской денежной единицы возложены на Центральный банк РФ. Во исполнение названных функций последний устанавливает правила проведения денежных расчетов и порядок организации наличного денежного обращения на территории РФ 5 . Расчеты наличными денежными средствами строго регламентированы Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 г. №40. Положения данного Порядка распространяются на все предприятия и организации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1998 г. вступило в действие также Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. №14-П. Строгое регулирование правил ведения кассовых операций направлено на обеспечение сохранности денежных средств, предотвращения их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах предприятия, способствует ускорению денежного оборота в народном хозяйстве, сдерживанию инфляции и упорядочению платежей. Для этого предусматривается специальное оборудование помещений кассы, полная материальная ответственность кассира, лимитирование остатков налич- ных денег в кассе и их расходования, ограничение срока хранения в кассе денег на выплату заработной платы работникам предприятия, пособий, стипендий и пенсий тремя днями от времени их получения из банка, а также размера и продолжительности использования авансов на хозяйственные и командировочные расходы 6 . Оприходование наличных денег при осуществлении расчетов с населением должно производиться с использованием контрольно-кассовых машин (ККМ) 7 . Применение ККМ регламентировано ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Использовать ККМ для расчетов с населением обязаны все организации (в том числе физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг. Исключение составляют организации, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» от 30.06.1993 г. №745 (ред. от 08.08.2003) входят в перечень организаций, освобожденных от обязанности использовать ККМ. Таким образом, от применения ККМ освобождены организации, осуществляющие: - платные услуги населению и применяющие бланки строгой отчетности или приравненные к ним документы; - мелкорозничную (передвижную) торговлю с ручных тележек, с цистерн при продаже пива, кваса, молока и керосина (за исключением цистерн, установленных стационарно и подключенных к емкости завода), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами; - продажу газет, журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках (при условии, что выручка от продажи газет и журналов составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти); - торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на территории Российской Федерации; - торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли (за исключением находящихся на указанных территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами). Освобождаются от применения ККМ религиозные объединения в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках и учреждениях почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты, предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. Во всех остальных случаях применение ККМ при осуществлении расчетов с населением является обязательным. Однако следует учесть, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано разрешение принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимита, устнов- ленного банком по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты 8 . Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в обслуживающий его банк расчет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам и филиалам, расположенным вне его места нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка кассы устанавливается обслуживающим его банком. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих его учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка денежных средств в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите в другие учреждения банков, в которых открыты соответствующие счета. Предприятия, у которых лимит банком не установлен, должны сдавать в банк всю денежную наличность ежедневно, так как в этом случае лимит остатка денежных средств в кассе считается нулевым, а несданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной. Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в банк. Для этого кассиром предприятия выписывается объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств – выручка за товары, работы и услуги, невыданная зарплата и т.п. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающим банком каждому предприятию по согласованию с руководителем исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. В этих целях предприятия составляют и представляют в банк (за 60 дней до начала планируемого квартала) кассовый план 9 . Кассовый план (заявка) – это план оборота наличных денег денежных средств, который отражает их поступления и выплаты через кассу предприятия. Исходными данными для составления кассового плана являются сметы доходов и расходов, сведения о продаже физическим лицам товаров и оказании платных услуг, календарь выплаты заработной платы и т.п. Контроль за исполнением кассовой заявки возложен на главного бухгалтера предприятия. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до пяти дней), Согласно действующему Порядку, все операции по приему и выдаче наличных средств отражаются в кассовой книге и отчете кассира (который является копией листа кассовой книги). Записи в кассовую книгу вносятся за каждый день, в котором были произведены операции с наличными средствами и только на основании первичных кассовых документов: приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей и т.д. Расчеты наличными денежными средствами через кассу между юридическими лицами строго ограничены. Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» установлен предельный размер расчет наличными деньгами по одной сделке в сумме 100000 рублей. В соответствии со ст. 153 ГК РФ под сделками понимаются действия организации, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Это означает, что по одному договору можно расплатиться наличными только в сумме 100 тыс. руб. независимо от того, в течение какого времени будут уплачиваться деньги. В случае если сумма договора превышает указанную сумму, то разницу необходимо уплатить по безналичному расчету 10 . В случае выявления банками случаев нарушения Порядка ведения кассовых операций предприятиями они направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика соответствующее уведомление. По сведениям, представляемым коммерческими банками, органами Государственной налоговой службы РФ принимаются решения о наложении на такие предприятия штрафных санкций (в том числе административных). 