Билеты: ЕГЭ химия 2010
Название: ЕГЭ химия 2010 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый государственный экзамен по ХИМИИДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Единый государственный экзамен по ХИМИИ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химииПри ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2010 года следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2010 года, приведен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии Инструкция по выполнению работыНа выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 45 заданий. Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Часть 2 состоит из 10 заданий (В1–В10), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий по общей, неорганической и органической химии. Задания C1–C5 требуют полного (развернутого) ответа. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым калькулятором, который выдается на экзамене. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Часть 1При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Электронная конфигурация 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 соответствует иону 1) Mg2+ 2) S2– 3) Al3+ 4) N3– В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
A7 Верны ли следующие суждения о магнии и его соединениях? А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами. Б. Оксид магния является основным оксидом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Соединение состава K2 ЭO3 образует каждый из двух элементов: 1) углерод и фосфор 2) азот и сера 3) углерод и сера 4) азот и фосфор
Общим свойством меди и железа является их способность растворяться в 1) воде 2) серной кислоте (разб.) 3) растворе щелочи 4) азотной кислоте (разб.)
C водой при обычных условиях реагирует 1) оксид азота (II) 2) оксид железа (II) 3) оксид железа (III) 4) оксид азота (IV)
Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) MgO и HCl 2) NH3 и SO3 3) H S2 и KNO3 4) HNO3 и Al
Химическая реакция возможна между 1) Zn и CuCl2 2) Fe и MgSO4 3) NaOH и K3 PO4 4) HCl и Ba(NO3 )2 A13 В схеме превращений SiO2 ⎯X⎯→ K2SiO3 ⎯Y⎯→ H2SiO3 веществами «X» и «Y» могут быть соответственно 1) KCl и H2 O 2) K2 SO4 и H2 O 3) KOH и HCl 4) KCl и CO2
Изомером 2-метилпропанола-1 является 1) метилизопропиловый эфир 2) пропанол-1 3) 2-метилбутанол-1 4) пропандиол-1,2
Только σ-связи присутствуют в молекуле 1) бензола 2) толуола 3) бутена-2 4) изобутана
Фенол не взаимодействует с 1) метаналем 2) метаном 3) азотной кислотой 4) бромной водой
При восстановлении глюкозы образуется 1) кислота 2) сложный эфир 3) соль 4) спирт
В схеме превращений этаналь → X → этилацетат веществом «Х » является 1) этановая кислота 2) ацетат натрия 3) ацетилен 4) ацетон A19 Взаимодействие метановой кислоты с этанолом относится к реакциям 1) гидрирования 2) присоединения 3) этерификации 4) гидратации
С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с 1) металлическим цинком 2) раствором гидроксида натрия 3) металлическим железом 4) твёрдым карбонатом железа (II)
В какой системе изменение давления практически не влияет на смещение химического равновесия? 1) N2(г) + 3H2(г) R 2NH3(г) 2) 2Н2(г) + О2(г) R 2Н2О(г) 3) H2(г) + Cl2(г) R 2НCl(г) 4) SO2(г) + Cl2(г) R SO2Cl2(г)
Электролитом является каждое из двух веществ: 1) пропанол и соляная кислота 2) серная кислота и бензол 3) хлорид натрия и гидроксид калия 4) серная кислота и толуол
Сокращенное ионное уравнение Cu2+ + 2OH– → Cu(OH)2 соответствует взаимодействию 1) сульфата меди (II) и гидроксида калия 2) сульфида меди (II) и гидроксида натрия 3) хлорида меди (II) и гидроксида магния 4) нитрата меди (II) и гидроксида железа (II)
Бром является восстановителем в реакции, схема которой 1) HBr + O2 → H2 O + Br2 2) Br2 + Zn → ZnBr2 3) HBr + Mg → MgBr2 + H2 4) Br2 + KI → I2 + KBr A25 Кислую среду раствора имеет 1) нитрат калия 2) хлорид цинка 3) хлорид кальция 4) сульфид натрия
С бромной водой взаимодействует каждое из двух веществ: 1) этилен и бензол 2) бутадиен-1,3 и бутан 3) этан и этен 4) бутин-1 и пентадиен-1,3
Альдегид получается при гидратации 1) этина 2) пропина 3) бутина-1 4) пентина-1
Реактивом на многоатомные спирты является 1) KCl (р-р) 2) Cu(OH)2 (в изб. KOH) 3) Ca(NO3 )2 (р-р) 4) Ag2 O (в р-ре NH3 )
Верны ли следующие суждения о промышленных способах получения металлов? А. В основе пирометаллургии лежит процесс восстановления металлов из руд при высоких температурах. Б. В промышленности в качестве восстановителей используют оксид углерода (II) и кокс. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Какой объем (н.у.) водорода теоретически необходим для синтеза 100 л (н.у.) аммиака? 1) 150 л 2) 100 л 3) 50 л 4) 75 л Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. В заданиях В1–В5 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов. (Цифры в ответе могут повторяться.)
Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.
B3 Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе её водного раствора. ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТ НА АНОДЕ А) RbCl 1) хлороводород Б) K2 CO3 2) сернистый газ В) BaBr2 3) кислород Г) CuSO4 4) хлор 5) бром 6) углекислый газ
Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать. НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ А) алюминий 1) Fe O , HNO (2 3 3 р-р), NaOH(р-р) Б) кислород 2) Fe, HNO , H3 2 В) сера 3) HI, Fe, P O2 3 Г) натрий 4) C H OH, H O, Cl2 5 2 2 5) CaCl , KOH, HCl2
Ответом к заданиям В6–В8 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
Реакция бромирования метана протекает 1) по радикальному механизму 2) с образованием H+ 3) с образованием различных бромпроизводных 4) в темноте и без нагревания 5) с выделением теплоты 6) в соответствии с правилом В.В. Марковникова Ответ: _________________.
В отличие от фенола метанол 1) взаимодействует с растворами щелочей 2) вступает в реакции поликонденсации 3) взаимодействует с бромоводородом 4) при окислении образует формальдегид 5) вступает в реакции этерификации 6) реагирует с хлоридом железа (III) Ответ: _________________.
Диметиламин 1) твердое вещество 2) плохо растворим в воде 3) взаимодействует с серной кислотой 4) образуется при восстановлении нитросоединений 5) реагирует с бромметаном 6) горит на воздухе Ответ: ____________. Ответом к заданиям В9, В10 является число. Запишите это число в текст работы, а затем перенесите его в бланк ответов № 1 без указания единиц измерения.
Массовая доля соляной кислоты в растворе, полученном при растворении 11,2 л (н.у.) хлороводорода в 1 л воды, равна ___________ %. (Запишите число с точностью до десятых.) B10 При растворении сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Масса сульфида железа (II) равна ________г. (Запишите число с точностью до целых.) Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. Часть 3Для записи ответов к заданиям этой части (С1–С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: KNO2 + … + H2 SO4 → I2 + NO + … + … . Определите окислитель и восстановитель.
Даны вещества: алюминий, вода, азотная кислота (разб. р-р), гидроксид натрия (конц. р-р). Напишите четыре уравнения возможных реакций между этими веществами.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: C H2 4 → C H Cl2 4 2 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→изб. KOH(спирт.), tD X1 ⎯⎯⎯⎯→t , C° акт X2 ⎯⎯⎯⎯⎯→CH Cl, AlCl3 3 → X3 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→KMnO , H SO , t4 2 4 в C H COOH.6 5
Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (ρ = 1,11 г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля перхлората натрия в ней составила бы 8%?
Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по химии ЧАСТЬ 1За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
ЧАСТЬ 2Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число). За полный правильный ответ в заданиях В1–В8 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. За правильный ответ в заданиях В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
ЧАСТЬ 3 КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМЗа выполнение заданий ставится: С1 – от 0 до 3 баллов; С2, С4 – от 0 до 4 баллов; С3 – от 0 до 5 баллов; С5 – от 0 до 2 баллов.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: KNO2 + … + H2 SO4 → I2 + NO + … + … . Определите окислитель и восстановитель. Ответ :
C2 Даны вещества: алюминий, вода, азотная кислота (разб. р-р), гидроксид натрия (конц. р-р). Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами. Ответ :
*Примечание. Дополнительно записанные (правильно или ошибочно) уравнения реакций не оцениваются. C3 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: C H2 4 → C H Cl2 4 2 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→изб. KOH(спирт.), tD X1 ⎯⎯⎯⎯→t , C° акт X2 ⎯⎯⎯⎯⎯→CH Cl, AlCl3 3 → X3 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→KMnO , H SO , t4 2 4 в C H COOH.6 5 Ответ :
C4 Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (ρ = 1,11 г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля перхлората натрия в ней составила бы 8%? Ответ :
C5 Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Ответ :
|