Реферат: Методика преподавания 2
Название: Методика преподавания 2 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Кафедра педагогики и психологииКУРСОВАЯ РАБОТАпо методике преподавания Выполнил: студент 4 курса ИПФ 45 группы Воронков Д.В. Москва 2009Содержание
1. Введение …………………………………………………………………3 2. Методический анализ ………………………………………….………..4 3. Разработка методики преподавания темы «КШМ»……………………………………………………..…...…….…6 - разработка фрагмента календарно-тематического плана по теме: «КШМ».…………………………………………………………………12 4. Разработка методики проведения занятия по теме: «Приборы системы смазки»…………………………………………………………………...14 - методика проведения занятия по разработанному плану……………16 - основной материала…..………………………………………………...17 5. Заключение..……………………………………………………………..21 6. Графическая часть……………………………………………………….22 - Матрица содержания темы…………………………………………….22 7. Список используемой литературы……………………………………..23
1. ВведениеЦели данной методической разработки: 1. Организация обучения студентов колледжа по теме: «КШМ» 2. Оказание профессиональной помощи преподавателю в разработке данной темы. 3. Развитие у студентов технического и логического мышлений, самостоятельности, навыков организации труда. 4. Повышение степени вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность. 5. Изготовление необходимых наглядных пособий по данной теме. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) служит для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала, и наоборот. Детали КШМ делят на две группы, это подвижные и неподвижные детали:
Применение:Кривошипно-шатунный механизм используется в двигателях внутреннего сгорания, поршневых компрессорах. Данная методическая разработка предназначена для педагога, преподающего в колледже предмет «Тракторы и автомобили» у студентов специальности «Механизация сельского хозяйства» с целью организации обучения темы «КШМ». 2. Методический анализПреподаватель должен сформировать у обучаемых комплекс аналитических знаний, умений и навыков, связанных с выбором способов решения типовых эксплуатационных задач, а также практических действий по оптимизации работы механизмов и систем тракторов и автомобилей. Мы считаем, что тема «КШМ» имеет важное значение в технологии подготовки специалиста квалификации техник, так как эта дисциплина является одной из профилирующих для студентов специальности Механизация Сельского Хозяйства. По времени данная тема изучается в начале изучения предмета. Квалификационная характеристика специалиста: В результате изучения данной дисциплины специалист должен быть готов к техническому обслуживанию и ремонту тракторов и автомобилей в качестве техника на сельскохозяйственных предприятиях. В результате освоения данной темы специалист должен: знать назначение, конструкцию КШМ тракторов и автомобилей; основы теории по КШМ автомобильных и тракторных двигателей; уметь разбирать, собирать и регулировать механизмы КШМ тракторов и автомобилей, определять и устранять неисправности. Кроме того, в процессе изучения данной темы студенты должны воспитывать в себе такие качества как дисциплинированность, ответственность, заинтересованность в предмете, терпение, трудолюбие, так как эти качества будущему специалисту будут необходимы в профессиональной деятельности. Также студент должен развивать в себе техническое мышление, умение работать с книгой, постоянно пополнять свой технический лексикон, что позволит ему быстро и успешно освоить новый материал. Внутрипредметные предшествующие связи темы «КШМ» способствуют эффективному усвоению данной темы, повышению активности и заинтересованности студентов в предмете, а также в данной теме. Эффективность усвоения материала конкретного урока или целого курса во многом зависит от уровня внутрипредметной ориентации учащихся, от их способности включать изучаемые факты и явления в разнообразные связи. Тема «Общее устройство и работа автомобиля» знакомит студентов с материалом, который им предстоит освоить в рамках изучения данного раздела дисциплины «Тракторы и автомобили». Им сообщаются общие сведения о конструкции и принципах работы автомобиля. Внутрипредметные последующие связи темы «КШМ» способствуют эффективному усвоению последующих тем, базирующиеся на данной теме. Эффективность усвоения материала конкретного урока или целого курса во многом зависит от уровня внутрипредметной ориентации учащихся, от их способности включать изучаемые факты и явления в изучение и понимание нового материала. Тема «Коробка передач». Коробка передач предназначена для изменения передаваемого крутящего момента, скорости движения трактора, направления вращения ведущих колёс и для разъединения работающего двигателя и трансмиссии при длительных остановках. Тема «Аккумуляторные батареи». Аккумуляторная батарея преобразует постоянный электрический ток, подводимый от внешнего источника, в энергию активной массы разнополюсных электродов и электролита, а их энергию- в постоянный электрический ток. Межпредметные предшествующие связи показывают, что на основе тем из других предметов будет намного легче понять и изучить данную тему «КШМ». Предмет: Конструкция и ТО автомобилей Тема: «Блок цилиндров» - изучив устройство блока цилиндров, в состав которого входят детали КШМ, студенты уже будут иметь представление об общем устройстве двигателя. Межпредметные последующие связи показывают, что основной базой дальнейшего изучения данного предмета является тема: «КШМ», без знания которой студенты не смогут освоить последующие темы по другим предметам. Предмет: Гидравлика Тема: «Гидроцилиндр». Он предназначен для подъёма, опускания и удержания навесной машины или рабочих органов полунавесной и прицепной гидрофицированной машины в заданном положении. Принудительное движение поршня в цилиндре под давлением масла возможно в двух направлениях (двустороннее действие). Так, студенты смогут без затруднений освоить более сложные процессы, протекающие в автомобиле на основе гидравлики. 3. Разработка методики преподавания темы: «КШМ» В процессе изучения данной темы студенты должны знать назначение, а также подробно освоить устройство, принцип работы. Основными этапами освоения темы являются: - организационный, - содержательный, - заключительный этапы. Освоение дисциплины «Тракторы и автомобили» предусматривает 330 учебных часов: из них 230 часов отводится на теоретическое обучение и 100 часов – на практическое. Исходя из количества времени, отведенного на теоретическое и практическое обучение, их соотношение верно, так как количество теоретических занятий превышают количество практических. Время изучения темы «КШМ» - 14 часов. Организационный этап Организационная сторона занятия является важным стимулирующим фактором. Задача преподавателя заключается в том, чтобы укрепить положительные мотивы предстоящей познавательной деятельности учащихся, возбудить интерес, стремление к изучению нового материала. После чего необходимо подчеркнуть особую важность изучения новой темы, отметить, что учащимся потребуются знания, касающиеся КШМ, и по другим предметам. Кроме того, на этом этапе преподаватель должен рассказать о знаниях и умениях, которые студенты получат при изучении новой темы. Поэтому эффективнее использовать такую форму организации обучения как урок. На наш взгляд, на этом этапе целесообразно использовать такие методы как: ─ словесный (объяснение, рассказ, инструктаж); ─ наглядный (наблюдение); ─ стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности (поощрение и наказание). Методы проверки знаний: 1. Опрос: a. комбинированный опрос, т.е. сочетание различных видов контроля; b. программированный опрос (тесты); c. письменный опрос; 2. Беседа; 3. Тестирование. Данные методы применяются для осуществления заинтересованности и подготовки студентов к изучению нового материала. Содержательный этап Здесь преподаватель должен изложить студентам новый материал, поэтому на данный этап отводится большая часть времени занятия. Он должен эмоционально рассказывать материал на грамотном и понятном языке студентам, приводить примеры из жизни, тем самым иллюстрируя излагаемый материал и усиливая интерес учащихся к данной теме. При этом преподавателем должны соблюдаться все требования к проведению данной части урока, а именно: опрятность, элегантность преподавателя, его место в аудитории, четкая дикция, соответствующая громкость голоса, оптимальный темп и язык изложения материала. Внешний вид преподавателя, его подтянутость, собранность, а также психологический настрой учащихся, соблюдающих тишину, способствует организации внимания учащихся, подготовке к серьезной работе. На содержательном этапе необходимо способствовать осознанию учащимися целей и задач занятия, после актуализации опорных знаний провести сообщение новых знаний с последующим закреплением изученного материала. Поэтому мы считаем, что для лучшего изложения и усвоения нового материала целесообразно применить такую форму организации занятия как комбинированный урок. На этом этапе рекомендуется использовать следующие методы: - словесные (объяснение, рассказ, беседа); - проблемное изложение материала, частично-поисковый метод; - наглядно-практические (показ, иллюстрация, демонстрация, видеометод; наблюдение); - работа с книгой. Методы первичного закрепления: 1. опрос (короткие и не очень сложные вопросы на понимание информации); 2. беседа; 3. проработка материала по учебнику; 4. показ опытов, явлений. Средства, используемые на содержательном этапе занятия: - плакаты; - схемы; - натуральные модели и детали; - видеоматериал; - учебные пособия.
