Реферат: Влияние освещения на безопасность движения
Название: Влияние освещения на безопасность движения Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат | ||||||||||||||||||
. ДТП в темное время суток – важная проблема. Несмотря на незначительный объем движения (15-20%) в темное время происходит 41-50% ДТП. По данным НИИАТ, количество ДТП на 100тыс. транспортных единиц составляет: в утренние сумерки 26; светлое время дня 2; вечерние сумерки 65; ночью 4. По данным Г.Кнофлахера на пересечениях неосвещенных дорог ночью происходит 24-29%, в сумерки 6-7% ДТП, на свободных участках дорог в темное время суток 26%. Ночью происходят наиболее тяжелые ДТП. Ряд исследований показывает, что в темное время суток на 30-40% увеличивается тяжесть последствий ДТП. Например, в Австрии число раненых в ДТП в темное время суток составляет 33%, погибших 55%. В ФРГ подсчитано, что езда ночью в 3,5 раза опаснее, чем днем, а опасность погибнуть в ДТП ночью возрастает до 10 раз. Во Франции вероятность возникновения ДТП ночью вдвое больше, их последствия втрое тяжелее. По этим данным можно оценить влияние искусственного освещения. В городах и населенных пунктах в темное время суток происходит 31,3, на загородных дорогах 41,2% ДТП. Наиболее опасные конфликтные ситуации в темное время суток наблюдаются при столкновении автомобиля и пешехода, автомобиля и велосипеда. Ночью значительно повышается опасность для пешеходов и велосипедистов, идущих по проезжей части. Кроме основной причины – недостаточной видимости, усиливается влияние человеческих факторов – усталость, безответственность. По данным ФРГ в ночное время увеличивается число случаев превышения безопасных скоростей. Влияние аварийности в темное время суток на виды транспорта и квалификацию водителей по республике Литва исследовала О.В.Лукошявичене. По данным исследований аварийность ночью увеличивается для водителей-профессионалов в 2,6 раза, мотоциклистов в 2,4 раза. Несколько неожиданным является незначительное уменьшение индекса аварийности в темное время суток у водителей-любителей. По-видимому, это связано со значительным уменьшением скорости (на 15-20%) движения ночью у этой категории водителей. Наиболее активная мера повышения безопасности в темное время суток – качественное искусственное освещение в первую очередь участков улично-дорожной сети с большим числом конфликтных точек между транспортом и пешеходами. Таковыми прежде всего служат магистральные улицы, наиболее загруженные участки городских дорог. Проблемы значения видимости для безопасности движения рассматривались на международной конференции в конце 1980г. во Франции. На ней акцентировалось внимание не только на качестве освещенности в темное время суток, но и на сопутствующие факторы – усталость, потребление алкоголя, искажение расстояний, цвета различных предметов, дорожной сигнализации, оптических иллюзий и др. Основная причина повышенного числа ДТП в темное время суток – недостаточное расстояние видимости. Преодоление или смягчение этого обстоятельства возможно путем применения ряда мер: 1) совершенствования осветительных приборов самих транспортных средств; 2) ограждение тротуаров и препятствий, установка дорожных знаков, нанесение дорожной разметки и др.; 3) уменьшение скорости движения; 4) применение противоослепительных средств фарами встречных автомобилей – озеленение кустарником поперечно на разделительной полосе; 5) дополнительное освещение особо конфликтоопасных мест – перекрестков, пешеходных переходов; 6) оборудование опасных участков улиц и транспортных средств дополнительным светоотражающим освещением, включая светящиеся знаки, катафоты велосипедов и др. Искусственное стационарное освещение обладает неоспоримыми преимуществами перед освещением приборами, установленными на самих автомобилях. Безопасность в местах, где много нежелательных контактов между пешеходами и автомобилями, при нормальном искусственном освещении по сравнению с неосвещенными или плохо освещенными участками повышается в 3-6 раз. Стационарное освещение и на загородных дорогах снижает аварийность не менее чем на 25%, позволяет значительно снизить утомляемость водителей, повысить безопасную скорость и пропускную способность. Кроме того, освещение дорог стимулирует их загрузку в ночное время. Для обозначения качества освещения используются различные показатели и измерители в системе СИ. Основные термины и их обозначение приведены в таблице:
В России нормативы освещенности городских магистралей и улиц предусматривают яркость освещения в зависимости от их категории (А, Б, В) и загрузки. Наивысшая степень яркости предусмотрена для скоростных дорог и общегородских магистралей с интенсивностью движения более 3000 авт/ч в обоих направлениях. Она должна составить 1,6 кд/м2. При такой яркости средняя горизонтальная освещенность должна быть 20 лк. На автомобильных магистралях средняя яркость сухого покрытия рекомендуется 2 кд/м2. Качество освещенности во многом зависит от соотношения минимальной и максимальной яркости. Для высоких категорий магистралей оно не должно превышать 3:1. За рубежом соотношения яркости в продольном направлении составляют 1:1,3 в сухую погоду и 1:1,6 в дождь; в продольном направлении соответственно 1:2,5 и 1:4. В некоторых странах установлены повышенные требования к освещенности. В Швейцарии яркость освещенности главных магистралей должна быть не менее 4 кд/м2 , других магистралей - 2 кд/м2. Международные нормы для городских и загородных автомагистралей с интенсивным движением обычно требуют среднее значение яркости для сухого покрытия 2 кд/м2. В Бельгии считают, что необходимая яркость освещения должна быть равной 2,5 кд/м2., а на очень загруженных дорогах - 4 2 кд/м2. На всем протяжении загородных дорог такие нормы по ряду экономических и технических причин не могут быть достигнуты. Между тем в программах повышения безопасности ряда стран в последнее время освещение дорог рассматривается как одно из первоочередных и эффективных мер. Наиболее загруженные, в основном пригородные, участки автомобильных дорог должны иметь такое же освещение, как и на городских улицах. Зависимость аварийности от освещенности улиц изучалась в США. По данным исследований при освещенности 3,57 лк число ДТП с ранеными и погибшими составило 6,43 на 1 млн. авт.-км, при освещенности 9,5 лк – 2,3 при 14лк - 1,09. Повышение освещенности имеет свои пределы. Искусственное освещение даже при самом высоком качестве ни может идти ни в какое сравнение с дневным освещением (освещенность при солнечном свете составляет около 10000 лк, яркость до 8000 кд/м2.). Свойства адаптации человеческого глаза способны в какой-то мере сгладить большую разницу освещенности. Однако ее возможности ограничены. Это приходится учитывать на въездах в тоннели, где освещенность должна составлять до 1000 лк. В самом тоннеле днем освещенность должна быть не менее 100 лк . Статистика показывает, что при высоком качестве искусственного освещения показатели аварийности могут быть снижены на 30-35%. Особое значение имеет «предупредительное», т.е. дополнительное, освещение опасных мест для охраны пешеходов – пешеходные переходы, края проезжей части. Эти меры могут снизить число ДТП с пешеходами в темное время суток до 57-69%. Технико-экономическое обоснование мер освещения на повышение уровня безопасности базируется на учете эффекта от ожидаемого снижения числа ДТП, их ущерба и стоимости оборудования систем освещения и электрической энергии, затрачиваемой для этой цели. При невозможности добиться необходимого качества освещения, что довольно часто имеет место на городских улицах, транспортных узлах – реальной и эффективной мерой повышения безопасности нужно считать ограничение скорости. Как показала практика в г.Вильнюсе, это особо важно на магистралях-въездах в город. В связи с таким обстоятельством в 1983г. скорость на одном из реконструируемом въезде на городской магистрали была снижена с 90 до 70 км/ч. Снижение скорости в темное время суток имеет меньший экономический эффект, так как в потоках снижается доля транспорта общего пользования. Интенсивность потоков в течение суток значительно меняется. Ночью загрузка транспортных узлов падает. В связи с этим иногда высказываются мнения, что в ночные часы необходимо отключать светофорные устройства. Цель отключения – экономия энергии, уменьшение шума и загазованности из-за вынужденных остановок у светофора. Для проверки правильности этих предположений в Дуйсбурге (ФРГ) был проведен специальный эксперимент. Анализ ДТП, шума и загазованности в ночные часы при включенных и отключенных устройствах на 153 перекрестках в течение 3-х лет показал: 1) опасность возникновения ДТП при проезде перекрестков с выключенными светофорами возросла в 2,5-3 раза, степень риска – в 4 раза; 2) нагрузка перекрестков с выключенными светофорами несколько уменьшилась, так как водители стали избегать их; 3) мигающий желтый сигнал не в состоянии заметно повысить безопасность (этот вывод из-за небольшого числа данных дается осторожно); 4) ожидаемый эффект уменьшения шума и загазованности не достигнут; 5) потребление горючего при выключенных светофорах уменьшается лишь при стремлении ехать «экономно»; 6) в результате эксперимента выработаны рекомендации не выключать светофорного регулирования в ночные часы, широко информировать об опаности выключения светофорной сигнализации общественность. Другое направление повышения безопасности движения в темное время суток – максимально эффективное использование осветительных приборов самих автомобилей и принципа светоотражения. Используются следующие меры: 1) осветление покрытий дорог; 2) ограждение светоотражающими приборами кромок проезжей части, ограждений и препятствий; 3) использование светоотражающих (и светящихся) дорожных знаков, табло и указателей; 4) использование светоотражающей дорожной разметки; 5) использование отпугивающих устройств для диких зверей; 6) применение устройств в основном на автомагистралях, уменьшающих ослепление; 7) применение светоотражающих полос, лент, значков на одежде и шлемах мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов. Особое значение для повышения безопасности имеет осветление как освещенных, так и неосвещенных дорожных покрытий. Для осветления применяются белые и цветные цементы, заполнители, светлые органические вяжущие материалы. На фоне осветленных покрытий становятся лучше заметными фигуры людей, очертания предметов и препятствий. |