1.3. Организация валютных операций в РоссииВнешнеторговая деятельность российских предприятий связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 сентября 1992 г. №3615-1, регулирующий принципы обращения иностранной валюты в стране, дал определение валютных ценностей, классифицировал валютные операции, установил порядок приобретения и использования, а также оценки иностранных валют в виде котировки их курса по отношению к российской денежной единице. В соответствии с валютным законодательством российские юридические и физические лица именуются «резидентами», а иностранные - «нерезидентами». Резиденты могут производить расчеты и платежи между собой только в российской валюте - рублях - и осуществлять внешнеторговую деятельность при условии обязательной продажи части выручки от экспорта на внутреннем валютном рынке и покупки иностранной валюты только для осуществления импортных операций и перевода дивидендов нерезидентам. К валютным операциям относятся: - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, включая использование иностранной валюты в качестве средства платежа и платежных документов в иностранной валюте; - ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию из-за рубежа и обратно; - осуществление международных денежных переводов; - операции по открытию и ведению российскими банками рублевых счетов нерезидентов. К объектам валютных операций относятся: - иностранная валюта; - ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; - драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома; - природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды и др.). В составе валютных операций различают текущие операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся: а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; в) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся: а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Согласно статье 6 (п.п. 2.2) Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. В 2001г. в Закон № 3615-1 дважды были внесены существенные изменения и дополнения. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 31 мая 2001 № 72-ФЗ были установлены следующие общие правила: • текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. без получения специального разрешения (лицензии) Банка России; • капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России. В настоящее время Банком России установлены три процедуры (порядка) осуществления капитальных операций. 1. Операции, перечисленные в специализированном законодательстве (например, в Федеральном законе «О лизинге»), осуществляются без получения разрешения Банка России. 2. Операции осуществляются в регистрационном порядке (например, получение кредитов от нерезидентов на срок более 180 дней). 3. Остальные операции осуществляются только в разрешительном порядке, т.е. лицензируются. 24 октября 2001 г. вступило в силу Положение «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 17 сентября 2001 г. №152-П «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» от 24 апреля 1996 г. № 39. Данным нормативным актом был уточнен перечень валютных операций, осуществляемых без разрешения Банка России. Для осуществления указанных операций юридические и физические лица представляют в уполномоченный банк документы, подтверждающие наличие оснований для их проведения (договоры, документы, подтверждающие факт передачи товаров, претензии, акты судебных органов и т.п.). В случае, если сумма валютной операции не превышает 2000 долларов США, ее осуществление допускается без представления подтверждающих документов. Осуществление физическими лицами указанных в Положении валютных операций на сумму, превышающую 10000 долларов США по одной валютной операции допускается при условии представления ими в уполномоченный банк свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии Центрального банка РФ. Без разрешения Центрального банка России могут осуществляться следующие валютные операции: 1. Получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 90 дней от уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по предоставлению (возврату) указанных кредитов. 2. Перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в РФ (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа. 3. Перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг, в случае после приема резидентом указанных выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа. 4. Зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в РФ, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, оказанных услуг и др. Расчеты и платежи в иностранной валюте между юридическими и физическими лицами на территории РФ запрещены. Использование иностранной валюты в безналичном порядке и платежных документов в иностранной валюте между юридическими лицами - резидентами РФ допускается в следующих случаях: а) в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; б) при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в российские морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; в) при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ; г) за услуги предприятий средств связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций в случаях, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникации осуществляются предприятиями связи; д) при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с нерезидентами по заказам поставщиков экспортной и покупателями импортной продукции; е) при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров; ж) при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями или были предъявлены нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; з) при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Действующим законодательством предусмотрена возможность взимания таможенных платежей (таможенные пошлины, сборы, НДС и другие) в инвалюте. Широкий спектр валютных операций, не требующих каких-либо ограничений на перевод из России валюты, могут осуществлять и физические лица: - перевод пенсий, алиментов, государственных пособий; - безналичную покупку и (или) продажу иностранной валюты российскими и иностранными гражданами в Российской Федерации со своего рублевого (валютного) счета; - плату за товары (работы, услуги), приобретаемые (произведенные или оказываемые) за рубежом иностранному партнеру в том случае, когда его основная деятельность связана с розничной торговлей и потребительскими услугами; - плату за обучение и лечение за рубежом. Предприятия хранят временно свободные денежные средства в иностранной валюте (собственные и заемные) на валютных счетах в банковских учреждениях. Большинство валютных операций проводится через эти счета. Предприятие может открывать валютные счета в любых уполномоченных банках на территории России. Открытие предприятием счета в иностранном банке за границей и совершение по нему операций требует предварительного разрешения Центрального банка. При этом предприятие обязано представлять отчетность по остаткам средств на указанных счетах и другие сведения по форме и в сроки, определяемые Центральным банком. Каждый валютный счет ведется только в одной свободно конвертируемой валюте. Валюта счета определяется по выбору самого предприятия при открытии счета. При зачислении на счет или списании со счета сумм в иностранной валюте, отличной избранной валюты, банк производит конверсию автоматически без ограничений, но за плату. Конверсия одной валюты в другую производится по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют, относятся за счет владельца. Для открытия в уполномоченном банке валютного счета организация наряду с заявлением по установленной форме представляет также: - нотариально заверенную копию устава (в одном экземпляре); - нотариально заверенную копию учредительного договора (в одном экз.) или заявку на создание предприятия; - нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера (в двух экземплярах); - копию свидетельства о регистрации; - баланс бухгалтерский; - справку из налоговой инспекции о постановке на учет; - протокол собрания учредителей. Открываемый предприятию валютный счет состоит из трех счетов (в зависимости от назначения использования валюты) - транзитного, специального транзитного и текущего. 2. Организация денежных расчетов на ЗАО «Меха севера»2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятияЗакрытое акционерное общество «Меха севера» является юридическим лицом по законодательству РФ и действует на основании устава, ФЗ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Гражданского кодекса РФ и законодательства РФ. Юридический адрес: 193000, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Ольховая, д. 24а . ЗАО «Меха севера» имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Предприятие создано 01.03.1993 г., зарегистрировано в Министерстве финансов Российской Федерации 03.07.1993 г., регистрационный номер 917/2204 СП, перерегистрировано Российским агентством международного сотрудничества и развития, регистрационный номер №2601.15.1 от 09 ноября 1994 г. Данные представлены в табл. 1. Таблица 1. Основные регистрационные данные ЗАО «Меха севера»
Участниками общества является: - ООО «Лада» – Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, д. 14. - фирма «ДЖАНФРАНКО БОДЖИНО» – виа Ангарано, 41, Бассано дель Граппа, Италия. Деятельность Общества является многопрофильной. Предметом деятельности ЗАО «Меха севера» являются: - закупка и последующая переработка шкур животных для производства меховой, пушно-меховой и кожевенной продукции различного ассортимента; - выделка шкур до стадии краст и вет-блу; - окончательная обработка меха, пушнины, кожи (включая лоскут различных размеров и видов); - пошив изделий различного назначения: одежда, обувь, галантерея, головные уборы, сувениры, игрушки и т.п. из мехового, пушного и кожаного полуфабриката, текстильных, искусственных и трикотажных материалов; - изготовление различных видов продукции производственного и технического назначения: внутренняя отделка домов и автомобилей, отделка мебели, щетки для чистки и полировки и т.п.; - производство прикладных, вспомогательных материалов для изготовления готовых изделий и химических продуктов (для процессов дубление, покраски, жирования, мойки, отделки, а также моющих средств, шампуней, продуктов в области косметики и эстетики); - чистка готовых меховых, дубленных и кожаных изделий; - использование отходов (шерсть, мездра, жир, лоскут и т.п.) мехового пушного и кожевенного производства для изготовления продуктов и товаров производственно-технического назначения и ширпотреба. Первоначально основным рынком сбыта продукции была европейская часть России, так как именно в этой части страны наиболее ярко выражена потреб ность в ней. Это связано с наличием большого числа крупных городов, в которых плотность расположения фирм и отдельных пользователей – потенциальных покупателей изделия несоизмеримо выше, чем в остальной части страны. Это связано также и с лучшими финансовыми возможностями жителей крупных городов. После утверждения на данной нише российского рынка, предприятие вышло на рынки Урала и восточной части России. Целями деятельности предприятия являются получение прибыли и удовлетворение потребностей внутреннего рынка России, Италии и третьих стран в меховой продукции за счет использования современной технологии итальянского Участника и производственных мощностей российского Участника. 2.2. Организация кассовых операцийДля осуществления расчетов наличными деньгами ЗАО «Меха севера» имеет кассу и соблюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусмотрена должность кассира. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. При необходимости временной замены обязанности кассира приказом возлагают на другого работника бухгалтерии, с которым в свою очередь заключают договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности передают другому кассиру в присутствии инвентаризационной комиссии с обязательным составлением акта (ф. инв-15). Расчеты через кассу предприятие осуществляет только со своими сотрудниками и другими юридическими лицами в пределах установленных лимитов. На общество не зарегистрированы контрольно-кассовые аппараты, так как расчетов с населением не осуществляется. Денежные средства хранятся в банке. В то же время предприятие хранит определенную сумму наличных денег в кассе для использования на текущие расходы. Лимит остатка кассы на 2008 год был определен исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия в размере 40 тыс. руб. Сверх лимита наличные деньги в кассе предприятия хранятся только для выплаты заработной платы и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются первичными документами. К формам первичной учетной документации на предприятии «Меха севера» относятся: - КО – 1 «Приходный кассовый ордер»; - КО – 2 «Расходный кассовый ордер»; - КО – 3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»; - КО – 4 «Кассовая книга»; - АО – 1 «Авансовый отчет». Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности и премии кассир выплачивает по платежным ведомостям. При работе с кассовыми документами кассиром предприятия соблюдаются следующие требования: - приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполнены четко шариковой ручкой; - в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исправления (даже оговоренные); - прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления; - в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Порядком ведения кассовых операций предприятия предусмотрены ревизии кассы с полным пересчетом денег. Ревизию кассы проводит инвентаризационная комиссия предприятия, назначенная приказом по предприятию. Члены комиссии в присутствии кассира проверяют наличие полистным пересчетом всех денег, находящихся в кассе, а также ведение кассовой книги и порядок хранения денег. Результаты инвентаризации оформляют актом ф. Инв. – 15. В акте фактические остатки кассовой наличности сопоставляют с данными учета, что дает возможность определить недостачу или излишек денежных средств. Акт оформляют в день ревизии кассы и подписывают все члены инвентаризационной комиссии. Кассовые операции в иностранной валюте ведутся в общем порядке установленном Центральным банком РФ. Общество получает валютные средства для оплаты служебных командировочных расходов (в основном в Италию и Грецию). Выплата, расходование валюты на другие цели запрещается. Прием наличной валюты и ее выдача из кассы осуществляются по правильно оформленным приходным и расходным ордерам по видам валют. Отчет движения валюты должен вестись в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Датой совершения кассовых операций с иностранной валютой считается дата оприходования или выдачи денежных знаков из организации. За период деятельности организации нарушений кассовой дисциплины со стороны КБ «Промышленный банк» не выявлено. 2.3. Организация операций на расчетном счетеСвои денежные расчеты со сторонними предприятиями и организациями ЗАО «Меха севера» осуществляет в виде безналичных платежей. Организация имеет один расчетный счет в КБ «Промышленный банк», с которым заключен договор банковского счета. В данном договоре отражен перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон, и др. Право первой подписи на платежных документах имеет директор общества, право второй подписи – главный бухгалтер. Валютные счета у организации отсутствуют. Ежедневно банк выдает организации выписку и приложенные к ней денежно-расчетных документы В выписке указываются все поступления и списания средств с расчетного счета, остаток средств на нем на начало и конец дня. Информация о движении денежных средств отражается путем проставления кода, соответствующего содержанию операции. Денежные средства могут зачисляться на расчетный счет организации от покупателей продукции, работ, услуг; от дебиторов в погашение задолженности; в виде банковского кредита; в виде денежного займа и т.п., а также при сдаче денежной наличности из кассы организации. Наличные деньги из кассы банк принимает на расчетный счет предприятия по объявлению на взнос наличными. В организации применяют форму безналичных расчетов платежными поручениями. Поручения оплачиваются с соблюдением установленной законодательством очередности платежей. Платежными поручениями производятся перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; перечисления денежных средств в целях возврата – размещения кредитов и уплаты процентов по ним и др. Наличные деньги с расчетного счета предприятия на оплату труда, пособий по листкам нетрудоспособности, премий, на командировочные, представительские и хозяйственные расходы, на приобретение горюче-смазочных материалов банк выдает на основании чеков. Чековая книжка была выдана предприятию банком при открытии расчетного счета. Чеки подписывают лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Банк выдает деньги по чеку после проверки подлинности подписей и печати. Договор на инкассовое обслуживание у предприятия отсутствует. В случае необходимости, наличные деньги из кассы сдаются на расчетный счет бухгалтером или кассиром. 3. Совершенствование управления операций с денежными средствами3.1. Организация аудиторской проверки операции с денежными средствамиАудиторская проверка операций с денежными средствами предполагает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Если же аудитор считает целесообразным проверить движение денежных потоков организации, то объем проверки несколько увеличивается за счет включения в него расчетных операций, произведенных без использования денежных средств, например, взаимозачеты. Основная цель аудиторской проверки - формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам. Для достижения данной цели необходимо установить законность, достоверность и целесообразность совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильность их отражения в учете и отчетности. В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи: - ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе; - изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения Кассовой книги, учета кассовых операций; - проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврат, в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и др.); - установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете; - проверка состояния платежно-расчетной дисциплины. В процессе аудиторской проверки операций с денежными