Курсовая работа: Индия в мировой политике
Название: Индия в мировой политике Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Башкирский Государственный Университет Институт права Кафедра международного права и международных отношений
«Индия в мировой политике»Курсовая работапо дисциплине: Мировая политика
Выполнил: ст. гр. МО-42 Л.И. Хазиева Проверил: С.Б. Горбачев Уфа 2010 Содержание Введение ………………………………………………………………….……….3 Глава 1. Общинно-кастовая структура индусского общества и индуизм, как вероучение и образ жизни. 1. Индуизм как определяющий фактор общественного развития….….….5 2. Природа индийских каст……………………………………….…….……8 Глава 2. Религиозно—этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия1. Пацифистская философия Махатмы Ганди………………………….….10 2. Современные реалии во внешней политике Индии: от «этики» до «политического реализма»………………………………………….…...13 3. Политика неприсоединения Дж. Неру…………………………………..16 Глава 3 . Индия сегодня 1. Индия в современной мировой экономике………..………………….….21 2. Традиционные проблемы Новой Индии…………………………………25 3. Индия и Россия – взаимовыгодное сотрудничество в эпоху глобализации………………………………………………………………28 Заключение ………………………………………………………………….…..31 Список использованной литературы ……………………………………….33
Введение Представленная курсовая работа посвящена Индии, яркой, самобытной и своеобразной стране, являющейся одним из древнейших очагов цивилизации, где древние индуистские верования и традиции, касты, разнообразнейшие промыслы и кустарные ремесла сочетаются с современными производствами, высокими технологиями и космическими исследованиями. Предметом данного исследования будет служить сегодняшние место и роль, отводимые Индии на международной арене, в эпоху глобализации и всемирной интеграции. Страна контрастов с несметными богатствами культурного наследия и сложными проблемами развития в начале третьего тысячелетия переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Действительно, Индия, одна из древнейших стран мира, в течение почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой. Актуальность данной темы объясняется тем, что, несмотря на огромные трудности, Индии удалось достигнуть значительных успехов в развитии национальной экономики и значительно улучшить свои позиции в системе внешнеполитических связей, частично преодолев зависимость от развитых капиталистических государств. Думается, пример Индии весьма показателен для других развивающихся государств. Кроме этого, изучение стран Востока все более приобретает политико-прикладной характер и способствует долгосрочному внешнеполитическому прогнозированию, т.к. в установлении относительно гармоничной системы взаимоотношений (вместо системы противоречий) заинтересованы уже не только развивающиеся, но и развитые страны. Все больше людей у нас и на Западе осознают, вслед за крупнейшим историком ХХ в. А. Дж. Тойнби, необходимость ускорить сближение христианско-европейской цивилизации ("голова человечества") с Востоком ("душа человечества"). Предварительное познание Души Головой - необходимое условие этого сближения. Таким образом, актуальность данной темы определила выбор круга вопросов. Цель моего исследования состоит в том, чтобы детально изучить путь, пройденный Индией от бывшей Британского колонии, проповедующей политику ненасилия и неприсоединения с закрытой экономикой «гипертрофированного импортозамещения» до современной Индии, курс которой отвечает новым политическим и экономическим реалиям. Данная цель предполагает решение следующих задач: · Выявить роль индуизма и кастового деления индийского общества как определяющих факторов общественного развития; · Проследить трансформацию во внешнеполитическом курсе Индии: от гандизма и политики неприсоединения к блокам Дж. Неру до стремления Индии в НАТО и участия в ШОС и т.п; · Попытаться охарактеризовать позиции современной Индии: ее место в мировой экономике, традиционные проблемы, отношения с Россией; Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, труды крупнейших специалистов в рассматриваемой области, статьи и обзоры специализированных периодических изданий. Также в работе приведены отрывки из биографий таких ярких политических фигур Индии, как М.Ганди и Дж. Неру. Глава 1. Общинно-кастовая структура индусского общества и индуизм, как вероучение и образ жизни. 3. Индуизм как определяющий фактор общественного развития Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Индуизм - уникальное явление, он занимает заслуженно место в ряду великих религий мира, таких как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Однако, индуизм, как отмечают большинство исследователей, кардинально отличается от этих религий (исторически не зафиксирован во времени и пространстве, не имеет основателя, не имеет единой священной книги и единой религиозной организации и т.д.), вследствие чего наиболее часто определяется как "религия, религиозно-ритуальная практика, религиозно-философские концепции, формирующие мировоззрение"[1] , как некий специфический, сугубо индийский образ и стиль жизни в целом. Индуизм пронизывает все сферы жизни каждого индийца и является определяющим фактором общественного развития Индии на протяжении многих столетий. Политическая система страны представляет собой яркую форму выражения индуистской традиции. Так, Конституция Индии декларирует право на демократические свободы, провозглашает секуляристскую республику парламентского типа и существование многопартийной системы. Индия на протяжении более чем полувека демонстрирует удивительную для страны, не относящейся к числу так называемых "развитых демократий", прочность парламентаризма, которая базируется на традиционных индуистских основах. Вообще же, следует сказать, что исторический опыт в целом показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное ее воздействие. Это можно хорошо наблюдать на примере индуизма в Индии. Согласно индуистским учениям, Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию . Вообще, для индусов, весь внешний мир со всеми его ценностями и богатствами - это иллюзия. Основополагающей целью жизни, с которой координируются остальные, является для индусов дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Все сущее — как одушевленная природа, так и неодушевленная — с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма человека соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов — разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты). По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг [дхарму], пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого".[2] Из всего этого становится ясно, откуда взялась эта покорность, консервативность, приверженность древним традициям и довольство тем, что имеешь у индусов, почему они так непохожи на людей Запада. И поскольку, согласно индуистской филососфии, весь внешний мир - это пыль, иллюзия, то индусы, будучи интровертами, не стремятся к западным идеалам, они не понимают стремлений в экономической и социальной свободе, находя счастья внутри себя и предпочитая жить в гармонии со своим внутренним миром. Это находит отражение и в кастовом строе, который в общем виде сохраняется в Индии и по сей день.
2. Природа индийских кастИз самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Среди последних низший слой — бесправные и наиболее угнетённые касты и неприкасаемые. Феномен кастового общества в той или иной степени наблюдается повсеместно, но, как правило, термин «касты» ошибочно применяется в первую очередь к существующему на Индийском субконтиненте древнейшему подразделению живых существ на варны. Такое смешение термина «касты» и термина «варны» неправильно, так как варн существует всего четыре, а каст (джати), даже внутри каждой варны, может быть множество.[3] Главными характеристиками индийской касты являются эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты), наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту), запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений. На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269–232 до н.э.) не сказались на системе наследственных групп (в отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления). Далее, во времена возвышения индуизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). На сегодняшний день, как организующая основа общества, каста характерна для всей индуистской Индии. Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества. Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний. Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии, просуществовшие в течение более чем двух тысячелетий, постепенно утрачивают свое влияние и значимость в обществе (особенно в городах), в общем и целом суть кастового деления сохранятеся и сегодня: Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Глава 2. Религиозно—этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия1. Пацифистская философия Махатмы Ганди Говоря о современной проводимой Индией внешней политике, обратимся к истории, а именно к самим истокам формирования индусского политического самосознания, начиная с того момента, когда страна, будучи Британской колонией, только начинала свою национально-освободительную борьбу. Затрагивая период колониализма в Индии, нужно учитывать традиционную индуистскую терпимость к чужим идеям и образу жизни. Это способствовало тому, что протест против насаждавшегося англичанами нового способа производства и существования со стороны традиционного большинства индийского общества проявлялся в основном в пассивной форме. В то же время, адаптация к буржуазной трансформации и втягивание в нее значительных (абсолютно, а не относительно своей доли в населении) масс людей происходит в активной форме. Эта особенность проявляется у индусов повсеместно и обуславливается, в виду религиозных убеждений, отсутствием у них традиции активного организованного социального протеста и насилия (для верующего индуса лозунг социального равенства и справедливости неубедителен и даже бессмыслен, т. к. он противоречит идее кармы и индивидуальной ответственности каждого за социальную неполноценность в данном сегодняшнем перерождении).[4] Однако и в индусском обществе наступают времена, когда созревает тенденция к национально-освободительной борьбе, которая в свою очередь, также отвечает данной особенности: как независимое государство, Индия появилась на свет 15 августа 1947 года в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Таким образом, гандизм для Индии — явление исторически оправданное и соответствовавшее конкретным условиям страны. Мохандаса Карамчанда Ганди , названный Д.Андреевым в его книге «Розы мира» «Первым в новой истории государственным деятелем-праведником», утвердил чисто политическое движение на основе высокой этики и опроверг ходячее мнение, будто политика и мораль несовместимы. Да, в лице Ганди и его сподвижников политика и мораль не только совместимы, но и совершенно нераздельны друг от друга и в этом можно наглядно убедиться. Фактически вся деятельность Ганди и вся его жизнь проходили во время английского колониального владычества, Ганди погиб 30 января 1948 года, через полтора года после провозглашения независимости Индии и за год до вступления в силу новой индийской конституции. И прежде чем начать говорить о рождении и формировании независимой индийской государственности хотелось бы кратко коснуться основных принципов этического учения Ганди, обратить внимание на основные из них, с целью представить себе тот общественный морально-этический контекст на фоне которого и рождалась новая, независимая государственность Индии. "Я не мог бы вести религиозную жизнь, не отождествляя себя со всем человечеством, а это я не мог бы делать, не принимая участия в политике... Для меня политика, отторгнутая от религии, – всегда грязная политика."[5] Говоря о средствах постижения истины, Ганди говорит о своем специфическом опыте "тихого внутреннего голоса". Ганди говорит, что этот тихий внутренний голос "должен быть верховным арбитром, когда возникает конфликт при исполнении долга" . И следование этому голосу – важнейшее условие нравственного самосовершенствования и постижения истины. Ганди усматривал прямую, внутреннюю, органическую взаимосвязь между Богом, любовью, истиной и ненасилием. Каждое из этих понятий в отдельности и в своем единстве и взаимодействии предназначалось для духовно-нравственного совершенствования человека. Из многочисленных высказываний Ганди явствует, что если через "тихий внутренний голос" открывается истина, то, очевидно, общим путем к этому следует признать ненасилие. Итак, долженствование будущей индийской государственности, как его видел Махатма Ганди – это неуклонное следование принципу ненасилия в международной политике. Индия должна была представить миру столь сильную и непоколебимую в своих этических принципах государственную власть, что это могло бы позволить индийскому государству исполнить миссию утверждения мира на основе ненасилия и высокой этики. 