Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. «Родина» отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум! «Родина» - похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим «Я» поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Странная любовь «странного человека». Такой любви в ту пору не знали. «Странной» она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце. Тема стихотворения определяется самим названием: «Родина». Это не Россия в «голубых мундирах», а страна русского народа, отчизна поэта. Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи: …И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез… Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует. Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, «купленную кровью», за «полный гордого доверия покой», он любит «разливы рек ее, подобные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!». Содержанию стихотворения «Родина» соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит четырехстопный ямб, который сообщает поэтической речи живость и простоту. Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная, в последней части сменяется простой разговорной речью. Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе «четы белеющих берез». Шестистопный ямб сменяется четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Образ поэта в «Родине» - образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-х годов. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в «Родине» - поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе…» Стихотворение «Родина» говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии. Именно такими стихами, как «Родина», Лермонтов вписал свое имя в число вечных спутников и современников нашей жизни и нашей культуры. Пафос героического эпохи – это пафос поэзии Лермонтова, всегда устремленный в будущее. Для героического нет прошедшего времени, оно существует только в двух временах – на-стоящем и будущем. Именно поэтому, прочитав стихотворение «Родина» один лишь раз, трудно его забыть, оно не оставит равнодушным своим красочным, реальным описанием русской природы и русского характера: …Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… Поэт любил Родину истинно, свято и разумно.
|