Реферат: Исследование ассортимента и качества швейных изделий в розничной торговой сети
Название: Исследование ассортимента и качества швейных изделий в розничной торговой сети Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СодержаниеВведение………………………………………………………………………………...3 1. Общая характеристика потребительских свойств швейных товаров………………………................................................................................4 1.1. Классификация швейно-трикотажных изделий…………………………………………………………………….4 1.2. Характеристика факторов, формирующих качество швейных изделий…………………………………………………………………...10 1.3. Характеристика факторов, сохраняющих качество швейных изделий…………………………………………………………………...17 2. Практическая часть………………………………...…………………………..24 2.1. Общая характеристика магазина «Здоровяк»……………………………………………………………….24 2.2. Ассортимент швейных товаров в магазине «Здоровяк»……………...27 2.3. Исследование потребительских свойств и качества мужской сорочки…………………………………………………………………...30 Заключение…………………………………………………………………………….40 Список литературы……………………………………………………………………41 Приложение……………………………………………………………………...…….42 ВведениеТема курсовой работы мной выбрана не случайно, в ней прослеживается связь различных товароведных классификаций и требований к швейно-трикотажным товарам, с учетом современного опыта освещаются наиболее актуальные вопросы. Актуальность темы курсовой работы очевидна, так как развитие швейно-трикотажной промышленности - один из составляющих факторов развития экономики нашей страны. Цель курсовой работы – исследование потребительских свойств и качества швейных товаров, на примере магазина. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Дать классификацию швейных товаров и их потребительских свойств. 2. Выявить факторы, влияющие на формирование потребительских свойств швейных товаров; 3. Определить требования к качеству, упаковке и маркировке швейных товаров; 4.Исследовать потребительские свойства и качество швейных товаров; 5. Выводы. Объект исследования: магазин одежды "Здоровяк", который осуществляет продажу одежды для мужчин размеров 69-90 и обуви (46-52). Ассортимент магазина достаточно полон и широк и включает в себя одежду, как верхнюю одежду “осень-зима”, так и классическую одежду, трикотаж, джинсовую одежду, спортивную одежду, галантерею, нижнее белье. Особое внимание в ходе работы уделим мужским сорочкам двух торговых марок, представленных в магазине "Здоровяк", их товароведным характеристикам, потребительским свойствам. 1. Общая характеристика потребительских свойств швейных товаров1.1. Классификация швейно-трикотажных товаровВ ассортименте швейно-трикотажных изделий одежда имеет наибольший удельный вес. Кроме того, в ассортимент швейно-трикотажных изделий входят и изделия, не относящиеся к одежде. Это предметы домашнего обихода (постельное и столовое белье, шторы), изделия туристического и спортивного инвентаря и снаряжения. Одежда разнообразна и включает множество видов изделий (более двух тысяч видов). Основные виды - пальто, пиджак, брюки, юбка, жакет, платье. Они позволяют создавать комплекты одежды различного назначения: для работы, отдыха, дома, занятий спортом. В состав этих комплектов входят одинаковые виды изделий, сходные по конструкции, но различающиеся материалами, художественно-колористическим оформлением. При классификации швейно-трикотажных изделий учитывают назначение, исходное сырье и материалы, конструкцию и характер отделки, способ производства, размеры. Применяются отраслевые и торговые классификации, которые приводятся в прейскурантах на швейно-трикотажные изделия и учитывают особенности отраслевых классификаций. Важное значение для потребителей имеет классификация ассортимента одежды по назначению, а также основные признаки отраслевых и торговых классификаций, которые удобны для изучения ассортимента одежды. На основании вышеуказанного одежду делят по общему назначению на бытовую, спортивную, производственную и форменную (Приложение рис1). Бытовая одежда. Эта одежда многофункциональна и должна соответствовать необходимым служебным требованиям: быть модной, красивой, современной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть комфортной, соответствовать размерам тела человека и сохранять потребительские свойства в течение срока пригодности. Спортивная одежда. Предназначена для создания максимальных удобств для выполнения физических упражнений. [8, с. 28]. [1] Производственная одежда. Защищает человека от неблагоприятных производственных факторов и загрязнения. Форменная одежда. Должна, кроме перечисленных выше признаков, указывать на принадлежность тому или иному ведомству, роду войск и т.п. По целевому назначению одежда подразделяется на повседневную, торжественную, домашнюю, для активного отдыха и занятий спортом (Приложение рис1). Повседневная одежда. Должна быть удобной, износостойкой, выполнена в деловом, классическом или спортивном стиле с умеренным количеством украшений и отделок. Торжественная одежда. Разрабатывается разнообразие форм стиля "фэнтэзи" или его вариантов - романтического, фольклорного, а также строгого классического. Основная функция этой одежды - украшение облика человека и создание праздничного настроения. Домашняя одежда. Должна быть удобной, гигиеничной, современной формы. Рабочая одежда, используемая для работы в бытовых условиях, должна быть удобной для выполнения разных работ. Форма и конструкция одежды для активного отдыха, а также применяемые материалы должны обеспечивать максимум удобств человеку. К одежде для активного отдыха относятся костюмы, брюки, платья, рубашки, юбки, куртки, комбинезоны. По модельно-конструктивному признаку одежду подразделяют на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы. По условиям эксплуатации - верхние, бельевые, корсетные изделия. По сезону - летняя, зимняя демисезонная и всесезонная. По половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и для взрослых. Одежду для детей подразделяют на одежду для мальчиков и девочек младшего дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подросткового возраста. Одежда для взрослых подразделяется на мужскую и женскую. [1][2] По применяемым материалам - одежда из тканей, трикотажа, нетканых материалов, натуральной и искусственной кожи и меха, комплексных, пленочных материалов. По способу изготовления одежда бывает кроеной, вязаной и комбинированной. По конструкции и характеру опорной поверхности - плечевые, поясные, чулочно-носочные, перчаточные и головные уборы. Трикотажные изделия классифицируют в соответствии с назначением, по виду сырья, структуре полотна, характеру отделки. Эти признаки в основном имеют отраслевое значение и отражены в НТД (нормативно-технической документации). По способу вязания трикотажные полотна делятся на [8, с. 32][3] : - поперечновязаные (кулирные) - изготовленные способом вязания, при котором петли или другие элементы переплетения образованы из одной или системы нитей последовательно в направлении рядов; - продольновязаные (основовязаные) - изготовленные способом вязания, при котором петли или другие элементы переплетения образованы из системы нитей одновременно в направлении столбиков. Трикотажное изделие - изделие, изготовленное в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна, или цельновязаное. По способу изготовления трикотажные изделия делятся на: - регулярные - изготовленные способом трикотажного производства, при котором вырабатывают изделия целиком или детали изделий, не требующие подкроя перед пошивом; - полурегулярные - изготовленные способом трикотажного производства, при котором вырабатывают изделия целиком или детали изделий, требующие частичного подкроя перед пошивом; - кроеные - изделия, сшитые из деталей, выкроенных из трикотажного полотна; комбинированные - изделия, У которых сочетаются регулярные и полурегулярные детали с кроеными. По назначению трикотажные изделия подразделяются на изделия трикотажные верхние для мужчин и мальчиков, для женщин и девочек, изделия трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия, трикотажные перчаточные изделия, шарфы трикотажные. По структурам полотна - кулирные (одинарные и двойные) и основовязаные (одинарные и двойные). В зависимости от способа отделки и обработки полотен - суровые, отваренные, отбеленные, крашеные, набивные, начесанные, отделанные под заминку, тисненые, со специальными обработками. Классификация и кодирование швейно-трикотажных изделий по ОКП. Особенности классификации и кодирования по НГС, ТН ВЭД В ОКП разработана система классификации швейных и трикотажных изделий. Продукция в ОКП закодирована десятичным кодом и разделена на единые классификационные группы - классы, подклассы, группы, подгруппы, виды. На эти уровни отведено 6 разрядов: два - на классы и по одному - на подклассы, группы, подгруппы и виды. Остальные четыре разряда кодируют прочий видовой ассортимент продукции. Швейные изделия в классификаторе отнесены к 85-му классу, а трикотажные - к 84-му. 85-й класс включает подклассы: 851 - одежда верхняя, 852 - изделия костюмные, 853 - платьевые, 854 - бельевые, 855 - форменная одежда, 856 головные уборы, 857 - прочие швейные изделия. В подклассах подразделение на группы проведено по признаку видовой совокупности изделий, сходных по назначению и модельно-конструктивному решению. Например, подкласс верхней одежды содержит группы: 851100 - пальто и полупальто, 851200 - плащи, 851300 - куртки спортивные утепленные, 851400 - комбинезоны. По сырьевому признаку изделия подразделяют на подгруппы. Например, в группе пальто выделены такие подгруппы (5-й разряд): 1 - хлопчатобумажные ткани, 2 - трикотажные полотна, 3 - льняные ткани, 4 - искусственные кожи, 5 шерстяные ткани, 6 - шелковые ткани, 8 - пленочные материалы, 9 - нетканые материалы [13, с. 73][4] . В подгруппах изделия классифицируют по видам по половозрастному признаку: 1 - мужские, 2 - женские, 3 - для мальчиков школьного возраста, 4 - для девочек школьного возраста, 5 - для мальчиков дошкольного и ясельного возраста, 6 - для девочек дошкольного и ясельного возраста. Пример кода: 851153 - пальто для мальчиков школьного возраста из шерстяной ткани. Следующие четыре раздела кодируют конкретные признаки ассортимента, категорию обработки (ОК, ВК, наличие подкладки), подробную информацию о волокнистом составе, категорию качества. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ТН ВЭД представляет собой российский вариант номенклатуры гармонизированной системы (НГС). Каждый товар, приведенный в ТН ВЭД, имеет свой девятизначный код, позволяющий четко идентифицировать его относительно других товаров: - первые шесть цифр означают код товара по НГС; - те же шесть цифр + 7-й и 8-й знаки образуют код товара по комбинированной системе ЕС (КН ЕС); - 9-я цифра несет резервное значение для возможности детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России. В ТН ВЭД сырье, текстиль и текстильные изделия, специальные ткани, химические ткани и волокна, трикотажное полотно, одежда, принадлежности к одежде, прочие готовые текстильные изделия входят в группы с 50-й по 63-10. Головные уборы и их части - в группу 65. В качестве примера обозначения ниже приведены товары группы 61 "Одежда и принадлежности одежды трикотажные" товарной позиции № 26101 (код и описание) [6, с. 34][5] . 6107 - пальто, включая плащи с капюшоном, куртки теплые (в т.ч. лыжные), ветровки, штормовки и прочая верхняя одежда мужская и мальчиковая, трикотажная, кроме классифицируемой в товарной позиции № 2 6103. 6101 10 - из шерсти или тонкого волоса животных. 6107 70 100 - пальто, включая плащи с капюшоном и подобные изделия. 6101 10900 - теплые куртки (в т.ч. лыжные), ветровки, штормовки и прочая верхняя одежда. 6707 20 - из хлопка. 6707 20 100 - пальто, включая плащи с капюшоном и подобные изделия. 610120900 - теплые куртки (в т.ч. лыжные), ветровки, штормовки и прочая верхняя одежда. 6701 30 - из химических нитей. 6707 30 700 - пальто, включая плащи с капюшоном и подобные изделия. 6707 30 900 - теплые куртки (в том числе лыжные), ветровки, штормовки и прочая верхняя одежда. 6707 90 - из прочих текстильных материалов. 6707 90 700 - пальто, включая плащи с капюшоном и подобные изделия. 6707 90 900 - теплые куртки (в т.ч. лыжные), ветровки, штормовки и прочая верхняя одежда. Кодирование товаров ТН ВЭД применяется при установлении таможенного тарифа, который определяет порядок формирования и применения таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны в обоих направлениях. Тариф включает свод ставок таможенных пошлин, взимаемых с товаров таможенными органами при пересечении границы, систематизированных в соответствии с ТН ВЭД. Для целей применения экспортного тарифа товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД: краткое наименование товара, приведенное для удобства использования. 1.2. Характеристика факторов формирующих качество швейных изделий
