Курсовая работа: Финансово-экономическая экспертиза маркетинговой деятельности предприятия
Название: Финансово-экономическая экспертиза маркетинговой деятельности предприятия Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА КУРСОВАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЬ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
Санкт-Петербург 2010 Содержание 3. Оценка инвестиционной привлекательности фирмы.. 11 4. Экспертиза финансовых результатов. 15 5. Оценка рентабельности реализованной продукции. 22 6. Экспертиза финансового состояния. 24 7. Показатели финансовой независимости. 27 Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Одной из составных его частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать финансовую устойчивость, платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Необходимо прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. Анализ доходности фирмы позволяет составить обобщающее заключение относительно эффективности его деятельности: рентабельности вложения капитала и оптимальности произведенных затрат. Так же раскрывается система показателей рентабельности, позволяющая разносторонне оценит эффективность управления активами и доходность деятельности. Конечная цель финансового анализа состоит в оценке экономической жизнеспособности предприятия по состоянию на текущий момент. Предметом исследования данной работы является финансово-хозяйственное состояние предприятия. Главная цель курсовой работы - ознакомление с методами оценки финансово-экономического состояния предприятия, выявление основных проблем его финансовой деятельности. Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: на примере предприятия рассчитать и оценить финансовое положение, рентабельность и инвестиционную привлекательность. 1. Горизонтальный анализИз формы № 1 бухгалтерского баланса (Приложение А табл. 6) отчетливо видно как изменилось финансовое положение фирмы в период с 01.01.1999 по 01.07.1999. Нематериальные активы на начало года составили 1 549р., а на конец года - 5 667р. – следовательно их увеличение на конец года ведет к положительной динамике. Основные средства на начало года составили 143 830р., а на конец года - 378 134р. – увеличение основных средств свидетельствует об увеличение прибыли, и ,как следствие, производственных сил. Запасы на начало года составили 2 642 654р., а на конец года - 3 828 901р. – их увеличение свидетельствует о налаженном производстве. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям на начало года составил 505 849р., а на конец года - 889 759р. – увеличение налога свидетельствует об увеличении производства Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) на начало года составила 231 328р., а на конец года - 843 998р. – если фирма сама может дать в долг, значит она финансово устойчива. Денежные средства на начало года составили 92 018р., на конец года - 65 660р. – уменьшение денежных средств говорит о том, что они вложены в производство. Прочие оборотные активы на начало года - 19 020р., на конец года – 962р. – существенное их уменьшение отрицательно сказывается на производстве. БАЛАНС в активе на начало года составил - 3 680 821р.,на конец года - 6 057 654р. – увеличение активов фирмы положительно влияет на финансовые результаты. Непокрытый убыток отчетного года на начало года отсутсвует, а на конец года - -32 002 – данный убыток отрицательно сказывается на работе предприятия. Кредиторская задолженность на начало года составила 3 558 794р., а на конец года увеличилась до 5 966 664р. – это негативно сказывается на работе предприятия, так как сюда входят: - задолженность перед персоналом организации -начало года - 19 695р. и на конец года - 19 860р. - задолженность перед государственными внебюджетными фондами - на начало года - 9 019р. И на конец года - 10 099р. - задолженность перед бюджетом на начало года - 60 327р., а на конец года - 106 168р. - авансы полученные - на начало года - 46 411р.,а на конец года - 104 445р. - прочие кредиторы – на начало года -16 621р., и на конец года -15 402р. Прочие краткосрочные обязательства на начало года составили 113 627р, на конец года увеличились до 114 592р. БАЛАНС пассива сходится с балансом актива и составляет на начало года - 3 680 821р., на конец года - 6 057 654р. Все изменения в бухгалтерском балансе за отчетный период наглядно показаны на рисунке 1. Рисунок 1 Изменение показателей за отчётный период. 2. Вертикальный анализТаблица 1: Вертикальный анализ
Распределение удельного веса каждого из показателей в бухгалтерском балансе на начало года хорошо изображено в диаграмме рисунок 2 и 3. Наибольшую долю в активе занимают запасы, это 71.8%, что является далеко не положительным фактором. Так же довольно большой объем средств занимает кредиторская задолженность в пассиве, она составляют 96.7%. Практически на финансовую стабильность фирмы не влияют нематериальные активы, денежные средства дебиторской задолженности и резервный капитал, т.к. их доля в общем объеме крайне мала.