2. Политика неприсоединения Дж. Неру В разработке главных принципов внешнеполитического курса Индии в первые 17 лет независимости выдающаяся роль принадлежит Джавахарлалу Неру, на образ мыслей которого, прежде всего в проповеди ненасилия, сильнейше влияние оказал Ганди. Уже в преддверии десятилетнего нахождения Неру у власти его считали одним из самых ярких живущих на Земле, личность которых запечатлелась в мировом общественном мнении, "человеком, ставшим виднейший фигурой на мировой политической арене, после того, как с нее сошла Большая Тройка военных лет -Черчилль, Сталин, Рузвельт" (Харперс мэгэзин, США). Газета "Нью-Йорк Таймс" констатировала, что Неру "один из самых значительных политических деятелей и бесспорных властелинов мира, единственный властелин мира, который правит, внушая подданным любовь, а не страх".[6] Столь высокую оценку Неру заслужил благодаря, прежде всего, достижениям в области своей внешней политики, основанной на здравом смысле и опиравшейся на центральное руководство. После окончания Второй Мировой войны и произошедших в связи с этим изменений на международной арене, на фоне мощного подъема национально-освободительного движения перед ИНК встала задача выработать свою внешнеполитическую линию, учитывая новые реалии международной жизни. Основные принципы внешней политики самостоятельной Индии Неру изложил в своем выступлении по радио Дели 7 сентября 1946 г. Он заявил, что Индия намерена держаться в стороне от противостоящих друг другу группировок государств, и будет стремиться к установлению дружественных отношений со всеми странами, прежде всего, Азии. Он подчеркнул, что его родина особенно заинтересована в освобождении колониальных и зависимых стран и полностью отвергает расистскую доктрину, где бы и в какой бы форме она ни применялась. Таким образом, главным содержанием внешнеполитического курса Неру стал отказ именно от участия в военных блоках, который ставил целью обеспечить независимое национальное развитие Индии. Знаменательно и то, что это выступление прозвучало спустя полгода после речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г., ознаменовавшей начало холодной войны. Основными принципами, которыми руководствовался Неру при проведении иностранной политики, были антиколониализм, то есть поддержка права на самоопределение народов Азии и Африки; антирасизм, или требование полного равенства рас и народов; неприсоединение к военно-политическим блокам, что не означало пассивный нейтрализм (изоляционизм), но предполагало активное утверждение независимых суждений по всем международным вопросам; признание Азии в качестве новой нарождающейся силы в мире и права азиатских государств решать самим касающиеся их проблемы; посредническая роль в противостоянии блоков, отказ от участия в гонке вооружений как следствие философии ненасилия и как способ уменьшить риск новой мировой войны. Авторитет пацифиста-Ганди, несмотря на частые разногласия (например, по вопросу участия Индии во Второй Мировой войне и т.д.), в глазах Неру был велик, поскольку даже сама мысль о разрыве с учителем была для Неру невозможной. Но для самого Махатмы Ганди беспрецедентные погромы и кровопролитие, сопровождавшее раздел Индии на Индию и Пакистан, и провозглашение ее независимости подобной ценой означало величайшую личную трагедию. Индийский автор многотомной биографии Ганди Д. Дж. Тендулкар в этой связи писал, что в первые дни независимости, когда "по всей стране происходили празднества, человек, который больше любого другого сделал для освобождения Индии от иноземного владычества, не участвовал в этом всеобщем ликовании". Более того, Ганди, демонстративно покинув столицу, переживал самые трагические минуты своей жизни. Закон о независимости Индии и кровавый раздел на Индию и Пакистан разрушили его, казалось, самую фундаментальную идею о ненасилии. По горькой иронии судьбы, безгранично преданный индуизму (и считавший его самой толерантной и духовно возвышенной религией) Махатма, этот своего рода "апостол ненасилия", был убит собратом по вере Натхурамом Годсе, став жертвой чудовищной вспышки конфессионального фанатизма и шовинизма между индусами и мусульманами именно как поборник их дружбы и единства. Но, несмотря на разность в подходах к решению некоторых задач двух политических деятелей Индии, говорить об отходе от деклараций ненасилия во времена Неру, конечно же, нельзя. В целом и внутренняя и внешняя политика Индии во времена Неру была именно демонстрацией этих позиций. Международное влияние Индии как лидера стран неприсоединения и исключительный престиж и непредубежденность индийского лидера в международный вопросах оказывали значительное влияние на сверхдержавы и одновременно позволяли группировать вокруг своей позиции значительное число сторонников. В вопросе о ядерных, или стратегических, вооружениях Неру выступил в 1954 году с призывом о запрещении ядерных испытаний. И в этом вопросе также подтверждая позиции Ганди. Между тем за период между 1949-50 и 1962 годами индийские вооруженные силы почти удвоились, а сама Индия превратилась в крупнейшего импортера тяжелых военных вооружений. Все это осуществлялось по решению правительства Неру и с сохранением политики неприсоединения. Несмотря на возросшие угрозы Неру был категорически против собственной программы Индии по ядерным вооружениям. Однако, последующие события 1962 года повлекли за собой кардинальный пересмотр Индийской внешней и внутренней политики, остановимся на них поджробнее в следующей главе. 