Реферат: Анализ хозяйственной деятельности на примере ООО ТИСТ
Название: Анализ хозяйственной деятельности на примере ООО ТИСТ Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы заключается в том, что в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов, а также повышать эффективность производства продукции. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. Экономический анализ – это средство изучения процесса и результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений и работников. Цель курсовой работы – провести экономический анализ ООО «ТИСТ». Задачи курсовой работы: – раскрыть сущность экономического анализа – провести экономический анализ на ООО «ТИСТ». Предмет курсовой работы – экономический анализ. Объект курсовой работы – ООО «ТИСТ». Экономический анализ способствует улучшению плановой работы, повышению уровня всей хозяйственной деятельности, является неотъемлемой частью работы предприятия. Проведем экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «ТИСТ» за три последних года, то есть за 2005, 2006, 2007 года.
I 1. Роль и задачи экономического анализа. Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Различают макроанализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроанализ , изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования (анализ хозяйственной деятельности). Анализ хозяйственной деятельности (АХД) является связующим звеном между функциями планирования и учета и принятием управленческих решений. В процессе анализа, учетная информация проходит аналитическую обработку: - проводится сравнение достигнутых результатов с планом, данными за прошлые периоды с показателями других предприятий; - определяется влияние факторов на результат хозяйственной деятельности; - выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности. Основные задачи АХД: 1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений на конкретном предприятии; 2. научное обоснование текущих и перспективных планов; 3. контроль за выполнением планов и решений, за экономичным использованием ресурсов; 4. изучение влияния объекта и субъекта внутренних и внешних факторов на результаты деятельности; 5. поиск резервов, повышение эффективности деятельности предприятия на основе изучения передового опыта, достижения науки и практике; 6. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, уровню развития экономики, использования имеющихся возможностей, диагностика положения предприятия на рынке; 7. разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов. 2. Виды и методы экономического анализа Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл. 1). На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: – определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций; – установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих; – выявление формы взаимосвязи между факторами; – выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; – количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.[i] Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания). Таблица 1 Классификация видов экономического анализа
3. Основные принципы АХД: 1. научный характер; 2. комплексность; 3. системный подход; 4. объективность, конкретность и точность анализа на основе достоверной и проверенной информации, а также обоснование выводов точными аналитическими расчетами; 5. действительность анализа, т.е. активное воздействие на ход производства и его результаты, а также своевременное выявление недостатков, просчетов и упущений в работе; 6. анализ должен проводиться по плану и систематически, поэтому необходимо планировать аналитические работы, распределяя обязанности по ее выполнению и контролировать; 7. оперативное управление; 8. эффективность анализа – затраты на его проведение должны давать многократный эффект. АХД взаимосвязана с такими науками, как экономическая теория, финансирование и кредитование, математика и математические методы. Предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом – экономические результаты хозяйственной деятельности: - производство и реализация продукции; - себестоимость продукции; - финансовые результаты; - финансовое состояние предприятия. I I 1. Характеристика предприятия Объектом экономического анализа в данной курсовой работе является ООО «ТИСТ». Среднесписочная численность 30 человек. В уставе предприятия отражены следующие основные виды деятельности, швейное производство, оптово-розничная торговля. Учредителем предприятия является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%. Предприятие частной формы собственности. ООО «ТИСТ» создано в целях обеспечения населения постельным бельем. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, собственного имущества не имеет (все арендованное). ООО «ТИСТ» от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде. На предприятии структура управления разветвлена следующим образом: Директор Зав. производством Гл. бухгалтер Зав. склада Производственный отдел: Закройщики Бухгалтерия Управление предприятием осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются заведующая производством, главный бухгалтер и заведующий склада. Производственный отдел, подчиненный заведующей производством занимается вопросами производства и заключением договоров на поставку сырья и материалов. Гл. бухгалтер несет ответственность и пользуется правами, установленными законодательством РФ для главных бухгалтеров предприятия, которому подчиняется бухгалтерия, отвечает за осуществление бухгалтерского учета на предприятии. Устойчивое функционирование производственного предприятия возможно лишь в том случае, если она будет строить свою деятельность на основе рациональных решений, следовательно, обеспечение баланса между поставленными целями и средствами, методами и способами достижения становится для предприятия самой важной задачей. Моментом производственной программы является поиск поставщиков материально-технических ресурсов. В соответствии с калькуляцией планируется количество и виды материалов, необходимых в производстве. Исходя из этого, заключаются договора с поставщиками на необходимое количество материалов. Также в течении года будут заключаться дополнительные договора на недостающие материалы. Всего к началу года заключены договора на поставку приблизительно 70% необходимых материалов. Оплата материалов и услуг будет производиться по наличному и безналичному расчету. Особое значение для предприятия имеет наличие высоко квалифицированных кадров, и в 2008 году планируется прием специалистов для перехода к автоматизированному бухгалтерскому учету (программиста), а также рабочих.
