Реферат: Исследования качества жизни жителей г. Пскова
Название: Исследования качества жизни жителей г. Пскова Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение ……………………………………………………………………2 1. Анкетирование……………………………………………………..……3 1.2.Анкета……………………………………….….……………………….4 1.3.Анализ анкеты …………………………………………………………6 2. Исследования качества жизни жителей г. Пскова……………...…….9 2.1. Определение основных задач исследования ………………………..9 2.2. Описание проблемной ситуации …………………………………….9 2.3. Выработка гипотезы ………………………………………………...12 2.4. Анализ проблемы……………………………………………………13 Заключение ……………………………………………………………….20 Список литературы ………………………………………………………22 Введение Данная работа состоит из двух глав, в первой рассматривается процесс анкетирования, во второй – исследуется качество жизни жителей г. Пскова. Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется, в настоящее время, когда без сбора и анализа информации не обходится не одно предприятие данная тема является актуальной. Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе, в этом заключается актуальность темы. Цель: -изучить процесс анкетирования; - исследовать проблему качества жизни. Задачи: · Рассмотреть теоретические аспекты анкетирования; · Привести пример анкета и сделать ее анализ; · Определить основные задачи исследования качества жизни; · Описать проблемную ситуацию; · Выработать гипотезу; · Произвести анализ проблемы.
1. Анкетирование Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется. Анкетирование так же является научным исследованием. Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после окончания института?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер. Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого. Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. 1.2. Анкета (пример) 1. Как часто вы пользуетесь услугами туристических агентств? один раз в год один раз в 2 года один раз в 5 лет 2. В каких частях мира вы предпочли бы побывать? Европейская часть Азиатская часть Африка Южная Америка Северная Америка Свой вариант ответа. 3. Каким составом вы предпочитаете путешествовать? Один С семьей С друзьями 4. Если наше агентство предложит вам побывать в группе стран. Какую группу вы выберите? Италия, Испания, Франция Египет, Марокко, Алжир Арабские эмираты, Турция, Кипр. 5. Если вам предложат отправиться в путешествие на остров. Куда бы вы отправились? Гавайские острова Филиппины Багамские о-ва 6. Какая страна из ниже перечисленных наиболее интересна для вас? Италия Испания Франция Египет Венеция Греция 7. Представьте, что вам предложили Евро-турне! Какие страны по вашему усмотрению должны быть включены в евро-тур? Польша, Германия, Чехия, Бельгия, Голландия Италия, Испания, Франция, Португалия, Австрия Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Шотландия Свой вариант 8. Как вы относитесь к Новогодним каникулам в Санкт-Петербурге? Положительно Отрицательно Не знаю 9. Какой вид путешествия вам больше нравится? Воздушный Сухопутный Морской 10. Какой вид активного отдыха вы предпочитаете? Серфинг Дайвинг Горные лыжи Не увлекаюсь экстримом 11. Как вы относитесь к шоп-турам в Манчжурию? Часто там бываю Не интересуюсь Не слышали о таком 12. В какое время года, вы обычно путешествуете? Весна Лето Осень Зима 13.Какими видами деятельности вы занимаетесь во время отпуска? Обычный отдых Хожу по музеям и посещаю экскурсии Увлекаюсь покупкой каких-либо вещей, сувениров. 14. Какие часы работы нашего агентства устраивают вас? 9 – 20 10 – 19 не имеет значения 15. Как вы оцениваете работу нашего персонала? Отлично Хорошо Удовлетворительно Благодарим Вас за сотрудничество! 1.3. Анализ анкетирования Таблица 1 – Сводный анализ данных, полученных при анкетировании
В анкетировании принимали участие 30 человек. Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: 68% респондентов предпочитают отдыхать летом, 24% - зимой 5% - весной и 3% - осенью. Также, большинство большинство (30%) – предпочитают отдых в Европе, 20% - в Азии, 18% - в Южной Америке, 16% - в Африке и 12% - в Северной Америке. Среди опрошенных, 40% - предпочитают морской вид путешествия, по 30% - соответственно воздушный и сухопутный. Согласно проведенному опросу, большинство (60%) отдают предпотение отдыху с семьей, отдыху с друзьями – 30% опрошенных и лишь 10% - любят путешествовать в одиночку. Среди опрошенных все любят активный отдых: горные лыжи – 37%, дайвинг – 33 и серфингу отдают предпочтение 30% респондентов. Для большинства (75%) – время работы не имеет значения, для них удобно любое время работы. Также примерно поровну разделились голоса по видам деятельности, которыми занимаются люди во время отпуска: посещением экскурсий и прогулкой по музеям – увлекаются 40%, по 30% опрошенных – отдают предпочтение обычному отдыху и покупке вещей, сувениров. В общем, многие любят ежегодный отдых. Вкусы в выборе места отдыха – различны: Кто-то хочет побывать в Европе, кто-то в Африке, а некоторые отправились бы в путешествие на остров! 2. Исследование качества жизни жителей г. Пскова 2.1. Определение основных задач исследования Важнейшая задача статистики качества жизни - выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в качестве жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. К задачам изучения качества жизни относятся также: · комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; · дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение; · оценка степеней удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей качества жизни. 2.2. Описание проблемной ситуации Псковичи в целом удовлетворены качеством своей жизни – по основным, определяющим параметрам у жителей областного центра «все хорошо налажено» (см. табл.1 и граф.1). Ситуация с образованием, работой и жильем для большинства выглядит благополучной. В среднем здесь только каждый десятый ощущает груз нерешенных проблем, а количество позитивных оценок превышает негативные. Табл.1. Личные оценки качества жизни
Из графика 1 видно, что наиболее благополучно псковичи ощущают себя в тех сферах, где действует «невидимая рука» рынка. Больше половины жителей Пскова не встречают ни малейших затруднений в обеспечении себя продуктами питания, одеждой, мебелью и другими предметами потребления, в организации досуга и отдыха. Серьезные проблемы в обеспечении себя продуктами и пр. испытывают только 11,5% жителей Пскова, но и они объясняют свои затруднения «высокими ценами», то есть собственной бедностью.
Граф. 1. Проблемные и благополучные сферы жизни псковичей Несмотря на заданный тон сугубо личной, субъективной оценки, оказалось, что наибольшее количество проблем жители Пскова встречают во внешнем мире – 19,5% заявили в жизни города «становится все хуже» или и так уже «хуже некуда» (см. граф. 1). Состояние городской среды, таким образом, является фактором, понижающим качество жизни псковичей. Жизнь Пскова – самая проблемная, наименее благополучная часть быта горожан, причем только каждый четвертый не принимает городскую ситуацию на свой счет. Список социально-значимых проблем Пскова возглавляет коммунальное хозяйство. Плохо освещенные улицы, плохие городские дороги и общая не благоустроенность города вызывает наибольшее раздражение псковичей. Все это вопросы, решение которых требует централизованных управленческих усилий (см. граф.2), то есть входит в компетенцию городской власти. В верхней части списка оказались также вопросы, связанные с поддержанием здоровья и лечением (здесь с проблемами сталкиваются 13,3% псковичей). Однако большой вес в проблемном списке «дорогих лекарств» и «недоступных врачей» во многом объясняется временем проведения опроса: в ноябре 2009 г. как раз нарастала эпидемия «свиного гриппа», сопровождаемая паническими настроениями и соответствующим медийным фоном. Граф.2. Рейтинг социально-значимых проблем в Пскове Личных подсобных хозяйств не имеют две трети жителей Пскова, поэтому эта сфера исключена из анализа качества жизни. Тем более, практически все «дачники» оценили условия содержания ЛПХ как благополучные (см. табл.1). 2.3. Выработка гипотезы Основные проблемы, препятствующие росту качества жизни, непосредственно связаны возможностями заработка, или экономической активностью горожан. Здесь, в первую очередь, неудовлетворенность жителей должна быть связана с возможностями поиска работы, выстраиванием карьеры, а также с высшим профессиональным образованием – но лишь в той мере, в какой оно способствует карьерному росту. Согласно этой логике, проблемы, связанные с качеством потребления, должны быть на втором месте по актуальности. Причем здесь наиболее острыми должны быть проблемы выгодных регулярных покупок, в том числе – продуктов питания, услуг ЖКХ, затем – покупки в группе non-food и, наконец, здравоохранение.
2.4. Анализ проблемы По восприятию «жизни города» в контексте собственного качества жизни псковичи поделились на две группы. Первые – назовем их «оптимистами» - не видят здесь проблем и считают, что у них «все хорошо налажено», таковых 22,5%. Вторые – «пессимисты» - отмечают обилие трудностей (19,5%) или заявляют, что жизнь города к ним не относится (24,7%). Последний ответ в данном случае – это не указание на то, что вопрос не по адресу (как в случае с образованием или работой: немало тех, кто действительно не учится и не работает), а гражданская позиция. Понятно, что жизнь города имеет отношение ко всем горожанам, но четверть из них предпочитают отрицать этот факт. Собственно, только в отношении Пскова были получены полярные оценки – горожане единодушно и в целом позитивно оценивают все остальные направления. Жизнь города каждый отдельный горожанин не в состоянии обустроить своими личными усилиями, как это происходит в сфере образования или трудоустройства, это объективная данность, с которой приходится взаимодействовать. В отношении города, человек оценивает, таким образом, уже не возможности, а препятствия к выстраиванию личной жизни. Граф.3. Личная оценка положения дел в жизни города
Позитивное отношение к жизни города связано с общим благополучием: две трети представителей группы оптимистов не испытывают никаких проблем с работой (среди пессимистов таковых 42,5%) и позитивнее оценивают ситуацию с жильем. Среди них меньше неработающих – 33,3%, что ниже среднего показателя по городу, против 40,2% среди пессимистов. Конкретизируя, что именно не устраивает в жизни города, псковичи чаще всего обращают внимание на плохие дороги – это претензия номер один, несмотря на все ремонты. Отметим, что все городские проблемы набрали значительное количество голосов (см. граф. 4), за исключением работы городского транспорта – единственной коммерческой услуги в перечне. Граф. 4. Проблемы в жизни города Глубокое погружение в проблемы города, восприятие их как имеющих непосредственное отношение к личной и семейной жизни, характерно не только для Пскова, но и Псковской области в целом: в районах обеспокоенность проблемами в жизни города/поселка высказал каждый четвертый, в Великих Луках – каждый пятый.
Почти половина жителей Псковской области не заняты в экономике, то есть живут на пенсии, пособия, стипендии или средства других членов семьи. В Пскове доля таких людей порядка 40% (см. табл.2), хотя только каждый пятый считает, что проблемы с работой его не касаются. Табл.2. Занятость жителей Пскова
Псковский рынок труда удовлетворяет псковичей меньше, чем состояние образования или жилищной сферы, но и здесь не наблюдается большой мобильности: к активному поиску работы или смене занятости готов только каждый десятый (граф. 5). Граф. 5. Оценка личной экономической активности Размер заработной платы отходит на второй план по сравнению с проблемой наличия хоть какой-либо работы (граф. 6). Карьерный рост и эффективность собственного труда и работы предприятия – принципиальные в плане развития параметры – тем более набрали минимальный вес в оценках псковичей. Граф. 6. Проблемы, связанные с работой Ситуация в жилищной сфере стабильна – только каждый седьмой сталкивается с неразрешимыми трудностями с жильем или в содержании квартиры, дома, двора (граф. 7). У большинства вопрос решен или решается своими силами – как и во всех прочих рыночных сферах. Граф. 7. Оценка личной ситуации в жилищной сфере Под «проблемами с жильем» псковичи понимают, прежде всего, невозможность купить дом или квартиру (граф. 8); из вопросов, связанных с содержанием жилья, значимый значимый вес набирает только высокая квартплата. Свои подъезды псковичи считают вполне чистыми, а дворы - достаточно благоустроенными. Граф. 8. Проблемы в жилищной сфере Со сферой образования, через собственное образование или обучение детей, связаны две трети жителей города. В Пскове вдвое больше, чем на остальной территории региона, людей, получивших высшее образование - 30,6% против 14,8%. Псковичи, как видно из графика 9, вполне удовлетворены доступными образовательными услугами. То есть общественный запрос на качественные перемены в этой сфере не сформирован, и вряд ли возникнет в ближайшем будущем: Псков - не университетский город, заняты учебой здесь не более 6% населения (см. табл.2). Граф. 9. Личная оценка положения дел в образовании или обучении детей Основная трудность в обучении детей и собственном образовании - это множество платных услуг (см. граф. 10). Низкое качество образования если и отмечается как проблема, то лишь второго плана. Псковичи в целом довольны работой детских садов и не испытывают потребности в дополнительном образовании. Граф. 10. Значимые проблемы в получении образования или обучении детей
Заключение В данной работе были в полной мере достигнуты поставленные цели. Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. Была сформулирована гипотеза массовой ориентации горожан на рост личных доходов и качества жизни. Отличия фактической ситуации от этой гипотезы очевидны: логика достижения благополучия через экономическую активность крайне не популярна. Псковичи, как говорят, «в целом удовлетворены», то есть идеология развития (модернизации, развития предпринимательства и проч.) большого интереса пока не привлекла. Трудности у псковичей вызывают вопросы, имеющие отношение к уровню жизни людей, то есть сигнализирующие о бедности. Главная образовательная проблема - платные услуги, главная трудность с трудоустройством - невозможность найти достойную или какую-либо работу, с жильем - невозможность покупки дома или квартиры. Параметрам, способствующим повышению качества жизни и социального статуса, псковичи уделяют значительно меньше внимания или не уделяют вовсе. Люди довольны теми образовательными услугами, которые есть, смирились с существующим качеством обслуживания своих домов, не стремятся делать карьеру в Пскове. Значимые проблемы для псковичей - это или то, что требует серьезных денежных затрат (плата за обучение, квартплата, покупка жилья), или же то, что невозможно купить за деньги в принципе - коммунальное хозяйство Пскова. Вес второй части заметно больше, то есть улучшение качества собственной жизни псковичи в первую очередь связывают с улучшением окружающей городской среды. Для написания работы была использована научная, учебная литература, а также опросные листы и мониторинги. Список литературы 1. А. И. Субетто Управление качеством жизни и выживаемости человечества // Ст и К №1 2004 2. И. И. Исаев, Б. В. Нечкин качество жизни // Ст и К №12 2004 3. А. И. Субетто качество жизни, синтетическая революция в механизме цивилизованного развития и квалитативная экономика // Ст и К №4 2004 4. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999 5. Исследование социально-экономических и политических процессов: Лавриненко В.Н., Путилова Л.М., Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 184 с. 6. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с
|