3. Современные реалии во внешней политике Индии: от «этики» до «политического реализма» Независимая Индия в конфликте с Китаем осенью 1962года потерпела свою первую, крупную военную неудачу. И хотя поражение было не столь значительным, унижение, испытанное Индией, было весьма чувствительным, ведь затронутый период представлял собой весьма интересную фазу, это было взаимное подтверждение "несокрушимой дружбы" между двумя странами. За этой неудачей вскоре последовала другое скорбное событие, в 1964 году умер первый премьер министр Индии Джевахарлал Неру, а через несколько месяцев после этого события Китай провел первые испытания атомной бомбы. Традиционно центральным моментом внешней политики любой страны является ее собственная безопасность, обеспечиваемая национальными силами обороны и союзами с иностранными государствами. Нетрадиционность внешней политики Индии в период правления Неру состояла в том, что она принижала значение этих традиционных факторов и уделяла большее внимание оказанию влияния на конфликты между крупными державами, которые не отражались непосредственно на независимости или целостности Индии. Чтобы играть эту роль в международных делах, Индии необходимы были исключительный престиж и исключительная непредубежденность. Все это Индия имела, но сочетаться с собственными основными потребностями Индии это могло лишь при условии добрых отношений с соседями. А этого не было. Оба самых могущественных соседа Индии: Пакистан и Китай относились к ней враждебно. Причем исключительный накал изначально враждебных отношений с Пакистаном заслонял потенциальную угрозу Китая. С другой стороны эта нетрадиционность индийской внешней политики была обусловлена самим долженствованием индийской государственности, той провиденциальной миссией, которая во времена Неру и была явлена, хоть и не во всей своей возможной полноте. Не отметить эту политику, не обратить на нее внимание, не выделить ее среди агрессивных выкриков, бряцаний оружием и безумных провокаций мировых держав было невозможно. Достижения Индии в международной политике, хотя и не обратили на себя столь много внимания как "экономические чуда" Японии и Германии, но были просто удивительны, и в полном смысле этого слова чудесны. Другой вопрос – насколько они были прочными.[7] Казалось, что вот еще немного, еще чуть-чуть осталось, чтобы политика ненасилия и неприсоединения стала бы общепризнанной мировой силой, способной возвысить свой голос не за счет мегатонных атомных бомб, а только лишь благодаря своей человеческой и высокоэтической позиции. Но... именно этого чуть-чуть и не хватило. Были ли этому виной новые внешние угрозы нависшие над Индией, или внутренние вызовы сепаратизма, этнической и религиозной розни, а может быть виноватым оказалось вдруг само время, сами 60-е, подарившие миру карибский кризис, вьетнамскую войну, китайскую культурную революцию, конец советской "оттепели"? Какая-то рационально необъяснимая цепь срывов и падений, вызвавшая к жизни худшие возможности и надолго похоронившая лучшие. Нет необходимости перечислять дальше череду нескончаемых военных конфликтов и локальных войн, подавление сепаратизма и бунтов достигшее своего апогея в 70-е во время сикхского бунта, когда армейские операции проводились при поддержке танков, обстреливавших сикхские храмы. В ходе главной операции в Золотом храме в Амритсаре было убито 1000 сикхов. Не удивительно, что результатом этого стала гибель Индиры Ганди, убитой своими же охранниками сикхами. Тут важно было бы отметить, что время правления Индиры Ганди увенчалось двумя главными событиями – созданием атомной бомбы и договором о дружбе с СССР. Два этих события знаменовали собой фактический отход от принципиальных положений политики Махатмы Ганди. Создание атомной бомбы навсегда похоронило индийскую международную политику ненасилия, а договор с СССР – политику неприсоединения.[8] Это вовсе не было эмоциональным, или же сугубо личным решением, это было результатом продуманной политики, разделяемой большинством правящей индийской политической элиты, большинством Индийского Национального Конгресса. Объяснения этой политики весьма рациональны и понятны, их могут разделить и согласиться с ними все "трезвые", "реальные" политики всего мира. Тут будут и угрозы Китая и провокации Пакистана и пропакистанская и прокитайская политика США в отношениях с Индией и многое, многое другое, наверное, очень верное. Вот так и Индия стала такой же "как все", политическая элита, казалось, вздохнула с облегчением. Осталась жить до времени лишь социальная политика Ганди, предусматривавшая примирение всех сословий Индии путем добровольного отказа богатых от части своего богатства в пользу бедных. Нападок на эту социальную политику (ставшую просто декларативной и абсолютно бессильной, в силу общего этического упадка общества в сравнении со временем М. Ганди) не было, в 70-е она просто была предана забвению, а в 1991 был уже твердо взят курс на либеральную рыночную экономику. Современный Индийский Национальный Конгресс под руководством Сони Ганди в своих принципиальных вышеперечисленных моментах напоминает Конгресс М. Ганди только по названию, прилагая все усилия к тому, чтобы связать свою политику в представлениях избирателей с политикой Конгресса 40-х – 60-х годов. Формально имя Махатмы Ганди превозносится и подчеркивается политическая преемственность, которая видится лишь в лозунгах "защиты прав человека" и устранение бедности путем либеральных реформ. Политика же ненасилия, которую сменила бессмысленная гонка ядерных вооружений, политика неприсоединения и собственного пути, социальная политика – эти три фундаментальных основания политики Ганди оставлены в прошлом. Сегодня Индия просто «нарасхват». Участие в ШОС, или азиатско-тихоокеанском НАТО (США, Япония, Австралия) становится своеобразной военно-политической "золотой акцией", резко меняющей соотношение сил в регионе в ту, или иную сторону. Индия времен М.Ганди, конечно же, выбрала бы статус неприсоединения и выступала бы с позиций этики. Но современная Индия иная. Ею выбрана тактика "присоединения" не только к ШОС, или НАТО, но еще и к сохранившейся структуре "неприсоединившихся стран", где право на лидерство оспаривают Иран и Венесуэлла. Место этики во внешней политике Индии заступила модная и актуальная в современном политическом мире "прагматика". Но много ли дала Индии эта ядерная гонка и выход из политики неприсоединения? Упрочило ли это ее безопасность и независимость? Безопасности больше не стало, ведь и Пакистан также обладает ядерным оружием. Независимая политика? Фактически, отход индийской государственности от провиденциального долженствования не принес ни безопасности, ни независимости, ни особого благосостояния. Но вот мир в целом конечно же понес урон от этого шага, в котором вверх одержала не этика, а внеэтический "политический реализм", считающий всю эту высокую этику уделом фантастов и мечтателей.
Глава 3. Индия сегодня 1. Индия в современной мировой экономике Находясь на перекрестке мировых торговых путей, Индия представляет собой, по сути, экономический «остров». Природные преграды и историко-политические противоречия не способствовали развитию интенсивных транспортных связей с приграничными Пакистаном, Китаем и Бирмой. В более дальнем зарубежье у развивающейся Индии нет серьезных торгово-экономических партнеров, как вследствие небольшой величины стран (например, Австралия, население которой немногим больше населения крупнейшего индийского города Калькутты), так и из-за их экономической слабости (Бангладеш, Иран, страны Восточной Африки). Кроме того, такие потенциально мощные торгово-экономические партнеры Индии, как Индонезия и Пакистан, также стремятся к развитию импортозамещения и насыщению внутреннего рынка собственной продукцией. Показательно, что доля стран бассейна Индийского океана в общем объеме внешней торговли Индии не превышает 15-20%. Каким же образом Индия на протяжении полувека сохраняет и укрепляет не только свое единство, но и обеспечивает стабильный экономический рост и высокие темпы научно-технического прогресса? С первых лет независимости в экономике был принят «курс Неру», сущность которого состояла в следующем:
Это привело к гипертрофированному «аргентинскому варианту» импортозамещения. Сейчас в Индии производится все свое – от зубных щеток до автомобилей, компьютеров, самолетов и космической техники. За кадром остается вопрос о себестоимости этой продукции и, главное, о качестве. Подавляющее большинство индийских товаров явно проигрывают зарубежным аналогам, поскольку в стране, по сути, не существует системы контроля качества продукции. Однако проблема занятости и обеспечения основной массы населения с низкими доходами непритязательными отечественными товарами, похоже, решена. Закрытая экономика оказала влияние и на медленную эволюцию индийского общества. На взгляд постороннего европеизированного наблюдателя, характер экономического развития притормозил развитие общества. Сравнивая Индию с Россией, напрашиваются аналогии: в политической жизни – с российскими 80-ми годами, в науке – с 70-ми, в технике – с 60-ми годами, во взглядах на нравственность – с хрущевской «оттепелью» конца 50-х годов. Однако территориальная и экономическая полуизоляция страны от внешнего мира все больше размывается, прежде всего, благодаря процессу глобализации. Сегодня Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. С 1991 года в Индии проводится экономическая реформа, направленная на ослабление государственного контроля над частным бизнесом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий. Тем не менее основные контуры прежней политики государства не изменяются, включая государственное планирование экономического и социального развития. За последнее десятилетие XX века экспорт страны вырос в 5 раз, а импорт – в 3,5 раза. Но если география импорта изменилась не столь существенно, то экспортная ориентация экономики страны приняла очевидный прозападный уклон. Вторым