Реферат: Функции в системе менеджмента, их значение для реализации поставленных целей
Название: Функции в системе менеджмента, их значение для реализации поставленных целей Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
ВЗФЭИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «МЕНЕДЖМЕНТ» на тему «Функции в системе менеджмента, их значение для реализации поставленных целей»
Выполнил студент 3 курса Факультет учетно-статистический Специальность – бухучет, анализ и аудит Группа – вечер № 05УББ03220 Азаева Т.А. Проверил: конд. эк. наук, доцент Пилипчак Ю.В.
Калуга 2008 СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть……………………………………………….3 - функция планирования - функция организации - функция мотивации - функция координации - функция контроля Практическая часть……………………………………………….12 Список литературы…………………………………………………16
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений. Процесс управления (менеджмент) имеет пять взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Д.Файоль в 1916 году. И, хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли. Исходной функцией является планирование. Управлять — это, прежде всего, планировать. Планирование по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения. Планы должны быть унифицированы по «вертикали» и по «горизонтали». «Вертикальная» взаимосвязь определяется тем, что планы всех уровней субординированы: задания нижестоящим уровням являются продолжением планов, выработанных на уровне высшего руководства компании. «Горизонтальное» единство планов всех подразделений и направлений деятельности определяется координацией производственной, финансовой, сбытовой и других сфер развития предприятия. Современный темп изменения и увеличения знаний настолько большой, что планирование зачастую единственный способ формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование дает основу для принятия решения, может способствовать снижению риска при принятии решения. То есть оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Таким образом, планирование — это задача в плане показать то, что необходимо достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством необходимо воспользоваться для этого. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятого. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единство общей цели внутри организации. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: - стратегическое; - среднесрочное; - тактическое или текущее (бюджетное). Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к: - планированию роста прибыли; - планированию издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение; - увеличению доли рынка, увеличение доли продаж; - обеспечению необходимым количественным и качественным составом персонала; - улучшению социальной политики организации. Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция . Организационная работа (организация) — это процесс распределения ресурсов для выполнения планов. В данном случае менеджер должен учесть все виды деятельности, выполняемые персоналом — от программного обеспечения компьютеров фирмы до работы водителей грузовиков и отправки корреспонденции, а также все технические средства и оборудование, используемые работниками в своей деятельности. Функция организации реализуется: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом; заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, определенными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Основные аспекты организационного процесса: 1) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям; 2) делегирование полномочий. Делегирование — термин, используемый в теории управления — означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Под организационной структурой понимается организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед организацией целями и распределением между ее подразделениями функциями. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы. Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления, заключаются в установлении правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями. Это связано с определением их целей, условий работы и стимулирования, с распределением ответственности между руководителями, выбором определенных схем управления и последовательности процедур при принятии решений, организации информационных потоков, выборе соответствующих технических средств. Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделения, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основная задача здесь — повышение эффективности управления. Организация деятельности персонала фирмы должна осуществляться не только в целях выполнения плана. Важно обеспечить заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Эту задачу решает функция мотивации . Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду. Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой, но в нашей стране понятие мотивации труда как экономического фактора появилось сравнительно недавно. Данный факт можно объяснить тем, что в экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирование». Такое понимание мотивационного процесса приводило к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли и как следствие негативно воздействовало на эффективность работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании. Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать поступки, направленные на достижение определенных целей. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация, какие задачи она решает, можно выделить два основных ее типа. Первый тип основан на том, что путем внешних воздействий на человека активизируются мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. В данном случае необходимо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования практически идентичен торговой сделке: «Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне то, что я хочу». Второй тип мотивации основан на формировании определенной мотивационной структуры человека, а основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить мотивы, могущие негативно сказаться на эффективном управлении человеком. Этот тип мотивации носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с определенными действиями или результатами. Однако данный тип мотивации требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, но его результаты существенно превосходят результаты первого типа. На основании этих типов различают две категории теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. При всей значимости рассмотренных выше функций основное место в менеджменте занимает функция координации . Координация предполагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Это происходит за счет установления рациональных связей (коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координация действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаимосвязь всех функций менеджмента, Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тратят на коммуникации. Содержание коммуникационного процесса зависит от координируемых процессов. Особенно широко используются заседания, документы, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя. Координация синхронизирует не только процесс функционирования организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда приспособляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основных факторов развития фирмы. Организация трудовой деятельности людей предполагает необходимость контроля. Функция контроля связана с определением хода выполнения установленных (запланированных) параметров, с сопоставлением фактических результатов с плановыми. На деятельность организации влияют многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности практически невозможно, так как планы не всегда выполняются или же не могут быть реализованы в первоначальном варианте. В данном случае, у руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению еще одной функции менеджмента, которой является функция контроля. Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых не всегда имеет правильную трактовку. Слово «контроль» как и слово «власть» вызывает чаще всего отрицательные эмоции, так как воспринимается как ограничение, принуждение. Это объясняется тем, что контроль как функция, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения «кому-то» или «чему-то». С помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации. Основная задача контроля в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от исходных стандартов. Контроль неотъемлемая часть процесса управления, поэтому выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Функция контроля — характеристика управления, позволяющая выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Одна из причин необходимости контроля в том, что любая организация должна обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. В процедуре контроля имеется три четко разграниченных этапа: - выработка стандартов и критериев; - сопоставление с ними реальных результатов; - принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется определенный комплекс различных мер. Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это определенные цели, которые поддаются измерению и основываются на процессе планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и определенного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Определенный критерий и период времени называются показателями результативности. Критерий определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей. Подобные показатели позволяют менеджеру сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь относительно запланированных целей?» и «Что осталось несделанным?». Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом принимается еще одно важное решение о том, насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от результатов. На этой стадии процедуры дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую наиболее заметная часть всей системы контроля, так как она заключается в определении масштаба отклонения, измерении результатов, передаче информации и ее оценке. На третьем этапе менеджер должен выбрать одну их трех линий поведения: - ничего не предпринимать; - устранить отклонения; - пересмотреть стандарты. Человеческие ресурсы неотъемлемый элемент контроля, как и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Контроль оказывает сильное влияние на организацию поведения системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации. Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. Таким образом, реализация этих пяти функций менеджмента в организации позволить приблизить к совершенству процесс управлении, что является прямой дорогой к достижению целей, поставленных руководством организации. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Ярким примером применения основ менеджмента в своей деятельности, является компания ООО «Макдоналдс». Рабочий коллектив компании представляет собой иерархическую структуру с начальным звеном «член бригады ресторана», в которой две ступени занимают разные категории менеджеров. Рассмотрим более подробно реализацию функций менеджмента в ООО «Макдоналдс». Функция планирования представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. О том, что данная функция имеет место в компании, можно судить по следующим принятым решениям. Цель компании – максимизация прибыли от деятельности ресторана. Для достижения данной цели руководство компании принимает решение усовершенствовать рекламу своей продукции, проводить определенные акции со скидками для привлечения покупателей. Например, в январе 2008 года компании провела двухнедельную акцию с понижением стоимости самого ходового товара – чизбургеров и чикенбургеров – на 33%. Также периодически выпускаются новые виды продукции. Например, в период с июня по август 2008 года ресторан изготавливал сезонные сандвичи со свежими овощами. Функция организации реализуется путем деления организации на подразделения и делегирования полномочий. В компании «Макдоналдс» данные условия осуществляются следующим образом. Структура персонала ресторана имеет определенную иерархию. Каждая должностная ступень данной системы выполняет определенные полномочия. Первая ступень – члены бригады ресторана – выполняют основные работы: приготовление продукции, ее продажа, уборка помещения ресторана, разгрузка машины с товаром. Вторая ступень – инструктора – помимо данных работ, занимаются обучением вновь пришедших работников. Третья ступень - свит-менеджер – контролирует и несет ответственность за свою станцию (кухня, зал, прилавок). Следующая ступень - свинг-менеджер – контролирует и несет ответственность за все, происходящее в ресторане в его рабочий день. Последние ступени, а именно ассистенты директора и директор ресторана, занимаются руководством. Иерархия не ограничивается одним рестораном, но распространяется на всю компанию Макдоналдс по России, и далее по другим странам. Таким образом, осуществление функции организации позволяет достичь более эффективного производства. Функция мотивации проявляется в побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В компании «Макдоналдс» для мотивации работников ресторана используют различные программы. Примером могут служить бесплатные обеды, соревнования между кассирами, проведение корпоративных вечеринок. Еще одним важным орудием мотивации работников является продвижение по службе, совместно с повышением в заработной плате. Примером может служить новая система премий, введенная в ресторане «Макдоналдс» с 1 марта 2008 года. Ежеквартальная премия по итогам оценки рабочих показателей выплачивается каждые три месяца, согласно индивидуальному графику проведения оценки рабочих показателей. Размер премии зависит от оценки рабочих показателей за последние три месяца и составляет: - Оценка «4». Исключительные рабочие показатели – 25% от оплаты за отработанные часы; - Оценка «3». Значительные рабочие показатели – 15% от оплаты за отработанные часы; - Оценка «2». Необходимо некоторое улучшение – 10% от оплаты за отработанные часы; - Оценка «1». Неприемлемые рабочие показатели – премия не начисляется. Возможность повышения по службе зависит от качества работы члена бригады ресторана, и определяется путем подведения результатов нескольких КЛН, о которых будем говорить ниже. Если результаты КЛН высоки, то проводится обучение по новым обязанностям вышезанимаемой должности и аттестация по результатам обучения. Данные программы являются стимулом для рабочих к повышению качества и эффективности их деятельности в компании. Функция координации выражается в установлении рациональных связей (коммуникации). В компании «Макдоналдс» принцип коммуникации является одним из ведущих. Прежде всего, он выражается в необходимой коммуникации между работниками разных станций. Данный принцип проявляется в постоянном диалоге типа «вопрос-ответ» между сотрудниками. Например, если покупатель заказал среднюю порцию картофеля фри, то кассир, принимающий данный заказ должен громко и четко сообщить об этом работнику на станции «картофель фри». В случае если этого не произойдет, время сбора заказа для клиента может увеличиться, что отрицательно отразится в оценочном листе кассира. Также постоянный обмен информацией происходит между менеджерами, между менеджерами и членами бригады ресторана, по поводу пределов продаж на этот день, конкретной подсказки в заказ и др. Функция контроля проявляется в установке стандартов, изменении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. В процессе контроля есть три этапа: - установка стандартов; - сопоставление с ними реальных результатов; - принятие необходимых корректирующих действий. В компании «Макдоналдс» разработаны стандарты работы для каждой станции (зал, прилавок, кухня). Стандарты обслуживания для работников на прилавке следующие: - 6 ступеней обслуживания: 1) приветствие с улыбкой 2) принятие заказа 3) подсказка 4) оплата заказа 5) сбор заказа 6) приглашение придти снова; - время сбора заказа – 60 секунд; - по умолчанию продажа большой порции картофеля фри и напитков; - подсказка в каждый заказ недостающего компонента из схемы «Напиток, сандвич, картофель, десерт». Сопоставление реальных результатов с установленными стандартами происходит в ходе работы ресторана. Свит-менеджер на станции контролирует то, чтобы от данных стандартов не было отклонений. Для того чтобы работники стремились не отходить от установленных стандартов, менеджеры проводят оценку с помощью специальных Контрольных листов наблюдений (КЛН). В КЛН отмечают выполнение всех стадий работы, подводят итог в процентном выражении. По нескольким КЛН, накопленным за период в три месяца проводится аттестация. Если установленные стандарты и требования по работе рабочим не выполняются, то в личное дело может быть записан выговор. При накоплении трех выговоров рабочий увольняется. В то же время за выполнением установленных стандартов со стороны самих менеджеров следят менеджеры высшей ступени и директор. Результатом применения данных функций для ООО «Макдоналдс» является успешное достижение поставленных целей, а именно, максимизация прибыли. Таким образом, компания «Макдоналдс», являясь ярким примером применения функций менеджмента в своей деятельности, может служить образцом процесса управления для других организаций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента – 2-е изд. СПб.: издательство ОЛБИС, 1998. 2. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова – М.: - Высш. школа, 2002. 3. Кошелев А.Н. Основы менеджмента: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. 4. Менеджмент: Учебник/ под ред. проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2004. 5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. «Элит-2000», 2001. |