Реферат: День Независимости Республики Казахстан
Название: День Независимости Республики Казахстан Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 День независимости РК 2 Конституционный закон РК "О госудаpственной независимости Республики Казахстан" 3 Суверенному Казахстану - 10 лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Введение Согласно трудам современных официальных казахстанских историков казахи являются потомками народов: саков, хуннов, древних тюрок, соответственно - Республика Казахстан правопреемник государственности перечисленных этносов. В число «предков» казахов зачислены также древние андроновцы и арии. Отсутствие достоверных письменных источников заставляет относить образование независимого Казахского ханства к середине XV века, к годам правления ханов-чингизидов Джанибека и Кирея откочевавших в 1460-х гг. от орды Абулхайра-хана. Расцвет государственности казахов обычно связывают с деятельностью ханов: Хакк-Назара (1538-1580), Есима (1598-1628), Тауке (1680-1718). Однако, целостность кочевого государства казахов подвергается сомнению благодаря устойчиво фиксируемой триальной жузово-ордовой структуры. Ни один из старших ханов XVI-XVIII вв. не распространял свою власть на все племена и рода казахов. Территория была присоединена к Российской империи в XVIII веке. По большей части присоединение носило добровольный характер. Казахстан стал КазССР в 1936 г. В течение 1950-1960-х гг. советские граждане интенсивно осваивали целину в северном Казахстане. Приток поселенцев (преимущественно русских) обусловил этническое разнообразие и преобладание неказахов в регионе. Советский период истории современными казахстанскими историками оценивается в целом негативно, как время «колониального», «хищнического» разграбления «метрополией» природных богатств Казахстана». Непосредственно Республика Казахстан является преемником государственности Казахской ССР образованной в существующих границах после победы советской власти. В 1921 г., в результате размежевания с Сибирским и Уральским ревкомами, к Казахстану отошли большая часть территорий современных Восточно-Казахстанской, «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» принята Верховным Советом КазССР 25 октября 1990 г. Конституционный закон «О государственной независимости» принят 16 декабря 1991 г., одним из последних в бывших республиках СССР. 28 января 1993 г. принята 1-я Конституция суверенного Казахстана. Статья первая декларировала, что Казахстан есть «форма государственности самоопределившейся казахской нации». 1 День независимости РК Национальный праздник – День Республики. В этот день в 1990 году была принята Декларации о государственном суверенитете Казахстана, которая положила начало пути к независимости страны. Впервые республика заявила о себе как об уникальном, неповторимом субъекте, имеющем собственное мировоззрение, индивидуальные обычаи, традиции, а также видение своего будущего развития. Декларация заложила основы независимости казахстанской государственности. В ней были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственные территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти, государственный бюджет, самостоятельность в международных отношениях, классические символы государственного суверенитета - Герб, Флаг, Гимн, а также своя национальная валюта. Об истории и значении данного праздника, о том, что сделано страной за 16 лет со дня его принятия, корреспонденту Казинформа рассказывает директор Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова, доктор политических наук, профессор Камал Бурханов. - В далеком 1990 году, 25 октября, Верховный Совет Казахской ССР принял один из самых важных документов в истории существования этого органа – Декларацию о государственном суверенитете КазССР. Этот документ носил революционный характер. Несмотря на то, что тоталитарная система была все еще жива и имела огромный потенциал, в том числе и репрессивный, депутаты Верховного Совета нашли в себе мужество подготовить такой документ и принять его. Хотел бы отметить, что Декларация была подготовлена под руководством Президента нашей страны. В Декларации о государственном суверенитете впервые фиксировались важнейшие документы, которые легли в основу нашей государственности, суверенитета и независимости. В первую очередь в документе был обозначен такой тезис, как верховенство законов Казахской ССР над законами Советского Союза. Если раньше законы республики были на втором плане, а главенствующую роль определяли правовые документы, принятые союзным органом в Москве, то теперь законы КазССР ставились выше союзных. Второе. Если при тоталитарном режиме в Советском Союзе границы областей, регионов передавались от одной республики другой, то с принятием Декларации было принято положение о том, что территория КазССР может видоизменяться только с согласия верховных органов республики. Нужно было найти столько мужества и дальновидности, чтобы принять такое положение Декларации. В этом же документе отмечалось, что Казахская ССР имеет право быть объектом и субъектом международного права, проводить свою внешнюю политику и заключать договора с иностранными государствами. До этого внешняя политика была прерогативой союзных органов, а министерство иностранных дел КазССР носило больше декоративный характер, теперь же статус республики выходил на новый международный уровень. - Обретение Казахстаном независимости это, в первую очередь, закономерный процесс. В исторической науке есть свои законы и один из этих исторических законов гласит, что вечных империй не бывает – любая из них рано или поздно развалится на составляющие сегменты. Советский Союз был объединением многих народов, причем объединенных не всегда на добровольной основе. И постепенно рост самосознания приводил к тому, что люди начали поднимать такие вопросы, как хозрасчет, сохранение родного языка, культуры, традиций, экономические и социальные проблемы. Поэтому это был естественный и закономерный процесс распада очередной империи. - Декларация о государственном суверенитете стала поворотным пунктом в развитии страны. В чем её историческое значение? - В период тоталитаризма, а до этого в период Российской колониальной администрации, проводилась определенная идеологическая политика в отношении других покоренных народов. В первую очередь она сводилась к сокращению воздействия религии, национального языка и всего того, что делало нас нацией, этносом. Мы должны были стать единым советским народом. Но, несмотря ни на что, мы сумели сохранить свою самобытность, культуру, язык и традиции. Кроме того, идеологи тоталитарного режима преуспели в уничтожении национального мышления, лишили народы, в том числе и казахский, истории их собственной государственности. Но в 1990 году дух национального самосознания возродился вновь, и в частности казахский народ почувствовал, что у него есть своя история, что он раньше имел свое государство. Так результатом возрождения национального духа стало принятие Декларации о государственном суверенитете Казахстана. - Почему после тоталитарного прошлого Казахстан сделал поворот в сторону демократических преобразований? Были ли для этого предпосылки, и могла ли страна продолжать развиваться вне демократических преобразований? - Я думаю, что Казахстан не смог бы развиваться вне демократических преобразований. Конечно, мы могли выбрать разные пути развития, вариантов могло быть много – у нас есть примеры наших соседей. Но Казахстан не мог обойти демократический процесс, так как философия демократии у нашего народа находится в крови, на генном уровне. Как пример можно привести политическую структуру казахского ханства. Все самые авторитетные и известные люди степи собирались вместе, обсуждали и выбирали хана. В истории не было такого прецедента, чтобы в какой-либо стране выбирали своего монарха. А в Казахстане была четко налаженная система выборности ханов. После долгих споров, политических игр, переговоров представители всех трех жузов избирали нового хана, сажали его на белую кошму и признавали монархом. То есть традиция выбора главы государства у нас на генном уровне. В казахском ханстве также была налажена судебная система. Биев избирали из числа самых честных, порядочных и достойных людей, обладающих авторитетом и ораторским искусством. В тоже время ни хан, ни представители духовенства не вмешивались в дела судей, таким образом, бии были выборными и независимыми. Многие вопросы решались, как правило, мирным путем на базе законов Жеты Жаргы хана Тауке. Политическая жизнь, сложившаяся в казахском ханстве, наиболее полно отвечала нашему менталитету, нашей истории, религии. Поэтому наш народ, имеющий такие богатейшие демократические традиции, состоявшуюся политическую систему, не мог принять тоталитарный или какой-либо другой режим. И то, что мы идем твердо и уверенно по пути к демократизации общества – это факт, признанный во всем мире. И я считаю, мы можем с оптимизмом смотреть в будущее и в отношении государственности, и в отношении нашей экономики, социальной и других сфер. - Эти 15 лет независимости по своей значимости в истории нашего государства равны столетию. В 1990-1991 годах, когда развалился Советский Союз, в Казахстане не было единой армии, не было единого центра, заводы и промышленные предприятия не работали, страну захлестнули массовая безработица и галопирующая инфляция, разрушились идеалы, в которые верили люди. В такой тяжелейшей ситуации мы приняли независимость. За эти годы мы достигли многого. В первую очередь мы состоялись как государство, создали свою политическую систему. Мы сформировали экономическую систему, которая в мире признана как рыночная, создали определенную социальную систему, подняв на высокий уровень развитие малого и среднего бизнеса. Мы восполнили тот идеологический вакуум, который образовался с развалом СССР - сейчас у нас новые ценности, новые ориентиры. У нас своя армия, которая в состоянии решать возложенные на неё функции, новые силовые структуры, которые имеют свою сферу деятельности. И, главное, мы определили границы со всеми соседями. Это очень важное событие в истории нашей страны. Мы сможем передать будущему поколению страну с международно признанной территорией. И в этом огромная заслуга нашего Президента. В этом году, с запуском собственного спутника, мы по-настоящему стали космической державой. То есть состояние страны в момент обретения независимости и её современное состояние – это абсолютно несравнимые вещи. После того, что мы сделали за эти 15 лет, после того, как мы увидели, на что способен народ Казахстана, мы сможем осуществить задачу по вступлению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. 2 Конституционный закон РК "О госудаpственной независимости Республики Казахстан" Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан. Статья 1. Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику. Статья 2.Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права. Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами. Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права. Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Ежегодно, начиная с1991 года, 16 декабря отмечается в нашей стране национальный праздник - День независимости Республики Казахстан. Именно в этот день двенадцать лет назад был принят Конституционный закон РК " О государственной независимости Республики Казахстан", оформивший юридический статус республики как суверенного государства. Конечно, еще до принятия Конституционного закона о государственной независимости нашей страной было немало сделано для создания идеологической, социальной и правовой базы независимого государства. Одним из важнейших шагов к суверенитету явилось учреждение в 1990 году поста Президента путем внесения изменений и дополнений в Основной Закон Казахской ССР, а также всенародное избрание 1 декабря 1991 года первого Президента Республики Казахстан. В 1990 году 25 октября была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, которая впервые установила основные, принципиальные для укрепления суверенных прав Казахской ССР государственно - правовые нормы. Декларация объявила о верховенстве Конституции и законов на территории Казахской ССР. Исключительной собственностью Казахской ССР, составляющей основу ее суверенитета, являются земля, и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности, экономический и научно - технический потенциал - " все национальное богатство, имеющееся на ее территории". Декларация также закрепила важнейшее положение, отраженное затем в Конституционном законе о государственной независимости, о праве Казахской ССР С Декларации, вобравшей в себя основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально - экономических и культурных преобразованиях, начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно - правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости. 10 декабря 1991 года Верховным Советом принимается очень важный в этом плане Закон " Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", которым она была переименована в Республику Казахстан. Многие шаги и решения для приобретения независимости Казахстаном уже были предприняты и предусмотрены, осталось только придать всему этому юридический характер, закрепив при этом независимость страны не в декларативной, а в реальной форме. Эта задача была реализована принятием Конституционного закона " О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года. Конституционный закон объявил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как подобает независимому государству. Кроме того, Конституционным законом были четко определены дальнейшие направления экономического, правового, социально - культурного, политического развития республики. В этом законе указано, что одной из важнейших обязанностей государства является возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей. Конституционный закон закрепил курс государства на создание самостоятельной экономической системы со своей финансово - кредитной, налоговой и таможенной политикой, основанной на многообразии форм собственности. Экономическая система, утвержденная в Конституционном законе, укрепилась созданием финансово - кредитных, налоговых и таможенных институтов, введением в экономический оборот в 1993 году собственной национальной валюты - тенге. Наша республика стремительно, в довольно короткий срок, создала все необходимые атрибуты государственности. Утверждены символы государства - Государственный флаг, герб, гимн и государственные награды. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Для защиты независимости и территориальной целостности страны Конституционный закон предусматривал создание собственных силовых структур - Вооруженных сил, Республиканской гвардии, внутренних пограничных войск. Кроме этого, Конституционный закон, подтверждая право казахской нации на самоопределение, единственным источником государственной власти в республике признал " единый народ Казахстана". Его вместе с казахской нацией составляют граждане республики всех национальностей, объединенные с ней общностью исторической судьбы, одними надеждами и переживаниями. По существу, этот закон стал временной Конституцией Казахстана на этапе становления его независимости. Сразу же после принятия Конституционного закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, были созданы все необходимые международно - правовые механизмы сотрудничества, республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регионального и глобального характера. Первой страной, признавшей Казахстан независимым государством, стала Турция. 