Реферат: История развития информационных систем

Название: История развития информационных систем
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: реферат

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОИСОУ АО НКМЗ


Министерство образования и науки Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

Факультет автоматизации и машиностроения
и информационных технологий

Кафедра интеллектуальных систем принятия решений

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ»

на тему

«______________________________________»

Выполнил

Студент(ка) гр. ИС-___ ________________ _________________

подпись Ф.И.О.

Руководитель __________________ ___________________

подпись должность, Ф.И.О.

Краматорск 200__


АННОТАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТ

1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕММ

1.1 История развития информационных систем. Процессы информационных систем

1.2 Автоматизированные ИС и их классификация

1.3 Предметная область, моделирование предметной области

2 СТРУКТУРА ОТДЕЛА ОИСОУ СЛУЖБЫ АО НКМЗ

2.1 Общее положение ОИСОУ

2.2 Основные задачи и функции отдела

2.3 Постановка задачи ИС

2.4 Логическая модель БД

3 КОМПЪЮТЕРНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СРЕДЕ MS ACCESS

3.1 Описание реализации основных функций

3.2 Руководство пользователю

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необхо­димость в исследованиях систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих организаций.

За многие годы работы разные учреждения и предприятия накопили большие объемы информации, которая продолжает увеличиваться, возникает необходимость в ее систематизации и обработке. Работать с огромной кучей бумажной информацией очень долго и трудоемко. Выход можно найти в создании электронной базы данных.

Это значительно облегчило работу различных информационных служб. В современном мире всевозможных данных, сведений не просто много, а гигантское количество.

Компьютеры проникли в большинство предприятий, учебных заведений, исследовательских институтов, промышленных центров. Это облегчило обработку огромного количества информации, поиска данных.

Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.


1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1.1 История развития информационных систем. Основные процессы информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-хг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета.

В 60-ег. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения.

В 70-ег. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая ее описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчетности, СППР предоставляют ее по мере возникновения необходимости.

Существуют 3 стадии принятия решения: информационная, проектная и стадия выбора. На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решений. На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности (альтернативы). На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение за ее реализацией. Важнейшей целью СППР является обеспечение технологией формирования информации, а также технологическая поддержка принятия решения в целом.

В 70-80-хг. в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

1980-ег. характеризуются еще и тем, что информационные технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рисунок 1.1), состоящей из блоков:

– ввод информации из внешних или внутренних источников;

– обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

– вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

– обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.


Рисунок 1.1 – Процессы ИС

Основные задачи, решаемые ИС:

Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и(или) обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии.

Мониторинг. Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы.

Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертёж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение чёткого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа».

Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций.

Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения.

Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения - это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или подпроблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные ЭС: обучение, мониторинг, прогнозирование.

1.2 Автоматизированные информационные системы и их классификация

Опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно - хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются АИС управленческой деятельности. Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления АИС подразделяются на:

- АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

- АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

– банковские АИС;

– АИС фондового рынка;

– финансовые АИС;

– страховые АИС;

– налоговые АИС;

– АИС таможенной службы;

– статистические АИС;

АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико - математические методы, технической базой - самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно - технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего - более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем. Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:

– активное участие человека - специалиста в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;

– интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;

– наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;

– создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;

– формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;

– постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

Определяя АИС как организованную для достижения общей цели совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, интеллектуальных продуктов и их описаний, а также способов и порядка взаимодействия указанных компонентов, следует подчеркнуть, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе элементов был и остается по сей день человек, специалист.

1.3 Предметная область, моделирование предметной области

Взаимосвязанные ресурсы и процессы экономической системы можно описать в терминах предметной области.

Предметной областью называются элементы материальной системы, информация о которых хранится и обрабатывается в ЭИС.

Предметная область - совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей, это часть реального мира, представляющая интерес для конкретного исследования.

Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит информационная база ЭИС. Информационная база состоит из одной или нескольких баз данных. Для описания предметной области необходимы такие термины, как объект, свойство объекта, взаимодействие (связь) объектов, свойство взаимодействия.

Объектом называется любой элемент некоторой системы. В экономических приложениях понятие объекта сужается до понятия физического объекта, под которым понимается любой предмет, занимающий место в пространстве. Следует различать отдельный физический объект (отдельный предмет) и объект - понятие, который охватывает множество физических объектов. Отдельный предмет часто называется экземпляром объекта, а различные множества предметов, образованные по заданному принципу, называются типами объектов. Первоначальная группировка экземпляров в некоторые множества-классы называется классификацией. Полученные классы объектов - это множество предметов реального или абстрактного мира, обладающих реальными характеристиками и законами поведения. Типы объектов могут объединяться для формирования новых типов по принципу «множество, элементами которого являются другие множества».

Объекты делятся на простые и сложные. Сложные объекты: составные, обобщенные, агриагированные.

Обобщенные объекты - организует объект из класса других объектов. Агриагированные объекты - образует объект, как связь между другими объектами. Свойства объектов:

– единичные

– множественные

– статические, неизменяемые со временем

– динамические, т.е. изменяемые во времени

Объекты экономической сферы группируются в три крупных типа, имеющих название средств производства, предметов труда и исполнителей.

Свойством объекта называется некоторая величина, которая характеризует состояние объекта в любой момент времени. Отдельный экземпляр объекта можно точно описать, если указать достаточное количество значений его свойств. Два экземпляра объектов являются различными, если они отличаются по значению, хотя бы одного свойства.

Существенные упрощения в описании объектов связаны с установлением аналогий в структуре объектов, образующих класс. Объекты одного класса описываются одноименными свойствами. Объекты, входящие в некоторый тип, содержат ряд свойств, характерных для типа в целом. Этот принцип называется наследованием свойств. Так, все экземпляры объектов, образующих тип «основные фонды», характеризуются свойством балансовая стоимость, которое отсутствует у других типов, например у типа «исполнители».

Деятельность, которая развернута во времени, охватывается понятием взаимодействие объектов. Взаимодействием объектов называется факт участия нескольких объектов, в каком - либо процессе, который протекает и во времени, и в пространстве.

Свойством взаимодействия называется такое свойство, которое характеризует совместное поведение объектов, но не относится, ни к одному объекту в отдельности. Например, при производстве изделий взаимодействуют объекты Рабочий, Материал, Оборудование, Изделие. Количество изделий, произведенных за определенный день, является свойством взаимодействия, но никак не характеризует указанные выше объекты, взятые в отдельности.

Проблема полноты отображения объектов и процессов предметной области в хранимые данные решается в ЭИС следующим образом. Предполагается, что представление объекта или процесса сводится к указанию его свойств; информационным отображением свойств служат атрибуты и, следовательно, экземпляр объекта или экземпляр процесса представлен в базе данных как набор пар <Имя атрибута>,<3начение атрибута>, где имена атрибутов различны и соответствуют названиям свойств объекта или процесса. Вопрос о выражении сущности объектов с помощью того или иного набора свойств решается путем расширения набора свойств, описывающих объект, чем достигается более полное представление о его сущности. Количество свойств должно быть таково, чтобы всегда можно было отличить объект одного класса от объекта другого класса, а также любые два объекта из одного и того же класса. Среди свойств, описывающих объект, необходимо выделить идентифицирующие свойства, т.е. свойства, по значению которых можно однозначно отличить данный экземпляр объекта от любого другого (в том числе и в пределах класса объектов, содержащего этот экземпляр).

В ряде случаев установление идентифицирующего свойства не является простой задачей.

Искусственный идентификатор, как правило, соответствует обычной нумерации экземпляров объектов, например Инвентарный номер.

Сущность - реальный или воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области.

Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от других экземпляров данного типа сущности. Каждая сущность должна обладать некоторыми свойствами:

– иметь уникальное имя; к одному и тому же имени всегда должна применяться одна и та же интерпретация;

– одна и та же интерпретация не может применяться к различным именам, если только они не являются псевдонимами;

– обладать одним или несколькими атрибутами, которые либо принадлежат сущности, либо наследуются через связь;

– обладать одним или несколькими атрибутами, которые однозначно идентифицируют каждый экземпляр сущности.

Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями модели.

Связь - поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области. Связь - это ассоциация между двумя сущностями, при которой каждый экземпляр одной сущности ассоциирован с произвольным (в том числе нулевым) количеством экземпляров второй сущности, и наоборот.

Связь (отношение) между сущностями обладает свойством, именуемым мощность - количество экземпляров сущности-потомка, которое может существовать для каждого экземпляра сущности-родителя.

Наиболее типичной является связь «0, 1 или много» (в теории реляционных баз данных - связь «1: М» или «один-ко-многим»),

Тип связи - если экземпляр сущности-потомка однозначно определяется своей связью с сущностью-родителем, то связь называется идентифицирующей, в противном случае - неидентифицирующей.

Атрибут - любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Атрибут представляет тип характеристик или свойств, ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов (людей, мест, событий, состояний, идей, предметов и т.д.). Экземпляр атрибута определяется типом характеристики и ее значением, называемым значением атрибута. В ER-модели атрибуты ассоциируются с конкретными сущностями. Таким образом, экземпляр сущности должен обладать единственным определенным значением для ассоциированного атрибута.

При проектировании данных рекомендуется создавать атомарные атрибуты, например, страна город - отдельные атрибуты при описании адреса. Для обеспечения связи между сущностями используются понятия ключей:

– первичный ключ:

– альтернативный ключ;

– внешний ключ.

Первичный ключ (главный ключ) - атрибут или группа атрибутов, однозначно идентифицирующая каждый экземпляр сущности. При выборе первичного ключа следует отдавать предпочтение наиболее простым ключам, имеющим числовой тип значений. Первичный (главный) ключ должен обладать следующими свойствами:

– должен иметь уникальные значения;

– не должен содержать пустых (неопределенных) значений:

– должен быть компактным, т.е. должен содержать только такие атрибуты, удаление любого из которых может привести к утрате уникальности.

Альтернативный ключ - заменитель главного ключа. Используется для организации поиска данных. Выбирается из числа ключей-кандидатов на роль главного ключа.

Внешний ключ - существует только для дочерней сущности и является ссылкой на значение ключа родительской сущности. При создании связей (отношений) между сущностями в дочернюю сущность передаются атрибуты, составляющие первичный ключ родительской сущности. Эти атрибуты и составляют внешний ключ.


2 СТРУКТУРА ОТДЕЛА ОИСОУ СЛУЖБЫ ЗАО НКМЗ

2.1 Общее положение ОИСОУ

Отдел информационных систем обеспечения управления (ОИСОУ) является структурным подразделением головной службы ИАСУ и подчиняется заместителю главного инженера по ИАСУ.

Отдел возглавляется начальником отдела, который назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора по представлению зам. Главного инженера по ИАСУ, согласованному с Главным инженером завода.

В своей деятельности отдел руководствуется приказами и распоряжениями по заводу, распоряжениями и указаниями зам. главного инженера по ИАСУ, методологией концептуального моделирования и анализа, методологиями глобального управления качеством и реинжиниринга бизнес-процессов.

Отдел ИСОУ представляет собой совместно с функциональными службами завода единый организационный комплекс, созданный для разработки и внедрения информационных корпоративных систем в области технико-экономического планирования, инженерного документооборота, бухгалтерского учета, оперативного управления производством, управления финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, маркетингом и других систем организационно-экономического назначения для достижения основных целей - получения максимальной прибыли, обеспечения надежного развития завода с позиций курса стратегического управления.

Информационные корпоративные системы в совокупности составляют единое информационное пространство завода, работающее в режиме реального времени. Основной объект автоматизации - сквозные бизнес-процессы, пронизывающие всю организационную структуру завода.

Структура ОИСОУ

Структура отдела построена в соответствии со следующими принципами:

- единая системная интеграция, осуществляемая специалистами отдела на всех уровнях разработок ведущихся в головной и функциональных службах ИАСУ завода;

- постоянное развитие и совершенствование бизнес-процессов организационно-экономического назначения;

- Выделение двух ветвей ведения работ:

- разработка и внедрение информационной корпоративной системы;

- развитие и поддержание действующих хВАSЕ систем, миграция их в ИКС;

- создание внутри структур бюро творческих коллективов на уровне рабочих групп, отвечающих за конкретный проект от начала разработки до сдачи под «ключ».

Структура, штатная численность отдела разрабатывается начальником отдела в пределах установленного фонда, схемы должностных окладов, согласовывается с Главным инженером завода, зам.главного инженера по ИАСУ и утверждается Генеральным директором.

В состав ОИСОУ входят следующие структурные подразделения:

- бюро системного анализа и проектирования корпоративной информационной системы;

- бюро проектирования и внедрения информационных систем технической подготовки производства;

- бюро проектирования и внедрения информационных систем ресурсообеспечения и качества;

- бюро проектирования и внедрения информационных систем управления планово-экономическими и производственными процессами;

- бюро проектирования и внедрения информационных систем учета и анализа;

- бюро проектирования и внедрения информационных систем управления персоналом.

2.2 Основные задачи и функции отдела

– разработка единой стратегии при построении информационных корпоративных систем с использованием технологии клиент-сервер;

- виртуальное моделирование бизнес-процессов: построение функционально-информационных, функционально-стоимостных, функционально-имитационных моделей организационно-экономичес­ких систем;

- разработка и внедрение проектов ИКС, интеграция различных архитектурных решений без каких-либо ограничений, построение открытой системы;

- координация работ и обеспечение полного и эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых разработкой и внедрением ИКС;

- обеспечение максимальной экономической эффективности ИКС, их самоокупаемости;

- достижение качественно нового уровня производительности, гибкости и динамизма организации ИКС;

- Выполнение функций системного интегратора: обеспечение информационной, программной и технической совместимости компонентов ИКС;

- параллельная оптимизация архитектуры ИКС и бизнес-процессов, поддерживаемых с помощью её ресурсов;

- Выполнение заданий, установленных руководством завода.

2.3 Постановка задачи ИС

Программа предназначена для организации работы информационной

системы отдела ИСОУ.

Программа должна:

- обеспечить ввод и корректировку данных;

- давать возможность просматривать информацию;

- обеспечивать формирование и печать отчетов;

Инфологическая модель БД:

Предметной область для БД является ОИСОУ АО НКМЗ

Основные сущности: Сотрудники, Проекты, Задачи.


Сотрудники

ИД

Бюро ОИСОУ

Фамилия

Имя Отчество

Должность

Домашний телефон

Мобильный телефон

Адрес

Город

Область

Проекты

ИД

Название проекта

Отв6етственный

Дата начала

Дата окончания



2.4 Логическая модель БД

Предметная область ОИСОУ описывается наиболее точно такими сущностями как: Сотрудники, Задачи и Проекты.

Сущность Сотрудники представляет собой совокупность описывающих ее атрибутов. Каждая запись в таблице сущности будет соответствовать экземпляру сущности с соответствующими для нее значениями атрибутов. Среди перечня атрибутов присутствуют ключевые атрибуты, которые однозначно характеризуют сущность. Таким ключевым атрибутом является Идентификатор или как он обозначен в БД – ИД.

Данный ключевой атрибут связан отношением один ко многим с не ключевым атрибутом из сущности Задачи и с не ключевым атрибутом сущности Проекты. Это связано с тем что, каждому порядковому номеру вводимых данных может соответствовать несколько значений из сущности Задачи и Проекты.

Атрибут сущности Бюро ОИСОУ позволяет отметить, к какому бюро принадлежит сотрудник. Также, в сущности, Сотрудники кроме фамилии, имени и отчество может быть введены данные о том, где проживает сотрудник, указаны его домашний и мобильный телефон.

Сущность Проект представлена атрибутами: ИД, Название проекты, Ответственный, Дата начала и Дата окончания.

Ключевым атрибутом этой сущности также является ИД. Он аналогичен атрибуту из сущности Сотрудники и является идентичным. Ключевой атрибут связан связью один ко многим с атрибутом Проект из сущности Задачи. Атрибут название проекта указывает название выполняемого проекта, а атрибут ответственный указывает на сотрудника ОИСОУ, который является ответственным по проекту.

Дата начала и окончания определяет сроки, за которые проект должен быть выполнен.

Сущность Задачи характеризуется атрибутами: ИД, Проект, Кому назначено, Название, Состояние, %завершения, Дата начала.

Ключевой атрибут сущности аналогичен выше описанным сущностям.

Атрибут сущности Проект отражает текущий разрабатываемый проект. Атрибут Кому назначено указывает сотрудника или нескольких сотрудников отдела которым поручено выполнение проекта.

Атрибут Состояние может принимать один из 5 значений: Не начато, Выполняется, Завершено, Отложено и Ждет решения.

2.5 Набор отношений методом нормализации

Приведение к 1й нормальной форме:

Разработка информационной системы для автоматизации роботы ОИСОУ (ИД , Бюро ОИСОУ, Фамилия, Имя Отчество, Должность, Домашний телефон, Мобильный телефон, Адрес, Город, Область, ИД, Проект, Кому назначено, Название, Состояние, %Завершения, Дата начала, ИД, Название проекта, Ответственный, Дата начала, Дата окончания).