Наибольшее значение в формировании качества одежды имеют следующие факторы: качество исходных материалов, процессы производства изделий и технологической обработки В швейном производстве в качестве исходных материалов выступают основные (ткань, трикотажное полотно), подкладочные, прокладочные (флизелин, прокламелин и др.), отделочные, утепляющие (вата, ватин, синтепон, перо, шерсть и др.) и клеевые материалы, а также фурнитура (нитки, пуговицы, кнопки, блочки, хальнитены, крючки, тесьма-молния, эластичная тесьма, корсажная лента, шнуры, ленты, липучка, тесьма, стеклярусы, бисеры и др). Процесс ткацкого производства состоит из следующих этапов. На ткацкой фабрике нити утка в початках направляются непосредственно на челночные ткацкие станки, нити утка в бобинах — на бесчелночные ткацкие станки. Часть уточной пряжи перематывается, увлажняется или эмульсируется. Нити основы направляются в приготовительный отдел ткацкого производства, где подвергаются перематыванию, снованию, шлихтованию, проборке (или привязыванию). Перематывание — увеличение длины нитей путем последовательного связывания их концов с нескольких початков и сматывания на одну бобину. Одновременно нити очищаются от сора, пуха, крупных и утолщенных участков. Сование — получение основы, т. е. ряда параллельно расположенных нитей равной длины, навитых с одинаковым натяжением на общую цилиндрическую паковку с фланцами. Шлихтование — уменьшение обрывности нитей основы на ткацком станке. Для этого на нити наносится тонкий слой клеящего вещества (шлихты), делающего их поверхность более гладкой. Проникал внутрь нити, шлихта склеивает волокна и таким образом повышает прочность и устойчивость нитей к переменным нагрузкам в процессе ткачества. Проклеенная шлихтой основа отжимается и просушивается барабанами (в барабанной шлихтовальной машине) или горячим воздухом (в камерной шлихтовальной машине). Подборка (или привязывание) завершает операции подготовки нитей основы к ткачеству. От материалов зависит соответствие одежды функциональному назначению, облику и возрасту потребителей, а также направлению моды. Комплекс гигиенических свойств материалов влияет на состояние микроклимата пододежного пространства, что, как известно, сказывается на самочувствии и работоспособности человека. От упругопластических свойств материалов, их жесткости, драпируемости, формовочной способности зависят возможность создания требуемой объемно-пространственной формы одежды и ее устойчивость в эксплуатации, Процесс производства швейных и трикотажных изделий включает четыре этапа: моделирование — процесс разработки новой модели или первичного образца, по которому будут изготовлять изделия. При моделировании разрабатывают форму, силуэт и покрой изделия; конструирование — процесс разработки чертежей деталей изделия по образцу и изготовления лекал (выкроек); раскрой тканей и комплектование деталей кроя; пошивочный — процесс, состоящий из подготовительных монтажных операций, влажно-тепловой обработки и отделочных операций. Моделирование швейных и трикотажных изделий включает несколько этапов: эскизирование, макетирование, проектирование и изготовление. Модель служит эталоном для серии одежды, характеризуемой объемно-пространственной структурой и единством элементов и художественной целостностью ее структуры (композиции). Объемно-пространственная структура формы решается конструктивно и характеризуется размерными пропорциями, соотношениями отдельных частей по форме и размерам, согласованностью с фигурой человека. Внутренняя форма одежды и ее линейные измерения определяются формой и размерами тела человека. Как правило, любое измерение одежды больше соответствующего размерного признака фигуры на некоторую величину, называемую припуском. Припуск дается на свободное облегание и декоративное оформление одежды. Форма одежды, силуэт, соответствие образцу во многом зависят от того, насколько правильно выбраны и установлены величины припусков при разработке ее конструкции. Далее разрабатываются технические описания, которые :включают следующие разделы: зарисовка и описание внешнего вида изделия; рекомендуемые размеры и длины; перечень рекомендуемых материалов и фурнитуры; таблица измерений готового изделия, в которой приведены абсолютные величины по основным измерений готового изделия и допускаемые отклонения от них; технические требования к качеству изготовления изделия, норма расхода материалов на изделие среднего размера и длины; спецификация деталей и лекал, таблица измерений лекал; площадь лекал изделия среднего размера и длины. Технические описания вместе с комплектом лекал и образцом-эталоном изделия отправляют в технологический процесс. На этапе технологического процесса изготовления изделия формируются основные свойства изделия, которые определяют внешний вид, качество посадки на фигуре, необходимую объемную форму, товарный вид, а также служебные свойства одежды, в том числе долговечность. Технологический процесс включает предварительные операции: раскрой деталей одежды, предварительную обработку деталей изделия и окончательные операции по сборке изделия, а также придание изделиям объемной формы и товарного вида. Процесс раскроя изделий делится на подготовительные основные операции. К подготовительным операциям раскройного процесса относят приемку материалов (по количеству и качеству), конфекционирование (подбор для каждой модели основных и вспомогательных материалов по артикулам, цветам, рисункам в строгом соответствии с техническими описаниями и заказами торговых организаций), подсортировку (подбор кусков в определенные настилы) тканей в настилы, расчет кусков ткани и подготовку обмелок и трафаретов (полотно плотной бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия). К основным операциям раскройного процесса относятся: настилание материалов (длина настилов определяется длиной раскладки лекал, а высота — техническими возможностями раскройных машин), разрезание настила (рассекание настила с помощью передвижных и стационарных ленточных раскройных машин), контроль качества кроя (по контрольным лекалам совмещением с ними выкроенных деталей), комплектование раскроенных деталей (подбор всех деталей крой для изделий определенной модели, размера, длины в один комплект). Пошивочный процесс состоит из следующих операций: соединение деталей и узлов, придание им определенной формы, обработка швов, краев деталей (влажно-тепловая обработка), окончательная обработка, окончательное формирование изделия и придание ему товарного вида. Детали и узлы одежды соединяют нитками, клеем, заклепыванием и свариванием термопластических материалов. Место крепления деталей называется швом. К ниточным соединениям относятся стачные швы (отделочные, настрочные, накладные, запошивочные, в замок, двойные, врасстрочку) — это швы, выполненные с помощью челночных машин; цепные швы (одно-, двух- и трехниточные) — это швы, выполненные на специальных машинах, в которых строчка видна только с одной стороны и игла прокалывает нижнюю ткань насквозь (потайная строчка), а с другой стороны — видна цепочка, образованная из нанизанных друг на друга петель; обтачные швы (в раскол, в кант, руликом, бейкой, обтачкой) — это швы, предназначенные для обработки краев деталей одежды; рельефные (выпуклые) швы. К клеевым соединениям относятся швы, образованные с помощью применения клеевых материалов из термопластичных полимеров, клеевых паутинок, нитей, пленок, порошков и паст. Сварные соединения применяют при изготовлении изделий из термопластических волокон и пленок. При сварке в зоне шва создаются необходимая температура и давление, материал становится тягучим, после застывания происходит скрепление деталей. Различают термоконтактный, высокочастотный и ультразвуковой способы сварки. К заклепочным относятся соединения, выполненные путем заклепывания с помощью кнопок, блочек, хальнитен. Влажно-тепловая обработка (ВТО) необходима для придания объемной формы одежде, обработки швов, устранения заминов, загиба краев, а также для придания изделию товарного вида. К операциям ВТО относятся: разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, утонение, выравнивание поверхности деталей, прессование, фальцевание и отпаривание. Для прессования деталей применяют прессы различных конструкций. Прессование предполагает увлажнение паром, прессование и охлаждение. Для формования применяют проволочные каркасные формы, на которые надевают изделие перед прессованием. Формовочные камеры предполагают подогрев, пропаривание и сушку. Формуют изделия следующим образом: надевают на движущиеся плоские каркасные формы, вводят в камеру, где обрабатывают по указанному циклу, и по окончании цикла обработки автоматически выводят из камеры; на установке можно одновременно обрабатывать несколько изделий. Применяют паровоздушные манекены (сменные каркасные формы) для различных фасонов, размеров, ростов изделий. Качество одежды, формируемое в процессе технологической обработки, зависит в значительной степени как от качества и состояния применяемого технологического оборудования (машины, полуавтоматы, прессы и т. д.), так и от качества труда исполнителей. 1.3. Характеристика факторов сохраняющих качество швейных изделийСохраняемость – это способность одежды сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования. Несоблюдения условий транспортирования приводит к искажению формы, а при хранении товаров в условиях повышенной влажности может вызвать усадку материалов, что приводит к изменению формы. При нарушении условий хранения изделия поражается грызунами, личинками моли. Следовательно, для повышения сохраняемости одежды должны быть обеспечены необходимые условия хранения и транспортировки. Во-первых, это упаковка, именно, упаковка товаров направлена на сохранение потребительских свойств товара и его товарного вида. Упаковка должна соответствовать НТД для каждого вида изделия. В то же время упаковка изделия должна быть аккуратной, в соответствии со схемами, сохраняющими форму и внешний вид товара; должны соблюдаться условия складирования. Для упаковки изделий применяют потребительскую тару, бумагу и транспортную тару. Потребительская тара - пакеты из химических пленок или бумаги, пачки из картона с клапанами. Она бывает индивидуальной и групповой. Изделия из шерстяных, шелковых, синтетических и искусственных тканей и полотен, верхняя одежда без подкладки, легкая одежда и рубашки верхние мужские и для мальчиков, бельевые, нательные, корсетные изделия, изделия из шерстяной и синтетической пряжи, из искусственных и синтетических волокон и нитей, изделия улучшенного качества, кроме швейных изделий, при местных перевозках упаковывают в пачки, которые предварительно перед помещением в них изделий выстилают бумагой. Для упаковки сорочек верхних для мужчин и для мальчиков-подростков из шелковых, шерстяных тканей, из трикотажных полотен с химическими волокнами, а также чулок женских из капрона применяют пачки и коробки, но перед упаковкой в наружную тару их кладут в полиэтиленовый или целлофановый пакет с вкладышем из картона или плотной бумаги [13, с. 97][6] . Швейные изделия из хлопчатобумажных, льняных тканей, плащи, куртки из материалов с пленочным покрытием, брюки, постельное белье, изделия для новорожденных детей и детей ясельного возраста, изделия из хлопчатобумажной пряжи и смесок с химическими волокнами, полушерстяной пряжи, из начесанных полотен упаковывают в бумагу. Каждая коробка или пачка должна содержать изделия одной модели, размера, роста, сорта, цены. Транспортная тара - деревянные ящики, ящики из гофрокартона, мягкая тара (мешки) из химических материалов. Хранение имеет большое значение для сохранения качества товаров. Хранить швейные товары следует в сухих отапливаемых помещениях при температуре не ниже +100 градусов Цельсия и не выше +300 градусов, при относительной влажности воздуха 50-70%. Высокая относительная влажность способствует развитию микроорганизмов. При пониженной относительной влажности изделия пересушиваются, становятся жесткими и ломкими. Складские помещения необходимо периодически проветривать. Хранящиеся на складах текстильные материалы, швейные и трикотажные изделия должны быть защищены от действия прямых солнечных лучей, от повреждения молью и грызунами. Размещают материалы и изделия либо на стеллажах, либо в подвешенном виде на расстоянии от пола не менее 20 см, от отопительной системы не менее 1 м, от электрических ламп и наружных стен склада- не менее 50 см. Основные способы маркировки - товарный ярлык, лента с изображением товарного знака или клеймо, контрольная лента. Товарный ярлык (разнообразной формы) должен быть художественно оформлен и содержать следующие реквизиты: - товарный знак изготовителя, его наименование, подчиненность и местонахождение; - наименование изделия, номер модели, НТД на изделия, артикул изделия или номер по прейскуранту; - размер, сорт и дату выпуска изделия; - клеймо контролера-изготовителя. Дополнительные реквизиты: для верхних швейных и трикотажных изделий соответственно артикул материала верха и артикул полотна; для бельевых трикотажных изделий - группа отделки и прочность окраски; для швейных изделий, изготовленных на подкладке, рекомендации по уходу. Памятку по уходу печатают на пакетах и вкладышах. Перед реализацией товары принимаются по качеству и по количеству. Под контролем качества одежды понимаются проверку соответствия показателей качества изделий требованиям, изложенным в ГОСТах и ТУ. Все свойства одежды, по которым оцениваются уровень качества, можно подразделить на две группы в зависимости от методов определения их численных показателей: свойства, показатели которых определяются методами технических измерений; свойства, показатели которых определяются методами эвристических измерений. Обе группы методов измерений показателей свойств широко применяют при оценке уровня качества швейно-трикотажных изделий. Технические методы измерений - это инструментальный (экспериментальный), регистрационный и расчетный. Ко второй группе методов относятся органолептический и на его базе - социологический и экспертный методы [18, с. 113][7] . Применяют также метод опытной носки, сочетающий элементы, присущие обеим группам методов измерений показателей свойств одежды. Инструментальный метод основан на определении количественных показателей свойств с помощью технических измерительных средств. Названный метод является объективным и широко применяется в швейно-трикотажной промышленности. С его помощью определяют такие показатели, как масса одежды, толщина составляющих ее материалов и пакетов, размеры изделий, жесткость материалов и швов, показатели гигиенических, прочностных свойств изделий и др. Воспроизводимость и достоверность показателей свойств одежды, получаемых инструментальным методом, зависят от точности соблюдения стандартных методов и условий испытаний, состояния приборов, квалификации исполнителей. При определении показателей некоторых свойств одежды применяют регистрационный метод, основанный на подсчете количества объектов или событий. Им определяют частоту стежков в строчках, плотность вязания трикотажа, количество унифицированных деталей конструкции одежды. Расчетный метод также часто используют при определении показателей качества одежды. Применяют его в тех случаях, когда искомый показатель не поддается непосредственному измерению и вычисляется по показателям некоторых свойств, найденных другими методами. Вычисление производят по существующим теоретическим и эмпирическим зависимостям. Так, показатель пористости материалов одежды рассчитывают по формуле, в которую входят значения показателей плотности и объемной массы; по значению показателя жесткости, найденному экспериментальным методом, вычисляют по формуле значение драпируемости материала. При оценке уровня качества одежды многие показатели не могут быть определены инструментальным методом из-за невозможности измерений, отсутствия или несовершенства приборов. К таким показателям относятся, например, соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие изделия моде, целостность композиции изделия. Показатели свойств, которые оказывают на человека эмоциональное или эргономическое воздействие, определяют эвристическими методами. Самый распространенный, простой и доступный из них - органолептический. Этим методом качество определяется с помощью органов чувств человека; возможно также применение простых технических средств - лупы, средств линейных измерений и др. Точность и достоверность показателей свойств изделия зависят от квалификации, практического опыта, способностей специалистов, проводящих оценку качества. При органолептическом методе показатели свойств выражаются в баллах. Балл - условная единица, характеризующая положительные свойства изделия. Наиболее предпочтительный метод определения показателей свойств одежды социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей. Для сбора мнений потребителей распространяют анкеты-опросники, проводят конференции покупателей, выставки-продажи, совещания и т.п. Точность и достоверность результатов такой оценки зависят от организации опроса, выбора совокупности потребителей, а также математических методов сбора и обработки данных. Значительные трудности в оценке уровня качества швейных и трикотажных изделий создаются из-за частой смены моды, изменения спроса на одежду, а также из-за того, что большая часть показателей свойств одежды определяется органолептически. Оценка потребителями некоторых показателей качества одежды показывает их отношение, как к отдельным свойствам, так и к изделию в целом; по потребительской оценке можно судить, в какой мере предприятия промышленности и торговли удовлетворяют потребности покупателей 8 швейных и трикотажных товарах. С помощью анкетных опросов, интервью и других форм выявления мнения потребителей можно получать потребительские оценки таких показателей качества одежды, как соответствие изделия направлению моды по силуэту, по крою, применяемым материалам, отделке и фурнитуре, качество посадки изделия на фигуре и удобство его в эксплуатации, качество изготовления и отделки изделия и др. Промышленные предприятия могут использовать потребительские оценки для формирования ассортимента, принятия определенных мер с целью повышения качества своей продукции. С помощью потребительских оценок выявляется и изучается "социальный портрет" покупателя, его отношение к продукции промышленного предприятия, мотивы покупки, причины отказов от приобретения, а также предпочтения определенными группами потребителей тех или иных изделий. Потребительская оценка качества имеет большое значение для совершенствования работы торговли. Ее результаты могут быть использованы для исследования и прогнозирования спроса, формирования торгового ассортимента одежды, оценки качества труда работников торговли, совершенствования системы управления качеством труда в торговле, взаимоотношений торговли с промышленностью. Экспертный метод в отличие от социологического основан на учете мнений специалистов-экспертов, знакомых с технологией одежды, требованиями потребителей, изменениями в направлении моды, оценкой качества и т.д. Экспертный метод используют также при выборе номенклатуры свойств для оценки уровня качества, определении коэффициентов весомости свойств, составляющих качество, принятии решения при аттестации качества продукции и др. Особые трудности возникают из-за субъективности оценок таких свойств, как посадка изделия на фигуре, качество влажно-тепловой обработки, качество соединения рукавов с изделием, удобство конструкции в динамике и др. Метод опытной носки одежды применяют для определения сроков службы, показателей прочностных свойств материалов для одежды. Этот метод основан на наблюдении за изделиями, эксплуатируемыми в различных условиях. К нему прибегают, когда в лабораторных условиях невозможно воспроизвести реальные условия эксплуатации изделий. Результаты, получаемые при опытной носке, достоверны, однако этот метод требует больших затрат времени и материалов. Часто в магазинах перед реализацией качество одежды проверяют внешним осмотром со стороны верха и подкладки и измерением изделий и их отделочных узлов и деталей. Объектами контроля являются внешний вид изделий, качество его посадки на фигуре и качество обработки. Внешний осмотр изделий пальтово-пиджачной группы с бортами производят со стороны верха и подкладки на манекенах соответствующих размеров и полнот. Осмотр изделия без бортов (платьев, брюк, юбок и т.д.), в т.ч. трикотажных изделий производят на столах. При внешнем осмотре устанавливают: - соответствие маркировки требованиям ГОСТа; - соответствие модели образцу-эталону и его техническому описанию; - соответствие материалов верха, подкладки, прокладки, отделки, меховых воротников, фурнитуры и ниток требованиям описания модели. Качество посадки изделия на фигуре человека или манекена характеризуют расположение воротника и лацканов; полочек; рукавов, правильное соединение подкладки и утепляющей прокладки с верхом изделия. Качество обработки (изготовления) одежды характеризуют: - симметричность лацканов, карманов, рукавов, концов воротника; - ровнота и направление швов, а также частота и ровнота строчек; - направление и совпадение рисунков в деталях изделий; правильность направления ворса; - качество влажно-тепловой обработки; - наличие дефектов ткани, фурнитуры и отделки. 2. Практическая часть2.1. Общая характеристика магазина "Здоровяк"Магазин "Здоровяк", находящийся по адресу г. Пермь, ул. Макаренко, 56, специализируется на реализации мужской одежды (размеры от 69-90) и обуви (46-52) больших размеров. Директор магазина Балдин Д.В. Организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное предприятие. Площадь магазина составляет 120 м². Часы работы – с понедельника по пятницу с 11.00 до 19.00, в субботу с 11.00 до 18.00, в воскресенье с 11.00 до 15.00. У магазина довольно удачное месторасположение. Магазин "Здоровяк", является самым крупным специализированным магазином в "зоне действия" 10000 метров. Во–первых, 1990–1999 в этом помещении был универмаг одежды и поэтому некоторые люди просто привыкли сюда приходить за покупками. Во–вторых, магазин находиться на перекрестке, т.е. его трудно не заметить, кроме этого рядом проезжая часть, и можно не сворачивая с дороги "заскочить" в магазинчик (имеется парковка). В–третьих, здесь же, находятся многочисленные трамвайные, автобусные и троллейбусные остановки. Рассмотрим обязанности директора и каждого из работников магазина. Основные обязанности директора: 1. Организация эффективной работы предприятия; 2. Руководство организацией в соответствии с действующим законодательством – обеспечение выполнения предприятием всех обязанностей перед всеми уровнями бюджета, внебюджетными фондами, фондом социального страхования, поставщиками товаров и услуг, а также хозяйственных и трудовых договоров; 3. Обеспечение законности в деятельности предприятия; 4. Решение вопросов, касающихся финансово-экономической и хозяйственной деятельности, в пределах предоставленных ему законодательных прав; 5. Защита имущественных интересов предприятия в суде, органах государственной власти и др. На директора предприятия ложится вся ответственность по результатом деятельности, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, ответственность за правонарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях или уголовным кодексом. Бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского и налогового учёта магазина "Здоровяк", в соответствии с должностными инструкциями, а именно: - осуществляет деятельность по использования финансовых ресурсов; - возглавляет деятельность по хозяйственному планированию и разработке внутренних форм отчётности организации; - обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета на предприятии, достоверность бухгалтерской отчётности, её полноту и доступность - осуществляет контроль за правильностью и своевременностью оформления первичных документов и др. Бухгалтер подчиняется непосредственно директору Балдину Д.В. Товаровед подчиняется непосредственно директору Балдину Д.В. В подчинении у товароведа 4 продавца. Основные должностные обязанности товароведа в соответствии с должностными инструкциями, следующие: - участие в контроле за выполнением договорных обязательств, поставкой, реализацией товаров, в подготовке данных для предъявления претензий на поставки некачественных; - контроль наличия товаров на складах; - осуществляет связь с поставщиками и заказчиками и оформляет документы на отгрузку товаров; - ведёт оперативный учёт поступления и реализации товаров, контроль за своевременностью отгрузки возвратной тары; - осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров на складе и в торговом зале и т.д. Продавец-кассир выполняет следующие функции: - обслуживает покупателей; - проводит консультирование покупателей по свойствам, вкусовым особенностям отдельных товаров; - производит фасовку товаров; - готовит товары к продаже: проверяет наименование, количество, цену, сортность, осматривает внешний вид, сохранность тары и упаковки; - размещает товары в торговом зале по группам в соответствии с ротацией; - принимает участие в инвентаризации; - производит расчет с покупателями за товары; - наблюдает за потоком покупателей; - устраняет мелкие неисправности в ККМ, осуществляет заправку её чековой лентой; - заполняет журнал кассира по показаниям счётчиков касс в конце рабочей смены; - прикрепляет ценники на товар и т.д. Магазин состоит из следующих отделов: классическая одежда, джинсовая одежда, трикотажное белье, верхняя одежда, обувь. Магазин обеспечен соответствующим оборудованием: стеллажами, стойками, корзинками для сорочек, выставочную стену для обуви, витрины. Все оборудование установлено в соответствии с требованиями противопожарной безопасности. Оно скомплектовано так, чтобы покупатель мог бы одним взглядом охватить большое количество товаров. Оборудование в магазине "Здоровяк" соответствует ассортиментному профилю и требованиям санитарии. Места продавцов-кассиров хорошо оснащены, они оборудованы кассовым аппаратом, столом, стулом. Здесь происходит упаковка продукции и оплата приобретенного товара. Кроме того, существует секционально отведенное место для портного, оказывающего дополнительные услуги для покупателей, например подшив одежды. Его место имеет следующее оборудование: стол, стул, швейная машина, оверлок, отпарыватель, место для штопки. Все рабочие места в магазине оснащены в соответствии с соблюдением правил и норм техники безопасности и эффективности труда. 2.2. Ассортимент швейных товаров в магазине "Здоровяк"
Магазин "Здоровяк" - это специализированное предприятие по продажам больших размеров мужской одежды и обуви в Перми. Мужская модная одежда больших размеров представлена размерной сеткой: 60-84 размеров и мужская обувь: 46-52 размеров. Ассортимент предлагаемой одежды превышает 3000 наименований: джинсы, костюмы, мужское белье, молодежная одежда и обувь, верхняя одежда таких известных фирм, как BRAND, Avelli, Freeman и др.; обувь: Salamander, Gabor, Rieker. Ассортимент магазина включает в себя следующие виды швейных изделия хдля мужчин: · Верхняя одежда “осень-зима” (это богатый выбор курток, плащей, дубленок); · Классическая одежда (костюмы, пиджаки, брюки, сорочки и т.д.); · Трикотаж (джемпера, пуловеры, толстовки); · Джинсовая одежда (джинсовые куртки, жилетки, джинсовые брюки); · Спортивная одежда (спортивные костюмы, трикотаж); · Галантерея (ремни, подтяжки, бейсболки, шарфы); · Нижнее белье (майки, боксеры, плавки, носки); · Обувь (зимняя, летняя и демесезонная). Основными поставщиками магазина "Здоровяк" являются: 1. ОАО "Ока", г. Рязань. Каталог продукции: сорочки мужские, сорочки-куртки, пижамы мужские. 2. "FREEMAN", г. Санкт-Петерург. Фирма "Freeman" специализируется на производстве мужской и женской одежды для отдыха и повседневной жизни из плащевых тканей, предлагает куртки постоянно обновляемого модельного ряда, высокого качества, различного ценового диапазона. 3. ЗАО "РАССВЕТ", г. Чебоксары. Изготовление и реализация швейных изделий костюмного ассортимента для мужчин. 4. Компания "Butusov". Костюмы, сорочки, трикотажные изделия, пальто, аксессуары — здесь все предназначенотолько для мужчин и только настоящими специалистами своего дела. Бренд "Butusov" - это люксовая классическая мужская одежда в ценовом диапазоне 5000 - 11000 рублей. В костюмах этой серии используются шерстяные ткани высшего качества серии Super 100 s - 140 s. 5. Бренд "ADREM STUDIO" - это мужская одежда сегмента mass market в ценовом диапазоне 1550 - 4900 рублей, изготовленная из модных современных смесовых тканей. Производственно-торговая компания классической мужской одежды работает под марками "Adrem studio", "Butuzov". Фирма предлагает большой ассортимент мужских костюмов, брюк, пиджаков, сорочек, галстуков, трикотажных изделий. 6. "Елена-Найс", г. Иваново. Пижамы, мужские фланелевые рубашки, мужские шотландки с длинным рукавом, рубашки мужские шотландки с коротким рукавом, трусы мужские бязь, трусы мужские ситец. 7. Компания "Salamander". Осуществляет поставку обуви. Приемка производится в соответствии с нормативной документацией (приложение рис4). ГОСТ 18321–73 Принятые изделия должны иметь на товарном ярлыке специальный штамп предприятия-потребителя или контролирующей организации. Размер штампа не должен превышать 10х20 см. Отбор единиц продукции в выборку при применении выборочного контроля проводят методом случайного отбора по ГОСТ 18321–73. При применении выборочного контроля решение о партии следует применять по правилу: - партия продукции принимается, если количество дефективных единиц (подлежащих исправлению или замене) продукции в выборке меньше или равно приемочному числу; - проводится сплошной контроль всех изделий в партии с исправлением предприятием-изготовителем отмеченных дефектов или, если исправление не возможно, с заменой дефектных изделии годными, если качество дефектных единиц продукции в выборке больше или равно браковочному числу. Магазин "Здоровяк" может без согласования с предприятием-изготовителем уменьшить объем выборок без изменения приемочных и браковочных чисел. 2.3. Исследование потребительских свойств качества мужской сорочки
Для исследования потребительских свойств рассмотрены сорочки двух фирм-производителей "Perfect" и "Nicolo Angi" на соответствие ГОСТов . Для начала изучим маркировку сорочек "Perfect" и "Nicolo Angi". Данные изделия имеют следующую маркировку
Изделия хранятся в крытых складских помщениях магазина, и защищены от попадания солнечных лучей и атмосферного давления. Сорочки фирм "Perfect" и "Nicolo Angi" сделаны из хлопка. Такая шелковистость достигается за счет того, что в его переплетении участвует больше нитей, чем в обычном хлопке – 100 нитей на 2,5 см ткани. Плюсом хлопковых сорочек является то, что они "дышат", и создают эффект прохлады в жаркий день. В последнее время ткани из чистого хлопка нередко аппретируются, то есть обрабатываются специальным составом, который, сохраняя присущую хлопку гигроскопичность и воздухопроницаемость, защищает от излишней сминаемости и упрощает глаженье. Скорее всего это характерно и для исследуемых сорочек. Сорочки обоих производителей удобны и создают ощущение комфорта при носке Изделия симметричны, их линейные размеры соответствуют размеру, указанному на маркировке. Цвет сорочек может быть любым, главное - чтобы он гармонировал с костюмом и галстуком. В качестве рисунка допускается полоса и клетка, только не слишком яркая и крупная. Чем меньше рисунка в тканях деловых сорочек, тем сорочка консервативнее. Однотонные сорочки - авторитарны и консервативны. Сорочки в тонкую полоску консервативны, это классика. Предпочтительней узкая полоска одного цвета на белом фоне. Полоски ровные и длинные. Чем темнее полоска и светлее сорочка, тем консервативнее она выглядит. В нашем случае – это сорочки с двойными полосками белая с черными полосками от "Perfect" и белая с синими полосками от Nicolo Angi". Белая сорочка с длинными рукавами создает ощущение свежести, чистоты, авторитарности и консервативности, она великолепно сочетается с другими частями одежды. Белая сорочка никогда не выходит из моды, хотя какие-то элементы, безусловно, изредка претерпевают изменения. Сделаем вывод, сорочки не соответствуют маркировке ГОСТа [3;п. 2.7][8] . Однако, необходимо отметить, что на каждой коробке с сорочкой, с внешней стороны, на задней части коробки приклеен листок с товарным знаком предприятия-изготовителя, наименованием предприятия-изготовителя, наименованием изделия, сортом, артикулом изделия, номером модели, размером, цветом, дана ссылка на стандарт или технические условия в соответствии, с которыми сделано изделие. Данная маркировка коробки компенсирует недостаток маркировки ярлыка. Что же касается самих изделий сорочки соответствуют параметрам и имеют одинаковое высокое соответствие ГОСТам. Заключение
Итак, делая вывод отметим, что к факторам, формирующим качество относят: качество исходных материалов, процессы производства изделий и технологической обработки. К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров, техническая помощь в обслуживании. Магазин реализует только большие размеры одежды и обуви. Ассортимент магазина включает в себя следующие виды изделий: сорочки, белье, галантерея, головные уборы, костюмы, спортивная одежда, джинсовая одежда, обувь, кожаные изделия. Ассортимент формируется с учетом требований потребителя. Говоря о исследуемых изделиях магазина "Здоровяк", следует отметить, что сорочки в целом соответствуют ГОСТам как по внешнему виду изделия, качеству его посадки на фигуре и качеству обработки, так и по маркировке. Для удовлетворения всех предъявляемых требований одежда обладает комплексом потребительских свойств, которые проявляются при ее эксплуатации (потреблении). Список литературы 1. ГОСТ 4103-82 "Изделия швейные. Методы контроля качества" 2. ГОСТ 12566-88 "Изделия швейные бытового назначения" 3. ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 12566-88 "Изделия швейные бытового назначения" 4. ГОСТ 17037-77 "Изделия швейные. Термины и определения" 5. Балаева С.И., Блиева М.В., Дзахмишева И.Ш. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров. – М.: Издательская торговая корпорация "Дашков и Ко ", 2006. 6. Белявский И.К, Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М., 2001. 7. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров. – М.: Издательство "Деловая литература", 2006. 8. Гусейнова Т.С. Товароведение швейных и трикотажных товаров. – М.: Издательство ОАО "Экономика", 2005. 9. Дерябина Л.И., Шманева Р.Н. Товароведение текстильных товаров и одежды. – М: Издательство ОАО "Экономика", 2006. 10. Кардашида И.П., Мишускин В.И. Непродовольственные товары. – М.: Издательство "Высшая школа", 2005. 11. Мелихов Е.Х. Технология швейного производства. – М., 2005. 12. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2007. 13. Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары. – М.: Издательство ОАО "Экономика", 2005. 14. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение непродовольственных товаров. – М.: Издательская торговая корпорация "МарТ", 2005. 15. http://www.referat.com/catalog/?download=2360.zip.0 Приложения Рисунок 1: Классификация одежды по назначению. Рисунок 2: Классификация одежды по целевому назначению. Рисунок 3: Организационная структура магазина
Рисунок 4: Объем партии и выборки швейной продукции согласно ГОСТ 18321–73
[1] Гусейнова Т.С. Товароведение швейных и трикотажных товаров. – М.: Издательство ОАО "Экономика", 2005. [2] ГОСТ 12566-88 "Изделия швейные бытового назначения" [3] Гусейнова Т.С. Товароведение швейных и трикотажных товаров. – М.: Издательство ОАО "Экономика", 2005. [4] Мелихов Е.Х. Технология швейного производства. – М., 2005. [5] Белявский И.К, Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М., 2001. [6] Мелихов Е.Х. Технология швейного производства. – М., 2005. [7] Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары. – М.: Издательство ОАО "Экономика", 2005. [8] ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение |