Реферат: Мэхэн, Альфред Тайер
Название: Мэхэн, Альфред Тайер Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Альфред Тайер Мэхэн (англ. Alfred Thayer Mahan ; 27 сентября 1840, Уэст-Пойнт, Нью-Йорк — 1 декабря 1914, Куог, Нью-Йорк) — американский военный морской теоретик и историк, контр-адмирал (1906), один из основателей геополитики. 1. Биография Окончил Военно-морскую Академию США (1859), участвовал в Гражданской войне 1861—1865 на стороне Севера. В 1886—1888 и 1892—1893 президент военно-морского колледжа в Ньюпорте. В 1893—1895 командовал крейсером «Chicago» , с 1896 в отставке. Во время испано-американской войны 1898 член Морского комитета по стратегии, в 1899 член американской делегации на Гаагской конференции. Автор трудов с большим фактическим материалом, которые сформулировали закономерности войны на море. Одновременно с английским военно-морским теоретиком и историком Ф. Х. Коломбом обосновал теорию «морской мощи», или «морской силы» (англ. Sea Power ). Согласно этой теории, завоевание господства на море признавалось основным законом войны и целью, обеспечивающей победу над противником и завоевание мирового господства. 2. Теория Основные положения его теории содержатся в серии «морской мощи», в особенности в первом и самом важном труде «Влияние морской мощи на историю 1660−1783» [1], изданном в 1890 г. Структура всех книг серии одинакова: вначале постулируются некие принципы, в последующих главах рассматривается подтверждающий их исторический материал. Отталкиваясь от успехов Англии в эпоху паруса, Мэхэн проанализировал причины, приведшие Англию к победе, и объявил их необходимыми и достаточными. 2.1. Принципы Мэхэна Выделив главные, с его точки зрения, факторы, Мэхэн сводит их к нескольким простым принципам , доказывая, что остальные исторические явления для морской мощи второстепенны. 1. Море не барьер, а дорога .[2] Всякий, кто рассматривает море как средство изоляции, как очень широкий «крепостной ров» между собой и соседом, в конце концов обнаруживает, что сосед уже поставил море себе на службу. То есть изоляционист неизменно проигрывает, так как добровольно отдает все выгоды тому, кто видит в море средство обмена. 2. Владение морем решает дело .[3] Начиная от Пунических войн, по Мэхэну, тот, кто владел морем, был способен не только одерживать победы, но и пользоваться их плодами, и как высшая цель — создавать жизнеспособные мировые империи. По нему, Ганнибал, Александр, Наполеон — примеры обратного. То есть, не понимая важности владения морем, они не удержали свои империи, несмотря на военный талант. 3. Морская мощь — путь к владению морем .[2] По Мэхэну, она состоит в свободе пользования морем, и воспрещении пользования им для противника. Обе задачи обеспечиваются сильным флотом — в первую очередь военным, но также и торговым. 4. Основа морской мощи — на суше .[2] Как поддерживающая флоты экономика, так и базы, колонии и стратегически важные территории — ее необходимые составляющие. При этом он, в частности, постоянно выступал за необходимость обретения морской мощи Соединенными Штатами, в том числе сообщения между двумя океанами через Панамский канал (тогда еще не построенный). 5. Оборона своих берегов начинается у берегов противника [4] — решающий характер наступления и глобальный характер войны. 6. Важность «большой битвы» [5] — война решается генеральным сражением. 7. Второстепенный, нерешительный характер крейсерской войны [6] против торговли. 2.2. Выводы Мэхэна · Суть войны состоит в борьбе за морское господство · Главное внимание должно уделяться линейному флоту[4][7] — который, в свою очередь, должен стремиться уничтожить линейный флот противника в одном генеральном сражении. По Мэхэну, Трафальгар решил исход Наполеоновских войн. · Нужны сознательные, последовательные усилия правительства в достижении этой цели как во время войны, так и до нее. То есть, морская мощь должна быть частью большой политики. · Если морское господство обеспечено (читай — линейный флот противника уничтожен), то обеспечена и защита торговли.[6] На деле французский флот при Трафальгаре (1805) был разбит, но не был полностью уничтожен.[8] Однако Мэхэн утверждает, что последующая блокада его в портах англичанами была наступательным действием, и дала тот же эффект. Почему война продолжалась еще 10 лет после этого, он не объясняет. Касаясь войны на коммуникациях, Мэхэн признает, что полностью блокировать крейсеры[9] и приватиры невозможно, и конвоирование все же необходимо, но не в ущерб генеральному сражению.[6] 3. Влияние на военно-морскую политику Теория Мэхэна быстро нашла признание. У нее нашлось немало сторонников, причем в высоких эшелонах власти. В викторианской Англии теория стала официальной точкой зрения на будущую морскую войну. При этом лорды адмиралтейства охотно принимали принцип главенства линейного флота, но полностью отметали конвои для защиты торговли. В прямом противоречии с Мэхэном, они заявляли, что победа в генеральном сражении сама по себе станет защитой, и сделает конвоирование ненужным. Подводная лодка была объявлена «не-английской», «не-джентльменской» машиной,[10] и лорды уговаривали себя и страну, что никто не прибегнет к такому «варварскому» оружию. Упорство в этом пункте стоило торговому флоту Англии в Первой Мировой войне неоправданно больших потерь. Быстро вооружавшаяся Германия тоже разделяла взгляды Мэхэна. Самыми влиятельными приверженцами были морской министр Альфред фон Тирпиц, и под его влиянием — кайзер Вильгельм II. Единственным отличием от английских взглядов было признание факта, что Германия находится в роли догоняющей страны, и потому должна стремиться расколоть английский флот к генеральному сражению, чтобы затем разбить его по частям. Только после того, как Ютландское сражение не принесло решительной победы никому, Германия радикально поменяла морскую стратегию. В Соединённых Штатах самым известным сторонником был президент Теодор Рузвельт, лично знавший Мэхэна по лекциям в Военно-морском колледже. Два его детища — Панамский канал и Большой Белый флот — появились в полном соответствии со взглядами Мэхэна. К началу войны в Военно-морском Комитете США считалось общепризнанным, что: Мощь флота измеряется числом и боеспособностью крупных боевых кораблей, а именно линкоров.[11] Несмотря на результаты Ютландского сражения, в межвоенный период морские державы не отказались от представления о крупных кораблях как основе флота. Линкорам по-прежнему уделялось главное внимание. Так, в Англии на авианосцы смотрели только как на средство повредить, замедлить линкоры противника, чтобы вынудить их к артиллерийскому бою.[12] Германия, вынужденная по условиям Версальского мира прекратить строительство линейного флота и рассматривать войну легкими силами, тем не менее сохранила мечту. Лично Гитлер не придавал борьбе на море первостепенного значения, но военно-морское руководство, и прежде всего адмирал Эрих Редер, ухватилось за строительство «большого флота», как только Гитлер в 1935 году дал ему такую возможность. Италия, традиционно отличавшаяся быстрыми кораблями, сознательно сосредоточилась на создании линкоров со скоростью на 1÷2 узла выше британских и французских, забросив авианосцы и отодвинув на последнее место подводные лодки. Япония, следуя за остальными, довела идею линкора до крайнего выражения. Созданные ею линейные корабли типа «Ямато» остались непревзойденными по размеру, калибру орудий и толщине брони. Опыт Второй Мировой войны выявил ведущую роль подводных лодок и авиации, и заставил флота перестраиваться на ходу. Однако последним и самым упорным сторонником идей Мэхэна оказался Советский Союз, точнее, лично Сталин. Уже в послевоенные годы, игнорируя опыт войны, он приказал создать флот, в основе которого были бы 5 линкоров, так называемый план «5-25-250». Осуществление плана прекратилось только со смертью Сталина. 4. Научное наследие Теория Мэхэна породила множество последователей. Попытки приспособить ее к современным условиям не прекращаются с момента ее опубликования. Хотя опыт двух мировых войн показал несостоятельность принципов «большой битвы» и «второстепенности крейсерской войны», исследования, подобные[13], продолжают выходить. Причина — стремление создать стройную теорию и соблазн объяснить сложное явление простыми причинами. Часть принципов и выводов Мэхэна остались актуальны, (1, 2, 3, 4), в то время как другие (6, 7) устарели или оказались лишь отчасти верными. Например, где у Мэхэна говорится об «обороне своих берегов у чужих», у Тангреди: Америка — это остров. Большой, но все же остров. Наша способность влиять на мировые события зависит от способности применять все возможности наших кораблей — в любой момент и в любом месте. Не остались в стороне и советские теоретики. Вышедшая впервые в 1975 г программная книга за подписью адмирала Горшкова,[14] хотя и подставляет новый контекст в понятие и содержание морской мощи, но во многом похожа на труды Мэхана, вплоть до композиции. У всех имеющихся «маханианских» теорий есть общий недостаток — они оставляют часть фактов вне рассмотрения, и потому годятся как объяснение прошлого, но не как инструмент для планирования в будущем. Имя USS Mahan носили последовательно 4 американских эсминца. В Военно-морской Академии в Аннаполисе имеется корпус его имени (англ. Mahan Hall ). 5. Список основных трудов · В проекте «Гутенберг»: · The Gulf and Inland Waters. The Navy in the Civil War. (1883) (англ.) · The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783. (1890) (англ.) · Admiral Farragut. (1892) (англ.) · The Interest of America in Sea Power, Present and Future. (1890−1897) (англ.) · The Life of Nelson: The Embodiment of the Sea Power of Great Britain. (1897) (англ.) · Story of the War in South Africa 1899−1900. (1900) (англ.) · Types of Naval Officers Drawn from the History of the British Navy. (1893−1901) (англ.) · Sea Power in its Relations to the War of 1812. (1905) (англ.) · From Sail to Steam, Recollections of Naval Life. (1906) (англ.) · The Major Operations of the Navies in the War of American Independence. (1913) (англ.) · Также: · Lessons of the War with Spain: And Other Articles. (1899) (англ.) · The Influence of Sea Power Upon the French Revolution, 1793−1812. (1905) (англ.) Список литературы: 1. A. T. Mahan. The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783. Little, Brown & Co. Boston, 1890. Repr. of 5th ed., Dover Publications, New York, 1987. 2. Influence … Upon History, p.25-89. 3. Influence … Upon History, p.14-24. 4. Influence … Upon History, pp.6-8, 25, 85-88. 5. Influence … Upon History, pp.138, 513−514, 539. 6. Influence … Upon History, pp.31, 132−138, 196, 229−230, 400, 539−540. 7. A. T. Mahan. Lessons of the War with Spain, p.264−272. 8. см.: Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806−1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998. 9. Понимая под крейсером регулярный боевой корабль, действующий на коммуникациях 10. Jane’s War at Sea, by Bernard Ireland & Eric Grove, HarperCollins, 1997 p. 104. 11. William F. Livezey. Mahan on Sea Power. Norman: University of Oklahoma Press, 1947. pp.13−14, 113−116, 218−220. 12. Jane’s War at Sea, by Bernard Ireland & Eric Grove, HarperCollins, 1997 pp. 113−118, 174−187. 13. Globalization and Maritime Power. Sam J. Tangredi, ed. Institute for National Strategic Studies (INSS), National Defense University, 2005. или онлайн-версия: 14. Горшков, С. Г. Морская мощь государства. Изд. 2-е, доп. М., Воениздат, 1979. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мэхэн,_Альфред_Тайер |