Структура комбинированного урока: 1. начало занятия: мотивация и стимуляция; 2. работа с пройденным ранее учебным материалом; 3. изучение нового материала; 4. первичное закрепление изученного материала; 5. выдача домашнего задания; 6. окончание занятия.
Начало занятия. Целью первого этапа занятия является обеспечение нормальной внешней остановки для работы. Психологический процесс перестройки с одного вида деятельности на другой, переключение учащихся с перерыва на занятие можно провести быстро и эффективно, если преподаватель правильно использует в начале занятия все моменты организации учения (взаимное приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания, проверка готовности аудитории к занятию и учащихся к предстоящей работе и т.п.). Постоянное наблюдение за учащимися на занятии дает преподавателю информацию об их поведении, взаимоотношениях, влиянии на микроклимат в группе различных факторов и т.д. На основе такого рода информации о группе преподаватель проводит корректировку учебно-воспитательного процесса на уроке, что позволяет сделать этот процесс управляемым. Например: если преподаватель, войдя в аудиторию, замечает какие-либо отклонения в общем порядке (аудитория не проветрена, плохо освещена), он дает указание дежурному. Это положительно сказывается и на процессе мотивации учения.
Работа с пройденным ранее учебным материалом . Основными задачами этого элемента занятия являются: -закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся; -проверка выполнения конкретного домашнего задания и уровень усвоения материала; -развитие навыков правильного воспроизведения и применения знаний; -стимулирование учащихся с регулярным выполнением домашнего задания; -актуализация опорных знаний и логичный переход к изучению нового материала; -получение информации о качестве работы преподавателя; Для воспроизведения в памяти учащихся знаний по предыдущей теме наиболее простым способом является опрос по тем вопросам, по которым осуществлялась выдача материала. В том случае, если предыдущий материал интересен и достаточно проработан, то следует использовать метод беседы. Часто бывает достаточно демонстрации наглядных пособий, примененных на предыдущих занятиях, постановки вопросов по изученному материалу вплоть до фронтальных письменных микроопросов. Возможно создание и решение различных проблемных ситуаций познавательного, занимательного, производственного; характера и т.д. Преподаватель может не сообщать учащимся, что для решения познавательных задач занятия им необходимо вспомнить какие-то вопросы из материала, изученного ранее. Эту информацию они могут получить в процессе актуализации. Осознание межпредметных и внутрипредметных связей зависит от того, как это организует преподаватель (преподаватель может назвать ранее изученные темы, с которыми связано усвоение нового материала, или учащиеся сами припомнят их). Однако не следует сводить данный элемент занятия только к опросу. Актуализация должна сочетаться с обращением в той или иной форме ко всему учебному материалу предыдущего урока.