Рисунок 3: Доля показателей пассива в базовом году Рассмотрим диаграмму на рисунке 4 и 5. В отчетный период большую долю занимает кредиторская задолженность, её вес в общем объеме увеличился, по сравнением с началом года до 98,5%. Так же существенную долю финансов предприятия составляют основные средства –6.24%, дебиторская задолженность – 13,9%. Очень маленький удельный вес имеют: денежные средства и резервный капитал – меньше 1%, непокрытый убыток – 0.53 %. Рисунок 4: Доля показателей актива в отчетном году Рисунок 5: Доля показателей пассива в отчетном году 3. Оценка инвестиционной привлекательности фирмыПоказателей инвестиционной привлекательности множество, но формальными показателями является показатели рентабельности, которые связаны с доходообразующими факторами. Проанализируем инвестиционную привлекательность фирмы с использованием таблицы 1. Данные для расчета взяты из формы №1 и формы №2 бухгалтерского баланса (Приложение А табл. 6 и табл. 7). Таблица 2: Показатели фирмы
Рассчитаем рентабельность фирмы для базового и отчетного периода по формуле: R=Пч /И х 100%, где Пч –чистая прибыль, И – имущество. R0 = 18511/3680821 х 100%=0.502% R1 =-32002 /6057654 х 100%=-0.528% За отчетный период рентабельность фирмы уменьшилась на -0.554% Далее рассчитаем реально работающее имущество, которое рассчитывается как всё имущество без дебиторской задолженности: Ир = И-Зд , где Зд –дебиторская задолженность. Ир0 =3680821 – 231328=3449493 тыс. рублей Ир1 = 6057654– 843998= 5213656 тыс. рублей Реально работающее имущество выросло на 1764163тыс. рублей Удельный вес имущества рассчитывается в процентах как отношение реально работающего имущества ко всему имуществу: Уи0 =3449493 /3680821 х 100%=93.72% Уи1 =5213656/6057654 х 100%=86.07% Удельный вес имущества уменьшился на 7.7% Фондоотдача рассчитывается как отношение выручки к реальному имуществу: ФО=В/ Ир , где В-выручка. ФО0 =2611342/3449493=0.76 ФО1 =9597832/5213656=1.84 Фондоотдача увеличилась на 1.08 Рентабельность продукции рассчитывается по формуле: Rп =Пч /В х 100% Rп0 =18511/ 2611342х 100%=0.71% Rп1 =-32002 /9597832 х 100%= -0.33% За отчетный период рентабельность самой продукции снизилась на 1.04% Для оценки влияния на рентабельность фирмы трех факторов используют метод элиминирования - способ абсолютных разниц. Рассмотрим как изменилась рентабельность фирмы только, за счет того, что удельный вес имущества уменьшился на 7.7 %. ∆Rф(∆ уд. вес) = ∆ удел. вес х ФО0 х Rпр0 = (-7.7% х 0.76 х 0.71%)/100% = -0,042% ∆Rф(∆ Фо) = удел. вес1 х ∆ФО х Rпр0 = (86.07%х1.08х 0.71%)/100% = 0,66% ∆Rф(∆ R пр) = удел. вес1 х ФО1 х ∆Rпр = (86.07%х 1.84х (-1.04%))/100% = - 1.65% За отчетный период рентабельность фирмы снизилась на 1.04%. Три фактора повлияли на рентабельность. Первый фактор ухудшил Rф на 0.042%. Второй фактор улучшил Rф на 0,66% Третий фактор ухудшил Rф на 1.65% За отчетный период наблюдается снижение рентабельности фирмы на 1.04%. В первую очередь это связано с ухудшением рентабельности самой продукции, т.е. за счет уменьшения её рентабельности на 1.04%., что в итоге привело к ухудшению инвестиционной привлекательности фирмы на 1.65%. Влияние на положение фирмы на рынке так же оказало изменение фондоотдачи. К концу отчетного периода каждый рубль вложенный в имущество фирмы давал выручки на 184 % , это больше на 108%, по сравнению с началом года, что в итоге привело к улучшению положения фирмы на рынке. Так же к ухудшению положения фирмы на рынке на 0.042% привело уменьшение удельного веса имущества на 7.7%. Таким образом дальнейшая экспертиза должна быть направлена на изучение производственной деятельности данного предприятия. 