Реферат: Редуктор цилиндрический прямозубый
Название: Редуктор цилиндрический прямозубый Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат |
Барановичский технологический колледж Редуктор цилиндрический прямозубый Курсовой проект по деталям машин РКП.26.25.0000.00.00.ПЗ Разработал Проверил Слесарчук В.А. 2010 Содержание Введение …………………………………………………………………………….…….….3 1.Кинематическийрасчетпривода……………………………………………………......4 2. Расчет зубчатой передачи редуктора ………………………………………………….5 3. Проектный расчет валов редуктораи подбор подшипников…………….....… ..9 4. Конструктивные размеры зубчатой передачи и корпуса редуктора…………..10 5. Проверочный расчет валов……………...............……………………………………….11 6.Подбор и расчет шпоночных соединений…………………………………………….16 7. Проверочные расчеты долговечности подшипников…………………………… 178. Выбор муфты……………………………………………………………………………......18 9. Выбор сорта масла………………………………………………………………………....19 10. Выбор посадок для установки деталей редуктора ……………….….....................2011. Сборка редуктора………………………………………………………………………….21 Литература…………………………………………………………………………………....23 Исходные данные для проектирования: Р2 = 0,8 кВт; n2 = 220 мин-1 . Нагрузка реверсивная спокойная. Режим 3-х сменный. Работа в складе без отопления. Расчет I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет. 1. Вычерчиваем кинематическую схему проектируемого редуктора (рис. 1). 1 – электродвигатель; 2 – упругая муфта; 3 – конический редуктор. 2. Определяем КПД редуктора. Общий КПД редуктора равен произведению КПД последовательно соединенных подвижных звеньев: двух пар подшипников и зубчатой пары. Принимая для одной пары подшипников качения 1 = 0,99 и для одной пары зубчатых колес 2 = 0,97, ориентировочно получаем = 2 = 0,992 ´ 0,97 = 0,95 3. Определяем требуемую мощность электродвигателя при соединении муфтой быстроходного вала редуктора с валом электродвигателя Р1 = Р2 / = 0,8/0,95 = 0,84 кВт. 4. Выбираем электродвигатель. По табл. П61 принимаем асинхронный электродвигатель общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении типа 4А80В6УЗ для которого 1 = 3 = 930 мин-1 ; Рэ = 1,1 кВт 5. По формуле (16) определяем периодичное отношение редуктора: i = n1 /n2 = 930/220 = 4,23 = 4 Назначаем стандартное 4. 6. Вычисляем вращающий момент на ведущем валу редуктора: Т1 = 9,55 Р1 /n1 = 9,55 ´ 0,84 ´ 103 /930 = 8,6 Н´м. 7. Уточняем частоту вращения тихоходного вала, Р1 и Р2 : n2 = n1 /i = 930/4 = 232,5 мин-1 ; Р1 = Т1 n1 /9,55 = 8,6 ´ 930/9,55 = 0,84 ´ 103 Вт = 0,84 кВт < Рэ ; Р2 = Р1 = 0,95 ´ 0,84 = 0,8 кВт. II. Выбор марки материала и назначение химико-термической обработки зубьев; определение допускаемых напряжений. Используя табл. П21 и П28; назначаем для изготовления зубчатых колес сталь 45, термообработка – нормализация (НВ 180…220) для колеса и улучшения (НВ 240…280) для шестерни. Допускаемые напряжения на контактную и изгибную выносливость зубьев вычисляем по формулам (98) – (101). По табл. П28 для стали 45 НВ180…220: s0 НР = 420 МПа, NН 0 = 107 , s0 FP = 110 МПа (передача реверсивная), NF 0 = 4 ´ 106 – для колеса; для стали НВ 240…280: s0 НР = 600 МПа, NН 0 = 1,5 ´ 107 , s0 FP = 130 МПа (передача реверсивная), NF 0 = 4 ´ 106 – для шестерни. Назначаем ресурс передачи t4 > 104 ч и по формуле (100) находим число циклов перемены напряжений: NНE = NFE = 60tч n2 > 60 ´ 104 ´ 220 = 13,2 ´ 107 . Так как NНЕ > NН 0 и NFЕ > NF 0 , то значения коэффициентов долговечности KHL = 1 и KFL = 1. Допускаемые напряжения: для колеса s¢¢НР = s0 НР KHL = 420 ´ 1 = 420 МПа; s¢¢FР = s0 FР KFL = 100 ´ 1 = 100 МПа; для шестерни: s¢НР = s0 НР KHL = 600 ´ 1 = 600 МПа; s¢FР = s0 FР KFL = 130 ´ 1 = 130 МПа. III. Вычисление параметров передачи, назначение степени и определение сил, действующих в зацеплении. 1. Определяем значение коэффициента, входящих в формулу (124): kbe = b/Re = 0,285; kbe и /(2 – kbe ) = 0,285 ´ 4/(2 ´ 0,285) = 0,66 и по табл. П29 KН b = 1,23 de 1 > = = 0,066 м принимаем в = 70 мм. 2. Определяем число зубьев и находим внешний окружной модуль Из z1 = 18...30 принимаем z1 = 24; z2 = и ´ z1 = 4 ´ 24 = 96. Следовательно mte = de1 /z1 = 70/24 = 2,9 мм принимаем по табл. П23. mte = 3 мм. 3. Находим углы делительных конусов шестерни и колеса: d2 = arc tg и = arc tg 4 = 75°57¢; d1 = 90° – d2 = 90° – 75°57¢ = 14°3¢. 4. По формуле (116) находим внешнее конусное расстояние: Rе = 0,5 mte z1 = 0,5 ´ 3 ´ 24 = 155 мм 5. Определяем ширину венца зуба, вычисляем среднее конусное расстояние и уточняем значение kbe b = kbe Re = 0,285 ´ 155 = 44 мм; Rm = Re – b/2 = 155 – 44/2 = 133 мм; kbe = b/Re = 44/155 = 0,28, что соответствует 0,25 < kbe < 0,3. 6. По формуле (115) находим значение термального модуля по середине ширины венца mtm = mte – (b/z1 ) sin d1 = 3 – (44/24) ´ sin 14°3¢ = 2,55 мм. 7. По формулам (114, 118, 119) вычисляем внешний делительный диаметр, средний делительный диаметр, диаметры вершин и впадин зубьев шестерни и колеса: а) для шестерни dm 1 = mtm z1 = 2,55 ´ 2,4 = 61,2 мм; de1 = mte z1 = 3 ´ 24 = 72 мм; dae1 = de1 + 2mte cos1 = 77,8 мм; dfe1 = de1 – 2,4mte cos1 = 65 мм. б) для колеса dm 2 = mtm z2 = 2,55 ´ 96 = 244,8 мм; de2 = mte z2 = 3 ´ 96 = 288 мм; dae2 = de2 + 2mte cos2 = 288 + 2 ´ 3 ´сos 75°57¢ = 289,5 мм; dfe2 = de2 – 2,4mte cos2 = 288 – 2,4 ´ 3 сos 75°57¢ = 286,2 мм; 8. Вычисляем скорость точки для окружности среднего делительного диаметра шестерни и назначаем степень точности передачи: vm = pdm 1 n1 /60 = 3,14 ´ 61,2 ´ 10-3 ´ 930/60 = 2,98 м/с. По табл. 2 принимаем 8-ю степень точности передачи. 9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении: окружная сила на окружности среднего делительного диаметра Ft = 2T1 /dm1 = 2 ´ 8,6 ´ 103 /61,2 = 281 Н, осевая сила для шестерни и радиальная для колеса Fa1 = Fr2 = Ft ´ tgsin1 = 281´ tg20°´ sin 14°3¢ = 24,8 Н; радиальная сила для шестерни и осевая для колеса Fr1 = Fa2 = Ft ´ tgcos1 = 281 ´ tg 20 ´ cos 14°3¢ = 99,2 Н. IV. Проверочный расчет на контактную и изгибную выносливость зубьев. 1. Определяем значения коэффициентов, входящих в формулу (126): ZН = 1,76, ZМ = 274 ´ 103 Па1/2 По формуле (96а, 129) находим Z = 0,86, где 1,88 – 3,2(1 – zv 1 + 1/zv 2 ) = 1,88 – 3,2(1/24 – 1/96) cos = 1,78 zv1 = z1 /cos 1 = 24/cos 14°3¢ = 24,7; zv2 = z2 /cos 2 = 90/cos 75°67¢ = 395,5 По таблице П26 при vm = 2,98 м/с и 8-й степени точности передачи, интерполируя, получаем KH v » 1,2… Итак, коэффициент нагрузки КH = КH b КHv = 1,23 ´ 1,2 = 1,47. Следовательно, H = ZH ZМ ZE = 1,76 – 274 ´ 103 ´ 0,86 ´=
2. По формуле (127) проверяем выносливость зубьев при изгибе. Коэффициент формы зубьев шестерни и колеса найдем интерполированием по табл. П27 в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv1 = 24,7 и zv2 = 395,4: Х = 0,16 ´ 1,3/5 = 0,0416. Следовательно, Y¢F = YF(25) + x = 3,96 + 0,0416 = 4,0016; » YF(300) = 3,75 для колеса. Сравним прочность зуба шестерни и колеса /Y¢F = 130/4,002 = 32,5 МПа; /Y¢¢F = 110/3,75 = 29,3 МПа. Так как прочность зуба шестерни оказалась выше, то проверку выносливости зубьев при ушибе следует выполнить по зубьям колеса: KFV = 2KH v – 1 = 2 ´ 1,2 – 1 = 1,4; KF b = 1,29 для шариковых опор. KF = KFB ´ KFV = 1,4 ´ 1,29 = 1,8. Следовательно, F = = 19,9 ´ 106 Па < ¢¢FP . V. Ориентировочный расчет валов. Конструктивные размеры зубчатой пары. Принимаем для быстроходного вала [tk ] ¢ – 25 МПа (сталь 45; шестерня изготовлена вместе с валом); для тихоходного вала назначим степень 40, для которого примем [tk ] = 20 МПа. Быстроходный вал. Из уравнения прочности (193) определяем диаметр выходного конца вала: tk = Т/Wp = 16T1 / (p) < [tk ]¢. получаем dв1 > = = 0,018 м В соответствии с рядом Rа 40 принимаем диаметр выходного конца вала dв1 = 18 мм. Назначаем посадочные размеры под уплотнения и подшипники. Диаметр вала под уплотнение = 22 мм. Диаметр резьбы = 24 мм (М24 х х 1,5). Диаметр под дистанционную шайбу = 26 мм. Диаметр вала под подшипники = 30 мм. Диаметр опорного бурта = 40 мм. Диаметр вала под подшипник = 20 мм. Диаметр опорного бурта = 24 мм. Диаметр выходного конца вала принимаем из соотношения l1 » (1,5…2) dв1 = (1,5...2)18 = 27...36. принимаем dв1 = 34 мм. Тихоходный вал. Крутящий момент в поперечных сочетаниях выходного конца вала Т2 = i Т1 = 4 ´ 8,6 = 34,4 Н´м. Из уравнения прочности на кручение (193) определяем диаметр выходного конца вала: dв2 > = = 0,024 м В соответствии с рядом Ra 40 принимаем диаметр выходного конца вала dв2 = 24 мм; диаметр вала под сальниковое уплотнение = 28 мм; диаметр вала под подшипник = 30 мм; диаметр вала под ступицу зубчатого колеса = 36 мм; диаметр опорного участка вала = 40 мм; диметр ступицы dст » (1,5 … 1,7) = (1,5 … 1,7)40 = 60…68 мм; принимаем dст = 64 мм; длина ступицы колеса (0,7 … 1,8) = (0,7…1,8)36 = 25,2…64,8 , принимаем = 45 мм; толщина диска зубчатого колеса е » (0,1…0,17) Rе = (0,1…0,17) ´ 155 = 15,5…26,35 мм, принимаем е = 20 мм; толщина обода dо » (2,5…4) mte = (2,5...4)3 = 7,5…12 мм, принимаем dо = 10 мм, длина выходного конца тихоходного вала l2 = (1,5…2) dв2 = (1,5...2)24 = 36...48 мм, принимаем l2 = 40 мм. VI. Конструктивные размеры элементов корпуса и компоновка редуктора. Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна. 1. Толщина стенки корпуса редуктора d» 0,03 Re + 3…5 мм = 0,03 ´ 155 + 3…5 мм = 4,65 + 3…5 мм, принимаем в = 9 мм. 2. Толщина стенки крышки редуктора d1 = 0,025 Rе + 3…5 мм = 0,025 ´ 155 + 3…5 мм = 3,875 + 3…5 мм, принимаем d1 = 8 мм. 3. Толщина верхнего пояса корпуса редуктора s » 1,5d = 1,5 ´ 9 = 13,5 мм, принимаем s = 14 мм. 4. Толщина пояса крышки редуктора s1 » 1,5d1 = 1,5 ´ 8 = 12 мм, принимаем s1 = 12 мм. 5. Толщина нижнего пояса корпуса редуктора t » (2…2,5)d = (2…2,5)9 = 18…22,5 мм, принимаем t = 20 мм. 6. Толщина ребер жесткости C1 = 0,85d = 0,85 ´ 9 = 7,65, принимаем С¢== 8 мм. 7. Диаметр фундаментных болтов dф » (1,5…2,5)d = (1,5…2,5)9 = 13,5…22,5 мм, принимаем dф = 18 мм. 8. Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора около подшипников, и диаметр резьбы пробки dk » 0,75 dф = 0,75 ´ 18 = 13,5 мм принимаем dk = 14 мм; диаметр остальных болтов крепления крышки к корпусу редуктора применяем с резьбой М12; диаметр резьбы пробки dпр > (1,6...2,2d) = (1,6…2,2)9 = 14,4…19,8 мм, применяем dпр = 16 мм. 9. Ширина пояса соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников K < 3dk = 3 ´ 14 = 42 мм, применяем K = 40 мм, K¢ < 2,5 dk = 2,5 ´ 14 = 35 мм, применяем K¢ = 30 мм-1 . 10. Ширина нижнего пояса корпуса редуктора K1 = (2,2…2,5)dф = (2,2...2,5)18 = 39,6...45 мм, принимаем K1 = 44 мм. 11. Диаметр болтов для крепления крышки подшипников к корпусу редуктора dп » (0,7…1,4) в = (0,7…1,4)9 = 6,3…12,6 мм, принимаем dп = 8 мм. 12. Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия dкс = 6…10 мм, принимаем dкс = 8 мм. 13. Расстояние между внутренней стенкой основания корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса y¢» (4…6) в = (4…6)9 = 36…54 мм, принимаем y¢ = 40 мм. 14. Расстояние между внутренней стенкой крышки редуктора и окружностью вершины зубьев колеса y¢» 1,5 в = 1,5 ´ 9 = 13,5, принимаем у = 15мм. 15. Тип и размеры подшипников качения. Назначаем на тихоходный и быстроходный валы конические роликоподшипники средней серии. Быстроходный вал. По табл. П43 при в = = 30 мм, в = D¢ = 72 мм, Т¢max = 21 мм. Размер х¢¢ = 2dn = 2 ´ 10 = 20 мм. 16. Определение конструктивных размеров вдоль оси вала. Быстроходный вал. а) Размер = 15…30 мм, принимаем = 20 мм; б) Крепление внутреннего конца подшипника осуществлена с помощью круглой гайки, Высота Нг и наружный диаметр Dг которой при М28х1,5: Нг = 10 мм, Dг = 42 мм. Толщина стопорной шайбы sш » 1,5 мм. Ширина дистанционной шайбы между внутренним концом подшипника и стопорной шайбой sвт < 0,5Нг = 0,5 ´ 10 = 5 мм, принимаем sвт = мм. Следовательно, » Нг + sш + sвт = 10 + 1,5 5 = 16,5 мм, принимаем = 17 мм. в) толщину маслозащитной шайбы и ширину бурта , можно получить из соотношения » 8…12 мм, принимаем = 10 мм; г) длина ступицы шестерни » b + 1…5 мм = 44 + 1,5 мм, принимаем = 46 мм; д) » 5..10 мм, принимаем = 7 мм; е) точка приложения активных сил находится на окружности среднего делительного диаметра шестерни; ж) точки приложения реакции опор вала ориентировочно находятся на уровне торцов роликоподшипников и на середине ширины роликоподшипника. Ширина мазеудерживающего кольца у1 = 8…20 мм. При у1 = 14 мм получаем а1 > (2/3) b + y1 + = (2/3)44 + 14 + 21 = 64,3 мм; принимаем а1 = 65 мм; с1 » (1,2…2,2) а1 = (1,2…2,2)65 = 78…143, принимаем с1 = 110 мм; L б < l 1 + + + + с1 + а1 + Rm = 34 + 20 + 17 + 21 + 110 + 65 + 133 = 400 мм, принимаем Lб = 400 мм. Тихоходный вал. а2 » у1 + 0,6 = 14 + 0,6 ´ 45 = 41 мм. принимаем а2 = 42 мм; с2 » dm1 + а2 = 61,2 + 42 = 103,2 мм; принимаем с2 = 103 мм; Размер » 20…25 мм, принимаем = 24 мм. Lт »l 1 + + + a2 + 0,5 dm1 = 40 + 24 + 21 + 42 + 0,5 – 61,2 = 119,6 принимаем Lт = 120 мм. 17. Определяем габаритные размеры редуктора Lp » Lб + 0,5 dаe2 + y + в + KI = 400 + 0,5 × 289,5 + 15 + 9 + 30 = 598,75мм принимаем длину редуктора Lp = 560 мм. Вр » Lт + (с2 – 0,5dm1 ) + + = 120 + (103 – 0,5 × 61,2) + 21 + 40 = 253,4 мм принимаем ширину редуктора Вр = 255 мм. Нр » t + y¢ + da e2 + y + d1 + 10…15 мм = 20 + 40 + 289,5 + 15 + 8 + 10…15 мм = 372,5 + 10…15 мм; принимаем высоту редуктора Нр = 385 мм. VII. Проверка прочности валов. Прочность валов проверим по гипотезе наибольших касательных напряжений. Быстроходный вал. Изготовление шестерни предусмотрено вместе с валом. Для материала вал-шестерня предел выносливости при симметричном цикле 0,43 = 0,43 × 730 = 314 МПа. Принимая [n] = 2,3, Кs = 2, Ks = 1[s4 ]-1 = (s-1 /([n]Кs )) kри = (314/2,3 ××2)1 = 68,3 МПа. 1. Вычерчиваем схему нагружения быстроходного вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов. 2. Определяем реакции опор в вертикальной плоскости zOy от сил Fa 1 и Fr 1 (рис. 2). = 0; Fa1 × 0,5 dm1 – Fr1 a1 – YB × c1 = 0; YB = = = – 4,9 Н; = 0; YA × c1 – Fj 1 × 0,5 dm1 – Fr (j1 + c1 ) = 0; YА = = = 150,9 Н; Проверка: –YB + YA –Fr 1 = –49 + 150,9 – 99,2 = 0. б) Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости хОz от силы Ft : ΣМА = 0; ХВ с1 – Ft a1 = 0; XB = Fta 1 /c1 = 281 × 65/110 = 166 H; ΣМ B = 0; –ХA с1 – Ft(a1 + c1 ) = 0; Проверка: XB + Ft – XA = 166 + 281 – 447 = 0. в) Определяем размер изгибающих моментов в характерных сечениях в плоскости yOz : MA = YВС1 = –49 × 0,11 = –5,39 Н×м; МВ = 0; МС = Fa 1 × 0,5dm1 = 24,8 × 0,5 × 0,0612 = 0,76 H×м. Следовательно, MFa , Fr = –5,39 Н×м. В плоскости хOz : МВ = МС = 0; МА = –ХВС1 = –166 × 0,110 = –18,26 Н×м. Следовательно, MFt = –18,26 Н×м. Крутящий момент Т = Т1 = 8,6 Н×м. 2. Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем нормальные напряжения изгиба в опасном сечении А при в = d1 IV = 30 мм. sи = Mи /Wx = 32 Mи /(πd3 ) = 32 × 19/(314(30 × 10–3 )3 ) = 7,2 × 106 Па. 3. Напряжение сжатия от силы Fa 1 крайне малы и потому их можно не учитывать. 4. Определяем напряжение кручения в сечении А: τк = Т/Wp = 16T1 /(πd3 ) = 16 × 8,6/(3,14(30 × 10–3 )3 ) = 1,62 × 106 Па. 5. По гипотезе наибольших касательных напряжений находим эквивалентное напряжение и сравниваем его с допускаемым: Тихоходный вал. Для изготовления тихоходного вала принята сталь 40 (термообработка – нормализация), для которой по табл. П3 при в < 100 мм sв = 550 МПа и, следовательно, предел выносливости s–1 » 0,43s в = 0,43 × 550 = 236 МПа. Принимая [n] = 2,3, Кs = 2, kри = 1, вычисляем допускаемое напряжение прибора при симметричном цикле: [sи ]–1 = (s–1 /([n]Ks )) kри = (236/(2,3 × 2))1 = 51,3 МПа. 1. Вычеркиваем схему нагружения тихоходного вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов. а) Определяем реакции опор в вертикальной плоскости уОz от сил Fa 2 и Fr 2 : ZMA = 0; Fa2 × 0,5dm2 – Fr2 a2 + YB (a2 + c2 ) = 0; Проверка: YA – Fr 2 – YB = 103,3 – 24,8 – 76,5 = 0. б) Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости хОz от силы Ft : ΣMB XB = Ft a2 /(a2 + c2 ) = 281 × 42/42 + 103 = 81,4 H; ΣMB = 0; –XA (a2 + c2 ) + Ft c2 = 0; XA = Ftc 2 /(a2 + c2 ) = 281 × 103/42 + 103 = 199,6 H. Проверка: ХА + ХВ – Ft = 199,6 + 81,4 – 281 = 0. в) Определяем размер изгибающих моментов в характерных сечениях А и В: в плоскости yOz : МА = МВ = 0; YB c2 = – 76,5 × 0,103 = –7,9 Н×м. Следовательно, Мmax = MFa , Fr = 7,9 H×м. в плоскости хOz : МА = МВ = 0; Мс = ХА а2 = 199,6 × 0,042 = 8,4 H×м. Следовательно, МFt = 8,4 H×м. Крутящий момент Т = Т2 = 34,4 H×м. 2. Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем термальные напряжения изгиба в опасном сечении С: Так как вал в опасном сечении С ослаблен = 36 мм) шпоночной канавкой, то при расчете следует уменьшить его диаметр на 8…10%. Принимая в = 32 мм, получаем sи = Mи /Wx = 32Mи /(πd3 ) = 32 × 11,5/(3,14(32 × 10–3 )3 ) = 3,57 × 106 Па. 3. Напряжение сжатия ввиду их малости можно не учитывать. 4. Определяем касательные напряжения кручения в сечении С: τк = Т/Wр = 16Т2 /(πd3 ) = 16 × 34,4/(3,14 × (32 × 10–3 )3 ) = 5,35 × 106 Па. 5. Вычисляем эквивалентное напряжение и сравниваем его с допускаемым: VIII . Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений. Быстроходный вал. Для выходного конца вала диаметром dв1 = 18 мм по табл. П49 подбираем призматическую шпонку b x h = 6 x 6 мм при t1 = 4 мм. Так как длина выходного конца вала l 1 = 34 мм, то принимаем длину шпонки l = 28 мм. Расчетная длина шпонки со скрученными торцами l p = l – b = 28 – 6 = 22 мм. Так как на выходные концы валов возложена посадка чугунной детали, то допускаемое напряжение смятия следует принять для чугунных ступиц, для которых [sсм ] = 60…90 МПа. Тихоходный вал. а) Для выходного конца вала при dв2 = 24 мм по табл. П49 подбираем призматическую шпонку b x h = 8 х 7 мм при t1 = 4 мм. Так как длина выходного конца вала l 2 = 40 мм, то принимаем длину шпонки l = 34 мм. Расчетная длина шпонки со скругленными торцами l p = l – b = 34 – 7 = 27 мм. Проверяем соединение на смятие: б) Для посадки ступицы зубчатого колеса на вал при = 36 мм по таблице П49 подбираем призматическую шпонку b x h = 10 х 8 мм при t1 = 5 мм. Для стальной ступицы [sсм ] = 100…150 МПа. Так как длина ступицы колеса l ст = 45 мм, то длину шпонки примем 35 мм. Расчетная длина шпонки со скругленными торцами l p = l – b = 35 – 8 = 27 мм. Проверяем запроектированное шпоночное соединение на смятие: IX . Подбор подшипников. Быстроходный вал. а) Определяем суммарные радиальные нагрузки подшипников: б) Вал шестерни предполагается смонтировать на радиально-упорных конических роликоподшипниках. По формуле (212) определяем осевые составляющие реакций конических роликоподшипников при е = 0,365 для ориентировочно легкой серии с в = 30 мм: SA = 0,83е FrA = 0,83 × 0,365 × 472 = 143 Н; SВ = 0,83е Fr В = 0,83 × 0,365 × 173 = 52 Н. в) по табл. 5 находим суммарные осевые нагрузки. Так как SA > SB и Fa 1 = 24,8 > 0, то Fa А = SA = 143 H; FaB = SA + Fa1 = 143 + 24,8 = 167,8 H. г) назначаем долговечность подшипника и определяем значения коэффициентов в формуле (209): Lh = 15 × 103 ч; V = 1; Кб = 1; КТ = 1; n = n1 = 930 мин–1 ; a = 10/3. При Fа A / (VFrA ) = 143 A / (1 × 472) = 0,303 < е = 0,365 получаем Х = 1, Y = 0 для подшипника 7206; при Fa В / (VFrB ) = 167,8 / 173 = 0,97. д) по формуле (210) определим, на какую опору действует наибольшая эквивалентная нагрузка: РА = (XVFrA + YFaA ) Kб Kт = (1 × 1 × 143 + 0) × 1 × 1 = 143 Н; РB = (XVFr B + YFa В ) K, KT = (0,4 × 1 × 173 + 1,03) × 5 × 167,8) × 1 × 1 = = 243 Н. Следовательно, требуемую динамическую грузоподъемность найдем для опоры В, как наиболее нагруженной (Рmax = РВ = 243 Н). Стр = РА (6 × 10–5 n1 Lh )1/а = 243(6 × 10–5 × 930 × 15×103 )3/10 = 1,83 × 103 Н = 1,83 кН; е) по табл. П43 окончательно принимаем конический роликоподшипник 72076 легкой серии, для которого в = 30 мм, в = 62 мм, Тmax = 17,5 мм, С = 29,2 кН, nпр > 4 × 103 мин–1 , е = 0, 365; ж) с помощью формулы (215) уточняем точки приложения реакций и анализируем возможность изменения долговечности выбранного подшипника: а = 0,5Т + (е/3) (d + D) = 0,5 × 17,5 + (0,365/3) (30+62) = 19,9 мм, что приведет к изменению а1 и с1 всего на а – Тmax = 19,9 – 17,5 » 2,4 мм и, следовательно, незначительному изменению значения реакций FA и FВ . Тихоходный вал. а) Определяем размер суммарных радиальных нагрузок подшипников: б) Принимаем установку тихоходного вала на радиально-упорных конических роликоподшипниках при осевой нагрузке Fа = 99,2 Н. в) По формуле (212) определяем осевые составляющие реакций конических роликоподшипников при е = 0,365 для ориентировочно назначенной легкой серии с в = 30 мм: SA = 0,83e FrA = 0,83 × 0,365 × 223,3 = 67,6 H SB = 0,83e FrB = 0,83 × 0,365 × 111,7 = 33,8 H г) По таблице 5 находим суммарные осевые нагрузки. Так как SA > SB и Fa = Fa 2 = 99,2 H > 0, то FaA = SA = 67,6 H, FaB = SA + Fa = 67,6 + 99,2 = 166,8 Н. д) Назначаем долговечность подшипника и определяем значение коэффициентов в формуле (209): Ln = 15 × 103 ч; V = 1; Кб = 1; Кт = 1; n = n2 = 232,5 мин–1 ; a = 10/3. При FaA /(VFr A ) = 67,6/(1 × 223,3) = 0,3 < e = 0,365 получаем Х = 1, Y = 0; при Fa В /(VFr В ) = 166,8/(1 × 111,7) = 1,5 > eи, следовательно Х = 0,4, Y = 1,645 для подшипника 7206. е) По формуле (210) вычислим эквивалентную нагрузку, действующую на опоры А и В: РА = (XVFrA + YFaA ) Kб Kт = (1 × 1 × 223,3 + 0) 1 × 1 = 223,3 H; РB = (XVFк B + YFaB ) Kб Kт = (1 × 1 × 111,7 + 1,645 × 166,8) 1 × 1 = = 386 H. Следовательно, требуемую динамическую грузоподъемность найдем для опоры В, как наиболее нагруженной (Рmax = PB = 386 Н): Стр = РВ (6 × 10–5 n2 Lh )1/ a = 386 (6 × 10–5 × 232,5 × 15 × 103 )3/10 / = = 1,92 × 103 Н = 1,920кН. ж) По табл. П43 принимаем конический роликоподшипник 7206 легкой серии, для которого в = 30 мм, в = 62 мм, Тmax = 17,5 мм, С = 29,2, nпр > 4 × 103 мин –1 , е = 0,365. Муфта Х. Посадка деталей и сборочных единиц редуктора. Внутренние кольца подшипников насаживаем на валы с натягом, значение которого соответствует полю допуска k6, а наружные кольца подшипников – в корпус по переходной посадке, значение которой соответствует полю допуска Н7. Для ступицы детали, насаживаемой на выходной конец вала, и для ступицы зубчатого колеса принимаем посадки с натягом, значение которого соответствует полю допуска k6 и Н7/р6. XI . Смазка зубчатых колес и подшипников. Смазка зубчатого зацепления осуществляется погружением зубчатого колеса в масленую ванну картера, объем которой Vм = 0,6 Р2 = 0,6 × 0,8 = 0,48. По табл. 4 при Vm = 2,98 м/с принимаем масло жарки 4-100А, которое заливается в картер редуктора так, чтобы зубчатое колесо погружалось в него более чем на длину зуба. При работе редуктора предусматриваем смазку всех подшипников солидолом YС-1, который периодически закладывают в свободное пространство подшипниковых узлов. XII . Подбор и проверочный расчет муфты. Для соединения вала электродвигателя с валом редуктора выбираем втулочно-пальцевую муфту. 1. Вычисляем расчетный момент, принимая по табл. П58 коэффициент режима работы Кр = 2,0: Тр = Кр × Т1 = 2 × 8,6 = 17,2 Н×м. 2. По табл. П59 выбираем муфту, для которой допускаемый расчетный момент [Tp ] = 32 Н×м. Размеры выбранной муфты следующие: D1 = 58 мм, LB = 15 мм, число кольцев z = dn = 10 мм. 3. Проверяем резиновые втулки на сжатие поверхностей их соприкасания с кольцами: sсж = Ft /Sм = Ft /(dn LB ) ≤ [sсм ] Ft = Tp /(0,5D1 z) = 17,2/(0,5 × 58 × 10–8 × 6) = 99 H; sсж = Ft /(dn LB ) = 99/(10 × 15 × 10–6 ) = 0,66 × 106 По < [sсж ], где допускаемое напряжение сжатия резины [sсж ] = 2,0 МПа. Литература 1. Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М., Ицкович Г.М., Козинцов В.П. «Детали машин». М.: Машиностроение, 1987г. 2. Устюгов И.И. «Детали машин». М.: «Высшая школа» 1981г. 3. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя»: B3т. Т.1.-8-е изд., перераб. и доп. под ред. Жестковой И.Н. М.: Машиностроение, 1999г. 4. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя»: B3т. Т.2.-8-е изд., перераб. и доп. под ред. Жестковой И.Н. М.: Машиностроение, 1999г. |