Реферат: Экономический анализ 7
Название: Экономический анализ 7 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||
1. Понятие, значение и задачи экономического анализа Анализ – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Задачи 1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденции экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. 2. Научное обоснование плана 3. Контроль за выполнением плана и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. 4. Изучение влияния объективных и субъективных внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности. 5. Поиск резервов, повышение эффективности функционирования предприятия 6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов. 7. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработки механизмов управления ими. 8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов. Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности. В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа. Логические способы: сравнение, относительные и средние величины, графики и таблицы представления данных, группировки, балансовый, эвристический. Способы детерминированного факторного анализа: метод цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный способ, интегральный, пропорционального деления, логарифмирования. Способы стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный анализ, компонентный, дискриминантный, многомерный математический факторный анализ. Методы оптимизационного решения экономических задач: линейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, исследования операций. 2. Методика факторного анализа Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования, влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения частного или алгебраических сумм факторов. Систематизация факторов – это размещение изучаемых явлений или объектов в порядке с выявлением их взаимосвязи и соподчиненности. Н-р: объем валовой продукции промышленного предприятия можно представить в детерминированной факторной системе валовой продукции (ВП)
Средняя продолжительность смены (П,ч) Среднечасовая выработка одного рабочего (ЧВ) ВП = ЧР *ГВ ВП = ЧР *Д*ДВ ВП = ЧР *Д*П*ЧВ 3. Моделирование взаимосвязей в детерминированном факторном анализе. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторным выражается в форме конкретного математического уравнения. В детерминированном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:
4. Способы обработки экономической информации в экономическом анализе
5. Способ цепной подстановки в экономическом анализе Этот способ используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных и смешанных. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины на факторную в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем 2-х, 3-х и последующих факторов, допуская что остальные не меняются. В сравнении величины результативного до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет учитывать влияние всех факторов кроме одного и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. ВП = ЧР * ГВ 1 Этап ВП0 = ЧР0 * ГВ0 ВПусл1 = ЧР1 * ГВ0 ВП1 = ЧР1 * ГВ1 2 этап ∆ВП – изменение Валовой продукции ∆ ВПЧР = ВПусл – ВП0 ∆ ВПГВ = ВП1 – ВПусл1 3 этап – суммирование всех изменений ∆ ВПобщ = ∆ВПЧР + ∆ВПГВ ∆ ВПОБЩ = ВП1 – ВП0 4-х факторная модель ВП = ЧР*Д*П*ЧВ 1. ВП0 = ЧР0 * Д0 *П0 *ЧВ0 ВПусл1 = ЧР1 * Д0 *П0 *ЧВ0 ВПусл2 = ЧР1 * Д1 *П0 *ЧВ0 ВПусл3 = ЧР1 * Д1 *П1 *ЧВ0 ВП1 = ЧР1 * Д1 *П1 *ЧВ1 2. Нахождение изменений результативного показателя за счет каждого фактора ∆ВПЧР = ВПусл1 – ВП0 ∆ВПД = ВПусл2 – ВПусл1 ∆ВПП = ВПусл3 – ВПусл2 ∆ВПЧВ = ВП1 – ВПусл3 3. Суммирование всех изменений ∆ВПОбщ = ∆ВПЧР + ∆ВПД + ∆ВПП + ∆ВПЧВ ∆ВПОБЩ = ВП1 – ВП0 6. Способ абсолютных разниц Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях: У = х1 * х2 *… И моделях мультипликативно-аддетивного типа: У = (а-в) *с, У = а * (в-с) При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значение исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые начинаются справа от него в модели и на факторную величину факторов, расположенных слева от него. Алгоритм расчета для мультипликативной 4-х факторной модели ВП: ВП = ЧР * Д * П * ЧВ ∆ВПЧР = ∆ЧР * Д0 * П0 * ЧВ0 ∆ВПД = ЧР1 * ∆Д * П0 * ЧВ0 ∆ВПП = ЧР1 * Д1 * ∆П * ЧВ0 ∆ВПЧВ = ЧР1 * Д1 * П1 * ∆ЧВ ВПОБЩ = ВПФ – ВППЛ ∆ВПОбщ = ∆ВПЧР + ∆ВПД + ∆ВПП + ∆ВПЧВ 7. Алгоритм для расчета способов абсолютных разниц моделях мультипликативно-аддетивного типа: П = VРП * (Ц-С) П – прибыль от реализации продукции VРП – объем реализованной продукции С- себестоимость продукции Прирост суммы прибыли за счет изменения: 1. Объем реализованной продукции ∆ПV РП = ∆ VРП * (Ц0 – С0 ) 2. Цены реализации продукции ∆ПЦ = VРП1 *∆Ц 3. Себестоимость продукции ∆Пс = VРП1 *(-∆С) 8. Способ относительных разниц Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или % |