средствами следует руководствоваться следующими нормативными документами: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ); - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря 2001 г.); - Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 52154. - Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования» от 8 августа 2001 г. № 130-ФЗ; - Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», утвержденное 23 сентября 2002 г. № 696; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 10 января 2000 г. №2н; - Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П; - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н; - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом МФ РФ от 113 июня 1995 г. № 49. Информационная база, используемая аудитором при проверке денежных операций, включает: • основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения кассовых, банковских и расчетных операций, а также бухгалтерский учет этих операций; • приказ об учетной политике организации; • бухгалтерскую отчетность - Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. № 4); • налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте); • регистры синтетического учета денежных операций: журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 50, 51, 52, 55, 57; журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений; кассовую книгу; Главную Книгу; • первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами - отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.); чековые денежные книжки; выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения, авизо) и др. По приказу об учетной политике аудитор знакомится: - с рабочим планом счетов, используемых предприятием отражения в учете операций с денежными средствами; - применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств; - документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств; - перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов. Основные этапы проведения аудиторской проверки: 1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов. 2. Составление аудиторской программы проверки денежных средств. 3. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита, посредством тестирования средств контроля и процедур по существу. 4. Установление соответствия данных бухгалтерской отчетности данным счетов бухгалтерского учета денежных средств. 5. Проверка организации материальной ответственности. 6. Документальное оформление движения денежных средств. 7. Выявление существенных нарушений ведения учета денежных средств, подготовки отчетности и соблюдения законодательства. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим опросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита». 8. Выражение мнения о достоверности отчетности в части учета денежных средств. Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На большинстве предприятий объем операций с денежными средствами бывает довольно значительным. Поэтому проверка таких операций является трудоемким процессом, хотя сами процедуры ее проведения достаточно просты. От аудитора требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с эти участком учета 3.2. Аудит учета денежных средств в кассах организацииАудиторская проверка кассовых операций является одной из важных и необходимых процедур в начальной стадии аудита. Освоение методики аудита кассовых операций представляется важной по нескольким причинам: - денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия; - денежные операции носят массовый и распространенный характер; - подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности экономического субъекта наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений. В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение их совершается посредством кассовых операций, основными из которых являются: - выдача средств на оплату труда; - выдача средств на оплату административно-хозяйственных расходов; - выдача средств подотчетным лицам. Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям: проверка правильности документального оформления операций по кассе; оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств; анализ правильности списания денежных средств в расход; проверка соблюдения кассовой дисциплины; выяснение правильности отражения кассовых операций в учете. Составлению программы проверки предшествует оценка состояния системы внутреннего контроля движения и сохранности денежных средств и других ценностей в кассе, которая проводится путем тестирования. Тестирование производится посредством вопросника, составленного аудитором. По получен ным ответам аудитор определяет состояние внутреннего контроля на предприятии, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, выделяет «узкие» места и планирует состав контрольных процедур. При проверке кассовых операций аудитор использует все методы получения аудиторских доказательств, чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета на данном предприятии, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего аудита. Основными методами сбора аудиторских доказательств являются: - участие в инвентаризации - наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; - устный опрос; - получение письменных подтверждений; - проверка документов; - проверка арифметических расчетов. Приступая к проверке кассовых операций, следует проверить правильность их документального оформления, при этом обращают внимание на полноту заполнения реквизитов приходных и расходных документов; обязательную регистрацию приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п. - для этого следует изучить отчеты кассира и все приложенные к ним первичные документы. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных ордерах отсутствуют подписи ответственных лиц, а также подписи лиц, получивших денежные средства. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Все выявленные нарушения аудитор обязан отражать в своих рабочих документах и сообщать главному бухгалтеру предприятия с целью принятия оперативных мер по их устранению. Далее следует проверить законность совершения кассовых операций и их соответствие требованиям нормативных документов. Для этого аудитор выясняет, какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка, кому он подотчетен и кто его проверяет. Особое внимание уделяется при этом наличию на предприятии Положения об инвентаризациях, графика проведения плановых ревизий кассы, приказов о назначении инвентаризационных комиссий, приказов о проведении внезапных ревизий кассы, договоров о полной материальной ответственности кассиров и т.