Реферат: Религиозный туризм
Название: Религиозный туризм Раздел: Рефераты по географии Тип: реферат |
План
1 Святые места в Израиле……………………………………………………. 3 1.1 Паломничество на святую землю…………………………………….. 3 1.2 Святой город Иерусалим……………………………………………… 4 1.3 Вифлием (Бейт-Лехем)……………………………………………… 16 1.4 Галилея……………………………………………………………….. 18 2 Следы Мухаммеда………………………………………………………… 22 Список используемой литературы………………………………………… 25 1 Святые места в Израиле
1.1 Паломничество на Святую Землю Слова "Святая Земля" наполнены особым смыслом для каждого православного человека. Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля. О ней мы узнаем с самых первых страниц Священного Писания. Именно она была обещана Богом Аврааму, названному «отцом всех верующих». К ней, преодолевая многочисленные испытания, стремился из Египта избранный Богом народ. На этой земле, в период всеобщего идолопоклонства, совершалось служение истинному Богу. Наконец, на этой земле родился обещанный Богом Мессия - Иисус Христос. Эта земля стала местом Его Служения, Крестной Смерти и Воскресения. В православном понимании под паломничеством подразумевается посещение святых мест, чтимых монастырей, храмов. Оно было издавна распространено на Руси. Однако, в своем первоначальном смысле, паломничество - это посещение Святой Земли. В православии само понятие паломничество возникло в связи с путешествиями для поклонения местам, связанным с именем Спасителя. В современном мире паломничество часто смешивается с туризмом. Несмотря на кажущуюся близость, эти понятия имеют весьма разный характер. В то время как туризм имеет своей целью получение новых знаний, ощущений, паломничество носит чисто религиозный характер. Совершаясь по благословению Церкви, паломничество является своего рода богослужением, духовной работой, очищением души. Его также называют поклонничеством, поскольку основной целью богомольца является поклонение святым местам.
1.2 Святой город Иерусалим Самым главным местом Земли Обетованной является город Иерусалим, который, как и вся эта земля, также называется святым. Здесь же, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм, который на протяжении многих веков был единственным местом истинного Богопочитания. Здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Господь неоднократно посещал Иерусалим, удивляя книжников своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Спаситель несколько раз посещает Святой Град, проповедуя наступление Царства Небесного. Последний приход Христа в Иерусалим сопровождался поистине царской встречей. Однако, ликование толпы было недолгим. Встреченный как Царь, Господь вскоре предается на поругание и позорную смерть. На горе Голгофе совершается распятие Христа. Положенный во Гроб, Христос преодолевает смерть. Пришедшие ко Гробу мироносицы не находят тела Учителя. Восставший от Гроба Господь вскоре является ученикам, уверяя их в истинности своего Воскресения. Все эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли здесь, в Иерусалиме. Отсюда же, следуя повелению Христа, началась проповедь Евангелия по всему миру. Святой Град Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле. Поклонническая программа для русских богомольцев обычно начинается с посещения Русской Духовной Миссии - официального представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества. Отсюда начинается их путь по стопам Господа. Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом. Заселение этого квартала началось в IV веке когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня. Храм гроба Господня. Войдя в Старый город через Яффские ворота, спустившись вниз по улице Давида в направлении к базару, попадаем на территорию Христианского квартала, где находится святая святых христианского мира — Храм Гроба Господня. Он воздвигнут на месте, где, согласно преданиям, был распят, погребен и затем воскрешен Христос. Путь к Храму Гроба Господня лежит по ул. а'Ноцрим (Христианская улица), первый поворот налево от улицы Давид a'Meлex. Идем по правой стороне улицы а'Ноцрим до улицы св.Елены (рехов сант аЛена) и спускаемся к скромной калитке, ведущей во двор, где стоит Храм Гроба Господня. Храм Гроба Господня является как бы мемориалом Христа. Здесь все связано с его именем. При входе в храм мы видим камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный, мрачный зал. Своды его поддерживаются многочисленными колоннами и строительными лесами, поставленными после землетрясения 1927 года. Слева от лестницы, — небольшая часовня, где находятся каменные надгробия над могилами христианских королей Иерусалима: Годфруа и Бодуэна I. В центре зала стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня (Кузуклия) Часовня имеет два придела: придел Ангела (здесь мы видим Фигуру сидящего на гробовом камне ангела. Часть камня зделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход, поэтому, проходя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра а длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие. Позади часовни находится притвор греческой церкви, где привлекает внимание большая каменная ваза, символизирующая "центр земли", находящийся в святом Иерусалиме, и трон патриарха. Против часовни расположен притвор русской