Курсовая работа: Производственная деятельность сортировочной станции
Название: Производственная деятельность сортировочной станции Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Станция — это важнейшее производственно-хозяйственное подразделение, на котором осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. От четкой и бесперебойной работы станций зависит обеспечение перевозок грузов и пассажиров, ускорение оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок и безопасность движения поездов. Производственная деятельность станции осуществляется на основе бюджетной формы управления, которая должна предусматривать применение передового опыта и прогрессивной технологии, обеспечивать систематический рост производительности труда и снижение себестоимости. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕТип сортировочной станции – двусторонняя; Простой транзитного вагона с переработкой – 10,1 ч; Простой транзитного вагона б/п – 1,3 ч; Простой местного вагона – 27,1 ч; Средняя статическая нагрузка на вагон – 44 т/ваг. 1. РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТА ПРОИЗВОДСТВА. ОБЪЕМНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ В этом разделе рассматриваются объемные и качественные показатели работы сортировочной станции в среднем за сутки. Объемные показатели: • по технической работе — общий вагонооборот; отправление вагонов с подразделением via транзитные с переработкой, без переработки и местные; рабочий парк вагонов; число маневровых локомотивов; • по грузовой работе — отправление грузов в тоннах и вагонах; прибытие грузов (выгрузка) в тоннах и вагонах. Качественные показатели: • простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией; средняя статическая нагрузка на вагон своей по 1.1. РАСЧЕТ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Объемные и качественные показатели детализируются и рассматриваются по кварталам, а также в среднем за сутки. Объем грузовой работы: — отправление (погрузка) грузов в год, тыс. т; =740000 т/год; — отправление (погрузка) грузов в сутки, т; = 740000/365=2027 т; — прибытие (выгрузка) грузов в год, тыс. т; =700000 т/год; — прибытие (выгрузка) грузов в сутки, т.;=700000/365=1918 т. Количество погруженных и выгруженных тонн за год: = 740000 + 700000 = 14400000 т. Количество погруженных и выгруженных вагонов в сутки, ваг., рассчитывается по формулам: ; где — средняя статическая нагрузка на вагон, т. ваг; ваг. Расчет количества местных вагонов и коэффициента сдвоенных операцийПри условии полной взаимозаменяемости среднесуточное количество местных вагонов соответствует большему числу погруженных или выгруженных вагонов в среднем за сутки. В нашем случае за сутки погрузка составляет 46 ваг., а выгрузка — 44 ваг., поэтому количество местных вагонов п может быть примем равным 46. Рассчитаем коэффициент сдвоенных операций с точностью до трех знаков после запятой: Среднесуточный вагонооборот станции: , где — количество порожних вагонов, = 2 ваг. - количество транзитных вагонов с переработкой и без переработки.. ВО = 46 + 44 + 2 + 2(1900000 + 810000)/365 = 14941 ваг. Количество отправленных вагонов за год и в среднем за сутки соответственно: ; ваг ваг 2 РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ Показателями качества работы станции являются: простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией, средняя статическая нагрузка на вагон своей погрузки, производительность маневрового локомотива, коэффициент использования вагонов рабочего парка. На основании табл. 3 и заданных норм простоя вагонов определяется средний простой транзитного вагона.
