Реферат: Влияние кризиса на банковскую систему РК
Название: Влияние кризиса на банковскую систему РК Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |||
Банковская система Казахстана преодолела дно спада - аналитики «ВТБ Капитал» Банковская система Казахстана преодолела дно спада, считают аналитики российской инвесткомпании «ВТБ Капитал». Новый суверенный Казахстан за полутора десятилетний период истории своего существования прошел сложный путь социально-экономического развития. Наиболее трудными были первые десять лет независимости, когда после перестройки и развала союзной экономики в республике происходила смена общественно-экономической формации. Осуществив крупные социальные и экономические реформы, Казахстан достойно прошел период становления государственности, определив при этом свою политику и место на мировых рынках, наладив внешнеэкономические связи со многими странами мирового сообщества. Защищая национальные интересы, республика подготовила свою экономику к работе при воздействии неблагоприятных внешних факторов. Первым испытанием и качественной проверкой сформированной новой экономической системы страны, ее способности поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и целенаправленно реализовывать национально-государственные интересы явился финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Обрушение финансовых рынков азиатского региона негативно отразилось на экономике многих стран, вызвав падение объемов производства, понижая финансовую состоятельность государств. Отклики его дошли и до постсоветского пространства. Так, в августе 1998 г. в России даже был объявлен национальный дефолт по ряду обязательств по внутреннему и внешнему долгу. Казахстану, благодаря принятым мерам, удалось избежать негативных последствий этого кризиса. Во многом этому способствовала адекватная реакция государства на угрозу кризиса и целенаправленное использование имеющихся финансовых средств, в частности созданного по опыту Норвегии Нефтяного фонда. Кризис в Юго-Восточной Азии наглядно показал, что наиболее чувствительным к различным изменениям в мировой экономике является финансовый сектор и что международная сфера оказывает серьезное влияние на внутреннюю среду любой страны, деформируя ее устои. Следовательно, для преодоления негативных последствий глобализации необходимо в первоочередном порядке формировать и укреплять систему финансовой безопасности государства, являющуюся составной частью экономической безопасности. История развития мировой экономической системы показывает, что способность любого государства противостоять внешним кризисам во многом определяется его экономической и финансовой мощью, умением своевременно реагировать, грамотно используя имеющиеся в его распоряжении финансовые и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Исходя из этого вполне естественно, что для Казахстана основной задачей стал ускоренный подъем экономической мощи государства на основе роста объемов производства и услуг, внешнеэкономического равновесия и обеспечения положительного платежного баланса страны. В результате осуществленных реформ в республике сформировалась своя собственная модель экономики стабильного развития с учетом мирохозяйственных тенденций и конъюнктуры внешних рынков. Приведенные в действие механизмы позволили в сравнительно короткие сроки придать экономике Казахстана динамику устойчивого роста и войти в десятку наиболее стабильно развивающихся стран планеты. Достигнутые социально-экономические показатели развития нашли отражение в оценках достижений страны мировым сообществом. В 2004 г. Казахстан первым из государств СНГ получил инвестиционные рейтинги от признанных мировым сообществом наилучших рейтинговых агентств. Так, 20 мая международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило суверенный рейтинг Казахстана по облигациям в иностранной валюте с «ВВ+» до «ВВВ-», а 27 октября этого же года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг в иностранной валюте Республики Казахстан с «ВВ+» до «ВВВ-». Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте был повышен с «В» до «F-3», а долгосрочный рейтинг в национальной валюте - с «ВВВ-» до «ВВВ». Прогноз по долгосрочным рейтингам - «Стабильный». В июне 2006 г. третье из наиболее известных в мире рейтинговых агентств Moody's Invertions Service также повысило инвестиционные кредитные рейтинги Казахстана. В последующем все три ведущих мировых рейтинговых агентства присвоили Казахстану рейтинги «инвестиционного» класса. В результате республика перешла из «спекулятивного» в «инвестиционный» класс, что обеспечило доступ ей и компаниям ее резидентов к международному рынку финансов на более выгодных условиях. Повышение кредитоспособности Казахстана связано и с развитием нефтегазового сектора страны, высокими ценами на нефть. Не последнюю роль сыграло и ожидаемое увеличение добычи углеводородов, и то, что республика входит в шестерку первых стран, где будет наблюдаться увеличение добычи нефти на протяжении последующих 10 лет. Располагая мощным источником экономического роста, Казахстан, в соответствии со Стратегией вхождения страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира, активизировал процесс интеграции в глобальные мирохозяйственные системы, интеграции в мировую экономику по широкому спектру направлений. Для защиты национальной экономики от неблагоприятных последствий глобальных процессов закрепляются и развиваются механизмы достижения устойчивости. В 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан в стране создан Национальный фонд для поддержки социально-экономических программ, обеспечения их стабильного воплощения и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В Национальном фонде аккумулируется большая часть прибыли, получаемой Казахстаном от нефти. Накопления в Национальном фонде постоянно увеличиваются. Если в 2001 г. перечисленная в фонд сумма составила 1,240 млрд долл. США, то в 2005 г. - 8,074 млрд долл., а в 2007 г. - 21,006 млрд долл. Развивающиеся рынки демонстрируют устойчивое развитие национальной экономики. Благоприятная ситуация складывалась на внутреннем финансовом рынке. Казахстанский банковский сектор с момента обретения республикой независимости развивается в целом поступательно и прогрессивно. Банки инициировали многие позитивные процессы в экономике, рост масштабности бизнеса. При неразвитом фондовом рынке внутри страны национальные банки ищут пути доступа к мировым рынкам капитала. Гарантией успеха выступали высокий рост экономики и возрастающий финансовый рейтинг Казахстана на мировой арене. За счет прироста иностранных заимствований и активных операций за рубежом ускорился рост банков, их активов и кредитных портфелей. В то же время доступность дешевых денег за границей породил практически бесконтрольный спрос на них, что негативно отразилось на долговой зависимости страны. В 2007 г. валовой внешний долг Казахстана составил 96,4 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 22,4 млрд, или на 30,2%. Из общей суммы валового внешнего долга 2,1 млрд долл., или 2,2%, приходится на государственный и гарантированный государством долг, и 94,3 млрд, или 97,8%, - на негарантированный государством долг (по определению Минфина, это - долговые обязательства национальных компаний, институтов развития, акционерных обществ с преобладающим участием государства и банков второго уровня). Значительные финансовые ресурсы с внешних рынков, привлеченные наиболее активными казахстанскими банками, составили в итоге половину валового внешнего долга страны. На конец 2007 г. суммарный внешний долг банков составил около 46 млрд долл. Более 80% этого долга приходится на обязательства по долгосрочным займам и кредитам. В результате у банков выросла избыточная ликвидность, повысилось предложение денег и снизились процентные кредитные ставки на потребительском рынке. При высоком спросе на рынке недвижимости финансовый рынок предложил населению ипотечные кредиты, используя различные инструменты и льготные условия. Легкость получения ипотечных кредитов породила спрос на них среди населения, принявшего активное долевое финансовое участие в жилищном строительстве. Спекулятивный, а также инвестиционный спрос на жилую недвижимость привел к резкому ее подорожанию, что в свою очередь подтолкнуло банки к наращиванию объемов доступных кредитов. Так, объемы кредитов на строительство и приобретение недвижимости казахстанскими гражданами за 2001-2006 гг. увеличились в 94,8 раза, при этом цены на первичном рынке жилья за этот период выросли в 5,2 раза, на вторичном рынке - в 10 раз. Обеспечивая потребительский рынок и стараясь увеличить прибыль, пренебрегая рисками, банки увеличивают масштабы заимствования за рубежом, концентрируя средства в сфере услуг и строительстве. В период устойчивого роста экономики, заработной платы заемщиков и