Курсовая работа: Расчет редуктора 3
Название: Расчет редуктора 3 Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
содержание1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода 4 2. Расчет зубчатых колес редуктора.. 6 3. Предварительный расчет валов редуктора.. 11 4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес. 13 4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора. 13 5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ.. 16 6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валов.. 22 Задание на проектированиеСпроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор для привода к ленточному конвейеру. Кинематическая схема: 1. Электродвигатель. 2. Муфта электродвигателя. 3. Шестерня. 4. Колесо. 5. Муфта барабана. 6. Барабан ленточного конвейера. Технические требования: мощность на барабане конвейера Рб =8,2 кВт, частота вращения барабана nб =200 об/мин. 1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет приводаКПД пары цилиндрических зубчатых колес ηз = 0,96; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, ηп.к = 0,99; КПД муфты ηм = 0,96. Общий КПД привода ηобщ =ηм 2 ·ηп.к 3 ·ηз = 0,972 ·0,993 ·0,96=0,876 Мощность на валу барабана Рб =8,2 кВт, nб =200 об/мин. Требуемая мощность электродвигателя: Рдв
= Интервал рекомендуемых оборотов двигателя: Nдв
=
nб
·(2...5)= Выбираем электродвигатель, исходя из требуемой мощности Рдв =9,36 кВт, электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 750 об/мин 4А160M6У3, с параметрами Рдв =11,0 кВт и скольжением 2,5% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения двигателя: nдв
= Передаточное число i= u= nном / nб = 731/200=3,65 Определяем частоты вращения и угловые скорости на всех валах привода: nдв = nном = 731 об/мин n1 = nдв = 731 об/мин
nб = n2 = 200,30 об/мин
где i = u - передаточное число редуктора; Определяем мощность и вращающий момент на всех валах привода: Рдв =Ртреб = 9,36 кВт Р1 =Рдв ·ηм = 9.36·0,97=9,07 кВт Р2 =Р1 ·ηп.к 2 ·ηз = 9,07·0,992 ·0,96=8,53 кВт Рб =Р2 · ηм ·ηп.к = 8.53·0,99·0,97=8,19 кВт где Определяем вращающий момент электродвигателя и вращающие моменты на всех валах привода:
где 2. Расчет зубчатых колес редуктораДля шестерни и колеса выбираем материалы со средними механическими характеристиками: - для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; - для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200. Рассчитываем допускаемые контактные напряжения по формуле:
где σ H lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов; К HL – коэффициент долговечности; [SH ] – коэффициент безопасности. Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением) σ H lim b = 2НВ+70; К HL принимаем равным 1, т.к. проектируемый срок службы более 5 лет; коэффициент безопасности [SH ] =1,1. Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле: для шестерни для колеса Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
Условие Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле:
где ψba =0,25÷0,63 – коэффициент ширины венца. Принимаем ψba = 0,4; Ka = 43 – для косозубых и шевронных передач; u - передаточное число. и = 3,65;
Принимаем межосевое расстояние Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: mn
= принимаем по ГОСТ 9563-60 mn =2 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и рассчитаем число зубьев шестерни и колеса: Z1= Принимаем z1 = 34, тогда число зубьев колеса z2 = z1 · u= 34·3.65=124,1. Принимаем z2 = 124. Уточняем значение угла наклона зубьев: Основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные: Проверка: диаметры вершин зубьев: da 1 = d 1 +2 mn =68,86+2·2=72,86 мм; da 2 = d 2 +2 mn =251,14+2·2=255,14 мм; диаметры впадин зубьев:df 1 = d1 - 2 mn =68,86-2·2=64,86 мм; df
2
=
d2 -
2
определяем ширину колеса : b2=
определяем ширину шестерни: b1 = b2 +5мм =64+5=69 мм. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру: Окружная скорость колес и степень точности передачи: При такой скорости для косозубых колёс принимаем 8-ю степень точности, где коэффициент нагрузки равен: КНβ
принимаем равным 1,04.