п. Затем аудиторы анализируют полноту, своевременность и правильность оприходования денежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов). Поступление денежных средств из банка в кассу предприятия проверяется путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Контроль поступления и оприходования выручки производится путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и др. Возврат неиспользованных авансов проверяется по приходным кассовым ордерам. При проверке отражения в учете операционных и внереализационных доходов, аудиторам следует учитывать, что они должны подтверждаться соответствующими договорами, актами, справками. Проверяя расходование наличных денег из кассы, аудиторы обращают внимание на юридическую обоснованность выдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы, доверенностей от сторонних предприятий и организаций, исполнительных листов и др.). Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на зарплату, на выдачу различных пособий, на командировочные, хозяйственные, представительские расходы и др.), и соблюдение лимита кассы. При проверке обоснованности выделения НДС в приходных и расходных кассовых документах следует также установить выделение сумм НДС в расчетных документах и правильность его отражения в учете. Контролируя соблюдение порядка осуществления кассовых операций и их отражение в учете целесообразно применить метод взаимного контроля, при котором сравнивают отражение одной кассовой операции в различных учетных регистрах (по корреспондирующим счетам). Например, поступление денежных средств, отраженное в ведомости №1 по дебету счета 50, сопоставляют с данными журналов-ордеров № 2,7, учетными регистрами по счетам 62, 76, 90,91 и др. Эти суммы должны совпадать. В ходе проверки выясняется также соблюдение установленного лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами, а также соблюдение лимита остатка кассы, установленного банком. Следует установить причины наличия превышения остатков над лимитом, так как оно допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия. В остальных случаях несоблюдение лимита остатка кассовой наличности расценивается как нарушение порядка ведения кассовых операций. При проверке обязательно контролируют правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов и остатков по данному счету. Для этого сверяют данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периода по датам. По желанию аудитора или директора предприятия можно провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет. При инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомен дациям по обеспечению сохранности денежных средств, по оснащенности техническими средствами пожарно-охранной сигнализации, имеется ли для хранения денежных средств и других ценностей сейф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа и порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, имеются ли акты периодических внезапных проверок кассы, созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк. В ходе инвентаризации аудитор устанавливает правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; наличие подписей в получении денег (для чего выборочно проверяют подписи в расходных ордерах и ведомостях на соответствие); соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах; наличие или отсутствие штампов на кассовых документах (получено, оплачено); правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней; правильность выдачи денег по доверенностям; соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор оформляет актом типовой формы № инв.-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный бухгалтер проверяемого предприятия. Этот акт является письменным аудиторским доказательством. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги аудитором должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Вопросам аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) посвящено несколько правил аудиторской деятельности. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием автоматизированных процедур. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование его базы данных. В стандарте «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» перечислены вопросы, которые аудитор должен отразить в своих рабочих документах, в частности: организационная форма обработки данных; форма бухгалтерского учета; участки учета, функционирующие в системе КОД; как передаются данные; как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей); как обеспечивается хранение данных и их архивирование. Как свидетельствует опыт аудиторских проверок, наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются следующие: - отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; - неоприходование и присвоение поступивших денежных средств; - излишнее списание денег по кассе с повторным использованием одних и тех же документов или подложных документов; - несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами; - осуществление расчетов с населением за готовую продукцию, товары, услуги без применения контрольно-кассовых машин; - некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах; - арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета; - формальное проведение инвентаризаций кассы. 3.3. Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банкахПри аудиторской проверке банковских операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии с которым организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) в обслуживающих учреждениях банков. Расчеты с учреждениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получение краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета. Порядок открытия и режим банковских счетов, а также осуществления операций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальными инструктивными указаниями Центрального банка России. Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается, и поэтому большого внимания требует проверка этих операций последовательно, согласно соответствующему разделу аудиторской программы. Данный раздел аудиторской программы должен включать: - установление наличия расчетных, текущих, валютных и прочих счетов организации в банках (в каких учреждениях банка открыты эти счета); - проверку законности совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций, правильности их документального оформления; - проверку полноты и своевременности оприходования поступивших на счета денежных средств; - проверку полноты и своевременности оплаченных средств по предъявленным счетам; - проверку своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды; - проверку полученных в банке средств и оприходованных в кассу, а также целевого использования этих средств; - определение платежеспособности организации и причин просрочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками по ссудам и бюджетом по налогам; - проверку соответствия по каждому безналичному расчету с организациями их договорным взаимоотношениям; - контроль достоверности и экономической целесообразности проведения отдельных банковских операций; - проверку соответствия данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях; - проверку правильности корреспонденции счетов по банковским операциям. Источниками информации для аудирования данных вопросов являются: договоры с юридическими и физическими лицами исполнительные листы и претензионные иски; выписки банка с приложенными к ним денежно-расчетными документами; Главная книга; листки расшифровки, журналы-ордера №1, 2, 3, ведомость №1, 2 журнально-ордерной формы учета или машинограммы оборотов по соответствующим счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках» и др. Наиболее полно выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе документальной проверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, а уже потом решить, каким способом их проверять — сплошным или выборочным. Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятием в банках, и прежде всего по расчетному счету. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Это поз волит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для проверяемой организации. При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет: - порядок ведения учетных регистров; - ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр; - своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; - производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка. В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем тщательного изучения выписок банка с приложенными к ним платежными документами. При этом банковские документы изучаются по существу, т.е. аудиторам следует установить: обоснованность всех перечислений с расчетного счета (договора, расчеты платежей и т.п.). Также аудиторам следует изучить полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др. Особое внимание следует уделить выявлению случаев совершения незаконных банковских операций, т.е. операций, осуществленных без договоров между предприятиями или по бестоварным счетам, а при проверке поступивших на счета денежных средств устанавливается правильность их учета и полнота зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним документам. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвердить обоснованность и полноту зачисления денежных средств В ходе проверки выясняют также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим сумам выручки, авансов и др. Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание обращают на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяют по данным учетных регистров по счетам 51 и 55. При этом уточняют правомерность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, не могут относиться непосредственно на счета учета издержек (20, 26, 44 и др.), предварительно они должны быть отражены на счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 и 76. Исключения составляют отдельные расходы по операционным, внереализационным и чрезвычайным операциям, которые сразу списываются на счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Поэтому следует сначала убедиться, что под видом текущих затрат предприятием не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Для этого проводится сплошная проверка документов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета и возможность контроля отдельных видов затрат. Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком. Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст. 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до момента отмены этого решения. В ходе проверки устанавливают, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование денежными средствами и как они отражаются в учете организации (ежемесячно или по факту зачисления процентов на расчетный счет). Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям. Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке. Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др. В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 могут быть открыты и другие субсчета, например: - для учета денежных средств целевого финансирования; - для аккумулирования средств на финансирование капитальных вложений; - специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с пользованием банковских карт. Аудиторская проверка операций по специальным счетам проводится по общей методике, изложенной выше, при этом аудитору необходимо дополнительно проверить: - правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов; - соблюдение сроков действия аккредитивов; - правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек; - наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были); - полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детского сада и т. д.); - предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс; - правильность составления бухгалтерских проводок; - соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 данным журнала-ордера № 3 и Главной книге. На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливалась реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На который иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 57 выяснялось реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет или предназначенных для продажи валютных средств. Основанием для записей по счету 57 «Переводы в пути» являются копии квитанций банка или почты, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п. Аудитору необходимо проверить: - наличие первичных документов; - правильность составления бухгалтерских проводок по операциям со средствами в пути; - правильность ведения аналитического учета по счету 57. Опыт аудиторских проверок показывает, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки банковских операций, являются следующие: - отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом; - отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций; - перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям; - несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка; - некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследовав вопрос об организации денежных расчетов на предприятии, можно прийти к следующим выводам. В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. Существуют следующие виды безналичного расчета: расчеты платежными поручениями, расчеты аккредитивами, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Существует пять принципов организации безналичных расчетов: документальность, срочность, обеспеченность платежа, свобода выбора форм безналичных расчетов, унификация платежных документов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет. В настоящее время все больше операций совершается с помощью безналичного расчета, несмотря на то, что этот способ считается наиболее трудоемким. По результатам исследования темы работы на материалах ЗАО «Меха севера» были сделаны следующие выводы: - порядок организации кассовых операций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства; - все платежные документы оформляются в установленном порядке на типовых бланках; - в кассе хранятся деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим банком; - в результате проведенной инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе не выявлено; - в организации применяют форму безналичных расчетов платежными поручениями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 06.12.2007). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 17.05.2007). 3. ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 4. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 №18 (ред. от 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком…», утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). 5. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П) (ред. от 02.05.2007). 6. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол №47) (ред. от 31.10.2002). 7. Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». 8. Абрамова Н.В. Наличные денежные расчеты. – М.: Вершина, 2008. – 82 с. 9. Адамс Р. Основы аудита. / Пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006.- 398с. 10. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.- 464 с. 11. Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту.- М.: Финансы и статистика, 2006. 12. Анализ нормативного обеспечения безналичных расчетов (комментарий законодательства): / Отв. ред. В.П. Буянов, Д.Г. Алексеева – М.: Экзамен, 2008. – 296 с. 13. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.: Под. Ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: ЮНИТИ- ДАНА, Аудит, 2005. – 583с. 14. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; Под ред. Я.В. Соколова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 768с. 15. Васильева М. Наличные расчеты. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2007. – 392 с. 16. Гмыра Ф.А. Организация и учет кассовых операций и налично-денежного обращения в организации / Ф.А. Гмыра. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 236с. 17. Гусева Т.А. Порядок ведения денежных расчетов: проблемы правового регулирования // Налоговые споры: теория и практика. – 2006. – №5. С. 12–14. 18. Гусева Т.А. Расчет наличными по-новому // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. – 2007. – №5. С. 34–40. 19. Захарьин В.Р. Учетная политика организации для целей налогового учета // Консультант бухгалтера. - 2006, №2, С 31-38. 20. Кожедубова И.И. Порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением // Налоги. – 2007. – №5. С. 4. 21. Корнийчук Г.А. Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве / Г.А. Корнийчук. - М.: Омега-Л, 2006. - 184с. 22. Косульникова М. Новый лимит расчетов наличными // Практическая бухгалтерия. – 2007. – №9. С. 21–22. 23. Пирогов, К.М. Основы организации бизнеса / К.М. Пирогов, Н.К. Темнова, И.В. Гуськова. - М.: КНОРУС, 2007. - 560 с. 24. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, Проф. В.А. Швандара. - М. ЮНИТИ, 2001. - 475 с. 25. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации / Н.А. Рыхтикова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 240 с. 26. Семенова М.А. Трудности наличных расчетов // Бухгалтерский бюллетень. – 2007. – №8. С. 17–23. 27. Турсина Е.А. Безналичные расчеты. Правила представления, исполнения, отзыва, возврата и исправления расчетных документов / Е.А. Турсина. - М.: Эксмо, 2010. - 208с. 28. Чураков М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчетов // Банковское право. – 2007. – №1. С. 8–13. 1 Анализ нормативного обеспечения безналичных расчетов (комментарий законодательства): Учебное пособие / Отв. ред. В.П. Буянов, Д.Г. Алексеева – М.: Экзамен, 2008. – С.282. 2 Чураков М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчетов // Банковское право. – 2007. - №1. С.8. 3 Ст. 862 ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007). 4 П.2.12 Положения о безналичных расчетах в РФ (ред. от 02.05.2007). 5 Абрамова Н.В. Наличные денежные расчеты. – М.: Вершина, 2008. – С.12. 6 Васильева М. Наличные расчеты. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2007. – С.16. 7 Кожедубова И.И. Порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением // Налоги. – 2007. - №5. С.4. 8 Гусева Т.А. Порядок ведения денежных расчетов: проблемы правового регулирования // Налоговые споры: теория и практика. – 2006. - №5. С.13. 9 Васильева М. Наличные расчеты. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2007. – С.151. 10 Косульникова М. Новый лимит расчетов наличными // Практическая бухгалтерия. – 2007. - №9. С.21. |