крупным экономическим партнером Индии являются страны Персидского залива, прежде всего, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Это партнерство крепнет и в связи с тем, что в этих странах работает значительное число индийцев, квалифицированных рабочих и инженеров, преимущественно мусульманского вероисповедания. В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Годовой рост производства в Индии в настоящее время составляет более 9 процентов и догоняет рост в сфере услуг (10 процентов). Экспорт готовых изделий в США растет быстрее, чем у Китая, хотя по абсолютным показателям он значительно ниже. Основная причина, по которой Индия вскоре может стать второй экономикой в мире, состоит в том, что многие международные компании уже предвидят серьезный демографический кризис, который наступит в Китае. Из-за проводимой в стране политики "одна семья - один ребенок" там скоро возникнет дефицит молодых рабочих рук. (По прогнозам Всемирной организации труда, к 2020 году в Индии будет 116 миллионов трудоспособных лиц этого возраста, а в Китае - 94 миллиона). И хотя в Индии по-прежнему трудно заниматься бизнесом, некоторые транснациональные компании сделали на нее большую ставку в надежде извлечь выгоду из упомянутых глобальных перемен. Но остается множество препятствий, прежде всего слабая инфраструктура. Всепроникающая коррупция тормозит решение этих проблем. Трудовое законодательство Индии претерпело немного изменений с момента его введения сразу после обретения независимости в 1947 году, что также не стимулирует компании нанимать работников, поскольку уволить их очень трудно, даже если экономика идет на спад. 2. Традиционные проблемы новой Индии По степени развития буржуазных отношений Индия опережает большинство других РС, однако ни одна из них не имеет такого груза "традиционных" проблем, как Индия. Основными среди них являются: национализм полутора десятков крупных народов страны и связанная с этим языковая проблема, микронационализм малых народностей и племен ("национализм несуществующих наций"), кастовость индуистского общества, раскол индийского общества по религиозному признаку (20 млн. сикхов, 100 млн. мусульман, 800 млн. индусов), коммунализм, регионализм, сепаратизм и др. Кастовая структура
сохранилась практически в том же виде, что и до независимости. Ее влияние на развитие страны двойственно: с одной стороны, кастеизм играет роль стабилизирующего фактора, смягчающего классовые противоречия в крайне поляризованном индийском обществе, поскольку поведение человека в кастовом обществе определяется не классовой, а кастовой принадлежностью. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, но воспринимает вопиющее неравенство как социальную норму и не претендует на повышение своей роли в экономике и политике. Кастеизм существенно сдерживает потенциальный размах террористической деятельности в индусской среде. Однако, с другой стороны, консервирующая роль кастовой структуры противоречит задачам социально-экономического развития. В Индии на сегодняшний день достаточно сложная как внутриполитическая, так и внешнеполитическая обстановка. Тем не менее Индия уже более полувека успешно существует как единое государство на территории, где никогда до этого единого государства не было. Фактически современная Индия – это новый и беспрецедентный государственный феномен, из существования которого можно извлечь полезные уроки и для новой России. Единство индийского государства поддерживается несколькими основными факторами. Во-первых, это внешние факторы, связанные с неурегулированностью взаимоотношений с Пакистаном и Китаем. Раньше это называлось враждебным окружением. Известно много примеров из истории, когда враждебное окружение становилось наиболее мощным фактором консолидации страны. Индии в этом отношении «повезло» – его не нужно придумывать, это реальный фактор существования страны. Индо-китайская и несколько индо-пакистанских войн и пограничных конфликтов, а также ситуация в Кашмире на десятилетия заморозили отношения Индии с ее наиболее крупными соседями. Однако после отделения Бангладеша от Пакистана и образования лояльного к Индии государства геополитическое положение страны существенно улучшилось, можно сказать, потеряло критический характер. С военной точки зрения с 1973 года Пакистан перестал быть равным для Индии соперником. Последующая взаимная демонстрация двух стран способностей по созданию собственного ядерного оружия, похоже, отрезвила политиков обеих государств. Как признак новой фазы отношений бывших непримиримых врагов следует отметить если не совместные усилия по борьбе с сепаратизмом в Кашмире, то по крайней мере близость позиций двух стран по этому вопросу. Еще Шарль Монтескье сделал вывод о том, что «малые страны гибнут из-за внешних сил, а большие – вследствие внутренних конфликтов».