Учебное пособие: Производственная профессиональная практика
Название: Производственная профессиональная практика Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Научно-методический центр по художественному образованию
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ для специальности 0517 Библиотековедение (базовый уровень среднего профессионального образования) Москва - 2003 Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение ОДОБРЕНА Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования. Председатель – Г.В.Маяровская. Министерство культуры Российской Федерации Составители: Т.В. Колясова, преподаватель Московского областного колледжа искусств Б. Лидогостер, заместитель директора по учебной работе Московского областного колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Рецензенты: В.Л. Белякова, председатель предметно-цикловой комиссии библиотечных дисциплин, заслуженный работник культуры РФ А.М. Мазурицкий, проректор по учебной работе, профессор Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук Редактор О.Н. Соколова Пояснительная записка Производственная (профессиональная) практика студентов является составной частью основной образовательной программы профессионального образования. Производственная (профессиональная) практика по специальности 0517 Библиотековедение имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Производственная (профессиональная) практика организуется в соответствии с Государственным образовательном стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение и включает следующие этапы: практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную), направленную на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных теоретических дисциплин, выработку практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, подготовку к прохождению технологической и преддипломной практики; практику по профилю специальности (технологическую), направленную на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин, опыта работы конкретной библиотеки; для овладения целостной профессиональной деятельностью; оказания помощи библиотеке-базе практики практику квалификационную (стажировку или преддипломную), для обобщения и совершенствования знаний и практического профессионального опыта, полученных в процессе обучения, а также проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. Производственная (профессиональная) практика строится в соответствии с разделами и темами теоретических курсов специальных дисциплин. Итоги производственной (профессиональной) практики показывают готовность студента к дальнейшей профессиональной деятельности, качество практических знаний, степень владения умениями и навыками, необходимыми в избранной им специальности. Общие требования, предъявляемые к студенту, прошедшему все этапы производственной (профессиональной) практики Студент должен знать: нормативно-правовые документы и руководящие методические материалы в области культуры и библиотечной деятельности; основные направления, тенденции развития библиотечного обслуживания в регионе; организацию и управление библиотечным делом; социальные функции библиотек; типологию читателей и особенности их чтения; состав и структуру библиотечного фонда; виды и формы каталогов, систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы; методику, организацию, технологию библиотечных процессов; основные направления справочно-библиографического и информационного обслуживания; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникативных технологий. Студент должен уметь: организовать, использовать, редактировать каталоги и другие элементы справочно-библиографического аппарата; комплектовать, обрабатывать, хранить библиотечные фонды; осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке; использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографической деятельности. В соответствии с требованиями ГОС СПО специалист в области библиотековедения должен овладеть следующими основными видами деятельности: технологической (комплектование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки); организационно-управленческой (организация работы коллектива исполнителей; планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотеки и условиями внешней среды; осуществление контроля за библиотечными процессами); культурно-просветительской (создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности, формирование мировоззренческой культуры, повышение образовательного и профессионального уровня пользователя библиотеки). Распределение бюджета времени В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на весь период производственного обучения отводится 11 недель (при нормативном сроке обучения – 1 год 10 месяцев), из них: на практику для получения первичных профессиональных навыков (учебную) – 2 недели (72 часа) при рекомендуемом 2 курсе обучения; на практику по профилю специальности (технологическую) – 5 недель (180 часов) при рекомендуемых 2 и 3 курсах обучения; на практику квалификационную (стажировку или преддипломную) – 4 недели (144 часа) при рекомендуемом 3 курсе обучения. Базы практики Общие требования к подбору баз практик для специальности 0517 Библиотековедение: библиотеки централизованной библиотечной системы; наличие высококвалифицированных кадров; оснащение современным оборудованием; близкое территориальное расположение базовых учреждений. Практика для получения первичных навыков Базы практики: - национальные, краевые, областные, районные, городские, сельские библиотеки; отраслевые библиотеки; негосударственные библиотеки. Технологическая практика Базы практики – библиотеки централизованной библиотечной системы. Квалификационная практика Базы практики – библиотеки централизованной библиотечной системы. 1. Организация практики Правильная организация и проведение производственной (профессиональной) практики является одним из важнейших условий улучшения качества подготовки специалистов. На основе примерной программы производственной (профессиональной) практики образовательные учреждения культуры и искусства среднего профессионального образования разрабатывают рабочую программу, содержание которой должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного этапа практики к другому. Рабочие программы рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями и утверждаются руководителями учебных заведений. Рабочие программы могут корректироваться в зависимости от условий и специфики баз практики учебного заведения. Производственная (профессиональная) практика может проводиться: концентрированно (непрерывным циклом), рассредоточенно (параллельно с теоретическим обучением или чередуясь с ним по дням, неделям), комбинированно (сочетая элементы первого и второго вариантов). В каждой из форм проведения практики следует учитывать соответствие содержания теоретического обучения и конкретных этапов и разделов практики. Последовательность прохождения студентами всех этапов практики, сроки проведения и точное соблюдение временных нормативов устанавливаются учебным заведением и находят свое отражение в графике проведения практики. Руководители практики составляют расписание практики и графики проведения консультаций. В соответствии с общими установками для студентов разрабатываются программы или план-задание по тому или иному виду практики. Практику для получения первичных навыков можно проводить концентрированно, рассредоточенно или комбинированно (при обязательном сохранении в пределах учебного года объема времени, установленного учебным планом). Технологическую практику целесообразно проводить концентрированно. Квалификационную практику рекомендуется проводить концентрированно по окончании теоретического обучения. Квалификационная практика предшествует итоговой государственной аттестации. Практическое обучение студентов на базах практики осуществляется на основе прямых договоров между учебным заведением и библиотекой. В договоре должны быть оговорены следующие моменты: сроки проведения практики; количество студентов, направляемых для прохождения практики; обязательства сторон. Договор составляется на срок от 1 года до 5 лет. В случае составления договора на срок более 1 года в приложение к договору необходимо ежегодно вносить уточнения. Количество и состав групп студентов, направляемых на производственную (профессиональную) практику, определяется приказом руководителя учебного заведения. В данном приказе также утверждаются руководители практики и устанавливаются сроки и места ее проведения. При проведении производственной (профессиональной) практики учебная группа, по необходимости, может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. Учитывая профиль подготовки специалистов, для лучшей организации практики учебные заведения в отдельных случаях могут формировать группы с меньшим составом студентов, которые, как правило, распределяются по структурным подразделениям ЦБС. Руководителями производственной (профессиональной) практики назначаются наиболее опытные преподаватели специальных дисциплин. Руководитель (директор) учебного заведения: обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за производственной (профессиональной) практикой; утверждает годовой график практики; рассматривает аналитические материалы по организации практики. Заместитель директора по производственной практике: составляет годовой график практики; подбирает, совместно с руководителями практики, базы для ее проведения; распределяет студентов, совместно с руководителями практики, по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта; осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью лиц, участвующих в организации и проведении производственной (профессиональной) практики; контролирует ведение документации по практике; проводит, совместно с преподавателями, семинары, конференции по практике; готовит материалы для тарификации преподавателей–руководителей практики, составляет смету затрат на проведение практики. Руководители групп студентов-практикантов: осуществляют инструктаж работников баз практик, привлекаемых для работы со студентами; осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью студентов; совместно с руководителями баз практик составляют индивидуальные задания для студентов на основе рабочей программы практики и плана работы библиотеки на соответствующий период; наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее совместно с работниками баз практики; совместно с руководителями и работниками баз практики составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки практикантам. Руководители баз практики при проведении технологической и преддипломной практики в соответствии с договором, заключенным с учебным заведением: осуществляют общее руководство практикой, обеспечивают необходимые условия для ее успешного проведения, контролируют работу своих сотрудников; анализируют работу студентов-практикантов и подводят итоги практики в библиотеке. Работники баз практики: знакомят студентов с необходимой документацией; осуществляют практическую помощь в подготовке заданий; консультируют студентов-практикантов; анализируют их работу и выставляют оценки; представляют отзыв-характеристику о работе практикантов; по возможности участвуют в конференциях по итогам практики. С момента распределения студентов-практикантов на базы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в библиотеке, правила пожарной безопасности. 2. Контроль работы практикантов и отчетность Учет выполненной работы ведется каждым студентом ежедневно в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому виду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализами и выводами, а также цифровые данные, характеризующие ее объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. За выполнение отдельных видов работ (организация выставки, библиографический обзор и другие) руководитель выставляет оценки в дневнике практики, которая учитывается при подведении итогов. По завершении каждого вида практики студент составляет отчет (статистический и текстовый), структура которого должна соответствовать структуре программы. В статистическом отчете указывается количество: дней или часов, отработанных в том или ином структурном подразделении ЦБС; обслуженных пользователей; книговыдач с распределением по отраслям знаний; обработанных документов, выполненных карточек; проведенных бесед, обзоров и т.д. Текстовый отчет должен содержать материал, использованный студентом во время практики (тексты обзоров, бесед, тематико-экспозиционные планы выставок, копии и дубликаты выполненных заданий и т. д.). В текстовом отчете студенту необходимо представить анализ практики и выводы. В отчете также может найти отражение работа, выполненная студентом по заданию работников баз практики (помимо учебных заданий). Итогом практики является ее защита, где оценивается уровень приобретенных практических навыков и умений, качество ведения дневника и составленного отчета. По итогам практики выставляется оценка. Технологическая и квалификационная практика могут завершаться конференцией. Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а также студенты, не выполнившие требования программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебными заведениями на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. 3. Примерное содержание практики Практика для получения первичных навыков Задачами практики являются: развитие и укрепление интереса к будущей профессии; подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин; ознакомление с профессиональными умениями и практическими навыками по избранной специальности; подготовка к успешному прохождению технологической и квалификационной практики. Практика может проводиться в форме: практики экскурсий; практики наблюдений. В процессе практики экскурсий студенты знакомятся с опытом работы лучших библиотек региона (разных типов и видов, как государственными так и негосударственными), централизованной библиотечной системой. Экскурсии проводятся по разработанному в учебном заведении плану. Во время практики наблюдений студенты знакомятся с методами и приемами библиотечного обслуживания пользователей библиотек, с конкретными профессиональными умениями и навыками. Практика для получения первичных навыков может проводиться концентрированно, рассредоточенно или комбинированно. Учебными заведениями может быть предусмотрено иное содержание практики, в соответствии со специфическими особенностями баз практики, но в рамках объема времени, отведенного ГОС СПО на практику для получения первичных умений и навыков. Примерный тематический план
Примерное содержание практики
Технологическая практика Технологическую практику (по профилю специальности) целесообразно проводить в лучших библиотеках ЦБС. Целью технологической практики является: закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; связь практического обучения с современной теорией библиотековедения и библиографоведения; оказание помощи библиотеке – базе практики. В процессе практики студент знакомится с библиотечным обслуживанием определенного муниципального образования (город, район или микрорайон города, поселок, село) по следующим направлениям: социальный паспорт муниципального образования (территория, население, инфраструктура, культурно-образовательный уровень населения); актуальные социальные проблемы (система руководства библиотечного обслуживания, органы управления библиотек, планы и программы развития библиотечного дела); изучение централизованной библиотечной сети, наличие библиотек других ведомств; анализ работы библиотеки – базы практики. Наиболее приемлемой формой организации технологической практики является деятельность в качестве дублеров библиотекарей (в соответствии со штатным расписанием). На время прохождения технологической практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности, при условии соответствия работы требованиям программы практики. Примерный тематический план
Примерное содержание практики
Квалификационная практика Квалификационная практика является завершающим этапом обучения, в ходе которой осваивается многофункциональность профессиональной деятельности специалиста и проверяется готовность выпускника к предстоящей самостоятельной работе. Квалификационная практика, как правило, проводится концентрированно по окончании теоретического обучения (в том числе, последней экзаменационной сессии) и предшествует итоговой государственной аттестации. ГОС СПО по специальности 0517 предусматривает два варианта реализации квалификационной практики: стажировка и преддипломная практика. Стажировка проводится в том случае, если итоговая государственная аттестация не предусматривает выполнения дипломной работы. Стажировка помогает выявить профессиональные интересы выпускника и точнее сориентировать его в дальнейшей самостоятельной деятельности в библиотеке. Во время стажировки студенты могут выполнять: обязанности заведующего библиотекой-филиалом, при условии, что базой практики будет определена библиотека-филиал, не имеющая развернутой структуры; обязанности библиотекарей в различных отделах центральной библиотеки (по определенному графику). Преддипломная практика проводится в том случае, если итоговая государственная аттестация предусматривает выполнение дипломной работы. Обязательной частью преддипломной практики является сбор, обобщение материалов для дипломной работы и подготовка к ее защите. В остальном содержание преддипломной практики полностью соответствует содержанию стажировки, но при этом следует учитывать то, что достаточная часть времени, отведенного на прохождение квалификационной практики, должна быть использована студентом для подготовки дипломной работы. Примерный тематический план (1 вариант)
Примерный тематический план (2 вариант)
Примерное содержание практики (1 вариант)
Примерное содержание практики (2 вариант)
Учебные заведения, учитывая региональные условия и особенности баз практики в части выполнения должностных обязанностей работников библиотек, могут планировать иное содержание квалификационной практики, не меняя при этом объем времени, отведенный ГОС СПО на ее прохождение. 4. Рекомендуемая литература и технические средства обучения 1. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России до 1917г.-М., 1999. 2. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России: Учебник.-М., 2001. 3. Библиотека и юный читатель: Практ. пособие.-М.: Книжная палата, 1987. 4. Библиотековедение: Общий курс. Под. ред. К. И. Абрамова., Н. С. Карташова.-М.: Книжная палата ,1988. 5. Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. Для дет. и шк. библиотек.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: Либерия,1998. 6. Библиотечно-библиографическая классификация: Рабочие таблицы для массовых библиотек.-М.: Либерия, 1997. 7. Библиотечное обслуживание: Теория и методика. Под ред. А. Я. Айзенберга.-М.,МГИК, 1996. 8. Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие. Под ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой.-М., 2001. 9. Борхард П. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. Пер. с нем. Е. Ястребовой.-М.:НВЦ «Библиомаркет»,1993. 10. Диомидова Г. Н. Библиография. Общий курс: Учеб. –2-е изд.- М.: Кн. Палата,1991. 11. Диомидова Г. Н. Библиографоведение: Учеб. для средн. проф. учебных заведений.-СПб.: Профессия, 2002. 12. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: Учеб.: в 2-х частях.-М.:МГИК.- Ч. 1,1996; Ч. 2, 1997. 13. Массовая работа с читателями в ЦБС: Метод. Рекомендации. Гос. биб. СССР им. В. И. Ленина / Сост. С. Г. Матлина.-М.,1988. 14. Организация работы ЦБС: Инструкции и учетные формы. Под ред. 15. Р. З. Зотовой.- М.: Книга,1985. 16. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. Под ред. Т. Д. Полозовой: Учеб.- М.: МГИК, 1992. 17. Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник.- М.:Книга,1988. 18. Служба деловой информации в библиотеке: Отечественная и зарубежная практика: Учеб. пособие/ Пер. с англ. –М.: НВЦ «Библиомаркет», 1996. 19. Федеральный Закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Российская газета.- 1995.-17 января |