Билеты: ЕГЭ по химии 2012 PDF
Название: ЕГЭ по химии 2012 PDF Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый государственный экзамен по ХИМИИДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по химии подготовлен Федеральным государственным научным учреждением«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» (2012 - 2 / 20) Единый государственный экзамен по ХИМИИ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по ХИМИИПри ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 года, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по химии. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
(2012 - 3 / 20) Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по ХИМИИ Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 43 задания.
Часть 1 включает 28 заданий (А1–А28). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Часть 2 состоит из 10 заданий (В1–В10), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий по общей, неорганической и органической химии. Задания C1–C5 требуют полного (развёрнутого) ответа. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении работы Вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым калькулятором, который выдается на экзамене.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
(2012 - 4 / 20) Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A28) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В ряду элементов Na Mg Al Si 1) уменьшаются радиусы атомов 2) уменьшается число протонов в ядрах атомов 3) увеличивается число электронных слоёв в атомах 4) уменьшается высшая степень окисления атомов Верны ли следующие суждения о соединениях металлов? А. Степень окисления бериллия в высшем оксиде равна +2. Б. Оснóвные свойства оксида магния выражены сильнее, чем у оксида алюминия. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Химическая связь в молекулах метана и хлорида кальция соответственно 1) ковалентная полярная и металлическая 2) ионная и ковалентная полярная 3) ковалентная неполярная и ионная 4) ковалентная полярная и ионная Степень окисления хлора равна +7 в соединении 1) Ca(ClO 2 )2 2) HClO 3 3) NH 4 Cl 4) HClO 4 Молекулярное строение имеет 1) оксид кремния(IV) 2) нитрат бария 3) хлорид натрия 4) оксид углерода(II) (2012 - 5 / 20)
Какой оксид реагирует с раствором НСl, но не реагирует с раствором NaOH?
1) CO 2) SO 3 3) P 2 O5 4) MgO Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ: 1) KOH и Na2 SO4 2) HCl и NaOH 3) CuO и KNO3
4) Fe 2 O3 и HNO3 Карбонат бария реагирует с раствором каждого из двух веществ: 1) H 2 SO4 и NaOH 2) NaCl и CuSO4 3) HCl и CH3 COOH 4) NaHCO 3 и HNO3
В схеме превращений Fe ⎯X ⎯→ FeCl3 ⎯Y ⎯→ Fe(OH)3 веществами «X» и «Y» являются соответственно 1) Cl 2 и Cu(OH)2 2) CuCl 2 (р-р) и NaOH 3) Cl 2 и NaOH 4) HCl и H2 O
(2012 - 6 / 20) Бутен-1 является структурным изомером 1) бутана 2) циклобутана 3) бутина 4) бутадиена В отличие от пропана, циклопропан вступает в реакцию 1) дегидрирования 2) гидрирования 3) горения в кислороде 4) этерификации Свежеосаждённый гидроксид меди(II) реагирует с 1) пропанолом 2) глицерином 3) этиловым спиртом 4) диэтиловым эфиром Формальдегид не реагирует с 1) Ag 2 O(NH3 р-р) 2) O 2 3) H 2 4) СН 3 ОСН3 Бутанол-1 образуется в результате взаимодействия 1) бутаналя с водой 2) бутена-1 с водным раствором щёлочи 3) 1-хлорбутана с водным раствором щёлочи 4) 1,2-дихлорбутана с водой В схеме превращений HC ≡ CH → X → CH COOH3 веществом «Х» является 1) CH CHO3 2) CH3 − CO − CH3 3) CH3 −CH OH2 4) CH3 −CH3 (2012 - 7 / 20) (2012 - 8 / 20) Взаимодействие оксида углерода(IV) с водой относится к реакциям Одинаковую реакцию среды имеют растворы хлорида меди(II) и 1) соединения , необратимым 1) хлорида кальция 2) обмена , обратимым 2) нитрата натрия 3) соединения, обратимым 3) сульфата алюминия 4) обмена , необратимым 4) ацетата натрия
Скорость реакции азота с водородом понизится при Окислительные свойства серная кислота проявляет в реакции, схема которой: 1) уменьшении температуры 1) H 2 SO4 + NH3 → NH4 HSO4 2) увеличении концентрации азота 2) H 2 SO4 + KOH → K2 SO4 + H2 O 3) использовании катализатора 3) H 2 SO4 + P → H3 PO4 + SO2 4) увеличении давления 4) H 2 SO4 + P2 O5 → HPO3 + SO3
Химическое равновесие в системе Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? 2HBr (г) ←⎯ ⎯⎯⎯ → H2 (г) + Br2 (г) – Q А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус. Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду их ядовитости. сместится в сторону продуктов реакции при 1) верно только А 1) повышении давления 2) верно только Б 2) повышении температуры
3) верны оба суждения 3) понижении давления 4) оба суждения неверны 4) использовании катализатора
Полимер, имеющий формулу Наибольшее количество сульфат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль 1) сульфата натрия 2) сульфата меди(II) n 3) сульфата алюминия получают из 4) сульфата кальция 1) толуола 2) фенола Сокращённому ионному уравнению Н+ + ОН– = Н2О 3) пропилбензола соответствует взаимодействие 4) стирола
1) H 2 SO4 с NaOH 2) Cu(OH )2 с HCl Согласно термохимическому уравнению реакции 3) H 2 SiO3 с KOH СаО(тв) + Н2О(ж) = Са(ОН)2(тв) + 70 кДж для получения 15 кДж теплоты потребуется оксид кальция массой 4) HCl с HNO3 1) 3 г 2) 6 г 3) 12 г 4) 56 г (2012 - 9 / 20)
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В заданиях B1–B5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (Цифры в ответе могут повторяться.)
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит. НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ОБЩАЯ ФОРМУЛА
Ответ: Установите соответствие между уравнением реакции и свойством азота,
Ответ:
(2012 - 10 / 20)
Ответ:
Ответ: Установите соответствие между названием оксида и формулами веществ,
Ответ: (2012 - 11 / 20)
Ответом к заданиям B6–B8 является последовательность из трёх цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Взаимодействие 2-метилпропана и брома при комнатной температуре на свету 1) относится к реакциям замещения
2) протекает по радикальному механизму 3) приводит к преимущественному образованию 1-бром-2-метилпропана 4) приводит к преимущественному образованию 2-бром-2-метилпропана 5) протекает с разрывом связи C – C 6) является каталитическим процессом Ответ:___________________________ Фенол реагирует с 1) кислородом 2) бензолом 3) гидроксидом натрия 4) хлороводородом 5) натрием 6) оксидом углерода(IV) Ответ:___________________________
Метиламин может взаимодействовать с 1) пропаном 2) хлорметаном 3) кислородом 4) гидроксидом натрия 5) хлоридом калия 6) серной кислотой Ответ:___________________________ (2012 - 12 / 20)
Ответом к заданиям B9–B10 является число. Запишите это число в текст работы, а затем перенесите его в бланк ответов № 1 без указания единиц измерения.
Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора уксусной кислоты с массовой долей 5%. (Запишите число с точностью до целых.) Ответ: ___________ г. Масса кислорода, необходимого для полного сжигания 67,2 л (н.у.) сероводорода до SO2 , равна __________ г. (Запишите число с точностью до целых.) Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. (2012 - 13 / 20) Часть 3
Для записи ответов к заданиям этой части (С1–С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем его полное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции Na2 SO3 + … + KOH → K2 MnO4 + … + H2 O Определите окислитель и восстановитель. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: CH3 −CH2−CH2−OH⎯⎯⎯⎯H SO1802 °C4→ ⎯⎯⎯X1 HCl→ ⎯⎯⎯⎯⎯X2 NaOH, H O2 → →X3 → X1 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯KMnO , H O, 0 C4 2 D →X4 К раствору гидроксида натрия массой 1200 г прибавили 490 г 40%-ного раствора серной кислоты. Для нейтрализации получившегося раствора потребовалось 143 г кристаллической соды Na CO2 3 ⋅10H O2 . Рассчитайте массу и массовую долю гидроксида натрия в исходном растворе. При взаимодействии 25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты. (2012 - 14 / 20) (2012 - 15 / 20) Система оценивания экзаменационной работы по химии ЧАСТЬ 1За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в их числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
ЧАСТЬ 2Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число). За полный правильный ответ в заданиях В1–В8 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов. За правильный ответ в заданиях В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
(2012 - 16 / 20) ЧАСТЬ 3 КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМЗа выполнение заданий ставится: С1, С5 – от 0 до 3 баллов; С2, С4 – от 0 до 4 баллов; С3 – от 0 до 5 баллов. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции Na2 SO3 + … + KOH → K2 MnO4 + … + H2 O Определите окислитель и восстановитель.
(2012 - 17 / 20)
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
(2012 - 18 / 20) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: CH CH CH OH3 − 2− 2− ⎯⎯⎯⎯H SO1802 °C4→ ⎯⎯⎯X1 HCl→ ⎯⎯⎯⎯⎯X2 NaOH, H O2 → →X3 → ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯X1 KMnO , H O, 0 C4 2 D →X4
(2012 - 19 / 20) (2012 - 20 / 20)
При взаимодействии 25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты раствора серной кислоты. Для нейтрализации получившегося раствора с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. потребовалось 143 г кристаллической соды Na CO2 3 ⋅10H O2 . Рассчитайте Определите молекулярную формулу кислоты. массу и массовую долю гидроксида натрия в исходном растворе.
* Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. * Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. |