Реферат: Основные понятия баз данных
Название: Основные понятия баз данных Раздел: Рефераты по информатике Тип: реферат |
Основные понятия Борисов В.А. Красноармейский филиал ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» Красноармейск 2009 г. Базы данных и системы управления базами данных - База данных (БД) — это организованная структура, предназначенная для хранения информации. - Системы управления базами данных (СУБД) позволяют размещать в своих структурах данные и методы, с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. - В современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация. Системы управления базами данных (СУБД) - Комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Визуализация информации базы - Отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи. - Большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Структура простейшей БД - Хотя данных в базе и нет, но информация в ней все-таки есть — это структура базы. - Она определяет методы занесения данных и хранения их в базе. - Основными объектами любой базы данных являются ее таблицы. - Простейшая база данных имеет хотя бы одну таблицу. - Структура простейшей базы данных тождественно равна структуре ее таблицы. - Структуру простейшей базы данных образуют поля и записи. - Если записей в таблице пока нет, значит, ее структура образована только набором полей. Свойства полей БД - Поля базы данных определяют структуру базы и групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей. Имя поля - Определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой. Тип поля - Определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле. Размер поля - Определяет предельную длину данных, которые могут размещаться в данном поле. Формат поля - Определяет способ форматирования данных в ячейках, принадлежащих полю. Маска ввода - Определяет форму, в которой вводятся данные в поле. Подпись - Определяет заголовок столбца таблицы для данного поля. Значение по умолчанию - Значение, которое вводится в ячейки поля автоматически. Условие на значение - Ограничение, используемое для проверки правильности Сообщение об ошибке - Текстовое сообщение, которое выдается автоматически Обязательное поле - Свойство, определяющее обязательность заполнения данного поля при наполнении базы. Пустые строки - Свойство, разрешающее ввод пустых строковых данных. Индексированное поле - Если поле обладает этим свойством, все операции, связанные с поиском или сортировкой записей по значению, хранящемуся в данном поле, существенно ускоряются. - Свойства полей могут различаться в зависимости от типа данных. Типы данных - Таблицы баз данных, как правило, допускают работу с гораздо большим количеством разных типов данных. Текстовый - Тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов). Поле Мемо - Специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов). Числовой - Тип данных для хранения действительных чисел. Дата/время - Тип данных для хранения календарных дат и текущего времени. Денежный - Тип данных для хранения денежных сумм. Счетчик - Специальный тип данных для уникальных натуральных чисел с автоматическим наращиванием. Логический - Тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например Да или Нет). Поле объекта OLE - Специальный тип данных, предназначенный для хранения Гиперссылка - Специальное поле для хранения адресов URL для Web-объектов Интернета. Мастер подстановок - Объект, настройкой которого можно автоматизировать ввод данных в поле так, чтобы не вводить их вручную, а выбирать из раскрывающегося списка. Безопасность баз данных - Базы данных — это тоже файлы, но работа с ними отличается от работы с файлов других типов, создаваемых прочими приложениями. - Для баз данных предъявляются особые требования с точки зрения безопасности, поэтому в них реализован другой подход к сохранению данных. - Целостность содержимого базы не может и не должна зависеть ни от конкретных действий некоего пользователя, забывшего сохранить файл перед выключением компьютера, ни от перебоев в электросети. - В части операций участвует операционная система компьютера, но некоторые операции сохранения происходят в обход операционной системы. - Операции изменения структуры базы данных, создания новых таблиц или вообще объектов происходят при сохранении файла базы данных. - Операции по изменению содержания данных, не затрагивающие структуру базы, максимально автоматизированы и выполняются без предупреждения. Формирование баз данных Режимы работы с базами данных - СУБД имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. - Первый режим предназначен для создания или изменения структуры базы и создания ее объектов. - Во втором режиме происходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения базы или получения данных из нее. Проектировщики - Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных и согласовании ее с заказчиком. Пользователи - Получают исходную базу данных от проектировщиков и занимаются ее наполнением и обслуживанием. Объекты базы данных - Основные типы объектов мы рассмотрим на примере СУБД Microsoft Access. - В версии Microsoft Access эта СУБД позволяет создавать и использовать объекты семи различных типов. Таблицы - Это основные объекты любой базы данных. - В таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе. - Таблицы хранят структуру базы (поля, их типы и свойства). Запросы - Служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. - С помощью запросов выполняют: отбор данных, их сортировку и фильтрацию, преобразование данных по заданному алгоритму, создают новые таблицы выполняют автоматическое наполнение таблиц данными, импортированными из других источников, выполняют простейшие вычисления в таблицах и многое другое. - Из соображений безопасности, чем меньше доступа к базовым таблицам имеют конечные пользователи, тем лучше. - Во-первых, снижается риск того, что неумелыми действиями они повредят данные в таблицах. - Во-вторых, предоставив разным пользователям разные запросы, можно эффективно разграничить их доступ к данным в строгом соответствии с кругом персональных обязанностей. - Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу. - Основной принцип состоит в том, что от базовых таблиц никакой упорядоченности не требуется. - Все записи в основные таблицы вносятся только в естественном порядке по мере их поступления, то есть в неупорядоченном виде. Формы - Формы — это средства для ввода данных. - Смысл их — предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. - Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков. Отчеты - Предназначены только для вывода данных на печатающее устройство. Страницы - Физически это особый объект, выполненный в коде HTML, размещаемый на web-странице и передаваемый клиенту вместе с ней. - Сам по себе этот объект не является базой данных, но содержит компоненты, через которые осуществляется связь переданной web-страницы с базой данных, остающейся на сервере. Макросы и модули - Эти категории объектов предназначены как для автоматизации повторяющихся операций при работе с системой управления базами данных, так и для создания новых функций путем программирования. - В СУБД Microsoft Access макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД и являются одним из средств автоматизации работы с базой. - Модули создаются средствами внешнего языка программирования, в данном случае языка Visual Basic for Applications. Проектирование базы данных - Неоптимальные решения и прямые ошибки, заложенные на этапе проектирования, впоследствии очень трудно устраняются, поэтому этот этап является основополагающим. Разработка технического задания Обычно используют следующие подходы: - демонстрируют заказчику работу аналогичной базы данных, после чего согласовывают спецификацию отличий; - если аналога нет, выясняют круг задач и потребностей заказчика, после чего При подготовке технического задания составляют - список исходных данных, с которыми работает заказчик; - список выходных данных, которые необходимы заказчику для управления - список выходных данных, которые не являются необходимыми для заказчика, но которые он должен предоставлять в другие организации. Разработка схемы данных - Работа начинается с составления генерального списка полей — он может насчитывать десятки и даже сотни позиций. - В соответствии с типом данных, размещаемых в каждом поле, определяют лишь более подходящий тип для каждого поля. - Далее распределяют поля генерального списка по базовым таблицам. - На первом этапе распределение производят по функциональному признаку. - Цель — обеспечить, чтобы ввод данных в одну таблицу производился, по возможности, в рамках одного подразделения, а еще лучше — на одном рабочем месте. - Наметив столько таблиц, сколько подразделений охватывает база данных, приступают к дальнейшему делению таблиц. - Критерием необходимости деления является факт множественного повтора данных в соседних записях. - В каждой из таблиц намечают ключевое поле. - В качестве такового выбирают - С помощью карандаша и бумаги расчерчивают связи между таблицами. - Такой чертеж называется схемой данных. Типы возможных связей между таблицами - Наиболее распространенными являются связи «один ко многим» и «один к одному». - Связь между таблицами организуется на основе общего поля, причем в одной из таблиц оно обязательно должно быть ключевым, то есть на стороне «один» должно выступать ключевое поле, содержащее уникальные, неповторяющиеся значения. - Системы управления, способные работать со связанными таблицами, называют системами управления реляционными базами данных, а схемы данных в технической литературе могут называть схемой реляционных отношений. - Разработкой схемы данных заканчивается «бумажный» этап работы над техническим предложением. - На этом этапе завершается предварительное проектирование базы данных, и на следующем этапе начинается ее непосредственная разработка. Работа с СУБД Microsoft Access Общие замечания - СУБД Microsoft Access предоставляет несколько средств создания каждого из основных объектов базы: - ручные (разработка объектов в режиме Конструктора); - автоматизированные (разработка с помощью программ-мастеров); - автоматические — средства ускоренной разработки простейших объектов. - При разработке учебных таблиц и запросов рекомендуется использовать ручные средства — работать в режиме Конструктора. - Использование мастеров ускоряет работу, но не способствует освоению понятий и методов. - При разработке учебных форм, отчетов и