Контрольная работа: Контрольная работа по Региональной экономике
Название: Контрольная работа по Региональной экономике Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П. А. СОЛОВЬЕВА Факультет заочного обучения Кафедра экономики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Вариант № 8
Студентка группы ЗЭС1-01, 6 курса………………………………….Медведева О. А. (Подпись, дата) Руководитель …………………………………………………………….Камакина О. В. (Подпись, дата) Нормоконтролер …………………………………………………………Камакина О. В. (Подпись, дата) Рыбинск 2006 1. Охарактеризуйте состав финансовых ресурсов региона. Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «Бюджетным кодексом Российской федерации», а также другим федеральным и региональным законодательством. Все доходы и расходы региона взаимоувязываются в его финансовом балансе. Он позволяет определить вклад территории в общие финансовые ресурсы страны, размеры отчислений средств и направления вовне в порядке перераспределения и использования, в том числе отчисления в федеральный, региональный и местные бюджеты. Финансовые ресурсы региона состоят: - Внутренние ресурсы, - Заемные и привлеченные ресурсы. Внутренние финансовые ресурсы включают: Ресурсы предприятий и организаций , расположенных в регионе. Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг. Финансовые показатели предприятий на перспективу определяются на базе прогноза увеличения физического объема производства продукции или услуг и существующего уровня эффективности- доли чистой прибыли, а также характеристик формирования амортизационных фондов с учетом изменения фондоотдачи. Средства населения . Средства населения - часть его денежных доходов, остающаяся после вычета расхода на личное потребление и уплаты налогов. Их перспективная величина оценивается на основании тенденций роста фонда оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, выплат пенсий, стипендий, пособий и д. д., а также с учетом тенденций изменения доли временно свободных средств, используемых на накопление. Доходы регионального бюджета . Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Доходы региональных бюджетов В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К региональным налогам и сборам относятся: — налог на имущество организаций; — налог на недвижимость; — дорожный налог; — налог с продаж; — налог на игорный бизнес; — региональные лицензионные сборы. К неналоговым доходам регионального бюджета относятся : — средства, получаемые от продажи регионального имущества; — средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона; — средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; — средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление; — плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; — доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации; — часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; — другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности; — доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Средства внебюджетных фондов. Средства внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, занятости населения и др.), остающиеся на территории региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов. Средства бюджета и внебюджетных фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящиеся в управлении регионального управления власти. Заемные и привлеченные средства: К заемным средствам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций. Имеются в виду банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита. Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, иностранные инвесторы, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых программ и др. Несмотря на большое число источников доходов их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. По возможности для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно. Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона. Это происходит потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени. Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов. Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения. Если при осуществлении капитальных затрат используется статья налогов и платежей, то объем этих расходов может быть слишком мал, поскольку население может не захотеть полностью оплачивать проекты, непосредственные преимущества от которых будут слишком малы. Кроме того, время от времени органам власти приходится идти на непредвиденные расходы. Например, возмещение ущерба от стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т.