Реферат: Исследование соответствия размеров одежды, установленные в разных странах
Название: Исследование соответствия размеров одежды, установленные в разных странах Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Коммерции и маркетингаКафедра товароведения и экспертизы товаров Курсовая работа: По дисциплине: «Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров» На тему: « Исследование соответствия размеров одежды, установленные в разных странах» Выполнила: Студентка 3 курса КТ34Д Очной формы обучения Орлова В.В Руководитель: Профессор Цветкова Л.Г. Москва 2010 Содержание: Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1. Литературный обзор 1.1. Анализ рынка одежды в РФ…………………………………………..4 1.2. Обзор Европейского рынка одежды………………………………..17 1.3. Классификация фигур населения для производства одежды…….22 Глава 2. Практическая часть 2.1. Система обозначения размеров одежды в РФ…………………….25 2.2. Система обозначения размеров одежды в Европе………………...30 2.3. Система обозначения размеров одежды в США………………….40 2.4. Таблица соответствия размеров одежды…………………………..50 Выводы и предложения………………………………………………….56 Приложение………………………………………………………………57 Список использованной литературы………………………………………………………………..65 ВведениеКак известно потребители не первый год сталкиваются с проблемой выбора одежды правильного размера. Ведь важно, чтобы одежда была не только внешне приятной, но и обеспечивала удобство в ношении и комфорт, а это прямиком зависит от правильной маркировки на этикетках. К сожалению, рынок одежды в нашей стране всё-таки по большей части состоит из товаров не собственного производства и ,следовательно, не соответствует той маркировке, к которой отечественные потребители так привыкли. Естественно, потребители затрудняются при выборе одежды, особенно в современное время, когда роль продавца-консультанта уже на половину утратила свое содержание, от которого осталось только слово «продавец». Также не маловажной проблемой является то, что на нашем рынке недавно появилась довольно доступная одежда из Америки (к примеру, магазин TOPSHOP). Конечно производство этой одежды, как и у большинства мировых производителей сосредоточено в странах Юго-восточной Азии, маркировку они всё- равно ставят свою собственную, американскую. Что подчас отталкивает потребителей от покупки из-за незнания какой размер им подходит. Целью данной работы является исследование типологического соответствия размеров одежды и их обозначений в разных регионах мира. Это должно помочь потребителям самостоятельно сориентироваться в размерах при выборе одежды. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи : 1) Анализ рынка одежды в целом по стране. Ознакомиться с системой обозначения размеров в РФ. 2) Изучить европейский рынок и маркировку одежды. 3) Особенности американской системы маркировки одежды. Глава 1. Литературный обзор 1.1. Анализ рынка одежды в РФ Обзор российского рынка одежды 20 ведущих предприятий по производству одежды в РФ:
Швейные изделия [1] Производство швейных изделий в фактических (учитывающих рост цен) отпускных ценах без НДС, включающих стоимость давальческого сырья в I полугодии 2009 г. после 3 лет роста сократилось на 8,1 % и составило 24069 млн руб. По физическому объему (без учета роста цен) выпуск уменьшился на 16,1 % (вместе с меховыми изделиями, доля которых в общем объеме менее 5 %). Информацию по объемам выпуска в I полугодии представили 535 предприятий, что на 67 предприятий меньше, чем было в I полугодии прошлого года. Они сшили продукции на 15147 млн руб., 63 % всех швейных изделий. Остальной объем производят малые предприятия и предприятия, занимающиеся «неформальной деятельностью», по которым количество предприятий не известно (табл. 8). Снижение производства произошло при значительно меньшем уменьшении продажи. В I кв. продажа верхней одежды (текстильной и трикотажной) снизилась на 2,8 % и нательного белья - на 0,7 %. В коммерческих организациях розничной торговли (без малых предприятий) продажа верхней одежды росла до апреля, но, начиная с мая, она стала снижаться. Тем не менее, в июне она была больше, чем в марте на 2,2 %. В июне выросли запасы и обеспеченность в днях торговли, что предполагает дальнейшее снижение продажи (табл. 9). Одной из причин падения производства является уменьшение экспорта, а также рост импорта одежды в I кв. Экспорт за 9 мес. 2008 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7,3 %. Но в IV кв. он упал более, чем вдвое против объема IV кв. 2007 г. (на 52,3 %). При этом в страны дальнего зарубежья за 9 мес. экспорт был меньше, чем в предыдущем году на 17,3 %, а в IV кв. он сократился более чем в 3 раза. На 26,8 % - в IV кв. сократился экспорт в страны СНГ. Рынок одежды в нашей стране считается перспективным и привлекательным. Несмотря на его постепенное насыщение и замедление темпов прироста, он растёт достаточно быстро. В то время как в Европе продажи растут в среднем на 5% в год, в России они по итогам 2008 года выросли на 10,6% в рублях. При этом российские производители одежды обеспечили только 3,4% совокупного спроса на нее. Столь значительный объём импорта достигается за счёт того, что многие отечественные бренды размещают заказы на пошив одежды за границей ввиду сложностей с организацией и ведением производства у себя на родине. Выпуск же одежды на отечественных предприятиях довольно затратен и связан со значительными трудностями. По итогам 2008 года объём импортных поставок в страну составил почти 968 млрд руб. Итак, можно прийти к выводам , что: · Особенно перспективными в структуре рынка одежды по функциональному назначению является одежда для беременных - с темпом роста 25,5% в рублях по итогам 2008 года, а также спортивная, джинсовая одежда и спецодежда. · Основным ценовым сегментом в структуре рынка одежды в 2008 году стал среднеценовой сегмент - 68% всех продаж одежды в стоимостном выражении. · Сегмент женской одежды традиционно занимает большую часть структуры рынка по потребительскому назначению - по итогам 2008 года на ее продажи пришлось порядка 60% всего рынка. · В среднем, в 2008 году каждый мужчина потратил на одежду почти в 3 раза меньше, чем женщина и в 3,6 раза меньше, чем было потрачено на каждого подростка. На детскую одежду в 2008 году родители потратили в среднем по 11 тыс. руб. на каждого ребенка. · Лидерами по продажам одежды традиционно являются два региона - Москва и Санкт-Петербург. На их совокупную долю по итогам 2008 года пришлось почти 40% всего объёма продаж одежды в стоимостном выражении. · Менее привлекательным сегментом рынка одежды является рынок нижнего белья. По мнению экспертов, он сильно перенасыщен - средний и верхний ценовые сегменты представлены огромным количеством мировых брендов, нижний сегмент полностью оккупировали азиатские производители, а также немногочисленные отечественные марки. Насыщенность сегмента подтверждают и количественные показатели - темп прироста этого сегмента в 2008 году составил -0,4% в рублях.[2] Средние потребительские цены по Российской Федерации (в рублях за единицу измерения)в 2007 - 2009гг.[3]
Средние цены производителей на отдельные виды одежды (в рублях за единицу измерения) за 2007-2009 гг.[4]
Что повлияло на рост цен одежды в РФ? Основным фактором, коренным образом повлиявшим на состояние рынка одежды в России в 2008 году, стал экономический кризис, первые последствия которого отчетливо проявились уже в августе-сентябре. Одежда не является товаром первой необходимости, согласно данным социологических опросов, 42% россиян при необходимости экономить, в первую очередь, будут меньше тратить на покупку одежды. До кризиса российский рынок одежды рос быстрыми темпами: 15-20% в год. Развитие российского рынка одежды определяли, прежде всего, такие факторы , как уровень дохода населения, доступность финансовых средств, технологическое состояние отрасли и наличие квалифицированных кадров. По итогам 2007 года объем российского рынка одежды составил $40 млрд. В 2008 г., по подсчетам специалистов, этот показатель не изменился. В первой половине 2009 году объемы продаж сокращались. Обнадеживающие сигналы появились лишь к осени. Хотя, по мнению Европейского совета по экспорту модной одежды (EFTEC), худшее для российского рынка одежды еще впереди. Снижение по итогам 2009 года составило до 50%. Российский рынок одежды претерпел значительные изменения в последние годы. В частности, число иностранных брендов на прилавках увеличилось. Также многие российские компании стали выпускать продукцию, не уступающую по качеству зарубежным маркам. В данный момент лидерами среднеценового сегмента считаются такие марки, как Benetton, Mexx, Zara, Motivi, Mango, Naf-Naf, Levi?s, Chevignon, Oggi, SELA, S.Oliver и др. Эти марки предлагают одежду самого востребованного сейчас стиля - casual. Существенно улучшилось качество и дизайн одежды от некоторых российских компаний, повысилась конкурентоспособность их продукции. Одни из важнейших новых тенденций: · изменение соотношения расходов на мужскую и женскую одежду. В предкризисные годы объемы продаж мужской одежды росли быстрее, чем продажи женской одежды. Это было связано с тем, что мужчины традиционно в России тратят на одежду гораздо меньше средств, чем женщины. Но по мере увеличения благосостояния населения мужчины также стали уделять больше внимания своему гардеробу. В результате, до кризиса сегмент мужской одежды рос с темпом 20-30% в год, а сегмент женской одежды - с темпом 13-18%. Скорее всего, после завершения кризиса сегмент мужской одежды продолжит расти опережающими темпами. · в 2008 году существенно снизился импорт одежды из Китая - почти на 40%, - и продолжение этой тенденции ожидается и в 2009 году. Отмечу, что кризис дал шанс российским производителям укрепить свои позиции. Правда, не все из них могут воспользоваться этой возможностью, поскольку на это нужны средства на развитие, а они в условиях кризиса весьма ограничены.[6] До кризиса на рынке одежды основным был среднеценовой сегмент (55%), в то время как на масс- маркет приходилось 30%, а на премиум- сегмент 15%. Однако сегодня происходит расширение сегмента масс- маркет за счет бывших потребителей среднеценового сегмента, а потребители премиум- сегмента переходят в среднеценовой. Таким образом, в сегменте Luxury в России, впрочем, как и во всем мире, потребительский спрос снизился в большей степени - закупки коллекций на 2009 год сократятся на 30-40%. Основными факторами стагнации рынка стало снижение потребительского спроса на одежду, а также трудности ритейлеров в финансировании текущих кредитов и привлечении кредитов на развитие. Основной антикризисной мерой ритейлеры считают снижение арендных платежей, которые сегодня составляют чрезмерно высокий процент в совокупных издержках (по разным оценкам, от 20% до 45-60%). Еще одной антикризисной мерой может стать снижение цен на продукцию конечному потребителю. Это станет возможным благодаря снижению цен на продукцию китайского производства, которая занимает сегодня 80% российского рынка. Однако, по мнению игроков, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента. По оценкам ряда ритейлеров, Московский рынок одежды еще не ощутил такого существенного снижения спроса, как в регионах. В городах- миллионниках, например, в Новосибирске, по некоторым данным, уже закрылось 25% магазинов. Закрываются в первую очередь мелкие розничные магазины, а также некоторые сетевые магазины премиальной одежды. В настоящее время российский рынок одежды практически не консолидирован - доля крупнейших производителей и ритейлеров составляет менее 1% всего рынка. Доля отечественных производителей крайне низка - по оценке DISCOVERY Research Group, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4-3,7 %. Даже отечественные розничные сети одежды 80% продукции отшивают в Китае. До недавнего времени российский рынок одежды был чрезвычайно привлекательным для иностранных сетевых ритейлеров: например, в 2008 году в Россию планировала войти японская Fast Retailing Co., а также американская сеть повседневной одежды Gap, мировой лидер одежного ритейла в 2007 году. Однако сейчас планы компаний изменились и сроки выхода на российский рынок откладываются.[7] Рынок одежды сегодня в России Сегодня ассортимент продукции на российском рынке одежды почти целиком представлен продукцией импортных производителей. Средние темпы роста отечественного рынка одежды составляют порядка 17% ежегодно. В настоящее время характерной особенностью рынка является большая доля Москвы, которая занимает более 30% объема всего рынка. Основная доля в структуре отечественного рынка одежды принадлежит продукции среднего ценового сегмента, который занимает порядка 55% всего объема рынка. Темпы роста объема среднего ценового сегмента достаточно уверенно увеличиваются и демонстрируют стабильные показатели на уровне 25-30% ежегодно. Основным стимулятором роста является постоянный рост уровня жизни населения. В настоящее время так же наблюдается уменьшение объема продаж на вещевых ярмарках. Потребитель все чаще предпочитает совершать покупки в магазинах. Росту объема магазинной торговли способствует открытие все новых и новых торговых центров. Средние темпы роста импорта составляют порядка 75% в год. Столь высокие показатели роста объясняются принятием мер по легализации импорта Федеральной таможенной службой. Основными странами-импортерами одежды на российский рынок являются Китай и Италия. По данным маркетингового исследования компании «АМИКО», их доли составляют порядка 45% и 11% всего импорта продукции соответственно, доли остальных стан не значительны. В структуре российского импорта по видам продукции, наибольшие доли занимают сегмент женской текстильной одежды и сегмент мужской текстильной одежды, суммарно они составляют около 60% всего импорта. Прочие виды одежды не имеют существенных долей. В настоящее время рынок находится в фазе развития, высокие показатели роста которого (20–30%) сохранятся еще в ближайшие несколько лет. На российском рынке представлена уже половина западных брэндов, международные компании продолжают приходить в Россию. Наиболее представленным на рынке является средний ценовой сегмент, которому принадлежит более 50% рынка. Диаграмма 1.Доля ценовых сегментов в обороте розничной торговле одеждой[8] В настоящее время, по оценкам участников рынка, российские производители одежды преуспевают в основном в средней и низкой ценовой категориях и занимают около 20% рынка. Для конкуренции с международными брэндами им необходимы раскрученные марки, очень широкий ассортимент, оперативное реагирование на изменения моды, частота смены коллекций. Многие российские швейные фабрики начали создавать собственные розничные сети несколько лет назад. Лидерами в этом сегменте являются Sela (21 магазин в Москве и 500 в регионах), «Твое» (29 в Москве и 121 в регионах) и Finn Flare (15 в Москве и 120 в регионах). Большинство из них уже пошли по европейскому пути: оставляют себе интеллектуальную составляющую (дизайн, маркетинг и т. д.), а производство размещают в Китае, Индии или Турции. Есть и исключения – например, компания "Глория Джинс", которая, по данным "Рослегпрома", является крупнейшей отраслевой компанией в России (годовой оборот - около $175 млн). Компания отстроила производственную базу в депрессивных регионах (например, в городе Шахты Ростовской области), которые по стоимости наемного труда сопоставимы с Китаем: в КНР швеи-мотористки получают в среднем $200 в месяц, работая по 14 часов в день.[9] По мнению экспертов рынка, доля российских брэндов на рынке одежды в последнее время увеличивается и в обозримом будущем отечественные производители могут рассчитывать где-то на 30%.[10] В настоящее время растет ориентированность потребителя на конкретные брэнды. Однако для того чтобы активно продаваться, мало быть просто брэндом, нужно создать собственную разветвленную сеть магазинов, где будет продаваться только одежда определенной марки. 1.2.Обзор Европейского рынка одежды Европейский рынок одежды С развитием доступного производства в Азии конкуренция среди марок среднего ценового диапазона так выросла, что жизненно необходимой стала новая стратегия продвижения на рынке. Сегодня решающими факторами успешной конкуренции на рынке одежды среднего уровня являются скорость изготовления коллекций, возможность оперативного ценового регулирования и организация дистрибьюторской сети. Единственный выход в данной ситуации - это продажи напрямую, минуя ритейлеров. Марки создают собственные ритейлерские сети, цепочка без посредника становится короче, а следовательно, эффективнее в современных условиях. Схема существования компаний одна и та же: сеть магазинов, торгующих товаром только одного брэнда, отлаженная логистика, дешевое производство и быстрое обновление коллекций. Коллекции в магазинах обновляются каждые две недели, не радикально, не полностью, но у покупателя всегда складывается ощущение новизны моделей в магазине, то есть покупательский спрос постоянно подогревается. Одним из решающих моментов этой концепции является именно скорость. Этот сегмент - так называемый сегмент fast fashion (быстрая мода) – на мировом рынке одежды растет примерно на 15-17% в год. Данная модель бизнеса нацелена на быстрый оборот - выпуск одежды небольшими партиями и сокращение продаж со скидкой.[12] Сегодня в Европе на fast fashion приходится уже 15% всего рынка одежды, и эта доля постоянно растет. Сегмент fast fashion стал настоящим спасением для европейских производителей одежды и обуви, потому что компании размещают свои заказы ближе к магазинам - около половины всей продукции fast fashion шьется в пределах Евросоюза, а все остальное - в непосредственной близости. В магазинах, ориентированных на "быструю моду", новые товары появляются каждую неделю. Быстрая модель продаж означает, что наиболее популярные товары могут появиться и исчезнуть в течение недели, создавая у покупателей ощущение дефицита, что побуждает их сделать покупку. Быстрый оборот серьезно меняет отношение людей к шопингу. Если раньше многие выбирались в магазины одежды один раз в месяц-два, то сейчас они вынуждены заходить еженедельно, зная о том, что на полках могут быть новинки, которые долго не пролежат. Это помогает торговым организациям поддерживать высокие продажи и избегать необходимости устраивать распродажи, которые сокращают прибыль. Практика показывает, что компании, работающие в сегменте fast fashion, развиваются быстро, открывая десятки новых магазинов под своими брэндами. ВЕвропеэтокомпании Inditex, Zara, Massimo Dutti и Bershka, H&M, Mango, Top Shop. Согласно прогнозам Bain & Co, к 2011 году доля сегмента fast fashion может вырасти до 25%. (см таблицу 2.) Что касается прогнозов ситуации на рынке одежды в России, то специалисты рынка уверяют, что в ближайшем будущем россияне будут стремиться покупать прежде всего то, что придумано и сшито иностранными модельерами. Западные производители одежды, понимая это, еще больше расширят ассортимент. Аналитики прогнозируют также рост интереса западных производителей к российскому сегменту «масс-маркет». Это означает, что речь пойдет в первую очередь не о дорогих эксклюзивных образцах одежды, а о тех доступных по цене и модных вещах, что по карману нашему среднему потребителю. Ожидается, что конкуренция в этом сегменте будет расти. И как полагают некоторые эксперты, цены на качественную импортную одежду начнут снижаться. Основные выводы: • Российские производители одежды преуспевают в основном в средней и низкой ценовой категориях и занимают около 20% рынка. • Одна из причин низкой популярности российской одежды состоит в том, что наши компании пока недостаточно внимания уделяют ассортименту и не умеют развивать несколько направлений одежды сразу. • Иностранным производителям одежды принадлежит около 80% рынка. • Большинство москвичей однозначно определились в пользу импорта. Причины выбора импорта заключаются в высоком качестве товаров, в широком ассортименте продукции, в следовании модным тенденциям, в известности и «раскрученности» марок. • Новой стратегией продвижения на рынке одежды становится появление магазинов сегмента fast fashion. Данный сегмент бурно развивается в Европе, начинает развиваться и в России. 1.3. Классификация фигур населения для производства одеждыПокупая одежду в магазинах, ее нужно уметь правильно подобрать в соответствии с размером и фигурой. Первое, на что нужно обратить внимание - это ярлык. На маркировке, принятой в России, указывается рост, размер и полнота. Как правильно подобрать одежду, если число на ярлыке не соответствует нужному росту покупателя? Существует следующее общепринятое правило. Правила измерения основных параметров тела человека.[13] Женщины. Типовые фигуры женщин определяют тремя размерными признаками: - ростом - обхватом груди третьим - обхватом бёдер с учётом выступа живота Мужчины. Типовые фигуры мужчин определяют тремя размерными признаками: - ростом - обхватом груди третьим - обхватом талии Девочки. Типовую фигуру девочки определяют три размерных признака: - длина тела (рост) - обхват груди третий - обхват талии (полнотный признак) Мальчики. Типовую фигуру мальчика определяют три размерных признака: - длина тела (рост) - обхват груди третий - обхват талии (полнотный признак) Как правильно измерить параметры фигуры человека? Решающим для определения размера должен являться больший параметр. Вещь свободная всегда лучше смотрится, чем плотно облегающая. Методы измерений Женщины. Рост. Женщины измеряются в трусах и бюстгальтере, без обуви. Измеряемая должна стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, руки должны быть опущены, пятки вместе, расстояние между носками ног 15- 20 см. Обхват груди (третий). Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища через выступающие точки грудных желёз и замыкаться на правой стороне груди. Обхват бёдер с учётом выступа живота. Ленту накладывают на ягодичные точки. Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища, спереди- по гибкой пластине, приложенной вертикально к животу для учёта выступа живота, и замыкаться на правой стороне туловища. Мужчины. Рост. Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, руки должны быть опущены, пятки вместе, расстояние между носками ног 15- 20 см. Обхват груди (третий). Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища через сосковые точки и замыкаться на правой стороне груди. Обхват талии. Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии. Девочки. Рост. Измеряемая должна стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, руки должны быть опущены, пятки вместе, расстояние между носками стоп 10-15 см. Обхват груди третий. Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища через сосковые точки и замыкают на правой стороне груди. Обхват талии (полнотный признак). Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии и замыкают спереди. Мальчики. Рост. При измерении мальчик должен быть без обуви, в трусах, стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку. Руки должны быть опущены, пятки вместе, расстояние между носками стоп 10-15 см. Обхват груди третий. Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища через сосковые точки и замыкают на правой стороне груди. Обхват талии (полнотный признак). Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии и замыкают спереди. Глава 2. Практическая часть 2.1. Система обозначения размеров одежды в РФ РОСТ человека должен попасть в диапазон +-3 см. Примеряя одежду смежных ростов, следует обратить внимание на длину до линии талии, положение карманов, длину после талии и длину рукавов, а также на положение вытачек на груди и талии и т. д. Если потребитель маленького роста (146-152 см), то очень тяжело подобрать готовую одежду. Готовые изделия для маленьких женщин, как правило, требуют доработки. РАЗМЕР (Обхват груди) - это второе число, указанное на ярлыке. Размер одежды - это обхват груди. Например, обхват груди 88 см соответствует 88-му размеру. Если при измерении потребитель получил промежуточную величину, например 90 см, то следует выбирать одежду ближайшего размера в сторону увеличения. (В данном случае 92 см, т. е. 92-й размер.) Потребитель не должен стремиться покупать одежду на размер меньше. Женщина, одетая в маленькие вещи, выглядит пополневшей. ПОЛНОТА (Обхват бедер) - это третья цифра на маркировке. Однако если речь идет о поясных изделиях (например, трусиках), то на ярлыке стоит единственная цифра – обхват бедер. Межразмерная разница в обхвате бедер составляет +-2 см. Одежда для пожилых. В нашей стране не предусмотрен выпуск одежды для пожилых людей, и, следовательно, людям преклонного возраста рекомендуется шить одежду. Это связано с тем, что в старости увеличивается сутулость, опускается уровень грудных желез, плечи становятся более покатыми и т. д. При проектировании одежды массового производства модельеры имеют дело с манекенами или манекенщицами, то есть одежда изготовляется на типовую фигуру. При проектировании швейных изделий учитывается и возрастная категория женщин: младшая возрастная группа - 18-29 лет, средняя возрастная группа - 30-44 года, старшая - более 45 лет. Ведущие размерные признаки одежды: 1. Размер (обхват груди, см) 2. Рост (от макушки до пяток) 3. Полнота (у женщин- обхват бёдер, у мужчин- обхват талии) Одежда для женщин.
Одежда для мужчин.
Одежда для детей (мальчики и девочки)[15] Многие производители детской одежды в качестве размера указывают возраст ребенка. Но это не правильно, ведь у каждого ребенка свои физиологические особенности. Таблица, где указаны усредненные значения роста и веса в зависимости от возраста:
Размеры детской одежды для российских производителей:
2.2. Система обозначения размеров одежды в Европе Европейский стандарт маркировки одежды[16] EN 13402 — европейский стандарт указания размеров одежды. Он основан на измерении параметров тела в сантиметрах. Он заменяет собой многие национальные стандарты указания размеров, применявшиеся до 2007. Применимость данного стандарта отличается в разных странах. Например, в Испании правительство организовало исследование, целью которого является классификация типов женского телосложения с целью гармонизации испанских стандартов маркировки одежды с EN-13402. Лишь немногие страны последовали этому примеру. Остановимся на изложении сути этого европейского стандарта. EN 13402-1· Первая часть стандарта определяет перечень контрольных параметров тела, которые следует использовать для определения размеров одежды, дается анатомическое объяснение и указания по измерению. При снятии мерок следует держаться прямо, но при этом - естественно. Снятие мерок производится сантиметровой лентой: измерительная лента шириной около 15 мм и градуированная в сантиметрах. -обхват головы Максимальный горизонтальный обхват (окружность) из головы, измеряется над ушами. -обхват шеи Лента накинута на 2 см ниже Адамова яблока (кадык) и на уровне 7-го шейного позвонка. -обхват груди Снимается с прямо стоящего человека, представляет собой максимальный горизонтальный обхват при нормальном дыхании. Лента проходит по нижнему краю лопаток сзади, под подмышками и по самой выпуклой части груди впереди без натяжения. -обхват бюста (для женщин) Максимальный горизонтальный обхват, измеренный при нормальном дыхании. Человек стоит прямо, лента проходит через лопатки, подмышки и выступающие точки грудных желез с умеренным натяжением (без неестественного изменения формы груди и её объема). -обхват под грудью Горизонтальный обхват тела под грудью (измерительная лента проходит под основанием грудных желез). -обхват талии Обхват естественной линии талии между подвздошными костями и нижними ребрами. При обмере человек дышит нормально, стоит выпрямившись с расслабленным животом, лента не натягивается. -обхват бедер Горизонтальный обхват, измеренный по наиболее выступающим точкам ягодиц. рост Вертикальное расстояние от макушки головы до подошв ступней. При измерении человек стоит прямо, без обуви, ступни ног вместе. Для детей, не умеющих прямо стоять, длина тела измеряется лежа по прямой линии от макушки от головы до подошв ступней. длина ноги по внутренней поверхности Расстояние по внутренней поверхности ноги от промежности до основания ступни, измеренное по прямой линии. Человек стоит прямо, ноги слегка раздвинуты, масса тела равномерно распределена на обе ноги. -длина руки Расстояние, измеряемое от точки пересечения линии плечей и руки (акромион), через локоть, до дальнего конца заметной кости запястья (локтевой кости), правый кулак сжат и расположен на бедре, рука согнута под углом 90°. -обхват кисти Максимальный обхват кисти в плоскости, проходящей через пястио-фаланговый сустав, пальцы сжаты вместе, за исключением большого пальца. -длина ступни Горизонтальное расстояние между перпендикулярами, опущенными от конца наиболее выступающего пальца и наиболее выступающей части пятки. При измерении человек стоит босиком, масса тела равномерно распределена на обе ноги. -масса тела Измеряется с помощью подходящих весов в килограммах. Измерения проводят при минимальном количестве одежды (предпочтительнее без одежды), не искажающей форму и размера тела и не влияющей на точность измерений. Все параметры измеряются в сантиметрах, кроме массы тела. Стандарт также вводит стандартную пиктограмму, которая может использоваться на бирках для указания одного или нескольких параметров из указанных выше. Преимуществом пиктограммы является её понятность для человека, не владеющего языком, на котором составлен текст бирки · Вторая часть стандарта для каждого типа одежды вводит "главный размер" - параметр тела, согласно которому маркируется одежда. Для некоторых типов одежды указания одного параметра может быть недостаточно для совершения правильного выбора. В этом случае на бирке могут указываться один-два дополнительных размер. В нижеследующей таблице указаны главный и дополнительные размеры, перечисленные в стандарте. Дополнительные размеры указаны в круглых скобках.
· Третья часть стандарта определяет ряды номиналов главных и дополнительных размеров. Изделие не должно быть маркировано средней величиной мерки, в соответствии с которой оно изготовлено (например, не "рост: 176 см"). Вместо этого на бирке должен быть указан интервал размеров: начиная половиной шага меньше и заканчивая половиной шага больше среднего размера (например, "рост: 172-180 см"). Например, для роста стандарт рекомендует следующие интервалы с шагом в 8 сантиметров:
Мужчины. Стандартные размеры и интервалы для обхватов груди и талии:
Далее, в стандарте указано соответствие длины руки росту:
Женщины. Размеры платьев. Стандартные размеры и интервалы для бюста, талии и бедер:
Размеры бюстгальтеров. Стандарт EN 13402 также определяет размеры бюстгальтеров на основании "обхвата бюста" и "обхвата под грудью". В маркировке указывается обхват под грудью (округляется до ближайшего кратного 5), далее ставится буква, обозначающая размер чашечки в соответствии с таблицей:
Размер чашечки можно выразить следующим образом РЧ = обхват бюста − обхват под грудью и в соответствие результату ставится буква:
Пример : Бюстгальтер размером 70B подойдет для женщин с обхватом под грудью 68-72 см и обхватом груди 84-86 см. Обозначение размеров на маркировке европейской одежды.[17] Для размеров одежды, где применяется больший шаг, стандарт также задает буквенный код. Этот код представляет собой обхват бюста для женщин и обхват груди для мужчин. Стандарт не предоставляет подобного кода для детей.
Каждый интервал объединяет два соседних шага. Интервалы можно расширить ниже XXS или выше 3XL, если в этом есть необходимость, например:
· Четвертая часть стандарта все еще находится в стадии рассмотрения. Она введет компактную систему обозначений размеров одежды. Поначалу это планировалось сделать в основном для промышленного использования в базах данных, в составе идентификаторов для хранения и номеров заказа по каталогам, но позже пользователи выразили желание использовать компактные коды для связи с потребителями. На написание всех размеров согласно EN 13402-2 может уйти до 12 разрядов. Пиктограмма с размерами содержит большое количество избыточной информации. Все данные на пиктограмме можно сжать с использованием графем и справочных таблиц. EN 13402-4 предоставит данные таблицы. В черновике этой части была сделана попытка перечислить все используемые комбинации размеров по EN 13402-3 и назначить им короткий 2- или 3-значный код.[1] Некоторый представители индустрии, вовлеченные в процесс написания стандарта, сочли подобный подход слишком стесняющим. Другие же считают, что главный размер должен занимать заметное место в коде. Таким образом, это предложение, которое планировалось принять в 2005, было отвергнуто. С тех пор поступило ещё несколько предложений. Одно из них, выдвинутое European Association of National Organisations of Textile Traders (AEDT), предполагает использование 5-значного цифро- буквенного кода, первые 3 разряда которого отводится под значение главного размера в сантиметрах, а остальные 2 разряда под значение дополнительного размера, примерно как это сделано в размерах бюстгальтеров. Например, изделие изготовленное со следующими размерами: обхват бюста: 100 см (100), обхват бедер: 104 см (B), рост: 176 см (G); вдобавок к пиктограмме получит код "100BG". Это предложение было одобрено в марте 2006 на встрече во Флоренции, а окончательный проект был подготовлен AEDT 6 июня 2006 года. 2.3. Система обозначения размеров одежды в США Американские стандартные размеры одежды были развиты от статистических данных в 1940- 1950 гг. Они подобны измерениям, взятым из EN 13402 европейских стандартов размера одежды. Однако, в результате всеобщего увеличения массы тела у большинства американцев за последние 20 лет размерная сетка изменилась. Вместо этого они теперь следуют за более свободно определенными стандартами, известными как американские размеры каталога.Ожирение увеличивает распространенность в США, в индустрии моды реагирует на "тщеславие размеров", то есть одежды больших размеров помечены меньшими размерами, что позволяет женщинам верить, что они не такие тяжелые, как они есть на самом деле. Этот факт также известен как «инфляция размеров». А что касается мужчин, то за их основу в своё время были взяты размеры одежды для американских военных. Женские размеры. Женские размеры разделены на различные типы, в зависимости от полной высоты и относительных высот груди и талий. Данные приведены в дюймах (1д=2.54см) Подростковые размеры 5'5"–5'6" (165-168 cm) высота, средний размер груди, средний рост
Детские размеры 5'4"–5'5" (162.5-165 cm)
Маленькие детские размеры 5'1"–5'3" (155-160 cm)
Женские размеры 5'5"–5'6" (165-168 cm)
Половинчатые размеры 5'2"–5'3" (157.5-160 cm)
Мужские размеры.
Размеры для девочек.
Половинчатые размеры для девочек
Размеры для мальчиков
Детские размеры (для дошкольного возраста)
Размеры для малышей
А теперь те же измерения, только в см, чтобы потребителю было понятно. Женщины (основные размеры)Женщины (размеры бюстгальтеров)Женщины (размеры для высоких)Мужчины (основные размеры)Одежда для мальчиковОдежда для девочек 2.4. Таблица соответствия размеров одежды Международная маркировка одежды Сегодня магазины одежды в России не перестают удивлять потребителей оригинальностью и разнообразием предлагаемых моделей. Франция, Италия, Германия, США... Мода всех стран мира господствует на улицах Москвы. Однако зачастую потребители сталкиваются с проблемой при выборе одежды- российские размеры не соответствуют размерам одежды из Европы и США. Как же не запутаться покупателю, чтобы правильно и быстро подобрать одежду нужного ему размера? Ответ достаточно прост. Если потребитель знает свой размер в российской маркировке, разобраться в системе обозначения размеров в России и за рубежом будет совсем несложно! Если женщина предпочитает одежду европейских марок , то к маркировке следует прибавить цифру 6, чтобы получить размер в российской интерпретации(но размер получается делённый на два). Что касается одежды американских брендов или брендов Великобритании , то от российского размера необходимо вычесть 32. У мужчин принцип соответствия размеров одежды немного другой: чтобы понять, какой размер в европейской маркировке подходит покупателю, необходимо от российского размера вычесть цифру 2. С одеждой из Великобритании и США все немного сложнее. Если у потребителя 46 размер одежды, то следует вычесть 12, если 48 – вычесть 13, если 50 – вычесть 14 и т.д. по нарастающей. Буквы же означают следующее: S = small (маленький) M= middle (средний) L= large (большой) X= extra (приставка очень) К примеру: Следовательно, если у мужчины российский размер одежды 50, тогда например, футболка L (large) будет соответствовать данному размеру. Если же женщина – носит 40-ой размер, тогда подойдет одежда размера XS (extra small), т.е. «очень маленькая». Российские размеры измеряются в сантиметрах, т.к здесь присутствует метрическая система измерение параметров. В США одежда измеряется в дюймах,1д=2.54см. Международная маркировка отличается от отечественной. Для удобства есть принятые обозначения в буквах и номерах, которые необходимо переводить в сантиметры. Номер, указанный на маркировке, может не соответствовать реальному размеру изделия, а из-за большого количества подделок может быть просто ошибкой. Маркировка, принятая в Европе, отличается от английской и американской. Таблица соответствия номеров одежды: Юбки, пиджаки, верхняя одежда
Таблица или шкала соответствия размеров играет важную роль в быстром подборе одежды различных производителей товаров: американских, российских, европейских, немецких, английских и прочих. Производителя одежды или обуви можно легко определить по штрих- коду товара, указанном на самом товаре или упаковке, для одежды, как правило на самой одежде, например, брюках, платье, куртках, джинсах. Таблица соответствия размеров женской одежды от минимальных до больших.
