Реферат: Правовые и организационные основы аудиторской деятельности

Название: Правовые и организационные основы аудиторской деятельности
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Московский Энергетический Институт

(Технический Университет)

Реферат

Дисциплина: Аудит

Тема: “Правовые и организационные основы аудиторской деятельности ”.

.

г. Москва, 2007 год

Содержание:

1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………… 3

2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г……….. 7

3. Рынок аудиторских услуг в РФ…………………………………… 9

1. Правовые основы аудиторской деятельности

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности.

К основным нормативным документам относятся:

1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6. Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482,

7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерацииот 6 мая 1994 г. № 482.

8. Порядок проведения квалификационных экзаменовна право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9. О создании Центральной аттестационно-лицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. №02—102.

10. Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. No 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04,95 г. № 408).

11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12. О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности и России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4. 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток сопровождалась противостоя­нием двух проектов - от Государственной Думы РФ и от Адми­нистрации Президента РФ. В результате такого противостояния закон принят не был, но были изданы «Временные правила ауди­торской деятельности в РФ», утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, № 2263, которые являются базовым нор­мативным документом.

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осуществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициа­тивной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной.

В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы.

Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности ауди­торские фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения,

Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности. Порядок проведе­ния аттестации на право осуществления аудиторской деятель­ности в РФ определены в (п. 6).

Квалификационные аттестаты и лицензии предусмотрены по следующим направлениям аудиторской деятельности:

• банковский аудит;

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных Институтов;

• общий аудит (аудит других экономических объектов).

Организация проведения аттестации возлагается на Министер­ство финансов России (аудит бирж, внебюджетных фондов и ин­вестиционных институтов; общин аудит, аудит страховых организаций), Центральный банк России (банковский аудит) и для чего этими органами созданы соответствующие центральные ат­тестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

Временные правила сыграли свою положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные по­ложения, которые будут отражены в законе об аудите.

На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской дея­тельности включает три основных уровня.

Первый (верхний) уровень Закон об аудиторской деятельности. До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и рав­ноправного элемента. Для России это особенно важно, по­скольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позво­лит считать, что становление аудита в России состоялось.

Второй уровень системы нормативного регулирования ауди­торской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделя­ются на четыре вида: общесистемные; организационно-техно­логические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки.

Третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Отношения аудиторских служб (фирм или индивидуальных аудиторов), с одной стороны, и клиентов (аудируемых органи­заций) с другой стороны, строятся на договорной основе в со­ответствии с гражданским законодательством Российской Фе­дерации.

Договор на оказание аудиторских услуг включает предмет, место оказания услуг, размер и порядок оплаты, ответствен­ность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Указа Президента Россий­ской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физи­ческие лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридиче­скими и физическими лицами.

2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г.

Закон имеет 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности . Рассматривает понятие аудиторской деятельности, ее цели, аудиторские услуги (12 видов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности . Регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности.

Статья 3. Аудитор . Понятие, право осуществления аудиторской деятельности.

Статья 4. Аудиторская организация . Понятие, осуществление деятельности.

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов .

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг .

Статья 7. Обязательный аудит . Понятие, случаи проведения обязательного аудита.

Статья 8. Аудиторская тайна . Даны обязанности аудиторов по сохранению конфиденциальности информации.

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности . Характеристика правил (стандартов) аудиторской деятельности

Статья 10. Аудиторское заключение . Понятие, форма, содержание.

Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение . Степень ответственности за выдачу заведомо ложного заключения.

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов . Указаны случаи, которые запрещают аудиторам аудиторскую деятельность в аудиторских организациях, где независимость запрещена.

Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита . при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов . Установка и соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых проверок, последствия при уклонении от проведения внешней проверки качества работы, выявление фактов систематического нарушения.

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности . Понятие, обязательные требования на получение аттестата.

Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора . Случаи аннулирования.

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности . Лицензирование, порядок и дата выдачи.

Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности . Функции уполномоченного федерального органа.

Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе . Действия совета по аудиторской деятельности.

Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения . Статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, их права.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите .

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона .

3. Рынок аудиторских услуг в РФ.

Аудит – это сфера деятельности, которая опирается на использование большого опыта ввиду необходимости интуиции, которая нарабатывается годами. Однако отечественный аудит отличается относительной молодостью, поскольку пришел в Россию менее двадцати лет назад, что не могло не отразиться на состоянии российского рынка аудиторских услуг.

Рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой аудиторской фирмой в России. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы, на долю которых сегодня приходится ¾ рынка мирового аудита.

Основными организационно-правовыми формами являются закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг функционирует несколько основных групп компаний: основной объем работ по пока­зателю выручки по аудиту приходится на крупнейшие международные компании «большой четверки» и различные зарубежные аудиторские фирмы. Далее следуют крупнейшие российские аудиторские организации, а затем средние российские фирмы и небольшие. Ясно, чтобы исправить положение и повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка законодательной и исполнительной власти РФ, Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудируемых организаций.

Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в России.

Российский аудит развивается по особым федеральным законам. Поэтому главной положительной тенденцией явилось появление и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Вторая положительная тенденция - это устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы. Вместе с тем в законодательстве остались и белые пятна. Перечень отрицательных тенденций возглавляет замечание по недостаточно четко «прописанным» в законодательстве процедурам проведения конкурсов. Второй отрицательной тенденцией аудиторы назвали желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему аудиторов волнует недобросовестная конкуренция, бурная деятельность «карманных» аудиторов, демпинг, но главное – «черный аудит». Недавно появилась тенденция к переделу рынка профессиональными аудиторскими объединениями. Но, несмотря на это спрос на аудиторские услуги неуклонно растет. Однако хозяевами российского рынка аудиторских услуг являются те организации, которые имеют опыт в данной сфере деятельности. Это иностранные фирмы и компании «большой четверки».

Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно, российские аудиторы набирают опыт, нарабатывают так необходимую интуицию, а, соответственно, растет и доля прогрессивных российских аудиторских фирм на рынке.

Список использованной литературы:

1. Демьяненко Э.Ю. Аудит. Экспресс справочник для студентов вузов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002 – 208с.

2. ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3 ноября 2006 года

3. www.interfax.ru, www.gaap.ru, www.raexpert.ru, www.yandex.ru