Реферат: История политологии как науки

Название: История политологии как науки
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание

· 1 История политологии как науки

· 2 История политологии как учебной дисциплины

· 3 Объект и предмет политологии

· 4 Методы и методологии политологических исследований

· 5 Задачи и функции

· 6 Функции

Политоло́гия (греч. πολιτικός — принадлежащий гражданам, гражданский, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — мысль, причина), или политическая наука , — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того круг вопросов, связанных с теорией государственного устройства, рассматривался в рамках философии, а с конца XIX века — также социологии.

В СССР официально была названа «буржуазной лженаукой»[1] , что, однако, не помешало открытию в 1955 году Советской ассоциации политических наук.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

2. Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

3. Период рефлексии. 1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения

Научные труды:

· Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли — «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Цицерона, «О граде Божьем» Аврелия Августина

· Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы

· Возрождение: Макиавелли, «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» — отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.

· Новое время: Гоббс, «Левиафан»; труды социалистов-утопистов

· XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера

· ХХ в.: Поппер, «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба.

· Политическая мысль древнего востока

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

В 1989 году политология была введена как учебная дисциплина в российской высшей школе. С этого момента появляются первые кафедры и отделения политологии в МГУ, СПбГУ, МГИМО. Новый импульс к развитию университетская политология получила в 2008-09 годах в результате полноценной институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов крупнейших университетов России - в сентябре 2008 года был создан Факультет политологии МГУ [2] , в марте 2009 года - факультет политологии СПбГУ.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов.[3] По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К. С. Политическая Наука. Ч. 1. — М.: Межд. Отн., 1994. — С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аналогия;

· моделирование;

· классификация;

· абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

· сочетание исторического и логического анализов;

· мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

· использование статистики (прежде всего электоральной);

· анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

· опрос (анкетный и экспертная оценка);

· интервьюирование;

· лабораторные эксперименты;

· теория игр;

· современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[4] и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

1. Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5. Системная , применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Задачи и функции

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации. Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В. В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В. В., 2008. - 160 с.

Функции

· Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

· Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

· Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

· Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

· Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

· Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

· Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

· разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

· руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

· интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

· политическая социализация,

· обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом.