Реферат: Социология личности 9
Название: Социология личности 9 Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
СРС по теме №4 Социология личности
1. В чем сущность понятий индивид, индивидуальность, личность. Личностью рождаются или становятся? Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность, индивид и индивидуальность
1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. 2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
2 . Работа со словарем. Основные понятия. Индивид- (от лат. individuum — неделимое): 1. Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; 2. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития; 3. В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле. Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. В психологии индивид (индивидуум) — отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками. C
оциальное поведение-
(англ. Social
behavior
) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2]
. C оциализация- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. P есоциализация- (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization , нем. Resozialisierung ) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. A генты социализации- это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь. Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации. Десоциализация- (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Идентификация- (от лат. identifico — отождествлять):
3.Какие социологические теории личности Вам известны? Мы договорились, что личность определяется через конкретные понятия, которые в рамках данной теории считаются адекватными для полного описания или понимания человеческого поведения. Мы также договорились, что теория содержит ряд связанных допущений относительно соответствующих эмпирических феноменов, и эмпирические определения, позволяющие пользователю продвигаться от абстрактной теории к эмпирическому наблюдению. Простым сложением мы приходим к выводу, что теория личности должна представлять собой набор допущений относительно человеческого поведения вместе с необходимыми эмпирическими определениями. Кроме того, есть требование относительной широты теории. Она должна соотноситься с достаточно широкой сферой человеческого поведения. В сущности, теория должна быть готова к рассмотрению любых поведенческих феноменов, обладающих важностью для индивида., До сих пор мы говорили о том, что относится к формальной валидности, которая, однако, не подтверждается при внимательном рассмотрении существующих теорий личности. Наше обсуждение имеет смысл в плане того, к чему стремятся все теоретики, оно дает идею о том, на что, собственно, должны быть похожи теории личности. Ясно, однако, что сейчас они так не выглядят. Скажем несколько слов о том, почему им не удается походить на идеал ни по структуре, ни по функциям. Прежде всего, как мы увидим, большинству из них не хватает ясности. В целом чрезвычайно трудно определить основные допущения или аксиоматическую базу этих теорий. Теории личности часто упакованы в огромную массу ярких словесных образов, которые прекрасно служат цели убедить недоверчивого читателя, но в основном позволяют замаскировать основополагающие допущения или умолчать о них. Иными словами, большинство теорий не представлено строго и упорядоченно, и многие из них кажутся направленными более на убеждение, чем на раскрытие сути. С этим недостатком определенности связано частое смешение того, что дано как допущение, а что установлено эмпирически и доступно проверке. Как мы условились, эмпирической проверке доступны лишь выработанные теорией следствия и предсказания Остальное в теории допускается или принимается как данное и не обсуждается с точки зрения подтвержденности-неподтвержденности – скорее с позиции того, насколько успешно продуцируются верифицируемые положения. В целом различение между самой теорией личности и ее следствиями или дериватами осуществляется весьма скупо. 4.Объясните на конкретном примере понятие социальной зависимости и успешной социализации . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа. Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме. После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей. Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности. Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории. Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы: 1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах; 2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека; 3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности. Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации. Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации. 5. В чем сущность ролевой концепции личности? В основе теории и практики современного менеджмента лежит: · умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; · функции. виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов; · область человеческого знания, помогающую управлять; · определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление. Следовательно, современный менеджмент начинается с человека и кончается человеком. 1. Человек - понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента выделения homo sapiens. Индивид понимается как конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие личность вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида. И это уже неправильно, ибо именно здесь пролегает первооснова отделения Живого от Не Живого, формируя искусственные монады. При этом в современной социологии нет единства в понимании того, что есть "личность". 2. Ролевая концепция личности. Говоря о человеке, мы достаточно четко осознаем, что в разных условиях деятельности человек проявляет себя по разному. На работе человек играет одну роль, в семье -другую, в кругу знакомых -третью и т.д. Поэтому, говоря о человеке, мы всегда имеем ввиду ролевую концепцию личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии 30-х годов (Дж. Мид) и получила развитие в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс и др.). Личность - функция от множества социальных ролей, присущих индивидууму в обществе. Социальная роль - модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющие социальной роли: • ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли); • ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли).
|