православной церкви. Здесь на богато отделанном золотом алтаре видим четыре большие иконы московских мастеров с необычайно тонкой работы серебряными складами. В католическом притворе, украшенном мозаичными картинами на библейские темы, находится алтарь "Пригвождения ко кресту". От ворот Гефсиманского сада лежит путь через пересохшее русло ручья Кедрон к Львиным воротам Старого города. Почти сразу привлекает внимание часовенка на четырех хрупких, изящных колонках (справа по ходу движения). За ней широкая арка входа в подземный храм Успения Божьей Матери. В нем помещается гробница, воздвигнутая императрицей Еленой (византийский период). По преданию, в гробнице пребывало до вознесения на небо тело Святой Девы. В храм ведет широкая мраморной лестница в 50 ступеней. В нем можно увидеть алтари всех христианских вероисповеданий. Здесь же, в каменном киоте, большая икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной. Посреди храма в небольшой купольной часовне находится мраморная плита поверх скалы, в виде ложа. Напротив гробницы Божьей Матери стоит небольшой храм, воздвигнутый над местом убиения первомученика Стефана. По преданию, на этом месте он был побит камнями за проповедь учения Христа. За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник. Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов. Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма. На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов. На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария. От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: "Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо". Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона. Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости. Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена. К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа. Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция. На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену. Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз. Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам. Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п. По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз. Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем. Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции. В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста. Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа. Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня. Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Через эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь). Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится к периоду царя Ирода. В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю. Здесь же размещена Русская миссия в Палестине. После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода. На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода. Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа. Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария. 1.3 Вифлием (Бейт-Лехем) На небольшом расстоянии от Иерусалима расположен небольшой городок, называемый также городом царя Давида. Сюда пришла Божия Матерь вместе с праведным Иосифом для участия в проводившейся в это время переписи. Здесь, в небольшой пещере, служившей загоном для скота, исполнились чаяния пророков и «Слово стало плотью», Бог родился среди людей. Посещая вифлеемский вертеп, находящийся под сводами древней базилики и доныне сохраняющий вид пещеры, паломники воспринимают непередаваемую атмосферу той дивной палестинской ночи, когда родился младенец Христос. Бет-Лехем, известный в русской традиции как Вифлеем, неоднократно упоминается в Библии. Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Здесь произошла история с моавитянкой Рут (Руфь). Здесь, как считают христиане, родился Иисус. В начале царствования императора Константина его мать Елена воздвигла над гротом, где, по преданию, Мария родила Христа, церковь Рождества, разрушенную во время восстания самаритян и восстановленную императором Юстинианом в VI веке. В 1100 году Бет-Лехем был захвачен крестоносцами и после этого несколько раз разрушался и отстраивался. Вся жизнь в этом небольшом городе, населенном в основном арабами-христианами, вращается вокруг христианских святынь. Церковь Рождества, расположенная на Ясельной площади, мало изменилась со времен Юстиниана. Она приобрела вид крепости, и два из трех ведущих в нее входов замуровали, чтобы легче защищать. Рядом с храмом Рождества - францисканская церковь, расположенная там, где, по преданию, стоял дом Иосифа-плотника. На улице Молочного грота находится церковь, воздвигнутая над пещерой, где Мария кормила Иисуса Согласно легенде, несколько капель молока пролилось на черный камень — и он побелел. Существует поверье, что если крупинку этого камня дать кормящей матери, то у нее прибавится молока. Накануне Рождества всеобщее внимание приковывает большая католическая церковь Св. Катарины, откуда ежегодно на весь христианский мир транслируется по телевидению полночная месса. Церковь Рождества открыта ежедневно с 6 до 18. Церковь Св. Катарины - с 8 до 12 и с 14.30 до 18 часов. Информационное турбюро находится на Ясельной площади, рядом с муниципалитетом.
1.4 Галилея Большая часть жизни Иисуса Христа связана с Галилеей. Здесь, в небольшом городе Назарете совершилось Благовещение - событие, ставшее началом истории спасения человеческого рода. Деве Марии явился ангел, сообщивший Ей о чудесном рождении от Нее долгожданного Мессии. В небольшой деревушке по имени Кана Он совершает первое чудо. На берегу Галилейского озера Христос находит Себе учеников, которые становятся Его постоянными спутниками и провозвестниками грядущего Царства Небесного. Неоднократно Генисаретские пределы оглашались словами проповеди Спасителя и были свидетелями Его чудес. Христос часто посещал окрестные города. Один из них - Капернаум, даже называется в Евангелии Его городом. В Галилее впервые прозвучали евангельские блаженства. Здесь миру был явлен новый идеал жизни, сущность которого составляют любовь и всепрощение.
Наконец, в Галилее, на горе Фавор, незадолго до своих страданий, Господь преображается перед учениками, показывая им свое божественное достоинство. Путешествуя по Галилее, паломники переживают евангельские события на тех местах, где они происходили, слушают слова Христа там, где они были сказаны. Евангельское учение, проповеданное большей частью в Галилее, оживает в сердцах паломников, соединяясь с дивными образами этой земли. Кинерет: Мирно покоится оно в своем ложе, как в те времена, когда Иисус из Назарета сходил сюда, чтобы беседовать с рыбаками. Еще через километр начинается Геннисаретская равнина. В северной ее оконечности, на самом берегу Кинерета, находится одно из почитаемых христианами мест, называемое Тавха (в русской транскрипции — Табга) . Это арабское название, происходящее от греческого слова "эптапегон", что означает "семь источников". Ивритское название — "Эйн шева" (эйн - ключ, шева — семь). Когда-то в этом районе, действительно, было семь источников, воды которых питали Кинерет. Сейчас их осталось только пять. На остатках византийского храма стоит францисканская церковь "Умножения хлебов и рыб", построенная в начале этого века. Сегодня в этом районе находится первая насосная станция всеизраильского водовода. На ближайший к Магдале холм, по преданию, взошел Христос, чтобы сказать знаменитую Нагорную проповедь... "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны алчущие, ибо они утешатся..." В честь "Заповедей блаженства" в начале нашего столетия построен католический монастырь с небольшим храмом, обнесенным галереей, с которой открывается великолепный вид на озеро. Холм, на котором расположен этот монастырь, называется горой Блаженства. На северном берегу Кинерета, в 12 км от Тверии, в евангельские времена существовал город Капернаум. Его имя, как и Магдала, упоминается в Евангелии. Название городка — производное от ивритского "Кфар Нахум" — "Деревня Нахума". По преданиям, Христос переселился сюда из Назарета и совершил здесь множество чудес: исцелил бесно- ватого, слепого и т.д. Спускаясь с Иерусалимских холмов в западном направлении и проезжая через зеленую долину, паломники прибывают в приморский город, упоминаемый в Библии под именем Иоппия. В настоящее время этот город называют Яффо. Именно из яффского порта, согласно преданию, отправился в путь пророк Иона. Здесь же, в Яффо, в доме Симона Кожевника, апостолу Петру было явлено видение, побуждавшее его на проповедь среди язычников. В Яффо апостол Петр воскресил праведную Тавифу. В конце прошлого века в Яффо был воздвигнут русский монастырь в честь особо чтимого в этом городе апостола Петра. На территории обители находится место погребения праведной Тавифы. В недалеком прошлом именно через яффский порт прибывали на Святую Землю паломники. И древняя Иоппия была первым местом их соприкосновения с Землей Обетованной. 2 Следы Мухаммеда Во многих религиях обязательным мероприятием для каждого верующего является паломничество к святым местам. В исламе обязанность любого мусульманина - хадж, или ритуальное паломничество в Мекку. Религиозный туризм в Саудовскую Аравию с каждым годом развивается все стремительнее, и с февраля по март город Мекка становится крупным международным центром, принимающим на горе Арафат более двух миллионов людей со всего света. Каждый год мусульмане совершают хадж в память о последнем путешествии пророка Мухаммеда из Медины в Мекку в марте 632 года. Он родился и жил в Мекке - древнем центре торговли и религиозном центре аравийских племен, и заповедал всем мусульманам совершать паломничество к этому городу. А в Медине, втором священном для мусульман городе, ислам приобрел характер самостоятельной религии. Здесь были заложены основы исламского государства, первой столицей которого Медина и стала. Сейчас ежегодно путь Мухаммеда повторяют до двух миллионов человек. И эти города теперь разительно отличаются от тех, какими они были во времена зарождения ислама. Сегодняшняя Мекка - это современный город с населением более миллиона человек, где вся жизнь связана с обслуживанием паломников. За последние 20 лет Саудовская Аравия вложила более 20 миллиардов долларов в инфраструктуру города: в водоснабжение, строительство и благоустройство дорог, мечетей, туннелей и боен для жертвоприношений. Статус священного города делает Мекку закрытой для "неверных". Правда, если раньше попытка проникнуть в Мекку могла караться смертью, в наши дни все ограничивается штрафом и высылкой из страны. Традиции здесь сильны, как нигде больше, ведь именно в Мекке находится Священная мечеть Харам - главная святыня ислама. Харам занимает площадь в 309 тысяч квадратных метров и представляет собой величественное здание с девятью минаретами, облицованное сиреневым мрамором. Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек. В центре ее находится святилище Кааба, углы которого ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое меняется раз в год. Дверь в святилище сделана из чистого золота и весит 286 кг. В восточный угол Каабы вмонтирован Черный камень, и многие полагают, что это метеорит. В мечети Харам находится и священный источник Зам-зам, вокруг которого и возникла Мекка. Однако, несмотря на атмосферу древности, внутри здание мечети оборудовано на самом современном уровне: там действуют 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами. Большинство паломников попадают в Мекку через город Джидда, аэропорт которого связан регулярными рейсами почти с 70 городами мира. Кстати, минимальная стоимость авиаперелета в Саудовскую Аравию с проживанием, визой и страховкой составляет 1400 долларов. Поэтому неудивительно, что каждый год в этой стране паломники тратят несколько миллиардов долларов. Впрочем, желающих по-прежнему больше и больше. Например, по прогнозам в этом году только из России в Мекку приедут семь тысяч мусульман. Из какой бы страны не прибыл паломник, все должны соблюдать определенные правила. Согласно традициям, хадж может совершить только тот, кто достиг совершеннолетия, обладает крепким здоровьем, находится в ясном уме и имеет достаточно средств на путешествие и содержание семьи, остающейся дома. Кроме того, религия предписывает верующим в этот период отказываться от большинства благ цивилизации: во время хаджа каждый из них голодает, совершает намаз и воздерживается от любых социальных обязанностей. Паломники облачаются в особые одеяния, а единственная разрешенная обувь - открытые сандалии. Но помимо религиозных требований к паломникам, есть и административные: - Во-первых, власти Саудовской Аравии запрещают въезд в страну тем, у кого в загранпаспорте есть израильская виза. - Во-вторых, каждому, кто намерен совершить хадж, необходимо иметь с собой международные справки о наличии прививок против дифтерии и менингита. - Женщины моложе 45 лет обязательно должны сопровождаться мужчинами из числа ближайших родственников и иметь при себе свидетельство о браке. - Кроме того, у всех, кто приехал совершить хадж, еще в аэропорту забирают паспорт, и возвращают его только перед отлетом на родину. Список используемой литературы 1. В. М. Подугольников. «Страны мира: Краткий справочник», М.: Республика, 2001, с. 148. 2. Н. А. Поляков. «Страны мира: Краткий справочник». – М.: Политиздат, 2000, с. 153. 3. А. М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия т. 10. М.: Советская Энциклопедия, 1972, с. 112-118 4. Ислам. Краткий справочник., Наука, М. 1983 5. П.Н. Галазны, «История государства зарубежных стран»., М., Юрид. лит-ра, 1980 6. Г.Ф. Ким, «Ислам. Идеология, право, политика и экономика»., М., Наука, 1985 7. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока., М., 1982 8. В. Соловьев, «Мухаммад, его жизнь и религиозное учение»., Спб., 1902 9. Р.А. Абузяров, З.И. Туаева, «Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура» Уфа, 1996 |