Таким образом, KH = 1,04·1,09·1,0=1,134. Проверяем контактные напряжения по формуле: Рассчитываем перегруз: Перегруз в пределах нормы. Силы, действующие в зацеплении: окружная:
радиальная:
где осевая:
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
где
Тогда: Допускаемое напряжение по формуле
Для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 σ0 F lim b =1,8 НВ. Для шестерни σ0 F limb =1,8·230=415 МПа; для колеса σ0 F limb =1,8·200=360 МПа. [SF ]=[SF ]΄[SF ]˝ - коэффициент безопасности, где [SF ]΄=1,75, [SF ]˝=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, .[SF ]=1,75. Допускаемые напряжения: для шестерни для колеса Находим отношение для шестерни для колеса Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Определяем коэффициенты Yβ и KFα :
где К Fα - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
n=8 -степень точности зубчатых колес. Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
Условие прочности выполнено. 3. Предварительный расчет валов редуктораДиаметры валов определяем по формуле:
Для ведущего вала [τк ] = 25 МПа; для ведомого [τк ] = 20 МПа. Ведущий вал: Для двигателя марки 4А 160М6У3 Примем диаметр вала под подшипниками d п1 =40 мм Диаметр муфты d
м
=0,8· Свободный конец вала можно определить по приближенной формуле:
где dп – диаметр вала под подшипник. Под подшипниками принимаем: Тогда l
=
Схематичная конструкция ведущего вала изображена на рис. 3.1.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() Рис. 3.1. Конструкция ведущего вала Ведомый вал. Диаметр выходного конца вала:
Под подшипниками берем Под зубчатым колесом Схематичная конструкция ведомого (тихоходного) вала показана на рис.3.2.
![]() Рис. 3.2. Конструкция ведомого вала Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора. 4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес Шестерню выполняем за одно целое с валом. Её размеры: ширина диаметр диаметр вершины зубьев диаметр впадин Колесо кованое: ширина диаметр диаметр вершины зубьев диаметр впадин диаметр ступицы длина ступицы принимаем Толщина обода: принимаем Толщина диска: 4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщина стенок корпуса и крышки:
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: верхнего пояса корпуса и пояса крышки: нижнего пояса корпуса:
Диаметр болтов: фундаментальных крепящих крышку к корпусу у подшипников
соединяющих крышку с корпусом Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников. Компоновочный чертеж выполняется в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; масштаб 1:1. Размеры корпуса редуктора: принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса (при наличии ступицы зазор берем от торца ступицы) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники однорядные средней серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников Таблица 1: Габариты намеченных подшипников
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Эскизная компоновка изображена на рис. 4.1. 5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИИз предыдущих расчетов имеем: Определяем опорные реакции. Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.1 В плоскости YOZ: Проверка: в плоскости XOZ: Проверка: Суммарные реакции в опорах А и В: Определяем моменты по участкам: в плоскости YOZ: сечение 1: сечение 2: M M Сечение 3: М M в плоскости XOZ: сечение 1: сечение2: сечение3: Строим эпюры изгибающих моментов. Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре. Намечаем радиальные шариковые подшипники 208: d =40 мм; D =80 мм; В =18 мм; С =32,0 кН; Со = 17,8кН. Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
где RB =2267,3 Н
Отношение Отношение Расчетная долговечность по формуле: где Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий: Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.2 Определяем опорные реакции. В плоскости YOZ: Проверка: В плоскости ХOZ: Проверка: Суммарные реакции в опорах А и В: Определяем моменты по участкам: в плоскости YOZ: сечение 1: при х=0, при x
=
l
1
, сечение 2: при x
=
l
1
, при х= l 1 + l 2 ,
сечение 3:; в плоскости XOZ: сечение 1: при х=0, при x
=
l
1
, сечение 2: при х= l 1 + l 2 ,
сечение 3: при x = l 1 + l 2 + l 3 ,
Строим эпюры изгибающих моментов. Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре и определяем их долговечность. Намечаем радиальные шариковые подшипники 211: d =55 мм; D =100 мм; В =21 мм; С =43,6 кН; Со = 25,0 кН. Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
где RA =4290,4 Н