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН в качестве полноправного члена. Как независимое государство Казахстан является полноправным членом многих международных и межрегиональных организаций. Двенадцать лет государственной независимости Казахстана - это годы упорного, напряженного труда по формированию новой политической и правовой системы, созданию демократических институтов и форм с учетом опыта высокоразвитых стран мира и особенностей собственного исторического развития. Неоценима в этом заслуга действующей Конституции, устанавливающие основополагающие принципы деятельности республики: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В настоящее время мы подошли к тому рубежу, когда продвижение по пути динамичного и устойчивого экономического роста, социального развития и достижения высоких параметров человеческого измерения сопровождается дальнейшим углублением процессов демократизации, активным участием в этих процессах всего общества. 3 Суверенному Казахстану - 10 лет. 2001 год - Год 10-летия Независимости Казахстана. Юбилей обязывает к объективному осмыслению пройденного пути. 16 декабря 1991г. произошло величайшее событие за всю историю казахского народа. В этот день Президент Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", который положил начало строительству суверенной государственности. Казахстан получил исторический шанс стать равноправным партнером среди независимых государств мира. Как показал 10-летний период независимого развития, этот шанс успешно реализован, свидетельством чему являются достижения страны по всем направлениям развития государства и общества. Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества. Не менее значимы результаты 10 лет независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой - тенге. В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии. В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана. В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган - Ассамблея народов Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране. Несомненным завоеванием 10 лет независимого существования в военно-политической сфере стало создание собственных Вооруженных Сил, которые являются надежным гарантом обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности государства. В целях реализации своих национальных интересов Казахстан выступил одним из инициаторов Договора по коллективной безопасности. Отражая чаяния казахстанского народа, Президент Республики Казахстан закрыл Семипалатинский атомный полигон, добился обретения страной статуса безъядерного государства и гарантий безопасности со стороны ядерных держав. Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество. Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве. В десятую годовщину независимости Казахстана президент Нурсултан Назарбаев назвал безъядерный статус своей страны крупнейшим фактором внутренней и международной безопасности. Как первая страна на планете, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия, заявил он в телевизионном обращении к нации, Казахстан добился взаимных и вполне надежных гарантий безопасности от всех признанных ядерных держав мира. Назарбаев также выразил удовлетворение разрешением в рамках Шанхайской организации сотрудничества пограничных споров с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией и добавил, что в ближайшее время будут решены и разногласия с Россией. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. За это время в нашей стране радикально реформирована экономика, что обеспечило становление и развитие рыночных отношений и последовательную интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций, которые составили $11 млрд. Проведена приватизация, создана совершенно новая налоговая система, основана современная банковская система, сформировано отечественное предпринимательство, перестроены экономические отношения на селе. В республике создана накопительная пенсионная система, и сегодня в пенсионных фондах вклады составляют более $500 млн. За счет этих реформ Казахстан смог сохранить стабильность и набрать темп для экономического роста. За девять месяцев текущего года рост производства промышленной продукции составил более 15%. Внешнеторговый оборот вырос почти на 30%, экспорт - на 80%. Инвестиции в основной капитал возросли на 13%, вклады населения в банках - на 83%, объем кредитования реального сектора - на 60%. Казахстан добился положительного сальдо торгового баланса в $2,6 млрд, растет профицит платежного баланса. Номинальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились почти на 21%, среднегодовые денежные расходы - больше чем на 22%. Решая задачи текущего экономического развития, мы никогда не забывали о перспективе. Поэтому в 1997 году президент Нурсултан Назарбаев объявил стратегию развития Казахстана до 2030 года. Несмотря на мировые кризисы 1997 1998 годов, повлиявшие и на Казахстан, все параметры, заложенные в стратегию, последовательно реализуются. Успех экономических реформ дает возможность Казахстану продолжать процесс демократизации общества. В соответствии с Конституцией создан профессиональный двухпалатный парламент, сформирована независимая судебная система. Страна получила новую столицу - Астану, в обществе обеспечены гражданский мир и общенациональное согласие. Проведены свободные и альтернативные выборы президента и парламента, реально действуют 16 политических партий, четыре из которых имеют парламентское представительство. Действует также более 2,5 тыс. неправительственных организаций. 80% казахстанских СМИ являются негосударственными. В Казахстане нормально живут и взаимодействуют разные религиозные общины. Доминирующей тенденцией мировой политики становится глобализация. Казахстан придерживается многовекторной дипломатии, что означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для республики практический интерес. При этом безусловный приоритет мы отдаем взаимоотношениям с Россией. Президент Назарбаев подчеркивает, что "Россию мы рассматривали и будем рассматривать как стратегического союзника и партнера. И этот внешнеполитический императив со стороны Казахстана никогда не будет подвергнут сомнению". Устойчивость и динамичность развития казахстанско-российских отношений подтверждается политическим диалогом, который активно развивается на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что менее чем за пять месяцев 2000 года президенты Назарбаев и Путин обменялись официальными визитами, провели несколько рабочих встреч, успешно разрешили ряд ключевых вопросов двустороннего сотрудничества и сыграли определяющую роль в создании Евразийского экономического сообщества. Кстати, мы рассматриваем образование этой новой международной организации как практический шаг в реализации идеи президента Казахстана о Евразийском союзе государств. Надежным показателем поступательного развития отношений Казахстана и России является двусторонний товарооборот, показатели которого за 11 месяцев текущего года перекрыли уровень соответствующего периода прошлого года почти вдвое и достигли $3,8 млрд, что составило треть от всего товарооборота Казахстана. Но важно также и то, что, какими бы ни были макроэкономические показатели, люди наконец на деле ощутили реальный позитивный эффект принятых государственных решений. Одним словом, нынешнее состояние наших отношений убедительно указывает на то, что мы строим их в четком соответствии с духом реального стратегического партнерства, принципами, зафиксированными в Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. Нельзя не отметить, что Конституция 1993 г. открыла простор для положительной динамики казахстанского общества, уходя вперед от однопартийного наднародного политического правления, от монополистической экономической системы и от идеологии исторического насилия. Кроме того, нужно отметить и то достоинство Основного Закона на первом этапе переходного периода Казахстана к социально ориентированной рыночной экономике, что он легитимировал Республику как новое независимое государство в мировом сообществе государств о солидарных наций. Конституция 1993 г. ясно дала понять, что Казахстан воспринимает себя как составную часть современной цивилизации, имеет намерения добрососедства и многополюсного и взаимовыгодного сотрудничества, что привержен общечеловеческим ценностям. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Республики Казахстан. 2. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. А. А. Таранов. Алматы, ТОО «Баспа», - 2000 г., 256 с. 3. Административное право Республики Казахстан. Учебное пособие (общая часть). Х. Ю. Ибрагимов. Алматы, Данекер, 2000 г. – 256 с. 4. Юридическая ответственность в государственном управлении (социальный правовой аспект). Агеев Е. А. Л.: Наука, 1990 г. 5. Советское административное право. Учебник. М.: Юрид.лит.,1977г. 6. Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991. 7. Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984. 8. Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г. 9. Н. А. Назарбаев. “На пороге XXI века”. 1996 г. 10. Конституция 1995 г. 11. Н. А. Назарбаев. “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. 1992 г. 12. Е. К. Нурпеисов, А. К. Котов. “Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике”. 1995 г. 13. “Казахстан и мировое сообщество”. 1996 г. № 3. С. Тримбетов. “О союзе трех центрально-азиатских государств”. 14. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 г. № 1. У. Касенов. “Итоги внешнеполитической деятельности РК и ее приоритетные задачи”. 15. Очерк “История Казахстана”. Алматы, 1993 г. 16. Договор о коллективной безопасности между странами СНГ. “Каз. правда”, 1992 г. 19 мая. 17. “Дипломатический курье”, 1996 г. № 1. Токаев. “Наша задача - содействовать развитию Казахстана как субъекту МП”. 18. Г. Б. Хан, Л. С. Суворов. “АТР в мировой экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, стр. 43. Алматы, 1996 г. |