Атрибуты Имя Отчество, Адрес, Дата начала и Дата окончания не являются атомарными, и их необходимо разделить. Но исходя из удобство и постановки базы данных оставляем их неизменными.

Приведение ко 2й нормальной форме:

Разработка информационной системы для автоматизации роботы ОИСОУ (ИД , Бюро ОИСОУ, Фамилия, Имя Отчество, Должность, Домашний телефон, Мобильный телефон, Адрес, Город, Область, ИД, Проект, Кому назначено, Название, Состояние, %Завершения, Дата начала, ИД, Название проекта, Ответственный, Дата начала, Дата окончания).

Ключ: ИД .

Функционально полно зависят от ключа атрибуты: Бюро ОИСОУ, Фамилия, Имя Отчество, Должность, Домашний телефон, Мобильный телефон, Адрес, Город, Область, Проект, Кому назначено, Название, Состояние, %Завершения, Дата начала, Название проекта, Ответственный, Дата начала, Дата окончания.

То есть все атрибуты, входящие в состав сущностей, поскольку, каждому уникальному номеру идентификации (ИД) соответствует своя уникальная запись в сущностях Сотрудники, Проект и Задачи.


3 КОМПЪЮТЕРНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СРЕДЕ MS ACCESS

3.1 Описание реализации основных функций

Работа отдела ИСОУ представляет собой совместно с функциональными службами завода единый организационный комплекс, созданный для разработки и внедрения информационных корпоративных систем в области технико-экономического планирования, инженерного документооборота, бухгалтерского учета, оперативного управления производством, управления финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, маркетингом и других систем организационно-экономического назначения для достижения основных целей - получения максимальной прибыли, обеспечения надежного развития завода с позиций курса стратегического управления.

Для успешного функционирования необходимо использование информационных систем и технологий: с помощью эффективной информационной системы можно значительно упростить процесс контроля и управления.

В настоящее время для автоматизированного учета работы недостаточно использовать MS Office – необходима информационная система или универсальная программа массового назначения, настроенная под конкретное предприятие с конкретным видом товара.

Автоматизация работы отдела ИСОУ наиболее точно описывается такими сущностями как: Сотрудники, Задачи и Проекты.

Заполнение таблиц Сотрудники, Задачи и Проекты осуществляемое в конструкторе таблиц представлено ниже.

Рисунок 3.1 – Таблица Сотрудники

Рисунок 3.2 – Таблица Задачи

Рисунок 3.3 – Таблица Проекты

При создании в Access схемы данных в ней определяются и запоминаются связи между таблицами. Это позволяет системе автоматически использовать связи, один раз определенные в схеме данных, при создании форм, запросов, отчетов на основе взаимосвязанных таблиц, а пользователь освобождается от необходимости указывать эти связи при конструировании этих объектов. Схема данных базы графически отображается в своем окне, где таблицы представлены списками полей, а связи - линиями между полями разных таблиц. Схема данных информационной системы представлена на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Схема данных

Заполнение таблиц данными благодаря установленным связям можно производить из таблиц Проекты и Сотрудники. Результат заполнения представлен на рисунках 3.5 и 3.5.

Рисунок 3.5 – Заполнение таблиц через таблицу Проекты

Рисунок 3.6 – Заполнение таблиц через таблицу Сотрудники

Запросы это компоненты базы данных, которые служат для выбора, сортировки и различных вычислений с использованием данных из одной или нескольких таблиц.

В данной информационной системе были созданы несколько запросов. Запрос, демонстрирующий записи по всем проектам в ОИСОУ представлен на рисунке 3.7. Результат запроса представлены на рисунке 3.8.

Рисунок 3.7 – Конструктор запроса Все проекты

Рисунок 3.8 – Результат запроса Все проекты

Для отображения сведений о проектах, которые были завершены и которые находятся в процессе выполнения, были созданы запросы: Завершенные проекты и Открытые проекты соответственно. Результаты и конструктор запросов представлены на рисунках 3.9, 3.10, 3.11, 3.12.

Рисунок 3.9 – Конструктор запроса Завершенные проекты

Рисунок 3.10 – Результат запроса Завершенные проекты

Рисунок 3.11 – Конструктор запроса Открытые проекты

Рисунок 3.12 – Результат запроса Открытые проекты

Запрос Дополнительные сведения о сотрудниках создан с целью облегчения поиска информации о сотрудниках, работающих в ОИСОУ. В запросе выводятся данные о том, где проживает сотрудник, его контактный телефон, в частности мобильный и домашний номер. Конструктор запроса и его результаты представлены на рисунке 3.13.

Рисунок 3.13 – Запрос Дополнительные сведения о сотрудниках

Отчет это такой элемент базы данных, который используется для того чтобы выбрать данные из одной или нескольких таблиц произвести с ними вычисления подвести итоги и вывести их на экран или печать.

Отчеты данной ИС были созданы на основе запросов описанных выше, которые выводят соответствующую информацию в удобном для пользователя формате. Все отчеты можно вывести на печать по требованию. Все виды отчетов представлены на рисунке 3.14.

Рисунок 3.14(а) – Результат работы отчетов ИС

Рисунок 3.14(б) – Результаты работы отчетов ИС

Обычно формы служат для ввода и редактирования данных, управления ходом выполнения программы, вывода различных сообщений, печати информации.

Главная форма ИС дает возможность просмотреть каждую из таблиц, внести в нее новые записи и в случае необходимости изменить ее содержание, выполнить изменение или удаление записи. Так же она содержит возможность просмотреть отчеты, созданные по результатам работы над проектами и вывести их на печать.

Главной формой ИС считается форма Список проектов (рисунок 3.15).

Рисунок 3.15 – Главная форма ИС

3.2 Руководство пользователю

Созданное меню в верхней части формы позволяет осуществить доступ ко всем таблицам ИС, оформленных для удобства пользователя в виде форм, отчетам, созданным по запросам.

Создать запись о новом проекте, внести данные, пользователь может при нажатии кнопки . Откроется форма (рисунок 3.16), в которой можно внести данные по проекту в соответствующие поля понятные пользователю. По закрытии формы новый проект будет добавлен в список проектов и будет доступен для пользователя.

Рисунок 3.16 – Форма для записи нового проекта

Со Списком проектов, возможно, произвести работу по электронной почте, доступны такие возможности как отправить список по почте и собрать данные по почте.

Меню пользователя также содержит кнопку Открытые проекты и Завершенные проекты. Формы соответственно созданы на основе запросов Открытые проекты и Завершенные проекты, которые содержат соответствующие данные (рисунок 3.17).

Рисунок 3.17 – Форма Открытые проекты

Кнопка Отчеты дает возможность из выпадающего списка выбрать отчет, уже созданный в ИС и который готов для просмотра и печати (рисунок 3.18).

Рисунок 3.18 – Результат работы кнопки Отчеты

Последняя из кнопок меню называется Список сотрудников и при нажатии открывает форму содержащую информацию обо всех сотрудниках по всем бюро отдела ИСОУ (рисунок 3.19).

Рисунок 3.19 – Форма Список сотрудников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом проведенной работы является база данных «Информационной системы для автоматизации работы отдела ИСОУ» в СУБД Microsoft Access, имеющая удобный пользовательский интерфейс, предназначенный для работы различных групп пользователей.

База данных может предоставить пользователю всю необходимую информацию о деятельности отдела. Таким образом, первостепенная цель написания данного курсового проекта, а именно создание БД, позволяющей автоматизировать учет деятельности предприятий, выполнена.

Информационная система проста в использовании, что даже неопытный пользователь сможет легко разобраться, как с ней работать. Для понимания ее функционирования не требуется знаний особых разделов проектирования баз данных, специальных навыков программирования и знаний экономических дисциплин.

Недостатками в этой БД является недостаточная информация о предприятиях: нет информации о директоре, об окладах рабочим, о специализации цехов, о продажах изделий и об их остатках. Возможно, не везде предусмотрены условия на вводимые данные, не до конца продумана идея доступа к базе данных: уровни и группы пользователей.

Автор надеется в дальнейшем расширить функциональные возможности и усовершенствовать данную БД при помощи ликвидации ее недостатков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 320 с.

2. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 351 с.

3. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.

4. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. -М.: Мир, 1991. – 252 с.

5. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

6. Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов (SQL). – СПб.: ИТМО, 1994. – 80 с.

7. Корнеев И.К., Машурцов В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 158 с.

8. Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. – М.: Финансы и статистика, 1984. – 196 с.

9. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. – М.: Мир, 1984. – 294 с.