страниц доступа лучше пользоваться автоматизированными средствами, предоставляемыми мастерами. - Это связано с тем, что для данных объектов большую роль играет внешний вид. Работа с таблицами Создание таблиц - Создание таблиц начинается с выбора элемента управления Таблицы. Окно Конструктора таблиц Графический бланк для создания и редактирования структуры таблиц. - При создании таблицы целесообразно (хотя и не обязательно) задать ключевое поле. - Для задания ключевого поля достаточно щелкнуть на его имени правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать пункт Ключевое поле. - Если первичный ключ необходим для связи с другими таблицами, но ни одно из полей не является уникальным, то его можно создать на базе двух (или более полей). - Групповое выделение выполняют при нажатой клавише SHIFT щелчками на квадратных маркерах слева от имен полей. - Закончив создание структуры таблицы, бланк закрывают (при этом система выдает запрос на сохранение таблицы), после чего дают таблице имя, и с этого момента она доступна в числе прочих таблиц в основном окне База данных. - Созданную таблицу открывают в окне База данных двойным щелчком на ее значке. - Новая таблица не имеет записей — только названия столбцов, характеризующие структуру таблицы. Заполнение таблицы данными - Производится обычным порядком. Курсор ввода устанавливается в нужную ячейку указателем мыши. - Переход к следующей ячейке можно выполнить клавишей TAB. Переход к очередной записи выполняется после заполнения последней ячейки. - Шириной столбцов можно управлять методом перетаскивания их границ. - Удобно использовать автоматическое форматирование столбцов «по содержимому». - Для этого надо установить указатель мыши на границу между столбцами, дождаться, когда указатель сменит форму, и выполнить двойной щелчок. - После наполнения таблицы данными сохранять их не надо — все сохраняется автоматически. - Однако, если при работе с таблицей произошло редактирование её макета, СУБД попросит подтвердить сохранение этих изменений. - Если возникнет необходимость изменить структуру таблицы, таблицу надо открыть в режиме Конструктора. - Для этого ее следует выделить в окне База данных и щелкнуть на кнопке Конструктор. Создание межтабличных связей - Межтабличная связь отображается в окне Схема данных в линии, соединяющей два поля разных таблиц. - Главная — это та таблица, которая участвует в связи своим ключевым полем (название этого поля на схеме данных отображается полужирным шрифтом). Основные назначения связи - обеспечение целостности данных, - автоматизация задач обслуживания базы. Связь между таблицами позволяет - либо исключить возможность удаления или изменения данных в ключевом поле главной таблицы, если с этим полем связаны какие-либо поля других таблиц; - либо сделать так, что при удалении (или изменении) данных в ключевом поле главной таблицы автоматически произойдет удаление или изменение соответствующих данных в полях связанных таблиц. Настройка свойств связи - В окне Схема данных выделить линию, соединяющую поля двух таблиц, щелкнуть на ней правой кнопкой мыши и открыть контекстное меню связи, после чего выбрать в нем пункт Изменить связь — откроется диалоговое окно Изменение связей. - Смысл создания реляционных связей между таблицами состоит, с одной стороны, в защите данных, а с другой стороны — в автоматизации внесения изменений сразу в несколько таблиц при изменениях в одной таблице. - Если исполнителю надо получить данные из базы, он должен использовать специальные объекты — запросы. - Если запрос подготовлен, надо открыть панель Запросы в окне База данных, выбрать его и открыть двойным щелчком на значке — откроется результирующая таблица, в которой исполнитель найдет то, что его интересует. - Лишь в тех случаях, когда исполнитель не находит нужных данных в результирующей таблице, возникает необходимость готовить новый запрос. - В учебных целях запросы лучше готовить вручную, с помощью Конструктора. Бланк запроса по образцу Формирование запроса по образцу - С помощью контекстного меню на верхней половине бланка открывают те таблицы, к которым обращен запрос. - Затем в них щелкают двойными щелчками на названиях тех полей, которые должны войти в результирующую таблицу. - Сформировав структуру запроса, его закрывают, дают ему имя и в дальнейшем запускают двойным щелчком на значке в окне База данных. Упорядочение записей в результирующей таблице - Если необходимо, чтобы данные, отобранные в результате работы запроса на выборку, были упорядочены по какому-либо полю, применяют сортировку по возрастанию или убыванию. Многоуровневая сортировка - Данные сначала сортируются по тому полю, которое в бланке запроса по образцу находится левее, затем по следующему полю, для которого включена сортировка, и так далее слева направо. Изменение порядка следования столбцов - выделяют столбец щелчком на его заголовке (кнопку мыши отпускают); - еще раз щелкают на заголовке уже выделенного столбца (но кнопку не отпускают); - перетаскивают столбец в другое место. Управление отображением данных в результирующей таблице - По умолчанию предполагается, что все поля, включенные в запрос, должны выводиться на экран. Использование условия отбора - Для каждого поля в этой строке можно задать индивидуальное условие. Другие виды запросов - запросы с параметром (критерий отбора может задать сам пользователь); - итоговые запросы (назначение их отдаленно напоминает итоговые функции электронных таблиц); Другие виды запросов - запросы на изменение (позволяют автоматизировать заполнение полей таблиц); - перекрестные запросы (позволяющие создавать результирующие таблицы на основе результатов расчетов, полученных при анализе группы таблиц); - специфические запросы SQL (запросы к серверу базы данных, написанные на языке запросов SQL). Работа с формами - Существует два вида организации структуры форм: на основе таблицы и на основе запроса. Автоформы - Формы удобнее готовить с помощью средств автоматизации. - Полностью автоматическими являются средства, называемые автоформами. Виды автоформ - «в столбец», - ленточные, - табличные. Создание автоформы - Открыть панель Формы в окне База данных и воспользоваться командной кнопкой Создать. - В открывшемся диалоговом окне Новая форма выбирают тип автоформы и таблицу (или запрос), на которой она основывается. - Если форма основывается только на одном объекте, она называется простой формой. - Если форма основывается на полях из нескольких связанных таблиц, то она называется сложной и представляет собой композицию из нескольких форм. Создание форм с помощью мастера - выбирают таблицы и поля, которые - выбирается внешний вид формы; - выбирается стиль оформления формы; - сохраняют форму под заданным именем. Структура формы - Линии, разделяющие разделы, перетаскиваются по вертикали с помощью мыши — это позволяет изменять размеры разделов так, как требуется. - Разделы заголовка и примечания имеют чисто оформительское назначение — их содержимое напрямую не связано с таблицей или запросом, на котором основана форма. - Раздел данных имеет содержательное значение — в нем представлены элементы управления, с помощью которых выполняется отображение данных или их ввод. Элементы управления формы - Основными элементами оформления формы являются текстовые надписи и рисунки. - Для создания в форме текстовых надписей служат два элемента управления — Надпись и Поле. - Для создания графических элементов оформления служат элементы управления Рисунок, Свободная рамка объекта и Присоединенная рамка объекта. Дизайн формы - Формы базы данных — это средства, с помощью которых с ней общаются люди. - В первую очередь, все элементы управления форм должны быть аккуратно выровнены. - При работе вручную используют перетаскивание маркеров, которые видны вокруг элемента управления, когда он выделен. Управление последовательностью перехода - Физически последовательность перехода — это порядок перехода к следующему полю по окончании работы с предыдущим. Изменение порядка перехода - щелчком на кнопке маркера слева от названия выделяется элемент управления (кнопка мыши отпускается); - после повторного щелчка с перетаскиванием элемент перемещается на новое место. Работа со страницами доступа к данным - Служит для обеспечения удаленного доступа к данным через Интернет или через корпоративную сеть Intranet. Страницы доступа - Имеют небольшой размер, содержат удобные элементы управления для навигации в базе данных, могут быть записаны в формате кода HTML, переданы по медленным каналам связи и воспроизведены в стандартном браузере. Создание страницы доступа к данным - На первом этапе работы Мастера форм выбирают таблицы (или запросы), в их составе — поля, к которым должна обеспечить доступ страница. Создание страницы доступа к данным - Второй этап работы мастера предназначен для управления группировкой данных. - Эта возможность предусмотрена для доступа к базам, содержащим большие объемы данных. - Для каждого уровня группировки в структуре объекта образуется отдельный раздел, то есть различные уровни группировки могут быть дополнены различными элементами управления экранной web-формы. Создание страницы доступа к данным - На третьем этапе выбирается метод упорядочения отображаемых данных. - Возможно задание до четырех полей сортировки, причем сортировка возможна как по возрастанию, так и по убыванию. Создание страницы доступа к данным - На последнем этапе выполняется сохранение страницы под заданным именем. Редактирование страницы доступа к данным Основными отличиями от форм являются: - наличие большего количества разделов ; - расширенный состав элементов управления на Панели элементов; - иной механизм перетаскивания элементов управления и присоединенных надписей. Работа с отчетами - Отчеты служат для форматированного вывода данных на печатающие устройства и, соответственно, при этом должны учитывать параметры принтера и параметры используемой бумаги. Мастер отчетов - Работает в шесть этапов. - При его работе выполняется выбор базовых таблиц или запросов, на которых отчет базируется, выбор полей, отображаемых в отчете, выбор полей группировки, выбор полей и методов сортировки, выбор формы печатного макета и стиля оформления. - Редактирование структуры отчета выполняют в режиме Конструктора . - Важной особенностью отчетов является наличие средства для вставки в область верхнего или нижнего колонтитула текущего номера страницы и полного количества страниц. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |