Реферат: Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности
Название: Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение ………………………………………………………………………………....2 1. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности……………...4 2. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия ООО «Флора»…………………………………………………………………………………..8 3. Анализ прибыли ООО «Флора»…………………………………………………….10 4. Оценка показателей рентабельности ООО «Флора»……………………………....14 5. Пути повышения рентабельности торговых предприятий………………………..20 Заключение……………………………………………………………………………...22 Список используемой литературы…………………………………………………….23 Функционирование предприятий в условиях рыночной экономики на принципах самоокупаемости и самофинансирования актуализирует проблему получения достаточной для обеспечения расширенного воспроизводства, решения социальных проблем коллектива прибыли. Анализ динамики показателей прибыли и рентабельности, их факторный анализ, как ретроспективный, так и прогнозный, а также маржинальный анализ являются необходимым инструментом в разработке управленческих решений, направленных на оптимизацию показателей прибыли и рентабельности предприятия. Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков. В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия. В данной курсовой работе объектом анализа является предприятие розничной торговли ООО «Флора». Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Флора». Задачи анализа: 1. Осуществление анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия. 2. Совершенствование планирования прибыли и нахождение путей увеличения рентабельности торгового предприятия.
1. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности. Основными задачами анализа прибыли и рентабельности деятельности являются: систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода. Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационные расходы, доходы и потери. Их влияние определяют прямым счетом. Прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения. В связи с этим изменяется методика анализа прибыли. Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию). Многие их них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные их аналитического учета. Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению. Анализ рентабельности продаж должен также проводиться по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость. Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торгового предприятия. Особое внимание уделяют изучению работы подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт работы лучших хозрасчетных подразделений по финансово-торговой деятельности. Изучение работы второй группы хозрасчетных подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста прибыли. В процессе анализа следует количественно измерить влияние хозяйственной деятельности отдельных предприятий на общие результаты работы торговой организации. Это делается следующим образом: относительную разность по изучаемому показателю по предприятию (процент перевыполнения плана или темп прироста в динамике) умножают на удельный вес данного предприятия в сводном показателе торговой организации в базисном периоде. К задачам управления прибылью можно отнести: 1. Обеспечение максимализации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия. 2. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. 3. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. 4. Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия. Основными задачами анализа прибыли являются: 1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли. 2. Изучение структуры прибыли. 3. Определение и изменение факторов формирования прибыли. 4. Выявление резервов увеличения прибыли. 5. Разработка прогнозных показателей прибыли. Последовательность проведения анализа прибыли и рентабельности. 1.Определяют все виды прибыли. Прибыль от продажи товаров = валовой доход – издержки обращения. Прибыль до налогообложения = прибыль от продажи товаров + прочие доходы – прочие расходы. Чистая прибыль = прибыль до налогообложения – сумма налога на прибыль (ставка налога на прибыль 20%) 1. Определяют отклонение фактической прибыли от плана. Сумма фактической прибыли – сумма плановой прибыли. 2. Определяют процент выполнения плана: (сумма фактической прибыли / сумму плановой прибыли) * 100% 3. Определяют влияние факторов на величину прибыли: а) влияние изменения объема товарооборота на прибыль: ((фактический товарооборот – плановый товарооборот) * плановый уровень прибыли) / 100 б) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль: (( фактический уровень валового дохода – плановый уровень валового дохода) * фактический товарооборот) / 100 в) влияние изменения уровня издержек обращения на прибыль: (( фактический уровень издержек обращения – плановый уровень издержек обращения) * фактический товарооборот) / 100 2. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия ООО «Флора». ООО «Флора» зарегистрировано Регистрационной Палатой Мэрии г. Москва 13.07.1995 г., регистрационный номер 3003520. Участниками Общества с ограниченной ответственностью являются граждане РФ. ООО «Флора» является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ООО «Флора» действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором. Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников. Общество осуществляет торгово-закупочную деятельность и розничную торговлю. Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмотренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент по кредитам банков и по облигациям. Образующаяся после этих расчетов прибыль остается в полном распоряжении общества, часть которой выделяется на развитие производства и общие нужды, а другая часть (дивиденды) может распределяться по итогам работы за год между акционерами пропорционально их акциям. Среднесписочная численность работников фирмы 363 человека, средняя заработная плата в 2009 г. составила 700 руб., в 2010 г. прогнозируется повышение до 760 руб. Заработная плата начисляется в соответствии со штатным расписанием. Основным источником прибыли является прибыль от реализации продуктов питания. Кроме прибыли от реализации фирма получает прибыль от внереализационных операций. Операционные доходы фирма получает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы – это местные налоги, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев автотранспортных средств и др. ООО «Флора» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: - удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; - организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг. Цель коммерческой деятельности ООО «Флора» – получение прибыли. По масштабу деятельности ООО «Флора» можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочная численность работников 363 человека). По методу обслуживания покупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок. Так как ООО «Флора» занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения. Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «Флора» за 2007 – 2009гг. представлены в таблице 1.
