Некрасов н. а. Принцип гражданственности в поэзии н. а. некрасова
Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов. Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие. Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение “Поэт и гражданин”. В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта- служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание “ликующей толпы” к его трагической судьбе: ...Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать... Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью: Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, “высоком” назначении поэзии: ...С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений - “Размышление у парадного подъезда”. Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидной волокитство, обжорство, игру”, поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: “Суди его Бог!”, Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: Ты проснешься ль, исполненный сил? Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя. И музе я сказал: “Гляди! Сестра твоя родная!” Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению. Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу. Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году. Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - “страдания народа” И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его “бой” за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.
|