Реферат: История египтологии
Название: История египтологии Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Федеральное агентство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Реферат по дисциплине «история науки» История египтологии Автор работы: Челябинск 2010г. Содержание: Введение…………………………………………………………………………3 с. Раздел 1. Появление и развитие египтологии на Западе.……………………4-9 с. Раздел 2. Российская египтология……………………………………………10-15 с. Заключение………………………………………………………………….. 16-17 с. Список литературы…………………………………………………………..18 с. Приложения…………………………………………………………………… Введение В наше время египтология переживает пик популярности. Отделения египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте вели университетские экспедиции из Японии, Польши, Швеции, Англии, Италии, Германии, Франции, Соединенных Штатов, Канады и, конечно же, самого Египта. Ежемесячно появляется просто огромное количество научно-популярных и академических книг и статей на эту тему. Не обходят вниманием некоторые аспекты этой науки и средства массовой информации, включая радио и телевидение. В сети Интернет создано множество сайтов, посвященных Древнему Египту, и обращение к любому поисковому серверу приносит сотни ссылок. Целью работы является изучение истории становления и развития египтологии как науки. Для выполнения данной цели решались следующие задачи: 1. Изучить историю появления египтологии 2. Рассмотреть развитие египтологии на Западе 3. Появление и развитие египтологии в России Египтология, комплексная наука, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Древнего Египта; является отраслью востоковедения. Днем основания египтологии принято считать 22 сентября 1822, когда французский ученый Ф. Шампольон, положивший начало ей как науке, сделал сообщение в Академии надписей в Париже о результатах своих исследований по дешифровке египетского иероглифического письма. Изучая тексты Розеттского камня и некоторых других памятников, он нашел ключ к чтению египетского письма и в дальнейшем составил первые грамматику и словарь египетского языка. Данная работа содержит введение, два раздела, заключение и приложение. Раздел 1 Появление и развитие египтологии на Западе. Как академическая дисциплина, которую преподают в университетах всего ми -ра, египтология считается недавним феноменом, ей исполнилось всего-то около 150 лет. Тем не менее, история ее насчитывает тысячи лет. У египтологии богатое наследство. Большая часть ранних письменных свидетельств о Египте принад - лежит грекам, которые считаются основателями первой великой цивилизации за -падного мира. Многие греческие философы и писатели странствовали по миру, записывая увиденное, — создавали первые литературные произведения, рассказы -вавшие о путешествиях и различных историях. Бытует мнение, что такие матема -тики, как Фалес и Пифагор, побывали в Египте и приобрели свои знания и мудрость от египетских жрецов. Но именно с письменных сочинений двух греческих историков, Геродота и Манефона, начинается реальная история египтологии, и многие ее общепринятые концепции по-прежнему основываются на их работах. Жрец из города Се-бенниты по имени Манефон составил историю Египта примерно в 270 году до н. э. До нас дошли лишь небольшие фрагменты его сочинения, но именно его взгляды на историю Египта и легли в основу современной египтологии. Манефон разделил историю Древнего Египта на периоды правления фараонов по фамильному признаку, где сыновья обычно наследовали отцам, и назвал эти периоды династиями. Нельзя также не отметить вклад египетских ученых. Такие личности, как Селим Хассан, Ахмед Фахри, Заки Саад и, в настоящее время, Захи Хавасс, просла - вили свою страну вкладом в египтологию, выступив организаторами многих раскопок и став авторами множества книг. Не так давно доктор Хавасс совершил значительное открытие — обнаружил захоронение в оазисе в западной пустыне Египта, ставшее известным как «Долина золотых мумий». Глава 2 Египтология в России Из древней истории ближневосточных стран наибольший интерес в России проявился к Египту. Первые связи России с Египтом относятся к ХI в. Как правило, это были паломничества в Св. землю, родину Христа, которые сопровождались заходом в Египет – страну, тесно связанную с его жизнью. Произведения, написанные о этих путешествиях, называются «хождения». Однако, интересной фактической информации в них мало. Выделяется сочинение («хождение») В. Григоровича-Барского, он сопровождает свой рассказ рисунками. В его работе дана первая копия древнеегипетской иероглифической надписи (копия сделана одной стороны александрийского обелиска). Для человека, не имевшего навыка и знания египетского языка, несомненно, это достижение. Интерес к Древнему Египту и иероглифическому письму документально засвидетельствован уже для XVII века, когда по дипломатическим каналам была наведена справка о загадочной «азбуке знаками лиц», в которой пытался разобраться монах-иезуит Афанасий Кирхер. В 1799 г. Во время экспедиции Бонапарта в Египет, была найдена Розетская надпись, впервые давшая реальные надежды на дешифровку иероглифов. Больших успехов впервые в дешифровке достиг Ж.