Аннотирование
Аннотирование процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания
- Аннотация- это вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
- Классификация аннотаций осуществляется по многим признакам. По функциональному (общественному) назначению
аннотация делится на справочные и рекомендательные
. Главное различие между ними состоит в отсутствии или наличии оценки документа. Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и обобщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании. Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа.
- По способу характеристики первичного документа
аннотации подразделяются на общие и аналитические (или специализированные)
. Общая аннотация характеризует документ в целом и составляется на документы, содержание которых целиком относится к теме библиографического указателя (или его раздела). Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа
- По количеству анализируемых документов
различают монографические и сводные (групповые) аннотации.
Монографическая аннотация составляется на один документ. Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов, позволяя показать в них общее и особенное.
- По объему и глубине свертывания
различают пояснительные, описательные и реферативные аннотации.
Пояснительные аннотации, состоящие из нескольких слов или одного - двух предложений, только раскрывают недостаточно информативное заглавие документа.
Описательные аннотации, обобщенно характеризуя содержание первичного документа и приводя перечень основных тем, в нем отраженных, отвечают на вопрос «» О чем сообщается в документе? Реферативные аннотации не только указывают перечень основных тем, но и раскрывают их содержание. Они отвечают на два вопроса: «О чем сообщается в первичном документе?» и «Что именно по данному поводу сообщается?»
- По исполнению
аннотации бывают авторскими и составленными редакторами, библиографами.
- По способу подготовки
различают «ручные» и автоматизированные аннотации.
- В соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95 в состав аннотации могут входить следующие элементы:
· Основная тема, проблема, цель работы;
· Результаты работы;
· Что нового несет в себе данный документ по сравнению с другими, родственными по тематике и целевому назначению;
· Сведения об авторе первичного документа;
· Указания на принадлежность автора к стране (на документы переведенные с иностранных я зыков);
· Сведения о достоинствах аннотируемого произведения, взятые из других документов;
· Сведения об изменения заглавия документа или авторского коллектива и года выпуска предыдущего издания (при переиздании);
· Год, с которого начат выпуск многотомного издания.
- Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:
· Оценки информационной значимости документа и выбора вида библиографический характеристики;
· Анализа содержания в целях выявления наиболее существенных сведений;
· Обобщения наиболее значимой информации для составления аннотации.
- ПЛАН-МАКЕТ ПОАСПЕКТНОГО (АНКЕТНОГГО) АНАЛИЗА ДОКУМЕНТА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПРАВОЧНОЙ АННОТАЦИИ
Сведения об авторе
Сведения о форме (жанре первичного документа)
Предмет, объект или тема первичного документа
Время и место исследования
Характеристика содержания аннотируемого документа
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
Характеристика справочного аппарата издания
Целевое и читательское назначение документа
- ПЛАН-МАКЕТ ПОАСПЕКТНОГО (АНКЕТНОГО) АНАЛИЗА ДОКУМЕНТА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ АННОТАЦИИ
Сведения об авторе
Краткая характеристика творчества автора
Характеристика аннотируемого произведения
Оценка произведения
Стилистические особенности произведения
Характеристика художественно - полиграфического и редакционно – издательского оформления
Целевое и читательское назначение документа
- Приложение 1
Уточнение смысла неинформативного заглавия
при составлении пояснительной аннотации
Пример неинформативного заглавия
|
Текст пояснительной аннотации
|
1
|
2
|
МЕТАФОРА
|
Боно де Э. шесть шляп мышления: Пер. с англ.- СПб.: ЗАО «Питер», 1997.- 256 с.
Тазиев Г. Встречи с дъяволом.-М.: ТЕРРА, 1998.-384 с.
|
Введенный автором образ шляп означает шесть разных способов мышления.
Красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная - критическое, желтая - оптимистическое, зеленая - творчество, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, белая – за факты и цифры
Увлекательный рассказ ученого- вулканолога о научных экспедициях в кратер вулкана
|
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
|
Кто украл кораллы? // Поиск.- 1998 .- № 50. – С.15
Франкель Л. Как одержать победу над судьбой? – М.: азбука, 1997. – 232 с.
|
Морские биологи выяснили, что главная причина выхода из строря целых экосистем коралловых рифов- глобальное потепление
Межличностные отношения в рабочих коллективах
|
ПОСЛОВИЦА, ПОГОВОРКА
|
Береги рецептор смолоду! // Поиск. – 1998. - № 50. - С.15
Своя рука - владыка // Поиск. – 1997. - № 9. – С.15
|
Выявлена зависимость психического состояния человека от рецепторов 5-НТ-1А
Датские ученые разработали устройство которое поможет парализованным людям брать и удерживать в руках предметы
|
13. Приложение 2
Перечень маркеров, облегчающих выявление основных аспектов содержания аннотируемых документов при составлении справочной аннотации
Наименование аспекта
|
Маркер
|
1
|
2
|
1. Сведения об авторе
1.1. Профессия
1.2. Ученая степень, звание
1.3. Национальность
|
Автор монографии -…
Монография известного отечественного авиационного конструктора… посвящена и…
Авторы учебника – высококвалифицированные специалисты в области…
Академик… посвятил свою монографию…
Автор, доктор технических наук, профессор…
Монография лауреата Нобелевской премии… включает…
Автор, известный французский математик…
Книга видного американского социолога… посвящается…
Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США…, заложили основу нового научного направления - …
|
2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа
|
Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит дает представление и т.п.)
В антологию вошли работы по проблемам… Сборник включает статьи, посвященные…
В справочнике нашли освещение вопросы…
|
3. Время исследования…
|
Хронологические рамки исследования - …
Анализируемая работа содержит сведения за период…
|
4. Место исследования
|
Описывается способ…, разработанный в Московском НИИ радиологии…
|
5. Характер подачи материала
5.1. Систематическое изложение
5.2. Постановка проблемы
5.3. Описание методики
5.4. Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования
5.5. Обобщение данных по различным источникам
5.6. Рекомендации практического характера
5.7. Отличительная особенность, новизна излагаемого материала
|
Материал представлен в виде…
Информация подается как…
В монографии всесторонне анализируется…
Сборник… - итог комплексного исследования…
Обосновывается и раскрывается сущность проблемы…
Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется и т.п.) проблема…
Описан принципиально новый метод…
Рассматривается метод…
На обширном фактическом материале… показывается…
Книга основана на фактических данных…
Факты, собранные и проанализированные автором, характеризуют…
Анализируются реальные события…
В монографии обобщен научный материал…
Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения…
Обобщаются ранее не систематизированные данные…
Даются рекомендации по…
Описываются рекомендации по практическому применению…
На практике рекомендуется…
Принципиальное отличие подхода…, который отстаивает автор, заключается в…
Впервые вводится в научный оборот…
Сборник посвящен малоизученной проблеме…
В монографии впервые представлен…
|
6. Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
|
Третье издание… включает новые разделы по…
В переиздании… заново написаны главы о…, изменена структура…
Новое издание отличается от предыдущего…
В отличие от…, в состав нового издания вошли…
|
7. Характеристика справочного аппарата издания
|
Издание снабжено… (вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…)
В состав справочного аппарата монографии вошли:…
Пользование пособием облегчает справочный аппарат, включающий…
Монография сопровождается списком литературы, включающим… Названий
|
8. Читательский адрес и целевое назначение
|
Книга адресуется (рассчитана, ориентирована, предназначена для…, представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована…)
|
14. Приложение 3
Перечень маркеров, облегчающих выявление основных аспектов содержания аннотируемых документов при составлении рекомендательной аннотации
Наименование аспекта
|
Маркер
|
1
|
2
|
1. Сведения об авторе
1.1. Даты жизни, деятельности
1.2. Национальность или указание на принадлежность автора к стране
1.3. Раскрытие псевдонима
1.4. Профессия
1.5. Период, к которому относятся творчество автора
|
Автор романа…
Годы жизни автора - … относятся к периоду…
Татищев В.Н. (1686-1750), русский историк
Имя французского поэта… широко известно отечественному читателю.
Хорхе Луис Борхес (1899-1986)- аргентинский поэт, прозаик, переводчик.
Герман Гессе (1877-1962)- крупнейший немецко-швейцарский писатель первой половины ХХ в.
Марк Твен (Настоящее имя- Сэмюэл Клеменс)…
Подлинное имя современного французского прозаика Анри Труайя- Левон Тарасян…
Автор очерков - известный полярный исследователь, неутомимый путешественник…
До прихода в литературу автор успел поработать и…, и…
Идейные убеждения… складываются под влиянием…
Творчество… относится к эпохе…, оно пронизано идеей…
Творчество… неразрывно связано с периодом, получившим название…
|
2. Краткая характеристика творчества автора
2.1. Основные направления творчества произведений автора
2.2. Упоминание о наиболее значимых произведениях автора
2.3. Место автора в формировании определенного жанра или направления литературы
2.4. Сведения о присужденных автору премиях и званиях
|
Творчество посвящено…
Ведущая (основная, генеральная) тема творчества - …
В основном… пишет о…
Излюбленная тема… - …
В новой повести… продолжает ту линию своего творчества, которая обозначена его широко известными романами – «…»
Имя… известного любителям поэзии по тпким сборникам, как «…»
Юджин О’Нил, зачинатель американской драмы ХХ века, …
С именем Р.Бредбери неразрывно связано развитие жанра научной фантастики.
Повесть (роман, сценарий) удостоена (отмечена, получила и т.п.) премии…
Роман лауреата крупнейшей британской литературной премии «Букер» за … год, посвящается…
|
3. Характеристика аннотируемого произведения
3.1. Литературная форма (жанр произведения)
3.2. Тема произведения:
- в художественных произведениях;
- в научно-популярных изданиях;
- в детской литературе
3.3. Место и время действия
3.4. Характеристика действующих лиц
3.5. Цитаты
|
Эта книга- повествование о том как…
Роман (повесть, рассказ, новелла, поэма, очерк, эссе и т.д.) повествует (посвящен, рассказывает) о…
Приключенческая (документальная, историческая, научно -фантастическая, юмористическая) повесть связана с … (посвящена, рассказывает о…)
Главная тема повести (романа, рассказов)- …
Роман посвящен…
Повесть и рассказы… объединяет тема…
На страницах книги читатель встретится с … (побывает в …, увидит…, узнает…, отправится…)
Автор приглашает читателя увидеть… (удивиться…, задуматься над…, внимательно посмотреть на…)
Знакомясь с этой книгой, юный читатель узнает о том, каков (что, где, когда, сколько, зачем, почему, отчего…)…
… - вот далеко не полный перечень вопросов, на которые можно найти ответы в этой увлекательной
Действие повести происходит в… во время…
События романа разворачиваются в… в годы…
Время действия повести - …
Главные персонажи романа - …
Герой повести… обладает…
«…»- этими словами главного героя можно выразить основную идею романа.
«…»- так определяет суть основного конфликта своего романа автор.
|
4. Оценка анализируемого произведения
4.1. Отличительные особенности издания
4.2. Фактический материал, лежащий в основе произведения, личное участие автора в описываемых событиях
4.3. Историческая, общественная и художественная ценность аннотируемого произведения
4.4. Сведения о популярности аннотируемого документа
4.5. Сведения о возникших вокруг произведения дискуссиях
4.6. Оценка произведения
|
Книга получила высокую оценку прессы и читателей
Настоящее издание широко известного романа…
включает новую часть…
Подобное издание предпринимается впервые…
Большинство новелл публикуется на русском языке впервые.
Повесть автобиографичная…
В книге использованы личные наблюдения автора…, много лет проработавшего в…
Судьба героя повести во многом повторяет судьбу автора…
Повесть… стала одним из самых значительных произведений советской литературы 1920 гг. …
В антологию вошли лучшие повести…, созданные в период с … по…
Повесть широко известна и была экранизирована.
Роман за короткий срок трижды переиздавался, он является значительным событием в современной литературе.
Повесть вызвала много горячих споров…
Роман… вызвал оживленную дискуссию на страницах журналов…
Роман получил высокую оценку…: «…»
…дал высокую оценку роману, считая, что…
|
5. Стилистические особенности аннотируемого
- художественная литература
- научно-популярная литература
|
Характерные особенности писательского почерка… проявляются…
Литературную манеру… отличают…
Поэтичность, эмоциональность, романтическая окрыленность- вот отличительные черты художественного стиля…
Книга написана (живо и эмоционально, в живой, публицистической манере), увлекательно (простым и доступным языком, ярко и увлекательно, в полемическом духе…)…
|
6. Характеристика художественно -полиграфического и редакционно - издательского оформления
6.1. Общая характеристика
6.2. Качество и количество иллюстраций
|
Издание подарочное…
Многочисленные карты, оригинальные рисунки, фотоснимки обогащают содержание книги.
Книга прекрасно иллюстрирована.
Издание иллюстрировано 120 тоновыми и цветными иллюстрациями.
Книга оформлена художниками Палеха лауреатами премии…
Мастерски выполненные художником… иллюстрации прекрасно дополняют текст.
|
7. Читательский адрес
7.1. Целевое назначение
7.2. Читательское назначение
|
Цель книги- раскрыть…, сформировать…, дать представление о…, углубить знания о…
Книга может быть полезна для расширения кругозора…, повышения квалификации, как справочное пособие по…
Книга рассчитана на (предназначена для…, адресована…, будет с интересом прочитана…, обращена к тем, кто…, заинтересует…, может быть рекомендована…), студентов (младших школьников, руководителей предприятий, специалистов в области…)…
|
|