[10] Поэтому второй фактор, обеспечивающий единство страны, – последовательная политика индийской правящей элиты, направленная на создание обстановки гражданского согласия в стране. Как это ни парадоксально, этому способствует перенаселенность страны. Все пригодные для жизни территории уже заселены. Любой конфликт в случае его обострения вызовет массовые жертвы как среди виноватых, так и среди правых. В то же время ни один народ, ни одна этническая группа не могут рассчитывать на бескровное выделение территории своего компактного проживания из состава страны. Естественно, что основная масса населения противится как национальному, так и религиозному экстремизму. Первая забота государства – это борьба с терроризмом. Гибель от их рук двух премьер-министров, Индиры и Раджива Ганди, похоже, навсегда научила индийские власти бдительности. В столице и в аэропортах постоянно демонстрируется готовность силовых структур к противодействию террористическим акциям. У ворот всех государственных учреждений оборудованы укрепленные блок-посты. Каждый въезжающий автомобиль независимо от его принадлежности тщательно обыскивается и осматривается с помощью специального приспособления на наличие взрывных устройств, прикрепленных к днищу. Кстати, это приспособление в виде зеркала на двух колесиках с металлической ручкой очень пригодилось бы и у нас. Второе направление – последовательная федерализация страны. В момент своего создания Индия представляла собой конгломерат провинций Британской Индии и относительно самостоятельных княжеств. Кроме того, на территории страны сохранялись небольшие португальские (Диу, Даман, Гоа) и французские колонии (Пондишери). Постепенно местные феодалы были отправлены в «почетную отставку», статус и система управления всеми территориями были унифицированы. Третье направление деятельности государства – ликвидация чрезмерных социально-экономических контрастов между богатыми и бедными штатами и союзными территориями. Наконец, возможно, основной фактор государственного единства – английский язык. Именно в Индии начинаешь понимать, что такое «язык межнационального общения» для существования единого государства, хотя в некоторых штатах Индии трех-четырехязычие – норма. Но следует все же признать, что для Индии наряду с хинди английский язык, которым владеет не только вся элита и средний класс страны, а также и подавляющая часть городского населения, является государственным вовсе не потому, что это «наследие тяжких колониальных времен». Без английского языка Индия не состоялась бы как единое государство.
3. Индия и Россия - взаимовыгодное сотрудничество в эпоху глобализации Российско-индийские связи традиционно носят дружественный характер. Отсутствие неразрешимых антагонистических противоречий, общих границ и пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем, толерантность культур России и Индии, маловероятность значительных миграционных потоков, населения исключают возможность возникновения конфликтов на цивилизационной, религиозной или этно-национальной основе. Россию и Индию многое объединяет, и в первую очередь это то, что они обе являются «жертвами» глобализации в американской версии. Последние десятилетия наши страны были заняты решением своих проблем. Об этом свидетельствует и динамика объемов внешней торговли между нашими странами. Если в начале 90-х годов СССР был крупнейшим торговым партнером Индии, то к концу десятилетия страны СНГ стали лишь 9-ми по экспорту и 12-ми по импорту. В то же время глобализация – это мощная сила, притягивающая государства и народы друг к другу. Нужно научиться ее использовать для своего блага. Например, Россия и Индия могли бы объединить свои усилия в процессе создания многополярного мира. Несмотря на замороженность контактов, между нашими странами сохранился потенциал взаимного тяготения. Оказалось, что хоть мы и развивались в значительной степени независимо друг от друга, но столкнулись со схожими проблемами. В научно-технической сфере –создание (в Индии) или возрождение (в России) научно-технического потенциала; в экономике – проблема создания конкурентной среды в условиях импортозамещения; в инфраструктуре – проблема создания современной транспортной сети (дорог); в демографической – ускоренный рост мусульманского населения; в социальной – бедность значительной массы населения; в политической – борьба с сепаратизмом и терроризмом. Начинает развиваться и совместное экономическое сотрудничество. К числу основных проектов экономического сотрудничества можно отнести строительство АЭС «Куданкулам», а также участие индийцев в нефтедобыче на Сахалине и Газпрома в освоении газового месторождения на шельфе в Бенгальском заливе. Главный координатор развития двусторонних контактов по широкому кругу направлений – Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК). В сентябре 1999 года представителями России, Индии и Ирана в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о развитии Международного транспортного коридора «Север – Юг». Стабильно прочные связи с Индией сохраняются и в области военно-технического сотрудничества. Новым шагом в развитии взаимного сотрудничества стало подписание в октябре 2000 года межправительственного соглашения между Россией и Индией о принципах сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными правительствами штатов и союзных территорий Республики Индии. Для дальнейшего развития российско-индийских отношений нужна стратегическая программа взаимного сотрудничества. В ней нужно предусмотреть не только вопросы межгосударственных отношений, но и вопросы участия и помощи государств в развитии социальных, научных и экономических контактов негосударственных организаций и частных лиц. Созданный с участием «Эксперта» Деловой Совет по Сотрудничеству с Индией как раз и является таким негосударственным институтом развития взаимовыгодного сотрудничества. Заключение Какая же роль уготована Индии, на что она может претендовать, и что можно сделать, чтобы занять достойное место в новом миропорядке? Нужно сказать, что внешняя и внутренняя политика любой страны обусловлена в значительной степени ее собственной историей, культурой, традициями, целями и идеалами. Однако жизнеспособная внешняя политика должна базироваться на том общем, что, объединяя разные социальные, экономические и политические системы, отвечает именно современным реалиям, а именно – процессам глобализации и всемирной интеграции. Если до 1987 года каталоги Библиотеки Конгресса США не зарегистрировали ни одного издания, в заголовке которого было бы упомянуто слово «глобализация», то с начала 90-х годов приток таких работ начал увеличиваться как снежный ком. Несмотря на различные толкования этого понятия, трудно отрицать, что человечество переживает период интенсивного нарастания своей целостности, формирования общемировых экономических, политических и культурных систем, объединяющих не только отдельные государства, но и социально-культурные и религиозные общности. Однако Всемирный экономический форум в Давосе 2000 года ярко высветил противоречия между лидерами глобализации и аутсайдерами, «вампирами» и их «жертвами». Отстающими или, если больше нравится, догоняющими оказались страны-интраверты с десятилетиями закрытой или полузакрытой экономикой, возможности для развития которой без включения в мировой рынок исчерпаны. Основной урок Давоса для таких стран – нужно играть активную роль в глобализации, становиться из объекта субъектом этого процесса. Для этого надо двигаться дальше, нельзя долго пребывать в экономической полуизоляции Данный урок Индия усвоила весьма успешно. В последние десятилетия «островное» экономическое положение страны и накопленный экономический потенциал сыграли роль стимулов в вовлечении индийской экономики в мирохозяйственные связи и процесс глобализации. Подобное происходит и на внешнеполитической арене: Индия уже больше не следует основанным на индуизме пацифистким идеалам, она проводит активную политику «присоединения», держа курс на политический реализм, нежели ставившуюся когда-то во главу угла политическую этику. Стремление в НАТО, участие в ШОС, традиционное состояние «холодной войны» с Пакистаном, но уже усугубившееся наличием у обеих сторон ядерного оружия - все это оправданная и продуманная реакция индийского правительства на быстро меняющееся условия мирового правопорядка. Следует также иметь в виду, что, будучи многонациональным государством, сегодняшняя Индия сталкивается с бесчисленным количеством традиционных проблем, начиная с языковой и заканчивая расколом общества по религиозным признакам. Но, несмотря на всю сложность как внешнеполитической, так и внутриполитической обстановки, Индии удается в течение более чем полувека сохранять свое внутреннее единство, а также богатство культуры и традиций, что может послужить достойным примером для других развивающихся государств.
Список использованных источников Литература: 1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980 2. Куценков А.А. Эволюция индийских каст. М., 1983 3. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1973 4. Ганди М. К. Моя жизнь. М., 1969 5. Намбудирипад Е. М. Ш. М. Ганди и гандизм. М., 1966 6. Гопал С. Д. Неру: биография. Т. 1-2. М., 1989-1990 7. Насенко Ю. П. Д. Неру и внешняя политика Индии. М., 1973 8. Горев А. В. Махатма Ганди. М., 1984 9. Журавлева ЕС. Индуизм- многообразие в единстве. М. 1998. С. 6 10. Григорьева В. М. Индийский штат Нагаленд: политики и этносоциальные проблемы. М., 1982 11. Индира Ганди. Речи, статьи, интервью. М., 1975 12. Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991 13. Индуизм: традиции и современность. М., 1985 14. Клюев Б. И. Секуляризация в Индии. - НАА, 1983, №2 15. Мартышин О. В. Политические взгляды Д. Неру. М., 1981 16. Мартышин О. В. Политические взгляды М. К. Ганди. М., 1970 17. Кауль Т. Н. Индия и Азия. М., 1987 18. Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М., 1985 19. Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. М., 1976 20. Празаускас А. А. Этнос, политика, государство в современной Индии. М., 1990 21. Юрлова Е. С. "Неприкасаемые" в Индии. М., 1989 22. Паниккар К.М. Очерк истории Индии. М., 1961 А также интернет-источники: 23. http://history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/govorov/gov_0-0.htm 24. http://www.raexpert.ru/editions/article105/ 25. http://rodon.org/potapov/igedisi.htm 26. http://www.ereport.ru/articles/weconomy/india.htm
[1] Журавлева ЕС. Индуизм- многообразие в единстве. М. 1998. С. 6 [2] Журавлева ЕС. Индуизм- многообразие в единстве. М. 1998. С. 28 [3] Куценков А.А. Эволюция индийских каст . М., 1983, с. 85 [4] Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991, с.76 [5] Ганди М. К. Моя жизнь. М., 1969, С. 110 [6] Цит. по: Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. 1947-1956. М. 1990. С. 294 [7] Интернет-источник : http://www.raexpert.ru/editions/article105/ [8] Индира Ганди. Речи, статьи, интервью. М., 1975, 137 с. [9] Интернет-источник: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/india.htm [10] Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. М., 1976, С.118 |