2. Анализ объема производства и реализации продукции ООО «ТИСТ» Основные задачи анализа - оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; - определение влияния факторов на изменение этих показателей; - выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции; - разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. 2.1. Анализ динамики производства и реализации продукции Для проведения анализа производства и реализации продукции необходима производственная программа предприятия. Это задание по выпуску продукции определенной номенклатуры и ассортимента, высокого качества и в оптимальных количествах с тем, чтобы эту продукцию можно было реализовать и получить прибыль. Устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики зависит от того, на сколько оно имеет гибкую производственную программу. От выполнения плана производства и реализации продукции зависят такие показатели работы предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность. В ООО «ТИСТ» производится один вид продукции - комплект 2-х спального постельного белья. Можно выделить основные планируемые показатели хозяйственной деятельности (табл.2) Таблица 2 Планируемые показатели хозяйственной деятельности
Троста (баз) = ВПt / ВП0 * 100 Троста (цепн) = ВПt / ВП t -1 Данная таблица показывает, что в первые два года происходит увеличение, как производства продукции, так и его реализации, а затем резкий спад. Однако за три года объем производства увеличился на 12%, а объем реализованной продукции – на 19%. Tроста = Tроста (ВП) = = = 1,07 ~ 107% Tроста (РП) = = = 1,05 ~ 105% Своей наивысшей точки графики достигают в 2006 году. Предприятие находится на стадии стабильности, происходит насыщение рынка. В 2007 году происходит спад, что свидетельствует о насыщении рынка и накоплении остатков нереализованной продукции. Рассчитаем темпы роста и среднегодовой темп прироста объема производства и реализации продукции. Среднегодовой темп роста рассчитываем по среднегеометрической. Тпр вп = Tроста (ВП) - 100 = 107 - 100 = 7% Тпр рп = Tроста (РП) - 100 = 105 - 100 = 5% Таким образом, среднегодовой темп прироста объема производства продукции равен 7%, а реализации продукции 5%. Если сопоставить объем реализации и объем выпуска продукции видно, что при увеличении объема выпуска есть реальная возможность увеличить объем реализации. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на конец года. Увеличение объема реализации напрямую зависит от качества продукции. Основными причинами снижения качества продукции являются: - плохое качество ткани; - низкий уровень технологии и организации производства; - недостаточно высокий уровень квалификации швей; - плохое качество швейных машин. В течение рассматриваемого периода нареканий на качество постельного белья от покупателей не поступало, что говорит о достаточно высоком качестве продукции. Оценка выполнения плана производства и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по следующей методике и отражена в Таблице 3: Таблица 3 Оценка выполнения плана производства.
За отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 9%, а по реализации готовой продукции на 6,86%. 2.2. Анализ структуры и ритмичности производства. Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые – коэффициент ритмичности, вариации, оплата простоев по вине предприятия, потеря от брака, штрафы за недопоставку и несвоевременную отгрузку. Коэффициент ритмичности определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но, не более базового уровня. Для того, чтобы определить К(ритм), воспользуемся Таблицей 4. Таблица 4 Данные для определения коэффициента ритмичности.
К(ритм) = 21+23+19+25=88% Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плана за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции. К(вар) = = 0,098 ~ 9,8% Коэффициент составил 0,098, что означает, выпуск продукции по кварталам в среднем отклоняется на 9,8%. 3. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы. 3.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами Задача анализа: 1. Изучение обеспеченности предприятия и его подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам; 2. Оценка интенсивности, экстенсивности и эффекта использования персонала на предприятии; 3. Выявление резервов для более полного и эффективного использования персонала. Источники информации – план по труду, отчет по труду, данные табельного учета и отдела кадров. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Для анализа обеспеченности в трудовых ресурсах используем Таблицу 5. Таблица 5 Данные для анализа обеспеченности в трудовых ресурсах.
Как видно из таблицы обеспеченность ООО «ТИСТ» кадровыми ресурсами по разным категориям персонала относительно одинакова. Так обеспеченность рабочими в 2005 г. по сравнению с планом составила 97 %, в то время как в 2006 г. этот показатель вырос и составил 105%, а в 2007 году опять снизился до 93%. ООО «ТИСТ» не испытывает недостатка как в руководителях, так и в специалистах как в 2005 так и в 2006 и 2007 годах Потребность в кадрах на предприятии определяется с помощью данных производственного отдела и системы нормирования труда. На основе данных отдела кадров (личные карточки работников) был также проверен весь административно-управленческий персонал на соответствие уровня образования занимаемой должности. Были получены следующие данные: 3 специалиста имеют высшее образование, 1-среднее техническое. При этом 3 работают по своей специальности. На предприятии уделяется мало внимания подготовке и повышению квалификации кадров. За период с 2005 - 2007 г. на курсы повышения квалификации был отправлено 3 работника: 1-из категории специалистов, 2 - из категории рабочих.
3.2. Характеристика движения рабочей силы Рассчитаем следующие основные показатели с помощью Таблице 6: Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр): Кпр= Количество принятого на работу персонала / среднесписочную численность персонала Коэффициент оборота по выбытию (Кв): Кв = Количество уволившихся работников / среднесписочная численность персонала Коэффициент текучести кадров(Кт): Кт = (Число принятых + Число выбывших) / среднесписочная численность персонала Таблица 6 Характеристика движения рабочей силы.
Среднесписочная численность 2005 г. - 29 2006 г. - 32 2007 г. - 28 Рассчитанные выше коэффициенты показывают, что в 2007 г показатели Кт улучшились по сравнению с предыдущими. Но на предприятии все же сохраняется текучесть кадров. 3.3. Анализ использования фонда рабочего времени (ФРВ) ФРВ зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П). Эту зависимость можно представить следующей моделью: ФРВ = ЧР× Д× П Рассчитаем, используя следующие данные Таблицы 7: Таблица 7 Анализ использования ФВР
На анализируемом предприятии ФРВ > планового на 180 ч., в т.ч. за счет изменения: А. Численности работающих ∆ФРВЧР = ∆ЧР× Д0 × П0 = -2×225×8 = -3600 Б. Количества отработанных дней одним работником ∆ФРВД = ЧР1 × ∆Д× П0 = 28×(-10) ×8 = -2240 В. Продолжительности рабочего дня ∆ФРВП = ЧР1 × Д1 × ∆П = 28×215×1= 6020
3.4. Анализ производительности труда Для оценки уровня интенсивности, уровня использования персонала используется система показателей производительности труда: - обобщающие показатели (среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции на 1 работника); - частные показатели (затраты времени на производство продукции определенного вида, выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или 1человеко-час) - вспомогательные показатели (затраты времени на выполнение одного определенного вида работ или объема выполненных работ за единицу времени) Наиболее обобщающий показатель производительности труда - среднегодовая выработка продукции одного работника. На нее влияет выработка рабочих, их доля в общей численности персонала, количество отработанных ими дней и продолжительность рабочего дня. ГВ ппп = Удраб × Д × П × ЧВраб, где: ГВ – годовая вырвботка одного рабочего; Удраб – удельный вес рабочих в общей численности персонала. Для анализа производительности труда построим следующую Таблицу 8 Из данной таблице видно, что среднегодовая выработка 1 работника, занятого в основном производстве, увеличилась на 2,28 тыс.руб, в том числе за счет следующих изменений: А. Удельного веса работающих в общей численности персонала предприятия ∆ГВуд = ∆уд × Д0 × П0 × ЧВ0 = 0,7*225*7,5*0,032=5,40 тыс.руб Б. Количества отработанных дней 1 работником за год ∆ГВД = уд1 × ∆Д × П0 × ЧВ0 = 0,8*(-10)*7,5*0,032=-1,92 тыс.руб В. Продолжительности рабочего дня ∆ГВП = уд1 × Д1 × ∆П × ЧВ0 = 0,8*215*0,5*0,032=2,75 тыс.руб Г. среднечасовой выработки рабочим ∆ГВЧВ = уд1 × Д1 × П1 × ∆ЧВ = 0,8*215*8*0,002= 2,75 тыс.руб Таблица 8 Анализ производительности труда
А также показателем производительности труда является среднегодовая выработка рабочего , которая зависит от количества рабочих дней, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки. ГВраб = Д×П×ЧВраб ∆ГВД = ∆Д × П0 × ЧВ0 = -10*7,5*0,032=-2,40 тыс.руб ∆ГВП = Д1 × ∆П × ЧВ0 =215*0,5*0,032=3,44 тыс.руб ∆ГВЧВ = Д1 × П1 × ∆ЧВ = 215*8*0,002=3,44 тыс.руб Итого = ∆ГВД +DГВП +∆ГВЧВ =-2,40+3,44+3,44= 4,44 тыс.руб 3.5. Анализ эффективности использования персонала Для оценки эффективности рассчитывают показатель рентабельности персонала – это отношение прибыли от реализации к среднесписочной численности персонала. Для того, что бы рассчитать этот показатель, воспользуемся следующими данными из Таблице 9: Таблица 9 Показатель рентабельности персонала
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что фактическая прибыль одного работника ниже плановой на 0,9 тыс.руб, в том числе за счет изменений: RППП = ГВ×dВ ×Rоб А. Производительности труда ∆RГВ = ∆ГВ×dВ0 ×Rоб0 = 47,62*1,35*24,45 = 1571,82/ 100 = 15,72 тыс.руб Б. Удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске ∆Rd в = ГВ1 ×∆dВ ×Rоб0 = 214,29*(-0,06)*24,45 = -314,36 / 100 = -3,14 тыс.руб В. рентабельности продаж ∆RR об =ГВ1 ×dВ1 ×∆Rоб = 214,29*1,35*(-4,59) = -1327,85 / 100 = -13,28 тыс.руб
3.6. Анализ использования фонда заработной платы (ФЗП) Начиная анализ рассчитаем абсолютные и относительные отклонения фактической величины ФЗП от плановой (базовой), которое рассчитывается по следующей формуле: DабсФЗП = ФЗП1 – ФЗП0 Относительное отклонение по ФЗП рассчитывается, как разность между фактически начисленной заработной платой и базовым фондом (планом), скорректированным на индекс объема производства продукции. При этом корректируется только переменная часть ФЗП, которая изменяется пропорционально объему производства: - заработная плата рабочих по сдельным расценкам; - премии рабочим и управляющим за производственные результаты; - сумма отпускных, соответствующая доли переменной заработной платы. Постоянная часть ФЗП не меняется при изменении объема производства, к ней относятся: - заработная плата рабочих по тарифным ставкам; - заработная плата служащих по окладам; - все виды доплат и оплата труда работникам ЖКХ и социальной сферы, а также, соответствующая им сумма отпускных. Для расчета используем Таблицу 10. DотнФЗП = ФЗП1 – (ФЗПпост0 + ФЗПпер0 * Iвп) Iвп =ВП1 / ВП0 Таблица 10 Анализ использования ФЗП
DабсФЗП = 4200 – 2500 = 1700 DотнФЗП = 4200 – (1450 + 1050 (9125 / 4672)) = 699 На данном предприятии имеется большой перерасход в использовании ФЗП в размере 699 тыс.руб
4. Анализ использования основных средств Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства в строительной организации является обеспеченность их основными производственными фондами и более полное их использование. Задачи анализа: 1.Определить обеспеченность строительной организации основными фондами и уровень их использования; 2.Рассчитать влияние использования основных фондов на объем продукции, выпускаемой предприятием; 3.Выявить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; 4.Выявить резервы повышения эффективности использования основных средств. 4.1 Анализ показателей объема основных средств, их динамики и структуры Для анализа, движения и структуры основных фондов воспользуемся Таблицей 11: Таблица 11 Наличие, движение и структура основных фондов.
Данные таблицы показывают, что в ООО»ТИСТ» основные средства практически не присутствуют. На начало 2005 года они составляли 1,3 тыс.рублей за 2005, 2006, 2007 года движения не было, начислялась только амортизация и к концу 2007 года основные средства были списаны полностью. Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния ОПФ для этого рассчитаем следующие показатели: Обновление основных фондов влияет на структуру, техническое состояние, степень их изношенности. Коэффициент обновления= (Стоимость поступивших ОПФ) / (Стоимость ОПФ на конец периода) (Кобн.); Кобн.2005 = 0 / 0,9 = 0 Кобн. 2006 = 0 / 0,5 = 0 Кобн. 2007 = 0 / 0 = 0ъ Коэффициент выбытия = (Стоимость выбывших ОПФ)/(Стоимость ОПФ на начало периода)(Кв); Кв.2005 = 0,4 / 1,3 = 0,3 Кв. 2006 = 0,4/ 0,9 = 0,4 Кв. 2007 = 0,5 / 0,5 = 1 Показатели, характеризующие состояние основных средств коэффициенты износа и годности. Коэффициент износа = (Сумма износа ОФ) / (первоначальная стоимость) (Ки); Ки. 2005 = 0,4 / 0,9 = 0,4 Ки. 2006 = 0,4/ 0,5 = 0,8 Ки. 2007 = 0,5 / 0 = 0 Как видно, на предприятии высокий коэффициент изношенности ОС, что говорит о его невысоком производственном потенциале. Коэффициент прироста имеет отрицательное значение, что говорит о том, что предприятие не использует ОС.
5. Анализ себестоимости продукции Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Это обуславливает важное значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг. В свою очередь он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Себестоимость - это денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются: ·- обшая оценка планов по снижению себестоимости и материальных затрат; ·- исследование причин отклонения от планов; ·- изучение структуры и динамики затрат по элементам затрат и калькуляционным статьям; ·- выделение резервов снижения себестоимости и их сводный подсчет; Для анализа себестоимости продукции пользуются в первую очередь данными бухгалтерской отчетности (Отчет о затратах на производство продукции, работ и услуг). Себестоимость промышленной продукции анализируется в следующей последовательности: - оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики; - измерение факторов изменения показателей и отдельных статей затрат; - выявление резервов их снижения. Первым этапом анализа себестоимости продукции является анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции. Анализ затрат по экономическим элементам позволяет контролировать формирование, структуру и динамику затрат по видам характеризующим их экономическое содержание. С помощью данного анализа намечают главные направления резервов снижения себестоимости в зависимости от материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства. Анализ по статьям проводится сравнением фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции. Такой анализ способствует выявлению степени важности отдельных элементов затрат в формировании себестоимости продукции, а также рассмотрению сдвигов в структуре затрат, их динамики.
5.1. Анализ себестоимости по элементам затрат Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Для этого воспользуемся таблицей 12. Таблица 12 Динамика и структура затрат на производство продукции
Данные табл. 12 свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат увеличивается с 2005 по 2006 год, а в 2007 году падает, это связано с колебанием объемов производства продукции. Как видно из таблицы 11 затраты на производство продукции в 2006г. больше затрат 2005 г. на 15%. Существенных же изменений в структуре затрат не произошло. Снизилась сумма амортизации ОФ из-за снижения их балансовой стоимости в результате выбытия. 5.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции Затраты на рубль товарной продукции - важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Он может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывать прямую связь между себестоимостью и прибылью. Этот показатель исчисляется как отношение полной себестоимости товарной продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. Чтобы проследить влияние себестоимости на объем выпускаемой продукции следует рассчитать затраты на 1 рубль товарной продукции. Они представляют собой показатель, характеризующий уровень себестоимости товарной продукции, а также ее рентабельность. Преимущества этого показателя в том, что он охватывает всю товарную продукцию, обеспечивая увязку себестоимости с ее рентабельностью и рассмотрение динамики этих показателей за несколько лет Таблица 13 Расчет затрат на рубль товарной продукции
Из таблицы 13 видно, что объем выпуска ТП в 2007 г. уменьшился по сравнению с 2006 г. на 46 тыс.руб. Полная себестоимость упала на 84 тыс.руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции 2007 года по сравнению с 2006 годом относительно стабильны. По сравнению с 2007 годом затраты на рубль товарной продукции сократились; за последний год затраты вновь возросли за счет сырья и материалов и прочих расходов (услуги сторонних организаций, налоги относимые на себестоимость продукции). По затратам на 1 рубль товарной продукции можно определить показатель уровня рентабельности выпущенной продукции. Разность между рублем и затратами показывает ожидаемую прибыль (убыток), а отношение этой разности к затратам показывает уровень рентабельности выпущенной продукции. Для того, чтобы снизить затраты на рубль товарной продукции, необходимо повысить объем выпуска. Анализ материальных затрат по калькуляциям проводится для изделий с низкой рентабельностью и изделий, где фактическая себестоимость выше плановой. На предприятии ООО "ТИСТ" строго соблюдается нормирование материальных затрат, поэтому следует говорить не о натуральных показателях, а о стоимостных, так как плановая сумма затрат будет ниже фактической. Именно эта разница и является отклонением фактической себестоимости от плановой. Основными резервами снижения себестоимости продукции являются: * повышение уровня производительности труда и как результат увеличение производства продукции. При увеличении объема производства продукции возрастают лишь переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов не изменится, в результате снижается себестоимость изделий; * экономное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращение непроизводственных расходов и так далее Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и другие. 6. Анализ использования материальных ресурсов. Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества. Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья с их плановой потребностью. Проверяется также качество полученных тканей от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям. Задачи анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов: 1. Оценка степени выполнения планов материально-технического снабжения, степени их выполнения. 2. Оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов. Источниками информации являются: - план по материально-техническому снабжению; - заявки; - контракты на поставку сырья и материалов; - статистическая отчетность о наличии и использовании материальных ресурсов; - форма 5-3 «О затратах на производство» и другие.
6.1 . Анализа производительности труда. Особенно важное значение для ООО «ТИСТ» имеет ритмичность поставки материалов, указанная в Таблице 14. Таблица 14 Ритмичность поставки материалов
Один из наиболее распространенных показателей ритмичности - коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановую поставку материала. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного. Коэффициент ритмичности по поставке ткани ситца за 2005, 2006, 2007 года составляет 0,99% (К ритм =6633/6700), сбои в поставке по вине поставщика. Если в 2005 году перевыполнение плана поставки ситца составило 24%, а в 2006 году перевыполнение плана снизилось до 7%, то в 2007 году план выполнен только на 97%. 6.2. Анализ использования материальных ресурсов Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов используется система частных и обобщающих показателей. К обобщающим показателям относится: прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоёмкость, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат. Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат. Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует, сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.) Материалоёмкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции – показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой продукции к индексу материальных затрат. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменения материалоёмкости продукции. Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, на сколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономично. Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов. В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения. Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоёмкость можно определить способом цепной подстановки. Используя данные Таблицы 15. Таблица 15 Влияние факторов первого порядка
Как видно из таблицы в 2007г. материалоотдача уменьшилась на 3 %, материалоемкость продукции соответственно увеличилась на 3 %. 7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Главная цель анализа - своевременно выявлять и удалять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются: систематический контроль за формированием финансовых результатов; определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты; выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. 7.1. Анализ состава и динамики прибыли В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от нераспределенная прибыль. Валовая прибыль (маржинальная прибыль) - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Налогооблагаемая прибыль это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается. Чистая прибыль прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Нераспределенная прибыль это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление. В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Данные таблицы 16 показывают, что общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 21,07%. Наибольшая доля в ее составе занимает прибыль от реализации продукции – 89,2% Далее проанализируем выполнение плана и динамики прибыли от реализации отдельного вида продукции. Прибыль зависит от 3-з факторов: П=VРПi (Цi –Сi ), где: VРПi – объем продаж, шт; Цi – цена изделия, руб Сi – себестоимость изделия, руб Таблица 16 Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
Таблица 17 Выполнение плана и динамики прибыли от реализации отдельного вида продукции
Из Таблице 17 видно, что общая прибыль по изделиям в плановом году увеличилась, в том числе за счет таких показателей, как: По первому изделию: А. За счет влияния объема продаж DПV РП =D VРП(Ц0 -С0 )=209(4500-4000)=104500 руб. Б. За счет влияния цены DПЦ =VРП1 *DЦ=1754*500=877000 руб. В. За счет влияния себестоимости DПС = VРП1 *(-DС)=1754*(-1500)= - 263100 руб. По второму изделию: D А. За счет влияния объема продаж ПV РП =D VРП(Ц0 -С0 )=137(1500-950)=75350 руб. Б. За счет влияния цены DПЦ =VРП1 *DЦ=1682*120=201840 руб. В. За счет влияния себестоимости DПС = VРП1 *(-DС)=1682*(-50)=-84100 руб.
7.2. Анализ рентабельности Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании (табл. 18). Существуют следующие показатели рентабельности: 1) Общая рентабельность 2) Рентабельность основной деятельности 3) Рентабельность реализации – показывает сколько прибыли содержится в одном рубле выручки от реализации. 4) Рентабельность собственного капитала – позволяет узнать, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в собственный капитал 5) Рентабельность текущих активов – показывает сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы 6) Рентабельность основных средств. Таблица 18 Показатели рентабельности
Рис.1 Показатели рентабельности планового и отчетного периода. Как видно из рисунка 1, Общая рентабельность в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 3,76%, это говорит о том, что на один рубль себестоимости продукции стало приходится на 3,76% больше прибыли. Рентабельность основной деятельности уменьшилась на 7,53%, что говорит о снижении прибыли, приходящейся на рубль стоимости основных и оборотных средств. Значительно снизился уровень рентабельности текущих активов (на 19,63%) и рентабельность основных средств (1,79%). Далее проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности конкретного вида продукции зависит от изменения от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы продукции (табл. 19). Таблица 19 Уровень рентабельности конкретного вида продукции.
А. R0 = (Ц0 -С0 ) / С0 = (500-400)/400 = 0,25 Rусл1 =(Ц1 -С0 ) / С0 = (600-400) / 400 = 0,5 R1 = (Ц1 -С1 ) / С1 = (600-480) / 480 = 0,25 DRЦ = Rусл1 - R0 = 0,5-0,25 = 0,25 DRС = R1 - Rусл1 = 0,25- 0,5 = -0,25 Б. R0 = (Ц0 -С0 ) / С0 = (300-250) / 250 = 0,2 Rусл1 =(Ц1 -С0 ) / С0 = (358-250) / 250 = 0,4 R1 = (Ц1 -С1 ) / С1 = (358-310) / 310 = 0,2 DRЦ = Rусл1 - R0 = 0,4 –0,2 = 0,2 DRС = R1 - Rусл1 = 0,2 – 0,4 = -0,2 Определим рентабельность капитала по следующей модели: R = БП / КL, где : БП – балансовая прибыль, КL – капитал. БП = Пр + ВФР, где: Пр – прибыль реализации, ВФР – внереализационные финансовые результаты. КL = В / k, где: В – выручка, K – коэффициент оборачиваемости капиталом ( это отношение выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала). Таблица 20 Показатели рентабельности.
Рассчитаем показатели на основе Таблице 20: R0 = Rусл1 = Rусл2 = Rусл3 = R1 =
DRВ = Rусл 1 – R0 = 3.19-5.05 = -1.86 DRПр = Rусл 2 – Rусл1 = 4,13 – 3,19 = 0,94 DRВФР = Rусл 3 – Rусл2 = 4,86 – 4,13 = 0,73 DRk = R1 – Rусл3 = 4.37 – 4.86 = -0.49 DабсR = R1 - R0 = 4,37 – 5,05 = -0,68 -1,86+,094+0,73-0,49 = -0,68
7.3. Определение точки безубыточности Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, что бы предприятие начло получать прибыль. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж называют зоной безубыточности. Определяя безубыточный объем продаж и зоны безубыточности можно использовать аналитические и графические способы. Воспользуемся графическим способом и рассчитаем точку безубыточности анализируемого предприятия ООО «ТИСТ». Выручка от реализации, руб. Выручка Зона прибыльности Точка безубыточности Переменные издержки 13248840 Постоянные издержки 3436 Объем реализации, шт. Рис.2 График безубыточности предприятия Для определения безубыточности объема продаж, построен график, где по горизонтали указан объем реализации продукции в натуральном выражении, а по вертикали выручка от реализации. Из графика можно сделать вывод, что при объеме производства 3436 предприятие ООО «ТИСТ» начнет получать прибыль с каждой выпущенной и реализованной единицы продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТИСТ» можно сделать следующие выводы . В течении периода с 2005 по 2007 г. объем производства и реализации продукции возрастал , но в 2007 г. наблюдается снижение. Это связано с появлением конкурентов, на ранке происходит перенасыщение Комплектом постельного белья 1,5 спального. Выполнение плана происходит в 2005 и 2006 годах. В 2007 году план по реализации и производству выполнен только на 95%. Что касается трудовых ресурсов, то при анализе выяснилось, что предприятие использует их достаточно полно. Финансовый анализ деятельности ООО «ТИСТ» показал, что финансовая устойчивость постепенно повышается. Так в течении 3 лет повышается коэффициент автономии предприятия, но не достигает нормативного уровня, поэтому руководству предприятия следует обратить внимание на наращивание собственного капитала. Судя по рассчитанным в ходе анализа финансовым коэффициентам ООО «ТИСТ» имеет достаточно стабильное положение. Для улучшения финансового положения предприятия необходимо: 1. По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика; 3. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов. / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толчак, И.В. Щитникова. – Мн.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2004. 6. Бердикова Т.Б. Анализа и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Учеб. пособие для вузов. / Т.Б. Бердикова. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2003. 7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Бухгалтерский учет,2004. 8. Журавлев В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций для вузов / В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков; С-Петерб. гос. техн. ун-т, Чебокс. ин-т экономики и менеджмента. – СПб.: Политехника, 2003. 9. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятий. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. 10. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для вузов. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова.- М.: Проспект, 2004. 11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. / Г.В. Савицкая, 13-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Новое знание, 2007. 12. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа : Учеб. и практ. пособие для экон. вузов. / А.Д. Шеремет , Р.С. Сайфуллин , Е.В. Негашев, 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2004. |