п. Подобные чрезвычайные расходы могут финансироваться за счет использования чрезвычайных способов. Конечно, с финансовой точки зрения оптимальным было бы финансирование чрезвычайных расходов за счет специально накопленных фондов, но в условиях постоянного бюджетного дефицита на практике данный способ не всегда оправдан. Другим чрезвычайным источником может быть продажа имущества, принадлежащего субъекту Федерации, но с точки зрения эффективной региональной политики, данный способ может быть рекомендован только в том случае, если отчуждается высоколиквидное имущество или ценные бумаги, которые покупались специально с целью их дальнейшей перепродажи. Продажа же части региональной собственности с целью приобретения другого имущества нерациональна в том числе и потому, что срочная продажа недостаточно ликвидного имущества практически всегда осуществляется по цене ниже рыночной. Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов. При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры. Кроме того, большинство займов и кредитов выдается на жестких условиях соблюдения схемы погашения основного долга и регулярной уплаты процентов. Такие ограничения уменьшают возможности оперативного управления финансовыми потоками, так как вынуждают в первую очередь направлять доходы на выполнение обязательств перед кредиторами, а не перед населением. Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов. 2. Проведите анализ социально - экономического положения отдельных муниципальных образований Ярославской области, обозначьте тенденции и их причины. Проведем анализ по данным аналитического материала об итогах социально-экономического развития муниципальных образований Ярославской области за 2005 год. Динамические характеристики, представленные темпами роста, позволяют оценить изменение показателей по сравнению с предшествующим годом и отражают направленность социально-экономических процессов, происходящих в муниципальных образованиях. Показатели структуры отражают уровень концентрации социально-экономических процессов на территории области. Для работы были использованы предварительные статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, а также оперативные данные департамента финансов Ярославской области об исполнении консолидированного бюджета Ярославской области за 2006 год. 2.1 Основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Ярославской области за 2005 год. НаселениеПо предварительным данным на 1 января 2006 года численность населения Ярославской области составила 1327,9 тыс. человек. В текущем году численность населения области сократилась на 0,8%, а в отдельных муниципальных образованиях на 2,0-3,4%. Небольшое замедление сокращения численности населения в 2005 году было обеспечено весьма значительным по сравнению с предшествующими годами миграционным приростом. Численность населения является одним из ключевых показателей, отражающим потенциал обеспеченности муниципальных образований трудовыми ресурсами (см. таблицу 1). Около половины всего населения Ярославской области проживает в г. Ярославле. При этом численность его населения сокращается наименьшими темпами, в основном за счет миграционного притока населения из других муниципальных образований, а также из других регионов России и из-за ее пределов. Таблица 1 Численность населения на 1 января 2006 года
Объем работ по виду деятельности «строительство» В 2005 году крупными и средними организациями области выполнено работ по виду деятельности «строительство» на сумму 9,8 млрд. рублей. В сопоставимых ценах объем работ вырос на 32,3%. Свыше половины всех строительных работ выполнено в г. Ярославле, а вместе с Рыбинским, Даниловским, Угличским и Некоузским муниципальными округами было осуществлено 89,6% всего объема строительных работ (см. таблицу 2). Реальное увеличение строительных работ произошло в 12 муниципальных образованиях. Лидером по темпам роста оказался Первомайский МО (рост в 7,6 раза). Вместе с тем в 7 муниципальных образованиях отмечен спад строительных работ, из которых наибольший спад (в 10 раз) произошел в Брейтовском МО. Таблица 2 Объем работ по виду деятельности «строительство» за 2005 год (по кругу крупных и средних организаций)
Ввод в действие жилых домов В 2005 году объем жилищного строительства в целом по области составил 223,7 тыс. кв. метров и увеличился к уровню 2004 года на 2,8%. Основные объемы жилья (свыше 79%) введены в действие в 5 муниципальных образованиях: в г. Ярославле, Ярославском, Переславском, Рыбинском, Ростовском муниципальных округах. Наибольший ввод в действие жилых домов (128,7 тыс. кв. метров) осуществлен в г. Ярославле, который к уровню предшествующего года увеличился на 5,9% (см. таблицу 3). Значительные темпы роста ввода жилья в 2005 году (в 2-3 раза) отмечены в Брейтовском, Мышкинском, Первомайском, Большесельском, Некоузском и Любимском муниципальных округах. Снижение ввода жилья произошло в 6 муниципальных образованиях, в наибольшей степени – в Даниловском и Тутаевском муниципальных округах (в 2 раза и 5 раз соответственно). Таблица 3 Ввод в действие жилых домов за 2005 год
