Реферат: Референдум как основная форма непосредственной демократии
Название: Референдум как основная форма непосредственной демократии Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина Факультет международных экономических отношений и туристического бизнеса Кафедра международных экономических отношений
«Референдум как основная форма непосредственной демократии» Реферат по дисциплине «Сравнительное конституционное право»
Выполнила: студентка 1 курса, группа УО -23 Солонуха О.К. Проверил преп. Горовая Е.П. Харьков 2009 Содержание Введение..................................................................................................... 3 стр. 1. Понятие референдума............................................................................... 4 стр. 2. Виды референдумов.................................................................................. 5 стр. 3. Предмет и формула референдума.......................................................... 11 стр. 4. Принципы референдума.......................................................................... 12 стр. 5. Референдум в зарубежных странах........................................................ 13 стр. 6. Порядок проведения референдума в Украине....................................... 17 стр. 7. Плебисцит как разновидность референдума.......................................... 19 стр. Вывод....................................................................................................... 21 стр. Список литературы................................................................................. 22 стр.
Введение Конституционное право зарубежных стран знает много иных форм народного волеизъявления помимо выборов. Для этого в различных странах более или менее широко используются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного волеизъявления надо видеть и различие между ними. Наибольшее распространение среди них получил референдум. Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
1. Понятие референдума Референдум — это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей. Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума. [5, c. 163] Референдум (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправденческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что решение, принятое на референдуме, — это решение самого народа, а не его представителей. В отличие от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (например, депутата, президента др.). а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и др., имеющих общенациональный или местный характер. В некоторых странах вне зависимости от последствий любое голосование избирателей называется референдумом. Но такое понимание не является характерным для большинства стран. [4, c. 332] Референдум является современной формой непосредственной демократии, хотя у него были исторические предшественники. В Древнем Риме в период республики существовала практика плебисцитов (лат. plebiscitum), то есть решений плебеев, которые принимались собраниями членов соответствующего сословия. Сегодня термин «плебисцит» , считается синонимом термина «референдум» либо служит для обозначения одной из разновидностей референдума. Сам термин «референдум» заимствован из опыта государственного властвования XVII – XVIII ст. в Швейцарии, когда эта страна существовала как союз независимых кантонов. Одним из органов такого союза было собрание представителей от кантонов. Во многих кантонах это фактически были представители от общин, их составлявших. В случае, когда на этом собрании рассматривались вопросы, для решения которых представители не имели полномочий, решения постановлялись ad referendum (лат. - к дальнейшему рассмотрению), то есть с условием их последующей передачи на рассмотрение в кантоны (общины). На следующем собрании выясняли факт одобрения упомянутых решений в кантонах и признавали их утвержденными. [6, c. 185] 2. Виды референдумов Референдумы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от его предмета можно выделить обязательный и факультативный референдумы. Обязательным считается такой референдум, посредством которого и можно решить данный вопрос: ни один иной орган не вправе принимать по нему решение. Нередко это касается изменения конституции (см. ст. 29 Конституции Дании). Факультативным признается референдум, который проводится по усмотрению компетентного органа. Наряду с референдумом есть альтернативная возможность принять решение иным субъектом власти. Например не народом на референдуме, а парламентом (см. ст. 42 Конституции Дании). Так, предметом факультативного референдума может быть проект закона. Различают конституционный и законодательный референдумы. К первому относятся те, на которых рассматривается вопрос, связанный с принятием конституции, внесением в нее изменении либо дополнений. Широкое распространение они получили в нынешних условиях, когда в республиках бывшего Советского Союза, некоторых странах Восточной Европы активно пошла работа над новыми конституциями Путем референдума были приняты конституции Эстонии Литвы Румынии, России, Таджикистана, Польши и многих других государств. Законодательный референдум проводится для принятия новых или изменения действующих законов. В зависимости от цели проведения законодательные референдумы могут быть утверждающие и отменяющие. В последнем случае их нередко называют народным вето (см. ст. 75 итальянской Конституции, ст. 11 Конституции Франции). Особую группу референдумов составляют консультативные референдумы. В результате их проведения выясняется воля граждан для решения важных вопросов. В отличие от решающего референдума, т.е. обязательных для исполнения итогов референдума, консультативный референдум имеет преимущественно рекомендательный характер и нуждается в утверждении соответствующего органа. В скандинавских странах около 50% референдумов имеют консультативный характер. По инициаторам проведения референдумы можно классифицировать на парламентские, президентские, правительственные, народные и т.п. В зависимости от времени и степени участия парламента в решении вопроса референдумы могут быть подразделены на допарламентский и послепарламентский и внепарламентский. В зависимости от территории, на которой проводится референдум, различают общегосударственный и местный референдумы. Инициаторы референдума и органы, его назначающие, вправе формулировать вопросы для народного голосования. [1, c. 306-307] Содержание института референдума в разных странах делает возможной классификацию соответствующей формы непосредственной демократии. Одним из ее критериев является круг участников голосования на референдуме, по которому выделяют общенациональный (общегосударственный) к местный референдумы. На общенациональном референдуме может голосовать весь избирательный корпус, а на местном - его часть, которую составляют избиратели - жители конкретной административно-территориальной единицы. В условиях федеративного государства третьей разновидностью, классифицированной по критерию круга участников голосования, выступает референдум субъекта федерации (в субъекте федерации). Иногда референдум субъектов федерации также определяют как местный. Еще одним критерием классификации референдумов является содержание вопросов, выносимых на голосование, или предмет референдума. По предмету прежде всего выделяют конституционный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме принимают или утверждают новый основной закон либо изменения в действующий, а законодательный референдум обычно служит принятию или отмене «обычных» законов. Конституционный и законодательный референдумы объективно являются общенациональными по характеру, хотя в условиях федеративного государства они могут быть предусмотрены и в субъектах федерации. В США проведение конституционного и законодательного референдумов возможно только на уровне субъектов федерации - штатов. Более распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшествует одобрение изменений парламентом или учредительным собранием. По времени проведения различают предварительный и последующий законодательные референдумы. На предварительном референдуме голосование происходит относительно внесенного в парламент законопроекта до принятия как закона или относительно принятого парламентом закона, еще не вступившего в силу. Предметом последующего референдума является действующий закон, который на таком референдуме может быть отменен. Предварительный законодательный референдум нередко характеризуется как допарламентский, а последующий – послепарлментский. Существуют также законодательные референдумы, проведение которых не связано с процессом и результатами парламентского законотворчества. Такие референдумы определяются как внепарламентские, так как соответствующие голосования проводятся относительно законопроектов, которые не были внесены в парламент. В частности, внепарламентский референдум предусмотрен во Франции и в большинстве франкоязычных развивающихся стран. Одной из разновидностей референдума, определяемой по критерию содержания вопросов, которые выносятся на голосование, является референдум относительно досрочного прекращения полномочий президента или парламента. Впервые возможность проведения такого референдума относительно президента (по решению парламента) была предусмотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его «радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества. Особенностями отличается референдум, проводимый в реализацию так называемого права народного роспуска. По содержанию института народного роспуска - впервые введенного в XIX ст. в ряде кантонов Швейцарии, установленное количество граждан, которые имеют право голоса, может инициировать проведение референдума по вопросу досрочного прекращения полномочий законодательного органа. В случае, если по результатам такого референдума соответствующая инициатива будет поддержана, полномочия законодательного органа досрочно прекращаются и проводятся выборы его нового состава. Референдум, проводимый в реализацию права народного роспуска является уникальным способом (средством) властвования. [6, c. 188-199] По основаниям назначения различают обязательный и факультативный. Обязательный референдум безальтернативно назначается при наличии установленных оснований. В свою очередь, основаниями назначения такого референдума является возникновение определенных юридических фактов, с которыми связан его предмет. При этом вопросы, которые по существу составляют предмет обязательного референдума, не могут быть решены другим способом, кроме референдума. Само же решение уполномоченного государственного органа или должностного дина о назначении обязательного референдума можно рассматривать как своеобразную констатацию наличия установленных для этого оснований. Обязательный референдум, посредством которого, в частности, утверждают предварительно одобренные изменения в конституцию, иногда классифицируют как контрольный. Факультативный референдум также назначается при наличии установленных оснований, но само их наличие не влечет обязанности уполномоченного органа или должностного лица назначить референдум. Отсутствие такой обязанности прежде всего связано с тем, что существует иной, кроме референдума, способ решения вопросов, составляющих его предмет. К тому же решение уполномоченного органа или должностного лица о назначении факультативного референдума не зависит от их усмотрения и обусловлено инициативой иного, чем такой орган или должностное лицо, субъекта конституционного права. Референдумы можно классифицировать по особенностями порядка их назначения. В основу соответствующих классификаций положены отличия в круге субъектов, которые уполномочены по собственному усмотрению назначать референдум, отличия в круге субъектов, уполномоченных назначать референдум по инициативе других субъектов, а также отличия в круге субъектов, наделенных правом такой инициативы. Названные критерии обычно объединяют, что приводит к путанице. Почти во всех странах субъектом, который уполномочен по собственному усмотрению назначать референдум, определены парламент (нижняя палата) или президент. Органом уполномоченным назначать референдум по инициативе других субъектов, также определен парламент или (и) глава государства. В условиях, когда референдум уполномочен назначать глава государства, соответствующая инициатива обычно признается за парламентом или одной из его палат, а в некоторых странах - и за правительством. Если референдум уполномочен назначать парламент, к инициаторам его продления прежде всего отнесен президент. Во многих странах, прежде всего европейских, предусмотрена возможность проведения референдума по инициативе установленного количества граждан, которые имеют право голоса, то есть по народной инициативе. В теории конституционализма такой референдум характеризуется как петиционный. В случае инициирования проведения референдума иным субъектом, чем уполномоченный на его назначение государственный орган или должностное лицо, характер решения о назначении референдума зависит от характера такой инициативы. Иногда предусматривается согласие на назначение референдума со стороны иного государственного органа, чем уполномоченный на это назначение (Армения, Польша). Такое согласие имеет решающее значение для принятия решения о проведении референдума. Критерием классификации референдумов является характер решении, принятых соответствующим способом. По этому критерию различают императивный и консультативный референдумы . Императивный референдум также определяют как резолютивный, а консультативный референдум - как совещательный опрос посредством голосования. Решения, принятые на императивном референдуме, признаются юридически обязательными. Результат консультативного референдума воспринимается как своеобразный политический совет со стороны избирательного корпуса. Иногда юридическую обязательность решений, принятых на референдуме, считают родовым признаком референдума как формы непосредственной демократии. Отсюда подход, по которому опрос путем голосования не рассматривается как референдум и признается отдельной формой непосредственной демократии. Иногда оговаривается недопустимость проведения референдума по вопросам ограничения прав и свобод, ратификации и денонсации международных договоров и некоторым другим. [4, c. 333-334] 3. Предмет и формула референдума Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума. Наиболее распространенными являются два вида формулы референдума. Первый представляет собой вопрос, обращенный к голосующему, на который он может ответить только «да» или «нет». Второй вид - это так называемый народный выбор. то есть предложение избирателю нескольких вариантов решения вопроса, один из которых он может выбрать или отклонить. [3, c. 176] Для правовой характеристики референдума существенное значение представляет круг вопросов, которые на него выносятся. С формальной точки зрения в связи с тем, что референдум является формой прямой демократии, непосредственным народным волеизъявлением, на него могут выносится любые важные темы государственной жизни. Однако на практике это не так. Вопросы, по которым согласно европейским конституциям возможно проведение референдума, могут быть сгруппированы следующим образом. Первая, наиболее распространенная группа вопросов, касается принятия или полного либо частичного пересмотра конституции и актов парламента . Вторая группа вопросов (встречающихся в конституциях редко) – о доверии органу или должностному лицу. Третья разновидность вопросов, выносимых на референдум, связана с разрешением разногласий между конституционными органами власти. Четвертая группа – это важные международно-правовые вопросы, в частности: утверждение международно-правовых договоров, существенно затрагивающих основные права граждан; вступление в международные организации (как правило, наднационального характера); определение принадлежности той или иной территории к определенному государству. Большинство конституций содержат перечни вопросов, по которым референдум проводиться не должен. Наиболее часто среди таких вопросов упоминается: территориальная целостность и изменение государственных границ; объявление войны и мира; применение вооруженных сил; Основные права и свободы граждан; принятие, изменение и отмена определенных международно-правовых обязательств; бюджет и его исполнение; налоги и сборы; дополнительные ассигнования; финансовые обязательства; введение и отмена чрезвычайного положения; амнистия, государственная служба. Применительно к предмету референдума устанавливаются также ограничения, касающиеся повторного голосования по тому же вопросу. Как правило, между двумя голосованиями по одному и тому же вопросу должен пройти определенный срок. [2, c. 123-124] 4. Принципы референдума Голосование на референдуме является свободным, всеобщим, равным, прямым, тайным. Все они имеют содержание, аналогичное содержанию соответствующих выборов. Так, свобода волеизъявления означает, что вопросы об участии в голосовании и характере такого голосования гражданин решает исключительно самостоятельно, контроль за его волеизъявлением не допускается. С некоторым противоречием принципу свободы волеизъявления выступает обязательный вотум, установленный в ряде стран. Принцип всеобщего волеизъявления предполагает, что право на участие в референдуме имеют липа, обладающие активным избирательным правом. Если в выборах верхней и нижней палат парламента участвует разный круг избирателей, то при проведении общенационального референдума право голоса имеют лица, обладающие активным избирательным правом по выборам нижней палаты. Например, согласно Конституции Италии 1947 года в референдуме участвуют все граждане, правомочные участвовать в выборах Палаты депутатов (в ее выборах участвуют совершеннолетние граждане, а то время как в выборах Сената - граждане, достигшие 25 лет). Чаше всего в референдуме вправе принимать участие совершеннолетние, дееспособные граждане за некоторыми указанными в законе исключениями (например, это лица, содержащиеся в местах лишения свободы, липа, лишенные судом избирательных прав). Равное волеизъявление характеризуется тем, что каждый голосующий имеет только один голос при решении каждого вопроса на референдуме. Непосредственное или прямое голосование означает, что граждане голосуют за предлагаемое решение вопроса или против него лично. Наконец, голосование производится на референдуме только тайно, то есть в специальной кабине или комнате, где по общему правилу запрещено присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя. [3, c. 177-178]
5. Референдум в зарубежных странах В отличие от выборов, которые имеют по существу универсальный характер, референдум предусмотрен не во всех странах. К тому же сфера его применения в разных странах различна, а масштабы соответствующей практики зависят от политической традиции. Например, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах институт референдума вообще не существует, а в Канаде, США и ФРГ референдум возможен лишь на уровне субъектов федерации и (или) на местном уровне. В начале XIX ст. во Франции были проведены голосования избирателей по месту проживания относительно статусов Наполеона Бонапарта (в 1802 г. -пожизненного консула, в 1804 г. -императора). Такие голосования, как и проведенные ранее, имели форму подписи в списке избирателей, то есть проводились открыто. Именно эти голосования впервые в новые исторические времена получили название плебисцита. В Швейцарии и США в конституциях и законодательстве для соответствующих целей впервые стали употреблять термин «референдум». В конце XIX - в начале XX ст. в Австралии на референдумах были утверждены конституции штатов и федеральная конституция. В советский период существовало неоднозначное отношение к референдуму, хотя возможность его проведения предусматривалась так называемыми конституциями развитого социализма. При этом ключевое значение имело обычно не оглашаемое предположение, что референдум может восприниматься как своеобразная альтернатива советам, функционирование которых, согласно теории советской власти, отождествлялось с народовластием. В то же самое время одним из свидетельств развития «социалистической демократии» считали проведение всенародных обсуждений. Референдум приобрел характер ординарного способа принятия или утверждения основного закона. В Европе непосредственно на референдуме приняты действующие конституции Азербайджана. Албании. Андорры, Армении, Ирландии, Литвы. России. Турции, Франции. Швейцарии и Эстонии. Таким же способом приняты или полностью ревизованы основные законы в большинстве постсоветских стран. В Испании, Польше и Сербии на референдуме утверждены конституции которые были предварительно одобрены парламентом, а в Румынии – учредительным собранием. Распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшествует одобрение изменений парламентом или учредительным собранием. Соответствующий характер имеет конституционный референдум в Австрии, Албании, Андорре. Ирландии. Испании, Италии, Латвии, Молдове, Польше, Румынии, Сербии, Словении. Турции. Украине и Франции. На референдуме должны утверждаться одобренные законодательным органом или конвентом изменения в конституцию во всех штатах США, за исключением штата Делавер. Как способ непосредственного внесения любых изменений в конституцию референдум установлен только в некоторых странах, прежде всего постсоветских (Армения, Таджикистан). Среди развитых стран внесение изменений в конституцию непосредственно на референдуме предусмотрено в Швейцарии. В Азербайджане прямым результатом референдума может быть внесение в основной закон изменений, а соответствующие дополнения уполномочен принимать парламент. В Беларуси, Колумбии, Литве, Эстонии и в ряде других стран непосредственно на референдуме могут быть внесены изменения в отдельные разделы или статьи конституции. Применение референдума как способа принятия или утверждения новой конституции или внесения изменений в действующую нередко имеет характер политико-правовой традиции. Чаще всего конституционные референдумы проводились в США и Швейцарии. В некоторых штатах США принятие новой конституции или пересмотр действующей требуют проведения двух референдумов. Тут законодательный орган может вынести на референдум вопрос о целесообразности конституционной реформы, и в случае его положительного решения он постановляет о проведении выборов в конвент. Последний уполномочен разработать и предварительно одобрить соответствующий проект. Одобренный конвентом проект утверждается еще на одном референдуме. Наименее распространена практика проведения предварительного законодательного референдума, когда на народное голосование выносят соответствующий законопроект. Разнообразием процедур отличается предварительный референдум, предметом которого является принятый парламентом, но не вступивший в силу закон. В Европе проведение такого референдума допускается по конституциям Австрии, Дании, Ирландии. Латвии и Лихтенштейна. Последующий законодательный референдум обычно проводится по процедуре народного вето. Современная процедура народного вето делает возможным отмену на референдуме, который проводится по инициативе установленного количества граждан, имеющих право голоса, уже принятого парламентом, но еще официально не опубликованного, закона (Албания, Италия, Лихтенштейн, США и Швейцария). Впервые возможность проведения референдума относительно досрочного прекращения полномочий относительно президента (по решению парламента) была предусмотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его «радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества. В Латвии конституционно оговорена возможность проведения по решению президента референдума относительно роспуска парламента. В Азербайджане факультативный референдум относительно внесения изменений в конституцию может быть назначен по усмотрению как парламента, так и президента. В Парагвае соответствующий обязательный референдум должен назначать государственный орган, называемый избирательным судом. В Туркменистане референдум относительно роспуска парламента назначается президентом согласно решения, принятого «высшим представительным органом власти» (народным советом). В Египте референдум относительно досрочного прекращения полномочий законодательного органа назначается по усмотрению президента. В наши дни народный роспуск установлен в основных законах Лихтенштейна, отдельных кантонов Швейцарии и земель ФРГ. В Лихтенштейне проведение референдума может быть инициировано установленным количеством местных представительных органов власти, в Италии - представительных органов территориальных автономий, а в Палау и Швейцарии - законодательных органов субъектов федерации. В Венгрии, Дании и Словении референдум назначается по инициативе трети депутатского корпуса, а в Италии - одной пятой от общего состава любой го палат парламента. Признание за депутатами права инициировать проведение референдума усиливает позиции парламентской оппозиции. Консультативным может быть даже конституционный референдум. В частности, в отдельных штатах США предусмотрен периодический (с интервалом до двадцати лет) опрос граждан по вопросу необходимости пересмотра основного закона. Характер решений, принятых на референдуме, в отдельных случаях зависит от количества участников соответствующего голосования. Так в Восточном Тиморе, Польше и Португалии результат референдума является юридически обязательным только когда в голосовании приняли участие больше половины тех, кто имеет право голоса. Иначе такое голосование трактуют как совещательный опрос. Основные законы нередко включают оговорки относительно недопустимости вынесения на референдум определенных вопросов. Например, в таких европейских странах, как Албания, Венгрия, Греция, Дания, Португалия, Сербия, Словакия, Украина и Эстония, предметом референдума не могут быть вопросы (законопроекты по вопросам) налогов, бюджета и некоторые другие, связанные с государственными финансами, а в Грузии, Венгрии, Италии, Сербии и Украине - вопросы амнистии. Включение в конституции таких оговорок обусловлено тем, что решение соответствующих вопросов традиционно относят к компетенции парламента. [6, c. 185-199] 6. Порядок проведения референдума в Украине Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах. (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов: 1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в I, III, ХIII разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум — таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей; 2) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в Автономной Республике Крым, селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения. Местный референдум назначают Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские, районные, областные советы. Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. [5, c. 163-164] В Решении Конституционного Суда Украины по делу об осуществлении власти народом от 5 октября 2005 г. установлено: «Положение части третьей статьи 5 Конституции Украины «право определять … конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами» следует понимать так, что только народ имеет право непосредственно путем всеукраинского референдума определять конституционный строй в Украине, который закрепляется Конституцией Украины». [6, c. 189] По содержанию Конституции Украины возможности проведения законодательных референдумов можно связывать со статьями 72-74. Так, в части первой статьи 72 Конституции Украины речь идет о всеукраинском референдуме по народной инициативе. И хотя в ней не определен предмет (предметы) референдума, именно на ее основе может быть проведен, в частности, законодательный референдум, последующий или предварительный. Очевидно, что последующий референдум, проведенный в соответствии с этой статьей, будет иметь форму народного вето. О возможности проведения предварительного законодательного референдума способом «доказательство от противного» можно сделать вывод из содержания статьи 74 Конституции Украины, согласно которой «референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии». Наконец, если правовой формой решения вопросов об изменении территории Украины будет определен закон, то за предусмотренным статьей 73 всеукраинским референдумом также следует признать законодательный характер. Возможность проведения всеукраинского референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий Президента Украины согласно решению Верховной Рады Украины, принятому «по инициативе граждан», была предусмотрена Законом Украинской ССР «Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнении в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР» от 5июля 1991 г. [6, c. 192-193] Проведение факультативного референдума предполагается частью второй статьи 72 Конституции Украины, в которой идет речь о всеукраинском референдуме по народной инициативе. При наличии соответствующей легальной инициативы Президент Украины по существу обязан объявить референдум. Сам же термин «объявление референдума» следует связывать с голосованием, проведение которого инициировано одним субъектом и формально санкционировано другим. Однако в большинстве конституций предусмотрено исключительно назначение референдума. [6, c. 197]
7. Плебисцит как разновидность референдума Разновидностью референдумов, определяемых по критерию содержания вопросов, которые выносятся на голосование, признают плебисцит. Термин «плебисцит» рассматривают, в частности, как синоним термина «референдум». Однако в конституциях Бразилии и Колумбии эти термины употребляются как разные. При этом в Колумбии референдумом признано всенародное голосование относительно внесения изменений в конституцию. Отсюда можно предположить, что здесь плебисцит - это голосование по другим вопросам. Иногда плебисцит отождествляют с консультативным референдумом, причем в отдельных странах их тождественность признается в конституции (Чили) или в законодательстве (Бразилия). Существуют и другие примеры использования термина «плебисцит». В Египте до 2005 г. плебисцитом конституционно признавалось всенародное голосование относительно замещения поста президента, на которое выносилась единственная кандидатура, определенная законодательным органом. Подобным образом происходит замещение поста президента в Сирии, но здесь соответствующее голосование названо референдумом. Близкими по смыслу к приведенным примерам являются голосования относительно продления срока полномочий действующего президента, которые были проведены в некоторых постсоветских странах (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан). Понятие плебисцита также связывают с голосованием по вопросам формы государственного правления. Впервые такое голосование (плебисцит даже по названию) состоялось в 1805 г. по вопросам сохранения или прекращения унии между Швецией и Норвегией и определения на перспективу формы правления для последней. В Исландии вследствие всенародного голосования 1944 г. было не только образовано новое государство, а и установлена его форма правления. Вопроса формы государственного правления были предметами всенародных голосований в Италии (1946 г.), Греции (1975 г.) и Бразилии (1993 г.). В международном праве плебисцит - это голосование индивидов, имеющих статус избирателей и проживающих в пределах определенной территории, с целью определения ее государственной принадлежности или статуса как новообразуемого государства. С утверждением в международном праве принципа неприкосновенности и целостности государственной территории в конституциях нашел отражение подход, по которому а ситуациях, когда предполагаются территориальные изменения, необходимо волеизъявление населения в границах всего государства, то есть всего народа. [6, c. 194-195]
Вывод Референдум — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что решение, принятое на референдуме, — это решение самого народа, а не его представителей. В отличие от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (например, депутата, президента др.). а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и др., имеющих общенациональный или местный характер. В некоторых странах вне зависимости от последствий любое голосование избирателей называется референдумом. Но такое понимание не является характерным для большинства стран.
Список литературы 1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие . - М. : Юрайт, 2001 . - 639 с. 2. Алексеева Л. Л. Конституционное право государств Европы : учебное пособие. - М. : Волтерс Клувер, 2005 . - 310 с. 3. Василевич Г. А. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов. - Минск : Книжный Дом, 2006 . - 479 с. 4. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. - М. : НОРМА, 2007 . - 495 с. 5. Кивалов С. В. Основы правоведения Украины : учебное пособие : перевод с укр. - 7-е изд., испр. и доп.. - Х. : Одиссей, 2007 . - 456 с. 6. Шаповал В. Н. Сравнительное конституционное право. - К. : ИД "Княгиня Ольга", 2007 . - 414 с. |