Отношение Отношение Расчетная долговечность, млн. об. Расчетная долговечность, ч. где 6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валовПримем, что нормальные напряжения изгиба меняются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему. Уточненный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений вала и сравнении их с требуемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр. Сечение 1: при х=0, при х=
l
3
, Сечение 2: при х=
l
3
, при х=
l
3
+
l
2
, Сечение 3: при х=
l
3
+
l
2
, при х=
l
3
+
l
2
+
l
1
, Крутящий момент:
Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал (рис. 8.1) Рис. 8.1 Схематическое изображение ведущего вала Опасными являются два сечения: под левым подшипником и под шестерней. Они опасны, т.к. сложное напряженное состояние (изгиб с кручением), изгибающий момент значительный. Концентраторы напряжений: 1) подшипник посажен по переходной посадке (напрессовка менее 20 МПа); 2) галтель (или проточка). Определяем коэффициент запаса усталостной прочности. При диаметре заготовки до 90мм Предел выносливости при симметричном цикле изгиба: Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
Сечение А-А. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом: Т.к. давление напрессовки меньше 20 МПа, то снижаем значение данного отношения на 10 %. для упомянутых выше сталей принимаем Изгибающий момент из эпюр: Осевой момент сопротивления:
Амплитуда нормальных напряжений: Среднее напряжение: Полярный момент сопротивления: Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений по формуле:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям по формуле: Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям по формуле: Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле: Результирующий коэффициент больше допустимых норм (1,5÷5). Следовательно, диаметр вала нужно уменьшить, что в данном случае делать не следует, т.к. такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя. Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр. Сечение 1: при х=0, при х=
l
1
, Сечение 2: при х=
l
1
, при х=
l
1
+
l
2
, Сечение 3: при х=
l
1
+
l
2
, при х=
l
1
+
l
2
+
l
3
, Крутящий момент:
Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал (рис. 8.2) Рис. 8.2 Схематическое изображение ведомого вала Опасными являются два сечения: под правым подшипником и под шестерней. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности. При диаметре заготовки до 90мм Предел выносливости при симметричном цикле изгиба: Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений: Сечение А-А. Считаем на усталость сечение под колесом, оно опасное, т.к. сложное напряженное состояние, значительный изгибающий момент, концентрация напряжения от двух концентраторов: шпоночное отверстие и посадка с гарантированным натягом. d=
52 мм
; Для вала диаметром Для упомянутых выше сталей принимают коэффициенты Изгибающий момент: Момент сопротивления кручению: W
к нетто
Момент сопротивления изгибу: Амплитуда нормальных напряжений: Среднее напряжение: Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения: Сечение Б-Б. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом:
принимаем Изгибающий момент из эпюр: Осевой момент сопротивления:
Полярный момент сопротивления: Амплитуда нормальных напряжений: Среднее напряжение: Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле: Т.к. результирующий коэффициент запаса прочности под подшипником меньше 3,5, то уменьшать диаметр вала не надо. . 7. Расчет шпонокМатериал шпонок – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условие прочности определяем по формуле:
Максимальные напряжения смятия при стальной ступице [σсм
] = 100 Ведущий вал: d
=35 мм
, Ведомый вал: d
=50 мм
, 8.ВЫБОР СМАЗКИСмазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объём масляной ванны Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях 9.СБОРКА РЕДУКТОРАПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-1000 С; в ведомый вал закладывают шпонку Собрание валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в подшипниковые камеры ведомого вала закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают резиновые армированные манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки болтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый указатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. ЛИТЕРАТУРА1. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. /С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., переработанное и дополненное. –М.: Машиностроение, 1988.-416 с.:ил. 2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. –М.: Высшая школа. 1991.-43 с.: ил. |