Ввод в действие жилых домов за счет средств населения В 2005 году в целом по области ввод в действие жилых домов за счет средств населения вырос на 4,9% и составил 82,4 тыс. кв. метров или 36,8% от общего объема ввода (см. таблицу 4). На 11 муниципальных образований, в которых ввод в действие жилых домов за счет средств населения превысил 70% от общего объема ввода, пришлось 89,7% всего жилья, введенного за счет средств населения. В то время как наименьший удельный вес ввода жилья за счет средств населения в общем объеме ввода пришелся на Первомайский МО и г. Ярославль (7,8% и 13,1% соответственно). Лидерами по темпам роста стали Пошехонский, Брейтовский и Мышкинский и муниципальные округа (в 2-2,4 раза). Наибольший спад ввода жилья (в 2-5 раз) произошел в Даниловском, Первомайском и Тутаевском муниципальных округах. Таблица 4 Ввод в действие жилых домов населением за счет собственных средств и с помощью кредитов за 2005 год
Объем потребительских расходов В 2005 году объем потребительских расходов (сумма оборота розничной торговли, оборота общественного питания и объема платных услуг населению) в целом по области вырос в сопоставимых ценах на 11% и составил 57,6 млрд. рублей. Рост отмечен во 18 муниципальных образованиях. В Некрасовском муниципальном округе зафиксирован небольшой спад. Наибольшее потребление товаров и услуг осуществляется в г. Ярославле. Кроме того, среднедушевые потребительские расходы в г. Ярославле в 1,7-4,5 раза превосходят потребительские расходы других муниципальных образований (см. таблицу 5). Таблица 5 Объем потребительских расходов за 2005 год
Оборот розничной торговли Потребительские расходы на 67,8% образует оборот розничной торговли, который в 2005 году в целом по области составил 39 млрд. рублей и увеличился на 12,7%. Территориальная структура оборота розничной торговли отражает развитость сферы торговли в таких городах, как Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Тутаев, Углич, а также прилегающих к ним территорий, в которых реализуется свыше 91% всех потребительских товаров (см. таблицу 6). При этом две трети товаров реализуется в областном центре. Таблица 6 Оборот розничной торговли за 2005 год
Оборот общественного питания Оборот общественного питания в 2005 году составил 2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,3% больше уровня 2004 года. Лидерами по темпам роста оказались Рыбинский и Большесельский муниципальные округа. Вместе с тем в 11 муниципальных образованиях отмечен спад оборота общепита. Доходы общественного питания на 85,7% формируются за счет г. Ярославля, Рыбинского и Ярославского муниципальных округов (см. таблицу 7). Таблица 7 Оборот общественного питания за 2005 год
Объем платных услуг населению Объем платных услуг населению (по всем хозяйствующим субъектам) в 2005 году составил 16,5 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,1% относительно уровня 2004 года. Аналогично предыдущим составляющим потребительских расходов подавляющая часть платных услуг оказывается в г. Ярославле и Рыбинском муниципальном округе, в том числе и за счет нахождения в них развитой инфраструктуры бытового обслуживания населения, городского хозяйства и общественного транспорта (см. таблицу 8). В среднем на душу населения объем платных услуг в г. Ярославле в 2-7 раз превосходит аналогичный показатель других муниципальных образований. Таблица 8 Объем платных услуг населению за 2005 год (по всем хозяйствующим субъектам)
Фонд заработной платы Фонд заработной платы достаточно репрезентативно отражает структуру распределения доходов населения муниципальных образований (см. таблицу 9). Согласно расчетным данным, в 2005 году фонд заработной платы крупных и средних организаций области составил 39,9 млрд. рублей и увеличился на 21,3%. При этом темпы роста, превышающие среднеобластной уровень, были достигнуты в 8 муниципальных образованиях. Наибольшая часть фонда заработной платы (77,3%) сформирована в областном центре и Рыбинском муниципальном округе, а на 9 муниципальных образований приходится 94,2% всей его величины. Таблица 9 Фонд начисленной заработной платы за 2005 год (расчетная величина по кругу крупных и средних организаций)
Среднемесячная заработная плата Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций области за 2005 год выросла на 19,5% и составила 7,8 тыс. рублей. В г. Ярославле среднемесячная зарплата на 19% превышает среднеобластную величину и в 1,3-2,2 раза превосходит величину средней зарплаты в остальных муниципальных образованиях (см. таблицу 10). Высокий уровень заработной платы в г. Ярославле обусловлен большой концентраций в нем предприятий и организаций высокодоходных видов экономической деятельности. Таблица 10 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за 2005 год (по кругу крупных и средних организаций)