4. Экспертиза финансовых результатовФинансовым результатом основной деятельности является прибыль от реализации. Прибыль от реализации формируется за счет выручки и затрат. Прибыль зависит от следующих факторов: · Объема продаж · Ассортимента · Затрат · Цены Общая схема для расчета исходной информации изображена в таблице 3. Данные для расчеты взяты из Приложения А табл.8. Таблица 3 Показатели изготавливаемой продукции
Расчет показателей происходит по следующим формулам: В=ОхЦ, т.е выручка равна произведению объема продаж на цену одного изделия. С=Охс, где С-себестоимость всего объема товара, а с - себестоимость одного изделия. П=В-С, прибыль - это выручка минус себестоимость. Расчет показателей на примере изделия №1: Базовый период: Во =300х957.49=287247.62 Со =300х856.02=256805.70 По =287247.62 – 256805.70= 30441.92 Условный период: Ву =1000х957.49=957490 Су =1000х856.02=856020 Пу =957490 – 856020=101470 Отчетный период: В1 =1000х959.78=959783.20 С1 =1000х944.95=944951.24 П1 =959783.20 – 944951.24=14831.96 Расчет показателей на примере изделия №2: Базовый период: Во =270х2804.77=757289.18 Со =270х2568.06=693375.39 По =757289.18 – 693375.39= 63913.79 Условный период: Ву =1000х2804.77=2804770 Су =1000х2568.06=2568060 Пу =2804770 – 2568060=236710 Отчетный период: В1 =1000х2879.35=2879349.60 С1 =1000х2873.03=2873033.56 П1 =2879349.60 – 2873033.56=6316.04 Расчет показателей на примере изделия №3: Базовый период: Во =700х1566.81=1096763.64 Со =700х1504.15=1052903.37 По =1096763.64– 1052903.37= 43860.27 Условный период: Ву =2500х1566.81=3917025 Су =2500х1504.15=3760375 Пу =3917025 – 3760375=156650 Отчетный период: В1 =2500х1535.65=3839132.80 С1 =2500х1534.83=3837074.72 П1 = 3839132.80 – 3837074.72=2058.08 Расчет показателей на примере изделия №4: Базовый период: Во =330х1028.71=339474.46 Со =330х933.84=308166.84 По =339474.46 – 308166.84= 31307.62 Условный период: Ву =1300х1028.71=1337323 Су =1300х933.84=1213992 Пу =1337323 – 1213992=123331 Отчетный период: В1 =1300х1107.44=1439674.80 С1 =1300х1086.66=1412654.38 П1 =1439674.80 – 1412654.38=27020.42 Расчет показателей на примере изделия №5: Базовый период: Во =1950х66.96=130567.10 Со =1950х131.70=256805.70 По =130567.10 – 256805.70= - 126238.60 Условный период: Ву =6000х66.96=401760 Су =6000х131.70=790200 Пу =401760 – 790200= - 388440 Отчетный период: В1 =6000х79.98=479891.60 С1 =6000х79.54=477248.10 П1 =479891.60 – 477248.10=2643.50 Для получение размера общей выручки, себестоимости и прибыли, необходимо сложить показатели каждого изделия. Полученные значения занесены в таблицу 3. По и П1 для всех пяти изделий получены в различных областях для разного товара. Значение этих прибылей можно сравнить, но нельзя сопоставить. Для сопоставления несравнимых величин используют сложнейшие математические приемы. Результатом некоторых являются готовые методики. Таким примером является методика использующая условные величины, цепные подстановки и т.д. Изменение прибыли за отчетный период находиться по формуле: ∆П=П1 -По ∆П=52870 - 43285 = 9585 тыс. рублей Для экспертизы прибыли от реализации используется индексный метод. Для этого рассчитывают индекс роста производства, который показывает результативность финансовых результатов. Индекс роста производства показывает изменение объема производства в штуках: Ур =Ву /Во =(О1 хЦо )/(Оо хЦо ) Ур =Ву /Во =9418368/2611342=3.607 Рассчитаем изменение прибыли реализации за счет изменения объема продаж: ∆Пр(∆О) = По (Ур – 1) = 43285 (3.607 - 1) = 112843.995 тыс. рублей За отчетный период прибыль увеличилась на 112843.995 тыс. рублей, т.к. себестоимость 5-ого изделия перестала превышать продажную цену. Оценим влияние на прибыль изменение ассортимента. ∆Пр(∆ассортимент) = Пу -По хУр ∆Пр1(∆ассортимент) = Пу - По хУр = 229721– (43285х 3.607) = 73592.005 тыс. рублей Изменение ассортимента увеличило прибыль на 73592.005 тыс. рублей. Рассчитаем изменение прибыли от реализации за счет изменения затрат, себестоимости изготовления. ∆Пр1(∆С) = - (С1 – Су ) = - (9544962 – 9188647) = -356315 Товар произведенный в базовый период производить выгоднее, чем товар отчетного периода. Рассчитаем влияние на прибыль ценообразования: ∆Пр (∆Ц) = В1 – Ву = 9597832 - 9418368 = 179464 Прибыль в итоге изменилась на 9585 тыс. рублей. 5. Оценка рентабельности реализованной продукцииОсновным показателем оценка реализации продукции является рентабельность, учитывающая два фактора: · Прибыль от реализации · Затраты Для оценки используются приемы элиминирования, цепных подстановок. Таблица 4 Цепная подстановка
Рентабельность рассчитывается: R=П реал. /С П = В – С Конечный результат расчет приведены в таблице 4. Выводы: За отчетный период рентабельность снизилась на 1.14 %. Такое ухудшение связано с влиянием следующих факторов: · Сдвиг в структуре ассортимента привел к улучшению, продукция стала более рентабельна - на 0,81%. · Снижение затрат привело к отрицательному результату, так как рентабельность продукции понизилась на 3.83% · Ценовая политика на фирме привела к росту рентабельности в размере 1.88%. Как видно наибольшее влияние оказало уменьшение затрат на производство продукции, это отрицательно сказывается на продажах. 6. Экспертиза финансового состояния
Экспертиза финансового состояния состоят из: 1. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия включает вертикальный и горизонтальный анализ баланса с выявлением «больных» статей. 2. Определение показателей финансовой устойчивости. 3. Выявление предполагаемого банкротства фирмы. Рассмотри экспресс-анализ финансовой устойчивости, которая может характеризоваться двумя группами показателей: · Показатели платежеспособности · Финансовая независимость Платежеспособность – это способность оплачивать краткосрочные платежи. Существует несколько приемов оценки платежеспособности: · Визуальный, т. е. платежеспособность оценивается по наличию или отсутствию неплатежей, а именно просроченных ссуд, неплатежей в бюджет, неплатежей в пенсионный фонд, задержки по оплате счетов поставщикам, отсутствие средств на расчетном счете. · Обобщенный метод. Фирма платежеспособна, если сумма оборотных средств больше или равна сумме обязательств. Таблица 5 Актив и пассив фирмы
Необходимо уточнить реальность такой платежеспособности, а именно из чего состоят оборотные средства, т.к. задолженность по кредитам может быть долгосрочной, продукция труднореализуемой и т.д. Наиболее распространенным является оценка платежеспособности на базе группировки всего актива по степени ликвидности. Ликвидность – это скорость превращения в денежную форму для оплаты по долгам. К первой группе по ликвидности относят сами деньги и краткосрочные финансовые вложения, краткосрочные ценные бумаги, они называются немедленно реализуемыми активами. Эта группа позволяет рассчитать коэффициент абсолютной платежеспособности или денежной ликвидности. Кдл = (ДС + КФВ)/ КО, где ДС- денежные средства КФВ – краткосрочные финансовые вложения КО – краткосрочные обязательства Кдл = (ДС + КФВ)/ КО=(65660+0)/ 6081256=0.01 Коэффициент денежной ликвидности оказался меньше 1, а это значит, что фирма не платежеспособна, т.к. имеет большую долю заемных средств, так же можно сказать, что фирма использует свои деньги рационально. Вторая группа ликвидности включает дебиторскую задолженность. Рассчитывает коэффициент срочной ликвидности. Ксл = (ДС+КФВ+ДЗ)/КО, где ДЗ – дебиторская задолженность Ксл = (ДС+КФВ+ДЗ)/КО =(65660+0+843998)/ 6081256=0,15 Т.к. коэффициент срочной ликвидности меньше 1, то фирма является неплатежеспособной. Третья группа ликвидности – имущество средней реализуемости, а именно: материалы, запасы, готовая продукция и т.д. рассчитывается коэффициент полного покрытия или текущей ликвидности. Он показывает принципиальную способность фирмы погасить краткосрочные долги за счет своих оборотных средств. Ктл = ОС/КО, где ОС- оборотные средства Ктл = ОС/КО=5629280/ 6081256=0,9 Показатель так же оказался меньше 1, а это значит то, что фирма не платежеспособна и должна привлечь для погашения долгов имущество четвертой группы, а именно труднореализуемое имущество – основные средства. 7. Показатели финансовой независимостиОценивается финансовая независимость от внешних заемных средств. Существует один основной коэффициент – это коэффициент общей финансовой независимости или коэффициент автономии. Кфн = СС/ВС, где СС - собственные средства ВС- все средства Кфн = СС/ВС= -23602/6057654= - 0,004= - 0,4% Это коэффициент определяет долю собственных источников средств в общей сумме средств. Чаще всего при коэффициенте больше 50% фирма считается финансово независимой, в данном случае фирма зависима. Для улучшения данного показателя, как правило, увеличивают размер чистой прибыли, которая остается на предприятии. Чаще всего этот показатель дополняется двумя другими, а именно коэффициентом финансовой независимости в части формирования запасов и затрат, и коэффициентом финансовой независимости в части имущества находящиеся в обороте. Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат определяется как отношение собственных и оборотных средств к запасам и затратам. Кфн в ч.ф.з. =СОС/запасы и затраты = (5629280 – 428374)/3828901= 1.358 = 135,8%. Примерно на 135,8% всех запасов и затрат приобретено фирмой на собственные средства, а это значит означает, что по запасам она зависима от кредиторов. По итогам финансовой экспертизы можно сделать следующие выводы по работе предприятия: · Фирма на данный момент не рентабельна, в связи с тем что производство определённого вида продукции совпадает с продажной ценой. · Фирма инвестиционно не привлекательна, т.к. на предприятии очень велика кредиторская задолженность перед поставщиками и кредиторами. · Фирма финансово неустойчива, т.к. имеет большие запасы материалов и средств, но не использует их. · Достаточно велики задолжности по заработной плате перед персоналом, а так же перед государственным бюджетом по налогам и сборам. Необходимо провести комплекс мер по исправлению данных недочетов, для того что бы фирма вышла хотя бы на положительную рентабельность.
Приложение А Таблица 6: Баланс фирмы. Форма №1
Таблица 7: Баланс фирмы. Форма №2
Таблица 8: Исходные данные варианта №8
|