Реферат: Новейшие экспедиции и их открытия
Название: Новейшие экспедиции и их открытия Раздел: Рефераты по географии Тип: реферат | |||||
Мордовский государственный университет имени н.п. Огарёва Кафедра «География» РЕФЕРАТ Новейшие экспедиции и их открытия Выполнила студентка географического 101 гр. факультета дневного отделения специальность «География» Камендровская М.С. Проверила Петоченкова О.У. Саранск 2001 СодержаниеС. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Капитан Кусто. Мифы и реальность 52. Тур Хейердал: «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы!» 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 Список использованных источников 22 ВВЕДЕНИЕСреди современных нам ученых-первооткрывателей и путешественников вряд ли можно назвать людей, имена которых были бы более известны миллионам читателей, нежели имена Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто. Это объясняется и их личными человеческими качествами, и особым талантом доступно, увлекательно и искренне довести до широкого читателя и зрителя сущность своих научных идей и ход своих смелых экспедиций и полевых исследований, призванных подтвердить их гипотезы. С чего же все началось? Как пришел Тур Хейердал к убеждению о связи древних обитателей Перу с Полинезией и затем посвятил десятилетия изучению и доказательствам трансокеанских миграций и культурных контактов? В предисловии к русскому изданию своей первой книги, «В поисках рая», Хейердал писал: «Я провел год на полинезийском острове, пытаясь жить, как жили первобытные люди, и не подозревал, что мои наблюдения и опыт заставят меня переключиться на совсем другую область науки и десять лет спустя я снова попаду в Полинезию уже на бальсовом плоту из Южной Америки». Древние сказания стариков острова Фату-Хива о прошлом своего народа невольно перекликались с преданиями Перу, а найденные Хейердалами изваяния напоминали древние американские скульптуры. Исследование Жка-Ива Кусто иного рода - Мировой океан. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод. Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э. ) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. Этих очень разных людей объединяет одно – любовь к природе и истории и страстная жажда исследования. В своей работе я постаралась отразить и то, как и что послужило толчком в определении жизненного пути и бесстрашного капитана и писателя «Кон-Тики» и «Ра» Тура Хейердала, и талантливого изобретателя и режиссёра Жака-Ива Кусто. 1. Капитан Кусто: мифы и реальность Жак Ив Кусто ушел из жизни 25 июня 1997 года. И уже на следующий день средства массовой информации во всем мире активно включились в создание коллективного портрета этого человека. Каждый автор добавлял штришки сообразно своим представлениям о легендарном подводнике. Все они претендуют на достоверное изображение. Если сравнивать эти описания между собой, среди них не найдется и двух похожих. Но удивительно другое: ни одно из них не соответствует истинному портрету Капитана Кусто. И этому есть причины. Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо. Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй - предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах. Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка. Учеба, которую он продолжил во Франции, не отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличаются от американских. И только в стенах Иезуитского колледжа в Париже он начинает всерьез относиться к занятиям. Тем не менее он получит степень бакалавра в 1930 году - в 20 лет. Он выдерживает вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и принимается туда с хорошими результатами. В 1933 году он получает назначение на крейсер 'Примоге', направлявшийся на Ближний Восток. Уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству. В 1936 году он просит назначения в военно-морскую авиацию и добивается перевода. И в этом же самом году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он берет спортивную машину своего отца и попадает в аварию. Ее последствия поистине ужасающи для Жака Ива Кусто: множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки... Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто закончена. Лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год спустя выйти из больницы. Слабым, но стоящим на своих ногах и с обеими действующими руками. В сентябре 1939 года началась войнв. Жака Ива Кусто назначили канониром на крейсер Duplelx, где он и прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, он служит на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди - погонщик мулов в Северном Провансе. Они возвращаются к своим подводным увлечениям и занимаются монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм '18 метров под водой'. Впервые этот фильм представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Не будем забывать, что в то время Франция была полностью оккупирована фашистами. Жак Ив Кусто создает свою первую компанию по производству фильмов 'Студия научных фильмов Кусто' в 1942 году, перед тем как организовать 'Объединенные акулы', которая позднее выпустит значительную часть снятых им кинолент. Проект переживает необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак-Ив излагает свои пожелания в том, что касается снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собирает такой аппарат и проводит ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицирует аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказывается превосходной в эксплуатации. Отснятые кадры станут основой фильма 'Останки затонувших кораблей'. Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда. В 1947 году G. E. R. S. получает свое собственное судно - 'Инженер Эли Монье'. Военно-морское ведомство предоставляет G. E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно, например, соглашается поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии, о которых мы уже упоминали, на глубине более 30 м и в сложных для погружения условиях. Министерство также предлагает продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт станет неудачей, которая сильно отразится на Кусто, но она же позволит ему извлечь незабываемый урок на будущее. Жак-Ив Кусто хочет полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы: быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он больше не хочет опеки ни сверху - чтобы лично определять цель, ни снизу - чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Он очарован старым минным тральщиком, принадлежащим Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носит судьбоносное имя 'Калипсо'. Но у Кусто нет средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики будут участвовать в расходах: ассоциация 'Французские океанографические общества', созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку. Она состоялась в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто как раз исполнилось 40 лет. А через три месяца, когда экспедиция вернется, на борт 'Калипсо' ступит тот, кого назовут легендарным 'Бебером' - Бернар Фалько. Он покинет корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находят рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решает взять в свои руки то, что станет первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончит ее, оставив эту заботу Иву Жиро, страстному энтузиасту, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 - 60 м. Жак-Ив здесь использует свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации: пресса и телевидение во всем мире сообщают о стройке в Гран-Конглюэ; 'Нэшнл джиогрэфик' посвящает ему большую статью, которая дает Кусто известность в англоговорящих странах. И в это же время создается более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добиваются участия в этом технологическом прорыве и охотно делают капиталовложения. Тем не менее бурная деятельность сопряжена с большим и расходами, и Жак Ив вынужден обратиться к решению задач менее зрелищных, показательных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требуются подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создает французскую компанию подводных исследований 1OFRS (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключает контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяет Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зреет в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф. Дюма в 1953 году, - 'Мир тишины', которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака-Ива Кусто. В это же время он принимает участие в экспериментальных погружениях батискафа 'Триест' профессора Пикара. Забыты неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погружается на глубину 3200 м с профессором и его сыном на борту Во время этой операции командование ВМС Франции просит его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто убежден, что его будущее -в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с 'Преконтинентом' будут проведены, чтобы доказать это. В 1954 году Жак Ив Кусто отправляется на Красное море и в Индийский океан. На борту 'Калипсо' находится также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщает его к погружениям, и молодой человек снимает документальный сериал, который будет с успехом показан миллионам телезрителей. В начале 1955 года все собрались на борту 'Калипсо' для великого отплытия: курс - на Красное море. Начались съемки 'Мира тишины', который станет культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах. Триумф фильма невообразимый: публика аплодирует стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение в один голос называют фильм произведением века. В 1957-м ему присуждают 'Оскара'. Необходимо отметить редкий факт: на следующий год другой фильм Жака-Ива Кусто 'История красной рыбы' получает еще один приз на Каннском фестивале и еще одного 'Оскара' в Голливуде. Это подтверждает, что в первом случае успех был не случайным. 1953 год. Батискаф "'Триест" профессора Пикара Жак-Ив Кусто сумеет на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который ему принес 'Мир тишины'. И также сполна использует все возможности, предоставляемые средствами массовой информации. В 1957 году принц Монако Ренье предлагает Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Тот принимает предложение, и это превосходно устраивает обе стороны: государство с выгодой использует кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив может поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать иные его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых. Впрочем, они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто. Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на жизнедеятельности уважаемой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете: он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, - сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Так, он предоставит возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу позволяя им решать текущие вопросы, но никогда не передаст полномочий на разрешение принципиальных проблем. В 1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции 'Преконтинент I', в ходе которой два пловца - Аль-бер Фалько и Клод Уэсли - будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м под водой. Результаты работ обнадежили, и в 1963 году была предпринята операция 'Преконтинент II' в Красном море, за ней в 1965-м последовала 'Прекон-тинент III'... Пять человек, среди которых 'ветераны' первого 'Преконтинента', участвуют во втором опыте и шестеро - в третьем. Среди них и Филипп Кусто. И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто. Тем не менее забегая вперед, скажем, что сегодня подобного рода погружений нет, используются погружаемые капсулы, в последнее время - управляемые роботы. Тем не менее думается, глава о проникновении человека на большие глубины не закрыта. Еще одним итогом операции 'Преконтинент III' стал 'Оскар' за фильм 'Мир без солнца'. Он, конечно, не имел такого же успеха, как 'Мир тишины'. Некоторые подготовленные критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки. Кусто эти справедливые упреки огорчили главным образом потому, что они выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на 'Калипсо'. Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добивается у французского правительства заключения крупного контракта на 'проведение подводных исследовательских работ нового типа'. 'Аржиронет' - такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма. Проект пополам финансируют ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передают реализацию 'Аржиронета' СЕМА Жака Ива Кусто. Масштаб задуманных работ огромен. Они рассчитаны более чем на четыре года. Не ошибемся, если скажем, что этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Некоторые говорят, что ситуация была скандальной. Но здесь нужно учитывать следующее. Кусто мог многое позволить себе с учетом своей фантастической известности. И если, как считали недоброжелатели, его репутация была слегка подмочена во Франции, то в США она оставалась незапятнанной. В 1972 году капитан покидает родину. В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом - владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Отныне он ответствен за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий 'Калипсо' по всему свету. В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано 'Общество Кусто '. Цель - 'защита природы и улучшение качества жизни'. Президент общества - отец, вице-президентом назначен сын Жан-Мишель. Место базирования штаб-квартиры - Нью-Йорк. Имя Кусто творит чудеса. Взносы текут рекой. Члены общества получают опубликованные произведения 'Калипсо Лог' и 'Долфин Лог'. Продажа товаров на дому осуществляется на американский манер - по почте. Успех мгновенный и огромный. Он подталкивает к созданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе. «Калипсо» В Норфолке 'Общество Кусто' хочет построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич. Проект закончился полным финансовым провалом, потерей миллионов и миллионов долларов. Но как бы там ни было, вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убеждает власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), по причине смены городских властей этому плану не суждено будет осуществиться. Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порою служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США 'Общество Кусто ' было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законами. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества... Тем не менее совершенно очевидно, что никто не вправе посягнуть на честное имя самого Кусто. Общеизвестно: чем масштабнее личность, чем грандиознее дело, которым занят человек, тем больше у него не только союзников, но и завистников, недоброжелателей. К тому же, как знаем, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. 2. Тур Хейердал: «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы!» Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в маленьком городке Ларвик у входа в Осло-фиорд. Он был единственным ребенком богатой и уже немолодой четы. Его мать до этого была дважды замужем и имела одного ребенка от первого брака и трех от второго. Отец также был уже один раз женат и имел троих детей. Однако дома Тур рос в обществе взрослых, под влиянием своей матери, образованной женщины, убежденной дарвинистки, решительно порвавшей с религией. Она развивала и укрепляла его любовь к природе и окружающему миру. Ему дарили игрушечных зверей, изображения доисторических животных, книги о путешествиях и народах. Любовь к природе, длительные экспедиции в горы, лыжи закалили неловкого и избалованного мальчика, панически боявшегося плавать после двух случаев, когда он в детстве тонул. Упорно и целеустремленно Хейердал воспитывал в себе «настоящего мужчину», сильного, выносливого, не боящегося трудностей. Уже в старшем классе школы он начинает размышлять о неустройстве современного мира, его тянет к простой первобытной жизни, которую можно было испытать лишь на отдаленном, почти необитаемом острове, где нет европейцев. На зоологическом факультете, куда он поступил, его разочаровало кабинетное обучение, оторванное от природной среды. Признавая важность научной методики, необходимость микроскопии и анатомии, он считал, что «надо больше заниматься географическим распространением и повадками животных». Он мечтал изучать живое единство природы, связи между живыми организмами и средой. Это тоже толкало его на бегство в первобытность, к природе» Эксперимент на Фату-Хиве показал Хейердалу невозможность осуществления его романтической мечты. Но впечатления от местного фольклора, древних изваяний, возникшие аналогии определили решительный перелом в его жизни и интересах. Вернувшись на родину, он со страстью и целеустремленностью приступает к изучению всех доступных материалов по Полинезии и древним американским культурам. При первой же возможности Тур с женой отправляется в Северную Америку. Но здесь его застает вторая мировая война. Тяжелые испытания и почти нищета на чужбине в первые годы войны, участие в военных действиях добровольцем в последние ее годы — все это прервало его сосредоточенные исследования. Но после войны он с удвоенным рвением возвращается к ним. Огромный материал, прочитанный и изученный на месте, приводит его к убеждению о существовавших в древности связях между Южной Америкой и Полинезией, мысли о которых родились на Фату-Хиве. Так возникла идея экспедиции на плоту из Перу в Полинезию. Тур Хейердал прославился в 1947 году, проплыв на бальсовом плоту «Кон-Тики» несколько тысяч километров от Перу до Полинезии. Его целью было доказать, что знаменитые статуи острова Пасхи созданы в глубокой древности представителями исчезнувшей культуры «мочика», изгнанными с родных мест воинственными инками и перебравшимися через Тихий океан. Тогда никто и предположить не мог, что древние люди на плотах были на это способны. Его экспериментальные парусные путешествия на деревянном плоту «Кон-Тики» и на тростниковом челне «Раll» доказали, что преодоление больших водных пространств было возможно и в условиях примитивной древней цивилизации. Осло. «Кон-Тики» Частный музей в Бюгде, принадлежащий Туру Хей ердал у. В нем два основных экспоната - бальсовый плот «Кон- Тики» и папирусная ладья «Ра-2. В конце 70-х годов состоялось тяжелое плавание на "Тигрисе", связавшее Индию с библейскими землями, а в 80-х Хейердал снова вернулся в Перу, где открыл целую долину древних пирамид, созданных все той же исчезнувшей культурой "мочика". По соседству много лет копали золото бригады археологов, но никто из них, глядя на большие холмы правильной формы, и не думал об их искусственном происхождении. В начале 90-х годов Тур Хейердал получил письмо от немецкого туриста, в котором тот высказал на первый взгляд совершенно абсурдное предположение об искусственном происхождении некоторых холмов на острове Тенерифе. Помня о похожей истории в Перу, ученый заинтересовался и в 1993 году впервые приехал на Канары. И вновь скептики были посрамлены. Хейердал раскопал несколько тенерифских пирамид, и выяснилось, что их строили гуанчи - древний народ, истребленный испанцами в XV веке. Здесь, на Тенерифе, ученый и живет сегодня вместе со своей супругой Жаклин. К началу XXI века мир как будто привык к тому, что этот неуемный потомок викингов все время удивляет. Но и сегодня 86-летний Тур Хейердал не думает уходить на покой, он работает в городе Азове Ростовской области. В который раз вызвав на бой догматиков, ученый готовит революцию в истории уже своего, норвежского народа. Именно так в сагах именуется территория современной Европейской России... «Все сходится: северное Причерноморье римляне покорили именно в I веке до нашей эры. Кроме того, я был просто поражен, когда узнал, что племена асов и ванов были реальными народами, населявшими здешние места до нашей эры! А когда я посмотрел на карту низовьев Дона и увидел слово «Азов», то я просто не мог прочитать его иначе, как «Ас Хов», ведь древненорвежское слово «хов» обозначает храм или священное место! Это мой проект, я его задумал, разрабатываю, и я же финансирую. Сейчас здесь заложено три археологических раскопа, пока мы находимся только в самом верхнем, сильно перемешанном слое, но уже есть интересные находки, представленные древней керамикой и монетами. Я абсолютно уверен, что среди большой группы людей, пришедших в Скандинавию вместе с Одином, были и те, чьи корни лежат в России. Люди в то время передвигались вдоль рек не только на лодках, но и пешком. После окончания последнего ледникового периода Норвегия и Швеция могли заселяться только теми людьми, кто поднимался вверх по рекам Дону, Днепру, Волге... Я пока не могу об этом говорить. Надеюсь, что их удастся опубликовать в нашей новой книге, которую мы собираемся издать этой осенью. Я прекрасно знаю, что она породит еще более сильную бурю, потому что может возмутить спокойствие и представление о себе очень многих народов». Заключение Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества. Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины - мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное. В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки. Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в "доисторические" времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям. Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам. Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук. Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал – люди, которых обобщает одно: любовь истории и природе и огромная тяга к знаниям. Их исследования имеют большую историческую и географическую ценность и заслуживают того, чтобы о них знали люди. Список использованных источников1. Норман И, Крылова Е. Корабли как люди // журнал Октопус № 3 от 2000г. 2. Арнольд Якоби. Сеньор Кон-Тики. М„ 1970, стр. 37. См., например, Leslie Sklair. The revolt against the machine. — «Cahiers d' Histoire Mondiale», 1970, v. ХП, N 3. 3. Тур Хейердал. В поисках рая. М., 1964. 4. Тур Хейердал. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи. М., 1959. Последнее издание — «В поисках рая. Аку-Аку». М., 1970. 5. Супруненко В. По пути древних мреходов? //Вокруг света № 41 (116), 1998г. 6. Миров С. «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы?»// Новая газета от № 243 от 17.05.2001 г. 7. Сенкевич Ю. Путешествие длиною в жизнь. Сер. Мой 20 век., м.: Вагрус, 1999, - 384 с. |