стоимости недвижимости степень риска банков смягчалась высокой ликвидностью ее активов. Однако в целом, события, происходящие на национальном финансовом рынке, а также социально-экономические индикаторы стали показывать перегрев некоторых внутренних секторов экономики - торговли и услуг. О возможном негативном сценарии нестабильности в финансовой сфере свидетельствовали как исторические, так и другие факторы. В первую очередь это июльский 1997 г. финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, когда масштабные долларовые заимствования на международных рынках капитала привели в Азии к росту цен на недвижимость, ценные бумаги и другие активы. В наступившем тысячелетии на мировых рынках недвижимости наблюдался динамичный рост цен на жилье, который начал замедляться в 2005 г. Первыми признаками ипотечного кризиса в США, проявившегося в 2006 г., стали увеличивающиеся суммы невозвратов жилищных кредитов все возрастающего числа неблагонадежных заемщиков. В конечном итоге это и явилось причиной обрушения сектора ипотечного кредитования Америки. В силу своей разветвленности кризис финансовой системы США оказал влияние на многие международные финансовые рынки и спровоцировал мировой кризис ликвидности (залоговое имущество стало стоить меньше, следовательно, часть кредитов осталась без покрытия), который повлек за собой дисбаланс на международных финансовых рынках. Ипотечный кризис банковских систем по-разному проявился в странах и континентах мира. Чувствительность каждой страны на процессы, происходящие на мировых финансовых рынках, связана с целым рядом причин, среди которых можно выделить такие, как глубина вхождения страны в международные рынки капитала, структура кредитных портфелей и т.д. Так, на пространстве СНГ наиболее сильно были затронуты нестабильностью на мировых финансовых рынках банковские системы Казахстана, России, Украины, как наиболее интегрированные в них. В первую очередь это относится к банкам, чрезмерно нарастившим кредитную активность за счет внешних заимствований. Ситуацию усложнило то, что возникшие на мировых финансовых рынках проблемы совпали по времени с периодом начала значительных выплат банков по внешним обязательствам. В комплексе это привело к проявлению рисков, накопленных в банковской системе, и повышению уязвимости национальных экономик к внешним финансовым шокам. Первые признаки нестабильности в казахстанской финансовой сфере проявились в изменении условий предоставления кредитов, а также в падении цен на акции казахстанских банков. Свидетельством снижения уровня ликвидности банков стали рост ставок по межбанковским кредитам, сокращение объемов срочных депозитов банков второго уровня, сжатие денежной базы. Сократилась динамика предоставления внешнего заимствования на мировых рынках. Положение банковской системы республики осложнялось рисками рефинансирования внешних обязательств и определенным дефицитом ликвидности. Основной проблемой для большинства казахстанских банков стало кредитование строительного сектора и других проблемных сфер экономики. Если в начале 2007 г. отрасль строительства сохраняла высокую динамику роста, то в связи с возникшими проблемами с ликвидностью, когда банки во второй половине года существенно сократили кредитование, строительство было практически приостановлено. В результате годовой индекс физического роста в строительной отрасли сложился в два раза ниже запланированного показателя и составил 15,3%. В таких более развитых отраслях казахстанской несырьевой экономики, как банковская и строительная, ситуация осложнилась, т.к. возникли препятствия в доступе к дешевому внешнему финансированию. Банкам и строительным организациям потребовалась помощь государства в нивелировании негативных последствий мирового финансового кризиса. Правительство поддержало бюджетными деньгами строительный сектор, малый и средний бизнес, смягчив этим негативные тенденции и предупредив обрушение национальных финансовых рынков. В республике была проведена перегруппировка финансовых сил, произведены вливания ликвидности, привлечены средства Национального фонда республики, в бюджет республики на 2008 г. закладываются 4 млрд долларов на поддержку ликвидности банковской системы и сохранения доверия к финансовой системе внутри страны. Правительство и госхолдинг «Казына» принимают меры по выкупу акций казахстанских компаний, обращающихся на Лондонской фондовой бирже; составлены графики погашения внешних обязательств банков. Банкам обещана краткосрочная ликвидность в целях предотвращения текущих дефолтов по их внешним обязательствам. Правительство Республики Казахстан, Национальный банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК в январе 2008 г. выступили с совместным заявлением о всемерной поддержке банков, определив комплекс мер и план действий государственных органов и банковского сектора, направленных на устранение негативного воздействия внешних факторов и стабилизации финансовой системы. Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер на пресс-конференции по итогам 18-го заседания Совета иностранных инвесторов в конце 2007 г. одобрил реакцию и политику Казахстана на мировой ипотечный кризис и предпринятые меры по усилению банковского сектора страны. Он выразил мнение, что в Казахстане имеется хорошо продуманный макроэкономический менеджмент и управление всеми резервами. Однако, несмотря на принятые меры, последствия финансового кризиса отразились на имидже Казахстана. В октябре 2007 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан. В декабре 2007 г. это агентство изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам. Результат падения рейтингов означал, что период низких ставок заимствования закончился и этим банкам кредиты за рубежом будут выдаваться под более высокие проценты. Соответственно, еще по более высоким ставкам они вынуждены будут выдавать кредиты предприятиям и частным заемщикам внутри страны. Казахстан выразил несогласие с решением рейтинговых агентств, снизивших суверенный рейтинг страны, объясняя это тем, что они, сосредоточившись на краткосрочных факторах, таких как цены на акции казахстанских банков, не приняли во внимание фундаментальные факторы и стратегических перспектив развития ситуации. По этому поводу президент Н.Назарбаев сказал: «Когда Казахстан как государство оказывает мощную поддержку своим банкам, мощную поддержку малому и среднему бизнесу, это значит, что экономика устойчива, стабильна, мы стоим твердо на ногах». При этом Президент страны заявил, что никаких финансовых коллапсов в банковской сфере не только не предвидится, но они в ближайшей перспективе вообще исключены. Подтверждая слова Президента, казахстанские банки второго уровня не только справляются с внешними обязательствами, но и рефинансируются на международных рынках капитала. Во втором полугодии 2007 г. они привлекли долгосрочных внешних займов на сумму 7,8 млрд долларов. Последствия ипотечного кризиса продолжают оказывать негативное влияние на мировые финансовые рынки и экономику. Потери мировой экономики от ипотечного кризиса, по расчетам аналитиков МВФ, в апреле 2008 г. составили почти 1 трлн долларов США. Масштабы ущерба делают инвесторов осторожными в отношении больших вливаний в экономики стран, не имеющих необходимой системы управления риском. Ощутимо подорожали внешние долговые ресурсы. Кредитные условия стали более жесткими, поскольку финансовые институты несут значительные потери. Напряженность на международных финансовых рынках существенно повлияла на Казахстан, поскольку страна достаточно глубоко интегрирована в международные рынки. Темпы экономического роста замедлились. Ощутимы потери в малом и среднем бизнесе. В 2007 г. прирост ВВП составил 8,7% против 10,7% в 2006 г. Одновременно, финансово-банковский кризис показал, что Казахстан обладает достаточным запасом прочности, чтобы противостоять кризисным явлениям, происходящим в мировой экономике. По данным Национального Банка РК, платежный баланс в первом полугодии 2008 г. демонстрирует устойчивость международных позиций Казахстана, профицит текущего счета которого составил 6,7 млрд. долл. после дефицита в 2007 г. в размере 7 млрд. долл. Международные резервы Национального банка и активы Национального фонда увеличились суммарно до 47 млрд. долл. Ни один банк не допустил дефолта ни по внешним, ни по внутренним платежам. На начало июля 2008 г. совокупные активы банковского сектора превысили 12 трлн. тенге или возросли на 4,2%. Осуществляется комплекс мер по реализации новой Государственной программы развития жилищного строительства. За январь-июнь инвестиции в жилстройсферу достигли 239 млрд. тенге, что на 5,1% больше, чем в первом полугодии 2007 г. Однако введено в эксплуатацию 2870 тыс. квадратных метров общей площади квартир, что ниже уровня прошлого года. Рейтинговое агентство «Fitch» на телеконференции, прошедшей 23 июля т.