Контрольная работа: Антимонопольная политика 7

Название: Антимонопольная политика 7
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: контрольная работа

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Экономика и управление на предприятии

Дисциплина: Государственное регулирование экономики и экономическая политика

Контрольная работа

на тему « Антимонопольная политика»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 2 курса (3,5)

Афанасьев И.А.

г.Якутск-2007г.

Содержание:

Страница

Введение…………………………………………………………….

3

1. Содержание и виды антимонопольной политики……………..

4

2. Специфика антимонопольного регулирования экономики в

России…………………………………………………………….

6

Заключение………………………………………………………….

14

Использованная литература………………………………………..

16

Введение

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная эконо­мика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно ко­торому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

1. Содержание и виды антимонопольной политики

Что следует понимать под конкуренцией и монополией?

Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, са­мостоятельные действия которых эффективно ограничивают возмож­ность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращения на соответствующем рынке.

Антипод конкуренции — монополия. В узком, строгом смысле мо­нополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы, когда продукт производится единственной фирмой. Однако на практике чаще исполь­зуется понятие монополии в более широком смысле. В этом смысле под монополией подразумевают такую рыночную ситуацию, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монополь­ную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.

В роли монополии не обязательно выступает крупная фирма. Глав­ное — удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкрет­ного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолют­ный и относительный размеры фирмы довольно часто "идут рука об руку".

В зависимости от степени монопольной власти, которой располага­ют хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют следующие рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополисти­ческая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Если в пер­вой из названных структур фирмы не имеют никакой монопольной власти, то в последней — одна фирма осуществляет абсолютную моно­польную власть на рынке. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополисти­ческая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая структура (в широком понимании этого термина).

Сравнительный опыт функционирования различных рыночных струк­тур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдель­ных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к обществен­ным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогич­ную продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти часто приводит к сознательному ограни­чению производства отдельных видов товаров и услуг для поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэффективно­му распределению ресурсов между различными отраслями, к их недо­использованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монопо­лия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.

Как отмеченные, так и неназванные негативные моменты монопо­лизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику — комплекс мер государствен­ной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресе­чение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйству­ющим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики вклю­чает два связанных между собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регу­лирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законо­дательства.

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Пер­вым антимонопольным законом общего характера, где впервые исполь­зовался и термин "монополия", принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для друго­го использования".

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его моде­ли; американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монопо­лии как структурной единицы независимо от социально-экономичес­ких последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, кото­рый получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с об­щественной точки зрения и должны подпадать под действие антимоно­польного законодательства.

Европейская модель в отличие от американской делает упор на прин­цип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихе­виористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели исполь­зуется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические послед­ствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние кон­куренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

2. Специфика антимонопольного регулирования экономики в России

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномо­чиях и практической деятельности федеральных антимонопольных ор­ганов. Последние включены в России в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало антимонопольному регулированию в России было положе­но принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР "О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 г., стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство России состоит из Конститу­ции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соот­ветствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановле­ний и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы: понятие монополиста, его качественные и количественные ха­рактеристики; виды монополистической деятельности, подлежащей государ­ственному регулированию; перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей зап­рещению; определение системы антимонопольных органов, их задач, фун­кций и полномочий; меры ответственности за нарушение антимонопольного законо­дательства.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране — само понятие монополиста как субъек­та, деятельность которого подлежит регулированию. В российском ан­тимонопольном законодательстве содержание и количественные кри­терии монополиста определяются через понятие "доминирующее положение" — центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответ­ствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признает­ся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре­деленного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по уста­новлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рын­ке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирую­щим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количествен­ные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста отно­сятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменя­емых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначно­го решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении мо­нополиста и его экономической власти в учете так называемых аффи­лированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон "Об акционерных обществах" обязывает акционер­ные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно пуб­ликовать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций (ст. 92, 93).

Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физичес­кие и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним отно­сятся следующие категории лиц: лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%; физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению; лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; до­говорными; организационно-управленческими; родственными; смешан­ными.

Аффилированными считаются как контролируемые тем или иным лицом субъекты, так и контролирующие его деятельность.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулиро­вания — определение видов монополистической деятельности, пред­ставляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограниче­ние конкуренции: изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен; навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора; принуждение к заключению "связанных контрактов"; нарушение установленного порядка ценообразования; создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; установление монопольно высоких (низких) цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными поку­пателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов.

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирова­ния — перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не до­пускаются. В России к ним относят: распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой ре­путации; ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготов­ления товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажу товаров с незаконным использованием результатов интел­лектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, про­изводственной или торговой информации без согласия ее владельца.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регули­рования — совокупность антимонопольных органов, их задачи, функ­ции и полномочия. В России главный антимонопольный орган — это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке пред­принимательства (МАП), который создает в регионах территориаль­ные отделения. К основным его задачам относятся: содействие формированию рыночных отношений на основе конку­ренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного за­конодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимоно­польного законодательства и об устранении их последствий, об их при­нудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоре­чащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюд­жет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В западных странах известны случаи принудительного роспуска объе­динений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельно­сти монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать ин­тегрированное предприятие, составные части которого жестко связа­ны технологически.

МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реор­ганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объедине­ний на предмет их соответствия требованиям антимонопольного зако­нодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или до­лей в уставном капитале коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воз­действия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более стро­гие меры.

В экономике современных государств всегда существуют такие сфе­ры, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не­целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы нацио­нальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следова­тельно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опи­раться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые есте­ственные и государственные монополии.

Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкурен­ции в силу технологических особенностей производства (в связи с су­щественным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в по­треблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприя­тий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т. д. Согласно Федеральному закону РФ "О естественных монополи­ях" от 17 августа 1995 г., к ним отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны ее субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тари­фов на товары и услуги отраслей — естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монопо­лий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

В России применяются следующие методы регулирования естествен­ных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслужива­нию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в това­ре, производимом субъектом естественной монополии.

Государственное регулирование естественных монополий основы­вается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов ес­тественных монополий.

Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конку­ренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэф­фективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формиро­вании общих условий экономического и социального развития стра­ны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъек­тов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осу­ществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Цен­тральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической де­ятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монопо­лии имеет исключительный характер, его виды и границы определя­ются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная политика государства не означа­ет тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регули­рование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и ней­трализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ос­лаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и со­ставляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд суще­ственных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, ког­да в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии ста­новления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразви­тость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольно­го регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо созда­вать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не созда­ет систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно ус­пешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность госу­дарственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому ан­тимонопольное регулирование в России распространяется и на дея­тельность всех этих субъектов.

Заключение

Итак, в заключении необходимо сделать ряд выводов по проделанной работе:

1. Под монополией подразумевают такую рыночную ситуацию, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монополь­ную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.

2. Государственное антимонопольное регулирование экономики вклю­чает два связанных между собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регу­лирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законо­дательства.

3. Начало антимонопольному регулированию в России было положе­но принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР "О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 г., стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство России состоит из Конститу­ции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соот­ветствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановле­ний и распоряжений правительства.

4. Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы: понятие монополиста, его качественные и количественные ха­рактеристики; виды монополистической деятельности, подлежащей государ­ственному регулированию; перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей зап­рещению; определение системы антимонопольных органов, их задач, фун­кций и полномочий; меры ответственности за нарушение антимонопольного законо­дательства.

5. Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд суще­ственных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, ког­да в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии ста­новления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразви­тость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольно­го регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо созда­вать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не созда­ет систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно ус­пешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю. Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность госу­дарственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому ан­тимонопольное регулирование в России распространяется и на дея­тельность всех этих субъектов.

Использованная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Юристъ, 2002.

2. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2002.

4. Колтунов В.М.. Основы рыночной экономики, ч.1. Н.Новгород: Экономика, 2001.

5. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Райзберга Б.А. М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.

7. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей редакцией акакд. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлёвой. - М.: ПРОМО-Медиа, 2000.

8. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.

9. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000.