Изучение нового материала . Данный элемент является главным в бучении. От его организации в значительной степени зависит эффективность и результативность обучения. Основной задачей данного элемента занятия является формирование новых знаний и способов действий. Решение этой задачи зависит от методического мастерства преподавателя, воплощенного в конкретных приемах работы. Базой для формирования новых знаний и способов действий является организация процессов преподавания и учения в работе над новым учебным материалом. Процесс формирования новых знаний строится преподавателем по учебной программе согласно логике изучения предмета. В этом случае у учащихся формируются знания по назначению, устройству и работе приборов системы смазки. Но знаний, полученных в процессе изучения учебного материала на теоретическом занятии, недостаточно для формирования умений и навыков на практических и лабораторных занятиях. Однако преподавателю следует учитывать при изложении нового материала содержание и цель отрабатываемых умений и навыков, относящихся к этой же теме. В частности, в работе над новым учебным материалом необходимо отражать оптимальный порядок действий (алгоритм) по выполнению каких-то конкретных действий. Это может быть достигнуто в результате разборки модели или при объяснении устройства преподавателем и акцентировании внимания учащихся на тех местах деталей трансмиссии. Решение этой задачи на занятии осуществляется за счет постановки перед учащимися целей и задач предстоящей учебной деятельности, связи содержания учебного материала с государственными программами, с направлениями развития общества, с необходимостью овладения данным материалом для получения специальности и т.д. В зависимости, от конкретных условий учебного заведения (материально-технического оснащения кабинетов и лабораторий, организации учебного процесса, методики работы преподавателя, особенностей групп студентов и т.д.) работа над новым учебным материалом может строиться по-разному. Например, один и тот же учебный материал по теме можно изучать с преобладанием словесных или наглядных методов, организовать его структуру в соответствии с индуктивным или дедуктивным методом передачи и восприятия информации, больший «акцент» делать на репродуктивные или проблемно-поисковые методы обучения и т.д. К примеру, если работа над новым учебным материалом строится на основе дедуктивного метода передачи и восприятия информации, то вначале даются общие схемы, затем изучаются сцепления конкретных марок двигателей. Индуктивный метод передачи и восприятия информации предполагает иное построение работы над новым учебным материалом. В этом случае вначале изучаются конкретные конструкции деталей трансмиссии, а затем на основе изученного материала делаются выводы и обобщения. Методы обучения по отношению к процессам позволяют управлять познавательной деятельностью учащихся. В ходе изложения учебного материала преподаватель создает такую обстановку в группе, которая располагает учащихся к активному восприятию информации и позволяет применять ее в процессе узнавания нового. Это может достигаться путем мнимого затруднения преподавателя при подборе термина, вопросами, направленными на воспроизведение только что полученной информации, применяющейся при изучении нового положения и др. Одновременно осуществляется и контроль за работой учащихся.
Первичное закрепление изученного материала. Его задачей является применение полученных знаний, формирование умений и навыков. При закреплении необходимо организовывать активную проработку материала, а не просто его повторение. Только в этом случае закрепление материала будет эффективно. Построение этого элемента также характеризуется большим разнообразием, и поэтому не следует постоянно использовать стандартную форму закрепления — вопросы учащимся, направленные на воспроизведение материала. Творческое применение имеющихся знаний дает значительно больший эффект в усвоении новой информации, позволяет ввести только что приобретенные знания в систему уже имеющихся, этот процесс проходит менее утомительно по сравнению с репродуктивным применением знаний. Например, чтобы закрепить знания по устройству системы смазки, учащимся можно показать фильм по данной теме или организовать деловую игру. Для стимулирования активной работы учащихся по закреплению материала целесообразно по результатам закрепления выставлять положительные оценки. Алгоритмы решения проблемных ситуаций показывают, что на уроках этот процесс контролируется и направляется в основном преподавателем. Причем применение знаний в процессе изучения темы должно подчиняться общему направлению на постепенное увеличение сложности.
Выдача домашнего задания. Обычно после окончания основной части занятия следует элемент «выдача домашнего задания». Тем самым организуется и мотивируется самостоятельная работа дома по закреплению полученных знаний. Домашнее задание должно охватывать весь учебный материал и подразумевать активную деятельность учащихся по работе с этим материалом. Желательно включать в домашнее задание прикладные вопросы, связывающие изученный материал с практической деятельностью. Окончание занятия . Задача данного этапа занятия сводятся в основном к тому, чтобы подвести итоги работы, проделанной на уроке, стимулировать дальнейшее изучение учебного материала, своевременно и организованно закончить занятие. Приветствуется комментирование выставления оценок, выделение наиболее активных учащихся на занятии, поверка состояния аудитории. Заключительный этап На третьем этапе занятия, преподаватель должен систематизировать, углубить знания учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, спрашивают плохо усвоенные ими моменты данной темы. Более сложные вопросы преподаватель объясняет, а учащиеся конспектируют в тетрадях. Поэтому здесь целесообразней применять урок закрепления знаний. Методы обучения: - словесный; - работа с книгой; - практический (упражнение). Средства, используемые на данном этапе занятия: ─ плакаты, ─ схемы, ─ учебники, ─ макеты. Разработка фрагмента календарно-тематического плана по теме: «КШМ» Одним из обязательных документов при разработке методики преподавания является календарно-тематический план. Он разрабатывается на основе утвержденной программы предмета в соответствии с объемом часов, отведенным учебным планом на изучение этой дисциплины и тематическим планом на изучение каждой темы, и предназначен для распределения содержания предмета по отдельным занятиям.
4. Разработка методики преподавания занятия по теме: «Кривошипно-шатунный механизм»
План теоретического занятия Предмет: «Тракторы и автомобили». Тема: «Кривошипно-шатунный механизм». Группа : 12 М Дата проведения : 29.10.05
Цели : 1) обучающая – научить студентов объяснять устройство, принцип работы приборов системы смазки; 2) воспитательная – способствовать осознанию студентов необходимости знания и умения применить этот материал на практике; 3) развивающая – развивать профессиональную речь путём освоения новых терминов, мышление в процессе анализа практических ситуаций и решения технических учебных задач.
Наглядные пособия : плакат с изображением КШМ трактора МТЗ-80
Форма занятия — урок.
Тип урока — комбинированный.
Время занятия : 45 мин.
Основные методы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация). Данные методы способны активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и позволяют за короткий промежуток времени передать большую по объёму информацию. Ход занятия 1. Начало занятия (1-2 минуты): взаимное приветствие, контроль посещения занятия, проверка готовности учащихся и аудитории к занятию, организация внимания. 2. Работа с пройденным ранее учебным материалом (проверка выполнения домашнего задания) (5-7 минут): устный опрос по теме «Классификация двигателей». Вопросы для устного опроса: · перечислите виды двигателей · какой тип двигателя применяется в тракторе МТЗ-80 · в каких тракторах применяют V-образный двигатель · нарисовать (схематически) на доске двигатель оппозитного типа 3. Работа над новым учебным материалом(25-27 минут): выдача раздаточного материала, объяснение с элементами беседы. 4. Закрепление изученного материала (6 минут): опрос по теме, решение и разбор познавательных задач. Вопросы: · Назовите назначение КШМ. · Из каких частей состоит КШМ. · Назовите основные неполадки КШМ. 5. Выдача домашнего задания (2-3 минуты): инструктаж выполнения домашнего задания; проконтролировать запись учащимися. Учебники: Томушев М. М. Устройство автомобилей и тракторов. М.: МАШГИЗ, 1962 (Гл.16) или Михайловский Е. В., Серебряков К. Б. Трактора и автомобили. - М. : Машиностроение, 1967 (Гл.6) 6. Окончание занятия (до 1 мин): подведение итогов занятия, выставление оценок, организованное завершение занятия. Методика проведения занятия. 1. Методика проведения начала занятия. Преподаватель входит в аудиторию, здоровается с учащимися, отмечает присутствующих. В ответ на приветствие преподавателя учащиеся встают и замолкают. Взаимное приветствие позволяет настроить учащихся на занятие. Перекличка по журналу. Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию: подготовленность доски, наличие мела, чистота в аудитории, освещенность, наличие необходимых ТСО. Преподаватель рассказывает о целях урока, порядке его проведения, знаниях и умениях, которые получат учащиеся в результате этого занятия. Учащиеся должны закрепить знания по пройденной теме «Классификация двигателей», а также изучить новую тему «КШМ», и затем провести закрепление полученных знаний. Поэтому целесообразно выбрать такую форму организации занятия, как комбинированный урок. 2. Методика работы с пройденным ранее учебным материалом . Педагог проверяет подготовленность учащихся к уроку, спрашивает о домашнем задании. Для проверки выполнения домашнего задания, а также уровня подготовленности учащихся к уроку преподаватель применяет устный опрос. Преподаватель по списку выбирает учащихся, которые должны отвечать на устные вопросы. 3. Методика изучения нового материала. Преподаватель переходит к следующему этапу урока – работе над новым учебным материалом по теме «КШМ». Педагог объявляет тему с особой интонацией, чтобы учащиеся смогли осознать ее и записать в тетрадях. Объясняя новый материал, преподаватель находится в основном у доски, так как существует необходимость обращаться к наглядному материалу, а также записывать некоторые данные на доске, приводить примеры. Изложение нового материала осуществляется с применением различных методов: основная часть знаний сообщается при помощи объяснения с элементами беседы, обязательно активно используются наглядные материалы: схема (КШМ трактора МТЗ-80). Учебный материал преподаватель сообщает громким, отчетливым голосом, что мобилизует и настраивает на усвоение знаний. В зависимости от степени сложности и важности материала педагог изменяет темп изложения информации, например, выделяя интонацией основной материал, делая паузы в речи при формулировке и конспектировании учащимися выводов по изучаемой теме, или подробно останавливаясь на тех частях материала, которые наиболее сложны либо непонятны для учащихся.
Основной материал 1. Устройство кривошипно-шатунного механизма Кривошипно-шатунный механизм служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика. 2. Блок цилиндров Блок цилиндров представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из легированного серого чугуна как одно целое с верхней частью картера. Высокая жесткость блока обеспечивается разделением картерного пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением и низким расположением плоскости разъема верхней, половины картера с масляным поддоном (значительно ниже осе коленчатого вала). 3. Поршни Поршни изготовлены из высококремннетого алюминиевого сплава Применение алюминиевого сплава улучшает теплоотдачу и уменьшает массу поршней, а следовательно, и инерционные силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме из-за неравномерного движения поршней. В толстостенном днище поршня выполнена открытая тороидальная камера сгорания, а в головке поршня — три канавки под поршневые кольца. Верхняя канавка, наиболее нагруженная, имеет вставку из жаропрочного чугуна. Боковая поверхность поршня по высоте бочкообразная (диаметр головки поршня меньше диаметра юбки). В поперечном сечении юбка имеет форму эллипса, причем большая ось эллипса расположена в плоскости, перпендикулярной к оси пальца. Такая конструкция поршня обеспечивает практическую независимость зазора между поршнем и гильзой в плоскости движения шатуна от теплового состояния двигателя и тем самым предотвращает заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. В то же время вследствие эллиптичности поршня при работе непрогретого двигателя снижается шум благодаря уменьшенному зазору между поршнем и стенкой Цилиндра в направлении действующей на поршень боковой силы от шатуна. 4. Шатуны Шатуны стальные, двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна разъемная. Для точной посадки вкладышей подшипника нижнюю головку шатуна окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов невзаимозаменяемые. На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; » нижней головке шатуна — съемные взаимозаменяемые вкладыши. Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы верхней головки шатуна. На каждой шатунной шейке коленчатого вала устанавливается по два шатуна. 5. Коленчатый вал Коленчатый вал изготовлен из высокоуглеродистой, стали методом горячей штамповки и упрочнен азотированием и закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек., Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками. В шатунных шейках вала выполнены! полости, закрытые заглушками. В полостях масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями, просверленными в щеках вала, с поперечными каналами в коренных шейках. На щеках, носке и хвостовике коленчатого вала имеются противовесы системы уравновешивания: на щеках они выполнены как од- но целое с коленчатым валом, на носке и хвостовике напрессованы при сборке и фиксируются сегментной шпонкой. На носке коленчатого вала установлена ведущая шестерня вода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестер-1 ни в сборе с маслоотражателем. В торцевой части носка коленчатого вала имеется отверстие для установки полу муфты отбора мощности, в торцевой части хвостовика — два отверстия для запрессовки штифтов фиксации маховика, осевое отверстие для опорного подшипника первичного вала коробки передач и резьбовые отверстия для болтов крепления маховика. От осевых смещений, вал фиксируется четырьмя упорными ста-леалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках блока и крышки задней коренной опоры. Уплотнение коленчатого вала осуществляется самоподжимным сальником, запрессованным в картер маховика, и маслоотражателем. 6.Маховик Маховик отлит из специального серого чугуна. Он крепится к заднему торцу коленчатого вала восемью болтами из ле- гированной стали. Точная фиксация маховика на коленчатом валу достигается при помощи двух установочных штифтов, запрессованных в торец коленчатого вала. На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двигателя. На заднем торце маховика устанавливается сцепление. Для' проведения регулировок двигателя на маховике имеются паз под фиксатор маховика и отверстия для проворачивания коленчатого вала ломиком.
Основные понятия и определения. Кривошипно-шатунный механизм служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Состав КШМ: Подвижные части: Коленвал, шатун, поршень, маховик Неподвижные части: блок цилиндров, головки блока цилиндров, гильзы. Общее устройство маслоприёмника. Основные детали КШМ: 1. Коленвал, 2. Поршень, 3. Шатун, 4. Маховик, 5. блок цилиндров, Схема КШМ. Учащиеся схематически изображают в тетрадях схему КШМ, пользуясь наглядным пособием. Во время сообщения учащимся основных определений и иллюстрации основных схем преподаватель диктует медленно, чтобы дать обучаемым возможность записать всю необходимую информацию, а также зарисовать схему. 4. Методика проведения первичного закрепления. Чтобы обеспечить прочное усвоение материала, после объяснения следует проконтролировать, как был усвоен материал, остались ли непонятные сведения. Для этого преподаватель организует активную проработку материала, применяя фронтальный опрос. При этом работает вся группа, внимание учащихся повышенное. Опрос в разнобой держит учащихся в постоянной готовности, они не просчитывают свой вариант, а внимательно следят за ответами товарищей, исправляют друг друга. Вопросы для фронтального опроса учащихся: 1) Назовите назначение КШМ. 2) Состав КШМ. 3) Перечислите основные детали КШМ. Этот способ закрепления материала позволяет также активизировать внимание учащихся, так как они вынуждены следить за ответами одногруппников. Преподаватель просит учащихся не просто ответить на поставленные вопросы, а при необходимости проиллюстрировать их при помощи плаката. 5. Методика выдачи домашнего задания. Преподаватель диктует домашнее задания и следит за тем, чтобы все учащиеся записали его в своих тетрадях. - Прочитать гл. 5 учебника «Тракторы и автомобили» Богатырёв М.Л., Михайловский Е. В., Серебряков К. Б. - Подготовиться к устному опросу по изученной теме. 6. Методика окончания занятия. Преподаватель подводит итоги, обобщает, что было сделано на уроке. Отмечает отдельных учащихся, наиболее и наименее активных, выставляет им оценки, обязательно комментируя их. Это необходимо для того, чтобы учащиеся видели результаты своей работы, что нужно исправить, что подкорректировать. Преподаватель выясняет, нет ли у учащихся каких-либо вопросов. Рассказывает, чем будут заниматься на следующем уроке. Проверяет, все ли в порядке в аудитории. Педагог прощается с группой, объявляет, что все могут быть свободны. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для того, чтобы данная система эффективно развивалась, необходимы высоко квалифицированные педагоги. Поэтому задача нашей Российской системы образования заключается в улучшении подготовки будущих специалистов. Эту идею необходимо увидеть, понять и творчески реализовать в работе педагогов для улучшения качества обучения. Естественно, что это непростая задача, но вполне выполнимая. Мы надеемся, что данная работа выполнит свою функцию и будет в чем-то полезна преподавателю. Данная методическая разработка оказывает помощь преподавателям колледжа в подготовке и проведении занятий по предмету «Тракторы и автомобили» у студентов, обучающихся по специальности «Механизация сельского хозяйства». Графическая часть:
Матрица содержания темы «Основные части КШМ»
Список используемой литературы: 1. Гуревич А.М., Болотов А.К. Конструкция тракторов и автомобилей. – М.: Агропромиздат, 1989. – 367 с., ил. 2. Лекции и семинары по Методике преподавания, С.В. Лебедев, 2005г. 3. Томушев М.М. Тракторы и автомобили. – М.: МАШГИЗ, 1962. – 378 с., ил. 4. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б. Устройство тракторов и автомобилей. – М.: Машиностроение, 1967.- 372 с., ил. |