-Ф. Шампольон. Ученые России не остались в стороне от вопроса, волновавшего весь культурный мир. Клапрот и И.А. Гульянов были противниками Шампольона. Долгое время вопрос о том, действительно ли удалась Шампольону дешифровка или нет, оставался открытым. Открытие Египта для науки, работа по дешифровке поставили вопрос о создание коллекций в странах Европы и их научном издании. В создании коллекций Россия шла в ногу с Европой. Первая национальная коллекция была приобретена Россией в 1824 г. Еще раньше начинается формирование частных коллекций, хотя пока не удалось выявить ни одной коллекции в России, восходящей к XVIII веку. Однако достоверно известно о двух памятниках привезенных в Россию еще в XVIII веке. Это статуи сановника Мире (Мери-рау) в рижском музее зарубежного искусства и царя Рамсеса VI в днепровском историческом музее. Последняя происходит из коллекции графа де Кэлюс (1692-1765), известного знатока и собирателя древностей. Интерес к Египту прежде всего проявился в форме коллекционирования. Самые первые коллекции были составлены в начале XIX века И.П.Бларамбергом, О.И. Сенковским, П. Медемом. К сожалению, история этих коллекций до сих пор не известна. Еще при Александре I был сделан ряд работ по египтологии. Сотрудник русского посольства во Флоренции С.И. Коссаковский составил небольшую записку – обзор дешифровки по трудам Шампольона. В трудах Батенькова Г.С. находится небольшое описание деятельности Шампольона. В 1824-1826 г. Казна приобретает большую коллекцию древностей для Петербурга. Это коллекция К. Растильоне, которая легла в основу собрания Эрмитажа. Однако, коллекция поступила туда только в 1861 г. До этого она хранилась в специальном Египетском музее Академии наук, в Кунсткамере. Ещё одна коллекция этого времени – собрание А.А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора. Его приобретения делались в Петербурге и Москве, Риме и Париже. В его коллекцию вошло и собрание герцога Александра Вюртемберского. На 30-е годы XIX века приходиться интересная для егтптологов деятельность А.Н. Муравьева, А.С. Норова, капитана И.П. Бутенёва и архитектора Д.Е. Ефимова. Муравьев совершает в 1830 г. Поездку на Восток и публикует её описание. Благодаря ему удается купить для Петербурга пару сфинксов из храма Аменхотепа III на западе Фив. А.С.Норов в 1830 г. Предпринимает такое же путешествие. В результате появляется целый том, просвещенный специально Египту и его древностям. Это лучшее из всего написанного русскими путешественниками о Египте и наиболее полезное для ученых. В последней четверти XIX в. крупнейшим русским египтологом и востоковедом был В. С. Голенищев, открывший для науки ряд ценных текстов (папирусы Эрмитажа 1115 А, 1116 А, 1116 Б и др.) и собравший во время своих экспедиций большую коллекцию египетских древностей. В. С. Голенищев опубликовал много важных работ по египетской филологии и археологии. Другим крупным египтологом в России был В. А. Тураев. Его перу принадлежит множество трудов по истории и культуре Др. Египта и в первую очередь "История Древнего Востока" в 2 т. Очень ценной является его работа "Египетская литература" (М., 1920). Ученики Б. А. Тураева - И. М. Волков, А. Л. Коцейовский, И. Д. Флиттнер, В. М. Викентьев исследовали древнеегипетскую религию, культуру и искусство. Египтологические статьи и заметки печатались в России преимущественно в "Записках Русского археологического общества". Советская египтология унаследовала лучшие традиции русской дореволюционной и западной науки. Марксистско-ленинское понимание исторического процесса, в частности учение о базисе и надстройке, дало возможность совершенно по-новому осветить многие вопросы истории и культуры Египта. Ученик Б. А. Тураева академик В. В. Струве впервые поставил и разрешил вопрос принципиальной важности - об общественно-экономической формации, к которой принадлежали древнеегипетское и другие общества Древнего Востока. Опираясь на конкретный материал и на марксистско-ленинскую теорию о развитии общества как о смене общественно-экономической формаций, он показал, что Египет, Шумер и др. страны Древнего Востока стояли на ступени раннего рабовладельческого общества: в нем антагонистические отношения между свободными и рабами не достигли еще тех классических форм, которые характерны для наиболее развитых обществ античного мира. В 30-х гг. против этой концепции выдвигали возражения академик H. M. Никольский, проф. И. М. Лурье и др., в дальнейшем признавшие ошибочность своих взглядов. Советские египтологи (из них большинство является учениками В. В. Струве) разрабатывают различные проблемы истории Др. Египта. Ю. Я. Перепелкин подготовил обстоятельное и оригинальное исследование об Амратском периоде (реформе Эхнатона). Социальные отношения и классическая борьба прослеживаются в работах И. М. Лурье, В. И. Авдиева и И. Д. Стучевского. Проблемам египетской религии посвящены труды И. Г. Франк-Каменецкого, А. Л. Коцейовского, И. М. Волкова, Ю. П. Францева, И. Г. Лившица. Ряд трудов по египетской литературе и истории написал И. С. Кацнельсон. Проблемы египетской филологии освещаются в исследованиях М. А. Коростовцева. Древнеегипетскому искусству посвящены работы М. Э. Матье, Н. Д. Флиттнер, В. В. Павлова. Первую египетскую грамматику на русском языке выпустил Н. С. Петровский. Ряд работ принадлежит перу И. А. Снегирева, Н. А. Шолпо, Р. И. Рубинштейн, т. н. Савельевой, О. Д. Берлева, Е. В. Черезова и др. Основные центры Египтологии в СССР: отдел Др. Востока Ин-та народов Азии АН СССР, кафедра Др. Востока Ленинградского ун-та, Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Спецкурсы по истории Др. Египта ведутся на кафедре истории Древнего мира МГУ. Египтологич. статьи и мат-лы публикуются на страницах "ВДИ", в "Палестинских сборниках" и "Кратких сообщениях Ин-та народов Азии", в изданиях Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в различных востоковедч. журналах. Таким образом, в заинтересованности Древнеегипетскими ценностями в России можно выделить несколько этапов: Первый этап - с XI по XVII век. В этот период ученые находят лишь не значительные упоминания о Древнем Египте и бесполезные попытки разобраться иероглифической письменности. Второй этап – XVIII- начало XIX века. Он характеризуется интересом к Египту прежде всего в форме коллекционирования. Третий этап – вторая половина XIX – начало ХХ века. Это время появления в России истиной египтологии как науки. Наша страна подарила миру таких знаменитых египтологов как Голенищев, Тураев и др. Четвертый этап – советская египтология. Он характеризуется рассмотрением истории Древнего Египта в марксистско - ленинском понимание. Заключение Египтология - это комплексная наука, изучающая язык, письмо, историю, культуру и археологические памятники Древнего Египта. Как академическая дисциплина, которую преподают в университетах всего мира, египтология считается недавним феноменом, ей исполнилось всего-то около 150 лет. Тем не менее, история ее насчитывает тысячи лет. У египтологии богатое наследство. Египтология как наука зародилась и развивается типично западным наукам. Начиная с греков и римлян и заканчивая французами, британцами, итальянцами, немцами и американцами, в ней преобладают западные понятия и представления. Началом научной египтологии принято считать публикацию Ж. Ф. Шампольоном 14 сентября 1822 г. «Письма к господину Дасье», в котором впервые в европейской научной традиции верно описывалась система древнеегипетского иероглифического письма. За открытием Шампольона последовал бурный рост молодой науки. Крупнейшими египтологами XIX века были К. Р. Лепсиус, подготовивший фундаментальное описание египетских древностей «Памятники из Египта и Эфиопии» и А. Эрман, заложивший основы современной грамматики египетского языка. В XX веке Германия оставалась центром мировой египтологии. Важным достижением стала публикация берлинского словаря египетского языка, родившегося благодаря соучастию всех крупнейших египтологов. Сегодня египтология — разветвленная научная дисциплина, представители которой работают во многих странах Старого и Нового света. Россия не отставала от западных стран в заинтересованности Древнеегипетскими ценностями. В их изучении у нас на родине можно выделить несколько этапов: Первый этап - с XI по XVII век. В этот период ученые находят лишь не значительные упоминания о Древнем Египте и бесполезные попытки разобраться иероглифической письменности. Второй этап – XVIII- начало XIX века. Он характеризуется интересом к Египту прежде всего в форме коллекционирования. Третий этап – вторая половина XIX – начало ХХ века. Это время появления в России истиной египтологии как науки. Наша страна подарила миру таких знаменитых египтологов как Голенищев, Тураев и др. Четвертый этап – советская египтология. Он характеризуется рассмотрением истории Древнего Египта в марксистско - ленинском понимание. Список литературы: 1. Возвращение в Египет: страницы истории российской египтологии. [Текст] : сборник статей. / ред. Г. А. Белова– М.: Наука, 2009. – 164 с. 2. Томсинов В.А. Краткая история египтологии. [Текст] : монография / В.А. Томсинов. М., 2004. – 250 с. 3. Тураев Б.А. Классический восток [Текст] : монография / В.А. Тураев. Том 1. Л., 1970. – 200 с. 4. Коростовцев М.А. Египтология в Советском Союзе. [Текст] : монография / М.А. Коростовцев. М., 1966. – 260 с. 5. Коростовцев М.А. Египтология // Советская историческая энциклопедия. Том 5. М., 1964. – с. 467-471 6. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. [Текст] : монография / Я. Ассман. М., 1999. – 370 с. 7. Кацнельсон И. С. История Древнего Египта. [Текст] : монография / И.С. Кацнельсон. СПб., 2002. – 450 с. 8. Лурье И.М. Новые работы в области позднеегипетской письменности // ВДИ № 1, 1956. 9. Эмери У.Б. Архаический Египет. [Текст] : монография / У.Б. Эмери. СПб, 2001. – 400 с. 10. Шеркова Т.А. Развитие государственности в Древнем Египте. [Текст] : монография / Т.А. Шеркова. М., 2003. – 450 с. |