Таблица соответствия размеров мужской одежды от минимальных до больших.
Таблица соответствия размеров детской одежды.
Дюймовая система измерения
Соответствие европейских размеров российским. С помощью приведенных ниже размерных таблиц можно легко соотнести размеры европейской одежды с традиционной российской размерной сеткой. Кроме этого в таблицах для каждого размера приведены соответствующие биометрические показатели.Женская одежда
Мужская одежда
Размеры детской одежды для российских производителей:
Выводы и предложенияОбозначение размеров во всех странах мира различно. У практически каждой крупной страны своя система измерений и своя маркировка. Но даже самые популярные системы измерения метрическая и дюймовая не совпадают. Очень редко сейчас потребитель может встретить правильную маркировку, даже отечественных производителей. К примеру, женский 84 размер (по ГОСТу) маркируется на российской одежде как 42. Всему виной не грамотность справочных изданий, а следовательно, и продавцов, которые помогают покупателям выбирать одежду. Надо совершенствовать справочные издания по соответствию размеров.
Приложение В настоящее время в нашей стране работает большое количество предприятий, выпускающих одежду для взрослых или детей. Подростки вынуждены покупать одежду, которая просто подходит им по размеру. Подростковый возраст - это период глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности. Этот период жизни также называют переходным, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток -уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, и стремится отстаивать свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему, как к равному, причем не только на словах, но и на деле. Подросток стремится самовыражаться, в том числе и через одежду, предъявляя к ней определенные требования. Однако эти требования изучены мало и при проектировании подростковой одежды их не учитывают. Для изучения требований подростков к одежде был проведен социологический опрос пятидесяти девочек подросткового возраста от 15 до 18 лет, который включал в себя анкетирование. Девочкам задавался ряд вопросов, которые должны были выявить их предпочтения в одежде. Было установлено, что большинство приобретают одежду совместно с родителями или самостоятельно. В повседневной одежде выбирают в большей степени комплекты с брюками, и меньше - комплекты с юбками и платья. А в нарядной одежде отдают предпочтение все-таки платьям. Наряду со спортивным стилем они выбирают классический и романтический. Ни один из респондентов не выбрал стиль кантри. На выбор цвета в одежде большое влияние оказал цветовой тон образа, т.е. сочетание цвета волос, кожи и глаз. Так в группе девушек, где доминирует теплый цветовой тон, предпочтение отдается теплым красным, коричневым, слоновой кости, зеленым, розовым цветам. Девушки со светлыми волосами выбирают некоторые холодные цвета - бирюзовый, лиловый, сиреневый. Все респонденты этой группы избегают оранжевого и синего цвета, а смуглые девушки еще и коричневого. В группе с холодным цветовым тоном, образованным сочетанием светлых волос и бледной кожи, предпочтение отдается розово-сиреневой, бирюзовой гамме и большинству пастельных цветов. Девушки этой группы, но с темными волосами выбирают красно-фиолетовую и зеленовато-коричневатую гамму. И все девушки этой группы избегают черных, желтых и серых цветов. При смешанном цветовом тоне образа подростки по-разному подходят к выбору цвета. Голубоглазые и сероглазые тяготеют к малиновой и сине-голубой цветовой гамме. Кареглазые с бледной кожей стараются теплым зеленовато-коричневатым и розовым цветом уменьшить бледность лица. И последний вопрос, который задавался подросткам, касался выбора формы и силуэта одежды. Оказалось, что 50 % девочек предпочитают одежду с четко выделенной линией талии, 35 % - полуприлегающую по линии талии и всего 15 % хотят носить свободную одежду (рис. 1). Нахождение форм и композиционных решений одежды - одна из основных задач проектирования, успех решения которой зависит от объема и содержания информации о характерных признаках формы и о пропорциях тела человека и его частей. Но информации об исследовании телосложения подростков очень мало. В связи с этим были проведены антропометрические исследования девочек-подростков различного роста и телосложения. Основной характеристикой тела в предложенной классификации является метрический индекс, который характеризует количество подкожно-жировой клетчатки. По этому признаку выделено три группы: малообъёмная, среднеобъёмная и широкообъёмная группа (табл., рис. 2). Основной процент фигур - 60 % имеет низкий коэффициент продольных пропорций тела, т.е. брахиморфный тип телосложения, укороченные ноги и длинное туловище. Это связано с тем, что рост продолжается до 21 года и в основном происходит за счет ног. Большинство девочек относятся к нижнему типу телосложения - более 50 %, а к верхнему - всего лишь 10 %. Пятьдесят процентов подростков высокоплечие, при этом больше, чем у половины выявлена ассиметрия. Грудные железы у девочек в 50 % случаев развиты слабо, в 40 % - нормально и в 10 % - сильноразвитые, а по высоте - расположены высоко. У девочек-подростков расширяются бёдра, утончается талия, формируется бюст. Пропорции фигуры подростка начинают приближаться к пропорциям фигуры взрослого человека, а при правильной осанке подростки выглядят стройнее взрослых женщин аналогичного размера. Кроме того, при проектировании одежды для девочек подростковой группы необходимо учитывать и то, что хотя одежда подростков приближается к одежде взрослых, но, ни в коем случае не должна повторять её. И ошибаются те девочки-подростки, которые, придумывая для себя наряд, стараются, чтобы он был, «как у мамы». Платья и юбки не стоит делать слишком узкими - они не только сдерживают движения, но и совсем не украшают не-сформированную до конца фигуру девочки. Для девочек-подростков подходят модные силуэты женской одежды, но характер подбора вещей и их решение всегда должны оставаться молодёжно-спортивными. Для девочек 15-18 лет подходят разные комплекты, которые состоят из юбок, брюк, блуз и жилетов разного кроя. Но в тоже время необходимо разделять гардероб подростка на одежду повседневного характера, на одежду для выхода в «Свет» и одежду для занятия спортом и прогулок (рис.3). Таким образом, проведенные социологические и антро-поморфологические исследования помогут грамотно решать одну из основных задач - поиск гармоничных, эргономичных и антропометрических композиционных решений подростковой одежды 3 О конференции «Российская швейная промышленность: возможности роста и стратегии успеха в новых условиях» [20] 24 сентября 2009г. в рамках деловой программы XXXIII Федеральной оптовой ярмарки «Текстильлегпром» компания «ЮНСЕН» провела конференцию «Российская швейная промышленность: возможности роста и стратегии успеха в новых условиях». Компания «ЮНСЕН» имеет многолетний опыт работы на текстильном рынке России и хорошо понимает непростую ситуацию сегодняшних реалий. Вот почему было принято решение провести конференцию, основной задачей которой было помочь предприятиям российской швейной промышленности адаптироваться к новым условиям, а также дать топ-менеджерам и владельцам компаний конкретные рекомендации по развитию бизнеса. На конференции эксперты и первые лица ведущих российских компаний рассказали об эффективных управленческих решениях и маркетинговых инструментах, которые успешно работают СЕГОДНЯ. Программу открыл Алексей Кошенков, профессиональный менеджер и консультант, коммерческий директор компании «ЮНСЕН». Его презентация была посвящена потребительским предпочтениям при выборе верхней одежды. Результаты данного исследования помогли выявить основные факторы, влияющие на выбор покупателя. Далее слово взял Николас Рудольф Коро, Главный Куратор Исследовательского Центра Брендменеджмента и Брендтехнологий (RCB&B), член комитета по маркетингу ТПП РФ, известный специалист по разработке брендов и нейромаркетинговым технологиям. В своем ярком выступлении Николас Рудольф Коро рассказал про антикризисный брендинг в легкой промышленности. Раскрыл секреты создания успешного бренда. Зарядил аудиторию своей энергией и задал высокий темп всей конференции. Игорь Качалов, основатель и руководитель Агентства Качалов и Коллеги, вошедший в Топ-10 маркетинговых консультантов России, блестяще обосно'вал тезис «Кризис - лучшее время для роста». В выступлении были рассмотрены причины кризиса, а также предложены варианты антикризисной программы роста. Консультант по брендингу и маркетинговым коммуникациям директор Trout&Partners\Russia Алексей Сухенко показал и проиллюстрировал на примерах из отечественного и мирового бизнеса, почему позиционирование является важнейшим решением в истории компании. Наталья Георгиева, генеральный директор московского представительства группы компаний WorkLine, выделила стратегии поведения компаний в кризис, рассказала за счет чего и как можно управлять поведением потребителя, и, наконец, раскрыла основные психографические типы покупателей. Закончил конференцию Алексей Кошенков выступлением «Ключевые моменты успешной реализации стратегии». Он поделился опытом управления, выделил факторы, на которых базируется успех любой стратегии, а также ответил на главный вопрос «Как сделать так, чтобы стратегия сработала?!» Безусловно, знания, полученные на конференции, помогут швейным компаниям найти новые успешные решения для бизнеса и укрепить свое положение на быстро меняющемся рынке. Список использованной литературы 1)ГОСТ 252296-2003 «Изделия швейные бельевые» 2)ГОСТ 17521-72 «Типовые фигуры мужчин» 3)ГОСТ 17522-72 «Типовые фигуры женщин» 4)ГОСТ 17916-86 «Фигуры девочек типовые» 5)ГОСТ 17917-86 «Фигуры мальчиков типовые» 6)Журнал РБК №5 2010г, электронная версия на www.rbc.ru 7)Журнал «Швейная промышленность» за 2009г.;№5, №6 (доц. к. т. н Е. В. Баскакова и апс. РосЗИТЛП К.Э. Меликсетян) 8)Свободная интернет- энциклопедия Википедия (www.wikipedia.ru) 9) http://alfaparcel.com/sizeguide 10) www.fashion-world.ru 11) www.kidsshop.ru 12) РОССТАТ (статистические данные за 2007-2009 год) [1] Журнал «Швейная промышленность» №5 за 2009г. [2] по данным РБК [3] По данным РОССТАТа [4] По данным РОССТАТа [5] Рис. 3. и рис. 5 по данным РБК [6] См. приложение в конце документа «Инновации в проектировании одежды для подростков» и «Российская швейная промышленность: возможности роста и стратегии успеха в новых условиях» [7] По данным сайта www.budgetrf.ru [8] По данным МА «Шесть Nаполеонов», ABARUSMarketResearch, газета «Бизнес», Symbol-Marketing, http://www.betapress.ru/effect/59.html [9] По материалам http://www.betapress.ru/effect/59.html и http://roslegprom.ru/article_srch.html/ [10] По материалам http://www.elegprom.ruи http://roslegprom.ru/article_srch.html/ [11] По материалам http://top.rbc.ru/retail/ [12] по материалам http://www.4p.ru/index.php?page=16707 и http://roslegprom.ru/article_srch.html/ [13] По ГОСТам: 17522-72 «Типовые фигуры женщин»; 17521-72 «Типовые фигуры мужчин»; 17916-86 «Фигуры девочек типовые»; 17917-86 «Фигуры мальчиков типовые». [14] По ГОСТу 25296- 2003 «Изделия швейные бельевые» [15] по данным http://www.fashion-world.ru/clothes/sizes/271/ [16] По данным свободной энциклопедии Википедия (www. wikipedia.ru) [17] По EN 13402 — европейский стандарт указания размеров одежды [18] wikipedia.org [19] По данным из журнала «Швейная промышленность» №6 за 2009 год; ГОСТ 17916-86 «Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектировании одежды» 1986г.;ШЕРШНЁВА Л.П., ПИ-РЯЗЕВА Т. В., ЛАРЬКИ-НА Л.В. «Основы прикладкой антропологии и биомеханики». М.,ФОРУМ-ИН-ФРА-М,2004г. [20] По данным из журнала швейная промышленность №5 за 2009г. |