Таблица 3. Расчет структуры транзитного вагона Количество транзитных вагонов определяем по формуле: , где - структура транзитного вагонопотока. ваг Средний простой транзитного вагона: , где - структура транзитного вагонопотока; - простой транзитного вагона с пепеработкой и без переработки. мин Средневзвешенный простой вагонов на станции: где. — структура вагонопотоков; — простой вагона соответственно транзитного с переработкой и без переработки и местного вагона. мин Расчет структуры вагонопотока станции производим по форме табл. 4 Таблица 4 Расчет структуры вагонопотока
Рабочий парк вагонов: где п — колличество отправленных вагонов за сутки по категориям; t— время простоя вагонов по категориям. ваг Коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка: Среднесуточная производительность маневровых локомотивов: , где — количество маневровых локомотивов. ваг/сут Все результаты объемных и качественных показателей сводим в табл. 5. Таблица 5. Объемные и качественные показатели работы сортировочной станции
2.1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СТАНЦИИ Рассчитывая трудовые ресурсы сортировочной станции определяем следующие показатели: явочная и списочная численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд заработной платы и производительность труда. Расчет численности работников станции производится с учетом расширения зон обслуживания, совмещения профессий и других мероприятий, повышающих производительность труда. Явочная численность эксплуатационного персонала по нормам обслуживания рабочих мест рассчитывается по формуле: , где N— количество объектов обслуживания; п — норма обслуживания; — количество смен (4,37 при круглосуточной работе в 4 смены). Численность работников станции планируют по хозяйствам, производственным группам, профессиям и должностям работников в зависимости от объема работы и норм выработки, числа обслуживаемых объектов и установленных норм затрат труда на один объект. Численность руководящих работников, специалистов и служащих планируется по штатному расписанию в зависимости от класса станции. Численность работников производственного штата планируют по хозяйствам и статьям в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. В плане по труду предусматривается определение численности цехового персонала и аппарата управления станции. Потребность в цеховом персонале станции устанавливается на основе действующей номенклатуры должностей в зависимости от объема работы, норм обслуживания и количества смен. Численность работников аппарата управления станции определяют на основании типовых штатных расписаний г, зависимости от класса станции. Исходные данные приведены в табл. 6. * Среднегодовая численность чел где 6 — продолжительность отопительного сезона, мес. ** 1 на 500 м2 помещения. *** Требуемый контингент где = 40 — трудоемкость очистки вагона, чел.-мин.; - количество выгруженных вагонов в сутки; = 1,45 — коэффициент, учитывающий нормы времени на подготовительно-заключительные операции; - доля вагонов, требующих очистки. Численность цехового персонала и аппарата управления определяется по нормативам., приведенным в табл. 7. Таблица 7. Штатные нормативы и должностные оклады цехового и административно-управленческого персонала
В целях избежания ошибок при определении фонда заработной платы не будем округлять явочную численность по каждой профессии и должности сменных работников. Округляем списочную численность по профессиям, а явочную — по статьям расходов. Среднемесячная заработная плата включает в себя месячную тарифную ставку или оклад, сдельный приработок (при сдельной форме оплаты труда), доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни, премии, доплаты за сложность и условия труда, выслугу лет, другие доплаты, предусмотренные контрактом, коллективным договором. В курсовой работе в расчете среднемесячной зарплаты работников станции включаются все перечисленные выплаты, кроме «других доплат», поскольку они не носят общего для всех сортировочных станций характера. Тарифную ставку принимают в зависимости от системы оплаты труда и разряда рабочего, а должностные оклады — по штатному расписанию (см. табл. 7): где 167 — количество часов в месяц. Кроме месячной тарифной ставки или оклада, для работников предусматриваются доплаты: за работу в ночное время — 13% от месячной тарифной ставки, за работу в праздничные дни — 2,4% от месячной тарифной ставки. Вознаграждение за выслугу лет можно принять в среднем 15% от тарифной ставки. Премии за выполнение плана отправления вагонов, погрузки и выгрузки, за высокие качественные показатели можно установить (по опыту сортировочных станций) в размере до 30% от месячной тарифной ставки или оклада с учетом доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни. Аппарат управления станции премируется в соответствии с положением о премировании аппарата управления, действующем на данной дороге, отделении. Размер премии может быть принят на уровне 20% от оклада. Оплата труда производственного персонала за непроработан-ное время (оплата отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей) планируется по ст. 757(457) в размере 10% от фонда заработной платы производственных работников, а также 10% от фонда заработной платы станционного и маневрового диспетчеров, и вносится в графу 18. Фонд заработной платы за год (тыс. руб.) в графе 18 рассчитывается на явочный контингент. Рассчитав оплату производственного персонала за непроработанное время по ст. 757(457), перейдем к фонду оплаты труда на списочный контингент. Расчеты контингента, среднемесячной заработной платы, фонда зарплаты, и оплаты за непроработанное время (дополнительной заработной платы) производятся в форме табл. 8. Расчет производительности труда Производительность труда на сортировочной станции: , где — основная (приведенная) продукция сортировочной станции; Чсп — среднесписочная численность работников станции. занятых эксплуатационной работой. Основная (приведенная) продукция сортировочной станции: , где kv k2 — коэффициенты приведения по трудоемкости обработки соответственно для вагонов транзитных без переработки и местных, ; ваг ваг/см 3. БЮДЖЕТ ЗАТРАТ СТАНЦИИ. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ Бюджет затрат станции определяет денежные средства, необходимые для выполнения заданного объема работы станции. Эксплуатационные расходы станции подразделяются на прямые расходы по видам работ и местам возникновения затрат, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ; общехозяйственные. Эксплуатационные расходы станции планируются по статьям Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, а в составе статей — по элементам затрат: фонд оплаты труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие расходы. Прочие материальные затраты в курсовой работе не планируются. Расходы считают в тыс. руб. Планирование прямых расходов по видам работ и местам возникновения затрат Затраты на заработную плату по хозяйству перевозок и хозяйству грузовой и коммерческой работы рассчитаны в разделе 2. 3.1РАСХОДЫ НА МАТЕРИАЛЫ 1. Затраты на материалы при уборке и обслуживании служебных производственных помещений по ст. 2040 (080) планируют по площади помещений и нормам расхода на 100 м2 . На содержание в чистоте площади !00 м2 в год примерные затраты составляют 470 руб. , где — площадь помещений (табл. 1); Н — норма расхода материалов на 100 м2 . руб 2. По хозяйству грузовой и коммерческой работы затраты на материалы по приему, отправлению и выдаче грузов, материалы при погрузке и пломбировании вагонов, на маркировку грузов по ст. 1001 (040) определяются из расчета 32 руб. на 1 вагон погрузки: где Н — норма затрат материалов, руб. руб Затраты на материалы по уборке и обслуживанию помещений грузового хозяйства по ст. 2010 (044): , где S2 — площадь помещений грузового хозяйства (табл. 1); Н - 420 руб. руб Затраты на приобретение и ремонт тормозных башмаков планируют, исходя из усредненных норм механизированных горок — 1 башмак на 370 вагонов. С учетом этого, годовые расходы по ст. 2034 (070) определяются по формуле , где — стоимость тормозного башмака, 150 руб. руб 3.2 РАСХОДЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ 1. По хозяйству перевозок расходы на освещение станции по ст. 2030 (071) определяются по формуле: , где— суммарная мощность установленных светильников: , где F— площадь станции (табл. 1); в — норма удельной мощности, Вт/м2 (в=1,2 Вт/м2 ); Т — время горения световых точек за год, равное 3200 ч; ДГ — коэффициент запаса (К = 1,3); Ц — цена 1 кВт-ч электроэнергии (принять в расчете Ц = 1,20 руб. за 1 кВт-ч). руб руб Расходы на зарядку аккумуляторных ручных сигнальных фонарей по ст. 2030 (071), планируются в зависимости от количества зарядок каждого аккумуляторного фонаря в год, числа аккумуляторов и стоимости зарядки одного аккумуляторного фонаря. Фонарь заряжается 15 раз в месяц, или 180 раз в год. Цена одной зарядки — 16 руб. 15% работников хозяйства движения имеют фонари. Соответственно, эти расходы составляют: где — численность работников станции, имеющих аккумуляторные фонари (37чел); — стоимость одной зарядки (16 руб.). руб Общая сумма расходов на электроэнергию по ст. 2030 (071) составит: руб Затраты на электроэнергию для освещения помещений по ст. 2040 (080) определяют по формуле: , где F — освещаемая площадь помещений; в — норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2 ); Т — время горения световых лампочек за год (3200 ч); Ц -цена 1 кВт-ч (1,20руб.). руб 2. По грузовому хозяйству затраты на электроэнергию для освещения служебных помещений по ст. 2010 (044) определяют по формуле: , где F — освещаемая площадь помещений; в — норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2 ); Г — время горения световых лампочек за год (3200 ч); Ц — цена 1 кВт-ч, (1,20 руб.). руб 3.3 РАСХОДЫ НА ТОПЛИВО Затраты на топливо по ст. 2040 (080) для отопления помещений планируют по нормам расхода условного топлива для подогрева на С в сутки, продолжительность отопительного периода, а также разности температур и кубатуры зданий составляет: , где V— объем зданий по наружному обмеру, м3 ; Тт — продолжительность отопительного сезона в днях (принимается равной 200 дней); В — норма расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 зданий на ГС в сутки, кг, (В=1,5 кг); — средняя температура внутри здания ( =20°С); — температура наружного воздуха в среднем за отопительный сезон, = - ; Ц — цена 1 т условного топлива (Ц = 5100 руб.). руб. 3.4 ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ Прочие расходы по ст. 2030 (071) (оплата счетов за печатание графиков, расписаний, технических инструкций и т.д.) составляют 0,5% от общей суммы расходов по данной статье: , где ФОТ071 — фонд оплаты труда основной пост. 2030(071) (см. табл. 8), тыс. руб.; См071 , СЭ071 — соответственно затраты на материалы и электроэнергию по ст. 2030 (071), тыс. руб. руб. Прочие расходы по ст. 2040 (080) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов, оборудования и инвентаря) принимаем в размере 198 тыс. руб. Прочие расходы по ст. 1001 (040) (на приобретение бланков и книг для оформления перевозочных документов и коммерческой отчетности, тарифных руководств, алфавитных маршрутов и др.) принимаем в размере 32 тыс. руб. Прочив затраты по ст. 2010 (044) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов и инвентаря) принимаем в размере 310 тыс. руб. ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАСХОДОВ, ОБЩИХ ДЛЯ ВСЕХ МЕСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ И ВИДОВ РАБОТ Ст. 757 (457). Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время включаются в бюджет затрат в соответствии с табл. 8. Ст. 762 (462). Расходы станции на командировки работников, не относящихся к аппарату управления (элемент затрат «прочие расходы»), принимаются на уровне 0,15% от годового фонда оплаты труда производственного контингента (кроме ст. 785 (485) и ст. 830 (530)). Отчисления на социальные нужды составляют: социальное страхование 3,2%, пенсионный фонд — 20%, медицинское страхование — 2,8%, страхование от несчастных случаев — 0,7%, всего 26,7% от годового фонда оплаты труда работников и отражаются на статьях расходов, по которым учитываются затраты на оплату труда. Ст. 761 (461). Расходы, связанные с производственной санитарией и охраной труда, включающие расходы по погашению износа, чистке, стирке, дезинфекции спецодежды, стоимость мыла, а также оплату мероприятий по улучшению условий труда, принимаются а размере 2% от фонда заработной платы основных производственных рабочих. Из них 70% расходов планируются по элементу затрат «материалы», 30% — по элементу «прочие расходы». Ст. 768 (463). Расходы на обслуживание и текущий ремонт производственных зданий и сооружений и инвентаря производственного назначения принимаются в размере 0,2—0,3% от стоимости производственных фондов (табл. 1). Фонд заработной платы взять 60% от полученной суммы, остальное - по элементу «материалы». Ст. 771 (465). Расходы на амортизацию основных производственных фондов принимаются на уровне 4,5% от стоимости основных производственных фондов (см. табл. 1). ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Ст. 785 (485). Расходы на содержание персонала, не относящегося к аппарату управления (элемент «-фонд заработной платы»), переносятся из табл. 8 (ст. 785 (485)). Ст. 797 (495). Расходы, связанные с рационализацией и изобретательством, определяются из расчета 400 руб. в год на одного работника: Ст. 798 (497). Расходы на подготовку кадров принять в размере 300 тыс. руб., из них 50% на фонд оплаты труда, остальные — на отчисления на соц. нужды и прочие расходы. Ст. 809 (506). Прочие затраты принимаются в размере 56 тыс. руб. Ст. 830 (530). Фонд оплаты труда аппарата управления предприятия переносится из плана табл. 8, ст. 830 (530). Ст. 831 (531). Расходы на командировки аппарата управления составляют 2 — 3% от его фонда оплаты труда по ст. 830 (530). Бюджет затрат строится на основе всех выполненных ранее расчетов по форме табл. 9. Себестоимость — один из важнейших показателей экономической деятельности предприятия. Себестоимость характеризует использование затраченных материальных и трудовых средств, степень использования основных производственных фондов, повышение эффективности и качества работы предприятия. В самом общем виде себестоимость определяется как отношение эксплуатационных расходов к объему произведенной продукции. Продукцией станции являются: отправленные вагоны — транзитные с переработкой, транзитные без переработки, местные; отправленный (погруженный) и прибывший (выгруженный) груз в тоннах. Калькуляция разработана на основе данных табл. 9 и представлена в табл 10. Основные расходы по видам «продукции» принимаются по данным табл. 9. Расходы, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ, и общехозяйственные расходы распределяются по видам продукции пропорционально заработной плате, планируемой по прямым расходам по видам работ и местам возникновения затрат. * Расходы по ст. 2030 (071) принимаются на уровне 18 - 20%, остальные относятся на транзитные вагоны с переработкой и местные вагоны. Примечaние . Итоги по графам 5. 6, 7, 8, 9 должны совпадать с соответствующими итогами табл. 9. |