г., отметило улучшение платежного баланса Казахстана, однако продолжающийся кредитный кризис по-прежнему оказывает влияние на перспективы роста и качество активов казахстанских банков. Агентство финансового надзора республики, оценивая ситуацию на финансовых рынках, отмечает, что основной проблемой становятся не рефинансируемые внешние обязательства, а качество активов, являющихся теперь определяющим фактором кредитоспособности, платежеспособности, ликвидности и здоровья банковской системы в долгосрочной перспективе. По их данным, структура кредитного портфеля казахстанских банков на 1 июля 2008 г. сложилась следующим образом: доля стандартных кредитов составила 40,5%, сомнительных - 56,8% и безнадежных - 2,7%. Среди проблемных ипотечных кредитов сравнительно незначительную часть составляют залоговые квартиры, приобретенные на первичном рынке жилья, по которым неплатежеспособные заемщики отказываются платить. Сложности имеются с квартирами, которые были приобретены на коммерческой основе под более высокие, чем в рамках государственной жилищной программы, проценты. Решая проблему активов, банки проводят реструктуризацию стрессовых ссуд и удлиняют льготные периоды по выплатам, усиливают акценты по привлечению «качественных заемщиков». Реалии нестабильности мировой экономической системы усилили актуальность проблем обеспечения устойчивости казахстанской экономики к угрозам и вызовам глобализации. Среди них: необходимость диверсификации экономики, зависимость страны от импорта продовольствия, товаров повседневного спроса, экспорта продукции с невысокой добавленной стоимостью, высокая доля в отечественном экспорте продукции горнодобывающей промышленности (35%). Вместе с экспортно-ориентированными производствами Казахстану необходимо развивать внутренний рынок, углубляя производственную специализацию. В финансово-банковской сфере в настоящее время осуществляются меры по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса, реформируются банковский сектор и надзорно-регулятивная система, расширяется отечественный фондовый рынок. Национальный банк РК поставил задачи перед банкирами и регуляторами по пересмотру стратегии роста, выработке сбалансированной политики формирования ресурсов и кредитных портфелей банков, более эффективных принципов работы, новых бизнес-моделей, полному освоению внутреннего рынка, развитию отечественного фондового рынка. Одновременно ужесточается денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банковского сектора. Финансовые институты в ответ на вызовы мирового кризиса ликвидности проводят внутренние процедуры, связанные с переоценкой системы рисков, разрабатываются механизмы раннего реагирования на негативные проявления мирового рынка. Банки скорректировали собственную политику, ужесточили требования к потенциальным заемщикам и пошли на удорожание банковских, в том числе ипотечных, кредитов. Пока невозможно точно предсказать, как изменится мировая система после кризиса, но при любом сценарии республика сохраняет потенциал развития. По мнению аналитиков, возникший глобальный финансово-банковский кризис стал хрестоматийным уроком для развивающихся экономик и, в определенной мере, оказался даже на пользу банковской системе Казахстана, так как высветил проблемы, стал своеобразным предупреждением о необходимости ускорения процесса диверсификации экономики, расширения перспектив развития национальных финансовых рынков, улучшения структуры и качества активов. Одновременно он выявил проблемы в системе управления и оценки внутренних и глобальных рисков, устранение которых позволит своевременно вносить коррективы в финансовую политику страны. По итогам первого полугодия 2009 года и в июле продолжилось ухудшение основных показателей отечественной банковской системы. По прогнозам рейтинговых агентств, в ближайшее время у банков второго уровня улучшений пока не ожидается.
Доклад Председатель Национального Банка Республики Казахстан Марченко Г.А. «Современные вызовы и перспективы развития финансового сектора Казахстана» (г. Алматы, 25 сентября 2009 года)
Уважаемые дамы и господа! Позвольте вначале от лица Национального Банка поприветствовать организаторов и участников данного мероприятия. В своем выступлении я хотел бы осветить вопросы влияния мирового финансового кризиса на банковский сектор Казахстана, а также предпринятые меры Национального Банка и Правительства по минимизации его последствий.
Развитие финансового сектора Одним из основных направлений реформирования экономики Казахстана стал финансовый сектор. При этом наибольшее развитие получила банковская система , которая и по настоящий день является основой всей финансовой системы. Проводимые реформы банковской системы были направлены на повышение устойчивости банков, рост их капитализации, повышение доступности банковских услуг, развитие систем управления рисками. Развитие банковской системы в Казахстане значительно опережало темпы реформирования других отраслей экономики. Столкнувшись с объективными ограничениями по привлечению ресурсов на внутреннем рынке, отечественные банки стали привлекать ресурсы для собственного развития и для финансирования на внешних рынках капитала. Макроэкономическая среда, высокий спрос на кредиты в Казахстане благоприятствовали этому. Кроме того, узость внутреннего производственного рынка ограничивала расширение деятельности банков. В результате отечественные банки стали выходить не только на рынки соседних и близлежащих стран, как Кыргызстан, Таджикистан, Россия, но и в другие страны бывшего СССР (Беларусь, Украина, Грузия, Армения), а также в Турцию, Китай и, Монголию. С другой стороны, расширение деятельности банков поставило их в зависимость от внешних заимствований. А концентрация деятельности в отдельных сегментах кредитования (строительство, торговля, потребительское кредитование) обусловила рост кредитного риска. Высокая степень зависимости от внешнего фондирования характерна не для всей банковской системы. В наибольшей степени уязвимыми являются ряд крупнейших банков, на долю которых приходится львиная часть внешних займов. В этой связи банковский сектор Казахстана оказался наиболее подверженным мировому финансовому кризису сегментом отечественной финансовой системы, тогда как другие его сегменты переживают текущую ситуацию менее болезненно. Влияние мирового финансового кризиса Мировой кризис ликвидности, начавшийся в августе 2007 года, вкупе с падением во 2 половине 2008 года мировых цен на сырьевые ресурсы привели к рецессии в мировой экономике. Мы наблюдаем значительные проблемы, вплоть до банкротства, у многих крупнейших глобальных компаний, как реального, так и финансового секторов, а также у целых государств. Многие правительства и центральные банки принимают беспрецедентные меры поддержки, объемы которых доходят до 10-20% ВВП. В сложной ситуации оказались казахстанские банки. Опора на фондирование банковской деятельности за счет увеличения их внешнего долга оказалась сопряженной со значительными рисками. Потеряв возможность фондирования за рубежом, казахстанские банки в 2008 году практически свернули кредитную активность, а также повысили ставки по кредитам. Как следствие, развитие отраслей, зависящих от банковского кредитования, практически остановилось. Резко сократился потребительский спрос в стране, который во многом «подогревался» банковскими кредитами. В результате, если в 2007 году объем кредитов экономике вырос на 54,7%, то за 2008 год – только на 2,7%, а за январь-июль 2009 года – на 8,3%. В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов. С этой целью, с осени 2007 года реализуется План первоочередных действий по стабилизации экономики Казахстана. В рамках этого плана за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из государственного бюджета было выделено свыше 4,5 млрд. долларов США (4,2% к ВВП) на поддержку дольщиков, сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. В конце 2008 года по поручению Президента Республики Казахстан был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. Для финансового обеспечения Плана из Национального фонда выделены 10 млрд. долл. США, что эквивалентно более 8% от ВВП. Были определены 5 направлений деятельности: - стабилизация финансового сектора; - развитие жилищного сектора; - поддержка малого и среднего бизнеса; - развитие агропромышленного комплекса; - реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. О мерах Национального Банка После резкого всплеска инфляции в конце 2007 года – в 1 половине 2008 года, вызванного ростом мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, в последующий период наблюдается процесс дезинфляции. Годовая инфляция по итогам августа 2009 года составила 6,2%, тогда как в августе 2008 года она достигала 20,1%, т.е. снизилась более чем в 3 раза. В настоящее время влияние факторов, которые способствуют дезинфляции, является более существенным, чем действие факторов, имеющих противоположный характер. В этой связи денежно-кредитная политика Национального Банка направлена, главным образом, на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В части поддержки ликвидности банков Национальный Банк также принимал необходимые меры путем предоставления краткосрочных займов, снижения собственных официальных ставок, а также смягчения минимальных резервным требований. Так, официальная ставка рефинансирования была снижена с 11%, максимального своего значения за последние несколько лет, до 7,0% в настоящее время. Нормативы минимальных резервных требований к банкам составляют 1,5% по внутренним обязательствам и 2,5% по иным обязательствам, тогда как еще в середине 2008 года они достигали 6% и 8%, соответственно. В результате принятия данных мер, а также резкого замедления кредитной активности ситуация с ликвидностью в банках существенно стабилизировалась, и банки располагают достаточными тенговыми средствами, необходимыми для проведения собственной деятельности. С 4 февраля 2009 года Национальный Банк провел девальвацию тенге и установил коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колебанием ±3% или 5 тенге. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, которые нарастали в последние месяцы. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 4 февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар. Установленный коридор обменного курса является среднесрочным. Это подразумевает, что Национальный Банк не намерен его менять в ближайшее время, как в сторону повышения курса, так и его снижения. В оставшиеся месяцы 2009 года и в 2010 году Национальный Банк продолжит принятие мер, направленных на обеспечение стабильности обменного курса и стабильности финансового сектора страны. Думаю, мы справимся со всеми поставленными перед нами задачами. Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства Национальный Банк совместно с агентствами финансового надзора и по регулированию деятельности РФЦА подготовил проект Концепции развития финансового сектора Казахстана на посткризисный период. В соответствии данной Концепцией основными направлениями развития финансового сектора определены следующие: 1. Использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны. Создание объектов инфраструктурного комплекса станет одним из основных приоритетов экономического развития Казахстана. Использование механизмов государственно-частного партнерства должно стать основной составляющей процесса модернизации таких стратегически важных отраслей экономики, как транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, химическая промышленность, металлургия, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Данный вид партнерства позволит реализовать и развивать потенциал частнопредпринимательской инициативы и привлечь средства институциональных инвесторов, с одной стороны, и сохранить функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой. 2. Принцип контрцикличности регулирования и надзора финансового сектора. Ключевым выводом, сделанным впоследствии текущего кризиса мировым финансовым сообществом и требующим особого внимания в дальнейшем в целях модернизации системы регулирования и недопущения подобных кризисов, является сведение к минимуму процикличности в регулировании. Предполагается внедрение контрцикличного подхода, при котором регулирование и надзор финансового сектора в период экономического роста будут ужесточены, а в период спада – смягчены. 3. Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является выработка оптимального механизма предотвращения накапливания дисбалансов, возникновения «пузырей» на рынках реальных и финансовых активов, а также минимизации системных рисков. Будущая модель государственной политики в данном направлении будет ориентирована на реализацию принципов макропруденциального регулирования . Развитие макропруденциального регулирования предполагает принятие ключевых решений по субъектам (институтам), объектам (деятельности, рынкам) и зонам риска, имеющим системный характер. 4. В целом будет пересматриваться законодательство, регулирующее отношения в финансовом секторе, исходя из уроков глобального финансового кризиса. Необходимо отметить, что принятие данной Концепции не предполагает прекращения реализации мероприятий, предусмотренных действующей Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. При этом в действующей Концепции говорилось о целесообразности совершенствования антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции в финансовом секторе, а также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг. Казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. В особенности, это касается банковского и пенсионного секторов страны. Наличие подобных тенденций и последствия нынешнего кризиса для финансового сектора Казахстана еще раз подтвердили традиционную теорию, когда риски крупнейших финансовых институтов оказывают системное давление на состояние всей финансовой системы. В связи с этим в разрабатываемой Концепции развития финансового сектора Казахстана на посткризисный период предусмотрен раздел направленный на повышение конкуренции в финансовом секторе. Это предусматривает в качестве прямой меры необходимость постепенного увеличения минимального размера капитала, в первую очередь банков. Укрупнение и консолидация либо их реорганизация в другие виды финансовых институтов будет способствовать росту рыночной доли средних банков, способных по массовым продуктам оказать должную конкуренцию крупным банкам. Более того, наиболее успешным условием развития банков и банковских продуктов является их конкурентоспособность. Это также важно с позиции расширения охвата и доступа населения к максимально широкому перечню банковских услуг, в особенности, в регионах. Вместе с тем, в целях определения соответствующей степени регулирования и надзора всех системозначимых финансовых институтов, рынков и инструментов Национальным Банком будет разработана методика определения системности или системообразуемости с учетом широкого ряда факторов, включая их размер, левередж, взаимосвязь с другими финансовыми организациями, рынками и инструментами, методики построения карт трансформации шоков, инструментов анализа регуляторного воздействия. В случае необходимости будет рассмотрен вопрос по ограничению иностранного участия в финансовом секторе в размере не более 50% от совокупного уставного капитала в отдельности по каждому сегменту финансового сектора. В заключение хотелось бы сказать, что любой кризис – это не только проблемы, но возможности для обновления, поиска новых путей развития. Считаю, что принятые в последние полтора года меры по минимизации кризисных проявлений закладывают фундамент для восстановления в Казахстане устойчивого и качественного экономического роста.
|