3. Анализ прибыли ООО «Флора». По ООО «Флора» за 2009 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Флора» за 2008 – 2009 гг. (тыс. руб.) Таблица 1
Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей. В 2009 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2008 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации. Прибыль от реализации в 2009 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме). За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р. В 2009 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,43%). Абсолютный перерасход издержек обращения в 2009 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2009 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%. Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2009 г. по сравнению как с 2008 г., так и с 2007 г. В 2009 г. На предприятии увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р. На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков. Издержки обращения за год по сравнению с 2008 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%. Кроме прибыли от реализации ООО «Флора» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р. Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2009г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р. Предприятием была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2008г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2009г. по сравнению с 2008г. В сравнении с 2007г., в 2008г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%. Необходимо отметить, что за период с 2007г. по 2009г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2009г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2008г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2009г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2007г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота. 4. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия. Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами. Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 4. Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Флора» (тыс. руб.) Таблица 4
Как видно, что в 2008г., что 2009г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2009г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли. Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации. Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж ООО «Флора», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2009г. - 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2008г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%. Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров. С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 5). Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности ООО «Флора» (тыс. руб .) Таблица 5
Сопоставив таблицы 6 и 7, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2009г., что в 2008г. Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности. Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством: · сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли; · определения показателей за ряд лет; · сопоставление фактических и плановых показателей; · внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам); · сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения. Рентабельность капитала. Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями. С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.6). Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Флора» (тыс. руб.) Таблица 6
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2009 году (19,97%) ниже, чем в 1999г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2008г. Рентабельность используемых ресурсов. Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 7). Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы «Флора» (тыс. руб.) Таблица 7
Данные таблицы 7 показывают, что в 2009г. по сравнению с 2008г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза. 5. Пути повышения рентабельности торговых предприятиях. В торговых предприятиях должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению рентабельности. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: - увеличение скорости обслуживания покупателей - необходимо расширить обязанности работников: уменьшение перерывов во время праздничных дней, (когда спрос увеличивается); - улучшение качества обслуживания покупателей; - продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; - снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, торговых площадей, рабочей силы и рабочего времени; - расширение рынка продаж - поиск новых покупателей; - проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала - следует отправлять работников на повышение квалификации; - повышение эффективности деятельности предприятия торговли по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю; - улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия торговли заказчиками работ; - строгое соблюдение заключенных договоров на поставку продукции - нужно проводить сегментацию потребителей и на основе этого выбирать: с кем заключать договора, а с кем - нет. Прирост товарооборота также можно получить за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятия торговли должны искать новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, организации общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты). Дополнительную прибыль можно получить за счет снижения издержек обращения, а чем выше прибыль, тем больше рентабельность. Экономию издержек обращения можно достичь за счет: - снижения расходов на транспортировку путем организации централизованного завоза в свои магазины и в магазины некоторых муниципальных предприятий, с которыми заключены договоры на доставку с оплатой этой части транспортных расходов; - снижения расходов на хранение за счет ускорения оборачиваемости и в результате сокращения потерь при хранении и высвобождении складских помещений, которые можно сдавать в аренду, на сумму; - за счет сокращения расходов на тару путем замены стеклотары пластиковыми бутылками и за счет улучшения хранения и ремонта тары; - снижения расходов на ремонт основных средств за счет использования более экономичных и ремонтных материалов и сокращение расходов на оплату ремонтных работ путем создания ремонтных бригад, исключив труд временных рабочих; Заключение Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения. Основные аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере предприятия розничной торговли ООО «Флора». Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рентабельностью торгового предприятия. Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения. Так анализ показал, что на предприятии ООО «Флора» в 2009 г. товарооборот вырос по сравнению с предшествующим годом на 77584 тыс. руб. (182842 – 105258), т.е. темп роста – 174 %. При этом план товарооборота был перевыполнен на 100,85 %. Рост товарооборота сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода (178 %) опережал темп роста издержек обращения (139 %). Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста прибыли от реализации товаров (234 %). Дальнейший детальный анализ издержек обращения позволил установить резервы повышения прибыли. Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2009 г. экономическая деятельность ООО «Флора» была рентабельной (рентабельность продаж по прибыли от реализации товаров – 4,5 %, рентабельность издержек обращения – 52 %, рентабельность собственного капитала – 20 %). В результате проведенного анализа прибыли были выявлены резервы ее повышения, что позволило разработать план по прибыли на следующий год. 1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 1990. 2. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. Мн.: Вышейшая школа, 2000. 4. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле – М.: Экономика, 1994. 5. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 1999. - № 9 - 10. 6. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. 7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП Экоперспектива, 1997. 8. Экономика торгового предприятия. Учебник / под ред. профессора Гребнева А.И. - М.: Экономика, 1996. 9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000. |