Просроченная задолженность по заработной плате По состоянию на 31 декабря 2005 года просроченная задолженность по заработной плате в области увеличилась на 4% и составила 80,5 млн. рублей. Рост величины просроченной заработной платы произошел в лишь Некрасовском, Угличском и Рыбинском муниципальных округах. При этом в последнем наиболее существенный – в 4,8 раза. Наибольшие суммы задолженности (свыше 77%) приходятся на Ростовский и Рыбинский муниципальные округа (см. таблицу 11). Вместе с тем за 2005 год задолженность по оплате труда была полностью погашена в Большесельском, Гаврилов-Ямском, Некоузском и Пошехонском муниципальных округах. Еще в 8 муниципальных образованиях задолженность по заработной плате не превышала 700 тыс. рублей. Таблица 11 Просроченная задолженность по заработной плате
Доходы местных бюджетов В 2005 году совокупные доходы местных бюджетов Ярославской области составили 14,4 млрд. рублей, в том числе 7,2 млрд. рублей - собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы без учета финансовой помощи из областного бюджета). При этом 42,3% доходов местных бюджетов образуют доходы бюджета г. Ярославля, 16% - бюджета Рыбинского и 10,7% - бюджета Угличского муниципальных округов. Остальные 16 муниципальных образований обеспечили 31% доходов всех местных бюджетов (см. таблицы 12-13). Совокупные доходы бюджетов муниципальных образований Ярославской области в 2005 году выросли на 3,3%. Прирост доходов был отмечен в 13 муниципальных образованиях. Снижение доходов бюджетов произошло в Ярославском, Мышкинском, Ростовском Угличском, Тутаевском муниципальных округах. В расчете на душу населения в среднем по области доходы местных бюджетов в 2005 году составили 10,8 тыс. рублей, в т.ч. собственные - 5,4 тыс. рублей. Таблица 12 Доходы местных бюджетов за 2005 год
Максимальная величина доходов местного бюджета на 1 жителя, в 2,8 раза превышающее среднюю по области, зафиксирована в Угличском муниципальном округе. Это объясняется применением на территории округа закона об экономическом стимулировании. В большинстве муниципальных образований среднедушевые значения доходов в 2005 году несущественно отклонялись от среднеобластного значения. При этом минимальные доходы на душу населения зафиксированы у Даниловского и Тутаевского муниципальных округов. Собственные доходы местных бюджетов за 2005 год снизились на 26%. Снижение величины собственных доходов отмечено во всех муниципальных образованиях области. Это связано с передачей на региональный уровень нормативов от следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, в 2005 году норматив налога на доходы физических лиц был установлен в размере 50%, а не 75%, как в 2004 году. Таблица 13 Собственные доходы местных бюджетов за 2005 год
В наибольшей степени (в 2,5-3 раза) собственные доходы сократились в Ростовском, Мышкинском, Некоузском и Ярославском муниципальных округах. Снижение собственных доходов других муниципальных образований в 2005 году составило от 5% до 47%. В 2005 году произошло заметное увеличение объема средств, поступающих из областного бюджета в местные бюджеты в виде финансовой помощи. В результате во всех муниципальных образованиях в 2005 году доля собственных доходов бюджетов по сравнению с 2004 годом снизилась. В среднем по местным бюджетам доля собственных доходов сократилась с 70% до 50% (см. таблицу 14). Среди муниципальных округов наиболее высокий уровень собственных доходов отмечен у Угличского муниципального округа – 78,6%. Вместе с тем, доля собственных доходов, превышающая среднеобластную величину, еще отмечена лишь у г. Ярославля (66,7%). Все остальные муниципальные бюджеты имеют уровень собственных доходов менее 40%, в том числе 13 бюджетов – менее 30, из которых 8 бюджетов – менее 20%. Наименьшая доля собственных доходов наблюдается у Большесельского муниципального округа - 12,3%. Таблица 14Доля собственных доходов бюджетов муниципальных образований за 2004-2005 годы
Занятость населения На конец 2005 года уровень безработицы, рассчитанный к численности населения в трудоспособном возрасте, в целом по области составил 1,5%. Самый низкий уровень безработицы сохраняется в г. Ярославле, который в 2 раза ниже, чем в среднем по области (см. таблицу 15). Вместе с тем, в 10 муниципальных образованиях уровень безработицы превышает среднеобластное значение в 2-5 раз. Особенно тяжелая ситуация в сфере занятости отмечается в Брейтовском, Борисоглебском, Любимском и Даниловском муниципальных округах. Вместе с тем, высокая напряженность на рынке труда также прослеживается в Мышкинском и Некоузском муниципальных округах. Таблица 15 Уровень зарегистрированной безработицы и напряженность на рынке труда на 1-е января 2006 года
2.2. Рейтинг муниципальных образований Ярославской области
Рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований Ярославской области выполнен по следующим показателям: - коэффициент изменения численности населения (отношение изменения численности населения за год к численности населения на начало года); - объем отгрузки промышленных товаров на душу населения; - объем отгрузки сельскохозяйственной продукции на душу населения; - инвестиции в основной капитал на душу населения; - объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на душу населения; - прибыль прибыльных предприятий на душу населения; - объем потребительских расходов (сумма оборота розничной торговли, оборота общественного, объема платных услуг населению) на душу населения; - среднемесячная начисленная заработная плата; - собственные доходы местных бюджетов на душу населения; - уровень зарегистрированной безработицы. Для составления рейтинга указанные показатели были проранжированы по убыванию, то есть наилучшему значению присваивался наибольший ранг. Сводный рейтинг получен путем суммирования набранных рангов. Результаты сводного рейтинга за 2004 и 2005 годы представлены в таблице 16. На основе кластерного анализа сумм набранных рангов показателей социально-экономического развития за 2004-2005 годы определен состав 3 групп муниципальных образований с более-менее выраженными границами, определяющими их различия, из которых: - первую группу образуют муниципальные образования с достаточно высокой суммой набранных рангов показателей (превышающей среднюю сумму рангов на 30% и более); - вторая группа включает муниципальные образования со средней величиной суммы набранных рангов показателей (отклоняющейся от средней суммы рангов не более чем на 22%); - третья группа состоит из муниципальных образований с относительно низкой суммой набранных рангов показателей (которая ниже средней суммы рангов на 28% и более). В составе перечисленных групп между муниципальными образованиями также присутствуют различия, свидетельствующие о наличии среди них лидеров, середняков и отстающих. Таблица 16 Сводный рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований Ярославской области за 2004-2005 годы
В 2004-2005 годах в состав первой группы вошли г. Ярославль, г. Переславль-Залесский, Ярославский и Рыбинский муниципальные округа. При этом заметно улучшил свои позиции Рыбинский муниципальный округ, в то время как рейтинг г. Переславля-Залесского понизился. Для городов и округов этой группы характерны высокая численность населения, развитое промышленное и сельскохозяйственное производство (последнее - для Ярославского и Рыбинского муниципальных округов), большие объемы инвестиций, строительных работ, потребительских расходов, сравнительно высокие доходы населения и низкий уровень зарегистрированной безработицы. Безусловным лидером является г. Ярославль, который по уровню концентрации социально-экономических процессов в разы и даже на порядки превосходит остальные муниципальные образования. Тем не менее, его весомость в 2005 году несколько понизилась. Таким образом, в Ярославской области продолжается сокращение численности населения. При этом сокращение населения более высоким темпами происходит в муниципальных округах, в которых преобладает сельскохозяйственная направленность деятельности. Наименьшими темпами численность населения в 2005 году сокращалась в г. Ярославле, наибольшими – в Брейтовском муниципальном округе. Свыше половины всех строительных работ (по кругу крупных и средних организаций) выполнено в г. Ярославле, а вместе с Рыбинским, Даниловским, Угличским и Некоузским муниципальными округами было осуществлено 89,6% всего объема строительных работ. В 2005 году объем жилищного строительства в целом по области составил 223,7 тыс. кв. метров и увеличился к уровню 2004 года на 2,8%. Основные объемы жилья (свыше 79%) введены в действие в 5 муниципальных образованиях: в г. Ярославле, Ярославском, Переславском, Рыбинском, Ростовском муниципальных округах. При этом 57,5% введенного в области жилья приходится на г. Ярославль. В 2005 году в целом по области ввод в действие жилых домов за счет средств населения вырос на 4,9% и составил 36,8% от общего объема ввода. На 11 муниципальных образований, в которых ввод в действие жилых домов за счет средств населения превысил 70% от общего объема ввода, пришлось 89,7% всего жилья, введенного за счет средств населения. В то время как наименьший удельный вес ввода жилья за счет средств населения в общем объеме ввода пришелся на Первомайский муниципальный округ и г. Ярославль (7,8% и 13,1% соответственно). В 2005 году в целом по области отмечен существенный рост потребительских расходов. Причем рост отмечен в 18 муниципальных образованиях. Наибольшее потребление товаров и услуг осуществляется в г. Ярославле. Отличительной особенностью распределения потребительских расходов между муниципальными образованиями является то, что лишь в г. Ярославле потребление товаров и услуг на душу населения превышает среднеобластное значение. Потребительские расходы на 68% образует оборот розничной торговли. В 2005 году отмечена его положительная динамика во всех муниципальных образованиях. Наибольшие объемы потребительских товаров реализуются в городах: Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Тутаев, Углич, а также в прилегающих к ним территориях. В общей сложности на них приходится свыше 91% всего оборота розничной торговли. Оборот общественного питания составляет 3,5% потребительских расходов области. Доходы общепита на 85,7% формируются за счет г. Ярославля, Рыбинского и Ярославского муниципальных округов. Подавляющая часть платных услуг (83,7% всего объема) оказывается в г. Ярославле и Рыбинском муниципальном округе, что связано с наличием в них развитой инфраструктуры бытового обслуживания, городского транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. При этом в среднем на душу населения объем платных услуг в г. Ярославле в 2-7 раз превосходит аналогичный показатель других муниципальных образований. Большая часть доходов населения, представленных в виде фонда заработной платы, формируется в областном центре и Рыбинском МО. На них приходится свыше 77% всего фонда заработной платы области, что связано с концентрацией в г. Ярославле и г. Рыбинске большинства предприятий и организаций масштабных и высокодоходных видов экономической деятельности. При этом среднемесячная заработная плата в г. Ярославле на 19% превышает среднеобластную величину и в 1,3-2,2 раза превосходит величину средней зарплаты в остальных муниципальных образованиях. По состоянию на 31 декабря 2005 года просроченная задолженность по заработной плате в области увеличилась на 4% и составила 80,5 млн. рублей. Рост величины просроченной заработной платы произошел в лишь Некрасовском, Угличском и Рыбинском муниципальных округах. При этом в последнем наиболее существенный – в 4,8 раза. Наибольшие суммы задолженности (свыше 77%) приходятся на Ростовский и Рыбинский муниципальные округа. Совокупные доходы бюджетов муниципальных образований Ярославской области в 2005 году выросли на 3,3% и составили 14,4 млрд. рублей. Прирост доходов был отмечен в 13 муниципальных образованиях. На бюджеты г. Ярославля, Рыбинского и Угличского муниципальных округов приходится 69% доходов местных бюджетов. Максимальная величина доходов местного бюджета на 1 жителя, в 2,8 раза превышающая среднюю по области, зафиксирована в Угличском муниципальном округе (в связи с применением на территории округа закона об экономическом стимулировании). В большинстве муниципальных образований среднедушевые значения доходов в 2005 году несущественно отклонялись от среднеобластного значения. При этом минимальные доходы на душу населения зафиксированы у Даниловского и Тутаевского муниципальных округов. В 2005 году во всех муниципальных образованиях области было отмечено снижение величины собственных доходов. Это связано с передачей на региональный уровень нормативов от следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также снижением с 75% до 50% норматива по налогу на доходы физических лиц. В среднем по области доля собственных доходов местных бюджетов сократилась с 70% в 2004 году до 50% в 2005 году. Среди муниципальных округов наиболее высокий уровень собственных доходов отмечен у Угличского муниципального округа (78,6%). Доля собственных доходов, превышающая среднеобластную величину, еще отмечена лишь у г. Ярославля (66,7%). Все остальные муниципальные бюджеты имеют уровень собственных доходов менее 40%, в том числе 13 бюджетов – менее 30, из которых 8 бюджетов – менее 20%. Наименьшая доля собственных доходов наблюдается у Большесельского муниципального округа (12,3%). На конец 2005 года самый низкий уровень безработицы сохраняется в г. Ярославле, который в 2 раза ниже, чем в среднем по области. В 10 муниципальных образованиях уровень безработицы превышает среднеобластное значение в 2-5 раз. Особенно тяжелая ситуация в сфере занятости отмечается в Брейтовском, Борисоглебском, Любимском и Даниловском муниципальных округах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Кистанов В.В., Н.В.Копылов «Региональная экономика России»: Учебник. - М Финансы и статистика, 2002. – 584 с. 2. Майн Е.Р. Экономика региона: проблемы комплексного развития (на материалах Ярославской области). Монография. – М. Из-во Новый Логос, 2001, 280 с. 3. Региональная экономика: Уч.пособие / под ред.Степанова М.В.. – М. ИНФРА-М, Из-во РЭА, 2000, - 240 с. 4. Нормативные документы Администрации Ярославской области за 2004 – 2006г. |